Partita.Ru

Б. Турчинский: «Чтобы помнили»

Посвящается чудесному человеку,
прекрасному музыканту и педагогу
Вере Петровне Базилевич

Вера Петровна Базилевич Многим из нас хорошо известен популярный когда-то цикл передач об артистах «Чтобы помнили». Недавно кто-то из моих друзей выставил на своей страничке в Facebook запись одной из передач этого цикла. Сюжет был об Олеге Дале.

Хорошо сказал ведущий передачи Леонид Филатов: «Есть артисты более любимые, есть менее любимые, есть знаменитые. Есть артисты (их очень мало), которые являются для миллионов некой духовной гарантией. Вот такими артистами были, например, Шукшин и Высоцкий — когда неважно было, что они играют и про что они играют, кого они изображают на экране. Важен был сам облик этого человека, важно понимание, что этот человек жив. И пока он жив — все в этом мире идет более-менее нормально. К таким артистам принадлежал, видимо, и Олег Даль...». И Даль, и сам Филатов, которого тоже уже нет с нами, принадлежали к таким артистам...

Посмотрев выпуск, я подумал: жаль, что нет подобной хорошей телепередачи о музыке и музыкантах. А может, она есть, но не так популярна, может, она для узкого круга посвященных зрителей, и я ее просто не знаю? И как было бы хорошо, если б такая телепередача была! У меня даже есть на примете человек, о котором стоило бы рассказать. Это — Вера Петровна Базилевич.

Есть музыканты именитые, о них много написано в Интернете. Писать в сети не так уж и трудно, это может сделать почти любой: набери материалов из Интернета, сделай звонок или два своему герою и — вот она, готова публикация! С моим новым героем, Верой Петровной Базилевич, дело обстоит по-другому. Ей не позвонишь, не расспросишь... Ее давно нет на свете...

И я хочу рассказать вам сегодня об этом чудесном музыканте и человеке. Чтобы ее знало молодое поколение музыкантов. Чтобы помнили!

Красноречивы регалии ее учеников

Обратите внимание только на регалии ее учеников — и сразу станет все ясно: кто она, их учитель. Вот несколько имен, в дальнейшем я упомяну еще. Все они — достойные и состоявшиеся музыканты: Лауреат международного конкурса, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, профессор Калио Эвальдович Мюльберг — пожалуй, одна из самых заметных творческих личностей!

Евгений Васильевич Дущенко, украинский дирижер, педагог, народный артист Украинской ССР. Тимофей Иванович Гуртовой, тромбонист, дирижер, профессор, народный артист СССР. Леонид Михайлович Джурмий, дирижер, заслуженный артист Украины. Волков Н. В., кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Украины, преподаватель кларнета и дирижер оркестра музыкальной школы-десятилетки имени П. С. Столярского Гаррий Орел. Преподаватели Одесской консерватории профессора Д. Орлова, В. Готчев, А. Серебри, доцент В. Лисица, преподаватель одесского музыкального училища В. Галик. Преподаватель Кировоградского музыкального училища Юрий Нотариус, основатель кафедры духовых инструментов Ровенского института культуры, доцент, заслуженный работник культуры Украины Вячеслав Старченко, солисты оркестров Василий Понамарчук, Николай Мельник и многие-многие другие. Можно перечислять и перечислять. Ниже мы продолжим этот славный список.

А еще — в числе ее учеников преподаватель запорожского музыкального училища Анатолий Жульев, мой друг, и мы его, конечно же, попросим рассказать о том, какой запомнилась ему Вера Базилевич.

Дополняя Википедию

Прежде, чем приступить к очерку об очередном своем герое, я, как правило, заглядываю в Википедию, чтобы сравнить, что имеется там, и что известно об этом человеке мне. Кое-что иногда беру из Википедии, но одновременно и сам ее дополняю, модераторы Википедии не против, а только за. И вот, какую творческую биографию моей героини удалось мне составить совместными с Википедией усилиями. Причем из других статей, где фигурирует ее фамилия. А еще большое спасибо музыкальному публицисту А. В. Черных за его книгу — справочник «Советское духовое инструментальное искусство».

Базилевич Вера Петровна. Исполнительница, педагог, музыковед, дирижер. Родилась 30 сентября 1909 года в Ногайске, умерла в Одессе в сентябре 1992 года.

В 1936 году окончила Одесскую консерваторию по классу кларнета у доцента Н. Н. Чернятинского, дирижерское образование получила в классе профессора А. И. Климова. Также окончила отделения фортепианное и музыковедческое.

С 1936 года — преподаватель консерватории, доцент (1954), преподаватель и дирижер симфонического и духового оркестров Одесского музыкального училища, органистка одесского оперного театра.

В консерватории, кроме класса кларнета, вела музыкально-теоретические дисциплины, дирижирование, инструментоведение. В эти же годы играла в оперном театре на органе и клавесине, преподавала в музыкальном училище. Вера Петровна — организатор семинаров и курсов «дирижирование духовым оркестром». Именно в ее бытность руководителем симфонического оркестра музыкального училища, в Одессе впервые прозвучали произведения многих местных композиторов. 1955–1964 — заведующая кафедрой духовых инструментов Одесской консерватории.

Базилевич автор многих переложений для кларнета и ансамблей духовых инструментов, автор ряда научно-методических работ по дирижированию.

Хочется особенно отметить одну из них, вышедшую уже после ее смерти. Работа характерна тем, что ее создал коллектив авторов, все это очень известные имена в мире музыки, причем соавторами выступают бывшие учителя и их ученики. Как, например, Вера Базилевич и Калио Мюльберг. Итак, это "Сборник научно-методических работ. Программа дух. спецкласс. Киев—2006. Авторы: Докшицер Т. А., Усов Ю., Табаков М. И., Орвид Г. А., Розанов С. В., Анисимов Б. И., Турусин М. Н., Пушечников И. Ф., Калинкович Г., Венгловский В., Седракян А. М., Страутман Г., Андрезен В. П., Бердыев Н. В., Мюльберг К. Э., Повзун В. П., Базилевич В. П.

Можно упомянуть и еще одно интересное издание: «В. Базилевич. «Методические рекомендации по работе дирижера над художественным произведением с самодеятельным духовым оркестром». Одесса, 1985. Выпущена Одесским областным отделением музыкального общества УССР, Одесским областным научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы.

«Напиши о наших преподавателях!»

Наши творческие пути пересеклись в далеком 1976 году, и с тех пор мы дружим. Представляю Анатолий Жульев — композитор, преподаватель-методист по классу тромбона и дирижерских дисциплин Запорожского музыкального училища. Дирижеру симфонического, духового и эстрадного оркестров музыкального училища, воспитавший целый ряд лауреатов, от областного и до международного уровня (солисты, ансамбли, оркестры). Анатолий — ученик Веры Базилевич. Я даю ему слово в этом нашем рассказе о выдающемся педагоге. Идея очерка, в общем-то, принадлежит в какой-то мере и ему тоже.

"Борис, а почему бы тебе не написать о наших прекрасных преподавателях Лубе, Генари и Базилевич?!«,— обратился ко мне как-то Анатолий. «У тебя получился такой прекрасный очерк о Калио Эвальдовиче Мюльберге. Продолжи эту тему, расскажи и о других преподавателях консерватории».

Легко сказать: напиши, расскажи о Базилевич... Но как? Веры Петровны давно нет, она ушла от нас в 1992 году, значит, сбор материала придется начать с нуля. Собственно как и с другим недавним моим очерком, о другом хорошем музыканте, преподавателе консерватории, профессоре Владимире Николаевиче Лубе.

Прежде, чем начать писать очерк о Лубе, и уже после сбора информации, я сделал статью в Википедии, которую сразу и приняли. Сделал я статью и о Базилевич Вере Петровне, но... Администратор оказался не таким уж и знающим в музыке, упрямым и заявил: нет значимости этой личности! Меня это задело...

Администратор Википедии удалил сделанную мной страницу о Базилевич с формулировкой «нет доказательств энциклопедической значимости». Что ж, может формально он по-своему и прав... И тогда я решил собрать убедительный материал и найти доказательства этой самой значимости.

Редкого диапазона музыкант, разносторонний педагог

В жизни не встречал я музыканта, владевшего такими обширными и разносторонними знаниями почти во всех сферах музыки, как Вера Петровна Базилевич, и вы это поймете дальше из материалов очерка. Все, чем она занималась, она знала досконально и на очень высоком профессиональном уровне. Потому она и была в Одессе авторитетом, как бы экспертом, касалось ли дело духовой, симфонической музыки, вопросов дирижирования, инструментоведения, гармонии и теории, оперного театра и инструментального музыкального искусства.

Вера Петровна в силу своей скромности никуда не лезла, ни в какие высокие сферы. Пригласили работать или играть — пожалуйста, и с удовольствием. Нет — не надо... Хотя само ее звание доцента в 60-е годы было чем-то высоким и труднодосягаемым. Трудно было его получить в те годы. Это уже после 90-х, когда наступило время самозванцев, звания, перестали представлять какую-либо важность.

А в Украине они вообще посыпались как из рога обилия. И что, если человек не профессор, не заслуженный, так и нет ему места в нашей памяти? Это я в укор Википедии. Повествует Википедия только об увенчанных регалиями. Бог с ними, с «великими». Я хочу рассказать вам об этом чудесном музыканте и человеке — о Вере Петровне Базилевич.

«Мне в жизни просто повезло»

А теперь слово Анатолию Жульеву. Мне в жизни просто очень повезло встретиться с великолепным музыкантом, преподавателем, просветителем и умным, чутким, очень скромным человеком — Верой Петровной Базилевич. Она сыграла самую главную роль в моем становлении как дирижера, музыканта-профессионала.

Я познакомился с ней в 1967 году, будучи студентом-тромбонистом Одесского музыкального училища. Вера Петровна в то время руководила студенческим симфоническим оркестром музучилища и была доцентом Одесской консерватории.

Вера Петровна занималась с нашим оркестром высокопрофессионально, с большим знанием своего дела, очень четко и тщательно. Она проводила общеоркестровые занятия, а групповые репетиции часто давала дирижерам-практикантам, но под ее руководством.

Ближе к зачетам давала практиканту поработать и с оркестром. На занятиях Вера Петровна требовала правильного исполнения текста, особенно штрихов, ритмических рисунков, чистоты интонации, много работала над тембрами, стилем и художественным образом произведения. Программы всегда были разнообразными и интересными, с обязательным привлечением лучших солистов-инструменталистов и вокалистов Одессы.

В репертуаре симфонического оркестра музучилища были у нас такие произведения: А. Бородин, «Богатырская симфония» (I часть), В. Калинников, Симфония № 1 (I часть), Ф. Шуберт, Неоконченная симфония (I часть), Д. Кабалевский, Концерт для фортепиано с оркестром, С. Рахманинов, Каватина Алеко из оперы «Алеко». Каватину Алеко исполнял студент одесской консерватории Михаил Кит, впоследствии заслуженный артист РСФСР, солист ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. Глинки, международного конкурса вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне (Гран-при, 1977 г.).

В то же время Вера Петровна в концертную программу всегда включала произведения местных авторов, инструментовки студентов музучилища, консерватории. Такие концерты очень оживляли интерес студентов, педагогов музучилища, консерватории, школы имени П. С. Столярского, музыкантов филармонии, оперного театра, оперетты, военных оркестров (их было десять!), просто музыкальной публики Одессы.

После концертов были обсуждения и отзывы в студенческой, педагогической и музыкальной среде, особенно обсуждение всего нового, что прозвучало. Всячески поощрялось творчество молодых исполнителей и местных авторов, оркестровщиков.

Под таким творческим влиянием и я инструментовал: «Серенаду» и «Ноктюрн» Н. Ракова для четырех тромбонов и симфонического оркестра, а также произведение С. Рахманинова «Уж ты, нива моя» для солиста и симфонического оркестра. Для духового оркестра: Р. Щедрина — Марш Царя-гороха и Вариации Царь-девицы из балета «Конек-горбунок». И действительно, симфонический оркестр музучилища играл мои инструментовки в концертах училища, в консерватории, на выездах, а духовой оркестр играл на госэкзамене по дирижированию в 1969 году.

Вера Петровна уже в музучилище заметила мое стремление к профессии дирижера, всячески способствовала и помогала моему развитию как солиста, оркестранта, дирижера, инструментовщика. Благодаря ей, я был очень увлечен профессией дирижера, и, когда увидел, что у меня есть такой учитель и появились определенные успехи, начал заниматься более усиленно и целенаправленно.

С 1969 года в Одесской консерватории я уже учился в классе Веры Петровны по всем дирижерским дисциплинам и с большим желанием. Я дважды окончил консерваторию: в 1973 году, как «преподаватель, солист оркестра» и факультатив по теме «дирижирование духовым оркестром», а в 1979 году — получил диплом дирижера духового оркестра и окончил факультатив «симфоническое дирижирование».

Военным духовым оркестром дирижировал на госэкзамене, а симфоническим оркестром музучилища дирижировал на зачетах. На зачетах и экзаменах по дирижированию у меня были выдающиеся музыканты: Пресич И. С., Мюльберг К. Э., Салик А. Я., Луб В. Н., Шип В. И., Кардашев А. А. Программы были сложными и очень высокохудожественными: Л. Бетховен, Симфонии № 3, № 5, Э. Григ, Концерт для фортепиано с оркестром, сцены из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и другое.

Вера Петровна занималась со студентами всегда много — 2–3 раза в неделю по 1,5–2,5 часа, то есть, «двойными уроками», и очень скрупулезно, тщательно и всегда требовала, прежде всего, хорошего технического и художественного исполнения. Часто к ней обращались с просьбой позаниматься по различным специальностям и многие маститые музыканты, особенно перед конкурсами, экзаменами. Тромбонист В. Ф. Готчев, профессор Одесской консерватории, сам мне об этом рассказывал. Так и я обратился с просьбой к Вере Петровне позаниматься со мной на тромбоне, по специальности, в консерватории, и занимался я у нее целый выпускной год. За что я ей также очень благодарен. И, что важно, то, что она никогда не отказывала и не брала ни копейки за свою большую, трудоемкую и тяжелую работу, при этом часто сама выполняла еще и функцию концертмейстера.

После учебы у Веры Петровны моя жизнь ни на день не прерывалась работой с оркестрами и с дирижированием. Она воспитала целую школу великолепных мастеров музыкального искусства, многие из них стали лауреатами различных исполнительских конкурсов, фестивалей, смотров. Большая часть из них стала ведущими преподавателями музыкальных учебных заведений, исполнителями, дирижерами в театрах, филармониях. Многие ее ученики за свой профессиональный труд удостоились научных и государственных званий, званий доцентов, профессоров, заслуженных работников культуры, заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусств, народных артистов.

Из истории. Государственный экзамен по дирижированию я сдавал с прекрасным, другого слова нет, военным духовым оркестром Одесского высшего военного командного училища ПВО, дирижер заслуженный артистУкраины подполковник А. Я. Салик (впоследствии, народный артист Украины, полковник, профессор Одесской консерватории). Кстати, автор этого очерка Борис Турчинский в этом оркестре был солистом-кларнетистом. На моем государственном экзамене, кроме других произведений, он на высоком исполнительском уровне сыграл соло в фантазии М. И. Глинки «Камаринская». Тогда мы и познакомились, и вот дружим мы с ним уже много лет. На экзамене я получил оценку «отлично», комиссия отметила превосходную игру оркестра. А Борис удостоился похвалы комиссии и моего преподавателя по дирижированию Веры Петровны Базилевич.

Впервые я услышал это имя так давно...

Рассказ друга рассказом, но впервые я услышал имя Веры Петровны Базилевич от Дины Павловны Орловой. Когда-то, в далекие 60-е, она вместе со своим мужем фаготистом Сашей Орловым работала в оркестре Житомирского музыкально-драматического театра. Дина Павловна также преподавала в местном музыкальном училище.

В оркестре театра играл и мой отец, Роман Иосифович. Я хорошо помню эту пару: Дина Павловна и Сан Саныч Орловы, ведь ходил почти на все спектакли. Кстати, многие музыкальные арии я знал, поэтому наизусть, чем удивлял своих родителей. Дома я пел фрагменты из музыкальных спектаклей. Декламировал и даже старался подражать актерам. Самым моим любимым спектаклем была оперетта «Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, а исполнительницу главной роли я обожал. Не помню фамилии, но помню, что потом ее забрали в киевский театр оперетты.

Муж Дины Павловны, Сан Саныч, был другом моего отца, и именно благодаря их дружеской связи, я впоследствии оказался в Одессе. Дина Павловна мне уже при первых встречах, когда я только приехал в Одессу в 1974 году, рассказывала об этом удивительно скромном и талантливом человеке, о Вере Петровне Базилевич, которая сыграла значительную роль в жизни Дины Павловны и в ее музыкальной карьере.

Орлова Дина Павловна закончила Донецкое (тогда сталинское) музыкальное училище по двум специальностям: класс домры (руководитель Солоха) и хорового дирижирования (Цешковский, (1953) и Одесскую государственную консерваторию (1958) по двум факультетам — народных инструментов и хорового дирижирования.

С большой признательностью вспоминает Дина Павловна своих выдающихся педагогов — К. Пигрова, Д. Загрецкого, Е. Дущенко, В. Базилевич, В. Ефремова, В. Касьянова.

Уже после третьего курса работала Дина Павловна в Одесском музыкальном училище — преподавала домру и дирижирование. Работала в Житомирском музыкальном училище (1958–1960) преподавателем на отделах народных инструментах и хорового дирижирования, а по совместительству — хормейстером, затем дирижером в Житомирском областном музыкально-драматическом театре. С 1960 года преподает на кафедре народных инструментов одесской государственной консерватории. С 1971 года — старший преподаватель, в 1982 году — доцент, в 1992-м — и.о. профессора, в 1999-м — профессор.

Педагоги глубокие, разносторонние

Вторым важным педагогом после профессора Калио Мюльбега, учителя по специальности в одесской консерватории, которому многим обязан выдающийся музыкант заслуженный артист Украины, главный дирижер Харьковского театра оперы и балета Леонид Михайлович Джурмий, была доцент Вера Петровна Базилевич. Первый — это, само собою, педагог по специальности.

В своей книге «Записки кларнетиста» К. Э. Мюльберг писал о Джурмие: «Весьма успешны были его занятия по дирижированию. Занимался он у доцента Веры Петровны Базилевич. Здесь он чувствовал себя как дома, его музыкантская уверенность, профессионализм и авторитетность не имели «проколов». Вера Петровна пророчила ему блестящую дирижерскую карьеру. И она не ошиблась. И вот, что писал о своем педагоге Вере Базилевич, сам Леонид Джурмий.

Вера Петровна была удивительно глубоким, тонким и разносторонним музыкантом. Она окончила Одесское музыкальное училище по классу кларнета и фортепиано, а консерваторию, как музыковед. Также, как впоследствии и я сам, с увлечением занималась дирижированием (класс профессора А. И. Климова).

Но это далеко не все из ее музыкальных дарований. В оперном театре Вера Петровна играла на органе и клавесине, в музыкальном училище вела класс симфонического оркестра. В консерватории у нее обучались многие и неважно, с какой кафедры. Это были и хормейстеры, и духовики, и народники. «Теоретикам» же она вела курс инструментоведения.

Самым сильным педагогическим даром Веры Петровны было умение найти особый подход к каждому студенту, подобрать ключик к его индивидуальным способностям. Такой ключ подобрала она и ко мне, видимо, что-то заметив во мне... Как она потом мне говорила — отметила она у меня прирожденную мою музыкальность и большое стремление стать дирижером. Не позволила эти дарования зарыть в землю, помогла во мне им развиться. За это я ей очень благодарен.

Вера Базилевич и Калио Мюльберг

Вера Базилевич и ее ученик великий Калио Мюльберг. Это, пожалуй, отдельная тема!

Вера Петровна была человеком настолько скромным, что, казалось бы, сегодня мы суммируем так немного знания о ней, ведь она упорно трудилась, но не выделяла себя, как это делают многие другие. Но она вся в учениках! И так получается, если смотреть из нашего сегодня, что вся она в ее творческой судьбе — это ее ученики. Самый заметный и самый выдающийся из которых — Калио Мюльберг, сам воспитавший затем плеяду славных музыкантов.

Калио Эвальдович Мюльберг (8 января 1928, Мариуполь) — советский и украинский кларнетист и педагог, заведующий кафедрой духовых инструментов Одесской государственной академии музыки имени А. В. Неждановой, профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины.

В 1948 году К. Мюльберг окончил Одесское музыкальное училище (класс П. В. Дроздова), в 1953 году — Одесскую консерваторию (класс В. П. Базилевич). В 1957 году одержал победу на Всесоюзном конкурсе исполнителей и завоевал третье место на конкурсе в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

C 1948 по 1964 годы — солист оркестра Одесского оперного театра.

На протяжении всего своего творческого пути Калио Мюльберг ведет активную концертную деятельность. Он стал первым исполнителем в СССР концертов для кларнета с оркестром Р. Кубина, А. Копленда, каприччио Г. Глазачева. Им записана грампластинка на фирме «Мелодия» с сочинениями Ф. Пуленка, П. Подковырова, Б. Мартину и Г. Глазачева. Свои произведения Мюльбергу посвятили композиторы Ю. Щуровский и Л. Колодуб. С большим успехом Мюльберг выступал как солист в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ровно, Челябинске и многих других городах СССР, а также за рубежом: в Финляндии, Италии, Португалии, Болгарии.

Значительна деятельность Калио Мюльберга в качестве педагога. Среди его учеников ? высококвалифицированные исполнители, которые работают в различных симфонических оркестрах, преподаватели престижных музыкальных учебных заведений. И все это — в большой мере также и заслуга педагога Калио Мюльберга Веры Петровны Базилевич.

Главный принцип учителя

Как уже сказано, как это отметил Леонид Джурмий, Базилевич находила подход к каждому студенту, к его индивидуальным способностям. Как губка, впитал Мюльберг основной принцип своего учителя: дать в руки ученику метод, с помощью которого он сможет познать собственные способности и возможности, поймет, что надо делать, чтобы добиться высочайшей результативности в игре на инструменте.

В. П. Базилевич не только помогла Калио в стремительном росте исполнительского мастерства, что незамедлительно сказалось на его творческой карьере: Мюльберга пригласили на должность солиста симфонического оркестра Одесского театра оперы и балета. Базилевич заметила в своем воспитаннике незаурядный педагогический дар. По ее рекомендации руководство консерватории предложило студенту 5-го курса преподавательскую работу. Так, с 1952 года в жизнь Калио Эвальдовича прочно вошли четыре важных дела: концертная деятельность, работа в театре, воспитание молодой смены кларнетистов в консерватории и научные исследования.

Из книги ученика Веры Петровны Калио Мюльберга «Записки кларнетиста». Вера Петровна Базилевич была глубоким, тонким, разносторонним музыкантом. В консерватории по классу дирижирования у нее учились все: кларнетисты, баянисты, валторнисты, теоретики, хормейстеры. Кроме этого, Вера Петровна вела инструментоведение для них. Она была удивительно скромна, отзывчива и добра. Сильным педагогическим даром Веры Петровны был индивидуальный подход. С одной стороны, она давала ученику знания и умения, с другой — воспитывала его простыми и мудрыми советами. Все это развивало и углубляло индивидуальность музыканта.

Позже я вспоминал и как бы анализировал уроки Веры Петровны и понял, что основным принципом ее было научить ученика методу, при помощи которого он может познать свои способности и возможности. Узнать, что надо делать, чтобы добиться большой результативности в игре на инструменте.

В начале работы над художественным произведением или этюдом Вера Петровна, если можно так сказать, меня «отпускала», то есть, старалась, чтобы я начал самостоятельно мыслить, и даже не делала мне замечаний. Лишь, когда я выдыхался, она начинала мне подсказывать, как и где что-то исправить: звук, фразировку, анализ структуры произведения. Часто на уроках задавала своим слушателям такой вопрос: «Как сейчас вы сыграли, хорошо или плохо? Что вам понравилось? Какие недочеты вы у себя заметили?».

Вера Петровна была еще и другом, и советчиком. Вместе с ней мы отправлялись на поиски характера произведения, главной фразы или предложения. Надо было определяться с манерой своего музыкального стиля, и в этом мы с ней были вместе, на протяжении всего пути, что я у нее занимался. И еще добавлю, что на государственных экзаменах я, кроме всего прочего, исполнил «Концерт Паганини-Вильгельма» в прекрасном переложении Базилевич.

Именно Вера Петровна увидела мои педагогические задатки и на пятом курсе консерватории предложила мне педагогическую работу в консерватории. В руках моих был педагогический метод моего учителя Веры Петровны, при помощи которого я и отправился в свое «дальнее плавание» в музыке.

И ноты как бы ожили

От автора очерка. Памятен мне такой случай. Наш военный оркестр готовил сложную (впрочем, как всегда) концертную программу. Дирижер Александр Яковлевич Салик пригласил на генеральную репетицию Веру Петровну как музыкального эксперта. "Вера Петровна«,— обратился к ней наш дирижер, — «нам важно ваше мнение: готовы ли мы для выступления?».

Мы, музыканты, сидящие в оркестре, хорошо знали Веру Петровну как превосходного и тонкого музыканта, дирижера оркестра, доцента консерватории. Многие из нас занимались или уже закончили Одесскую консерваторию, поэтому могли правильно, профессионально воспринимать разбор ею «наших полетов».

На разборе, конечно, были замечания, которые пошли нам на пользу. Это касалось музыкально-выразительной стороны исполняемых произведений, некоторых технических и интонационных погрешностей. До концерта еще оставалось время, чтобы и дирижер, и мы, учли замечания. Вера Петровна в перерыве нашей репетиции изъявила желание поговорить со мной и с гобоистом Аликом Коньковым. Так получилось, что в исполняемом оркестром репертуаре было много соло кларнета (солировал я), и соло гобоя (Алик Коньков). Я и сегодня помню нашу беседу или, вернее сказать, тот урок. Да, урок! Тихо, с уважительной интонацией и очень грамотно с музыкальной точки зрения, Вера Петровна нам подсказывала, как содержательней исполнить наши сольные места. Не буду сейчас приводить ее поучения, но я как-то вдруг по-новому взглянул на то, что было написано в нотах. Ноты вдруг «ожили» и стали настоящей музыкой. Концерт прошел на отличном уровне. Вера Петровна, спасибо вам. В этом была и ваша заслуга!

«Мне не хватало ее таланта»

Преподаватель Ровенского музыкального училища и ровенского гуманитарного университета культуры контрабасист и музыкальный публицист Богдан Столярчук написал интересную книгу о выдающемся музыканте, тоже ученике Веры Базилевич Вячеславе Старченко. Книга так и называется: «Вячеслав Старченко», «Изд. Рiвне» 2003 г.

Мы с Вячеславом хорошо знакомы, вместе работали в Ровно, и я тоже посвятил ему очерк. Поэтому считаю важным привести здесь выдержку из книги Столярчука, где Вячеслав Старченко вспоминает годы учебы у Веры Базилевич.

"Будучи студентом Одесской государственной консерватории в 1982–1986 годах, я занимался дирижированием в классе Веры Петровны Базилевич. Именно у нее занимался и будущий заслуженный работник культуры Украины, основатель кафедры духовых инструментов Ровенского государственного института культуры доцент Вячеслав Старченко, и это не могло не сблизить нас с ним.

В классе Веры Петровны было много учеников, которые стали в Украине и за ее пределами известными музыкантами-дирижерами. Она всегда с гордостью рассказывала о них. С теплотой вспоминала и студента Старченко, как и сам Старченко вспоминал ее. Для него Вера Петровна была кумиром музыки! "Я, уже, имея билет в кармане в Ровно, куда меня направили после окончания с отличием консерватории, приходил к Вере Петровне на уроки«,— вспоминал Старченко. «Мне все время казалось, что я у нее чего-то недополучил, еще каких-то знаний. Мне долго еще не хватало ее человеческого тепла, ее таланта».

Борис Турчинский. К этим воспоминаниям могу добавить и то, что я в конце 80-х годов был приглашен Вячеславом Николаевичем преподавать на кафедру духовых инструментов Ровенского института культуры, и мы часто вспоминали преподавателей одесской консерватории, и в первую очередь — Базилевич.

Старченко рассказывал мне об уроках дирижирования в классе Веры Петровны. На каждый урок он ходил, как на праздник — от урока к уроку набирался опыта, вбирал в себя все тонкости дирижерского искусства, которыми Вера Петровна делилась сполна.

"Борис, она маг, она волшебник!«,— рассказывал мне Старченко. — «Так подавать материал, создать такую обстановку в классе! Не иначе как она владела гипнозом! Шучу, конечно, но... Никогда не повышала голос. Тихо, внятно, каждое слово как бусинки жемчуга. Час урока пролетал как мгновенье, и — ты уже ждешь следующего!».

Чуть подробнее об именитых учениках Базилевич

Гуртовой Тимофей Иванович, молдавский советский дирижер, общественный деятель. Народный артист СССР (1967). Участник Великой Отечественной войны. Профессор кафедры оперной подготовки института искусств имени Г. Музическу. Учился в Одесском музучилище и в Одесской консерватории, затем в Кишиневской госконсерватории, которую закончил по классу тромбона и дирижирования у доцента В. П. Базилевич (1949). Играл в симфоническом оркестре Молдавской государственной филармонии. С 1950 года — дирижер, с 1953 по 1979 годы — главный дирижер и художественный руководитель этого коллектива. Симфонический оркестр исполнил под его руководством множество произведений молдавской советской классики, произведения В. Загорского, Э. Лазарева, С. Лобеля, В. Полякова, П. Ривилиса, других композиторов. На сцене молдавского театра оперы и балета осуществил постановку оперы А. Стырчи «Сердце Доминики». Гастролировал в стране и за рубежом.

Дущенко, Евгений Васильевич. Окончил Одесскую консерваторию как хормейстер в 1950 году по классу К. Пигрова, класс дирижирования, доцент В. П. Базилевич. Как лучший студент в 1953 году был направлен в киевскую консерваторию на только что открывшийся факультет оперно-симфонического дирижирования (класс В. Пирадова). В 1950–1953 — хормейстер прославленной украинской хоровой капеллы «Думка». В 1953–1957 — дирижер симфонического оркестра одесской филармонии, главный дирижер одесского театра оперетты, параллельно преподавал хормейстерские дисциплины в Одесской консерватории. В 1957–1959 — дирижер Симфонического оркестра украинского радио и телевидения. В 1959–1963 — главный дирижер Харьковской государственной филармонии. В 1963–1973 — главный дирижер Харьковского академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко. С 1959 по 1972 годы преподавал в консерватории Харькова, в Институте искусств имени И. П. Котляревского (с 1959 старший преподаватель, с 1968 в должности доцента) и руководил там студенческим симфоническим оркестром. Его известные ученики по классу оперно-симфонического дирижирования: Виктор Мутин, Шалико Палтаджян, Николай Шпак, Анатолий Мархлевский. В 1973–1983 годах — главный дирижер Киевского театра оперетты. В 1983 — инициировал открытие единственного на Украине детского оперного театра, ныне — это Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества. Десять лет был бессменным художественным руководителем и главным дирижером этого театра. С 1973 года — преподает оперно-симфоническое дирижирование в киевской консерватории (с 1986 — профессор). С 1993 года полностью переходит на преподавательскую работу и возглавляет кафедру оперно-симфонического дирижирования Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского.

Из истории Одесской консерватории

В тридцатых годах произошло пополнение преподавательского состава кафедры духовых инструментов Одесской консерватории молодыми, талантливыми преподавателями, что плодотворно повлияло на развитие исполнительства на духовых инструментах в Одессе. На должность преподавателя класса валторны был приглашен выпускник Ленинградской консерватории, солист Одесского оперного театра (1-я валторна) А. Ф. Лопатин, класс фагота возглавил М. Р. Погребняк, тромбона и тубы — А. О. Лившиц (бас-тромбонист симфонического оркестра оперного театра).

И как следствие, — в довоенный период появился ряд ярких выпускников, которые стали украшением профессиональных музыкальных коллективов Советского Союза: трубач — Г. Д. Леонов (композитор, дирижер, позже — преподаватель консерватории, доцент) валторнист — Ф. Дубинский (с 1935 года солист симфонического оркестра Большого театра СССР), Д. Г. Гершфельд (солист кишиневского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР, ректор Кишиневской консерватории) тромбонист — В. Кирасиров (солист симфонического оркестра Большого театра СССР), К. М. Ененко (доцент кишиневской консерватории), Булыгин (заслуженный артист Узбекской ССР), О. М. Карножицкий (солист симфонического оркестра одесской филармонии), кларнетист В. П. Повзун (заслуженный деятель искусств Украины, профессор, академик, ректор Кишиневской позже — Одесской консерватории), В. П. Базилевич — органистка, дирижер, доцент кафедры духовых и ударных инструментов.

Эпизод. «После длительного молчания в Одесском оперном театре вновь зазвучал орган. Чарующие звуки этого музыкального инструмента одесситы услышали 27 марта 2014 года — в Международный день театра. Когда-то прославленная Вера Петровна Базилевич играла на этом органе. Потом был капитальный ремонт театра, из-за которого орган пришел в негодность и долгое время не функционировал. Позднее его отреставрировали за немалые деньги, но это того стоило, ведь музыка бесценна...». (Из прессы).

Два больших музыканта-единомышленника

Крепкая творческая дружба связывала Веру Петровну с выдающимся человеком, художественным руководителем Одесского оперного театра (с 1944 по 1964 годы), дирижером, народным артистом УССР Н. Д. Покровским. С 1948 года они вместе работали в Одесской консерватории. И Базилевич, и Покровский преподавали дирижирование. Все вспоминают, что они были не только друзьями, но и единомышленниками в музыке. Эти два больших музыканта понимали друг друга без слов. И не удивительны их большие успехи на педагогическом поприще.

Именно тогда Базилевич получила приглашение выступать в оперном театре как органистка. Афиши того времени рассказывают нам о репертуаре театра: он был разнообразен, исполнялись произведения Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта и других великих композиторов.

Добавлю от себя. Вера Петровна была частый гость на репетициях в театре, особенно в дни генеральных репетиций. Мои коллеги — кларнетисты из оркестра одесского оперного театра Гарик Орел, Владимир Попов рассказывали, как бережно дирижер Покровский относился к мнению Веры Петровны. Значит, было для него это важно, значит, именно от Базилевич он ожидал творческой критики, так необходимой каждому ищущему музыканту.

Посмотрите сами, какие постановки были осуществлены в бытность дирижером театра Николая Дмитриевича Покровского: оперы «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка», «Садко», «Дон Карлос»; «Джоконда» Понкьелли, «Турандот» Пуччини, «Лоэнгрин»; «Богдан Хмельницкий» Данькевича, «Броненосец «Потемкин» Чишко, «Тихий Дон», «В бурю», «Семья Тараса»; «Заря» Молчанова, все балеты П.И.Чайковского, балеты «Лилея» Данькевича, «Красный мак», «Пламя Парижа». Богатейший репертуар! И все это — не без творческого участия такого человека, такого музыкального мастера, как Вера Базилевич.

Справка. Покровский Николай Дмитриевич родился 15 (28) октября 1901 года в Тульчине, ныне Винницкой области Украины. Советский дирижер. Народный артист УССР (1948). В 1925 году окончил Киевский музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко у Н. А. Малько. В 1924–26 годах заведовал музыкальной частью театра «Березiль». Дирижер оперных театров в Одессе (с 1926 г.), Харькове (с 1934 г.), главный дирижер львовского (с 1940), затем объединенного харьковского и киевского оперных театров (в эвакуации, Иркутск, с 1942 г.). В 1944–64 годах — главный дирижер одесского театра оперы и балета. Репертуар дирижера Покровского обширен и разнообразен. Им поставлено свыше ста опер и балетов. Это русская и зарубежная классика, произведения советских композиторов. Он также дирижировал симфоническими концертами. С 1948 преподает в Одесской консерватории (с 1963 года — профессор).

Была профессор музыки, по сути

Вера Петровна по знаниям, высокому профессионализму, по преданности своему делу, по результату своего творческого и педагогического труда, была, по сути, профессором, заслуженным деятелем искусств, народным учителем, академиком, доктором искусствоведения, но она была чрезвычайно скромной и официально этих званий не имела. У нее много было методических работ, она участвовала во многих семинарах (неоднократно приезжала на семинары в областные центры Украины), участвовала в многочисленных конкурсах, фестивалях, смотрах, была постоянно в жюри конкурсов от городского до международного уровней.

Вера Петровна Базилевич всю свою жизнь посвятила музыке, воспитанию молодых музыкантов-специалистов, а мы все, кто у нее учился, кто был рядом, всегда помним ее светлый и чистый образ. Мы благодарны ей за повседневный труд, за внимание, за ее многогранность и высочайший профессионализм, за ее бескорыстие и большую человечность! Она многим открыла дорогу в большое искусство — в мир Музыки!

Без скидок и различий

В своей творческой деятельности Вера Петровна Базилевич обращала свой взор и на самодеятельные духовые оркестры. Помогала им в обзаведении стоящим репертуаром, писала методические рекомендации. Считая, что наравне с профессиональными коллективами и самодеятельные оркестры должны вносить свой вклад в развитие и пропаганду духовой музыки. Для самодеятельных оркестров Базилевич тоже писала теоретические методические работы.

Одна из научно-методических работ Базилевич — «Практика музыканта самодеятельного духового оркестра». Вот что она говорит, обращаясь к дирижеру, руководителю самодеятельного коллектива: «Прежде всего, надо „видеть“ и „слышать“ партитуру, то есть, уметь прочитать ее и внутренним слухом, представить ее звучание: сначала основную мелодию, сопутствующий ей материал (подголоски, противосложения, имитации и т.д.) и конечно, гармоническое сопровождение, сведя различные формы его к аккордному звучанию. Затем — одновременное звучание мелодии и аккордового сопровождения, и потом звучание произведения во всем многообразии его изложения и тембровой окраски».

Скажете, сложно? Не для самодеятельности? А Вера Петровна считала по-другому. Она и музыку самодеятельных оркестров ставила в один ряд с музыкой, исполняемой профессионалами.

Творческие чаяния должны совпадать

В следующей работе В. П. Базилевич «Работа дирижера над художественным произведением с духовым оркестром». Здесь автор останавливается на очень актуальной теме небрежного отношения к тексту со стороны дирижера и музыкантов. "К сожалению, с такими фактами нам нередко приходится встречаться.

Кто виноват в первую очередь? Конечно, дирижер! Надо брать посильные произведения и для оркестра, и для себя. Внимательно изучить самому и лишь, затем приступать к работе с оркестром. В процессе работы дирижер должен знакомить оркестрантов с вопросами формы, фразировки, сообщая им сведения из теории музыки и гармонии. И главное — творческие пожелания дирижера и оркестра должны совпадать«,— так писала Базилевич. И еще много дельных советов дала она музыкантам, они актуальны и сегодня.

Нет возможности в рамках очерка перейти к более детальному рассмотрению методических рекомендаций Веры Петровны. Ясно одно: они всегда нужны духовикам, они всегда актуальны. Спасибо ей, и будем думать, как их донести сегодня до более широкого круга музыкантов и дирижеров духовых оркестров.

Еще одна работа Веры Петровны заслуживает большого внимания: «Основные вопросы дирижерской техники». Эти методические рекомендации изданы в 1985 году Одесским Домом народного творчества и Одесским областным отделением музыкального общества УССР.

Интересно и показательно, что рецензентом ряда работ Базилевич стал... ее бывший ученик, а ныне профессор Калио Мюльберг! Вот уж воистину, справедлива истина: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться»!

От автора

Моя большая благодарность всем, кто помогал мне в процессе подготовки этого очерка. Как я уже сказал вначале, мне пришлось начинать почти с нуля. И буквально по крохам восстанавливать мозаику многогранной и насыщенной разными событиями и успехами творческой жизни Веры Петровны Базилевич.

В сборе материалов для этого очерка мне очень помогли:
Профессор Одесской консерватории, ученик Веры Петровны Базилевич, Мюльберг Калио Эвальдович. Засуженный деятель искусств Украины Сергей Мюльберг, заместитель генерального директора Одесского национального театра оперы и балета. Преподаватель-методист Запорожского музыкального училища Анатолий Жульев, председатель Запорожской городской организации композиторов Украины, ученик Веры Петровны Базилевич. Преподаватель Ровенского государственного гуманитарного университета и музыкального училища, ученик Веры Базилевич, Богдан Столярчук. Автору книги «Советское духовое инструментальное искусство» Анатолию Васильевичу Черных.

Борис Турчинский, октябрь 2014
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play