Partita.Ru

Подмосковные вечера Золотого Иерусалима

«Спасская башня»

Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» — музыкальный праздник, ежегодно проходящий в Москве. В нем принимают участие российские и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, а также подразделения почетной охраны глав государств. Традиционно он завершается масштабным мероприятием на Красной площади. Фестиваль приурочен ко Дню города Москва. Название фестивалю дала Спасская башня Московского Кремля.

Фестиваль «Спасская башня» проводится в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина под патронатом Общественного совета, который возглавляет первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания А. Д. Жуков. За всю историю проведения Фестиваля на Красной площади в Москве выступили 140 коллективов из 40 стран. Ежегодно в фестивале принимают участие около полутора тысяч исполнителей. Благодаря этому грандиозному мероприятию послами мира становятся военные музыканты, представляющие все разнообразие национальных, творческих и армейских традиций планеты.

Семь лет подряд специальным гостем Фестиваля «Спасская башня» была легендарная французская певица Мирей Матье, исполнившая на Красной площади известные во всем мире хиты «Le temps du Muguet» и «Non, je ne regrette rien». К Фестивалю «Спасская башня» приурочены торжественные приемы и уникальные концерты классической музыки, проводимые в Кремле с участием мировых звезд.

Важной частью Фестиваля «Спасская башня» является обширная благотворительная программа, предусматривающая безвозмездное распространение нескольких тысяч билетов среди социально незащищенных групп населения, а также в детских учреждениях, школах Москвы, Подмосковья и других регионов России. По своему масштабу, содержанию, аудитории и производимому эффекту «Спасская башня» не имеет равных. Фестиваль по праву считается крупнейшим международным культурным проектом России. С 27 августа по 4 сентября 2016 года фестиваль проходил в девятый раз.

Участники фестиваля выступали на лучших концертных площадках Москвы. Центральные и наиболее зрелищные события, по традиции, состоялись на Красной площади. Артистов военных оркестров и фольклорных коллективов также можно было увидеть на железнодорожных вокзалах и в парках российской столицы.

В этом году в Москву для участия в смотре съехались двадцать четыре коллектива, половина из них — иностранные. Жители и гости столицы впервые смогли увидеть выступления Сводного оркестра греческих ВВС и ВМФ, австрийского оркестра тирольских императорских стрелков и сингапурского оркестра полиции. Приехал в Россию и оркестр Евросоюза. Он представляет собой «сборную» волынщиков из целого ряда стран Европы. В него, в частности, вошли ирландские, немецкие, нидерландские, шотландские музыканты. В разные годы на фестивале с немалым успехом выступили два профессиональных оркестра из Израиля: Оркестр Армии Обороны Израиля под управлением дирижера Михаэля Яарана и оркестр полиции Израиля (дирижер Михаил Гуревич).

«Спасская башня детям»

В 2016 году международный фестиваль в четвертый раз проходил с участием юных исполнителей — более 500 юных музыкантов из разных городов России собрались на Красной площади в августе. Под могучими стенами Кремля юных гостей ожидало истинное приключение: ведь настоящие офицерские мундиры, верные кони и боевое оружие — мечта каждого мальчишки. Профессиональные военные рассказывали об истории военной музыки и наглядно демонстрировали традиции Российской армии и флота. Для прекрасных маленьких дам проводились занятия по батику, оригами, живописи, музыке. Гостей также ждали квесты, конкурсы, эстафеты — для всей семьи.

Целый город вырос на Красной площади — там где оживали и становились реальностью мечты! Проект познакомил детей с русскими военными традициями, популяризировал детский конный спорт и традиции российской школы верховой езды, включал выступления лучших детских музыкальных коллективов... В итоге — реализовал программу социальной ответственности Фестиваля и его партнеров.

В рамках проекта «Спасская Башня — детям» прошел фестиваль детских духовых оркестров, в котором приняли участие коллективы из разных городов России и зарубежных стран. В 2016 году в фестивале приняли участие 11 детско-юношеских коллективов. Встречайте!

  • Народный коллектив «Духовой оркестр» ДШИ имени Н. А. Римского-Корсакова, Тихвин Ленинградской области
  • Образцовый детский коллектив «Духовой оркестр ГБНОУ СПБ ГДТЮ», Санкт-Петербург
  • Консерваторион (детская музыкальная школа) муниципалитета города Петах-Тиква, Израиль
  • Духовой оркестр студентов «КОМК имени С. И. Танеева», Калуга
  • Духовой оркестр Детской школы искусств имени С. Т. Рихтера, Москва
  • Духовой оркестр «Прометей», Орел
  • Духовой оркестр «Веселые ребята», Воронеж
  • Сводный детский духовой оркестр Тульской области «Arsenal Bras»
  • Группа барабанщиц и мажореток «Держава» Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, Уфа
  • Ансамбль барабанщиков «Rhythmy Stiсks» Московского Кадетского Музыкального корпуса
  • Образцовый духовой оркестр школы г. Молодогвардейска, Луганская область.

Музыкальное руководство фестивалея детско-юношеских духовых оркестров взял на себя военный дирижер Президентского оркестра заслуженный артист России Евгений Никитин.

Впервые в Москве

На этот раз были впервые приглашены и юные израильские исполнители — детско-юношеский оркестр нашей консерватории города Петах-Тиква — лауреат международных конкурсов и фестивалей (директор консерватории Шломит Мадар-Леви, художественный руководитель и дирижер оркестра Михаил Дельман). С огромным волнением ждали 72 юных участника нашего коллектива своего выступления на этом знаменитом фестивале. Ведь это очень ответственно — выступать в столице России, на Красной площади, в присутствии огромного числа зрителей! Программа нашего выступления называлась «Из Израиля с любовью», в нее были включены произведения израильских, русских и европейских композиторов. Также намечены встречи-концерты с Центральным военным оркестром министерства обороны России под руководством заслуженного артиста РФ Сергея Дурыгина и коллективом детской музыкальной школы имени М. Табакова.

Маэстро Мухамеджан

В январе 2016 года в Фейсбуке открылась страничка моего бывшего военного дирижера Анатолия Борисовича Мухамеджана. Я был этому несказанно рад: и как человек, и как дирижер этот человек оставил у меня и у моих друзей самые наилучшие воспоминания. Не сомневаюсь, что эта фамилия о многом говорит всем духовикам бывшего Союза. Последнее место его службы — начальник и главный дирижер Первого Отдельного Показательного оркестра министерства обороны СССР.

Я никак не мог упустить возможность взять у Анатолия Борисовича интервью: как раз близился его юбилей. В ходе наших бесед отдельной интересной для Анатолия Борисовича темой был мой рассказ о духовой музыке в нашей стране. Для большей наглядности я выслал ему несколько видеозаписей юношеского оркестра консерватории Петах-Тиквы, где я преподаю уже около 25 лет. Вот отсюда, от этой точки началось обсуждение возможности участия нашего коллектива на столь престижном международном фестивале. Ощутимым «катализатором» материализации этой идеи был также президент Международного благотворительного фонда детского и юношеского творчества «Дети и Музыка» заслуженный артист России Сергей Остапенко. После рекомендации Анатолия Мухамеджана я получил письмо от художественного руководителя фестиваля, дирижера Президентского оркестра России Евгения Никитина.

Справка. Дирижер Президентского оркестра России заслуженный артист России подполковник Евгений Юрьевич Никитин. В должности дирижера Президентского оркестра Е. Ю. Никитин неоднократно принимал участие в мероприятиях правительственного уровня, дирижировал спектаклями театра «Кремлевский балет», а также выступал в качестве дирижера с симфоническим оркестром Министерства обороны Российской Федерации, Государственным концертным оркестром духовых инструментов имени В. Еждика и Образцово-показательным оркестром Внутренних войск МВД РФ.

Из письма Евгения Никитина:

Уважаемый Борис! Спасибо большое Вам за письмо и особенно — за желание приехать к нам на фестиваль «Спасская башня»!.. С 2013 года в рамках этого крупного мероприятия проходит также фестиваль детских и молодежных духовых оркестров «Спасская башня детям», музыкальным руководителем которого являюсь непосредственно я... Все вопросы по администрации и организации выступлений курирует руководство проекта, поэтому в ближайшие дни я свяжусь с ним и напишу Вам о дальнейших действиях. От себя могу добавить, что выступление на фестивале Вашего замечательного коллектива (с удовольствием убедился в высоком исполнительском мастерстве оркестра, посмотрев видео) станет не только настоящим праздником музыки, но и позволит укрепить наши культурные и творческие связи.

Говорит Сергей Николаевич Остапенко

Наконец-то наша с Борисом Турчинским мечта сбылась. Замечательный детско-юношеский духовой оркестр из консерватории города Петах-Тиква приехал в Москву. Семь лет назад мы даже не думали, что этому оркестру — лауреату престижных международных конкурсов — будет предоставлена возможность выступить на фестивале детских духовых оркестров «Спасская башня детям». Мои большие слова благодарности — заслуженному деятелю искусств РФ, профессору кафедры дирижирования Военного института военных дирижеров Военного университета Вооруженных Сил РФ Анатолию Борисовичу Мухамеджану и музыкальному руководителю фестиваля детских духовых оркестров «Спасская башня детям» дирижеру Президентского оркестра РФ, Заслуженному артисту России Евгению Никитину за их участие в приглашении духового оркестра консерватории города Петах-Тиква на столь престижный фестиваль. В рамках фестиваля оркестр выступил в детской музыкальной школе имени М. И. Табакова совместно с оркестром этой прославленной духовой школы. Переполненный зрительный зал громогласными аплодисментами приветствовал выступление юных музыкантов Израиля и России.

Очень интересной и запоминающейся была встреча юных музыкантов из израильского города Петах-Тиква с профессиональными музыкантами Центрального военного оркестра Министерства Обороны РФ. И, конечно же, самым кульминационным моментом приезда этого замечательного коллектива в Москву были два выступления на Красной площади, в самом центре России.

Высокопрофессиональное, мягкое звучание оркестра — заслуга его бессменного художественного руководителя и замечательного дирижера Михаила Дельмана, выпускника Кишиневской консерватории. Детско-юношеский оркестр консерватории города Петах-Тиква снискал заслуженную любовь и восхищение у публики, а также высокие оценки у специалистов и музыкальной общественности. Итог выступления оркестра в столице России городе-герое Москве — это приглашение приехать на следующий год для участия в фестивале детских оркестров «Спасская башня детям».

Желаю замечательному оркестру дальнейшего творческого роста, успехов в учебе и личной жизни. А его замечательному руководителю крепкого здоровья, новых творческих удач и исполнения всех заветных желаний.

С глубоким уважением ко всем Вам,
Президент Международного благотворительного фонда
детского и юношеского творчества «Дети и Музыка»,
заслуженный артист России Сергей Остапенко.
Москва, 31 августа 2016 года

Центральный оркестр министерства обороны Российской федерации

Готовясь к поездке в Москву на фестиваль, мы решили, что нашим детям надо не только показать духовые оркестры, участвующие в программе, а еще организовать творческие встречи с другими московскими коллективами. Тут я набрался храбрости и написал письмо начальнику Центрального военного оркестра РФ полковнику Сергею Юрьевичу Дурыгину — честно говоря, не надеясь на положительный ответ. Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации — один из самых известных военных оркестров мира. Его по праву можно назвать звучащей эмблемой Вооруженных Сил, национальным достоянием России. Коллектив очень востребованный — временем лишним совсем не располагает. Но, к моему приятному удивлению, ответ Дурыгина был положительным. И даже очень.

Артист Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации публицист Михаил Черток:

— В музыкальной жизни Москвы 27 августа 2016 г. произошло знаменательное событие: состоялась встреча музыкантов детского духового оркестра г. Петах-Тиква (Израиль) и Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации.

Экскурсия по оркестру, совместная репетиция и тесное общение после нее произвело неизгладимое впечатление как на детей и преподавателей оркестра консерватории г. Петах-Тиква, так и на музыкантов Центрального военного оркестра. Что поразило всех нас — это музыкальные способности детей. Я слушал выступление этого коллектива накануне в музыкальной школе имени М. И. Табакова и был поражен необычайно виртуозностью игры, сложной программой, динамической гибкостью оркестра, великолепными аранжировками играемых произведений. Но когда началась совместная с нами репетиция — все ранее услышанное просто померкло после звучания марша В. Агапкина «Прощание славянки». Удивительно то, что почти все музыканты играли его без нот, наизусть — это значит, что марш популярен и любим не только в России, но и в Израиле.

Перед началом игры директор консерватории Петах-Тиква г-жа Шломит Мадар-Леви рассказала об оркестре, об учебном заведении и о репертуаре, который оркестр исполняет. Также и Сергей Дурыгин рассказал об истории создания Центрального военного оркестра и его репертуаре.

Как бы не сговариваясь, оба дирижера оркестров: израильского — Михаил Дельман и Центрального военного — Сергей Дурыгин, — подобрали довольно сложную программу для совместной репетиции. И нужно сказать: музыканты блестяще справились с ней. После марша «Прощание славянки» прозвучали еще два марша — «Марш Армии обороны Израиля» и «Марш на темы песен Д. Самборского», оба — композитора З. Грациани.

После маршей на сцену вышла солистка-вокалистка оркестра Лиор Агааев. Ее проникновенный голос, мягкое сопрано, и точное интонирование просто заворожили публику. В сопровождении оркестра она исполнила песню Номи Шемер «Золотой Иерусалим (эта песня признана вторым гимном Израиля) — кстати, песня была исполнена на иврите и на русском языке. После «Золотого Иерусалима» оркестр начал играть вступление к песне В. С. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера», и о чудо! — музыканты перестали играть и стали петь на русском языке «Не слышны в саду даже шорохи...» и т.д. После первого куплета Лиор исполнила второй куплет на иврите, затем третий — на русском. Аранжировка этой песни выполнена Борисом Пиговатом.

Всеми этими произведениями дирижировал Михаил Дельман.

Марш В. Халилова «Бодрый» (дирижер майор К. Петрович) является очень сложным для исполнения. Но нет никаких трудностей перед нашим оркестром, и марш прозвучал не просто бодро — он прозвучал ярко, насыщенно, торжественно, динамично и просто замечательно. При этом все исполнители и дирижеры отметили руку мастера — точный композиторский замысел и отличную инструментовку.

Действительно сложным для исполнения произведением оказались виртуозные «Озорные частушки» Р. Щедрина (дирижировал капитан А. Нисенбаум). Однако никто из музыкантов детского оркестра не бросал играть. Они тянулись, стремились за своими старшими коллегами из Центрального военного оркестра, а в некоторых местах даже солировали, при этом свои партии они исполняли «с листа».

За дирижерским пультом начальник Центрального военного оркестра полковник Сергей Дурыгин. Вальс из балета П. Чайковского «Спящая красавица» погрузил слушателей в сказку, в грезы, в сладостное наслаждение. Плотные туттийные места, глубочайшее пиано, мгновенные перемены динамики — все это подчинялось легкой руке дирижера, его взгляду. Казалось, дирижер и огромная масса людей — это единый организм, единой целое, готовое по его малейшему движению в любую секунду как уснуть, так и взорваться и помчаться в неизвестность.

Настоящий праздник мы получили при первых звуках «Праздничной увертюры» Д. Шостаковича. Хотелось, чтобы этот праздник продолжался как можно дольше.

Апогеем встречи стал «Славянский марш» П. Чайковского (дирижер — Михаил Дельман). Создалось впечатление, что музыканты только сейчас разыгрались и вошли во вкус. Такое великолепное исполнение этого произведения можно услышать довольно редко, и мы все стали свидетелями этого случая. Именно на «Славянском марше» музыканты детского оркестра показали все свое мастерство — это басы, тромбоны, кларнеты, флейты, трубы — словом, каждый музыкант, независимо от инструмента и исполняемой партии, уже в своем возрасте показал себя настоящим мастером. «Славянский марш» в исполнении совместного оркестра показал всю силу музыки, отсутствие языковых и иных барьеров, безграничные возможности дружбы.

Совместная двухчасовая репетиция пронеслась как один миг и оставила неизгладимое впечатление.

Я хочу пожелать здоровья и творческих успехов всему составу детско-юношеского оркестра консерватории Петах-Тиква, а преподавателям — терпения, надежды, веры в свои силы и силы своих учеников.

Афиша

Лауреат международных конкурсов юношеский духовой оркестр консерватории Петах-Тиква, Израиль. Дирижер Михаил Дельман.

Программа «Из Израиля с любовью!»

  • Ю. Тальми. Марш армии обороны Израиля
  • Н. Шемер. Золотой Иерусалим
  • Хернандес. Эй Кумбачеро
  • Фрейлихс. Соло на кларнете, Томер Агламаз
  • Р. Кляйнштейн. Наша маленькая страна
  • Б. Пиговат. Пьеса в арабском стиле
  • Л. Прима. Синг, Синг, Синг
  • А. Гилев. Галоп
  • Шалом Алейхем (марш)

Программа № 2

  • Ю. Тальми. Марш армии обороны Израиля
  • Н. Шемер. Золотой Иерусалим. Солистка Лиор Агаев
  • Г. Фильмор. Пьеса для трех тромбонов. Солисты: Натанель Быков, Илай Грисаро, Саша Басин
  • Л. Андерсен. Праздник трубачей. Солисты: Юваль Латес, Михаель Зота, Даниель Каченко
  • М. Заира. Йеменский виноградник
  • Л. Прима. Синг, Синг, Синг
  • Б. Пиговат. Цфат из сюиты Израильские зарисовки

Еще одна встреча

Еще одна замечательная творческая встреча нашего оркестра произошла в Московской музыкальной школе, которая носит имя выдающегося трубача М. И. Табакова.

Справка. Михаил Иннокентьевич Табаков (06.01.1877–09.03.1956) — заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории, солист Большого театра. Его имя вошло в историю развития отечественной музыкальной культуры как одно из ярчайших имен среди исполнителей на духовых инструментах, создателя отечественной школы игры на трубе, учителя большого числа отличных музыкантов. Среди его учеников народные артисты России профессора Т. А. Докшицер и Г. А. Орвид, заслуженные деятели искусств профессора С. Н. Еремин и М. В. Хачатрян, профессор В. И. Щелоков, В. В. Плахоцкий, лауреаты всесоюзных конкурсов Н. Э. Полонский, Л. Г. Юрьев, И. А. Воловник и многие другие. Еще шире ряды его «внуков» и «правнуков» — молодых педагогов и солистов наших лучших оперных и симфонических оркестров, учеников перечисленных выше педагогов. Это яркое свидетельство жизненности школы Табакова, того большого вклада, который внес Михаил Иннокентьевич в развитие отечественной духовой школы.

25 августа 2016 состоялся концерт духового оркестра консерватории Петах-Тиква (Израиль) и оркестра московской музыкальной школы имени Табакова.

Справка. В школе действует духовой оркестр, его художественный руководитель — дирижер Анатолий Михайлович Паутов. Оркестр часто выступает — в том числе в ведущих залах столицы — и совершает поездки по России и за рубеж (Германия, Франция, Австрия, Литва, Латвия). Оркестр является лауреатом многих фестивалей, занимает ведущее место среди духовых оркестров ДМШ и ДШИ Москвы. В 2010 году оркестр стал лауреатом фестиваля «Будущее без войны» в память 65-летия Победы.

Анатолий Михайлович Паутов — трубач, военный дирижер в СССР, позднее — преподаватель по классу трубы и дирижер духовых оркестров в МГИМ имени А. Г. Шнитке и ДМШ имени Табакова. Заслуженный работник культуры России. Кандидат искусствоведения, профессор МГИМ имени А. Г. Шнитке. Родился в 1943 году в блокадном Ленинграде. В 2005 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме "Творческая деятельность Г. А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе«. Профессор Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, преподаватель по классу трубы детской музыкальной школы имени Ю. А. Шапорина и детской музыкальной школы имени М. И. Табакова.

Программу концерта мы согласовывали задолго до концерта с директором школы Русланом Мелаевым. Боялись, что выступление двух коллективов может быть слишком долгим — ведь еще хотелось что-нибудь из репертуара двух оркестров исполнить вместе. Для этого мы выслали в Москву два известных израильских марша И. Грациани, а москвичи прислали нам свою аранжировку знаменитого марша В. Агапкина «Прощание Славянки».

Евгений Никитин: «Артистизм и искренние эмоции»

Еще в феврале 2016 года про замечательный детско-юношеский духовой оркестр из консерватории города Петах-Тиква мне рассказал мой коллега, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор кафедры дирижирования Военного института военных дирижеров Военного университета Вооруженных сил Российской Федерации Анатолий Борисович Мухамеджан. Его профессиональное мнение и рекомендации, а также наши общие впечатления от присланного демонстрационного материала стали основой для приглашения коллектива на фестиваль детских духовых оркестров «Спасская башня детям».

Великолепное, мягкое звучание оркестра, высокое профессиональное мастерство дирижера Михаила Дельмана, артистизм и искренние эмоции юных исполнителей, а также безупречный вкус и культура всего коллектива в целом позволили передать москвичам и гостям столицы ощущение настоящего праздника музыки. В рамках своего пребывания и выступления на концертных площадках Москвы духовой оркестр консерватории Петах-Тиква снискал не только повсеместную любовь и восторженный прием зрителей, но и одновременно заслужил самые высокие отзывы специалистов и широкой музыкальной общественности. И, конечно же, нельзя не отметить, что участие наших гостей из Израиля в фестивале детских духовых оркестров «Спасская башня детям» впервые придало этому яркому музыкальному проекту статус международного.

Отдельные слова благодарности за содействие и большую помощь в организации поездки коллектива духового оркестра консерватории Петах-Тиква хочу выразить руководству и сопровождению делегации, лично замечательному человеку и музыканту Борису Турчинскому, настоящему профессионалу маэстро Михаилу Дельману, а также родителям, педагогам и, конечно же, всем-всем юным музыкантам! Желаю всем удачи, новых творческих достижений и несмолкающих аплодисментов!

С уважением,
музыкальный руководитель фестиваля
детских духовых оркестров «Спасская башня детям»,
дирижер Президентского оркестра Российской Федерации,
заслуженный артист России Евгений Никитин

Михаил Дельман:

«Мы с оркестром выступали на множестве международных конкурсов и фестивалях — по всей Европе и Америке. Хочу прямо сказать: „Спасская башня“ — один из величайших фестивалей, который очень важен для всех юных музыкантов — здесь они могут набраться необходимого им опыта.

У нас здесь появилось огромное количество друзей — несмотря на то, что мы говорим на разных языках: у нас в оркестре только четверть детей знают русский язык. Музыка — это язык, который объединяет всех нас и нам не обязательно что-либо говорить для того, чтобы понимать друг друга».

***

По словам главного музыкального руководителя фестиваля заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, главного военного дирижера России генерал-лейтенанта Валерия Халилова, «Спасская башня» — это не только ослепительное шоу, а тщательно «настроенный» инструмент международного культурного обмена. Главным элементом фестиваля стала традиция открытых выступлений духовых оркестров, а музыка, которую они играют, неразрывно связана с важнейшими страницами отечественной и мировой истории.

Хроника

На Красной площади я имел честь встретиться с редактором журнала «Оркестр» профессором Анатолием Леонидовичем Дудиным, который, послушав игру нашего оркестра, сказал: «Ну просто чудесная игра, осмысленная и убедительная. Спасибо вам, что приехали на фестиваль!»

Много было приятных — для всех нас и лично для меня — я даже сказал бы исторических встреч с видными музыкантами и дирижерами, благодаря которым мы оказались на фестивале «Спасская башня» и смогли осуществить ряд замечательных и запоминающихся на всю жизнь встреч. Назову их: Сергей Остапенко, Анатолий Мухамеджан, Сергей Дурыгин, Александр Гилев, Василий Матвейчук, Михаил Черток, Иван Оленчик...

На без преувеличения высоком уровне, состоялся совместный концерт с духовым оркестром музыкальной школы имени М. И. Табакова. Директор школы Руслан Мелаев и дирижер Анатолий Паутов. Это был именно тот концерт, где наш дирижер Михаил Дельман решил выставить на суд таких профессионалов — а в зале кроме детей и родителей, были ведущие дирижеры и музыканты-духовики Москвы — два сложных для исполнения духовым оркестром произведения: И. С. Бах, «Пассакалия» и Г. Малер, 1 симфония (4 ч). Тепло встретили слушатели пьесу «Галоп», известного российского композитора и моего хорошего друга Александра Гилева который присутствовал на этом концерте. Оркестр и дирижер (многие произведения звучали в его аранжировке, а также в аранжировке нашего композитора доктора Бориса Пиговата) не только справились со сложной в музыкальном плане задачей, но и продемонстрировал прекрасное звучание коллектива и понимание музыкальной ткани исполняемого произведения.

На бис совместно с оркестром школы имени Табакова сыграли два израильских марша Зико Грациани и знаменитое в России «Прощание славянки» композитора Василия Агапкина.

Несколько слов об этом легендарном марше. В России его называют маршем тысячелетия. В Тамбове по проекту скульптора Вадима Фролова открыт памятник его автору, прославленному композитору Василию Агапкину и Илье Шатрову — автору вальса «На сопках Маньчжурии». На открытии присутствовал писатель, военный историк Михаил Черток.

Впечатляющими для нас были два выступления на Красной площади: по мнению всех, мы были лучшие из всех 11 оркестров, которые приехали на фестиваль. Получили два приза как лучший коллектив праздника духовой музыки. Один из них — в виде большущего торта, который ребята и попробовали час спустя. Было очень вкусно.

Волнующие встречи

Очень волнующей была встреча с главным Центральным военным духовым оркестром России. Начальник оркестра заслуженный артист России Сергей Дурыгин, его дирижеры и коллектив встретили нас очень тепло. Как для них, так и для нас это была первая подобная встреча. Я был приятно удивлен, увидев на столе Сергея Дурыгина свою книгу «Иерусалимский дивертисмент» — рядом с книгами летописца военно-оркестровой службы СССР и России Михаила Чертока. Оказывается, Сергей Юрьевич читает мои очерки, и не только он один. Ко мне подходили музыканты оркестра и дирижеры — выражали благодарность.

В оркестровой студии разместили два оркестра, а это около 150 человек, и мы вместе играли и нашу, и их программу. Тут следует заметить, что музыканты пришли в свое свободное время. Общее музицирование удалось на славу. Профессионалы высокого уровня, лучшие в России музыканты военного оркестра очень хвалили наших ребят и где-то были удивлены. Сергей Дурыгин сказал про нас, что оркестр-то детский, но играет по-взрослому хорошо.

Трогательно было слышать известную песню Номи Шемер «Золотой Иерусалим», по праву являющейся как бы вторым гимном Израиля, в исполнении Лиор Агаев, оркестра Петах-Тиква и Главного оркестра Российской армии. Это историческое событие...

Справка. «Золотой Иерусалим» (ивр. ירושלים של זהב) — наиболее известная песня израильской поэтессы и композитора Наоми Шемер, неофициальный гимн Израиля. Написана в 1967 году, а в 2008-м признана «Песней 60-летия» Израиля.

А еще в совместном исполнении прозвучало:

  • П. И. Чайковский. Славянский марш
  • Р. Щедрин. Озорные частушки
  • В. Агапкин. Прощание славянки
  • И. Грациани. Марши
  • В. Соловьев-Седой. Подмосковный вечера
  • В. Халилов. Марш
  • Р. Щедрин. Озорные частушки
  • П. И. Чайковский. Вальс из балета Спящая красавица
  • Д. Шостакович. Праздничная увертюра

В оркестре есть свой музей, где освещены все этапы жизни коллектива — и даже не только оркестра, а всей военно-оркестровой службы со дня ее возникновения.

А еще Сергей Юрьевич поведал мне, что мы коллеги и по инструменту: музыкальное училище в Омске он заканчивал как кларнетист.

В юности творческая судьба свела Сергея Дурыгина с моим лучшим другом и однокурсником по Житомирскому музыкальному училищу прекрасным кларнетистом и дирижером Новосибирского юношеского симфонического оркестра Владиславом Янковским (увы, из моего очерка «Славная десятка» Сергей Юрьевич узнал о его преждевременной смерти).

Вот, что он рассказывает: «Я горжусь своими воспоминаниями о встрече с этим замечательным музыкантом. Это был очень деликатный и теплый человек, совершенно бесхитростный и беспафосный. В 1988 году я принимал участие в конкурсе духовиков-исполнителей среди студентов музыкальных училищ Сибири и Кемерово. Владислав Янович был в комиссии. Я исполнял сонату Франсиса Пуленка, и моя игра явно понравилась Янковскому — я услышал от него много теплых слов. А через год он был председателем комиссии на моих государственных экзаменах в музыкальном училище и повторил свое предложение поступить к нему в класс Новосибирской консерватории. Мне — как молодому и ничего из себя не представляющему мальчику — это, наверное, было очень лестно. Я его поблагодарил, но моей мечтой было стать военным дирижером, и я ему об этом сказал. К слову сказать, я сдавал госэкзамен, будучи солдатом оркестра Омского танкового училища, и, как вы помните, в те времена все военные обязаны были ходить только в военной форме. Янковский улыбнулся моему ответу и пожелал всего наилучшего».

От автора:

Может, Сергей Юрьевич и не знает, что Владислава Янковского он, возможно, тронул не только своей хорошей игрой — он мог ему напомнить самого себя в юные годы. На госэкзаменах в Житомирском музыкальном училище (1971) и сам Янковский был в военной форме... Судьба — загадочная вещь... Думаю, послушай тогда Сергей Юрьевич совета моего друга — стал бы известным кларнетистом... Но ему, видно, было предрешено стать военным дирижером и возглавить лучший военный оркестр России.

«Есть у меня сюрприз для вас»,— сказал Сергей Юрьевич, чем меня сильно заинтриговал.
«Позовите старшину оркестра»,— обратился он к кому-то из присутствующих дирижеров оркестра.
Через несколько минут в кабинет зашел по-армейски подтянутый молодой человек. «Владимир Чумак,— представился он,— Ваш земляк из Житомира, ученик Вашего хорошего знакомого и коллеги Бориса Михайловича Фишермана».

Да, что ни говори, мир тесен, а у музыкантов-духовиков еще теснее. Я рассказал Владимиру о Фишермане — все, что знаю. А через несколько дней, уже будучи в Израиле, связался с Борисом Михайловичем по скайпу и передал от ученика привет, чем очень его обрадовал.

Начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный артист России, полковник Сергей Дурыгин:

Дорогой Борис Романович!
27 августа 2016 г. произошла встреча детского оркестра консерватории г. Петах-Тиква (Израиль) и Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации в Москве.

Мы чрезвычайно тронуты этим замечательным событием — знакомством и совместной репетицией с такими прекрасными и талантливыми детьми, какие входят в состав вашего оркестра. Считаю: основная заслуга в высочайшем исполнительском мастерстве музыкантов вашего оркестра принадлежит педагогам, потому что надо иметь талант к педагогической деятельности, терпение, настойчивость, способность отдаваться без остатка любимому делу, детям и ученикам. Ведь ребенка как музыканта можно легко испортить, если относиться к занятиям «спустя рукава» или также легко сделать профессионалом высочайшего класса, если уверенно и настойчиво вкладывать в него все самое лучшее.

Особо хотелось отметить работу дирижера оркестра Михаила Дельмана. Сразу была видна рука Мастера. Кроме того, он блестящий инструментовщик и аранжировщик. По взмаху его дирижерской палочки преобразились даже невозмутимые музыканты Центрального военного оркестра.

Незабываемо для меня и общение с руководителями и преподавателями консерватории, в том числе и с Вами, уважаемый Борис Романович. Общение музыкантов между собой также не вызвало никаких языковых или возрастных затруднений, ведь средний возраст музыкантов Центрального военного оркестра — 30 лет, а оркестра консерватории Петах-Тикве — 16 лет; все люди молодые, любознательные и талантливые. Выражаю уверенность, что общение наших музыкантов друг с другом, обмен опытом, впечатлениями, совместная игра принесло пользу обоим коллективам.

Спасибо Вам огромное за пропаганду духовой музыки. Все, что Вы делаете — это очень ценно, особенно те труды, которые мы всегда с удовольствием читаем и с нетерпением ждем новых. Все, что выходит из-под Вашего пера, Вы оставляете будущим поколениям музыкантов и ценителей духовой — в том числе военной — музыки. Эти работы всегда занимают достойное место в копилке наших знаний о духовой музыке.

Желаю всему коллективу детского духового оркестра консерватории г. Петах-Тиква крепкого здоровья, мирного неба над головой и высочайших творческих и других достижений. И пусть наша дружба крепнет и в дальнейшем. Надеюсь, что встреча не пройдет бесследно, а оставит неизгладимые впечатления в сердцах и душах каждого члена наших творческих коллективов.

1 сентября 2016 г., Москва

Горжусь своей принадлежностью

Один из моих старых друзей, кларнетист Николай Свисюк, в свое время служил в этом оркестре — тогда он назывался Отдельный показательный оркестр министерства обороны СССР. Посмотрев мои фотографии, сделанные на «Спасской башне» и во время визита нашего коллектива в само расположение оркестра, Николай написал мне эмоциональное письмо: «Когда мой оркестр приглашали за границу, на различные фестивали, все было прекрасно, но было и чувство обиды за нашу страну и ее культуру, обиды, что такие фестивали не проводятся у нас: ведь все для этого есть — и прекрасные коллективы, и репертуар... Теперь все сбылось, и я вижу этот прекрасный фестиваль, и для меня это — как волшебный сон. Благодарен всему руководству и музыкантам моего, уже, к сожалению, бывшего коллектива, за эту сказку. А вы молодцы! Мне приятно, что ты лично посмотрел, увидел и услышал этих прекрасных музыкантов. А то, что вы играли вместе, — совсем несбыточная мечта многих юных музыкантов, и не только. Думаю, ваши ребята и их родители получили большое удовольствие. Горжусь своей принадлежностью к этому коллективу, хотя это уже и в прошлом. Еще раз поздравляю ваш коллектив. Вы посетили Храм искусств — пусть и военный, но Храм!»

Когда мы уже прощались с Красной площадью, художественный руководитель фестиваля Евгений Никитин пригласил оркестр и на следующий год: «Вы были украшением нашего фестиваля. Молодцы!» — сказал известный военный дирижер.

«Спасская башня» — краткий обзор

Наш коллектив, как и всех участников фестиваля «Спасская башня детям», пригласили на вечернее представление. Блеск, да и только!

Выступали: Образцово-показательный оркестр Вооруженных сил Республики Беларусь, Оркестр Вооруженных сил Пакистана, Оркестр муниципальной полиции Рима (Италия), Оркестр армии обороны Израиля, Образцовый оркестр Вооруженных сил Мексики, Центральный военный оркестр Министерства обороны России и другие Российские оркестры, Оркестр волынок и барабанов «Соединенные музыкой» из Ирландии совместно с коллективом Школы шотландского танца Shady Glen не оставили равнодушными зрителей. Выступление Бельгийских Королевских артистов на ходулях понравилось абсолютно всем — и взрослым, и детям! Оркестр и рота почетного караула Народно-освободительной армии Китая — прекрасные девушки в форме — влюбили в себя всех. Японский фольклорный коллектив «Канто Мацури» показал сложные и уже почти цирковые номера. Оркестр Военно-воздушных сил и рота почетного караула Технической академии Греции показал народный танец Сиртаки. С трибун то и дело раздавались крики «Браво!» Последним номером было выступление Оркестра суворовцев Московского военно-музыкального училища, как всегда — зрелищное и интересное.

Особенно впечатляющей была заключительная часть, когда все коллективы, собравшись на Красной Площади, аккомпанировали известному российскому трубачу Владиславу Лаврику, лауреату премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за 2015 год, и Тамаре Гвердцители, которая исполняла песню «Зажгите свечи».

Мы были буквально покорены игрой В. Лаврика — прекрасным звуком, интонационной чистотой и безукоризненными по красоте музыкальными фразами. Нельзя не упомянуть и мягкое звучание полуторатысячного оркестра — т.е. всех участников фестиваля под управлением главного дирижера фестиваля народного артиста РФ генерал-лейтенанта Валерия Халилова.

Ну и, конечно же, был салют!

Неожиданный результат поездки

Те дети, у кого корни из бывшего Союза, хотят лучше знать русский язык: уж больно за эти восемь дней они полюбили Москву и тех людей, которые нас окружали. А у тех, чьи родители родились в Израиле, или кто приехал из восточных стран, просят «русских» товарищей научить их немного говорить по-русски!

Сегодня у нашего оркестра была первая репетиция по возвращении из поездки. В оркестр, как и каждый год, влилась молодая поросль. После того, как новеньких представили коллективу, директор консерватории Шломит Мадар-Леви рассказала о наших выступлениях и встречах в Москве и про большое количество восторженных откликов и поздравлений — как из Москвы, так и от муниципалитета города и, конечно, от родителей.

А когда она сообщила, что мы приглашены на фестиваль «Спасская башня» в 2017 году, а затем выступим с несколькими концертами в Санкт-Петербурге, радости не было конца.

Борис Турчинский, сентябрь 2016
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play