Partita.Ru

Альгирдас Будрис: кларнетист, педагог, музыкальный деятель

«Альгирдас Будрис — первый кларнетист нашей республики,
прославивший свой инструмент, доказавший его равноправие среди других.
А заставить инструмент подчиниться своей воле может только тот исполнитель,
который в совершенстве овладел своим инструментом, стал мастером».
Профессор Литовской Академии музыки и театра М. Дварионайте

Самый главный повод

Будрис Альгирдас Казио У меня было множество причин написать этот очерк. Однако любой сюжет, как и плод, должен созреть. Повод к написанию рассказа о маэстро Будрисе дал мне Григорий Семенович Ший, мой старый друг и старший товарищ, к сожалению, недавно ушедший в мир иной...

...Вильнюс, Литва... Хорошо знакомые мне места, можно даже сказать — родные. В середине 60-х годов я был воспитанником вильнюсского военного оркестра, которым руководил замечательный дирижер и человек Иосиф Моисеевич Манжух. Наряду со службой, я учился. И Иосиф Моисеевич всячески поддерживал стремление вверенных ему военных музыкантов учиться.

Музыкантские воспитанники и солдаты срочной службы получали музыкальное образование — часть в музыкальном училище, а некоторые даже в консерватории. Среди последних был известный сегодня литовский композитор Юргис Юзопайтис.

Учился и я — сначала в музыкальной школе, затем поступил в Вильнюсское музыкальное училище. Наверное, и закончил бы его, если бы после знаменитого конфликта с Китаем нашу дивизию не перевели ближе к острову Даманскому. Тогда я принял решение уйти из армии и посвятить себя серьезной учебе.

В эти годы я и услышал имя замечательного молодого кларнетиста-виртуоза Альгирдаса Будриса. Иногда я ходил по дешевым, «студенческим» билетам на концерты литовского симфонического оркестра и, конечно, восхищался игрой этого коллектива и его солиста Будриса. Очное знакомство с этим музыкантом состоялось чуть позже, когда на гастроли в Литву приехал Житомирский музыкально-драматический театр (1967).

Напомню читателям, что Житомир — мой родной город, и всех музыкантов оркестра театра я хорошо знал с детства, поскольку мой отец, валторнист Роман Иосифович, работал в этом театре много лет. Конечно, когда родной мне театр приехал в Вильнюс, я не раз встречался со знакомыми артистами и несколько раз приходил на спектакли.

Выступления житомирской труппы проходили в помещении русского драматического театра, в прекрасном зале с отличной акустикой. С огорчением я недавно узнал, что сегодня уже нет этого театра, здание перепрофилировано для других нужд города, а сам театр переместился в старое здание театра оперы и балета.

Так вот, Альгирдаса Будриса пригласили на тот гастрольный месяц поиграть в оркестре. Коллектив приехал без первого кларнетиста — такое часто бывает в театрах: находят нужных и хороших исполнителей на месте: пара репетиций, и они легко вливаются в репертуар.

В перерывах между действиями спектакля и состоялось мое мимолетное знакомство с этим замечательным исполнителем. Я даже запомнил, что в тот день шла оперетта «Поцелуй Чаниты».

Месяц на гастролях — это немало, и музыканты оркестра подружились с Будрисом — особенно дирижер Валентин Талах, инспектор оркестра тромбонист Михаил Гринах, скрипач Иосиф Фельдман и мой друг Григорий Ший (ударные инструменты).

Уже живя в Израиле, Григорий Семенович Ший долго вспоминал Альгирдаса как отличного кларнетиста и душевного человека.

Зная, что я часто бываю в Вильнюсе, просил найти его и передать ему привет, рассказать, что его долго помнили оркестранты Житомира. "Пригласи его в гости к нам в Израиль«,- предложил мне Григорий Семенович. К своему стыду, я до сих пор этого не сделал, хотя мог бы. Каюсь...

Тель-Авив — Вильнюс

И вот я очередной раз по случаю лечу в Вильнюс, но на сей раз стараюсь через друзей найти Альгирдаса Будриса и поговорить с ним, расспросить о многом.

И, конечно, пользуясь случаем, записать интервью для журнала «Оркестр», собственным корреспондентом которого я являюсь.

А еще я хочу при встрече рассказать о своей личной истории, связанной с Альгирдасом Будрисом. Интересно, вспомнит он об этом или нет?

В 1968 году я участвовал в Республиканском конкурсе юных исполнителей на духовых инструментах в городе Укмерге и в номинации «Кларнет» занял первое место. Будрис был председателем жюри этого состязания. После конкурса он подошел ко мне и моему преподавателю Альбинасу Пупкявичюсу, чтобы сказать несколько поздравительных слов. Потом вдруг спросил меня, когда я скину погоны... Почему он задал такой вопрос, не знаю, — наверное, считал, что в гражданской жизни у меня будет больше перспектив стать хорошим кларнетистом. Кстати, и сам Пупкявичюс был учеником Альгирдаса Будриса.

Вот такая предыстория.

И вот я в Вильнюсе. Немного волнуюсь... У меня уже немалый опыт общения с большими музыкантами, у многих брал интервью, опубликовал множество очерков... И все же волнение меня не покидает. Наша беседа состоялась в Литовской Академии музыки и театра.

Просторный и светлый класс профессора Альгирдаса Будриса. Начал я с представления себя — и уже на пятой минуте он меня вспомнил. Вернее, вспомнил тот конкурс юных исполнителей, где я победил.

«Борис, я помню этот конкурс!»

«Это был первый конкурс, мною организованный, — стал вспоминать легендарный литовский музыкант. — Пожалуй, две вещи особенно врезались мне в память: первая — то, что ты был в военной форме. Нечасто принимали участие в конкурсах музыканты военных оркестров Вильнюса. И потом, я хорошо знал Иосифа Моисеевича Манжуха, и мне было просто любопытно, как там его питомцы играют. У Манжуха было хорошее имя, как сейчас говорят. Ну и немаловажный факт, что играл ученик моего ученика Альбинаса Пупкявичюса».

Отвлекусь немного и познакомлю читателя с Маэстро через материалы музыкальной критики и Интернета.

Игра его отлична прекрасным мягким звуком, тонким чувством стиля

«Его игра пленяет слушателей необыкновенной певучестью, изысканностью, чистотой и задушевностью звука, проникновением в образное содержание произведения, удивительным разнообразием и богатством динамических оттенков».

«Альгирдас Будрис — выдающийся виртуоз-кларнетист, педагог и музыкально-общественный деятель. Будрис Альгирдас Казио родился 3 марта 1939 года в деревне Вакару Байсогалского уезда Литвы.

В 1957 году окончил Каунасскую среднюю школу искусств (класс В. Безумаса), в 1963 году — Литовскую академию музыки (класс И. Ясенки).

С 1964 по 1968 год совершенствовал свое мастерство в Ленинградской государственной консерватории, в классе В. Генслера и В. Красавина, позднее занимался у известного кларнетиста Ж. Лансело в Париже. Таким образом, он смог познакомиться с различными стилями и овладеть несколькими школами игры на кларнете. Кроме того, музыкант посещал лекции по ритмике, эстетике и интерпретации О. Мессиана, прослушал курс лекций по анализу легендарной Н. Буланже и курс интерпретации ученика А. Шенберга М. Дойтча.

Важной вехой в творческой жизни Будриса было выступление в 1984 году на Международном конгрессе кларнетистов в Лондоне. Также в рамках конгресса состоялся его сольный концерт: он исполнил три пьесы Р. Шумана, концерт К. Курпинского, а также пьесы прибалтийских композиторов — литовского В. Юргутиса «Ричеркар», латышского Як. Мыдыня «Романс».

Международный музыкальный журнал «Кларнет» писал, что впервые западному слушателю представилась возможность послушать кларнетиста из СССР.

А. Будрис являлся солистом Литовского Национального симфонического оркестра и лидером Квинтета духовых инструментов Литовской Национальной филармонии. В 1972–75 годах он — профессор-эксперт Каирской высшей национальной консерватории. С 1986 по 1989 год был директором Литовской Национальной филармонии. С 1992 года — художественный руководитель оркестра духовых инструментов «Trimitas», с которым принимает участие во многих международных фестивалях.

Об интенсивной и разнообразной творческой деятельности солиста-виртуоза А. Будриса свидетельствуют более трех тысяч сольных и камерных концертов, осуществленных им с 1958 года в главных концертных залах СССР и многих стран мира (США, Канады, Германии, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии, Норвегии). Слушатели и критики восхищаются его виртуозной техникой, прекрасным мягким звуком, тонким чувством стиля, исключительным артистическим вкусом, интеллектуальностью, созидательностью, страстностью исполнения. Эти качества позволили артисту овладеть обширным репертуаром и различными стилями камерной музыки — от К. Стамица до О. Мессиана.

Большое внимание музыкант уделяет современной музыке (в особенности французской и литовской), широко пропагандируя ее на родине и за рубежом. Многие современные литовские композиторы создали сочинения специально для А. Будриса. Большая часть репертуара музыканта записана в Фондах Литовского радио (более 150 записей), им выпущено 9 компакт-дисков.

Альгирдас Будрис сочетает концертную деятельность с педагогической: он преподает в Литовской академии музыки, с 1985 года — профессор академии. Будрис постоянно ищет новые формы преподавания. Его знания методик различных кларнетовых школ мира позволяют ему формировать собственные принципы педагогической деятельности.

А. Будрис — организатор, инициатор и член жюри молодежного конкурса исполнителей на духовых инструментах в Литве. Он часто приглашается в качестве члена жюри на международные конкурсы во многие страны мира, проводит мастер-классы.

А. Будрис отмечен многими правительственными наградами своей страны. За заслуги в культуре Литвы профессор Альгирдас Будрис в 1999 году награжден орденом Великого Литовского святого князя Гедиминаса 4-й степени. Он лауреат премии искусства Литовской Республики. Имя Будриса стоит в ряду сорока лучших кларнетистов мира, это записано в книге П. Вестон «Clarinet Virtuosi of Today».

Будрисом написано более 30 научно-методических трудов. Среди них статьи о специфике обучения игре на кларнете, учебные пособия, переложения для кларнета. Он инициатор и организатор конкурсов юных исполнителей у себя в Литве, принимал участие в жюри международных конкурсов и фестивалей.

Проводит мастер-классы в России, Западной Европе и США, Великобритании, Канаде.

Литовская газета «Тиеса» писала 18 марта 1972 года: «Исполнительское мастерство А. Будриса известно каждому, кто более пристально следит за музыкальной жизнью нашей республики. Его дарование ярко проявилось и на симфонических концертах, где Будрис исполнял сольные партии кларнета, и на концертах квинтета духовых инструментов филармонии. Но наиболее совершенно исполнитель проявляет себя во время сольных концертов».

Наставники

Музыка в жизни семьи Будрисов играла важную роль — об этом профессор рассказывает мне во время нашей беседы.

Отец музицировал на гармонике, мать имела прекрасный голос, а братья, — причем все, — играли на аккордеоне. Альгирдас, как и братья, тоже начал осваивать аккордеон. С 12 лет Альгирдас начинает заниматься на кларнете в музыкальной школе-десятилетке города Каунаса. С первым учителем юному музыканту повезло. В. Безумас был тонким музыкантом, теплым человеком и смог привить Альгирдасу любовь к музыке и кларнету.

Рассказывает А. Будрис:

— Стасис, мой старший брат, был талантливым человеком и не только прекрасным аккордеонистом. Впоследствии он окончил Ленинградскую консерваторию как искусствовед. Я часто к нему приезжал. Конечно, моей целью было поступить в консерваторию к известному на всю страну профессору-кларнетисту В. И. Генслеру. А занимался я в это время в Каунасской музыкальной школе-десятилетке, и мой педагог по кларнету В. Безумас тоже хотел, чтобы я учился в Питере. Владимиру Ивановичу Генслеру импонировала моя игра на кларнете, и мы оба планировали, что я буду поступать в Ленинградскую консерваторию. Но поступить не получилось...

Я влюбился. Да! Первая любовь... и она жила в Литве. И это спутало мои планы по поводу поступления в Ленинграде. В то же время я начал заниматься композицией, и меня это сильно захватило. Я принял решение серьезно заняться композицией и поэтому поступил в Вильнюсскую консерваторию. На два факультета — кларнета и композиции.

Учась на первом курсе, я начал работать в оркестре драматического театра, а уже со второго начал играть в симфоническом оркестре Литовской филармонии. Год это был 1960-й. Причем сразу стал играть партию первого кларнета. Учась в Вильнюсской консерватории, я не перестал дружить с Ленинградом и профессором Генслером. Я часто приезжал в Питер и брал уроки у Генслера. Я ему многим обязан и могу сказать, что он мой главный учитель по кларнету.

В 1964 году Генслера не стало, но Ленинградской консерватории я не изменил и поступил уже в аспирантуру к профессору Владимиру Николаевичу Красавину. Не могу не сказать пару слов о самой кафедре духовых инструментов Ленинградской консерватории. Там были выдающиеся педагоги, которые оставили заметный след в истории исполнительства на духовых инструментах. Кроме перечисленных профессоров, это еще П. Н. Суханов, Д. Ф. Еремин, Ю. А. Большиянов, В. М. Буяновский, другие.

С Красавиным мы подготовили десять концертных программ. Это были замечательные годы. Часто мысленно я возвращаюсь в те времена...

Французская школа — это легкость, прозрачность

«Во французской системе музыкального обучения, в методах педагогической работы, есть много спорного, но французская школа игры на кларнете и французская музыкальная педагогическая литература являются одними из самых известных в мире». А. Будрис.

Интернет сообщает нам, что время, проведенное в Париже, было очень важным для Альгирдаса Будриса. Он полностью перешел на новую систему «Бем», на которой сейчас играют многие кларнетисты в мире. Также он основательно познакомился с французской исполнительской школой, с произведениями французских современных композиторов для кларнета. Всем приобретенным опытом и знаниями он делился на научно-методических конференциях в Таллинне, Москве, Ленинграде и, конечно же, у себя дома, в Литве.

«Я был первым из нашей республики, кому посчастливилось учиться в консерватории Парижа!»,— не без гордости говорит Будрис.

— Альгирдас, поэтому так и напрашивается сам собою вопрос об учебе во Франции. Расскажите, пожалуйста, об этом. О французской школе исполнительского мастерства на кларнете, которую вы считаете одной из лучших в мире.

— Разница между нашим музыкальным образованием и французским была, конечно. Нельзя забывать, что в России преимущественно немецкая школа. Это ощущалось в исполнительской практике. Мы все играли на кларнетах немецкой системы. Опорное дыхание, выразительный звук, работа над каждой фразой. А французская школа — это легкость, прозрачность. Я познакомился с массой новых произведений.

Моим руководителем был профессор Ж. Лансело. Это был прогрессивный кларнетист. Исполнитель нового времени и новой французской школы.

В Париже я подружился с известными французскими музыкантами. Много было концертов в Париже. Мы создали камерный смешанный ансамбль. Играли фрагменты из «Истории солдата» композитора И. Стравинского. Это была в то время играемая музыка. Выступал я много и как солист.

Мы выступали не только в Париже, но и концертировали по всей Франции. Концерты проходили с большим успехом. Что еще важно. Я перевел с французского много научно-методической литературы, которой в то время у нас не хватало. А главным в парижском моем периоде было общение. Очень хотелось понять тех людей и их музыкальную культуру. Думаю, я с этим справился.

Среди моих друзей и коллег в Париже не могу не упомянуть имя известнейшего флейтиста современности Жана Пьера Рампаля. Мы с ним подружились не только на музыкальном уровне, но и стали друзьями в жизни. Он мне был очень симпатичен как человек. Думаю, что симпатия была взаимной. Мне посчастливилось играть с ним в ансамбле, и должен сказать, это было восхитительно. Жан Пьер мне часто признавался, что игра в ансамбле ему доставляет наибольшее удовольствие, хотя он был и непревзойденным солистом и оркестрантом.

В 1946 году, рассказывал Рампаль, он и гобоист Пьер Пиерло основали французский квинтет духовых инструментов, в который входили ведущие духовики Парижа. Все они были и друзьями Жана: Рампаль, Пиерло, Жак Лансело (мой учитель в Париже), фаготист Поль Онн и трубач Гильберт Коерсир. В начале 1944-го года они играли вместе, вещая по ночам из секретной радиостанции — «пещеры». Это была радиостанция, которую фашисты объявили вне закона. Среди исполняемых произведений были пьесы и запрещенных немцами композиторов, таких как Хиндемит, Шенберг и Мийо (они имели еврейские корни). Квинтет оставался активным до 1960-х годов!

Вспоминаю наши беседы, из которых, к удивлению, узнал, что Жан Пьер должен был быть медиком и даже учился в медицинском университете. Его отец был тоже флейтистом и довольно хорошим, играл в Марсельском симфоническом оркестре. Но на каком-то этапе отец решил, что карьера музыканта для его сына не самое лучшее, что может быть. Трудно себе сейчас вообразить, какого превосходного флейтиста-виртуоза в этом случае потерял бы музыкальный мир!

Жан Пьер занялся медицинскими науками. Когда он учился на третьем курсе Марсельского медицинского университета, в 1943 году, немецкие оккупационные войска призвали его на военную службу. Понимая, что его направят на передовую, Рампаль под чужим именем перебрался в Париж, где поступил в консерваторию, которую через пять лет окончил с отличием. Его учителем был Гастон Крюнель. После освобождения Парижа в августе 1944 года Рампаль был приглашен первым флейтистом оркестра оперного театра в Париже. Свои сочинения ему посвящали Франсис Пуленк, Пьер Булез, Андре Жоливе, Алан Хованесс, Жан Франсэ и другие композиторы.

Учителя Альгирдаса Будриса в Ленинграде и Париже

Справка

Владимир Иванович Генслер (15 (28) января 1906, Санкт-Петербург — 1 ноября 1963, Ленинград) — российский кларнетист и музыкальный педагог, профессор Ленинградской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956).

Красавин Владимир Николаевич (1917–1994) Заслуженный артист РСФСР (1963), дипломант Всесоюзного конкурса (Москва,1941). В 1936 году окончил Ленинградский музыкальный техникум (класс П. Вантробы), в 1941 — Ленинградскую консерваторию (класс А. Березина), в 1938–1972 годах — солист ЗКР симфонического оркестра Ленинградской филармонии, профессор Ленинградской консерватории (с 1938 года — преподаватель, с 1958-го — доцент, с 1967-го — профессор), с 1977-го — профессор Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории.

Ж. Лансело родился в Руане, Франция, учился в консерватории города Кан (преподаватель Фернан Блачет), в 1939 году окончил Парижскую национальную консерваторию, класс профессоров Перье Огюст и Фернан Oubradous. Он считается выразителем традиционной французской кларнетовой школы, отличающейся легким и прозрачным звуком.

В течение многих лет был профессором по классу кларнета в консерватории Руана, а также в Национальной консерватории Сюперьер де-мюзик де Лион и в «Л’Интернасьональ (французская академия де НИС)». Председатель и член жюри Женевского Международного музыкального конкурса, а также ежегодных конкурсов в Парижской консерватории.

Аллегро, рондо и снова аллегро... или Концертные афиши

«Минск. Малый зал им. Г. Ширмы. Международный фестиваль музыки „Минская Весна-2009“. Играет заслуженный деятель искусств Литвы, профессор Альгирдас Будрис (кларнет) вместе с Минским струнным квартетом в составе: Юрий Герман, скрипка, Алексей Власенко, скрипка, Владимир Химорода, альт, Денис Скляров, виолончель. В программе произведения Моцарта, Брамса»...

Это только одна афиша, оставшаяся на память, — из более чем трех тысяч таких же. А также записи на радио остались, богатая дискография.

Вот некоторые из записей.

И. Брамс, Соната для кларнета (альта) и фортепиано № 1 фа минор Op. 120 № 1. 1. Allegro appassionato. 2. Andante un poco adagio. 3. Allegretto grazioso. 4. Vivace. Диск: Соната для кларнета (альта) и фортепиано № 1 фа минор, Op. 120 № 1.

Диск: И. Брамс. Соната для кларнета (альта) и фортепиано № 2 ми-бемоль мажор Op. 120 № 2. 1. Allegro amabile. 2. Allegro appassionato. 3. Andante con moto. 4. Allegro. Радио. Запись 1981 года.

Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром ля мажор (1791) KV622. 1. Allegro. 2. Adagio. 3. Rondo. Allegro. Концерт для кларнета с оркестром ля мажор (1791), KV622.

Запись на радио в 1978 году в картинной галерее Вильнюса. Ян Вацлав Стамиц. Концерт для кларнета с оркестром си-бемоль мажор. 1. Allegro moderato. 2. Adagio. 3. Poco presto. Запись на радио: Стамиц, Концерт для кларнета с оркестром си-бемоль, дирижер Саулюс Сондецкис, (1978).

Запись Радио Литвы: Концерт для кларнета с оркестром си бемоль мажор, № 38 (Литовский камерн. орк. — Саулюс Сондецкис, кларнет — А. Будрис, 1978), Адажио.

Оркестр «Тримитас» — гордость Литовской республики

— Альгирдас, расскажите о национальном оркестре духовых инструментов «Тримитас», в котором вы работали художественным руководителем с 1992 года.

— Я попал в оркестр «Тримитас» совершенно случайно. В 90-х годах у нас, как и на всем постсоветском пространстве, был развал. Меня вызвали в министерство культуры и просто уговорили не дать «Тримитасу» уйти в никуда. Хотя бы на полгода взять как бы шефство над ним. Своим авторитетом и энергией спасти коллектив. Вот так эти полгода превратились в... почти 20 лет.

Начал я с того, что снова пригласил в оркестр дирижера Ромутиса Бальчунаса. Это был опытный профессионал, и он знал, как работать с духовым оркестром. Была большая проблема с финансированием коллектива. Многие хорошие музыканты ушли в другие оркестры.

Были и такие чиновники в правительстве, которые ратовали за закрытие оркестра. У меня сложились хорошие отношения и с министром культуры, и с правительственными деятелями. В то время создавался президентский военный оркестр, и некоторые в верхах посчитали, что этого будет для Вильнюса достаточно. Но мой голос был услышан.

Имелось много сложностей, особенно для меня. Я был еще заведующим кафедрой консерватории. И как музыкант не хотел терять исполнительской формы. Но я задался целью: оркестр будет жить! По сути, это было его второе рождение. Одним из моих условий было вернуть в оркестр его бывшего руководителя Бальчунаса. Сейчас о нем выходит книга, и я написал там свои воспоминания об этом дирижере, удивительно одаренном, хотя и непростом человеке.

Думаю, при своем втором рождении оркестр превзошел себя. Он завоевал ведущие места на престижных международных конкурсах и фестивалях. Были гастроли по всей Европе. Пять раз оркестр становился ведущим коллективом на фестивале в Сан-Ремо. В Германии на одном из конкурсов Бальчунас признан лучшим дирижером.

От автора

Кстати, еще в 1963 году мой музыкальный наставник в Вильнюсе военный дирижер Иосиф Моисеевич Манжух, будучи в составе комиссии, определявшей кандидатуру на должность главного дирижера оркестра «Тримитас», приложил немало усилий для того, чтобы оркестр возглавил именно Ромутис Бальчунас. К Манжуху прислушались и потом не пожалели об этом. Позволю себе привести небольшую выдержку из моего очерка «Дело его жизни».

«...Нельзя не сказать и еще об одном знаменательном моменте в культуре Литвы, к которому И. М. Манжух имел непосредственное отношение. С 1964 года начался золотой век Литовского государственного оркестра духовых инструментов „Тримитас“, который стал неотъемлемой частью литовской национальной культуры. Расскажем нашим читателям об этом удивительном коллективе. В бывшем Союзе он заявил себя одним из первых среди профессиональных духовых оркестров, не находящихся в штатных расписаниях Советской Армии. Первым таким оркестром был духовой оркестр в Москве под управлением Ивана Петрова, бывшего начальника военно-оркестровой службы СА, генерал-майора».

Об истории и сегодняшнем дне оркестра «Тримитас».

В разные периоды оркестр возглавляли V. Žilius, R. Balchunas, V. Aleksa, M. Tamošiūnas, L. Čiapas, R. Pašiūnas, R. Petraitis. Каждый из них внес свою ощутимую лепту в развитие исполнительского уровня коллектива, триумф которого начался в 1964 году, когда за дирижерский пульт встал Маэстро Рамутис Бальчунас. Именно его замечательная энергия, инициатива и талант дали оркестру путевку в жизнь на долгие годы. В 1971-м году оркестр получил статус государственного музыкального коллектива.

После восстановления независимости Литвы, государственный оркестр духовых инструментов «Тримитас» представлял страну повсюду в мире. Выступил с концертами во многих европейских странах: в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, Финляндии, Швеции, Англии, Франции, Испании, Италии, в Нидерландах, Люксенбурге, Исландии, Ирландии, Норвегии.

В программах «Тримитаса» есть оригинальные классические и современные произведения, а также джазовые пьесы; не забыта и легкая музыка.

Оркестр выступает с выдающимися духовиками мира, такими как D. Morisson (Австралия), S. Mead (Великобритания), S. Nakariakov (Франция), J. Warburton (Великобритания). С композиторами и дирижерами, среди которых J. Haan (Нидерланды), J. Heide (Нидерланды), D. Linch (США), B. Langeler (Нидерланды), J. Purins (Латвия), S. Dafi (США), V. Michnovič (Беларусь), J. Jansen (Германия) и другие.

Тримитас выступает с такими известными мастерами культуры Литвы, как: V. Noreika, V Juozapaitis, A. Budrys, A. Krikščiūnaitė, E. Kaniava, Р. Juzukonytė, J. Leitaitė, E. Seilius, M. Vitulskis, V. Vyšniauskas, M. Balčytis.

Из прессы

«Государственный оркестр духовых инструментов „Тримитас“ открыл свой 58-й сезон. Новый 2014–2015 летний сезон был насыщен богатой и интересной программой. Слушателям представлены новые концертные произведения.

В концертах приняли участие хорошо известные любителям музыки представители оперного жанра: лауреат государственной премии тенор Виргилиус Норейка, кларнетист-виртуоз профессор Альгирдас Будрис, тромбонист Балчутис и молодые исполнители — ученики Национальной школы искусств имени M. K. Чюрлениса: E. Dačinskaitė, I. Jankauskaitė, S. Petronytė, L. Kanevičius, L. Jakutis, Е. Jarašūnas. Также в программе прозвучали популярные произведения классических и современных композиторов.

Для детей „Тримитас“ предложил программу пьес английских композиторов „Дань E. Elgar (1857–1934) и G. Holst (1874–1934)“. Концерты состоялись не только в Вильнюсе, но и в Каунасе.

В 2015 году оркестру предстояло участие в одном из крупнейших, самых популярных европейских фестивалей „Musikparade 2015“ в Германии. Участие оркестра в международных праздниках и конкурсах — это давняя традиция».

Певучим звуком обнимая... или Мастер-классы мастера

Материалы Интернета

Мастер-класс проводит член жюри Международного юношеского конкурса имени Е. А. Мравинского А. Будрис (Литва).

30 октября 2014 г. мастер-класс профессора, завкафедрой деревянных духовых инструментов Литовской Академии музыки Альгирдаса Будриса.

А. Будрис — известный солист-виртуоз, за почти полвека артистической деятельности давший более трех тысяч сольных концертов, является и опытнейшим педагогом, воспитавшим целую плеяду талантливых артистов, выступающих сейчас со многими оркестрами мира и побеждающих на конкурсах самого высокого ранга.

А. Будрис — истинный энтузиаст своего дела, щедро делится бесценным опытом не только со своими учениками, но и со всеми слушателями, посещающими мастер-классы, которые он проводит не только на всем постсоветском пространстве, но и в европейских странах и в США.

На занятии профессора участник Шэнь Тяньи показал «Первую рапсодию» французского композитора Клода Дебюсси. Профессор сразу отметил, что у юноши очень хорошее дыхание и звук, но в импрессионистской музыке очень важно найти «краску»; ведь импрессионизм — это особое настроение и особое состояние.

А. Будрис объяснил: «Французская речь и интонации отличаются тем, что построены на чувстве, на особом дыхании, так же должна звучать и французская музыка». Больше сорока минут он работал с молодым исполнителем над каждой фразой этого сложнейшего музыкального произведения. А. Будрис добился того, что все поставленные им задачи были выполнены: меньше стала слышна работа языка, легато стало более выразительным, молодой музыкант начал более чутко прислушиваться к гармонии, фраза кларнета стала продолжением фразы фортепиано, между инструментами завязался диалог, фразы стали более длинными, идущими изнутри, «от сердца».

Следующий участник — прошедший во второй тур кларнетист, москвич Николай Ларин, он показал 1-ю часть ля-мажорного концерта Моцарта. С ним профессор также провел полноценный урок.

Прослушав фрагмент этого произведения из третьего тура, Альгирдас Будрис сказал: «Вы сыграли очень ритмично, хорошим звуком, но Моцарта я там пока не услышал. Ведь Бах, Моцарт, Брамс — гениальные композиторы, имеющие свой, особый дух. Моцарта вообще мало кто играет хорошо. Для его музыки нужно найти звук. Нужно его петь не из горла, а от „опоры“, как делают вокалисты. Все должно играться очень естественно. Все должно быть просто, натурально, певуче. Играть нужно не нотами, а звуком, обязательно нужно слушать гармонию, постоянно должен присутствовать внутренний ритм, каждую фразу нужно обнимать певучим звуком, выстраивающимся в линию».

Профессор закончил занятие только тогда, когда убедился, что в каждом мотиве есть значительные улучшения и молодой музыкант пойдет в верном направлении в работе над произведением, которое является одной из ценнейших жемчужин в сокровищнице мировой музыки.

Далее А. Будрис занимался с участницей Калиянуровой Софией (Караганда). Девушка выбрала для занятия «Конкурсное соло» Анри Рабо из программы второго тура. Профессор, похвалив девушку за выступление на конкурсе, сразу отметил и недостатки, которые ему удалось тут же, на месте, устранить: «Вы играете „открытым“ звуком, поэтому ноты не соединяются во фразы; из-за этого звучит и резонирует только средняя часть кларнета, а верхняя и нижняя части не звучат. Звук надо „закрыть“, округлить при помощи опоры». Талантливая ученица, выполняя все указания профессора, также добилась значительного улучшения прямо на глазах у заинтересованных зрителей.

Мастер-класс этого выдающегося педагога дал новые и полезные знания не только кларнетистам, но и всем остальным музыкантам, присутствовавшим в зале. Многие из них, посетив занятие Альгирдаса Будриса, увидят и услышат в музыкальных произведениях, над которыми они работают, новые краски и новые задачи и подойдут к исполнению этих задач более вдумчиво и тонко, что поможет им достичь следующего уровня в освоении этого высокого мастерства — владения музыкальным инструментом.

Еще раз о значимости VII Международного юношеского конкурса имени Мравинского

Альгирдас Будрис — член жюри VII Международного юношеского конкурса имени Е. А. Мравинского. Номинация «Деревянные духовые инструменты».

На этом престижном конкурсе он принимает участие в жюри вместе с такими известными музыкантами, как Кирилл Соколов, заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, как председательствующий в жюри Вольфганг Вендель, профессор Высшей школы музыки города Карлсруэ и Высшей школы музыки города Гейдельберга (Германия), Лииса Этцель — профессор, руководитель отделения духовых инструментов, заместитель директора отделения оркестровых инструментов Академии музыки имени Сибелиуса в городе Хельсинки, Анатолий Любимов — народный артист Российской Федерации, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных (Москва).

— Альгирдас, о Вашей работе с созданным Вами квинтетом очень необычно отзывается известный литовский флейтист А. Визгирда: «Играя с Альгирдасом в квинтете, так и ждешь, когда он вступит. И сразу в ансамбль как бы вливается теплый, солнечный, золотой свет». Расскажите, пожалуйста, об этом квинтете духовых инструментов. А также — хоть немного — и о Ваших гастрольных поездках.

— Идея создать такой коллектив появилась у меня в 1964 году. Откуда она возникла? Скорее всего, от моей любви к камерной музыке. В первом составе были и мои друзья, и единомышленники: А. Армонас — флейта, И. Римас — гобой, И. Сланкаускас — фагот, А. Рачкаускас — валторна, и я, ваш покорный слуга.

С ансамблем мы объездили почти весь Союз, были и за рубежом. Для нас писали музыку многие известные литовские композиторы, такие как Ю. Юзелюнас, Ю. Юзопайтис, В. Юргутис, А. Бражинскас и другие. Играли мы много классических оригинальных произведений для этого состава, а также и современную музыку. 25 лет жизни я отдал этому замечательному коллективу!

Сейчас вспоминаю свои концертные поездки: сольный концерт в Севастополе, после этого наутро лечу на другой край мира и уже играю в Лондоне!

Поражаюсь, как я все успевал. И ведь были сотни таких случаев. Скажу, что меня ждали везде. Это и преподаватели музыкальных учебных заведений, студенты, любители кларнета и камерной музыки. Я играл и в Москве, и в Ленинграде. Трудно даже назвать город, где я не побывал бы с концертом. Да, и в Одессе, где ты, Борис, учился в консерватории, выступал и привозил туда на конкурс своих студентов. Там я не только познакомился, но и подружился с твоим педагогом Калио Мюльбергом. Замечательный человек и музыкант. Был у него дома и даже помню его отца, в прошлом циркового артиста. Причем не простого: он первым в Союзе выступал в цирке на батуте!

Продолжая тему моих гастролей, хочу добавить, что в Америку я ездил девять раз. Это было как бы отголоском моего сольного выступления в Лондоне в 1964 году на международном конгрессе кларнетистов. Съехались туда и известные профессора, и не менее известные исполнители. Читались лекции. Проводились мастер-классы. Американский профессор после концерта пригласил меня в турне по Америке. Кстати, сам этот профессор — редактор международного журнала «Кларнет».

Затем я был на подобном конгрессе в Канаде. Там тоже собрался представительный форум кларнетистов. А затем я еще раз участвовал в подобном конгрессе в Америке.

«Не влюбиться в его исполнение было невозможно!»

«Мы часто встречались в Москве и Ленинграде с моими коллегами. Были совместные выступления, конкурсы, куда мы привозили своих учеников, мастер-классы в разных городах, семинары духовиков,- рассказывает Будрис.

«Музыкальная жизнь 70-х, 80-х годов, вплоть до 90-х, кипела. С благодарностью вспоминаю В. Соколова, М. Шапошникову, Л. Михайлова, И. Мозговенко, В. Безрученко, К. Мюльберга, Чарльза Найдика, кларнетиста из Америки, который занимался в аспирантуре у Б. А. Дикова. Я более 30 лет заведовал кафедрой духовых инструментов в Вильнюсской консерватории и поэтому мог организовывать различные семинары в Литве. Мы принимали всех очень хорошо. И уровень был хорошо продуман, участники получали много пользы от таких наших встреч».

— Кстати, Альгирдас, Маргарита Шапошникова, которую Вы упоминаете, Вас очень хорошо помнит и с большим почтением о Вас отзывается! Дадим слово народной артистке России, профессору Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреату международных конкурсов, основателю академической Школы саксофона в России Маргарите Константиновне Шапошниковой.

«Борис, я очень рада, что и об Альгирдасе Будрисе у тебя появится рассказ. Хочется сказать много хороших слов о моем товарище по цеху, с которым мы знакомы огромное множество лет. Середина 70-х... Какие замечательные музыканты нас окружали в то время — студенты и педагоги в Москве и в Ленинграде! В. Безрученко, В. Соколов, Л. Михайлов. Преподаватели-профессоры: В. Генслер, А. Володин, А. Штарк, Н. Платонов, В. Красавин, И. Пушечников, Б. Диков, И. Бутырский... Сейчас все они — легенда и история духового исполнительства. Легендой можно с полной уверенностью назвать и Альгирдаса Будриса!

Много времени прошло, а я его прекрасно помню. Умный, интеллигентный, красивый мужчина — и все это было исключительно созвучно с его игрой на кларнете... Какой благородный звук на инструменте — он просто пел! Фраза за фразой — с такими чудесными обертонами звучания, что нельзя было не влюбиться в его исполнение и в него самого. Мастерски передать слушателю стиль и эпоху композитора — качество, присущее художникам и профессионалам только самого высокого класса...»

Большинство состоявшихся литовских кларнетистов — ученики А. Будриса

За плечами Альгирдаса Будриса десятки лет педагогической деятельности. Среди его учеников более десяти лауреатов международных конкурсов, четыре лауреата всесоюзных конкурсов, много лауреатов конкурсов республиканских исполнителей на духовых инструментах.

А. Будрис: «По поводу моей педагогической деятельности. Могу сказать без преувеличения, что в Литве большинство кларнетистов, педагогов — это или мои ученики или уже ученики учеников».

    Вот лишь немного об учениках Будриса.
  • К. Блюис — директор консерватории в Каунасе;
  • В. Жемайтис — преподаватель музыкальной гимназии в Каунасе;
  • А. Талочка — концертмейстер группы кларнетов оркестра Литовской Национальной филармонии;
  • А. Довейка был концертмейстером группы кларнетов оркестра Литовской Национальной филармонии, преподавателем школы искусств имени Чюрлениса (увы, трагически погиб);
  • Ю. Черниюс — преподаватель Литовской академии музыки и театра;
  • П. Нарушис — преподаватель клайпедского филиала Академии музыки и театра;
  • А. Пупкявичюс — преподаватель вильнюсской музыкальной школы;
  • А. Федотавас — доцент Литовский академии музыки и театра;
  • Д. Кишунас — лауреат международного конкурса имени Е. А. Мравинского;

В числе учеников маэстро известный саксофонист, джазовый музыкант, лауреат Национальной премии Литвы P. Вишняускас и другие.

Ученик Будриса Мохамед Хамди из Каира, преподает в Каирской академии музыки, выступает как солист-кларнетист с симфоническим оркестром Каира и Каирского оперного оркестра вот уже более двадцати лет!

СМИ египетской столицы

Египетская пресса писала о Будрисе по-восточному витиевато: «Будучи артистом-виртуозом самого высокого класса, А. Будрис напоминает ювелира, обрабатывающего алмаз. Своим инструментом он достигает самых разнообразных звучаний, выражая тонкую гамму оттенков чувств — от нежной, светлой радости до глубокой скорби».

***

— Понас Альгирдас! Понас Мокитояс!

Это обращение к учителю в Литве (mokytojas — учитель). Вот и я хочу закончить свой очерк словами на литовском.

К сожалению, рамки жанра не позволяют нам рассказать все о Вашей интересной, насыщенной богатыми событиями творческой жизни, дорогой Альгирдас. Что бы Вы на прощание пожелали нашим читателям?

— Чего мы добиваемся от себя и от ученика при игре на инструменте? Любой педагог скажет: божественного звука, идеального ритма и безупречной интонации. Вы скажете, это верх совершенства? — Да! Но к этому надо стремиться! Вот этого неутомимого стремления к совершенству я вам и желаю от души, дорогие коллеги!

Борис Турчинский, октябрь 2015
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play