|
|
Дирижеры военные, капельмейстеры бравые...Древецкий Иосиф Антонович — трубач, педагог, дирижер
«Грусть ладонями-крыльями машет,
И ломает слеза чью-то бровь, И в старинном пронзительном марше Чья-то вера, надежда, любовь». Николай Губин Это было весной 80-го года. Тогда я работал дирижером городского духового оркестра в Житомире. Часто я этот период своей жизни вспоминаю в своих очерках и сейчас не хочу повторяться. Весной в зале городского Дома культуры состоялся отчетный концерт духового оркестра, посвященный какой-то социалистической дате. Кроме областного и городского начальства культуры, в зале студенты и педагоги музыкального и культпросвет училищ, военные музыканты, любители духовой музыки. Это было мое первое серьезное представление в моем родном городе, в качестве дирижера, и концерт прошел успешно. Среди присутствующих был человек, которого я не заметил и узнал об этом намного позднее. Иосиф Антонович Древецкий. Дирижер и педагог, много сделавший для развития музыкальной культуры Житомира, особенного в области духовой музыки. Его с полной уверенностью можно назвать патриархом этого жанра искусства. Мой бывший педагог по специальности в музыкальном училище Валерий Иванович Заяц — он же и предшественник мой на посту дирижера духового оркестра,— на этом выступлении сидел рядом с Иосифом Антоновичем. Он мне и поведал об этом, передав с иронией слова Древецкого: «Ну что сказать, слушать можно». Через несколько месяцев уже от него самого я услышал, что он имел виду под этой фразой. Но об этом в продолжение очерка... Справка. Древецкий Иосиф Антонович (1902–1981, Украинская ССР, Житомир) — трубач, дирижер, педагог. Материалы книги «Известные исполнители и педагоги, мастера духового искусства-выпускники Житомирского музыкального училища им. В. С. Косенко». (Автор — ученик И. А. Древецкого — Г. О. Белинский)В 1934 окончил Житомирское государственное музыкальное училище по классу трубы. В 1936 году окончил военно-капельмейстерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. На выпускном экзамене по дирижированию удостоился похвалы и высшей оценки председателя приемной комиссии, известного русского педагога, дирижера и композитора, профессора Московской консерватории В. М. Блажевича. На экзамене по специальности( труба, на отлично исполнил среди прочего, концерт А. Ф. Гедике. Кстати, Древецкий был один из первых его исполнителей. Сам композитор, послушав свое сочинение в исполнении Иосифа Антоновича, остался весьма доволен. С 1936 года — капельмейстер военного оркестра Карельской Автономной Советской Социалистической Республике (КАССР). В 1943–1944 гг. — преподаватель по классу трубы в школе музыкантских воспитанников (г. Ростов-на-Дону). С 1945 по 1960 — преподаватель Житомирского государственного музыкального училища им. В. С. Косенко по классу духовых инструментов и предметам дирижерского цикла (15 лет возглавлял методическую комиссию отдела духовых инструментов). С 1960 по 1981 — преподаватель Житомирского училища культуры (ныне Житомирский колледж культуры и искусств им. И. Огиенко). Григорий Белинский — заслуженный работник культуры УкраиныИ. А. Древецкий — прекрасный музыкант, образованный педагог. Длительное время в музыкальном училище вел класс трубы, валторны, тубы, кларнета. Преподавал дирижирование, инструментовку, руководил духовым оркестром. За 15 лет работы в музыкальном училище воспитал много квалифицированных специалистов, которые успешно продолжили свое обучение в консерваториях. Его лучшие трубачи: Иван Чепурнов, Иван Анцупов, Григорий Белинский; валторнисты: Эдуард Чепурнов, Виктор Чулаевский; кларнетисты: Владимир Детистов, Леонид Джурмий, Михаил Новиков, Сергей Стебенков, Станислав Гурский; тубист — Виктор Антонюк и др. Под руководством И. А. Древецкого студенческий духовой оркестр училища был одним из лучших коллективов среди музыкальных училищ Украины. В репертуаре оркестра звучали такие шедевры мировой классики как Симфония № 3 Л. Бетховена, «Украинская симфония» М. Калачевского, увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, увертюра к опере «Запорожец за Дунем» Гулака-Артемовского, увертюры к операм «Тарас Бульба» и «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко, «Праздничная увертюра» Шостаковича, увертюра к опере «Танкред» Дж. Россини и др. Это было в ОдессеС 1974 года я начал работать, а точнее служить в Одесском высшем военном инженерном училище. Тогда начальником военно-оркестровой службы был мой земляк, подполковник Детистов Владимир Иванович. На одной из первых сводных репетиций оркестров Одессы к майской демонстрации, узнав от моего дирижера Салика Александра Яковлевича, что в его оркестре появился новый кларнетист из Житомира по фамилии Турчинский, Детистов в перерыве меня подозвал. Оказывается, он с моим отцом три года был воспитанником оркестра Житомирского пехотного училища. Передав привет для отца, Владимир Иванович перешел к расспросам о преподавателях музыкального училища. Особенно его интересовал Иосиф Антонович Древецкий, его бывший педагог по специальности и дирижированию. Я услышал много лестных слов о нем, о его справедливой взыскательности по отношению к ученикам. О доброте. — Знаешь, Борис, сказал он, я ему многим обязан. Удивительный человек во всем. Эрудированный, выдержанный и тактичный в беседе. Оркестр у нас был на очень хорошем уровне. Такие полотна поднимали, что некоторые не под стать венному оркестру. Увертюра к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Симфония Бетховена, «Праздничная Увертюра » Д. Д. Шостаковича... Еще он был замечательным дирижером. Все дирижировал наизусть и ни одного вступления никогда не пропускал. Вот и я всегда хотел на него в дирижировании походить. Особенно это часто вспоминал, учась в институте военных дирижеров. Я ему многим обязан, так и передай. Увы, сразу передать не представилась возможность, но я это все-таки передал годы спустя. Но я не забыл эту просьбу! Григорий Ройтфарб — народный артист Татарстана, профессорДревецкий Иосиф Антонович знаковая личность в моей жизни. О нем, у меня самые теплые воспоминания. Это замечательный музыкант, педагог, многолетний заведующий отделом духовых инструментов. Он был для нас непререкаемым авторитетом. Хорошо помню свое состояние, когда я впервые услышал духовой оркестр студентов училища. Стоял и слушал под дверью, пока не кончилась репетиция. Исполнение было настолько хорошим, что вызвало у меня сильное потрясение. Меня охватила радостное чувство. Скоро и я буду играть вместе со всеми в этом оркестре и эту волшебную музыку. Я чувствовал сопричастность ко всему происходящему. Потрясающее чувство. А ведь сколько лет прошло и я это помню... Затем я проходил уроки по знакомству с инструментами духового оркестра у Иосифа Антоновича. Он очень красиво дирижировал и мы пытались ему подражать. Спустя много времени, уже работая в Казани в госоркестре Татарстана, на гастролях в Москве мы выступали в Большом театре и на большом стенде оркестра Большого театра я увидел большую фотографию института военных дирижеров прошлых лет и среди них увидел Иосифа Антоновича Древецкого. Как мне было приятно, я буквально гордился близким знакомством с этим человеком. Еще одна примечательная черта Иосифа Антоновича — тонкое чувство юмора. Он умел так красиво сделать замечание и никогда никого не обижал, был чутким добрым человеком и пользовался большим уважением. Светлая память! Возвращаясь к нашему личному знакомствуЭто случилось неожиданно. Не помню, по какому случаю, мы оказались одним из вечеров в ресторане «Житомир». Тут нам представилась возможность уединиться и о многом поговорить. Оба были в хорошем настроении, и эту нашу встречу я запомнил надолго. Иосиф Антонович, прежде чем сесть, подошел к окну, взял свою любимую трубку, медленно набил табаком, и с удовольствием закурил. По — сути эта была наша первая и, к сожалению, последняя встреча в «четыре глаза». В декабре 1981 года Иосифа Антоновича не стало. На похоронах для музыкантов не хватало мест. Я даже не представлял, что в Житомире столько духовиков. Все пришли почтить память Великого Маэстро Полесья. Большой честью для меня было дирижировать этим сводным оркестром. Но вернемся к беседе в ресторане. — Расскажи о себе — с этого начал Древецкий. Я удивился. — Иосиф Антонович, так вы обо мне многое знаете, знакомы хорошо с моим отцом Романом Иосифовичем — валторнистом. Училище окончил в 1971 году, оно располагалось рядом с культпросвет-училищем. Иногда приходил на репетиции духового оркестра под вашим руководством. — Ну а что дальше? спросил он. Не буду пересказывать, не хочу уводить в сторону читателя, ведь очерк не обо мне. Если вкратце: служба в армии в оркестре штаба во Львове, поступление в консерваторию, работа в оркестре военного училища в Одессе, некоторые перипетии личного характера и приглашение в Житомир на должность дирижера городского духового оркестра. Беседа текла, неспешна и видно было, что мой собеседник слушает меня внимательно. Не преминул Древецкий рассказать мне о своих впечатлениях от концерта духового оркестра, мною возглавляемого. Если в двух словах, то надо работать тщательнее. Впрочем, это можно сказать по поводу выступления любого коллектива... Конечно, я вспомнил ученика Древецкого Детистова и его теплые слова, сказанные об учителе. Лучше поздно, чем никогда. Иосиф Антонович в этот вечер был настроен и на свои воспоминания. Много рассказывал об учебе в институте военных дирижеров. Перед переездом в Житомир работал преподавателем в Ростовской школе музыкантских воспитанников. Это было для Иосифа Антоновича интересная работа. Многие выдающиеся деятели культуры того времени, послушав выступление юных музыкантов этой школы, приходили в восторг. Один из них сказал такую фразу: «Игра этих ребят — явление исключительное, если мы захотим показать на западе подлинное достижение советского искусства, мы должны показать им игру этих малышей, из бывших беспризорников». Иосиф Антонович был дружен с ее начальником полковникам Леонидом Николаевичем Банком. Конечно, рассказывал и об институте военных дирижеров. Это было до войны, тогда этот уважаемый ВУЗ только приобретал свой нынешний вид. Шло его формирование. Это было золотое время. В Военной консерватории в разное время преподавали известные всему миру авторитетные специалисты: на кафедре дирижирования — профессоры А. Александров, М. Багриновский, А. Гаук, Л. Гинзбург, А. Чугунов; на кафедре инструментовки и чтения партитур — профессоры В. Блажевич, Е. Вилковир Н. Иванов-Радкевич, Г. Калинкович, Б. Кожевников, Д. Рогаль-Левицкий; на кафедре инструментов военных оркестров — профессоры М. Иванов, К. Купинский, Г. Орвид, А. Ривчун, С. Розанов, В. Солодуев, М. Табаков, В. Цыбин, А. Штарк, Ю. Ягудин; на кафедре теории и истории музыки — профессоры И. Дубовский, С. Евсеев, Л. Мазель, В. Соколов, В. Шебалин. Древецкий участвует в парадах на Красной Площади. После окончания института Иосиф Антонович был направлен в Карелию, где руководил военным оркестром. Не знаю почему, но тут Иосифа Антоновича прорвало. Его репрессировали по анонимному доносу и всю семью отправили в Казахстан. В те годы об этом старались умалчивать. Потом оправдательный приговор и лишь спустя годы реабилитировали полностью. Но сколько это стоило здоровья и нервов. И оборванной, на взлете, карьеры. СправкаВоенный факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского был создан на базе отделения оркестрового факультета консерватории (в другом источнике — Военно-капельмейстерской кафедры консерватории и капельмейстерского класса Военной академии). Процессом создания факультета руководили инспектор военных оркестров Рабоче-крестьянской Красной Армии С. А. Чернецкий и директор Московской государственной консерватории Г. Г. Нейгауз. С 1936-го по 1941-й год прошло шесть выпусков военных капельмейстеров. В ноябре 1946 года ВУЗ переименовали в Высшее училище военных дирижеров Советской Армии, а в 1950 году — реорганизовали в Институт военных дирижеров. В таком виде он существовал в течение десяти лет. 4 апреля 2001 года Правительство Российской Федерации создало на базе Военно-дирижерского факультета при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского Московскую военную консерваторию (Военный институт). В наши дни Военный институт (военных дирижеров) является уникальным в своем роде военно-учебным центром, так как выпускает военных дирижеров — руководителей военных оркестров и ансамблей песни и пляски с высшим музыкальным образованием. Вспоминая Вячеслава Николаевича СтарченкоВ 1986 году я прохожу по конкурсу и переезжаю преподавать в Ровенский государственный институт культуры. Заведующим кафедрой духовых инструментов был замечательный человек и музыкант Вячеслав Николаевич Старченко — заслуженный работник культуры Украины, дирижер оркестра, основатель кафедры духовых инструментов Ровенского государственного института культуры. Выпускник нашего училища по классу тромбона преподавателя Григория Зальмановича Ройтфарба и по дирижированию Иосифа Антоновича Древецкого. Всего лишь 47 лет жизни отвела ему судьба. Но все эти годы он отдал своей любви — музыке. Уже в юности на Житомирщине, где жила семья, обучился игре на балалайке, гитаре и гармошке. Пятнадцатилетним пареньком, временно увлекшись баритоном, как он считал, на областной школьной олимпиаде исполнил соло — романс М. И. Глинки «Не искушай меня без нужды» в сопровождении духового оркестра. Выступление юноши настолько поразило члена жюри, заведующего отделом духовых и ударных инструментов Житомирского музыкального училища И. А. Древецкого, что он тут же предложил Старченко поступать в музыкальное училище — «учиться музыке всерьез». Я проработал и дружил с Вячеславом Николаевичем четыре года и он часто вспоминал эту фразу. Ведь благодаря Иосифу Антоновичу, который помог определить молодому парнишке из провинции его путь в жизни, он и состоялся как музыкант. А потом интересных и увлеченных четыре года учебы в училище и игра в замечательном оркестре под управлением Иосифа Антоновича. Это была школа жизни, говорил Вячеслав Николаевич. Он, как и многие его друзья, утверждают, что на этих репетициях и общении с Иосифом Антоновичем, они себя и слепили. Анатолий Исаакович Кузьменко заслуженный артист Украины, профессор Национального педагогического университета, КиевДирижером оркестра у нас был Иосиф Антонович Древецкий. Конечно, это был Мастер. Замечательный дирижер, опытный и думающий воспитатель. Умел добиваться от оркестра отличного звучания. Был требовательным, но в то же время внимательным к студентам. А еще был человеком с хорошим чувством юмора. Думаю, что мы, его выпускники, во многом в дальнейшей творческой жизни ему подражали. Однако мало кто из нас знал, что он был человеком трагической судьбы. Мы его ученики будем всю жизнь ему благодарны за то, что он хотел ,чтобы из нас получились настоящие люди и специалисты в своей области. И это получилось. Виктор Антонюк блестящий тубист, работал во многих оркестрах Киева, а дирижер государственного симфонического оркестра Украины Стефан Турчак, послушав его, без конкурса зачислил в оркестр. Это говорит о многом. Кого хочу еще вспомнить?! Кларнетиста и скрипача Гарри Оганезова (впоследствии — профессор Воронежского института искусств, дирижер Липецкого симфонического оркестра, заслуженный артист Российской Федерации). Тромбониста и скрипача Григория Ройтфарба (ныне народный артист Татарстана, профессор Иерусалимской академии музыки Рубина), Владимира Ивановича Бондарчука, народного артиста Украины, профессора Одесской Академии музыки, Григория Онуфриевича Белинского, многолетнего заведующего духовым отдела Житомирского музыкального училища, заслуженного работника культуры Украины, кларнетиста Бориса Михайловича Фишермана (преподаватель, дирижер оркестра, заслуженный работник культуры Украины). Это я вспоминаю наиболее одаренных и трудолюбивых студентов — конечно же, они состоялись как профессиональные музыканты. «Играй сыночка»Своими воспоминаниями об учителе, делится Борис Латман, педагог и трубач, дирижер народного духового оркестра Дома культуры г. Емельчино. «Играй сыночка» — эти слова мне запомнились из далеких 70-х. У Йосифа Антоновича Древецкого я занимался по классу трубы в период с 1968-го по 1972-й год. Он был мой учитель по трубе, классный руководитель и преподаватель дирижирования. Запомнился мне как строгий и требовательный педагог. У которого в жизни было не все гладко, вместе с тем, он был жизнерадостным, добрым и с тонким чувством юмора. Но для некоторых учеников, это было не всегда так. Это касалось тех, кто не ответственно готовился к урокам. Тогда из класса могли лететь сначала пюпитр с нотами, за ним и сам ученик. Его характер знали его студенты и старались не подводить своего преподавателя. Йосиф Антонович серьезно относился к учебной программе учащихся, он имел очень приличную домашнюю нотную библиотеку и подбирал интересный репертуар для каждого студента, с учетом его профессиональных способностей. Свою учебу в училище, я совмещал со службой в военном оркестре. Занимался довольно серьезно, я успел за четыре года сыграть довольно обширный трубный репертуар, концерты Гуммеля, Гадна, Пескина и много разноплановых произведений малой и средней формы, предложенные мне Йосифом Антоновичем. Он настойчиво добивался от меня игры выразительной и чистой, сохраняя нужный темп и правильное дыхание. И. А. Древецкий имел как среди студентов так в педагогическом коллективе училища авторитет и уважение. Кажется, его немного боялись. Думаю, ему одному разрешалось курить в учебном классе его знаменитую трубку, набитую табаком «Золотое руно», который доставлялся из Москвы, и имел чудесный аромат. Не забыл и принадлежности для курительной трубки, лежавшие всегда на его столе, в том числе большую скрепку... Прошло много лет, но в памяти у меня Йосиф Антонович Древецкий остался как человек и преподаватель с большой буквы. Очень рад, что о моем педагоге будет написан очерк и благодарен за это автору Борису Турчинскому за его творчество и огромный труд. Материалы интернетаДревецкий Иосиф Антонович, 1902 года рождения, поляк. Место рождения: Украинская ССР, город Житомир. До ареста проживал: Кзыл-Ординская область, Кзыл-Орда. Должность: музыкант. Место работы до ареста: Оркестр Казкино. Когда и кем арестован: 17.10.1938 г., Кзыл-Ординское УНКВД. Когда и кем осужден: 16.02.1939 г., Кзыл-Ординское УНКВД. Дата и орган реабилитации: 11.01.1998 г., Кзыл-Ординская облпрокуратура. Причина прекращения дела: Закон РК от 14 апреля 1993 года. Страшные строчки личного дела, а за этим поломанные судьбы миллионов, ни в чем не повинных людей. Нет, не на этой ноте мы расстались, зашли снова в зал ресторана, и выпили по бокалу вина за лучшее будущее. За музыку, за духовиков и за многое другое... ⁂Хочу закончить этот очерк словами одного из героев моего очерка, музыканта и поэта из Симферополя Вадима Штанько: «Ничто не вечно в этом мире, лишь вечно то, что оставляет след». Замечательная цитата. Она в полной мере относится и к нашему известному земляку и его творческому следу, оставленному в музыкальной культуре Житомира. Иосиф Антонович выдающийся музыкант-духовик, трубач, дирижер, педагог-наставник, принимавший на своем пути сложные творческие задачи с успехом выполнявший их. Имя Иосифа Антоновича Древецкого помнят его коллеги, ученики — люди, с которыми он общался и работал. Дай Бог в наше время не пасть духом, сохранять традиции и продолжать дело, начатое им! Борис Турчинский, январь 2020
|
|
|
|
|
|