|
|
История одной фотографии — год 1931, Петах-Тиква, ИзраильНедавно, проходя мимо центральной площади Петах-Тиквы, мой взгляд невольно устремился на щиты, где были вывешены большие фотографии города, рассказывающие, каким он был до создания государства Израиль. Маленькие домики, улочки... и среди них стоит и играет духовой оркестр! Всего 25 молодых красивых музыкантов. Фото датируется 1931 годом. Оркестр назывался «Кинор Цион» — «Скрипка Сиона». Символическое название! Видимо скрипку ассоциировали с поющей еврейской душой, и не важно, на каких инструментах играли эти парни! Позже я узнал, что это был один из первых духовых оркестров не только в этом городе, но и во всей подмандатной «английской» Палестине. Интересно, верили ли тогда эти ребята, что всего через 18 лет, произойдет событие, которое изменит карту Ближнего Востока, расстановку сил и отношений между государствами, утвердит их страну как национальную независимую единицу?! А еще, что в их родном городе всего через каких-то 40 лет, в 1972 году появится и будет долго занимать ведущие позиции в духовой музыке страны, оркестр муниципальной консерватории! Я понимал, что музыкантов этих, к сожалению, уже нет в живых. И решил найти людей, которые хоть как-нибудь могли бы мне помочь, рассказать, «пролить свет» на этот оркестр, на этих людей с инструментами в руках. И мне повезло, мой коллега, педагог и дирижер оркестра консерватории города Петах-Тиква Михаил Дельман помог, сразу указал к кому обращаться. Зеев Дрори — кларнетист, сын дирижера оркестра с этой исторической фотографии. Музыка по разным причинам не стала его основной профессией, хотя кларнетом он владеет прекрасно. До сих пор, несмотря на серьезный возраст, он в хорошей исполнительской форме. Кстати, в Израиле кроме детских и юношеских духовых оркестров есть и любительские коллективы, и довольно хорошего уровня: в городах Ришон-ле Ционе, Кфар-Сабе, и других городах, конечно и у нас в Петах-Тикве. Бывшие выпускники консерватории (и не только) собираются раз в неделю помузицировать, выступают с концертами. Но вернемся к истории. Вот что рассказал мне Зеев. «Эту фотографию я знаю хорошо, хотя родился позднее. И это я дал в муниципалитет города несколько фотографий той поры. И ребят с этого оркестра хорошо помню. Мой отец, Шимшон Дрори, часто брал меня на репетиции и на концерты, там я и влюбился в звучание духового оркестра и захотел играть на кларнете. Это был очень дружный коллектив. Днем работали кто где, а по вечерам собирались, чтобы репетировать и выстраивать репертуар. Главное — музыка патриотического звучания. Но играли и на танцах, и на свадьбах. Тогда духовая музыка была в моде. Мой отец был дирижером нескольких оркестров. Оркестром „Кинор Цион“ он руководил с 1931-го по 1952-й год. Помню, еще детьми мы с друзьями в конце 30-х, начале 40-х годов часто приходили на выступления оркестра, наслаждались его прекрасным звучанием». Духовые оркестры, в силу их мобильности, доступности и убедительности звучания, стали появляться все чаще и чаще. Так родился оркестр в Ришон-ле Ционе, оркестр Британской Полиции который позднее плавно трансформировался в Оркестр Полиции Израиля. В 1948 году начали создавать оркестр при Министерстве Обороны Израиля. «Мой отец — продолжал Зеев — был одним из организаторов этого, вновь создаваемого коллектива. Но по каким — то причинам не стал дирижером».
Справка.
Во время войны была создана «Бригада Иудит» в составе британской армии и, естественно, с оркестром. Кстати, еврейские воины принимали участие в военных действиях против фашистов в Европе. Отец мне рассказывал, что они выступали с концертами для уцелевших общин тех мест, где дислоцировались. По истории знаю (прим.автора),что «Бригада Иудит» была и в Аушвице, а выступали они там с оркестром-неизвестно. Может после тех картин ужасов, что они там увидали, было не до музыки. В 1946 году оркестр расформировали и затем, несколько лет все нотная литература этого оркестра была у нас дома. В 1948 году он ее передал оркестру Армии обороны Израиля. В то время это был бесценный подарок. Еще хочу вспомнить, что в Тель-Авиве был довольно хороший оркестр пожарников. Как видите, не густо тогда было с духовой музыкой, но хочу заметить, очень качественно. Но вернемся к оркестру на фотографии. Создание оркестра «Кинор Цион» был одним из первых культурных проектов ишува.
От автора. ...Его первым руководителем и дирижером был Арье Лэйб Гиссин. А первыми музыкантами были: Джереми Зальман, Моше Шпигель, Гирш Гринштейн, Израиль Коэн, Авраам Шапира, Шабтай Леви, и др. Десять лет оркестр «Кинор Цион», радовал жителей, пользовался поддержкой состоятельных лидеров сионистов, таких личностей как: барон Эдмон де Ротшильд и других. Это было до 1890 года. По причинам, которые не достаточно ясны, оркестр на некоторое время перестал функционировать. Но в 1900 возобновил свою деятельность, причем довольно энергично. Руководитель Арье Лейб Гиссин, при поддержке Аарона Коэна и Илия Меири, приобретали новые инструменты. Коллектив «Кинор Сион» играл каждый вечер в парке, в ряды музыкантов оркестра присоединилась молодежь — уже коренное второе поколение. В середине первой мировой войны, оркестр приостановил свою деятельность, инструменты были надежно спрятаны. Тут негативную роль сыграл набор рекрутов в турецкую армию, выселение и снос павильона, где выступали музыканты. Музы молчали. В 1920 году оркестр возрождается в полном объеме. Теперь он попадает под крыло организации «Benjamin», во главе с Барух Раб. Эта организация была создана в 1921 году и названа в честь Теодора Герцля и Бенджамина Ротшильда, покровителя оркестра. Были найдены средства для приобретения новых, более усовершенствованных инструментов. Большую поддержку в работе оркестра оказал молодой политический активист Эзра Ихилов. На более позднем этапе приобщилась общественная организация «Макаби Ав Шалом», которая нашла оригинальный способ обеспечить бюджет оркестра в Петах-Тикве, она получила лицензию от местного совета. «Макаби Ав Шалом» построила прекрасный новый павильон в городском парке, куда общественность могла приходить на концерты и выступления оркестра. И мой отец, Шимшон Дрори, руководивший им более 20 лет, стоял у пульта, а я мальчишка, тихонечко ему завидовал, но гордился и понимал, что именно мой отец заставляет так прекрасно звучать эти инструменты! Да, тогда звучание оркестра вышло на новый уровень". Духовой оркестр всегда участвовал во всех городских мероприятиях. У музыкантов была красивая парадная форма — белые мундиры и белые брюки, такой оркестр было и видно, и слышно издалека! Хотите знать, верили ли они тогда в создание государства Израиль? Отвечу утвердительно. Они жили этим и для этого, как и все евреи нашей страны. Борис Турчинский, март 2016
|
|
|
|
|
|