Первая Мировая война и музыка, 2014
В августе 1914 года, 100 лет назад, разразилась война, которая в России имела несколько названий. Сначала — Вторая Отечественная, затем Великая или Европейская, а при Советской власти — империалистическая, впоследствии Первая Мировая война. Русский народ с патриотическим подъемом воспринял начало этой войны. По всей стране началась всеобщая мобилизация.
Военные музыканты той поры, как бывало всегда, также не остались в стороне от исторических событий. Ведь духовые оркестры — это самая народная, самая массовая и любимая музыка. На вокзалах и улицах городов гремели бравурные марши, провожая на войну первые полки Русской армии. На площадях и в парках городов гремела медь полковых оркестров. Вместе со своими полками уходили на фронт и военные оркестры. Так, оркестр Лейб-Гвардии Преображенского полка в составе 45 человек во главе со своим капельмейстером (так до 1941 года назывался военный дирижер) отправился на фронты Первой Мировой — с войны ни кто из них не вернулся... Как ни страшны были бои и сражения той войны — военные музыканты с доблестью выполняли свой долг, участвовали в боях, а в перерывах между ними брали в руки любимые музыкальные инструменты и своей игрой скрашивали тяжелый быт и поднимали боевой дух русских воинов, а иногда своей игрой выручали из беды. Так, в 1915 году полки «Стальной дивизии», которой командовал генерал-лейтенант А. И. Деникин, во время ночного боя потеряли связь друг с другом. Генерал Деникин приказал военному оркестру играть марш. Оркестр в ночи грянул любимый марш «Прощание славянки» композитора В. Агапкина. Полки, услыхав русский марш, бросились в штыковую атаку и пробились к своим.
Трагическое «великое отступление» 1915 года. Вместе с отступающей русской армией уходили с насиженных мест и сотни тысяч беженцев. В тот тяжелый период неизвестным автором был написан вальс «Беженка». По трагизму звучания этот вальс можно сравнить только с вальсом из кинофильма «А зори здесь тихие» великого советского композитора К. Молчанова. Также в этот период появляется вальс «Сон в окопах» (к сожалению, имя автора также неизвестно). Капельмейстер К. Джигиль в это не простое время пишет вальс «Осенние грезы». На титульном листе партитуры надпись «Посвящается Его Превосходительству генералу от кавалерии Евгению Оттовичу Шмидту». В 1916 году капельмейстер Г. О. Манилов написал вальс «На вершинах Карпат». 1916 год — Брусиловский прорыв, хотя точнее его надо было бы назвать «Калединский прорыв», так как основной удар нанесли донские казаки под командованием генерал-лейтенанта К. Каледина в районе г. Лопушно. Этому событию был посвящен марш «В штыки» («Бой под Лопушно») сочинения артиста императорских театров О. Гурьянова и посвящается Его Превосходительству генерал-майору Стаеву. Капельмейстер одного из казачьих полков Всевеликого Войска Донского К. Лабунский написал увертюру «В поход на рассвете», которая вся талантливо построена на сигналах кавалерийских трубачей. В ней боевые эпизоды филигранно увязываются с лирическими темами, а заканчивается произведение лихим кавалерийским галопом.
Малоизвестный факт, но в период Первой Мировой войны существовало партизанское движение. Идею предложил генерал Иванов, начальник штаба 8-й Армии, которой командовал генерал А. А. Брусилов, а первым командиром партизанского отряда был штабс-капитан Леонтьев. Он был артиллеристом по специальности, но, узнав об открытии партизанского движения, попросился в кавалерию. Генерал Брусилов сначала выступил против партизанского движения, но после убедительных военных успехов партизан, начал оказывать им помощь. В партизанском движении участвовали есаул Унгерн-Штернберг, подъесаул Забайкальского казачьего войска Г. Семенов. В Гражданскую войну они стали руководителями белого движения. Лихие партизанские налеты наводили ужас на врага. Неизвестный автор посвятил им марш, который так и назвал — «Партизан».
На юге страны героически сражались русские войска Кавказской Армии под командованием генерала Н. Юденича. Уверенным ударом русских войск была проведена операция по захвату турецкого города Ван. Всему миру стало известно, как несколько тысяч армян были спасены казаками в 1916 году во время геноцида армянского народа: под крепостью Карс сидящие в окопах русские солдаты увидели, что по полю в их сторону бежит многотысячная толпа армянских стариков, женщин и детей, а их безжалостно рубят турецкие янычары. Началась кровавая рубка, из которой вышли победителями русские воины и своим героическим поступком спасли многие тысячи армянских жизней. Неизвестный автор, по всей вероятности участник этих событий, написал марш, посвященный этому драматическому эпизоду войны, и назвал его «Кавказ». Также неизвестным композитором написан марш «Казак», посвященный этим событиям.
На море героически сражались русские моряки. Так эскадренный миноносец «Новик» под командование капитана 1 ранга Е. Беренса, участника русско-японской войны, героически вступил в схватку с несколькими кораблями и вышел победителем, не допустив прорыва врага к базе русских кораблей в Кронштадте. Умно и грамотно воевала минная эскадренная дивизия по постановке минных заграждений в Балтийском море под командованием адмирала А. Колчака. За успехи в боевых действиях А. Колчак был награжден золотым георгиевским оружием. Неизвестный автор, под впечатлением от героических действий русских моряков, написал марш «Кронштадт».
Как и в любой войне, кроме трагических эпизодов было много и героического. Первым георгиевским кавалером стал младший урядник Всевеликого Войска Донского Козьма Крючков. Весь мир знает о подвигах русского военного летчика штабс-капитана П. Нестерова, который первым применил воздушный таран и боевой прием «Петля Нестерова» (мертвая петля). В 1914 году Антонина Пальшина одела мундир солдата Драгунского кавалерийского полка и прошла с этим полком всю Первую Мировую войну, заслужив два Георгиевских креста, при этом получила несколько тяжелых боевых ранений.
Свой вклад в эту несправедливо забытую войну внесли и военные музыканты, многие из которых пали смертью храбрых на полях боевых сражений. Все выше перечисленные музыкальные произведения были, несомненно, написаны талантливыми людьми, многие из которых так и остались неизвестными.
Василий Ралдугин, дирижер
|