Partita.Ru

Алексей Карабанов: «Адмиралтейская музыка»

Рассказ о военно-морском дирижере, которого называют самым бравым в России

В напевах труб есть радостные тайны!

Те тридцать необыкновенных красавцев...

Алексей Алексеевич Карабанов Своим появлением этот очерк обязан интернету и моему любопытству ко всему, что касается музыки — особенно, духовой. Уже прошло много лет с тех пор, как я был музыкантом военного духового оркестра в Одессе. Этому роду искусства — военной музыке — я посвятил многие годы. И сейчас тружусь на родственной ниве — преподаю кларнет и саксофон в консерватории израильского города Петах-Тиква, веду там же духовой оркестр. Видимо, это — навсегда мое призвание...

... В начале очерка хочу поделиться своими воспоминаниями из середины 70-х годов. К нам в Одессу на празднование Дня города приехал военно-морской оркестр из Николаева. Кроме других различных мероприятий, состоявшихся по этому случаю, было и прохождение духовых оркестров — их в Одессе было шесть. Открывали шествие наши гости, а в заключение шел большой оркестр штаба Одесского военного округа — с бунчуком и лирами — это было особенно эффектно! Зрители очень тепло приняли весь парад, но больше всего народ аплодировал морскому оркестру. Может, и не сама игра поразила всех, наверняка другие коллективы играли не хуже, но вид морских музыкантов был безупречен! «Тридцать витязей прекрасных», как мне тогда казалось, вышли на Куликово поле Одессы, как будто только спустившись с волшебного корабля. А «с ними — дядька их морской», сияющий дирижер с кортиком.

Люди только на них и смотрели, не в силах оторвать взгляд от такой красоты. Все было так интересно и даже захватывающе, что я невольно позавидовал музыкантам, мне тоже захотелось такую форму. Казалось, надень я ее, и все девушки Одессы будут моими...

Странно: Одесса — приморский город, а военно-морского оркестра там не было. Правда, по воспоминаниям одесских музыкантов, в 50-х годах такой коллектив был, но потом его куда-то перевели... И вот, приехали к нам тогда морские музыканты из города, стоящего на реке, чуть поодаль от моря — Николаева, а руководил им бывший однокурсник моего тогдашнего военного дирижера Александра Яковлевича Салика — Николай Шабанов.

«Усы и шпага — все при нем!»

...Прошли годы, а те воспоминания не стерлись из моей памяти. Люблю периодически просматривать и слушать в интернете выступления военно-морских оркестров. И вот, мое внимание привлек коллектив, а вернее, сначала его дирижер — красавец с пышными усами, с погонами капитана 1 ранга (в сухопутных войсках это — полковник). Как написал в интернете один журналист, глядя на него, невольно хочется процитировать поэта: «Усы и шпага — все при нем!» (в данном случае — кортик). Мне же, прослушав выступление оркестра под руководством этого дирижера, хочется добавить — в первую очередь, талант при нем, при этом красивом военном!

Дай-ка, думаю, почитаю в Википедии об этом дирижере и его оркестре! На мое удивление, там ничего не нашлось о такой заметной фигуре, как главный военно-морской дирижер России. Непорядок! Тогда я изучил множество материалов о Карабанове, его биографические данные, познакомился с различными литературными источниками и сам составил о нем небольшую статью для Википедии.

«...Капитан 1 ранга Алексей Карабанов. Он уже более четверти века доказывает, что служить Родине можно не только в строю, но и за дирижерским пультом. Силой искусства он покоряет города и страны. Маэстро во флотской форме прославил на весь мир уже два оркестра. Вначале — будучи дирижером Адмиралтейского оркестра Ленинградской Военно-морской базы. На данный момент он художественный руководитель и главный дирижер Центрального концертного образцового оркестра ВМФ имени Н. А. Римского-Корсакова в Москве. С Адмиралтейским оркестром он тоже держит связь, часто с ним выступает.

Алексей Карабанов награжден медалью «70 лет вооруженных сил СССР», медалями министерства обороны «За воинскую доблесть», «За отличие в военной службе» Второй и Первой степени, медалью «За безупречную службу» Третьей степени, медалями «Адмирала Кузнецова» и «300 лет Балтийскому флоту»...

Статью приняли. Впоследствии администраторы и модераторы ее усовершенствовали. Но я горжусь, что первый шаг к восстановлению справедливости все же был моим!

Позже, когда мы с Алексеем Алексеевичем познакомились и стали переписываться, я ему об этом рассказал. С этого и началась наша беседа, я не удержался и похвастался: «Кстати, Вам, Алексей Алексеевич, может быть небезынтересно узнать, что статью о Вас в Википедии первым составил я!». «Воистину, неисповедимы пути Господни!», — ответил он.

Кто он, Карабанов? Образец военного дирижера? Да! Причем, обликом — в лучшем смысле, не из нашего века, а скорее, из века 19-го. Алексей Карабанов как будто уже родился военно-морским дирижером. Сейчас такие люди большая редкость! Он человек, который очень бережно относится к традициям военно-оркестровой музыки и вносит свою полноценную и важную лепту в ее обогащение и развитие. Традиции, которые были заложены в истоках военно—оркестровой музыки Н. Римским-Корсаковым, А. Алябьевым, А. Дерфельдом-отцом, В. Брандом, Ф. Шолларом, С. А. Чернецким, И. Шатровым, В. Агапкиным, Н. Ивановым-Радкевичем и другими, их — великие традиции эти — продолжает капитан 1 ранга дирижер Алексей Карабанов.

«На концерт в форме»

Обычно я тороплюсь сам взять интервью у героев своих очерков. В мыслях стали зарождаться первые вопросы, вдруг вспомнилось стихотворение тоже ленинградца Иосифа Бродского: «Капитан отличается от Адмиралтейства одинокими мыслями о себе, отвращением к синеве, воспоминаньем о длинном уик-энде, проведенном в имении тестя...».

Так чем же капитан Карабанов «отличается от своего Адмиралтейства»? То есть, каково значение личности в этом коллективе, над которым одна на всех золотая адмиралтейская игла, увенчанная знаменитым корабликом? Каковы «одинокие мысли о себе» капитана? Так ли уж ему надоела синева и не тянет ли поэтому на покой, в уединенное сухопутное имение, в какой-нибудь солнечный, не дождливый город? Об этом хотелось расспросить.

Но на этот раз меня опередил коллега Вячеслав Кочнов, он предметно побеседовал с дирижером Карабановым, почти угадав мои заготовленные вопросы. Выражаясь по-морскому: как в воду глянул! Давайте познакомимся с этой беседой. Она интересна, в частности, тем, что интервью берет земляк у земляка, петербуржец у петербуржца в морской столице России.

"Каждый приезд главного военно-морского дирижера России, капитана 1 ранга, заслуженного артиста Российской Федерации Алексея Карабанова в родной город — праздник. Праздник легкой, светлой и торжественной музыки. Сейчас Алексей Карабанов, будучи начальником Центрального концертного образцового оркестра имени Н. А. Римского-Корсакова ВМФ России, живет и работает в Москве, но душа капитана, конечно же, принадлежит морской столице России. Нам удалось встретиться с маэстро перед его концертом, что должен состояться в стенах Большого зала филармонии, и задать ему несколько вопросов.

— Алексей, скажите, пожалуйста, аудитория Ваших концертов, где звучит легкая классика, на ваш взгляд, сильно отличается от публики, приходящей послушать Баха, Бетховена и Брукнера?

— Думаю, что в большинстве своем отличается, хотя в последнее время наша публика становится все более и более интеллектуальной, то есть, готовой к восприятию музыки, как сейчас говорят, формата «три «Б» — Бах, Бетховен, Брукнер. Это связано в первую очередь с репертуаром. На концерты легкого жанра приходят все, кто любит музыку. На наши, более серьезные концерты, приходят те же слушатели, уже попавшие под обаяние оркестра, и включаются в новый для себя репертуар, переходя в сектор серьезных любителей. Из числа последних (серьезных) бывают на наших концертах и до неожиданности компетентные слушатели, разбирающиеся во всех подробностях музыкальной формы и тонкостях различных дирижерских интерпретаций. Они слушают регулярно и Моцарта, и Малера, и Мусоргского (формат «3М»). Приятно, что среди наших слушателей становится все больше и больше таких тонких ценителей. Так что скоро смело сможем переходить к репертуару «формата «3Б». Кстати, в Москве мы иногда играем в Кафедральном католическом соборе на Малой Грузинской. Там репертуар определяет архитектура и акустика храма — преимущественно музыка барокко. Публика — очень тонкая, соответствует стилю.

— В годы, когда вы сами были курсантом и студентом, в филармонических залах можно было увидеть много слушателей в военной форме. А что сейчас? Насколько велик интерес в сегодняшней военной и курсантской среде к серьезной музыке?

— В годы моей учебы и первые годы офицерской службы военных было на концертах значительно больше. Иногда создавалось впечатление, что на Невском каждый третий — моряк. Естественно, и в филармонии «удельный вес» военнослужащих был значительным. Теперь все переменилось. Армия сжалась, как шагреневая кожа. К тому же большинство военных теперь выходят в свет в штатском, как говорили в старину, а форму носят только на службе. Поэтому увидеть в толпе военного — большая редкость. Когда в Москве я иногда иду по городу в форме, на меня все смотрят, как на марсианина. Время теперь иное! Так же на меня смотрели в Лондоне в 1991 году, а некоторые прохожие, увидев советского офицера на Оксфорд-стрит, махали мне рукой и кричали радостно: «Товарищ, товарищ!». Но то в Лондоне, а то в Москве...

Что касается курсантов, посещающих концерты, то, думаю, их число не уменьшилось (в пропорции от общего числа военнослужащих). Хотя мне сейчас трудно судить — давно оторвался от курсантских подразделений. Но всегда радуюсь, когда вижу на концертах среди публики молодых курсантов в форме, особенно (что естественно), моряков. Приятно отметить, что настоящие офицеры и адмиралы так же всегда на концерты военного оркестра приходят в форме.

— Давайте поможем «побывать» на Вашем концерте виртуально тем, кому это не посчастливилось. Покажем наглядно, что Вы играете. Вот для примера программа одного из концертов, разворачиваем ее: «Центральный концертный образцовый оркестр имени Н. А. Римского-Корсакова Военно-морского флота России. Художественный руководитель и главный дирижер заслуженный артист России, капитан 1 ранга Алексей Карабанов». И — такая разноплановая музыка: русский марш «Конная гвардия». И.Штраус-сын. Марш «Индиго». Куплеты Адели из оперетты «Летучая мышь». Полька «Фигаро». Полька «Трик-трак». Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «Жизнь артиста». Россини. «Севильский цирюльник», фрагменты оперы: Каватина Фигаро, Ария Розины. Зуппе. Увертюра к оперетте «Легкая кавалерия». Кальман. Увертюра к оперетте «Графиня Марица». Дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Сильва». Солисты: лауреат международного конкурса Наталия Шмит, сопрано, Максим Перебейнос, баритон. Ну и, конечно же — визитная карточка оркестра — знаменитый «Императорский вальс».

— Один из наших концертов в Большом зале филармонии носил название «Императорский вальс». Оно заимствовано из одноименного вальса Иоганна Штрауса-сына. Это был классический «Штраус-концерт», с сочинениями самого короля вальсов, и еще, конечно, фон Зуппе и Кальмана — все самое жизнерадостное и любимое с детства.

Как заведено в Вене, в программе звучит и «серьезная» классика. Если, конечно, Джоаккино Россини можно причислить к сонму «серьезных» авторов. Исполняется его увертюра к опере «Севильский цирюльник» и каватина Фигаро в исполнении солиста оркестра Максима Перебейноса. Каким образом музыка Россини связана с музыкой Штрауса, публика узнает только на самом концерте. Это наша маленькая производственная тайна...

— Вы родились и учились в Ленинграде, сейчас постоянно живете и работаете в Москве. А где бы Вам хотелось жить? Известно, что профессия дирижера часто позволяет человеку выбирать местожительство по своему вкусу... Тем более, владеете четырьмя языками!

— Мне очень нравится Барселона. Удивительный город! Солнце, море, архитектура, аура. И, заметьте — не дождит, как в Петербурге, и нет снега, и сосульки не падают с крыш, как у нас в Москве. Но я россиянин, я ленинградец и москвич, и я служу в Вооруженных Силах России, поэтому сказочная мечта может так и оставаться абстрактной сказочной мечтой, не более того...

— Когда выпадает свободная минутка, чему Вы посвящаете досуг? Чтению, семье, путешествиям?

— Чтение, семья, спорт. Со старшей внучкой (ей три с половиной года) ходим на каток в парк Горького. Еще горные лыжи, плавание, йога и театр. Путешествуем ежегодно в отпуске, как в теплые, так и в холодные края. В теплые — где море, в холодные — где лыжи. Жаль только отпуск всегда такой коротенький... По большому счету, у музыкантов не бывает уикенда.

...Как видим, все же капитан со своим «я» отличается от Адмиралтейства...

Восходит к петровским временам

Строго говоря, история военной оркестровой службы России восходит к петровским временам.

...За три месяца до основания Санкт-Петербурга, в феврале 1703 года «адмиралтейцу Федору Матвеевичу Апраксину со товарищи... Великий государь указал нотной науки учеников двадцать девять человек, которые ведомы были в приказе казанского дворца, отослать в адмиралтейский приказ для учения на гобоях...». Так гласил петровский «Приказ Воинского морского флота», оригинал которого хранится в Главном военно-морском архиве России.

Говоря современным языком, царь приказал взять двадцать девять певчих из царской капеллы — хора певчих дьяков, которые числились тогда за приказом Казанского дворца в Москве (ныне это здание министерства внутренних дел), и передать их в морское ведомство (Адмиралтейский приказ) для обучения военной музыке.

Дальнейшая судьба этих учеников пока не выяснена, но наиболее вероятно, что именно они и оказались год спустя в Санкт-Петербурге, где обосновалось Адмиралтейство, и куда переехал вскоре из Москвы Адмиралтейский приказ. Если историки смогут документально подтвердить высказанную гипотезу, то окажется, что Адмиралтейский оркестр старше Санкт-Петербурга на три месяца, и место рождения его не Санкт-Петербург, а Москва!

После закладки в Санкт-Петербурге осенью 1704 года Главного Адмиралтейства, в северной столице зазвучала «морская», как тогда говорили, музыка. Звуки гобоев и дробь барабанов оживляли стук топоров и скрип лебедок, сопровождавших строительство молодого российского флота.

Из истории военных оркестров. 19 февраля 1711 года (по старому стилю) Петр Великий подписал Указ № 2319 о создании оркестров в пехотных полках со штатом 9 гобоистов и 16 барабанщиков.

«Судя по всему, новая морская музыка не отличалась особой красотой звучания. Поэтому царь определил оркестру играть музыку «за час до полудня» на валу строящегося Адмиралтейства, дабы музыкантам «позорно было», — так сообщают исторические хроники, и так трактуют современные журналисты старую фразу «позорно было». Но лично мне кажется, насколько я знаком со старой русской филологией, что выражение «позорно было» означает «прилюдно» или что-то в этом роде. Во многих славянских языках до сих пор живы русские архаизмы, и означают они нередко другое, вовсе не то, что нам привычно и понятно. Так, в чешском языке слово «позор» значит — «внимание!». То есть — все та же прилюдность: «обратите внимание все!». Вот так же и первые морские оркестранты в Петербурге играли на валу строящегося Адмиралтейства «на позор», то есть — для всех. Лично я так думаю, так трактую эту фразу...

Простая, казалось бы, учебная задача была выполнена первым оркестром настолько успешно, что элементарные «экзерциции» адмиралтейского оркестра превратились в ежедневный предполуденный концерт. Позже местом выступлений становится только что построенная башня. И уникальная «служба времени» — концерт на башне Главного Адмиралтейства, завершаемый полуденным выстрелом сигнальной пушки, — становится одной из славных достопримечательностей старого Петербурга.

Официальный статус хора военной музыки адмиралтейского батальона оркестр получил в феврале 1711 года по указу императора Петра Великого. Этот указ о введении в русской армии и на флоте хоров военной музыки (так в старину называли оркестры) явился краеугольным камнем дальнейшего развития и процветания популярного в России жанра — духовой военной музыки.

Следует сказать, что при Петре Первом Адмиралтейский оркестр был невелик. Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков. Гобоистами называли раньше всех музыкантов-духовиков, кроме трубачей. Только трубачи и литавристы носили в то далекое время, как и в наши дни, свое истинное наименование.

Вплоть до конца восемнадцатого века поднимались адмиралтейские музыканты на башню для своего предполуденного концерта. Но времена меняются. Наступило короткое царствование императора Павла Первого. Павел вообще не жаловал военную музыку, а тут еще затеял перестройку Главного Адмиралтейства по проекту и под руководством Адриана Захарова. Верфь перенесли на новое место, ниже по течению Невы. Адмиралтейский батальон расформировали. Полуденные концерты на время строительства приостановили. Эта «приостановка» длится до наших дней... Новое здание Адмиралтейства было завершено в царствование Александра Павловича, которому и достался почет, а также имя его получил вновь разбитый перед Адмиралтейством парк — Александровский сад.

После открытия в Адмиралтействе в 1798 году императором Павлом I Училища корабельной архитектуры, последующие 200 лет история оркестра неразрывно связана также и с этим учебным заведением.

В 1872 году петербургское Училище корабельной архитектуры, возникшее при Адмиралтействе, перевели в Кронштадт — цитадель российского флота. Именно там, в Кронштадте, Адмиралтейским оркестром, как и всеми другими оркестрами кронштадского порта, в 1878 году дирижировал Н. А. Римский-Корсаков — первый инспектор военно-морских оркестров России!

Николай Андреевич Римский-Корсаков организовал сводный оркестр кронштадского порта, с которым дал три благотворительных («инвалидных») концерта. Для этих концертов он специально написал «Вариации для гобоя», «Концерт для тромбона» и «Концерт для кларнета». Гобойные вариации и тромбоновый концерт были успешно исполнены в сопровождении сводного оркестра под личным управлением автора. Н. А. Римский-Корсаков первым из великих русских музыкантов уделил жанру военной музыки серьезное профессиональное внимание.

В Кронштадте училище встретило и Первую мировую войну, и Манифест об отречении царя... После известных перемен 1917 года Училище корабельной архитектуры не было расформировано. Оно было реорганизовано и стало готовить инженерные кадры для рабоче-крестьянского Красного флота. Училище возвратили в Петроград, в Адмиралтейство. Оркестр (вместе с училищем) вернулся под золотой шпиль и продолжил свою славную историю.

В довоенные годы оркестр ВВМИУ имени Дзержинского (так теперь стало именоваться бывшее Училище корабельной архитектуры) был известен как один из лучших в Военно-морском флоте СССР. В 1938 году его возглавлял техник-интендант 1 ранга Г. Н. Степанов. С 9 августа 1939 года капельмейстером оркестра ВВМИУ был опытный дирижер, интендант 1 ранга Семен Петрович Ротмиль (1883–1943). В 1940 году его сменил замечательный музыкант подполковник Александр Иванович Цветков; в 1946 году оркестр под его руководством был награжден серебряными фанфарами — «За успехи в музыкальной подготовке».

С 1950 по 1960 г. оркестром руководил майор Сергей Васильевич Полянский. С 1960 по 1976 г. во главе оркестра был майор Вартан Михайлович Барсегян — талантливый дирижер и композитор. Это был поистине легендарный период расцвета оркестра, ставшего под управлением такого мастера абсолютно лучшим в Ленинградском гарнизоне. В. М. Барсегян оставил большое композиторское наследие, его яркие и самобытные произведения и поныне украшают репертуар оркестра.

К сожалению, в истории оркестра были не только периоды, осененные лаврами успехов. В 1976 году майора В. М. Барсегяна внезапно сменяет лейтенант М. Ф. Боржков. Его неумелая деятельность нанесла оркестру большой ущерб. Оркестр пережил этот мрачный период только благодаря выдержке сплоченного коллектива высококлассных музыкантов и старшине оркестра старшему мичману Натану Владимировичу Идзону, яркому кларнетисту и хорошему организатору, с 1978 по 1985 годы исполнявшему обязанности военного дирижера.

Необычные, значительные музыканты и педагоги составляли коллектив оркестра. С 1985 года оркестром руководит заслуженный артист России капитан 2 ранга А. А. Карабанов. С этим именем связана новая страница истории коллектива.

Начиная с 1945 года оркестр — постоянный участник парадов Победы в Москве, на Красной площади. Как настоящая боевая единица, коллектив выступал с концертами в горячих точках: в Афганистане и Чечне. В 1993 году первым среди российских военных оркестров участвовал в программе фестиваля военной музыки в Королевском турнире в Лондонском Альберт-холле, а в 1998 году также первым представлял Россию на крупнейшем в мире и самом престижном фестивале военной музыки в Эдинбурге (Шотландия). Кстати сказать, россияне на этом крупнейшем европейском фестивале давно в числе первых — недавно фестиваль возглавил Валерий Гергиев.

Оркестр постоянно обеспечивает общегородские церемонии и праздники. За высокопрофессиональное музыкальное обеспечение визита в Санкт-Петербург королевы Великобритании Елизаветы Второй в октябре 1994 года оркестр награжден Благодарственной грамотой президента Российской Федерации.

Сейчас в вооруженных силах Российской Федерации около 250 военных духовых оркестров. Много это или мало, судите сами. Давайте сравним. В Германии их 50, но в отличие от России, где много полковых оркестров со штатом в 20 человек, в Германии в каждом таком коллективе от 50 до 70 музыкантов. Это неспроста и, думается, численный состав российских оркестров должен быть на порядок выше. Тогда творческий потенциал каждого такого коллектива будет значительно больше. Самые маленькие музыкальные военные коллективы в Российской армии сегодня — в звене полков и соединений. Следующие категории армии Российской Федерации — оркестры военно-учебных заведений, количественный состав которых чуть больше. Потом идут оркестры штабов военных округов, флотов, и на вершине своеобразного военно-музыкального олимпа находятся образцовые оркестры. Это в первую очередь Центральный военный оркестр Министерства обороны, концертный Образцовый оркестр Военно-морского флота имени Н. А. Римского-Корсакова и Образцовый оркестр почетного караула, который привлекается к встречам и проводам глав государств и правительств.

В 1998 году в результате реформирования оркестровой службы Военно-морского флота Адмиралтейский оркестр перешел под юрисдикцию командира Ленинградской военно-морской базы. Закрыта училищная страница истории оркестра. И открыта новая... О своем отношении к Амиралтейскому оркестру капитан 1 ранга Карабанов говорит так: «Частица моей души осталась в Адмиралтейском оркестре, это мой любимый коллектив».

Карабанов о себе и своем творчестве

О Карабанове говорят сегодня, что он большой пропагандист духовой музыки. Не только яркое дирижирование, но и блестящие комментарии к концертам, постоянные выступления на различных петербургских теле- и радиоканалах в передачах, посвященных военной музыке России, сделали его любимцем публики. Алексею Карабанову удалось воспитать в Санкт-Петербурге новое поколение филармонических слушателей — любителей духовой музыки.

С 2000 года Алексей Карабанов ежегодно проводит в Санкт-Петербурге Международный фестиваль «Адмиралтейская музыка», являясь его генеральным продюсером и художественным руководителем.

Говорит Алексей Карабанов. В Адмиралтейском оркестре подавляющее большинство матросов — это опытные, профессиональные исполнители, они заботятся о своем профессиональном росте и музыкальной карьере. Многие музыканты Адмиралтейского оркестра в Санкт-Петербурге сейчас являются в то же время солистами оркестров Мариинского театра и оркестра Петербургской филармонии. Всегда говорю, если у человека внутри горит желание добиться высоких результатов в своей профессии, он их добьется!

Мы много выступаем по всей России, в Москве и в городах недалеко от столицы. Но этого недостаточно. Когда мы выступаем в провинции и видим, как нас прекрасно встречает публика, видим ее восторженную реакция буквально на все, что мы исполняем, создается ощущение, что в некоторых местах просто «культурный голод». Фонограмма уже всем приелась, надоела до невозможности, поэтому так тепло принимают нашу живую музыку. И, согласитесь, военный оркестр, а в особенности морской — это особая стать!

Когда в Санкт-Петербурге на День города по Невскому проспекту идут военные оркестры, это зрелище! Вдоль проспекта стоят тысячи людей, машут руками, флажками. Они кричат нам: «Молодцы! Ура!». Вот такие эмоции вызывает наша музыка и один лишь наш бравый вид. В глазах людей мы — олицетворение морской мощи их страны — России!

... Меня часто спрашивают, почему я выбрал профессию военного музыканта. Тут очень сильное влияние оказал на меня военный оркестр штаба Ленинградского военного округа и его дирижер Владимир Назарович Бычков. Это был потрясающий художественный коллектив, во главе с талантливым дирижером, отличным интерпретатором всей музыки, которую исполнял его оркестр. В музыкальных кругах Ленинграда говорили: Есть оркестр Мравинского и есть оркестр Бычкова. Вот такое было высокое сопоставление по своей виртуозности и блеску исполнения.

Мне захотелось достичь тех же высот, что и мною обожаемый Бычков. По сути, он тоже был моим косвенным учителем. В начале моей творческой карьеры мне приходилось жить на два города. Москва — это своеобразный город. На взгляд из Петербурга, Москва казалась другой, иной, на практике же все оказалось не так. Не хочу углубляться в эту тему... Но тем не менее, не жалею, что живу и работаю в Москве. Очень интересная работа. Да и мне, честно говоря, в Петербурге хотелось чего-то нового. Столько лет на одном месте...

Из Флотского оркестра — в Образцово-показательный

Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ имени Н. А. Римского-Корсакова — ведущий творческий коллектив Военно-морского флота РФ, имеет сегодня, как минимум, более чем 70-летнюю историю. Его первые концерты проходили на фронтах Великой отечественной войны, на кораблях и на суше под грохот орудий. Марши и старинные вальсы напоминали матросам о доме и вселяли веру в победу и в скорое возвращение в родные края.

23 декабря 1941 года приказом командира Ульяновского флотского экипажа № 53 была образована музыкальная команда и назначен первый военный дирижер — техник-интендант 1 ранга Карпей-Лазарев Александр Михайлович. В своем большинстве музкоманда состояла из моряков-фронтовиков, прибывших из госпиталей, где они находились в связи с полученными ранениями на фронтах Великой Отечественной войны.

С 26 мая 1942 года согласно штату № 028/259-А указанная музкоманда была преобразована в военный оркестр при Московском флотском экипаже (МФЭ). С 10 июля 1943 года приказом НК ВМФ № 02328 от 10.07.1943 капельмейстером оркестра был назначен майор административной службы Цветков Александр Иванович, который руководил оркестром до 13 октября 1944 года. В целях улучшения подготовки кадров музыкантов-специалистов для оркестров ВМФ, оркестр МФЭ в октябре 1944 года был преобразован в Отдельный учебный оркестр наркомата ВМФ, его возглавил майор адмиральской службы Иванов Георгий Павлович. 6 сентября 1945 года был произведен смотр Отдельному учебному оркестру НК ВМФ. Смотр показал хорошую специальную и строевую подготовку оркестра. За успехи, показанные на смотре, Отдельный учебный оркестр НК ВМФ приказом заместителя народного комиссара ВМФ № 406 от 18 сентября 1945 года был переименован в Отдельный образцовый оркестр НК ВМФ, соответственно был изменен и его штат. Начальник оркестра майор административной службы Иванов Георгий Павлович награжден ценным подарком, лучшие музыканты премированы.

Полковник Георгий Павлович Иванов, будучи начальником оркестра и впоследствии инспектором оркестров ВМФ, сыграл большую роль в преобразовании коллектива в один из лучших оркестров ВМФ.

В разное время в оркестре работали дирижерами или являлись его начальниками: заслуженный деятель искусств Латвийской ССР подполковник Сосновский Михаил Владимирович, Лейи Дмитрий Михайлович, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, подполковник Алявдин Георгий Петрович, которого, кстати, дирижер Карабанов назовет позже своим главным учителем. Левин Борис Елеазарович — в 1970–1976 гг., подполковник. Солодахин Владимир Михайлович, в 1976–1997 гг., народный артист Российской Федерации, капитан 1 ранга. В 1997–2007 гг. — народный артист Российской Федерации капитан 1 ранга Данильченко Александр Сергеевич.

Сегодня оркестр — один из лучших творческих коллективов Вооруженных Сил России, он снискал себе авторитет и уважение не только в странах СНГ, но и во многих странах мира, где с триумфом выступал: в Швеции, Финляндии, Австрии, Германии, Франции, Великобритании, США, Северной Корее, Египте и Эфиопии. В репертуаре оркестра произведения Баха, Гершвина, Римского-Корсакова, Рахманинова, Скрябина. Широко представлены песни российских композиторов на морскую тематику. Кроме большого духового оркестра, в состав коллектива входят мужская вокальная, балетная группы, ансамбль народных инструментов и солисты.

Свой 70-летний юбилей оркестр отметил в Москве, на сцене Малого театра. В концерте приняло участие немало звезд и даже легендарных исполнителей — таких, как, например, Елена Образцова и Зураб Соткилава. Но это еще не все! Специальным гостем программы был Оркестр волынщиков Москвы. Большинство слушателей в зрительном зале о таком коллективе никогда и не слышало.

Интервью в жанре «монолог»

— В 12 лет я впервые взял в руки кларнет, а в 15 поступил в ленинградское музыкальное училище при консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, в класс известного российского кларнетиста и педагога Исаака Григорьевича Рогинского (1921-1987), — начинает свой рассказ Алексей Карабанов по моей просьбе. И продолжает:

— И. Г. Рогинский был лауреатом Всесоюзного (Москва, 1941 год, 1 премия) и Международного (Прага, 1947 год, 1 место) конкурсов. В 1946 году он окончил Ленинградскую консерваторию (класс В. Генслера), в 1939-1974 годах был солистом оркестра театра оперы и балета имени Кирова, в 1946–1956 годах преподавал в Ленинградской консерватории, а в 1965–1978 годах был преподавателем в музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

— Мои родители не были связаны с музыкой, — рассказывает Алексей Карабанов, — они не играли главную роль в моем становлении музыканта, а только играли роль направляющую. Мама была моим советчиком, помогала мне в организации учебного процесса. Из всех своих преподавателей хочу назвать своего главного учителя. Это поистине легендарная личность, педагог и дирижер, профессор института военных дирижеров — полковник Г. П. Алявдин. Алявдин был учеником Ильи Александровича Мусина, видного советского дирижера, музыкального педагога и теоретика дирижирования, создателя ленинградской дирижерской школы. К этому надо добавить, что он был народным артистом РСФСР, почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне. Георгий Петрович Алявдин, как и его учитель, отличался высокой требовательностью и бескомпромиссностью при работе над музыкальным произведением. Учил нас ювелирности исполнения, щепетильности во всем, и не только в музыке.

Я уже рассказывал, что очень сильное влияние на выбор мною профессии оказал военный оркестр штаба Ленинградского военного округа и его дирижер Владимир Назарович Бычков. В день 30-летия блокадного исполнения знаменитой Седьмой симфонии, 9 августа 1972 года, состоялся концерт, в котором Ленинградскую симфонию Д. Д. Шостаковича исполняли симфонический оркестр Малого театра оперы и балета и духовой оркестр штаба округа. Этим коллективом дирижировал заслуженный артист РСФСР подполковник В. Н. Бычков, которому в тот вечер вручили дирижерскую палочку К. И. Элиасберга из того, блокадного, оркестра.

После того, как я окончил институт военных дирижеров, меня направили возглавить оркестр высшего инженерного морского училища имени Ф.Дзержинского — бывшего Павловского Училища корабельной архитектуры. Сегодня это Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы. Я тогда был лейтенантом. Интересные были годы. Тогда я только набирался дирижерского опыта. Наш оркестр постоянно играл в парках и садах. Выступали мы в субботу и воскресенье по два раза в день. Один концерт в 12 часов — у фонтана перед Адмиралтейством, другой в 18 часов — в Парке Победы. Каждую неделю мы готовили новую программу. Это дало многое оркестру, и через некоторое время его было не узнать. Вот так — от лейтенанта и до подполковника, 22 года на одном месте.

О дирижере Валентине Лященко

С сентября 2008 года старшим дирижером Ленинградской военно-морской базы, художественным руководителем и дирижером Адмиралтейского оркестра стал старший лейтенант Валентин Лященко.

Обязательную после четвертого курса консерватории стажировку в должности военного дирижера курсант Лященко провел в Адмиралтейском оркестре Санкт-Петербурга под руководством Алексея Карабанова.

«Уйдя из Адмиралтейского оркестра, я оставил после себя достойную смену. Валентин Лященко, мой ученик-стажер, — прекрасный дирижер, замечательный человек, мы продолжаем с ним творческое сотрудничество», — говорит Алексей Карабанов.

Борис Александрович Диков

Не могу не сказать в этом очерке несколько слов и о преподавателе Валентина Лященко в консерватории и Анатолия Карабанова в институте военных дирижеров — прекрасном педагоге и человеке известном кларнетисте Дикове. Мне тоже приходилось с ним не раз встречаться, я его неплохо знал.

Б. А. Диков — доктор искусствоведения (1987), профессор Московской консерватории. Б. А. Дикову принадлежит большое количество учебно-методических трудов. Среди учеников Дикова такие заметные личности в мире музыки, как военный дирижер народный артист Украины Александр Салик, народная артистка России саксофонистка Маргарита Шапошникова, другие заметные музыканты.

Мало кто из музыкантов, наверное, знает, что Борис Александрович Диков, кроме того, что был профессором гражданского ВУЗа, был еще и полковником, преподавателем кафедры института военных дирижеров. Наш оркестр выступал перед ним с концертной программой, а наш дирижер, Александр Салик, был в свое время учеником Бориса Александровича на военно-дирижерском факультете, поэтому для него это выступление было двойным экзаменом. Помню, он очень волновался (что меня немного удивило... Это с его-то профессиональным опытом!)...

Помню, мы играли только что написанную Е.Светлановым симфоническую поэму «Калина красная» и «Концерт для квинтета духовых с оркестром» А. Арутюняна. Диков не слышал этих произведений раньше и был приятно удивлен — самой музыкой, и хорошим, качественным ее исполнением. В концерте этом есть большое развернутое соло кларнета, и мне удалось исполнить его на хорошем уровне.

«Украшением праздника станет...»

По традиции, я всегда стараюсь добавить в свои очерки выдержки из прессы, рассказывающей о музыкальном коллективе, о котором пишу. Это привносит в рассказ некую документальность, что ли, и еще — сиюминутность, приближает повествование к сегодняшнему дню, к конкретному, вот этому часу, ведь пресса — это своего рода «машина времени», с помощью которой можно попасть в любой день нашей и не нашей эпохи. Услышать, что говорят о моих героях и их коллегах разные люди мира музыки. Поэтому я иной раз с удовольствием просто цитирую газеты. В них нередко пишут, анонсируя выступления моих героев: «Украшением праздника станет...». И это приятно. Цитирую.

СМИ об Адмиралтейском оркестре (2005 год)

Оркестр исполняет как прикладную военную, так и старинную, классическую, современную и танцевальную музыку. Выступления Адмиралтейского оркестра в лучших концертных залах Санкт-Петербурга давно стали неотъемлемой частью музыкальной жизни города. Адмиралтейский оркестр — постоянный участник петербургских международных фестивалей: «Дворцы Санкт-Петербурга», «Большой вальс», «Адмиралтейская музыка», «Пасхального фестиваля» и Фестиваля военных духовых оркестров.

С Адмиралтейским оркестром постоянно выступают лучшие зарубежные дирижеры. 22 июня 1991 года, в годовщину начала Великой Отечественной войны, это был капитан Королевской морской пехоты Великобритании Ричард Уотерер. Посвященный началу войны концерт прошел в зале Адмиралтейства, затем было выступление в Александровском саду, у фонтана.

В 1998 году тот же Уотерер выступил с военными музыкантами Петербурга в зале Капеллы с программой «Седой Британии бравурная музыка». Выступал он уже в качестве главного дирижера и начальника оркестровой службы Королевской морской пехоты Великобритании, в звании подполковника.

В июне 1999 года главный дирижер оркестра Королевской морской пехоты Нидерландов майор Морис Хамерс выступил вместе с Адмиралтейским оркестром в Большом зале филармонии.

Выступление главного дирижера Оркестра полиции города Гамбурга К. Кресге с программой «От Моцарта до джаза» прошло вместе с музыкантами-балтийцами, солировал Джигс Вигхам, тромбон.

В 2002 году — гость оркестра главный дирижер Оборонительных сил Эстонии капитан Пеетер Саан. Выступление проходит все в том же, столь полюбившемся публике, зале Капеллы, программа называется «Каприччио Эстоньол».

В феврале 2003 года в Большом зале филармонии имени Шостаковича с оркестром выступает главный дирижер Королевского военно-морского оркестра Швеции капитан 3 ранга Андреас Хансон с программой «Шведы на Неве», к 300-летию географических потерь Швеции. Отмечали в этой стране и такую дату...

2004 год, февраль, Большой зал филармонии имени Д. Д. Шостаковича — уже известный публике главный дирижер Оборонительных сил Эстонии майор Пеетер Саан и главный дирижер военно-морского оркестра Финляндии капитан-лейтенант Тимо Котилайнен, программа «Музыка баталий». В марте того же 2004 года в том же зале Большого зала филармонии с Адмиралтейским оркестром выступил профессор, доктор Вильям Маламбри (США), программа называлась «Ностальгия».

С Адмиралтейским оркестром выступали прославленные солисты-духовики: заслуженный артист России Максим Игнатьев (тромбон), лауреат международных конкурсов Дмитрий Зоркин (тромбон), лауреат международных конкурсов Леонид Коркин (труба), лауреат международных конкурсов Андрей Янковский (гобой), лауреат международных конкурсов Алексей Позин (валторна), солист Российского национального оркестра Владислав Лаврик (труба), лауреат международных конкурсов Николай Попов (флейта).

Оркестром записаны семь компакт-дисков: «50 лет Победы», (1995), «Ленинградские воспоминания», (1998), «Привет из Петербурга», (1998), «Под знаком орла», (2000), «Музыка российской императорской гвардии», (2000), «Музыка российской императорской гвардии, часть 2», (2005), «Музыка воинской славы», (2005), а также музыка к кинофильму «Особенности национальной рыбалки» композитора В. В. Панченко, (1999).

Оркестр неоднократно удостаивался чести выступать перед коронованными особами Европы: королевой Великобритании и Северной Ирландии Елизаветой II, королевой Нидерландов Беатрикс, королем Швеции Карлом XVI Густавом, наследными принцами и принцессами. Гостями эрмитажных концертов адмиралтейцев были и потомки российского императора — князья российские Николай Романович и Михаил Романович Романовы. Оркестр называют самым интеллигентным военным оркестром России. И это высшая для него оценка.

В мае 2003 года Адмиралтейский оркестр принял активное участие в подготовке и праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, а так же был приглашен в Государственный Эрмитаж для исполнения специальной музыкальной программы для глав государств — участников Санкт-Петербургского саммита из более чем сорока стран мира.

Адмиралтейский оркестр награжден Почетным дипломом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Почетными дипломами Государственного Эрмитажа. Кстати, выражение «самый интеллигентный оркестр России» по отношению к Адмиралтейскому оркестру принадлежит директору Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровскому.

Флотский аристократизм

«Оркестр ВМФ — это моя жизнь!» — продолжает маэстро Алексей Карабанов. «Музыка ведь — это такая профессия, которая не оставляет тебя ни на секунду. У музыкантов не бывает уикенда. Формально у тебя есть отпуск, но... Голова все время напряженно работает: как лучше сделать это или это. Мысли, мысли, мысли... На программе Алины Кабаевой „Шаги к успеху“ в 2011 году я услышал в свой адрес такой вопрос: „В чем успех оркестра ВМФ?“. А в самом деле, в чем он? Я над этим как-то никогда и не задумывался... Не хочу обижать своих коллег — военных музыкантов сухопутных войск, которых очень уважаю и почитаю. Но думаю, что наш успех в аристократизме. Моряки сохранили эту, если можно так выразиться, аристократическую жилку, что ли. Талант музыканта и флотский аристократизм создает что-то неповторимое, что отличает нас от других».

ГКЧП, 1991 год и новый Санкт-Петербург

«В 1991 году, в сентябре, сразу после событий ГКЧП мы впервые выступали во Франции, на фестивале военной музыки, в городе Лилль. Так получилось, что в день нашего отъезда на гастроли произошло это „эпохальное событие“ с попыткой военного переворота в России, и многое изменилось в стране... Мы вылетели из Ленинграда, а прилетели уже в Санкт-Петербург. За время нашего полета городу вернули исконное название.

На это сразу обратили внимание все французские журналисты, освещавшие лилльский фестиваль. Но это не все. Мы были первым русским военным оркестром за рубежом, выступавшим под российским триколором и исполнявшим гимн РСФСР (патриотическая песнь М. И. Глинки) вместо гимна СССР. Это был фурор! Незабываемое впечатление. Когда оркестр проходил в финале фестиваля вдоль трибун, вся публика (18 тысяч зрителей!) встала, приветствуя российский оркестр! А над трибунами реял российский флаг! Для них тогда это была и неизвестная пока страна — Россия, и неизвестная ее музыка.

За 20 лет полностью изменился репертуар наших оркестров. Исчезла партийная музыка, а ее было много, катастрофически много! С открытием железного занавеса мы начали играть много западно-европейской музыки, да и музыки других стран мира. С этой музыкой в советское время мы не были знакомы. Мы жили как на острове. А сейчас, несмотря на то, что „остров“ стал меньше, но вот новой интересной музыки стало больше. Большую роль в расширении репертуара играют международные фестивали и конкурсы духовой музыки, во многих странах мира, и у нас в стране тоже их много. Среди них — „Спасская башня“, фестиваль в Эдинбурге, в Бреде (Голландия). Военные музыканты на них являются посланниками мира».

В октябре 1993 года Алексей Карабанов совершил свой первый выезд за рубеж уже в качестве приглашенного дирижера. По приглашению университета Бригхама Янга (Штат Юта, США) он выступил с лекцией и познакомил студенческий оркестр университета с не известной в тех краях оригинальной музыкой для духового оркестра В. Барсегяна и В. Мальгина. В октябре 1999 года Алексей Карабанов дирижировал программой русской музыки в концерте оркестра Королевской морской пехоты военно-морской базы «Нельсон» в британском Портсмуте.

Блестящая работа Алексея Карабанова как дирижера превратила Адмиралтейский оркестр в один из лучших музыкальных военных коллективов России. Старшему лейтенанту Лященко, преемнику, оставалось лишь поддерживать в оркестре заведенный раз и навсегда образцовый флотский порядок. Ну и, хранить традиции русской военной музыки, конечно!

Мы с Алексеем Карабановым снова в Питере

С 2000 года в Петербурге ежегодно проходит Международный фестиваль «Адмиралтейская музыка». Это фестиваль флотской музыки и военно-морских концертных оркестров. За годы существования фестиваля его гостями были известные дирижеры из многих стран мира. Все они привозили новую, неизвестную или редко исполняемую для российской публики музыку.

Фестиваль «Адмиралтейская музыка», прежде всего, посвящен морской музыке, пропагандируя традиции флотских музыкантов старого Петербурга, бережно хранимые со времен Н. А. Римского-Корсакова, творческому наследию которого и посвящает свое выступление Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы. Кроме музыки, вышедшей из-под пера классика, в программу концертов также входят обычно произведения Мусоргского и Бородина, чья творческая судьба неразрывно связана с творчеством Римского-Корсакова. Со временем тематика еще больше расширилась.

«Приношение Римскому-Корсакову». Санкт-Петербург

«Так назвали музыканты одно из своих торжественных выступлений, что прошло в череде концертов очередного международного фестиваля «Адмиралтейская музыка», посвященного юбилею Римского-Корсакова. В программу было включено одно из самых ярких сочинений композитора — симфоническая сюита «Шехерезада». Программа была названа «1001 ночь в музыкальных сказках Шехерезады». И пресса тут же восторженно написала о «Шехерезаде с флотским шармом» и «Шехерезаде в военно-морском наряде».

Стоит вспомнить, что большое значение для развития военной музыки в России имела многосторонняя и активная деятельность Н. А. Римского-Корсакова, являвшегося первым инспектором военно-морских хоров (оркестров) с момента введения этой должности (1873) до ее упразднения (1884). За 11 лет своей работы на этом посту Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров, но и приложил много сил и энергии в деле подбора и обучения кадров военных музыкантов и капельмейстеров.

Наряду с сочинением Римского-Корсакова в программе концерта прозвучали симфонические картины для фортепиано с оркестром «Ночи в садах Испании» испанского композитора Мануэля де Фальи. Особая прелесть была в том, что перед каждым отрывком или музыкальной частью чтецом была рассказана сказка, а затем эта сказка оживала в музыке. Вот такая необычная по форме была эта программа! «Я перечел огромное множество вариантов „Тысячи и одной ночи“, и мы делали для концерта сказки о Синдбаде-мореходе, так как все-таки наш оркестр морской», — делится дирижер Карабанов.

В программе также прозвучали: Римский-Корсаков — увертюра к опере «Царская невеста», Мусоргский — «Ночь на Лысой горе», Бородин — увертюра и сцены из оперы «Князь Игорь». Солисты: Эдем Умеров (баритон), лауреат международных конкурсов Тимур Абдикеев (бас), лауреат международных конкурсов Людмила Шкиртиль (меццо-сопрано). Дирижировали концертом заслуженный артист России капитан 1 ранга Алексей Карабанов и старший лейтенант Валентин Лященко". И это был один из ярких примеров творческого симбиоза двух соратников, коллег, военных служителей музыки.

«И только музыка одна»

Идея проведения этой историко-музыкальной акции принадлежит доктору исторических наук Юлии Кантор. Она предложила взять за основу обнаруженную в архивах «Роспись придворного оркестра», игравшего в Николаевском зале Зимнего дворца 100 лет назад на концерте в честь 300-летия Дома Романовых. Опираясь на программу 1913 года, участники концерта решили предложить слушателям современный взгляд на важное для российской истории событие.

«В отличие от концерта столетней давности, в нашем концерте не было ни юбилейных церемоний, ни хвалебных гимнов, ни придворных славословий, — говорит Алексей Карабанов, — только музыка, так или иначе связанная с царской семьей и значительными событиями истории России за годы правления династии Романовых. Это, в первую очередь, фрагменты оперы Глинки „Жизнь за Царя“. Другое знаковое сочинение — посвященный русско-османской войне 1877-1878 годов Славянский марш Чайковского. Прозвучали и некоторые произведения, выбранные Николаем II для юбилейного концерта к 300-летию династии: элегия из Серенады для струнного оркестра Чайковского, „Рассвет на Москве-реке“ из оперы Мусоргского „Хованщина“, Концертный вальс Глазунова».

Центральный образцовый оркестр ВМФ имени Н. А. Римского-Корсакова (Москва)

«Краски урожая». Новая концертная программа Центрального концертного образцового оркестра имени Н. А. Римского-Корсакова посвящена 80-летию одного из мэтров современной отечественной тромбоновой школы — народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской консерватории В.В.Сумеркина.

Захватывающая атмосфера праздника воцарится в этот вечер под сводами старейшего концертного зала северной столицы. В названии программы использованы два сочинения современных авторов, которые прозвучат в числе других композиций в этот вечер: «Краски» (Аппермонт) и «Сбор урожая винограда» (Маккей).

Поистине звездный состав солистов — лучших тромбонистов России, учеников профессора В. В. Сумеркина делает концерт уникальным явлением петербургского концертного сезона. Солисты оркестра Мариинского театра Алексей Лобиков и Михаил Селиверстов, солист Национального филармонического оркестра России Александр Горбунов и группа тромбонов академической Капеллы имени М. И. Глинки: Филипп Павлов, Павел Сердюк, Даниил Горохов исполнят современные произведения для солирующего тромбона с духовым оркестром. Их игра станет украшением праздника.

Эта программа уже была исполнена в Большом зале Московской консерватории. При этом консерватория не только гостеприимно принимала на своей эстраде блестящих петербургских тромбонистов (один из которых — Александр Демиденко — ныне аспирант Московской консерватории), но представила и свои звездные кадры. В концерте приняли участие лауреат многочисленных международных конкурсов, преподаватель кафедры духовых и ударных инструментов Михаил Безносов (кларнет) и студент консерватории, лауреат Международного конкурса Артем Науменко (флейта).

Петербургская версия программы также пройдет при поддержке Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургского Дома музыки и Московской консерватории имени Чайковского.

Помимо безграничного пиетета, который выразят в этот вечер участники концерта профессору В. В. Сумеркину, объединяющим звеном, соединяющим на эстраде две старейшие консерватории страны, является Центральный концертный образцовый оркестр имени Н. А. Римского-Корсакова Военно-морского флота России, который будет аккомпанировать участникам концерта.

Лучшие тромбонисты России, ученики Виктора Сумеркина, соберутся, чтобы поздравить своего выдающегося педагога. Сегодня в России практически во всех оркестрах играют тромбонисты его учебного класса. Многие из них работают за рубежом: в Украине, Германии, Колумбии, Израиле, Южной Корее, Вьетнаме, Польше. За дирижерским пультом концерта — прославленный Алексей Карабанов«.

«Нахимовский праздник»

В музее-заповеднике «Хмелита» (Смоленская область), на территории которого малая родина адмирала Нахимова — сельцо Городок, прошел праздник, посвященный очередной годовщине со дня рождения Павла Степановича Нахимова. К 200-летию адмирала Нахимова был открыт единственный в стране музей, посвященный его служению России.

Ежегодно на Нахимовский праздник приезжает множество гостей: члены Морских собраний разных городов, представители флотов, ветераны, кадеты, участники молодежных общественных организаций, которые чтут имя великого патриота России, героя Синопа и обороны Севастополя.

В празднике традиционно принимает участие Центральный концертный образцовый оркестр имени Н. А. Римского-Корсакова ВМФ России. Казалось бы: все, что связано с личностью адмирала Нахимова — предание такой далекой старины! Но ныне здравствующий оркестр российского Военно-морского флота старше нахимовской эпохи на добрых сто лет! Так жива и так актуальна сегодня его музыка!

Библиотека Адмиралтейского оркестра (Санкт-Петербург)

Музыкальная библиотека Адмиралтейского оркестра — одно из старейших музыкальных собраний военной музыки России, свою историю ведет с 1882 года, с момента создания Придворного оркестра императора Александра III. Заведующим хором был назначен тогда полковник лейб-гвардии конного полка барон К. К. Штакельберг.

Впоследствии многое погибло в пожарах войн и революций, многое пришлось накапливать заново.

Одновременно с созданием оркестра К. К. Штакельберг начал собирать коллекцию музыкальных инструментов и ценную нотную библиотеку. Музыкальный музей, занимавший в то время одно из первых мест в Европе, открылся в 1900 году, и в нем уже было около трехсот инструментов. В музее было пять отделов: инструментальный, технический, акустический, литературно-музыкальный и нотный архив. Дело Штакельберга продолжил дирижер Карабанов. Так появились старинный и современный нотные архивы. По сути, это уже библиотека-музей.

Основной фонд библиотеки — это ноты, редкие рукописи, книги о музыке, а также коллекция афиш и программ концертов Адмиралтейского оркестра, в которой отражена вся его концертная и гастрольная жизнь.

Современная оркестровая библиотека насчитывает 2625 наименований музыкальных партитур. В ней собраны произведения композиторов многих стран, различных эпох, стилей и направлений музыки. В этой библиотеке мы сможем найти оригинальные произведения для духового оркестра, ансамбли духовых инструментов, переложения для различных составов оркестра, симфонические и фортепианные ноты. Кроме того, в библиотеку входит учебная и методическая литература.

Кроме подбора уникальных партитур, библиотека одновременно хорошо оснащается техническими средствами для брошюровки, копирования и ламинирования нотного материала, создан современный электронный каталог нот, некоторые партитуры переведены на электронные носители путем их сканирования, остальные — в форматы музыкальных редакторов Finale и Sibelius.

В 2003 году Алексей Карабанов выпустил подарочное издание старинного марша Ганса фон Блона — «Да здравствует Санкт-Петербург!» (партитура). Марш, написанный к 200-летнему юбилею города, выпущен ограниченным номерованным тиражом. Обладателями подарочной партитуры являются видные деятели науки и искусства.

В библиотеку оркестра входит и незначительный фонд художественной литературы, в частности, полное собрание сочинений Валентина Саввича Пикуля, в прошлом — юнги Балтфлота, подаренное вдовой выдающегося писателя.

Хранителем библиотеки Адмиралтейского оркестра уже долгие годы является Станислав Подгурский. Стало регулярным сотрудничество библиотеки оркестра с архивами Государственного Эрмитажа, Публичной библиотеки, Центрального Военно-морского музея и с Военно-морским архивом. А также и с другими библиотеками — с библиотекой Санкт-Петербургской филармонии и Санкт-Петербургской консерватории, с библиотекой Центрального оркестра ВМФ имени Н. А. Римского-Корсакова и Центрального оркестра министерства обороны Российской Федерации, с библиотекой института военных дирижеров, с библиотекой оркестра штаба Западного военного округа и военного оркестра военно-морской академии.

В 2012 году фонд библиотеки оркестра пополнился редкими партитурами трех маршей Джоаккино Россини, посвященных императору Николаю I. Ценное подарочное издание передано Адмиралтейскому оркестру Российским институтом истории искусств.

В 1921 году на базе бывшего Придворного оркестра была создана первая советская Филармония. В 2010 году руководство Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича передало Адмиралтейскому оркестру в безвозмездное пользование библиотеку духового состава Придворного оркестра. Эта библиотека насчитывала на тот момент около 3000 изданий духовой, симфонической, камерной, вокальной и инструментальной музыки. Большую часть фонда составили дореволюционные издания. Среди особо значимых ценностей библиотеки — каталог нот с автографами известных музыкантов. Сегодня он пополняется...

Нельзя не сказать об удивительной инициативе и большом вкладе Алексея Карабанова по сохранению при Адмиралтейском оркестре уникальной по своей значимости нотной библиотеки.

Активная концертная работа дирижера, сотрудничество с известными музыкантами-инструменталистами и певцами требовала постоянного расширения репертуара и выполнения новых оркестровок. По приглашению Алексея Карабанова с Адмиралтейским оркестром регулярно выступали иностранные дирижеры, привозившие ноты из разных стран мира, обогащая библиотеку оркестра зачастую редкими партитурами. Так сложилась уникальная нотная библиотека оркестра, которая насчитывает сегодня более 5000 единиц хранения.

Еще один талант капитана

Невозможно обойти вниманием еще один талант героя нашего очерка. Алексей Алексеевич пишет рассказы — он их называет по-флотски байками. Но я бы сказал, скорее это не байки, а ценное дополнение к истории военной музыки в России. Очень надеюсь на милость редактора нашего музыкального журнала Анатолия Леонидовича Дудина и прошу пропустить на страницы журнала хотя бы парочку из этих баек.

Немного из истории российской военной музыки. О Павловской военно-музыкальной «реформе». Государь-император Павел I, царь и самодержец Всероссийский, совершенно развалил военную музыку в России. Началось все с парада на Дворцовой площади, когда Павел, обойдя построенные для смотра полки, подошел к лейб-гвардии Преображенскому полку и, дойдя до оркестра, спросил командира полка — как бы не понимая:
— А это что за люди?
— Музыканты, Ваше Императорское Величество!
— Какие еще такие музыканты!!! Два лучших флейтщика и два лучших барабанщика, выйти из строя! Остальных — в солдаты!!!

Так был уничтожен лучший в России военный оркестр. Такая же судьба постигла и музыкантов всех остальных полков. Только флейты, пикколо и барабаны — вот и вся партитура...

Этот аскетический минимализм не имеет объяснения. Следует отметить, что, к счастью для России, отцы-командиры не спешили выполнять этот, мягко говоря, странный приказ. Они всячески прикрывали и прятали музыкантов и песенников, которых так же традиционно содержали в каждом полку. Это позволило впоследствии Александру I практически сразу восстановить военные оркестры в их былом великолепии.

Царствование Елизаветы Петровны отмечено, помимо трепетного отношения к янычарской музыке, о которой чуть подробнее скажем ниже, еще одним музыкальным явлением, безусловно, заслуживающим внимания. В это время в России возник совершенно новый, единственный в своем роде вид военной музыки — роговой оркестр или, как его называли современники, хор охотничьей музыки.

Как это часто бывает в истории, точная дата основания оркестра осталась в пыли веков, затерявшись где-то между 1751 и 1754 годами. Доподлинно известно, что в 1751 году обер-егермейстером был назначен гофмаршал Семен Кириллович Нарышкин, который бурно начал улучшение охотничьего дела с того, что переодел придворных егерей в новую красивую форму. Теперь на зеленых кафтанах царских охотников горели золоченые пуговицы с изображением дичи, голов волков и других животных, соответственно охотничьим специальностям. На шапках же был нашит золотой двуглавый орел. В общем, и форма и, как следствие, охотничья реформа удались на славу. Но этого Семену Кирилловичу показалось мало.

Ему совершенно не нравился звук охотничьих рогов, больше похожий на рев, особенно когда двадцать-двадцать пять егерей дули в свои рога. Что, собственно, и было нужно для охоты, поскольку от этого рева поднималась любая дичь и зверье. В употреблении русских егерей тогда были только старинные медные валторны самой разной формы и размера — от маленьких конусообразных прямых рожков до изогнутых баранкой (как и современная валторна) гигантов. И тогда обер-егермейстер решил облагородить звуки охоты. Это его и обессмертило.

С целью улучшения и приведения охотничьей музыки к благообразному мелодическому и гармоническому состоянию, Нарышкин пригласил придворного валторниста Мареша, уроженца Богемии. Считается, что Мареш только усовершенствовал охотничьи рога, но на самом деле это были совершенно новые музыкальные инструменты, им изобретенные.

Охотничью музыку современники называли русским чудом! Толпы и толпы гуляющих стекались в Летний сад, чтобы послушать роговую музыку придворных егерей.

Звуки роговой музыки были полны очарования. Они несколько напоминали звуки гобоев, кларнетов и фаготов, а также валторн, но тон их был нежнее и приятнее. Эффект, производимый таким оркестром, был поразительным, подобен звучанию низкого духового органа. Это была не только красивая, но и громкая музыка. Кстати, сегодня в Петербурге возрождают роговую музыку...

...Касательно же янычарской музыки некоторые историки считают, что русская военная музыка в допетровское время была довольно близка турецкой, или янычарской, музыке. Вероятно, этим и можно объяснить тот странный интерес, который у нас проявился в XVIII веке к военной музыке Турции, с которой Россия в то время беспрестанно воевала. Говоря о янычарской музыке, следует сказать несколько слов о самих янычарах.

Считается, что янычарское войско было впервые сформировано при султане Орхане в 1330 году из христианских (!) воинов. В основном это были славяне — сербы, русские, украинцы и болгары. Вот почему музыка янычарских полков была близка россиянам. Видимо, на генетическом уровне русские люди все-таки сохранили память о своей национальной музыке, полностью вышедшей из употребления усилиями Великого Петра. Даже сам инструментарий невольно подталкивает к этой мысли. Так русская сурна и турецкая зурна — просто один и тот же музыкальный инструмент. Нечего говорить о бубнах, барабанах и прочих «погремушках». Но если в России национальная военная музыка безвозвратно погибла при Петре, то в Турции она сохранилась до наших дней!

Царь Петр был большой любитель практики. Постигая в Голландии основы кораблестроения, он не по книжкам приобщился к местной форме досуга — кружке пива. Так было до Петра, при Петре, после Петра, так остается и ныне. Но дисциплинированные голландские военные еще в незапамятные времена позаботились о том, чтобы и солдаты, и матросы, и капралы, и офицеры, и даже генералы и адмиралы вместе с адъютантами и денщиками, вовремя останавливали бы сладостное возлияние и невредимыми возвращались ночевать — кто домой, а кто в казармы. Для этой цели был изобретен специальный сигнал трубы — «Закрыть кран!». Ясно, о каком кране идет речь.

По-голландски этот сигнал звучит «Тап ту». Этот старинный сигнал сохранился до сих пор и дал жизнь замечательным, поистине театральным представлениям, именуемым в наши дни фестивалями военных оркестров. Насаждая в России все голландское и немецкое, в том числе и любовь к пиву, Петр позаимствовал и военный сигнал «Тап ту». Так он и именовался в петровском Морском Уставе: «Играть тапту». Позднее этот сигнал русифицировался и стал называться «Вечерняя заря».

После победы русских войск в войне с Наполеоном в 1812 году и практически полной оккупации Европы в 1813–1814–1815 годах музыка российской вечерней зари приобрела на западе просто ошеломляющую популярность. Она всегда исполнялась в конце инвалидных концертов, получивших в Европе известность как «Монстр-концерты».

Российская военная вечерняя заря просуществовала до 1836 года, когда в нее вошел новый русский народный гимн «Боже, царя храни!».

Российская вечерняя заря не только сохранилась и пережила большевистский погром, но и до сих пор исполняется и любима в Европе. В 1994 году на гастролях в Германии Адмиралтейский оркестр впервые исполнил музыку российской вечерней зари во время конного турнира в городе Киль. С этого времени она в репертуаре Адмиралтейского оркестра и записана на компакт-диск «Музыка Российской императорской гвардии».

... Вот и подошел к концу мой очерк. Многое еще осталось в рабочем блокноте. Кое-что подождет своего часа и, возможно, будет опубликовано позже. Но не может ждать, просится наружу одно из любимых высказываний дирижера Алексея Карабанова — слова поэта, которые он нередко повторяет. Их я услышал от маэстро и как пожелание передаю вам, наши коллеги и почитатели музыки: «Поправим этот мир, добавив в ноты краски!».

В очерке использованы фрагменты интервью с Алексеем Карабановым в программе «Шаг к успеху» Алины Кабаевой, материалы интернета, личной переписки автора с Алексеем Алексеевичем, другое.

Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play