|
|
Леонид Джурмий: «Стать дирижером помог мне случай»ПредысторияЛеонид Джурмий родился 31 января 1941 года, за пол года до начала войны. Жил он со своей мамой, без отца. Детство было тяжелое, как у всех детей военного времени, поэтому он привык с детских лет к тому, что в жизни надо всего добиваться самому. Наверное, тяжелое детство, трудности, которые приходилось преодолевать и закалили его характер, сделали его целеустремленным человеком, который знал, что он хочет и как этого добиться. Когда после семи лет школы он поступил в одно из Житомирских ПТУ, его дядя, Фесюк Владимир Васильевич, кларнетист оркестра военного училища, сказал: «Давай-ка лучше пойдем в музыкальное училище, в этом году там недобор». В училище на то время экзамены были несложные, проверили слух, ритм и зачислили на 1-й курс в класс преподавателя, дирижера оркестра Йосифа Антоновича Древецкого. Как рассказывал Владимир Васильевич, Леня не хотел идти на экзамен в училище — характер — пришлось взять за руку и отвести. После окончания 2-го курса в музыкальное училище приехал новый преподавать по кларнету, Мостовой Иван Максимович, и Леня перешел в его класс. 2-й курс Леонид закончил «Северной звездой» М. Глинки,что не является высоким показателем, однако за два оставшиеся года до окончания училища они сумели подготовить программу и 2-м концертом К. М. Вебера. Леонид успешно поступает в Одесскую консерваторию в класс тогда еще молодого и перспективного преподавателя К. Э. Мюльберга. Как упоминалось выше, Леня рос без отца, а его мама на пенсию в 25 рублей не могла ему материально помогать, и поэтому пришлось ему при первой же возможности идти работать. Понятно, студент консерватории не мог идти разгружать вагоны, и поэтому когда появилось место саксофониста в ресторане, ему ничего не оставалось, как согласиться. Когда он приходил на урок по специальности после работы в ресторане, по выражению лица К. Э. Мюльберга было все ясно. Зная, что материально ему было очень трудно, молчал. Леня всегда с благодарностью об этом вспоминал. Так бежали годы учебы в консерватории, и когда на 4-м курсе было прослушивание на Всесоюзный конкурс исполнителей на духовых инструментах, приехал из Харькова послушать духовиков главный дирижер Харьковского театра оперы и балета Евгений Дущенко. После прослушивания он предложил Лене и его однокурснику гобоисту Васильеву место в оркестре Харьковской оперы. Пятый курс консерватории он уже жил между Харьковом и Одессой. Это был 1963 год, и с этого года начался Харьковский период его жизни. «Стать дирижером помог мне случай»Леонид начинал работать в оркестре как кларнетист, но увлечение еще в консерваторские годы дирижированием дало свои плоды. В своей книге «Записки кларнетист», профессор К. Э. Мюльберг писал: «Леонид Джурмий подходил к занятиям осмысленно. Играл вдумчиво и культивировал мягкий густой звук. Его техника отличалась благородством и содержательностью. Увлекал слушателей звуковыми и тембральными достоинствами кларнета. Он несколько сдерживал свободу пассажей. Особенно он выигрывал на тембре звука кларнета при исполнении концерта ля мажор В. А. Моцарта». И далее: «Весьма успешны были и его занятия по дирижированию. Занимался он дирижированием у доцента Веры Петровны Базилевич. Здесь он чувствовал себя как дома, его музыкантская уверенность, профессионализм и авторитетность не имели «проколов». Вот что говорил о дирижировании сам Леонид Михайлович: «Стать дирижером помог мне случай. Срывался балетный спектакль — не было дирижера. В театре знали, что я мечтаю о дирижировании, в Одесской консерватории я посещал факультативно этот класс. Первая проба прошла довольно удачно, во всяком случае балет я не подвел. Не зря говорят, что необходимость является нам в одежде случайности. Если бы не этот случай, были бы, видимо, и другие попытки. Но дирижером я бы все равно стал, уверен». Должен был быть дневной спектакль «Лебединное озеро», и заболел дирижер. Спектакль был под угрозой срыва. И он вызвался провести этот спектакль. Ночь просидели с Валерием Ковтуном, впоследствии — народным артистом СССР и солистом Большого театра (пара Татьяна Таякина и Валерий Ковтун), который танцевал одного из главных персонажей, и под пластинку «прокручивали» детали. Спектакль прошел успешно. Так он стал дирижером. Впоследствии было много постановок, творческих удач. Он работал с выдающимися мастерами хореографии — Н. М. Дудинской и К. М. Сергеевым, М. Э. Лиепой и Г. М. Майоровым, дирижировал спектаклями с участием Н. Семизоровой, Н. Павловой, В. Гордеева, М. Лавровского, оперными солистами Е. Мирошниченко, А. Соловьяненко. Среди его высших творческих достижений — первопрочтение современных балетов на Харьковской сцене: «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Сеньора из Валенсии» Ю. Саульского, «Прометей» Э. Аристакесяна, «Сотворение мира» А. Петрова. Особенно плодотворным было его сотрудничество с современными украинскими композиторами, многие из которых — В. Золотухин, В. Губаренко, Г. Жуковский, И. Ковач — считали его не только интерпретером, но и другом. Его отношение к работе, к музыке было неистовое: он не знал, что такое работать в пол-силы. В последние годы Леонид Михайлович Джурмий был главным дирижером театра. Джурмий с оркестром выступал с такими известными всему Союзу певцами как: М. Магомаев и Ю. Гуляев, Е. Мирошниченко и А. Соловьяненко. В основном все концертные выступления оркестра с солистами проводил Л. Джурмий. У него это хорошо получалось, ему доверяли. Из воспоминаний о беседах Л. Джурмия с его племянником Александром Фесюком, который тоже пошел по стопам своего отца Владимира Васильевича и дяди, став хорошим кларнетистом: «Профессия дирижера в опере и балете очень ответственная и предельно сложная работа. Главное тут координация многих элементов сценического искусства-оркестра, хора, вокалистов, массовки и хореографии. Ведь все что мы видим на сцене по сути — это трудоемкая и ежедневная работа каждого из них по отдельности, и только лишь потом в группах, соединяясь в единый стиль, темп и образ». Из материалов Интернета. «Джурмий Леонид Михайлович (1941–2001 гг.) — кларнетист, дирижер, заслуженный артист Украины. Родился в городе Житомире. В 1954 — 1959 гг. учился в Житомирском музыкальном училище им. В. С. Косенко (преп. И. A. Древецкий, И. M. Мостовой), в 1959–1964 гг. — в Одессской государственной консерватории им. А. В. Неждановой (класс проф. К. Э. Мюльберг, дирижирование — В. П. Базилевич). С 1963 года — солист-кларнетист, а вскоре — дирижер оркестра Харьковского театра оперы и балета. Работал с известными мастерами хореографии СССР: Н. Павловой, Г. Майоровым, М. Лавровским, В. Гордеевым, Н. Дудинской, К. Сергеевым и др. Также выступал в различных концертах с ведущими оперными певцами СССР, в частности такими, как М. Магомаев, Б. Мерошниченко, А. Соловьяненко, Ю. Гуляев. Среди высших творческих достижений Леонида Михайловича на Харьковской сцене — премьеры балетов: „Тысяча и одна ночь“ Ф. Амирова, „Прометей“ Е. Аристакесян, „Сеньора из Валенсии“ Ю. Саульского, „Барышня и хулиган“ Д. Шостаковича, „Сотворение мира“ А. Петрова. Среди оперных постановок следует отметить: „Чио-Чио-Сан“, „Евгений Онегин“, „Пиковая дама“ и другие». Вера Петровна БазилевичВторым важным после специальности педагогом в Одесской консерватории, которому многим обязан Леонид Михайлович, была доцент Вера Петровна Базилевич. Вера Петровна была удивительно глубоким, тонким и разностороннем музыкантом. Она закончила Одесское музыкальное училище по классу кларнета и фортепиано, а консерваторию как музыковед. Также с увлечением занималась дирижированием (класс профессора А. И. Климова). Но это еще не все. В оперном театре играла на органе и клавесине, в музыкальном училище вела класс симфонического оркестра. Для военных музыкантов Одесского военного округа регулярно проводила курсы «дирижирование духовым оркестром». В консерватории у нее обучались многие и не важно, с какой кафедры. Это были и хормейстера и духовики и народники. Теоретикам вела курс инструментоведение. Самым сильным педагогическим даром Веры Петровны было умение найти ключ к студенту, к его индивидуальным способностям. Такой ключ она нашла и к Леониду, почувствовав его талант, прирожденную музыкальность и большое стремление стать дирижером. Еще одна интереснейшая деталь в биографии Леонида Джурмия. Кроме уроков дирижирования, которые он брал у Веры Петровны, Леонид дополнительно проходил дирижерскую практику в оркестре штаба Одесского военного округа. Начальником военно-оркестровой службы тогда был опальный генерал-майор из Москвы Иван Васильевич Петров, который в Москве был начальником всей оркестровой службы СССР и за что-то был смещен — «Маршал Жуков в Музыке» (было время, когда Жукова тоже выслали в Одессу). Чем-то Ивану Васильевичу понравился этот молодой человек, и он к нему с симпатией относился. Летом оркестр штаба (а это было тогда модно) играл в местном парке Шевченко популярную музыку для слуха. Генерал Петров давал Леониду дирижировать оркестром, чем он очень гордился. Иногда даже в ущерб летним каникулам он оставался в Одессе, чтобы иметь эту великолепную возможность. Калио МюльбергКалио Эвальдович Мюльберг особо выделяет своих особенно талантливых учеников: заслуженного артиста России, доцента Российской академии музыки им. Гнесиных, Лауреата международного конкурса, солиста симфонического оркестра И. Оленчика; доцента академии им. Гнесиных, заслуженного работника культуры России, кандидата искусствоведения Н. Волкова; заслуженного артиста Украины, профессора Лиссабонской консерватории (Португалия) дирижера В. Стоянова; доцента Киевской национальной академии музыки, солиста оркестра Киевского национального театра оперы и балета В. Тихонова; доцента Донецкой академии музыки Е. Сурженко; лауреата республиканского конкурса, доцента Одесской академии музыки, кандидата искусствоведения З. Буркацкого; доцента Одесской академии музыки М. Крупея, лауреата многих международных конкурсов, преподавателя Фрайбургской музыкальной академии (Германия) А. Старченко; преподавателя Одесского музыкального училища С. Воронкина; солистов-кларнетистов Одесского оперного театра В. Попова и Ю. Петелько; преподавателей музыкальных учебных заведений в Израиле В. Ватмахера, Б. Турчинского и Ф. Теплова. Список этот можно было бы и продолжить... Но среди них на самом почетном месте был Леонид Джурмий. Ведь из всех выпускников Калио Эвальдовича, именно он стал известным дирижером, профессионалом в полном смысле этого слова. В своей книге К. Э. Мюльберг писал о Леониде Михайловиче: «Его отношение к работе, к музыке было неистовое: он не знал, что такое работать в пол силы. Запомнил на всю жизнь его слова, которые он однажды мне сказал: „Ты должен любить музыку, а не себя в музыке“». В этих словах весь Он. Калио Эвальдович Мюльберг (8 января 1928, Мариуполь) — советский и украинский кларнетист и педагог, заведующий кафедрой духовых инструментов Одесской государственной Академии музыки им. А. В. Неждановой, профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины. Калио Эвальдович Мюльберг родился в семье артистов цирка. Его отцом был известный акробат Эвальд Мюльберг, который первым в СССР стал работать на батуте (1928). В 1948 году К. Мюльберг окончил Одесское музыкальное училище (класс П. В. Дроздова), в 1953 году — Одесскую консерваторию (класс В. П. Базилевич). В 1957 году одержал победу на Всесоюзном конкурсе исполнителей и завоевал третье место на конкурсе в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. C 1948 по 1964 — солист оркестра Одесского оперного театра. На протяжении всего своего творческого пути Калио Мюльберг ведет активную концертную деятельность. Он стал первым исполнителем в СССР концертов для кларнета с оркестром Р. Кубина, А. Копленда, каприччио Г. Глазачева. Им записана грампластинка на фирме «Мелодия» с сочинениями Ф. Пуленка, П. Подковырова, Б. Мартину и Г. Глазачева. Свои произведения Мюльбергу посвятили композиторы Ю. Щуровский и Л. Колодуб. С большим успехом Мюльберг выступал как солист в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ровно, Челябинске и многих других городах СССР, а также за рубежом: в Финляндии, Италии, Португалии, Болгарии. Значительна деятельность Калио Мюльберга в качестве педагога. Среди его учеников — высококвалифицированные исполнители, которые работают в различных симфонических оркестрах, преподаватели престижных музыкальных заведений. Владимир АфанасьевВладимир Афанасьев, Лауреат Всесоюзного конкурса исполниетей (Алма-Ата, 1984 г.), концертмейстер группы ударных инструментов, много лет проработал с Леонидом Михайловичем Джурмием. Сегодня работает в Салониках, государственном симфоническом оркестре Греции, (концертмейстер группы ударных инструментов). — Владимир, расскажите о Леониде Джурмие, музыканте и человеке. — Борис, вы задаете мне волнующий вопрос — рассказать о человеке, который мне бесконечно дорог. Он меня в 1984 году, молодого тогда музыканта принимал на работу, всячески опекал, помогал, поддерживал, как мог. Сами понимаете, как это важно человеку, который только входит в обширный репертуар. Хочу отметить, что сам он партитуры дирижируемых постановок знал наизусть. Дирижер он был очень интересный и пользовался уважением, если не больше, всего коллектива. Главное — это он все «слышал». Эрудированный, грамотный и очень интеллигентный. Очень умело работал с оркестром на репетициях, ничего лишнего. Замечания делал очень тактично, не унижая достоинства музыканта. Не было у него, как у некоторых дирижеров: «Ну, давайте еще раз с начала». Все к месту, все по назначению. Думаю, что в оркестре у него было много единомышленников и друзей. Это прежде всего концертмейстер оркестра, заслуженный артист Украины Г. М. Куперман (Григорий Моисеевич до сих пор работает в оркестре), кларнетист Н. В. Бобров (сегодня зав. оделом музыкального училища, дирижер оркестра), инспектор оркестра валторнист В. Якобчук, концертмейстер группы виолончелей Людмила Судакова, тромбонист Л. Виноградов. Да что там говорить — все! Вспоминаю трудные 90-е годы. Только благодаря личному отношению и уважению к Леониду Михайловичу мы приходили на работу. Разруха была во всем. Денег не платили. А мы репетировали и выступали. Вот какой был у него авторитет, какое было к нему уважение. Борис, спасибо вам, что пишите об этом удивительно душевном, прекрасном человеке и превосходном музыканте. Память о нем должна жить долго. Он достоин хорошей памяти. В последние годы жизни Л. Джурмий был главным дирижером театра. Лучшей кандидатуры на тот момент не было. И он с этим блестяще справлялся. Борис ФишерманИнтервью с другом Леонида по музыкальному училищу Заслуженным деятелем искусств Украины, преподавателем кларнета, и дирижером оркестра, Борисом Михайловичем Фишерманом. — Борис Михайлович, вы хорошо знали Леонида Джурмия по учебе в училище. Каким он вам запомнился со студенческим времен? — Я учился на два курса старше, но мы дружили. С ним невозможно было не дружить. Во многих моментах он был примером для нас. Всегда аккуратен, скромно, но модно одет. Он был красивым парнем. И притягивал к себе людей. К тому же был спортсмен, хорошо играл в футбол. Всегда дружелюбен и помогал другим. Во всем, чем мог. И конечно учился очень хорошо. Тяга к учебе и овладению кларнетом была огромная. — Борис Михайлович, уже будучи дирижером харьковского театра оперы и балета, он довольно часто приезжал в Житомир, навестить мать, которую обожал и своих родных. Я знаю, вы всегда с ним встречались. О чем были беседы, что интересного он вам рассказывал? — Борис, я начну с наших встреч, когда он был студентом Одесской консерватории. Я знаю, что вы занимались у одного и тоже преподавателя — Калио Эвальдовича Мюльберга — только в разное время. Он очень гордился, что попал к нему в класс, много хорошего о нем рассказывал, о его методике преподавания и его исполнительском мастерстве. Для него Мюльберг был идеал совершенства. И как человек и как музыкант. Я опять должен сделать отступление... Большая заслуга в становлении Леонида как кларнетиста и как музыканта тоже, принадлежит его дяде Владимиру Васильевичу Фесюку, солисту военного оркестра, образованному и грамотному человеку. Его авторитет и первые уроки, которые Леонид от него получил, привели в дальнейшем к положительным результатам. Людмила СудаковаЛюдмила Судакова, концертмейстер группы виолончелей Харьковского театра оперы и балета: «Леонид Михайлович был классным кларнетистом — вы это знаете лучше меня; к сожалению, я слышала только отзывы о его игре — все восторженные. А когда я пришла работать в оперный театр, Леонид тогда уже был дирижером — в основном балетных спектаклей. Первое знакомство состоялось на спектакле „Легенда о любви“. Спектакль был поставлен Маргаритой Арнаудовой, очень талантливо, музыка потрясающая, как и сам сюжет, и исполнение великолепное. Вот тогда я и поняла, что лучше работы в оперном театре ничего не может быть. Атмосфера в театре была творческий. А дирижер был такой красивый, что не влюбиться было невозможно. В него были влюблены, по-моему, все женщины, что его окружали. Потом мы жили в одном общежитии Управления культуры, были соседями. В общежитии проживали актеры всех театров города Харькова. Было весело, отмечали вместе все праздники. Много было встреч с интересными людьми, часто бывал композитор Виталий Губаренко. Они дружили с Леней. Мы поставили несколько его спектаклей: балет „Каменный властелин“, оперу „Нежность“. Я так скучаю по тем временам». От автораПосле слов коллег Леонида Михайловича — Людмилы Судаковой и Владимира Афанасьева — о человечности и необыкновенной притягательности Леонида Джурмия, я не выдержал и решил вставить свое в воспоминания об этом удивительном добром и открытом человеке. Летом я был с визитом на своей родине в Житомире, чтобы посетить могилу своего отца Романа Иосифовича и увидеть друзей. По дороге во Львов — я ехал туда уже к своей дочери — мы остановились в новом районе города. И вдруг я вспомнил, что когда-то тут были маленькие одно- и двухэтажные дома, которые давно снесли, чтобы освободить место новостройкам — тут жила мама Леонида. Уже будучи студентом Одесской консерватории, Леня приезжал к ней. В один из приездов мой папа решил, чтобы он позанимался со мной на кларнете. Конечно, Леонид не отказал. Надо сказать, что тогда поступление в консерваторию из нашего города было делом редким. И уже сам поступивший как-бы превращался в звезду местного масштаба. Не помню, что я играл и не помню, о чем меня наставлял учитель. Но хорошо помню атмосферу урока и то тепло, которое он излучал. Этого забыть невозможно. Владимир БобровНаш собеседник — друг Леонида, Бобров Владимир Николаевич, зав. отделом духовых инструментов Харьковского музыкального училища им. Б. Н. Лятошинского, преподаватель класса кларнет. — Владимир Николаевич, я знаю, вы дружили с Леонидом. Вы помните, когда он только приехал к вам в театр, его первые шаги как дирижера? Ведь вы с ним работали очень долго. — Леонид приехал к нам на место кларнетиста. Коллектив принял его тепло — он как-то быстро располагал к себе людей. На кларнете играл хорошо, музыкально с красивым звуков. По всему было видно — приехал музыкант. В коллектив и в репертуар оркестра влился быстро. Читка с листа была отличная. Конечно, я и не предполагал, что через некоторое время случай возведет его за дирижерский пульт. Хотя в дружеской беседе он мне рассказывал, что проходил дирижирование в Одесской консерватории и очень любит это дело. Мечтает стать дирижером. Но что такое мечта! У многих она так и остается мечтой. Но как оказалось — не у Леонида. Не хочу повторяться, вы, наверное, уже написали про его первый спектакль и случай, почему ему доверили его вести. Это было «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Хочу сказать, что мы все болели за Леонида, желали ему удачи. Уже после первого спектакля мы его признали. У него было все, чтобы стать дирижером оркестра. Руки, слух, музыкальная гибкость, чувство формы и стиля и многое-многое другое. Ему вначале доверяли балетные спектакли и концерты с участием вокалистов или инструменталистов. Но затем он дирижировал и оперными постановками. Шаг за шагом он приобретал уверенность, стоя на дирижерском подиуме. Талант, он и есть талант. Все спектакли знал наизусть. А как слышал оркестр? Просто поразительно! Я как друг всегда радовался его успехам. Вот такой Леня в моей памяти. Прекраснейший человек и замечательный дирижер. Рано только ушел. Все его вспоминают очень и очень добрым словом. Борис Турчинский, октябрь 2012
|
|
|
|
|
|