|
|
Верить в свои силыФишерман Борис Михайлович — кларнетист, педагог, дирижер, заслуженный работник культуры УкраиныНаш рассказ — об интересном и заслуженном человеке, кларнетисте, педагоге и дирижере Борисе Михайловиче Фишермане. Человеке, который много в жизни повидал, работал с известными музыкантами бывшего Союза, много сделал на преподавательской ниве. С детства я часто слышал это имя в своей семье. Говоря о нем, мой отец, Роман Иосифович, всегда добавлял слова «большой музыкант», «эрудированный человек», «интересный собеседник» — и обязательно с дополнением «очень». И недаром впоследствии он доверил ему обучение моего младшего брата Ефима. Мое собственное первое воспоминание о нем связано с кинофильмом «Фантомас». Борис Михайлович играл в оркестре кинотеатра «Украина» и достал мне и моему старшему брату Леониду две контрамарки. Для нас это было большим подарком. Затем Фишерман уехал работать в Омский симфонический оркестр, а я через короткое время оказался воспитанником военного духового оркестра в Вильнюсе. Следующая наша встреча состоялась через много лет. Борис Михайлович вернулся в Житомир и стал преподавать в местном культпросветучилище. Мы стали видеться часто. Я советовался с Борисом Михайловичем по многим вопросам, и не только музыкальным. Два раза я был у него в гостях в Нюрнберге, где он проживает с 2004 года. Дружбе нашей много лет. Страницы ВикипедииФишерман Борис Михайлович (14 октября 1938 года, Украинская ССР, Житомир) — кларнетист, педагог, дирижер. Заслуженный работник культуры Украины. В 1958 окончил Житомирское музыкальное училище (преп. В. Т. Сухомлинов), в 1968 — Казанскую консерваторию (преп. А. П. Баранцев). В 1968–1974 гг. — солист симфонического оркестра Омской филармонии, в 1974–1985 гг. — преподаватель Житомирского культурно-просветительского училища. 1985–2004 гг. — преподаватель Житомирского музыкального училища и дирижер духового оркестра. Среди учеников Б. М. Фишермана много талантливых, состоявшихся исполнителей и педагогов — таких, как С. Свинцицкий — лауреат Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах, В. Горностай — солист Киевского государственного духового оркестра — лауреат Республиканского конкурса (Одесса, 1989 г.), И. Штеренберг — солист симфонического оркестра г. Сан-Антонио, преподаватель кларнета в Техасском университете (г. Сан-Антонио, США), П. Винницкий — концертирующий кларнетист, музыкант оркестра Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США), Ю. Гринах — солист Национального Президентского оркестра Украины, Н. Покрапивный — директор Житомирского училища культуры, В. Гнитецкий — преподаватель Житомирского училища культуры, И. Гринах — солист Киевского эстрадного оркестра «Диксиленд», В. Шляфман — выпускник института им. Гнесиных (Москва), Е. Турчинский — директор музыкальной школы, преподаватель, дирижер оркестра (Израиль) — и другие. Борис Михайлович работал с такими выдающимися музыкантами СССР, как дирижеры Н. Рахлин, В. Дударова, И. Шерман, К. Элиасберг, солисты-инструменталисты В. Спиваков, Б. Гутников, А. Марков, И. Зетель, Я. Зак и другие. В составе симфонического оркестра Омской государственной филармонии гастролировал в Москве, Ленинграде, Риге, Таллине, Красноярске, Новосибирске, Свердловске и других городах Союза. С 2004 года живет в г. Нюрнберге (Германия). Нюрнберг, почти наши дни (2010)— Борис Михайлович, не могу не вспомнить наши встречи в Германии. — Сказать, что они были очень теплые — ничего не сказать. До того мы не виделись много лет; общались иногда по скайпу — но это связь виртуальная, и она ни в коей мере не заменит живое человеческое общение. А тут мы рядом, смотрим в глаза друг другу. Еще не пришли времена пандемии, и можно было даже обняться. Мы не могли наговориться. Вы и я были полны оптимизма. Вы были с любимой женщиной, Ирмой Хубияровой, которую я знал много лет и очень уважал. Увы, она ушла из жизни в 2013 году, и я знаю, как вам ее не хватает все эти годы. Светлая память светлому человеку! Воспоминания об УчителеЧасто в наших разговорах Борис Михайлович вспоминает своего педагога в Казанской консерватории профессора А. П. Баранцева: «Анатолий Павлович — уникальный человек. Всеядный к учебе и постоянному совершенствованию. Скромно замечу, что я это у него перенял. Главное — не стоять на месте. Все в нашей жизни развивается и вопросы «кларнетизма» тоже. Анатолий Павлович был близок, так скажем, к Ленинградской школе. Впоследствии учился в аспирантуре у В. Генслера и В. Красавина. В 1973 году перебрался поближе к Питеру, в Петрозаводскую консерваторию, где получил звание профессора. Кроме преподавания, Анатолий Павлович — автор ряда книг, которые представляют большой интерес для духовиков и не только. Назову такие из них, как «Мастера игры на кларнете Петербургско-Ленинградской консерватории», «Духовые инструменты в творчестве И. Стравинского», «Старейшина московской школы игры на кларнете — И. П. Мозговенко». Справка. Баранцев Анатолий Павлович (родился в 1935 г.) — заслуженный работник культуры Карельской АССР (1985), доктор искусствоведения (1974). Профессор Петрозаводской консерватории. Сейчас живет в Швеции. — Борис Михайлович, расскажите о своих первых шагах в музыке. — Как-то я зашел в Житомирский Дворец пионеров. Из коридора услышал звучание музыки: духовой оркестр исполнял бравый марш. Мне это понравилось, и я решил записаться в этот кружок, хотя мама была поначалу против — правда, не категорически. Руководителем был Леонид Казимирович Уманский. Он дал мне тенор, и я очень скоро начал на нем играть. Прошло немного времени, и Уманского сменил Москалев Семен Николаевич — знаковая фигура в музыкальной жизни города. Много мальчишек прошли через его руки. Не один десяток из них стали профессиональными музыкантами и вспоминают его добрым словом. Семен Николаевич, пообщавшись со мной, недолго думая, дал мне в руки кларнет. Вот отсюда — точка отсчета. Занимался я и у прекрасного кларнетиста, солиста военного оркестра Владимира Васильевича Фесюка. Он давал мне полноценные и содержательные уроки. Я ему многим обязан. — Борис Михайлович, не могли бы вы поделиться воспоминаниями об учителях и студентах нашего Житомирского музыкального училища? Понятно, что в формате одного очерка всех не вспомнишь. Мой отец много лет дружил с замечательным музыкантом, тромбонистом, народным артистом Татарстана, профессором Григорием Ройтфарбом. Теперь с ним дружен и я. — Борис, о самом Григории Ройтфарбе ты написал интересный очерк («Тромбон Григория Ройтфарба»), который, я надеюсь, читали многие духовики. Там хорошо написано об этом музыканте, гордости нашего училища. А вот о его не менее талантливом отце я бы с удовольствием сейчас вспомнил. Зельман Захарович был удивительно одаренным человеком. Блестящий скрипач и преподаватель игры на скрипке, он ввел в программу и сам вел занятия на всех духовых инструментах. Особенно любил баритон и тромбон и прекрасно ими владел. В историю культурных событий Житомира навсегда вошла его постановка оперы С. Рахманинова «Алеко» в июне 1955 года — причем исключительно силами студентов и преподавателей музыкального училища. В то время Зельман Захарович дирижировал симфоническим оркестром училища, и, по воспоминаниям местных музыкантов, это был поистине расцвет профессионального уровня коллектива всего училища в целом. Нельзя не сказать, что Зельман Захарович — фронтовик, прошел всю войну до последнего дня, мужественно перенес все ее тяготы. Студенты очень любили его, всегда с трепетом ждали его оценки и высоко ценили его мнение. Авторитет этого универсального музыканта среди преподавателей был высочайшим. А говоря о Григории Зельмановиче, можно с уверенностью сказать, что уровень его способностей и владение инструментом позволяли ему учиться в любой столичной консерватории (Москва, Ленинград, Киев), но, увы, пресловутая 5-я графа не позволяла этому осуществиться. В это же время директором училища был Яков Дреслер. Заметная личность, скажу тебе. Яков Иосифович Дреслер был интересным человеком, уважаемым всеми. Добродушный и увлекающийся. Преподавал, директорствовал, играл в симфоническом оркестре. Этот симфонический оркестр собирался только на летне-осенний период и играл в парке популярную музыку. Помню валторну Дреслера — всегда начищенную, ухоженную. Кроме того, он был мастер на все руки. После того, как перестал быть директором, не захотел сидеть дома. Работал на маленькой мебельной фабрике. Не удивляйся: работал он там токарем. А еще он был краснодеревщиком. Мой товарищ Вася Иванченко, его ученик, вернулся из армии, и мы его решили навестить. Яков Иосифович, увидев нас, очень растрогался, заплакал. Душевная встреча — нечасто такие случаются. Дирижер Леонид Джурмий, главный дирижер Харьковского театра оперы и балета, заслуженный артист Украины— Борис Михайлович, вы хорошо знали Леонида Джурмия по учебе в училище. Каким он вам запомнился в студенческие времена? — Я учился на два курса старше, но мы дружили. С ним невозможно было не дружить. Во многих моментах он был примером для нас. Всегда аккуратен, скромно, но модно одет. Он был красивым парнем. И притягивал к себе людей. К тому же, был спортсмен, хорошо играл в футбол. Всегда был дружелюбен и помогал другим — всем, чем мог. И, конечно, учился очень хорошо. Тяга к учебе и овладению кларнетом была огромная. — Уже будучи дирижером Харьковского театра оперы и балета, он довольно часто приезжал в Житомир навестить мать, которую обожал, и своих родных. Я знаю, вы всегда с ним встречались... — Борис, я начну с наших встреч того периода, когда он был студентом Одесской консерватории. Я знаю, что вы занимались у одного и того же преподавателя, Калио Эвальдовича Мюльберга, — только в разное время. Леонид очень гордился, что попал к нему в класс, много хорошего о нем рассказывал, о его методике преподавания и его исполнительском мастерстве. Для него Мюльберг был образцом — и как человек, и как музыкант. Большая заслуга в становлении Леонида как кларнетиста и дирижера принадлежит его дяде, Владимиру Васильевичу Фесюку, солисту военного оркестра, образованному и грамотному человеку. Его авторитет и первые уроки, которые Леонид от него получил, привели в дальнейшем к положительным результатам. В свое время у Владимира Васильевича брал уроки и я. — Борис Михайлович, я знаю, что вы были дружны с моим отцом. Встречались изредка, но у вас всегда были темы для обсуждения. — Я могу много рассказывать тебе и о твоем отце, и о всей вашей большой семье. О Романе Иосифовиче всегда вспоминаю с большим уважением. Замечательный, талантливый человек. Я, как и многие другие музыканты города, сохранил о нем светлую память. Помимо того, что он был хорошим музыкантом, он еще владел профессией, на то время очень востребованной, — перепиской нот. Насколько это было важно — уметь качественно и быстро переписывать ноты, доказывает запомнившийся мне случай. В театр поступил на работу новый дирижер. Он решил прибрать к рукам все, что оплачивалось в театре, в том числе и переписку нот. На одной из репетиций разложили партии в его «исполнении» — написанные не совсем понятно, трудно читаемые. Все начали напряженно всматриваться в текст — и дело затормозилось, репетиция остановилась. Весть об этом эпизоде дошла до дирекции театра, и твоего, Борис, отца с извинениями попросили переписать все ноты этого спектакля. На следующей репетиции, через несколько дней, музыканты аплодировали Роману Иосифовичу. С легкой руки Романа оркестровые музыканты становились за дирижерский пульт и находили себя уже в новом амплуа. Так, заслуженный артист Украины В. К. Талах был музыкантом оркестра, играл на кларнете. Роман обратил внимание, что Талах не только хороший исполнитель, но и вообще одаренный человек, причем во многих видах искусства. Хорошо разбирался в живописи, знал поэзию и сам писал стихи. Когда в театре появилась вакансия дирижера оркестра, Роман внес предложение — мол, зачем нам кого-то искать на стороне, когда у нас в коллективе есть такая потенциально подходящая кандидатура! И получилось все отлично! В 1976 году Житомирский горсовет совместно с городским отделом культуры решил создать штатный духовой оркестр для обслуживания городских мероприятий. Для помощи в организации такого коллектива пригласили не кого-нибудь, а именно Романа Турчинского — и не ошиблись. В короткие сроки оркестр был создан, началась его творческая жизнь. А самым большим достоинством этого человека было общение с людьми и понимание их проблем. Он всем и всегда был готов помочь. Добрая память — это то, что он оставил после себя. А это очень и очень весомо. — Расскажите о вашем знакомстве с Натаном Рахлиным. — Замечательный человек, Натан Григорьевич Рахлин. Большой музыкант, умница. Он вел у нас в Казанской консерватории симфонический оркестр. Его студенты очень любили, слушали затаив дыхание. Они понимали, какого масштаба музыкант и знаменитость перед ними. Проводил репетиции спокойно. Ни одна фальшь не проходила мимо его ушей. Оркестр звучал не хуже филармонического, я так думаю... Я часто заходил к нему на уроки дирижирования, наблюдал за его работой, за общением со студентами. Потом долгие годы вспоминал его грамотность, вежливость, умение лаконично и доходчиво объяснить суть требования. Нередко я бывал в гостях у его друга, замечательного и известного дирижера Шермана Исайя Эзровича. Рахлин называл эти встречи чаепитием. В прошлом Исай Эзрович был дирижером театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. Он первым осуществил постановку балетов «Лауренсия» А. Крейна и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1940). В 60-х годах он был главным дирижером Татарского театра оперы и балета. Не раз мы с Натаном Григорьевичем после консерватории ехали в гости домой к Исайю Эзровичу. Много разговаривали, и не всегда только о музыке. Натан Григорьевич был эрудитом во многих вопросах искусства. Хорошо знал поэзию и живопись. Мог много рассказывать о людях этой среды, среди которых было много его друзей. Могу много рассказывать об этом великом дирижере и человеке. Непростую жизнь прожил, не раз его «жизнь обижала». Но он не потерял любовь к ней и к людям. Очень любил Украину, которую хорошо знал. Любил Киев до конца своей жизни. А вот Киев его — нет... В Мисхоре у Рахлина был домик, он часто бывал там. Любил море и тепло. Отдыхал. Дирижировал симфоническим оркестром Ялтинской филармонии. Сохранились фотографии, на которых в Ялтинском городском оркестре под управлением Василия Соколика великий дирижер играет на баритоне (Он подошел к моему отцу и сказал: «Я, Василий поиграю на баритоне, а ты дирижируй». Сел и заиграл!) Духовой оркестр Житомирского музыкального училища— Борис Михайлович, вы много лет руководили духовым оркестром училища, и за эти годы коллектив оркестра завоевал высокие места на конкурсах духовых оркестров Украины. — Дважды (1991 и 1992 г.) оркестр училища получал высшие призы на Республиканских конкурсах духовых оркестров в Ровно, а в 1996 году на Международном конкурсе «Золоті сурми» (Ровно) — также стал лауреатом. Хочу подчеркнуть, что на Международном конкурсе мы получили 2 место, разделив его с профессиональным коллективом — Ялтинским Городским оркестром. Я этим горжусь. Большую помощь мне оказывали бывший директор училища Б. А. Свириденко и заведующий отделом духовых инструментов Г. О. Белинский. Большое им спасибо! Это уже история... Должен сказать, Борис, что наш духовой оркестр во все времена отличался хорошим звучанием и профессиональной подготовкой — благодаря отличной работе всех преподавателей отдела. Не буду их перечислять, боюсь кого-то забыть. Спасибо и дирижерам, моим предшественникам, которые работали до меня: М. Лукашенко, Ю. Корецкий, Р. Манжух, В. Заяц. А еще надо вспомнить основателя отдела духовых инструментов, корифея духовой музыки Житомирщины дирижера И. А. Древецкого. От автораМногие годы я работал в военном оркестре в Одессе под управлением замечательного дирижера Александра Яковлевича Салика, впоследствии народного артиста Украины, профессора Одесской консерватории. После переезда в Израиль я долгие годы с ним переписывался — вплоть до его ухода из жизни в 1998 году. Недавно я выпустил книгу «Одесса. Музыка и музыканты», которая посвящена его светлой памяти. Александр Яковлевич с Одесским муниципальным духовым оркестром также участвовал в Международном конкурсе 1996 года в Ровно и завоевал там 1-е место. Не секрет, что в одесском оркестре работали студенты консерватории и бывшие и действующие музыканты оркестра штаба Одесского военного округа — лучшего на то время в вооруженных силах СССР. Так что завоеванное вами 2-е место — это просто потрясающий успех. А еще после конкурса Александр Яковлевич сказал мне, приблизительно, следующее: «Приятно удивлен, Борис, игрой твоих земляков. Такое мягкое и в то же время, когда нужно, упругое звучание. Техника, нюансировка, музыкальность. Все на месте. Мои наилучшие пожелания дирижеру Борису Фишерману. Блестящая работа!» ...А совсем недавно, будучи в Ровно, где я работал преподавателем в институте культуры последних четыре года перед репатриацией, в компании моих бывших коллег, услышал подтверждение слов Александра Яковлевича. Мой друг, заведующий кафедрой отдела духовых инструментов, профессор, член жюри этого конкурса, заслуженный деятель искусств Украины Степан Данилович Цюлюпа сказал: «Прекрасный коллектив из Житомира. Думал, что наш, ровенский, из музыкального училища возьмет второе место, но как только заиграл ваш, мы, все члены жюри, переглянулись и поняли друг друга. Это был уровень профессионального оркестра». Добавить нечего. Немного истории, или «Время, назад!»— Хочу рассказать о тех годах, Борис Михайлович, когда вы преподавали в культпросветучилище, а я был дирижером городского духового оркестра (1979–1983). Большинство музыкантов городского оркестра были выпускниками наших двух училищ. Вспоминая кларнетовую группу, концертмейстером которой был ваш выпускник Игорь Гринах (впоследствии солист Национального Президентского духового оркестра), скажу, что ваши ученики были лучше подготовлены к игре в оркестре, имели более хорошую читку с листа, чем ребята из музыкального училища. Это говорит о многом. Недаром многие ваши выпускники стали профессиональными музыкантами. Говорит Белинский Григорий Онуфриевич — преподаватель трубы, заведующий духовым отделом Житомирского музыкального училища (1975–2005), заслуженный работник культуры Украины— С Борисом Михайловичем мы дружим много лет. В нашем училище это была знаковая фигура. Многие студенты-кларнетисты хотели заниматься у него в классе. Прежде всего Борис сам прекрасный кларнетист. Хорошо знал дирижирование, читку партитур и другие сопутствующие дисциплины. Оркестр под руководством Фишермана показал высокие результаты. На конкурсах призовые места, а на Международном конкурсе в Ровно получил звание лауреата (2-е место). Это большое достижение коллектива и огромная заслуга в самого Бориса Михайловича. Рассказывает Александр Мостовой, преподаватель, дирижер эстрадно-симфонического оркестра, руководитель детского джаз-ансамбля «Юниор-бэнд», директор Винницкой детской музыкальной школы № 2— Я благодарен судьбе за то, что в моей жизни есть такой замечательный человек, как Борис Михайлович Фишерман. Можно сказать, что он появился в моей жизни с момента моего рождения (1957 г.) Моя мать, Мостовая Анна Михайловна, привозила меня в коляске к старому зданию музыкального училища, и пока она бежала на рынок за продуктами, Борис Михайлович, будучи студентом музучилища, катал меня в коляске. Помню, как у нас дома отец готовил с Борисом Михайловичем программу для поступления в консерваторию. Он был для меня с самого детства образцом для подражания. Борис Михайлович имеет артистическую внешность и аристократическую манеру поведения, что всегда приводило меня в дикий восторг. Шло время, я подрастал, и однажды, когда мне было лет 5–6, к нам в гости зашел Борис Михайлович. Он приехал из Казани, где уже учился в консерватории. Дело было вечером, и я уже спал, но он уговорил маму меня разбудить. Моей радости не было предела, когда я получил в подарок мармеладного мишку. Я этот случай запомнил на всю жизнь. Еще один смешной случай произошел со мной, когда Борис Михайлович взял меня с собой в кинотеатр «Украина». Люди старшего поколения помнят, как перед сеансом устраивали концерты для зрителей. Борис Михайлович играл там в оркестре, а я во время их выступления находился на сцене, за кулисами. Во время концерта мое внимание привлекла круглая ручка. Я, недолго думая, подошел и начал ее вращать. Слышу, в зале начался смех. Оказывается, я начал закрывать занавес. Именно этот замечательный человек помог мне постигнуть азы и основы игры на саксофоне. Он дал мне свой саксофон, чтобы я смог научиться играть. Когда я заканчивал четвертый курс музыкального училища, Борис Михайлович своими золотыми руками лично перекрыл мне кларнет рыбьим пузырем. Кларнетисты постарше помнят этот трудоемкий процесс изготовления подушек. На этих подушках я играл более 20 лет без единого ремонта. Шли годы, и жизнь нас разбросала по разным городам, но по прошествии многих лет я вернулся в Житомир. В моей личной жизни произошли изменения, и мне на помощь пришли Борис Михайлович и его замечательная супруга Хубиярова Ирма Георгиевна. Мне попросту негде было жить, и они предоставили нам с женой Таней свою квартиру. Это был очень смелый и благородный поступок. Бориса Михайловича вспоминаю как замечательного музыканта. Прекрасный педагог, великолепный дирижер и очень образованный человек, личность, которая всегда была для меня образцом для подражания! Спасибо, Борис Михайлович, что Вы были и есть в моей жизни! Познакомимся с учениками поближеВасильев Дмитрий Владимирович (1968, Чернигов) — кларнетист, дирижер, педагогВ 1984 окончил Черниговскую музыкальную школу № 1 по классам кларнета и фортепиано. С 1984 по 1986 учился в Черкасском музыкальном училище по классу кларнета (преп. И. Н. Нестеренко). В 1988 окончил с отличием Житомирское государственное музыкальное училище им. В. С. Косенко (кл. кларнета, преп. В. И. Заяц, Б. М. Фишерман). В 1994 с отличием окончил Киевскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу кларнета (преп. Р. А. Вовк). Лауреат Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах им. Н. Лысенко (I место, 1990, Киев). С 1994 по 2000 — солист (концертмейстер группы кларнетов) симфонического оркестра Национальной филармонии Украины. С 2000 живет в Швейцарии. С 2000 по 2004 — студент Высшей школы музыки в г. Берн (Швейцария), по классу кларнета (проф. Эрнесто Молинари) и классу дирижирования (проф. Людвиг Викки). С 2004 — преподаватель музыкальной школы по классу кларнета, дирижер духового и камерного оркестров, организатор и художественный руководитель музыкального фестиваля «АртДиалог» (г. Биль, Швейцария). Винницкий Павел Николаевич (1974, Коростень Житомирской области) — кларнетистВ 1993 окончил Житомирское музыкальное училище им. В. С. Косенко, класс кларнета (преп. Б. М. Фишерман). Лауреат Всеукраинского конкурса исполнителей на духовых инструментах (III место, Донецк). В 1993 переехал в Израиль, учился в Иерусалимской академии музыки и танца им. С. Рубина (класс проф. Ричарда Лессера). Во время учебы дважды завоевал звание лауреата конкурсов исполнителей на духовых инструментах. Совмещал учебу с работой в юношеском симфоническом оркестре Израильской филармонии. В 2003 продолжил учебу в Йельском университете (США). Работает регулятором группы кларнетов оркестра «Метрополитен-опера». Параллельно работает в Филадельфийском и Чикагском симфонических оркестрах, а также в Нью-Йоркском филармоническом оркестре. Свинцицкий Сергей Борисович (1974, Житомир) — кларнетист, дирижерВ 1993 окончил Житомирское музыкальное училище им. В. С. Косенко по классу кларнета (преп. Б. М. Фишерман). В 1999 — Национальную музыкальную академию им. П. И. Чайковского в Киеве (кл. кларнета, преп. В. Тихонов). Квалификация: концертный исполнитель, педагог, артист оркестра, камерного ансамбля, дирижер духового оркестра. 1994–1998 — артист оркестра Киевского государственного театра оперетты. 1997–2002 — артист Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины. 1998–2006 — организатор и художественный руководитель квинтета деревянных духовых инструментов. 2007 — дирижер, 2009 — главный дирижер Государственного академического эстрадно-духового оркестра Украины. Как дирижер симфонических оркестров гастролировал в Германии, Италии, Испании, Люксембурге, Словакии, Франции. Сотрудничал с выдающимися исполнителями, среди которых: Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Эрвин Шротт, Людмила Монастырская, Монсеррат Кабалье, Родион Щедрин, Денис Мацуев, Оксана Яблонская, Михаил Банк. Ассистировал дирижерам: Николаю Алексееву, Константину Орбеляну, Хозе Колладо, Клаудио Ванделли. Струков Валентин Владимирович (22.05.1978 с. Рыжаны Володарск-Волынского района Житомирской области) — кларнетист, дирижер, педагогВ 1997 окончил Житомирское музыкальное училище им. В. С. Косенко по классу кларнета (преп. Б. М. Фишерман). В 2002 г — Киевскую национальную музыкальную академию им. П. И. Чайковского в Киеве (преп. В. Тихонов). В 1997–2003 — артист оркестра государственного академического театра оперетты и государственного академического эстрадно-симфонического оркестра. С 2003 — преподаватель Житомирского музыкального училища им. В. С. Косенко. За годы педагогической деятельности воспитал много профессиональных кларнетистов и саксофонистов, которые стали лауреатами всеукраинских и международных конкурсов. Среди них: Сергей Онищук (саксофон) — лауреат Всеукраинского конкурса-фестиваля «Новые имена», II место (Львов, 2008), Международного конкурса им. Д. Беды, II место (Львов, 2009); Андрей Опанащук (кларнет) — лауреат Международного конкурса «Искусство XXI века», II место (Ворзель, 2009); Александр Орловский (кларнет) — лауреат Всеукраинского конкурса исполнителей на духовых инструментах «Дніпровскі сурми», I место (Днепропетровск, 2009); Павел Барабащук (саксофон) — лауреат Всеукраинского конкурса молодых исполнителей на деревянных духовых инструментах им. Д. Беды, III место (Львов, 2013), Александр Андрейцев (саксофон) — лауреат Всеукраинского фестиваля «Новые имена», I место (Киев, 2013). Лучшие выпускники В. Струкова: И. Поплавский, А. Чернявский, А. Опанащук, С. Онищук, В. Васянович, М. Луценко, — продолжили обучение в высших музыкальных учебных заведениях Украины. От автораГоворят, что главное качество настоящего педагога — человечность. Б. М. Фишерман — настоящий, замечательный педагог. Удивительно чуткий человек! Всегда вежлив, внимателен и доброжелателен к людям. Эти его качества выросли не на пустом месте. Вспоминаю, как я бывал у него дома. Борис Михайлович жил со своей мамой, и между ними были очень теплые отношения. Я просто восхищался, насколько внимательным сыном он был. Как ласково, по-доброму она смотрела на него. Явно гордилась им. Он всегда был смыслом ее жизни. И как педагоги они были коллегами. Справка. Мать Б. М. Фишермана, Храмой Мария Борисовна — преподаватель Житомирского педагогического института. Автор «Учебника русского языка» (выдержал 13 изданий). Более 100 научных статей в газетах и журналах. — Борис Михайлович, вы много повидали на своем жизненном пути. География мест, где вы жили и созидали, растянулась на многие тысячи километров. Не везде и не всегда вам приходилось легко, но человек вы стойкий и целеустремленный, всегда верили в успех того, чем занимались — будь то учеба в консерватории, преподавание или руководство коллективами. Спасибо вам от всех нас, ваших учеников, коллег и друзей, за большой вклад в музыкальную культуру! И хотелось бы услышать наставление для музыкальной молодежи. Что бы вы могли сегодня им пожелать? — Я обратил внимание, что в твоих очерках, Борис, многие герои в своих пожеланиях непременно говорят, прежде всего, о необходимости трудиться. Не стану исключением и я, так как труд в нашем деле — это самое главное, он идет рядом наравне с талантом. Вот мое пожелание: трудитесь и не ждите, что завтра станет легче, проще, лучше! Трудности будут всегда — но что поделать? Ведь это жизнь. Очень важно трудиться и верить в свои силы — это главное! Борис Турчинский, октябрь 2020
|
|
|
|
|
|