|
|
Он шел по жизни, улыбаясь людям!Владимир Тимофеевич Феденко — исполнитель, педагог, профессор, заслуженный деятель искусств России (1938–1999)«Ух ты», — вырвалось у меня... Мне позвонил мой давний знакомый, композитор из Томска Валерий Ермошкин — и оказалось, что он уже много лет работает вместе с другом моей юности! ...С Валерием Ратушным мы были однокурсниками в Уральской консерватории в 1973–75 годах. Валерий — прекрасный гобоист, следы которого затерялись для меня после моего перевода в Одесскую консерваторию. Его звонок не заставил себя ждать.
— Валера, ты не представляешь, как я рад! Как ты вышел на меня? Уральская государственная консерватория им.М.П.Мусоргского...В 1973 году мы с Валерой Ратушным познакомились на вступительных экзаменах. Вспоминается, что всех абитуриентов поселили в спортивном зале общежития. Мы спали на матрасах, которыми был устлан пол спортивного зала. И после каждого экзамена матрасов становилось все меньше и меньше... А к концу экзаменов нас с Валерой перевели в отдельную комнату. Мы прошли все испытания и поступили. С волнением вспоминаю эти дни. — Валерий, надеюсь ты помнишь это время? Твой будущий учитель по гобою, а тогда декан оркестрового факультета Владимир Тимофеевич Феденко был куратором на экзаменах у духовиков, и, мне кажется, нам двоим он симпатизировал... Или я ошибаюсь? — Нет, Борис. Я тоже это чувствовал. Уж очень как-то по-отечески шло общение с нами. На последней стадии экзаменов нас оставалось только 12 человек — собственно, это уже и был наш первый курс. Сколько нас было вначале, не помню — но много... Справка. В. Н. Ратушный. Родился в пгт Васильковка Днепропетровской области Украинской ССР. 1966–1970 — Тюменское музыкальное училище, класс преподавателя А. В. Буслова. 1970–1972 — служба в рядах СА (служил в Тюмени, в военном оркестре). 1973–1978 — Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, класс профессора В. Т. Феденко. 1978 — Музыкальное училище г. Березники (Пермская область) — преподаватель. 1979 — Красноярский театр оперы и балета — артист симфонического оркестра. С октября 1981 г. работает артистом симфонического оркестра Томской филармонии. Награжден Грамотой Министерства культуры РФ. Участвовал в гастролях Кемеровского симфонического оркестра (Венгрия, Мальта, Германия, Люксембург), Томского академического симфонического оркестра (Италия, Германия, Великобритания, КНР); с Казанским театром оперы и балета гастролировал в Голландии; с Иркутским симфоническим оркестром побывал в Узбекистане, Киргизии. Преподает оркестровые дисциплины в Томском музыкальном колледже им. Э. Денисова. — Валерий, пожалуйста, введи нас в мир уральской школы гобоя. — Борис, спасибо — горжусь выпавшей мне такой честью. История захватывает три поколения гобоистов Урала. Но начать рассказ хочу с моего любимого педагога, Феденко Владимира Тимофеевича. В этом мне поможет супруга Владимира Тимофеевича, Лариса Витальевна Тумашева. Мысленно возвращаюсь в прошлый век. Год 1969. Я на третьем курсе Тюменского музыкального училища. Вместе с сокурсником, фаготистом Женей Самсоновым, едем на прослушивание в Свердловск, в консерваторию. Удобный поезд: едет ночью, рано утром — Свердловск. По дороге в каком-то городе вагон заполняет группа ребят — жизнерадостных и крикливых. Оказалось, это были учащиеся ПТУ, водопроводчики по будущей специальности. Рано утром, по прибытии поезда, выяснилось, что у половины пассажиров исчезли вещи, в том числе у меня — обувь. Поздняя осень, Урал уже поседел. На улице дождь. Довольно холодно. В носках по лужам ... Мне до сих пор снятся ужастики на эту тему. Едем к моей двоюродной сестре — она пианистка, выпускница консерватории. И вот, слава Богу, я в башмаках, хоть и поношенных и не моего размера (44 — а я ношу 39), предстаю перед глазами своего будущего педагога Владимира Тимофеевича. Республика ШКИД, и только. С первой встречи у меня появилась к нему симпатия. Молодой, красивый, стройный. Бородка, которая ему очень шла. Живой взгляд. Как и все поступающие, я с трепетом смотрел на него и на все, что нас окружало. Владимир Тимофеевич заметил мое волнение и быстро снял его. Я учился на гобое 2,5 года и удивить его своей игрой, естественно, не мог. В училище мне преподавал кларнетист, и этим все сказано. Деталей нашего первого урока не помню, но огромный заряд энергии, огромное желание научиться хорошо играть переполняло меня. Это точно! В 1971 году я окончил музыкальное училище и по договоренности должен был поступать в Уральскую консерваторию. Меня там ждали в числе абитуриентов. Но случилось непредвиденное, а может, и предвиденное. Меня забрали в амию, а перед этим я попал еще в больницу. Цепочка невзгод. Позже узнал, что Владимир Тимофеевич был расстроен. Он резервировал для меня место и ждал моего появления в стенах консерватории до последнего дня. Конечно, я проявил бестактность и не написал ему даже небольшое письмо с объяснением происшедшего. В 1973 году я появился. И... Немая сцена... Последовали заслуженные упреки — все как положено. Дальше время как-то исправило мою ошибку. Мы стали ближе друг к другу. Я стал даже бывать в доме учителя. 1973 год. Нас поступило аж два гобоиста. Для редкого инструмента это много. Второй гобоист — Коля Кабашный из Нижнего Тагила. Впоследствии Николай многие годы работал в оркестре Пермского театра оперы и балета. Сейчас на пенсии. Наш учитель был человеком увлеченным. Творчески подходил к каждому ученику и каждому уроку. Скажу так: скучных уроков не было! Владимир Тимофеевич обладал даром раскрепостить ученика на все сто процентов. В классе просто витал дух демократии. Вспоминаю одну из традиционных встреч со студентами нар. арт. России, лауреата Первого Всесоюзного конкурса дирижеров, главного дирижера Свердловского симфонического оркестра, профессора Марка Израилевича Павермана. Он рассказывал нам, что, когда он учился в известнейшей школе П. С. Столярского, у них не было уроков по специальности в нашем понимании. У них были ДНИ специальности. И наш учитель работал по этому же принципу. Кто был свободен от других предметов, все время находился в классе. Постоянно на уроке было по 4–5 студентов, и мы сменяли друг друга. Настало время подробнее рассказать о нашей с тобой, Борис, кафедре и, конечно, о моем наставнике. Из буклета, изданного к 70-летнему юбилею Уральской государственной консерватории им. М. П. МусоргскогоВ. Т. Феденко окончил Уральскую консерваторию им. Мусоргского в 1960 г. по классу гобоя (педагог И. М. Данскер). Работал солистом оркестра в Пермском оперном театре, симфонических оркестрах Луганской и Ялтинской филармоний, принимал участие в конкурсе артистов симфонических оркестров, где был удостоен диплома I степени. Исполнительское мастерство, техническое совершенство, высокая музыкальная культура В Т. Феденко, неоднократно получали одобрение известных музыкантов-инструменталистов и дирижеров. С 1963 г. В. Т. Феденко стал солистом оркестра Свердловского академического оперного театра. В этом же году он начал преподавать в Уральской консерватории и в музыкальной школе-десятилетке при УГК, где вел класс гобоя. За время своей педагогической деятельности Владимир Тимофеевич воспитал плеяду музыкантов (более 60 человек), которые работают в различных оркестрах России и за рубежом. Среди его выпускников есть лауреаты и дипломанты Всероссийских конкурсов, а три выпускника удостоены почетного звания «Заслуженный артист РФ» (А. Трушков, В. Кудинов, Н. Баранов). Более десяти лет, с 1987 по 1999 г., профессор УГК В. Т. Феденко возглавлял кафедру духовых и ударных инструментов, был деканом исполнительского факультета. где проявил отличные организаторские способности. Деятельность музыканта не ограничивалась педагогической и организационной работой. В эти же годы В. Т. Феденко не прекращал выступать в концертах, знакомил публику с новыми музыкальными произведениями. Он был одним из ярких исполнителей музыки уральских композиторов, принимал активное участие в музыкальных фестивалях, выступал на съездах Союза композиторов России, в качестве гобоиста в составе различных оркестров гастролировал за рубежом. В. Т. Феденко пользовался большим авторитетом среди коллег, о чем свидетельствует его неоднократное приглашение в качестве члена жюри различных конкурсов. В 1999 г. Владимир Тимофеевич был удостоен Почетного звания «Заслуженный деятель искусств России»; неоднократно был отмечен Почетными грамотами Министерства культуры России и департамента культуры правительства Свердловской области. История кафедрыПервым заведующим кафедрой в послевоенные годы был известный композитор и преподаватель класса флейты Н. Р. Бакалейников. Далее кафедра перешла к не менее известному композитору, преподавателю класса трубы профессору В. И. Щелокову. Также кафедрой руководили в разные годы: профессор И. М. Нестеров (кларнет), профессор В. Т. Феденко, заслуженный деятель искусств РФ (гобой), доцент Е. М. Горелов, заслуженный артист РФ (кларнет), профессор В. П. Ивукин, заслуженный деятель искусств РФ (труба), профессор А. Х. Сидоров, заслуженный артист РФ (флейта) профессор Г. С. Яркова (ударные инструменты). Интервью с супругой Владимира Тимофеевича Ларисой Витальевной Тумашевой— Детство Владимира Тимофеевича прошло в городе Карталы Челябинской области. Отец, Тимофей Терентьевич, работал на железной дороге, прошел всю войну 1941–1945 года, имел несколько ранений. Мама, Нина Андреевна, в годы войны работала в колхозе трактористкой, в мирное время занималась домашним хозяйством. В семье было четверо детей — три сына и дочь, Володя был вторым ребенком в семье. Вспоминал, что у них была корова, благодаря которой и выжили в военные годы, а еще бабушка каждый день кормила свеклой, поэтому во взрослой жизни он свеклу, практически, не ел. — Лариса, а первые шаги в музыке? — Увлекся музыкой в школьные годы, записался в детский духовой оркестр. Надо сказать, что родной брат его мамы окончил музыкальное училище в Челябинске по классу кларнета и был довольно известным руководителем и дирижером различных духовых оркестров Челябинска и области. Именно он и надоумил Владимира стать профессиональным музыкантом. И вот, в возрасте 14 лет Володя приезжает в Свердловск — поступать в музыкальное училище. — Наверное, он играл на кларнете? Такая практика в те годы существовала... — Он на кларнете никогда не играл — это его дядя был кларнетистом. А в школьном оркестре Володя играл на трубе. Маленькая дудочкаПриемная комиссия порекомендовала ему обучаться на гобое, но как выглядит этот инструмент, Владимир не знал. Ему предложили сходить на репетицию симфонического оркестра и там познакомиться с этим инструментом. Он рассказывал, что представлял гобой как некий большой инструмент типа арфы, и был удивлен, когда ему показали маленькую дудочку. Первым его учителем в училище был известный в Свердловске гобоист, солист симфонического оркестра филармонии Иван Андреевич Сайгин. Начались учебные будни, Владимир полюбил гобой и очень много занимался, за четыре года освоил инструмент на уровне, позволяющем поступать в консерваторию. — Его учителем в консерватории стал выдающийся гобоист Исаак Моисеевич Данскер. Часто ли Володя вспоминал его на протяжении жизни? — Исаак Моисеевич Данскер в 1918 году окончил Петербургскую консерваторию, и до 1941 года был солистом оркестра театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинского театра), потом преподавал в Уральской консерватории. До него в консерватории не было класса гобоя, поэтому его можно считать родоначальником уральской школы гобоистов. Интересный факт: ученик Феденко Александр Трушков спустя годы был долгое время солистом-гобоистом оркестра Мариинского театра. Вот такая преемственность! Владимир рассказывал, что Данскер был очень требовательным и строгим педагогом, и частенько нерадивые студенты, плохо подготовленные к уроку, вылетали из его класса вместе с пультом и нотами. Особое внимание на его уроках уделялось ритму, форме и стилевым особенностям произведений. Со студентами разговаривал исключительно на «вы». Если хотел сам что-то показать ученику на гобое, то делал это не спонтанно, а готовился, чтобы его показ, его исполнение было максимально успешное. Брюки и рубашкаВолодя рассказывал о случае, характеризующем Данскера-человека. Перед государственным экзаменом профессор его спрашивает: «Володя, в чем вы будете выступать?» «Брюки и рубашка», — отвечает Володя. Учитель говорит: «Это не годится, пойдем заказывать костюм у портного». Услышав, что на костюм нет денег, Данскер ответил, мол, когда заработаете, тогда и отдадите. И вот, они пошли к портному, у которого обшивался профессор,— причем учитель сказал, чтобы сшили пиджак и двое брюк, так как брюки быстрее изнашиваются. Воспоминания друзей и коллегВалерий Ратушный— Во многих регионах России успешно трудятся ученики В. Т. Феденко, среди них — лауреаты, дипломанты многих конкурсов, фестивалей. Многие продолжают традиции исполнительской школы, занимаются исполнительской деятельностью, другие воспитывают юных музыкантов. И где бы ни работали его ученики, их общение с педагогом не прерывалось. Добавим несколько слов о самых успешных гобоистах-учениках В. Т. Феденко, которых я хорошо знаю и ценю. Все мы из одной школы, и я бы ее назвал школой Данскера-Феденко. Александр Трушков Лауреат II премии Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей (Ленинград, 1983). В 1977 году Александр Трушков был приглашен на работу в симфонический оркестр Свердловской филармонии, где работал до 1984 года. С 1982 по 1984 год Александр Трушков преподавал в Свердловском музыкальном училище. В 1984 году переехал в Ленинград, где стал солистом симфонического оркестра Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (сегодня — симфонического оркестра Мариинского театра). В 1997 году начал преподавательскую деятельность в Санкт-Петербурге. С 1997 по 2000 гг. Александр Трушков преподавал в Средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, с 2007 г. в должности доцента ведет класс гобоя в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Заслуженный артист РФ. Вадим Кудинов Вадим Кудинов окончил Иркутское музыкальное училище у В. А. Левина и поступил в класс Феденко в 1977 году. Сегодня Вадим Петрович Кудинов — Заслуженный артист России, профессор. Один из ведущих российских исполнителей на гобое. В 1978 г., будучи студентом, В. П. Кудинов был принят в качестве концертмейстера группы гобоев в Свердловский симфонический оркестр. В 1982 г. он успешно окончил Уральскую консерваторию им. М. П. Мусоргского и, проработав три года в Омске, вернулся в оркестр Свердловской филармонии. Александр Кудинов (сын) Самое главное, Владимир Тимофеевич был очень хорошим и порядочным человеком. И потрясающим педагогом. Мой отец у него учился, и я тоже. Воспоминания самые светлые. Всегда всем и во всем помогал. Феденко дал мне хорошую техническую и музыкальную базу и, если честно, потом я уже так на нее и опирался все годы работы в оркестре или в индивидуальном исполнительстве. Конечно же, это и техника исполнительского дыхания (опертое дыхание), мягкое звучание гобоя и многое другое. ⁂Материалы СМИФеденко В. Т. является одним из ярких пропагандистов музыки уральских композиторов. Свою преподавательскую работу в Уральской консерватории Владимир Тимофеевич совмещал с интенсивной сольной, камерной и оркестровой исполнительской деятельностью. Наряду с образцами мировой классики, Феденко пропагандировал достижения русской музыки и произведения уральских композиторов. В его репертуаре были различные сочинения уральских авторов: Б. Гибалина, В. Бибергана, Н. Пузея, Л. Гуревича, А. Каменского и др. Феденко постоянно принимал участие в творческих отчетах уральских композиторов, музыкальных фестивалях, выступал на съездах СК РСФСР, а также в авторских концертах уральских авторов в г. Москве (авторские концерты М. Кесаревой — апрель 1966 г., январь 1977 г. и др). У всех в памяти участие в творческих встречах композиторов, радио- и телепередачах, фондовые записи произведений уральских композиторов («Променад-сюита» В. Бибергана, цикл для деревянных духовых инструментов М. Кесаревой, вокальный цикл Л. Гуревича на стихи М. Ю. Лермонтова) — это только некоторые из ракурсов творческого контакта талантливого исполнителя с уральскими авторами. К 250-летию Екатеринбурга-Свердловска была выпущена пластинка-альбом, где В. Феденко принял участие в записи вокально-инструментального цикла «Горе мое» композитора М. Кесаревой. Профессор Академии музыки Республики Беларусь, заслуженный артист Республики Беларусь В. В. Будкевич— Владимир Тимофеевич Феденко — это имя известно, практически, всем профессиональным музыкантам не только в России. Я познакомился впервые с этим интересным музыкантом, выпускником Уральской консерватории в 1960 г. в Москве, на отборочном прослушивании к Международному конкурсу «Пражская весна». Много лет прошло с тех пор, но именно он покорил меня своим красивым, нежным, певучим звуком, и я, будучи молодым, много взял тогда для себя как для музыканта. Это и понятно, ибо В. Т. Феденко по праву считается одним из лучших выпускников знаменитого гобоиста профессора Данскера И.М. Исполнительское мастерство, техническое совершенство, высокая музыкальная культура Феденко В.Т. неоднократно получали одобрение известных музыкантов и дирижеров, и можно искренне порадоваться, что ему посчастливилось создавать музыкальные образы, творчески утверждаться под руководством такого известного российского дирижера как Марк Израилевич Паверман. Творческий путь К. Т. Феденко многообразен. Солист филармонического симфонического оркестра, солист оркестра театра оперы и балета, камерного оркестра и солист инструментального ансамбля. Умение совмещать эти жанры, их многообразие, разноплановость послужило фундаментом для его плодотворной педагогической деятельности. Мне посчастливилось работать с В. Т. Феденко в составе жюри многих конкурсов, прослушиваний, слушать его выпускников на государственных экзаменах в Уральской консерватории, где ясно прослеживаются традиции исполнительской школы игры на гобое, заложенные его учителем И. М. Данскером. Основатель Уральской школы гобояДанскер Исаак Моисеевич (1896, Петербург — 1965, Свердловск), гобоист, педагог. В 1918 окончил Петроградскую консерваторию по классу Ф. А. Коукаля. Был отмечен премией им. В. А. Шуберта. В 1918–41 солист оркестра Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, в 1943–51 — солист оркестра Свердловской филармонии. Был первым исполнителем сонаты для гобоя и фортепиано Б. В. Асафьева, который посвятил ему это сочинение. Параллельно с исполнительской деятельностью в 1936–39 преподавал в музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории; вел также музыкальные классы в ленинградском Дворце пионеров. В 1945–64 преподавал в Уральской консерватории в Свердловске (с 1958 и.о. профессора). Многолетний практический опыт Данскер обобщил в своем методическом труде «Обучение гобоистов в детских музыкальных школах и училищах». Народный артист СССР, дирижер Большого Театра СССР Борис Хайкин (1958 год)— И. М. Данскер пользуется большой известностью как выдающийся гобоист. В течение ряда лет был первым гобоистом — солистом оркестра Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Обладает великолепным звуком и артистическим чутьем. Данскер располагает к себе всех дирижеров и музыкантов, которым посчастливилось с ним встретиться. Из статьи Б. В. НичковаЖизнь Исаака Моисеевича иногда складывалась трагически. Итак, творческая жизнь одного из лучших гобоистов бывшего СССР И. М. Данскера складывалась очень успешно. В 45 лет, проработав в театре 23 года, он был в зените славы и полон новых творческих замыслов. Но случилось непредвиденное. Началась Великая Отечественная война, которая сломала многие человеческие судьбы. В 1941 г. тяжелая травма и последовавшая за ней инвалидность не позволили Данскеру продолжать работу в оркестре театре. Он прожил год в блокадном Ленинграде. С 1942 г. был эвакуирован в Ульяновск вместе с больницей, в которой тогда находился. С 1943 года начинается второй этап в жизни Данскера, связанный с исполнительской и педагогической деятельностью на Урале. Трудовая деятельность Данскера на Урале началась с должности инспектора симфонического оркестра Свердловской государственной филармонии. Функции инспектора оркестра сводились только к административной деятельности. Данскер, прошедший первоклассную школу оркестра «Кировского» театра, очень тяжело переживал, что из-за травмы руки ему больше не суждено играть. По характеру энергичный, волевой, целеустремленный, он все время искал пути возвращения в оркестр. Однажды Данскер познакомился с бывшим музыкантом-тромбонистом, квалифицированным мастером точной механики Метелем, которому он и рассказал о своей инвалидности (у Данскера на левой руке были повреждены сухожилия, разгибающие пальцы, в связи с этим пальцы всегда были полусогнуты и казались безжизненными. Естественно, играть на гобое в таком состоянии было невозможно). После длительных экспериментов мастер изготовил Данскеру протез, который надевался на левую руку и защелкивался на замок. На все пальцы левой руки надевались небольшие кожаные кольца, имевшие вверху маленькие петли. От протеза к каждому пальцу отходил металлический рычаг на стальных пружинах. Каждый рычаг заканчивался крючком, который цеплялся за петлю кожаного кольца. Данскер сжимал пальцы (эти сухожилия у него работали) — пружины растягивались; затем отпускал их — пружины сжимались, разгибая пальцы. Начались ежедневные тренировки пальцев левой руки с протезом. Спустя полгода Исаак Моисеевич взял в руки гобой и начал постепенно восстанавливать координацию пальцев, играя различные упражнения и гаммы. Он рассказывал мне, сколько ему пришлось приложить труда и терпения, прежде чем он смог сыграть простейшие упражнения и гаммы в медленном темпе.
Б.В. НичковНичков Борис Владимирович. Музыкант-исполнитель — кавалер ордена Франциска Скорины, заведующий кафедрой деревянных духовых инструментов Белорусской академии музыки, Заслуженный артист Белоруссии, доктор искусствоведения, профессор Борис Владимирович Ничков. Ничков получил широкую известность среди специалистов Европы и Америки благодаря своим ученикам, достигшим больших высот профессионализма и работающим во многих странах мира. Он является автором книг в области истории исполнительства на духовых инструментах в Белоруссии. В 1954 году поступил в Свердловское музыкальное училище по классу гобоя (педагог И. М. Данскер). Через два года поступил в Уральскую государственную консерваторию (класс профессора И. М. Данскера). Занимаясь на 4 курсе, прошел на должность солиста в симфонический оркестр Свердловского театра оперы и балета, где проработал до 1960 года. Б. В. Ничков, «Мои учителя»: (фрагмент статьи)Мы были дружны с Владимиром Феденко на протяжении 45 лет. Вместе с ним учились в Свердловском музыкальном училище и в Уральской консерватории. Владимир прошел отличную исполнительскую школу у замечательного музыканта профессора И. М. Данскера, который по праву занимал одно из ведущих мест в течении 24 лет, работая солистом-гобоистом прославленного оркестра Мариинского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. После окончания консерватории В. Т. Феденко с успехом работал солистом в различных оркестровых коллективах (Ялте, Луганске, Свердловске), где неизменно демонстрировал высокое профессиональное мастерство. Его игру на гобое высоко ценили такие известные дирижеры, как народные артисты РСФСР М. Паверман, А. Людмилин, К. Тихонов и другие. После смерти профессора И. М. Данскера Владимир стал продолжателем его традиций на Урале и возглавил класс гобоя в Уральской госконсерватории, затем был избран на должность заведующего кафедрой духовых и ударных инструментов, а затем деканом оркестрового факультета, где проявил и свои организаторские способности Продолжаем интервью с Ларисой Витальевной— Что происходило в жизни Владимира Тимофеевича после окончания консерватории? — Володя окончил консерваторию за четыре года и сразу поехал в Пермь, в театр оперы и балета, где был концертмейстером группы гобоев. В следующие годы работал в Луганском симфоническом оркестре, а затем в симфоническом оркестре Ялтинской филармонии. Такая «неусидчивость» объяснялась желанием поработать в разных коллективах, с разными дирижерами, расширить репертуар исполняемых сочинений, да и пожить в разных городах нашей страны. Но, как он сам говорил, сердце его принадлежало Свердловску, и как только он получил приглашение от администрации Свердловского оперного театра, не раздумывая вернулся в Свердловск, на должность концертмейстера группы гобоев. В это же время началась и его педагогическая деятельность. И. М. Данскер передал ему свой класс в десятилетке и в консерватории, а также в возрасте 26 лет — небывалый случай для консерватории! — он был назначен деканом оркестрового факультета. В 90-е годы, уже будучи заведующим кафедрой духовых и ударных инструментов, он по просьбе ректора снова стал деканом, совмещая эту должность с заведованием кафедрой. Закончив свою деятельность в театре, Владимир не перестал играть на гобое. Было много выступлений сольного характера и в составе различных ансамблей. Неоднократно его приглашали разные оркестры в качестве гобоиста для гастрольных поездок — зарубежных и по стране. С Иркутским симфоническим оркестром побывал в Японии, с оркестром штаба Уральского военного округа гастролировал в Германии. Да и нередко, по старой памяти, выручал своих коллег в спектаклях любимого театра. — И все-таки, что было главным в жизни Владимира Тимофеевича? — Я думаю, главным в его жизни было оставаться честным — в профессии, в поступках, в общении с людьми. Он был принципиальным человеком, не боящимся «сильных мира», достаточно жестким, но не жестоким в отстаивании своего мнения, старшим товарищем для своих студентов. Вместе с тем, он был предельно коммуникабельным человеком, находящим общий язык с любым человеком, никогда не делил людей на «высших» и «низших». Я всегда поражалась, как он быстро сходился с разными людьми, был легок в общении, студенты его обожали, очень часто просили совета и доверяли ему. Двери нашего дома всегда были открыты для студентов (и не только из его класса), а ежегодные дни рождения Владимира Тимофеевича собирали огромное количество людей. Владимир был человеком с неиссякаемым чувством юмора, любил рассказывать разные байки из театральной жизни, был мастером розыгрыша, легко откликался на разного рода приколы и шутки. Еще хочу сказать: он был очень начитанным человеком, книги в нашем доме лежали везде, это отмечали все гости. Причем его книжные интересы были разнообразными. Очень любил к юбилейным датам своих коллег и друзей сочинять шутливые «стишки». Если в нескольких словах, главные его ценности — это порядочность и честность, огромная любовь к людям. И, конечно, преданность гобою! ⁂На прощании с Владимиром Тимофеевичем проректор консерватории Нина Алексеевна Вольпер сказала: «Он шел по жизни, улыбаясь людям!» ⁂P.S. Особая благодарность Виталию Петровичу Фартушному — профессору класса гобоя Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова, заслуженному деятелю искусств Украины, заслуженному артисту Республики Карелия, — который очень помог мне в написании этого очерка. Борис Турчинский, июль 2020
|
|
|
|
|
|