Partita.Ru

Леонид Джурмий: «Стать дирижером помог мне случай»

Предыстория

Джурмий Леонид Михайлович Леонид Джурмий родился 31 января 1941 года, за пол года до начала войны. Жил он со своей мамой, без отца. Детство было тяжелое, как у всех детей военного времени, поэтому он привык с детских лет к тому, что в жизни надо всего добиваться самому. Наверное, тяжелое детство, трудности, которые приходилось преодолевать и закалили его характер, сделали его целеустремленным человеком, который знал, что он хочет и как этого добиться.

Когда после семи лет школы он поступил в одно из Житомирских ПТУ, его дядя, Фесюк Владимир Васильевич, кларнетист оркестра военного училища, сказал: «Давай-ка лучше пойдем в музыкальное училище, в этом году там недобор». В училище на то время экзамены были несложные, проверили слух, ритм и зачислили на 1-й курс в класс преподавателя, дирижера оркестра Йосифа Антоновича Древецкого. Как рассказывал Владимир Васильевич, Леня не хотел идти на экзамен в училище — характер — пришлось взять за руку и отвести. После окончания 2-го курса в музыкальное училище приехал новый преподавать по кларнету, Мостовой Иван Максимович, и Леня перешел в его класс. 2-й курс Леонид закончил «Северной звездой» М. Глинки,что не является высоким показателем, однако за два оставшиеся года до окончания училища они сумели подготовить программу и 2-м концертом К. М. Вебера. Леонид успешно поступает в Одесскую консерваторию в класс тогда еще молодого и перспективного преподавателя К. Э. Мюльберга.

Как упоминалось выше, Леня рос без отца, а его мама на пенсию в 25 рублей не могла ему материально помогать, и поэтому пришлось ему при первой же возможности идти работать. Понятно, студент консерватории не мог идти разгружать вагоны, и поэтому когда появилось место саксофониста в ресторане, ему ничего не оставалось, как согласиться. Когда он приходил на урок по специальности после работы в ресторане, по выражению лица К. Э. Мюльберга было все ясно. Зная, что материально ему было очень трудно, молчал. Леня всегда с благодарностью об этом вспоминал. Так бежали годы учебы в консерватории, и когда на 4-м курсе было прослушивание на Всесоюзный конкурс исполнителей на духовых инструментах, приехал из Харькова послушать духовиков главный дирижер Харьковского театра оперы и балета Евгений Дущенко. После прослушивания он предложил Лене и его однокурснику гобоисту Васильеву место в оркестре Харьковской оперы. Пятый курс консерватории он уже жил между Харьковом и Одессой. Это был 1963 год, и с этого года начался Харьковский период его жизни.

«Стать дирижером помог мне случай»

Леонид начинал работать в оркестре как кларнетист, но увлечение еще в консерваторские годы дирижированием дало свои плоды. В своей книге «Записки кларнетист», профессор К. Э. Мюльберг писал: «Леонид Джурмий подходил к занятиям осмысленно. Играл вдумчиво и культивировал мягкий густой звук. Его техника отличалась благородством и содержательностью. Увлекал слушателей звуковыми и тембральными достоинствами кларнета. Он несколько сдерживал свободу пассажей. Особенно он выигрывал на тембре звука кларнета при исполнении концерта ля мажор В. А. Моцарта». И далее: «Весьма успешны были и его занятия по дирижированию. Занимался он дирижированием у доцента Веры Петровны Базилевич. Здесь он чувствовал себя как дома, его музыкантская уверенность, профессионализм и авторитетность не имели «проколов».

Вот что говорил о дирижировании сам Леонид Михайлович: «Стать дирижером помог мне случай. Срывался балетный спектакль — не было дирижера. В театре знали, что я мечтаю о дирижировании, в Одесской консерватории я посещал факультативно этот класс. Первая проба прошла довольно удачно, во всяком случае балет я не подвел. Не зря говорят, что необходимость является нам в одежде случайности. Если бы не этот случай, были бы, видимо, и другие попытки. Но дирижером я бы все равно стал, уверен».

Должен был быть дневной спектакль «Лебединное озеро», и заболел дирижер. Спектакль был под угрозой срыва. И он вызвался провести этот спектакль. Ночь просидели с Валерием Ковтуном, впоследствии — народным артистом СССР и солистом Большого театра (пара Татьяна Таякина и Валерий Ковтун), который танцевал одного из главных персонажей, и под пластинку «прокручивали» детали. Спектакль прошел успешно. Так он стал дирижером. Впоследствии было много постановок, творческих удач. Он работал с выдающимися мастерами хореографии — Н. М. Дудинской и К. М. Сергеевым, М. Э. Лиепой и Г. М. Майоровым, дирижировал спектаклями с участием Н. Семизоровой, Н. Павловой, В. Гордеева, М. Лавровского, оперными солистами Е. Мирошниченко, А. Соловьяненко. Среди его высших творческих достижений — первопрочтение современных балетов на Харьковской сцене: «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Сеньора из Валенсии» Ю. Саульского, «Прометей» Э. Аристакесяна, «Сотворение мира» А. Петрова. Особенно плодотворным было его сотрудничество с современными украинскими композиторами, многие из которых — В. Золотухин, В. Губаренко, Г. Жуковский, И. Ковач — считали его не только интерпретером, но и другом. Его отношение к работе, к музыке было неистовое: он не знал, что такое работать в пол-силы. В последние годы Леонид Михайлович Джурмий был главным дирижером театра.

Джурмий с оркестром выступал с такими известными всему Союзу певцами как: М. Магомаев и Ю. Гуляев, Е. Мирошниченко и А. Соловьяненко. В основном все концертные выступления оркестра с солистами проводил Л. Джурмий. У него это хорошо получалось, ему доверяли.

Из воспоминаний о беседах Л. Джурмия с его племянником Александром Фесюком, который тоже пошел по стопам своего отца Владимира Васильевича и дяди, став хорошим кларнетистом: «Профессия дирижера в опере и балете очень ответственная и предельно сложная работа. Главное тут координация многих элементов сценического искусства-оркестра, хора, вокалистов, массовки и хореографии. Ведь все что мы видим на сцене по сути — это трудоемкая и ежедневная работа каждого из них по отдельности, и только лишь потом в группах, соединяясь в единый стиль, темп и образ».

Из материалов Интернета. «Джурмий Леонид Михайлович (1941–2001 гг.) — кларнетист, дирижер, заслуженный артист Украины. Родился в городе Житомире. В 1954 — 1959 гг. учился в Житомирском музыкальном училище им. В. С. Косенко (преп. И. A. Древецкий, И. M. Мостовой), в 1959–1964 гг. — в Одессской государственной консерватории им. А. В. Неждановой (класс проф. К. Э. Мюльберг, дирижирование — В. П. Базилевич). С 1963 года — солист-кларнетист, а вскоре — дирижер оркестра Харьковского театра оперы и балета. Работал с известными мастерами хореографии СССР: Н. Павловой, Г. Майоровым, М. Лавровским, В. Гордеевым, Н. Дудинской, К. Сергеевым и др. Также выступал в различных концертах с ведущими оперными певцами СССР, в частности такими, как М. Магомаев, Б. Мерошниченко, А. Соловьяненко, Ю. Гуляев. Среди высших творческих достижений Леонида Михайловича на Харьковской сцене — премьеры балетов: „Тысяча и одна ночь“ Ф. Амирова, „Прометей“ Е. Аристакесян, „Сеньора из Валенсии“ Ю. Саульского, „Барышня и хулиган“ Д. Шостаковича, „Сотворение мира“ А. Петрова. Среди оперных постановок следует отметить: „Чио-Чио-Сан“, „Евгений Онегин“, „Пиковая дама“ и другие».

Вера Петровна Базилевич

Вторым важным после специальности педагогом в Одесской консерватории, которому многим обязан Леонид Михайлович, была доцент Вера Петровна Базилевич. Вера Петровна была удивительно глубоким, тонким и разностороннем музыкантом. Она закончила Одесское музыкальное училище по классу кларнета и фортепиано, а консерваторию как музыковед. Также с увлечением занималась дирижированием (класс профессора А. И. Климова). Но это еще не все. В оперном театре играла на органе и клавесине, в музыкальном училище вела класс симфонического оркестра. Для военных музыкантов Одесского военного округа регулярно проводила курсы «дирижирование духовым оркестром».

В консерватории у нее обучались многие и не важно, с какой кафедры. Это были и хормейстера и духовики и народники. Теоретикам вела курс инструментоведение. Самым сильным педагогическим даром Веры Петровны было умение найти ключ к студенту, к его индивидуальным способностям. Такой ключ она нашла и к Леониду, почувствовав его талант, прирожденную музыкальность и большое стремление стать дирижером.

Еще одна интереснейшая деталь в биографии Леонида Джурмия. Кроме уроков дирижирования, которые он брал у Веры Петровны, Леонид дополнительно проходил дирижерскую практику в оркестре штаба Одесского военного округа. Начальником военно-оркестровой службы тогда был опальный генерал-майор из Москвы Иван Васильевич Петров, который в Москве был начальником всей оркестровой службы СССР и за что-то был смещен — «Маршал Жуков в Музыке» (было время, когда Жукова тоже выслали в Одессу). Чем-то Ивану Васильевичу понравился этот молодой человек, и он к нему с симпатией относился. Летом оркестр штаба (а это было тогда модно) играл в местном парке Шевченко популярную музыку для слуха. Генерал Петров давал Леониду дирижировать оркестром, чем он очень гордился. Иногда даже в ущерб летним каникулам он оставался в Одессе, чтобы иметь эту великолепную возможность.

Калио Мюльберг

Калио Эвальдович Мюльберг особо выделяет своих особенно талантливых учеников: заслуженного артиста России, доцента Российской академии музыки им. Гнесиных, Лауреата международного конкурса, солиста симфонического оркестра И. Оленчика; доцента академии им. Гнесиных, заслуженного работника культуры России, кандидата искусствоведения Н. Волкова; заслуженного артиста Украины, профессора Лиссабонской консерватории (Португалия) дирижера В. Стоянова; доцента Киевской национальной академии музыки, солиста оркестра Киевского национального театра оперы и балета В. Тихонова; доцента Донецкой академии музыки Е. Сурженко; лауреата республиканского конкурса, доцента Одесской академии музыки, кандидата искусствоведения З. Буркацкого; доцента Одесской академии музыки М. Крупея, лауреата многих международных конкурсов, преподавателя Фрайбургской музыкальной академии (Германия) А. Старченко; преподавателя Одесского музыкального училища С. Воронкина; солистов-кларнетистов Одесского оперного театра В. Попова и Ю. Петелько; преподавателей музыкальных учебных заведений в Израиле В. Ватмахера, Б. Турчинского и Ф. Теплова. Список этот можно было бы и продолжить... Но среди них на самом почетном месте был Леонид Джурмий. Ведь из всех выпускников Калио Эвальдовича, именно он стал известным дирижером, профессионалом в полном смысле этого слова.

В своей книге К. Э. Мюльберг писал о Леониде Михайловиче: «Его отношение к работе, к музыке было неистовое: он не знал, что такое работать в пол силы. Запомнил на всю жизнь его слова, которые он однажды мне сказал: „Ты должен любить музыку, а не себя в музыке“». В этих словах весь Он.

Калио Эвальдович Мюльберг (8 января 1928, Мариуполь) — советский и украинский кларнетист и педагог, заведующий кафедрой духовых инструментов Одесской государственной Академии музыки им. А. В. Неждановой, профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины. Калио Эвальдович Мюльберг родился в семье артистов цирка. Его отцом был известный акробат Эвальд Мюльберг, который первым в СССР стал работать на батуте (1928). В 1948 году К. Мюльберг окончил Одесское музыкальное училище (класс П. В. Дроздова), в 1953 году — Одесскую консерваторию (класс В. П. Базилевич). В 1957 году одержал победу на Всесоюзном конкурсе исполнителей и завоевал третье место на конкурсе в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. C 1948 по 1964 — солист оркестра Одесского оперного театра. На протяжении всего своего творческого пути Калио Мюльберг ведет активную концертную деятельность. Он стал первым исполнителем в СССР концертов для кларнета с оркестром Р. Кубина, А. Копленда, каприччио Г. Глазачева. Им записана грампластинка на фирме «Мелодия» с сочинениями Ф. Пуленка, П. Подковырова, Б. Мартину и Г. Глазачева. Свои произведения Мюльбергу посвятили композиторы Ю. Щуровский и Л. Колодуб. С большим успехом Мюльберг выступал как солист в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ровно, Челябинске и многих других городах СССР, а также за рубежом: в Финляндии, Италии, Португалии, Болгарии. Значительна деятельность Калио Мюльберга в качестве педагога. Среди его учеников — высококвалифицированные исполнители, которые работают в различных симфонических оркестрах, преподаватели престижных музыкальных заведений.

Владимир Афанасьев

Владимир Афанасьев, Лауреат Всесоюзного конкурса исполниетей (Алма-Ата, 1984 г.), концертмейстер группы ударных инструментов, много лет проработал с Леонидом Михайловичем Джурмием. Сегодня работает в Салониках, государственном симфоническом оркестре Греции, (концертмейстер группы ударных инструментов).

— Владимир, расскажите о Леониде Джурмие, музыканте и человеке.

— Борис, вы задаете мне волнующий вопрос — рассказать о человеке, который мне бесконечно дорог. Он меня в 1984 году, молодого тогда музыканта принимал на работу, всячески опекал, помогал, поддерживал, как мог. Сами понимаете, как это важно человеку, который только входит в обширный репертуар. Хочу отметить, что сам он партитуры дирижируемых постановок знал наизусть.

Дирижер он был очень интересный и пользовался уважением, если не больше, всего коллектива. Главное — это он все «слышал». Эрудированный, грамотный и очень интеллигентный. Очень умело работал с оркестром на репетициях, ничего лишнего. Замечания делал очень тактично, не унижая достоинства музыканта. Не было у него, как у некоторых дирижеров: «Ну, давайте еще раз с начала». Все к месту, все по назначению.

Думаю, что в оркестре у него было много единомышленников и друзей. Это прежде всего концертмейстер оркестра, заслуженный артист Украины Г. М. Куперман (Григорий Моисеевич до сих пор работает в оркестре), кларнетист Н. В. Бобров (сегодня зав. оделом музыкального училища, дирижер оркестра), инспектор оркестра валторнист В. Якобчук, концертмейстер группы виолончелей Людмила Судакова, тромбонист Л. Виноградов. Да что там говорить — все!

Вспоминаю трудные 90-е годы. Только благодаря личному отношению и уважению к Леониду Михайловичу мы приходили на работу. Разруха была во всем. Денег не платили. А мы репетировали и выступали. Вот какой был у него авторитет, какое было к нему уважение. Борис, спасибо вам, что пишите об этом удивительно душевном, прекрасном человеке и превосходном музыканте. Память о нем должна жить долго. Он достоин хорошей памяти. В последние годы жизни Л. Джурмий был главным дирижером театра. Лучшей кандидатуры на тот момент не было. И он с этим блестяще справлялся.

Борис Фишерман

Интервью с другом Леонида по музыкальному училищу Заслуженным деятелем искусств Украины, преподавателем кларнета, и дирижером оркестра, Борисом Михайловичем Фишерманом.

— Борис Михайлович, вы хорошо знали Леонида Джурмия по учебе в училище. Каким он вам запомнился со студенческим времен?

— Я учился на два курса старше, но мы дружили. С ним невозможно было не дружить. Во многих моментах он был примером для нас. Всегда аккуратен, скромно, но модно одет. Он был красивым парнем. И притягивал к себе людей. К тому же был спортсмен, хорошо играл в футбол. Всегда дружелюбен и помогал другим. Во всем, чем мог. И конечно учился очень хорошо. Тяга к учебе и овладению кларнетом была огромная.

— Борис Михайлович, уже будучи дирижером харьковского театра оперы и балета, он довольно часто приезжал в Житомир, навестить мать, которую обожал и своих родных. Я знаю, вы всегда с ним встречались. О чем были беседы, что интересного он вам рассказывал?

— Борис, я начну с наших встреч, когда он был студентом Одесской консерватории. Я знаю, что вы занимались у одного и тоже преподавателя — Калио Эвальдовича Мюльберга — только в разное время. Он очень гордился, что попал к нему в класс, много хорошего о нем рассказывал, о его методике преподавания и его исполнительском мастерстве. Для него Мюльберг был идеал совершенства. И как человек и как музыкант.

Я опять должен сделать отступление... Большая заслуга в становлении Леонида как кларнетиста и как музыканта тоже, принадлежит его дяде Владимиру Васильевичу Фесюку, солисту военного оркестра, образованному и грамотному человеку. Его авторитет и первые уроки, которые Леонид от него получил, привели в дальнейшем к положительным результатам.

Людмила Судакова

Людмила Судакова, концертмейстер группы виолончелей Харьковского театра оперы и балета: «Леонид Михайлович был классным кларнетистом — вы это знаете лучше меня; к сожалению, я слышала только отзывы о его игре — все восторженные. А когда я пришла работать в оперный театр, Леонид тогда уже был дирижером — в основном балетных спектаклей. Первое знакомство состоялось на спектакле „Легенда о любви“. Спектакль был поставлен Маргаритой Арнаудовой, очень талантливо, музыка потрясающая, как и сам сюжет, и исполнение великолепное. Вот тогда я и поняла, что лучше работы в оперном театре ничего не может быть. Атмосфера в театре была творческий. А дирижер был такой красивый, что не влюбиться было невозможно. В него были влюблены, по-моему, все женщины, что его окружали. Потом мы жили в одном общежитии Управления культуры, были соседями. В общежитии проживали актеры всех театров города Харькова. Было весело, отмечали вместе все праздники. Много было встреч с интересными людьми, часто бывал композитор Виталий Губаренко. Они дружили с Леней. Мы поставили несколько его спектаклей: балет „Каменный властелин“, оперу „Нежность“. Я так скучаю по тем временам».

От автора

После слов коллег Леонида Михайловича — Людмилы Судаковой и Владимира Афанасьева — о человечности и необыкновенной притягательности Леонида Джурмия, я не выдержал и решил вставить свое в воспоминания об этом удивительном добром и открытом человеке.

Летом я был с визитом на своей родине в Житомире, чтобы посетить могилу своего отца Романа Иосифовича и увидеть друзей. По дороге во Львов — я ехал туда уже к своей дочери — мы остановились в новом районе города. И вдруг я вспомнил, что когда-то тут были маленькие одно- и двухэтажные дома, которые давно снесли, чтобы освободить место новостройкам — тут жила мама Леонида. Уже будучи студентом Одесской консерватории, Леня приезжал к ней. В один из приездов мой папа решил, чтобы он позанимался со мной на кларнете. Конечно, Леонид не отказал. Надо сказать, что тогда поступление в консерваторию из нашего города было делом редким. И уже сам поступивший как-бы превращался в звезду местного масштаба. Не помню, что я играл и не помню, о чем меня наставлял учитель. Но хорошо помню атмосферу урока и то тепло, которое он излучал. Этого забыть невозможно.

Владимир Бобров

Наш собеседник — друг Леонида, Бобров Владимир Николаевич, зав. отделом духовых инструментов Харьковского музыкального училища им. Б. Н. Лятошинского, преподаватель класса кларнет.

— Владимир Николаевич, я знаю, вы дружили с Леонидом. Вы помните, когда он только приехал к вам в театр, его первые шаги как дирижера? Ведь вы с ним работали очень долго.

— Леонид приехал к нам на место кларнетиста. Коллектив принял его тепло — он как-то быстро располагал к себе людей. На кларнете играл хорошо, музыкально с красивым звуков. По всему было видно — приехал музыкант. В коллектив и в репертуар оркестра влился быстро. Читка с листа была отличная. Конечно, я и не предполагал, что через некоторое время случай возведет его за дирижерский пульт. Хотя в дружеской беседе он мне рассказывал, что проходил дирижирование в Одесской консерватории и очень любит это дело. Мечтает стать дирижером. Но что такое мечта! У многих она так и остается мечтой. Но как оказалось — не у Леонида.

Не хочу повторяться, вы, наверное, уже написали про его первый спектакль и случай, почему ему доверили его вести. Это было «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Хочу сказать, что мы все болели за Леонида, желали ему удачи. Уже после первого спектакля мы его признали. У него было все, чтобы стать дирижером оркестра. Руки, слух, музыкальная гибкость, чувство формы и стиля и многое-многое другое. Ему вначале доверяли балетные спектакли и концерты с участием вокалистов или инструменталистов. Но затем он дирижировал и оперными постановками. Шаг за шагом он приобретал уверенность, стоя на дирижерском подиуме. Талант, он и есть талант. Все спектакли знал наизусть. А как слышал оркестр? Просто поразительно! Я как друг всегда радовался его успехам. Вот такой Леня в моей памяти. Прекраснейший человек и замечательный дирижер. Рано только ушел. Все его вспоминают очень и очень добрым словом.

Борис Турчинский, октябрь 2012
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play