|
|
Крым. Край, наполненный мелодиями
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. Евгений Евтушенко Очерки рождаются, как звездыПриходилось ли вам хоть раз наблюдать за вечерним небосклоном — как на нем рождаются звезды? Вначале тускло появляется маленькая светящаяся точка, затем она медленно, медленно растет, ее свет становится все ярче и ближе, и, наконец, она превращается в звездочку — понятную, но все равно неосязаемую, мерцающую космическим светом! Подумалось: «Как удивителен и гармоничен мир! Ведь рождение очерка протекает подобно появлению новой звезды на небе!» Телефонный звонок, воспоминания, зарождается идея... и вот уже печатается новый очерк — очерк о школе исполнительства на духовых инструментах в Крыму. У меня зазвонил телефон...Мне позвонил музыкант, исполнитель на ударных инструментах, Михаил Зельдин. Я знал его еще с начала 90-х годов: вместе с моим братом, фаготистом Геннадием, он работал в симфоническом оркестре. Был в Тель-Авиве оркестр, укомплектованный сплошь репатриантами 90-х. Таким образом правительство хотело хоть как-нибудь решить проблему трудоустройства многочисленной «алии» (репатриации), среди представителей которой было не счесть музыкантов высокой квалификации. К слову, оркестр просуществовал пять лет, показывая при этом высокое исполнительское мастерство. Сотни выступлений, концертов. Дирижером оркестра был Георгий Гоциридзе. Справка. Заслуженный артист УССР Георгий Гоциридзе. В 1978–1989 годах руководил симфоническим оркестром Одесской филармонии. С его творчеством связано большинство симфонических программ тех лет. В начале 90-х годов Георгий Гоциридзе переехал жить в Израиль, где также руководил симфоническим оркестром. Судьба свела нас с ним в Одессе«Борис, я побывал в гостях у нашего общего знакомого, известного израильского трубача Натана Бирмана, и увидел вашу книгу, — говорил мне по телефону Михаил Зельдин. — Не знал, что вы пишете очерки и даже издаете книги. Увидел много знакомых имен, в том числе крымчан: Миша Окс, Владимир Фандралюк, Анатолий Шапиро... К сожалению, не владею компьютером и Интернетом, живу по старинке. Книгу прочитал на одном дыхании, и она меня всколыхнула. Большое спасибо за то, что вы делаете. У вас почетная и важная миссия — рассказывать миру о нас — музыкантах-духовиках. Хочу с вами встретиться и рассказать о крымской духовой школе музыкального исполнительства. Идет?» Да, идет, конечно... И меня эта тема заинтересовала. А начну я этот очерк — не в обиду другим, возможно, более известным духовикам Крыма — с воспоминания о моем товарище, Мише Оксе. Много лет во мне теплится хорошая, добрая память об этом человеке. Миша Окс — выпускник Симферопольского музыкального училища, замечательный тромбонист и умница — увы, рано ушедший в мир иной. Судьба свела нас с ним в Одессе, во время службы в оркестре военного училища, в уже далекие от нас 70-е годы. Кроме своей основной профессии, Михаил был прекрасным аранжировщиком для эстрадного оркестра. Особенно хорошо ему удавались аранжировки для малого состава. В одном из таких небольших ансамблей я и работал с Оксом. Мы выступали с концертами на предприятиях, играли на танцах в санаториях и домах отдыха. Наш дирижер, Александр Яковлевич Салик, высоко ценил музыкальный уровень и подготовку Михаила и доверял ему работать с воспитанниками оркестра, учить их музыкальной грамоте. После службы в Одессе Михаил уехал в Кишинев, где окончил институт искусств, и наши пути разошлись. Услышал я о нем только в начале 90-х годов. Миша никак не мог приспособиться к новым реалиям. Скоро его не стало. Светлая ему память... Симферопольское музыкальное училище имени ЧайковскогоВ 1909-1912 годах великий русский композитор С.В.Рахманинов был вице-президентом Императорского Русского музыкального общества. В тот период в губерниях открывались его отделения. В качестве инспектора Рахманинов присутствовал на открытиях таких отделений. В 1909 году и в Симферополе было открыто отделение Русского музыкального общества. По материалам архивов. Открытие Симферопольского отделения Императорского русского музыкального общества. В конце ХХ века в г. Симферополе появилась необходимость в открытии специального учебного музыкального учреждения. Частные музыкальные школы, хотя и существовали раньше, но они уже не могли обслуживать такое большое количество лиц, нуждающихся в музыкальном образовании, как это смогло бы сделать Отделение Императорского Русского Музыкального Общества. Осенью 1908 года княгиня А. Максутова и некоторые лица, живущие в городе Симферополе и интересующие делом развития музыкального искусства, решили обратиться к Главной Дирекции Императорского Музыкального Общества в Петербурге с ходатайством об открытии Отделения Общества в Симферополе. При содействии Таврического Губернатора В. В. Новицкого, такое разрешение было получено в конце 1908 года, и первыми директорами были утверждены: Э. И. Сарач, княгиня А. А. Макcутова, М. И. Каменка, А. М. Шлее, Г. А. Парков. Кандидатами: Н. И. Кюи, доктор А. А. Ашкиназе, Е. И. Гольдштейн. Открытие отделения состоялось 1 января 1909 года, тогда же начали функционировать музыкальные классы, директрисой которых была назначена окончившая С.-Петербургскую консерваторию княгиня А. А. Максутова. Музыка уездного города СВ 1911 году в музыкальных классах обучалось около 100 детей. Музыкальные классы были не просто учебным заведением. Вместе с отделением РМО педагоги и учащиеся вели в «губернском городе С.» и активную концертную деятельность. А в 20-е годы многие преподаватели и учащиеся музыкального техникума (так называлось тогда будущее училище) играли в самодеятельном симфоническом оркестре, который стал центром музыкальной жизни Симферополя. Одним из организаторов оркестра был Аркадий Брискин. О высоком уровне коллектива более чем красноречиво свидетельствует то, что с оркестром выступали такие знаменитые дирижеры, как В. И. Сук, Н. Малько, Л. М. Штейнберг, пианисты с мировым именем В. Горовиц, Э. Петри и всемирно известные скрипачи Д. Ойстрах, Н. Мильштейн, М. Эрденко. А в 1925–26 годах одним из альтистов здесь был сам Исаак Осипович Дунаевский! В первые годы музыкальный техникум возглавлял преподаватель класса виолончели Петр Федоров, класс теории и гармонии вел ученик Н. Римского-Корсакова композитор Иван Чернов. Среди утвержденного педагогического состава по специальности «Духовые инструменты» значится Ф. П. Селинский. В 1937-м году музыкальный техникум был переименован в симферопольское музыкальное училище. А через три года, в 1940-м, ему присвоили имя П. И. Чайковского. Можно недоумевать, почему не присвоили училищу имя фактического основателя — Сергея Васильевича Рахманинова? Но, увидев протокол заседания Президиума Верховного Совета Крымской АССР от 16 мая 1940 года, вы поймете: такого просто не могло быть, ведь Рахманинова в Советском Союзе считали тогда «чуждым элементом», эмигрантом... В послевоенное время обучающий коллектив составили преподаватели: П. Шольц, Л. Хейфец-Поляковский, Е. Евпак, А. Каплун, Т. Зиновенко, В. Кравченко, С. Коган, А. Титов, Н. Жорняк, В. Теплов. Известные выпускники композиторы: А. С. Караманов, Г. Г. Шендерев, А. Лебедев, Г. Успенский, Т. Ростимашенко, М. Чулаки, Ю. Березова, заслуженный артист Российской Федерации В. Бунчиков, А. Я. Стасевич, А. А. Федотов, Е. П. Капитонов, музыковед В. Бобровский, заслуженный артист РФ Д. Г. Белинский, дирижеры — профессоры института военных дирижеров М. Г. Калинкович, О. В. Лебединский, заслуженный работник культуры РФ, народный артист Карачаево-Черкесской республики С. Н. Тарасов, Джамала (Сусанна Джамаладинова, оперная и джазовая певица), заслуженная артистка Российской Федерации В. В. Легкоступова. В 50-е годы училище закончил тромбонист Л. С. Вайль — будущий преподаватель училища. Всех тех, кто составил цвет Симферопольского музыкального училища за минувшие сто лет его работы, перечислить просто невозможно. Но некоторые имена все же стоит назвать. Преподаватели Сеферова, Борхардт, Горель,Евпак, Брискина, Ходяшева, Налбандов, Хейфец-Поляковский и другие воспитали целую плеяду прекрасных музыкантов, продолживших их дело. Из стен Симферопольского музыкального училища вышли в большую творческую жизнь композиторы Алемдар Караманов, Михаил Чулаки, Георгий Шендерев, Александр Лебедев, множество блестящих исполнителей и талантливых педагогов. Первый крымский капельмейстерОдна из выдающихся личностей цеха крымских духовиков — известный флейтист, первый крымский военный капельмейстер Г. С. Нагорный, который в 1919 году создал в Симферополе военный духовой оркестр и с ним прошел все грозные годы Гражданской войны. После демобилизации в 1926 году с отличием окончил Крымский государственный музыкальный техникум. Окончив затем Московскую консерваторию, Нагорный работал первым флейтистом в лучших оркестрах Москвы, вел преподавательскую деятельность, поддерживая тесную связь с музыкальным училищем Симферополя. Военное время оставило тяжелый след в сознании педагогов и учащихся. Многие ушли на фронт, не всем суждено было вернуться. Среди студентов послевоенного времени следует назвать В.И.Борзенко — будущего военного дирижера, преподавателя училища. И, конечно же, Яков Богорад!Рассказывая о духовиках Крыма, безусловно, нельзя обойти молчанием имя человека, выполнившего первую нотную запись легендарного военного марша «Прощание славянки»! Яков Иосифович Богорад (1879, Гомель — 12 декабря 1941, Симферополь). Русский и советский композитор, дирижер, нотоиздатель. Капельмейстер 51-го Литовского полка, более 40 лет работал в музыкальной школе Симферополя. В детстве овладел игрой на флейте. Окончил Варшавскую консерваторию в 1900 году, флейтист по специальности, получил два диплома (диплом военного капельмейстера и диплом учителя музыки). В 1903 году приехал в Симферополь, где создал издательство военной инструментовки. В издательстве печатались новые произведения для духовых оркестров. До революции это было одно из самых популярных музыкально-издательских предприятий — в 1920-е годы оно называлось «Бюро инструментовки пьес Я. И. Богорада». И именно в этом музыкальном издательстве были впервые, в 1912 году, напечатаны ноты «Прощания славянки». Впервые публично новый марш был исполнен под руководством автора музыки Василия Агапкина осенью 1912 года (есть данные и о 1913 г.) в Тамбове на строевом смотре. А в Крыму марш «Прощание Славянки» принародно впервые был исполнен в феврале 1913 года на станции Симферополь. По одной из современных версий, в 1912 году к Богораду приезжал в Крым В.И.Агапкин с набросками марша «Прощание славянки», по мотивам песни времен русско-японской войны. Богорад дописывает марш, вместе они сочинили трио и придумали название маршу — «Прощание славянки». Как уже сказано, ноты тут же были напечатаны в издательстве Богорада. Есть мнение, что название марша «Прощание Славянки» происходит от названия симферопольской речки Славянка, на берегу которой находились казармы Литовского полка. Яков Богорад бесплатно помог записать Василию Агапкину клавир и оркестровал марш. На обложке первого издания нот — очертания гор, вероятно, воспроизводящие известный пейзаж Коктебеля крымского художника и поэта Максимилиана Волошина с горой «Верблюдик». На балканские горы эти два пика никак не похожи, а создание марша принято приписывать именно событиям войны на Балканах. О близком знакомстве Макса Волошина с «флейтистом Яшой» упоминается в воспоминаниях Анастасии Цветаевой. ...Яков Богорад был расстрелян немецкими оккупантами в числе прочих евреев Симферополя 12 или 13 декабря 1941 года в противотанковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе... Яков Богорад был не только прекрасным аранжировщиком, композитором, но и талантливым педагогом. Он оставил многочисленных прекрасных учеников, сказавших свое веское слово в музыке! Среди его учеников — А. Л. Стасевич, советский дирижер и композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Работал над фильмом «Иван Грозный» Эйзенштейна. А. А. Федотов, народный артист СССР. М. И. Чулаки, народный артист СССР, директор Большого театра СССР. Г. М. Калинкович, советский композитор и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1981), профессор института военных дирижеров. Г. С. Нагорный — первый крымский военный капельмейстер. В каталог РГБ внесено 161 произведение Богорада. В книге «История военной музыки России», автор В. И. Тутунов, Москва, «Музыка», 2005 год, написано, что Богорадом создано произведений «более 600». «На баритоне играет Лебединский, наш любимый педагог»Давид Осипович Лебединский — один из уважаемых и заслуженных педагогов Симферополя. Работал в первой музыкальной школе. Воспитал целую плеяду духовиков-баритонистов, тромбонистов, трубачей. Вот что о нем рассказывают его бывшие ученики. В 1958 году был большой набор в музыкальную школу на духовые инструменты. Надо сказать, что в городе сама школа была на хорошем счету, все знали, что там работают настоящие педагоги-профессионалы и поступить туда в то время было непросто. Был большой наплыв желающих, и всех подряд не брали. Давид Осипович был молодым энергичным человеком, обладавший сильной харизмой, что так важно для преподавателя. Он со всем жаром души и таланта обучал детишек, имел к ним нужный подход. Сам прекрасно играл на тромбоне, а баритонист он был от Бога. Звук красивый, теплый, полный и полетный. Бывало, идешь по городу и слышишь, играет духовой оркестр, а баритон звучит над оркестром, неповторимый звук его витает, кружится. Мы, его ученики, знали — на баритоне играет Лебединский, наш любимый педагог. Все это рассказал мне Михаил Зельдин. Впрочем, Михаил сам об этом расскажет— Борис, а можно я начну с впечатления от твоего очерка, где ты пишешь о своих первых шагах в музыке и рассказываешь о Семене Николаевиче Москалеве, дирижере духового оркестра Житомирского Дворца пионеров. Думаю, в подобных оркестрах начинали свой путь в музыке многие мальчишки бывшего Союза. С пяти лет я пел, и довольно хорошо, участвовал в концертах. Однажды проходя с родителями мимо парка, где играл духовой оркестр, я остановился как вкопанный. Мама не могла меня сдвинуть с места. В последующие разы, она меня оставляла до конца выступления оркестра, и только потом мы шли домой. «Какая волшебная музыка! — думал я, — хочу как эти дяденьки, играть в таком оркестре». Пришел во Дворец пионеров, где был такой оркестр. Дирижером был Андрей Никифорович Зыбченко. Он дал мне альтушку, дал первый урок, и я взял этот инструмент — упражняться дома. Можешь себе представить «радость» соседей?! Вскоре я перешел на трубу, так как мне важно было играть на мелодическом инструменте. Через год уже играл в старшей группе оркестра, а мой первый настоящий концерт был в пионерлагере Артек. Кстати, со мной в оркестре играл трубач Вова Ножов — в будущем известный в Крыму музыкант. Ну, а далее уже и музыкальная школа. В 1958 году поступаю в симферопольскую музыкальную школу номер один, в класс Давида Осиповича Лебединского по классу трубы. Но через год к нам из Ленинграда приехала преподаватель по классу ударных инструментов Маргарита Ильинична Степанова, и с ее появлением в школе открылся класс ударных инструментов. Я вдруг понял, что значит быть «барабанщиком» в полном смысле этого слова. Это не только ударная установка — а множество разных инструментов. Передо мною открылся новый мир, доселе неизвестный и захватывающий. Я решил совмещать два инструмента. В музыкальном училище был прекрасный духовой оркестр с замечательным дирижером, умницей-человеком — Вадимом Иосифовичем Штанько. Вадим Иосифович внимательно отнесся к моей просьбе, позволил с пятого класса ДМШ посещать репетиции оркестра. Уже через некоторое время я даже принимал участие в выступлениях коллектива. А в 1963 году я стал студентом музыкального училища, класса трубы преподавателя В. И. Штанько. В 1964 году в нашем училище открылся класс ударных инструментов. Преподавателем был музыкант Ялтинского симфонического оркестра Бондаренко Леонид Дмитриевич. Вот так я и окончил училище по двум направлениям... В Саратовскую консерваторию я поступил на ударные инструменты. Но с трубой никогда не расстаюсь. Работал в группах ударных инструментов симфонических оркестров Саратова и Ульяновска и, конечно, Израиля (почти во всех симфонических оркестрах). Приближаясь к юбилейной дате, 70-летию со дня своего рождения, решил сделать себе подарок и приобрел флюгельгорн. Вникаю, изучаю и не нарадуюсь! ... Давид Осипович Лебединский был еще и замечательный дирижер оркестра, отличный оркестровщик. У него была богатая нотная библиотека. Все время приносил на репетиции школьного оркестра что-нибудь новенькое. Дети его очень любили и гордились, что учатся в его классе. Правда, я был строптивым учеником, мне не все нравилось, что мне давал на изучение преподаватель. Я просил: «Давид Осипович, дайте мне поиграть арии, красивые мелодии!». И мы все-таки находили компромисс между моими желаниями и необходимостью следовать методическим требованиям. Интересный эпизод. Давид Осипович играл в оркестре кинотеатра, был его руководителем. Кто постарше, помнят такие небольшие инструментальные коллективы, которые играли перед сеансами. В репертуаре была популярная музыка, солисты-вокалисты пели знакомые всем песни. Люди иногда приходили только для того, чтобы послушать концерт и затем даже и в кинозал не заходили... Так вот, Лебединский нас проводил бесплатно в кинотеатр и даже угощал мороженым, но... Мы должны были что-то выучить — пьеску или пару этюдов на инструменте — и во время киножурнала ему сдать. Классная приманка! И мы, ребята, с удовольствием на это «клевали». Я был вхож в дом моего учителя. Его жена, Элеонора Лазаревна Давыдова — красавица и умница, была еще и хорошей пианисткой и аккордеонисткой. Кстати, человек со сложной судьбой: с 16 лет была партизанкой, участвовала в боях с фашистами. В доме она была главным человеком, а муж, наравне с сыном, был еще одним ее «ребенком». Доминантная женщина. Также Элеонора Лазаревна вела преподавательскую деятельность. Не удивительно, что сын Лебединских Олег получил хорошее воспитание и образование, сделал блестящую карьеру. Подробнее об именитых выпускникахСреди выпускников 60-х—70-х годов выделяются трубачи: Д. Кучмий, В. Ножов, В. Морозов, А. Рогальчук (тромбон), кларнетисты А. Перельмутер, В. Диаковский, С. Слатвинский. В 80-е—90-е годы в училище работали опытнейшие педагоги: Э. Э. Эминов (класс кларнета и саксофона), преподаватель класса валторны А. В. Штанько. Его студенты успешно работают в странах СНГ и за рубежом. Многие преподаватели за исполнительскую и педагогическую деятельность получили почетные звания. Заслуженный деятель искусств Республики Крым С. Н. Бигуняк с 1983 года ведет класс тромбона и тубы, подготовил и выпустил ряд известных музыкантов. Среди них — С.Емельяненко, сегодня он на педагогической работе в Швейцарии. На протяжении двадцати лет работает в училище заслуженный деятель искусств Республики Крым Н. Х Бекиров. Его студенты не раз становились лауреатами различных всеукраинских и международных конкурсов. 30 лет преподавал в училище класс флейты и саксофона, курс методики А.Г.Могилов. Среди его многочисленных выпускников известный музыкант, профессор, заведующий кафедрой Московской консерватории А. Л. Ермоленко. Более пятнадцати лет на отделении ведет класс флейты заслуженный артист Республики Крым Э. И. Афузова, воспитавшая плеяду лауреатов республиканских и всеукраинских конкурсов, работающих в ведущих оркестрах Украины. Класс трубы много лет вел заслуженный артист Украины В. Т. Гнатык. Являясь дирижером муниципального оркестра, он воспитал не одно поколение студентов-лауреатов республиканских конкурсов. Александр Рапопорт, ученик Лебединского. Окончил Московскую консерваторию у выдающегося трубача современности, профессора Юрия Алексеевича Усова. На Всесоюзном конкурсе исполнителей на медных духовых инструментах и ударных инструментах (1984 год, Алма-Ата), А. Рапопорт был удостоен престижного второго места. В последнее десятилетие класс трубы пополнился молодыми, талантливыми педагогами. Это Д. М. Княжицкий, заслуженный артист Крыма, воспитавший лауреатов республиканских и международных конкурсов. Б. Б. Демидов, заслуженный артист Республики Крым, класс трубы и валторны, воспитавший молодое поколение дипломантов международных конкурсов. Многие студенты, окончившие Симферопольское училище, возвращаются в родные стены в качестве преподавателей. В их числе молодой талантливый педагог Ф. А. Зайцев (класс кларнета), А. В. Высочин, заслуженный артист Республики Крым, класс дирижирования. Долгие годы дирижирование преподает заслуженный деятель искусств АРК, главный дирижер Крымского академического украинского музыкального театра А. В. Коваленко Курс инструментовки и чтение партитур ведет А. И. Клименко, являясь руководителем педагогической практики на отделе оперетты. Значительная фигура среди музыкантов, состоявшихся в Крыму и распространивших затем знания и навыки крымской школы по стране — Аркадий Певцов, педагогом которого был вышеназванный заслуженный деятель искусств Республики Крым С. Н. Бигуняк. Прекрасный мир звуковСвятослав Аркадьевич Вишняк — заслуженный артист Украины, заметная фигура в культурной жизни Крыма. Много лет был солистом оркестра Крымской филармонии, концертмейстером группы флейт. Сейчас продолжает свою деятельность, взращивая молодые таланты. На его счету десятки прекрасных музыкантов, которые продолжают творить во многих творческих коллективах мира. Кроме этого, он прекрасный аранжировщик. Им написано много произведений для солистов и симфонического оркестра. Именно ему удалось в 2008 году не дать развалиться симфоническому оркестру Ялты. Он поднял на ноги всю музыкальную общественность Крыма, местное начальство. В президентский аппарат Украины пришло так много писем от жителей Ялты с просьбой восстановить оркестр, что... «Это мое последнее политическое выступление, — сказал тогда на первом концерте после кризиса дирижер С.Вишняк, — я уступаю место тому, кто здесь должен быть, а именно, лектору-музыковеду», — сказал он. Выступление началось с исполнения «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича, после чего с приветственным словом выступила ведущая концерта Ирина Мартыненко. В концерте приняли участие вокалисты: лауреат фестивалей и конкурсов Зоя Легостаева, заслуженные работники культуры Республики Крым Юрий Сумбаев и Екатерина Савенко, которая недавно стала дипломантом всероссийского конкурса «Хрустальная лира». Этот концерт крымчане помнят до сегодняшнего дня. Лебединский-младший, Каймовский, братья ЖиляевыИз интервью с Олегом Лебединским, профессором военно-дирижерского факультета института военных дирижеров в Москве. Вот, что он рассказывает о себе и своем пути в музыке. «Я из семьи профессиональных музыкантов. Моя мать преподавала фортепиано, отец — класс трубы, тромбона и баритона, поэтому моя дальнейшая дорога была предопределена с рождения. Музыкой я начал заниматься в шесть лет. Играл на скрипке, учась у замечательного педагога Павла Шольца, друга Давида Ойстраха. Одновременно играл на духовых инструментах. Был воспитанником военного духового оркестра. В 1964 году окончил Симферопольское музыкальное училище по классу кларнета, класс преподавателя Виталия Васильевича Пухленко. В этом же году поступил на факультет военных дирижеров при Московской консерватории, окончил его в 1968 году в звании лейтенанта. С военным оркестром я объездил весь Советский Союз. Сейчас преподаю на родном факультете в звании профессора и счастлив, что могу передать свои знания, участвовать в воспитании не только артистов оркестра, но и военных дирижеров». Олег Лебединский — многогранная музыкальная личность. Давайте перечислим, сколькими инструментами он владеет: скрипка, саксофон, фортепиано, медные духовые, кларнет... Олег в свое время, как говорят, с нуля создал полковой оркестр в Туркестанском военном округе, куда был направлен, получив лейтенантские погоны. Затем был начальником оркестра штаба того же округа. Исполнял с этим оркестром все — от Баха до Свиридова. Причем в собственных аранжировках. 19 лет Лебединский возглавлял Государственный духовой оркестр России и семь лет был художественным руководителем и главным дирижером Губернаторского оркестра Московской области. Длинный список наград и благодарностей маэстро, славящегося неповторимым стилем и потому желанного и почетного гостя на международных конкурсах и форумах, недавно пополнила Почетная грамота президента Российской Федерации. Губернаторский оркестр — профессиональный творческий коллектив с уникальными возможностями. Высокая квалификация исполнителей и разноплановый репертуар позволяют оркестру активно принимать участие во всех мероприятиях, проводимых губернатором и правительством Московской области. Наряду с оркестровой работой О.Лебединский ведет большую общественную деятельность. На протяжении многих лет он приглашается в качестве председателя и члена жюри на фестивали и конкурсы духовой музыки, проходящие в Московской области, в России и за рубежом. Был председателем жюри X-го Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Янковского (Республика Беларусь, г. Столбцы, 2007 г.), а также председателем жюри и главным дирижером Международного конкурса-фестиваля «Кубок Московии» (Московская область, г. Истра, 2009 г.) Леопольд Яковлевич Каймовский. В прошлом преподаватель кларнета Московского военно-музыкального училища, а сегодня — исполнительный вице-президент Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций (КЕРООР), председатель Московской еврейской религиозной общины (МЕРО), Председатель правления ЗАО «Зарубежкурорт», кандидат искусствоведения. Родился в 1947 году в Симферополе. Окончил Симферопольское музыкальное училище по классу кларнета, затем — Ереванскую государственную консерваторию, преподавал специальные музыкальные дисциплины в Московском военно-музыкальном училище, там же защитил кандидатскую диссертацию. Также прославился бесстрашным отражением нападения молодого неофашиста на синагогу в Москве. В июле 1999 года студент юрфака Академии труда и социальных отношений Никита Кривчун проник в московскую хоральную синагогу с целью совершения антисемитского теракта. При себе он имел ножи, меч, нунчаки, удавку, молоток, шприц и полтора литра бензина. Леопольд Каймовский вступил в схватку с преступником, в ходе которой получил 11 ранений! Несмотря на тяжесть ран, Леопольду Каймовскому удалось обезоружить и задержать преступника. За мужество и самоотверженность указом президента России Леопольд Яковлевич был награжден орденом Мужества. Братья Жиляевы.Юрий Георгиевич Жиляев. Заслуженный артист РФ, солист ансамбля песни и пляски Черноморского флота России, лауреат многих джазовых фестивалей. «Юрий Жиляев превосходный исполнитель на ударных инструментах», — рассказывают мне его коллеги. Без барабанов немыслимо большинство музыкальных жанров. Ударника нередко сравнивают с сердцем, несущим жизнь всему музыкальному произведению. Таким сердцем и мотором черноморского ансамбля является Юрий. Все, кому приходилось участвовать вместе с ним в концертах, всегда восхищались его игрой, техникой и фантазией. Кроме работы в военно-морском ансамбле, Жиляев — концертмейстер группы ударных инструментов Севастопольского симфонического оркестра. Поистине многогранная личность. Вадим Жиляев. Как и его старший брат, выпускник Одесской консерватории, один из ведущих преподавателей Израиля, заведующий отделом ударных инструментов муниципальной консерватории Петах-Тиквы. На его счету целая плеяда талантливых выпускников, многие из которых продолжают свой самостоятельный путь в профессиональной музыке. Вадим неоднократно с честью представлял музыкальное искусство бывшего СССР за рубежом, о чем свидетельствуют награды, премии, отзывы музыкальных критиков и СМИ. Оркестр духовых и ударных инструментов музучилищаОтделение «Оркестровые духовые и ударные инструменты» Симферопольского музучилища более 20-ти лет возглавляет заслуженный артист Украины, заслуженный деятель искусств Республики Крым, преподаватель класса гобоя, дирижирования и оркестрового класса Геннадий Алексеевич Ретинский. Под его руководством духовой оркестр училища, организованный в первые годы его становления, стал высокопрофессиональным коллективом. Концертные программы, интересные тематические творческие проекты духового оркестра училища стали большим событием в музыкальной жизни Крыма. Г. А. Ретинский и его коллектив являются инициаторами и организаторами международных фестивалей духовой и джазовой музыки в Крыму «Золотой Грифон». Духовой оркестр Симферопольского музыкального училища имени П. И. Чайковского неоднократно становился лауреатом международных фестивалей духовой и джазовой музыки. Штанько, отец и сынВадим Иосифович Штанько (07.03.1932–03.01.1982), педагог Симферопольского музыкального училища по классу валторны, дирижер, композитор, был человеком неугомонной творческой энергии и большим общественным деятелем. Организатор и художественный руководитель марш-парадов духовых оркестров ко дню Победы 9 мая, в котором принимали участие, как военные оркестры города, так и коллективы из многих городов Крыма — Севастополя, Ялты, Феодосии. Главное дело учителя — воспитать достойного ученика. Поэтому стоит назвать хотя бы несколько имен из самых выдающихся учеников Штанько. Это А. Матковский — труба, Д. Лебединский — тромбон, преподаватель симферопольской ДМШ № 1, В. Готчев — тромбон, солист симфонического оркестра, доцент Одесской консерватории, Л. Вайль — тромбон, заместитель директора филармонии, П. Бессонов — труба, дирижер оркестра цирка в Волгограде, В. Бессонов — труба, артист оркестра в оперетте, В. Фандралюк — тромбон, артист оркестра оперного театра, трубачи: Д. Кучмий, В. Ножов, В. Грицак, солист симфонического оркестра, А. Штанько, валторна, педагог, артист оркестра музыкально-драматического театра, К. Кальнин — музыкант, педагог (валторна). В Симферополе вышла замечательная книга — научно-методический музыкальный сборник: «Штанько В. И. Полное собрание сочинений». В сборник вошли произведения для валторны и трубы с оркестровками пьес, сделанными в 1996 и 2004 годах. Это неоценимое подспорье для учащихся класса валторны ДМШ и студентов музыкальных училищ. Издание было подготовлено к 80-летию со дня рождения автора сыном, Александром Штанько. Все творческое наследие Вадима Иосифовича Штанько Александр передал в библиотеку музея в Ялте. Надо сказать, что сын с честью и достоинством продолжает дело отца. Он дирижер и преподаватель класса валторны. Работает в Симферопольском университете культуры и искусства, занимается композицией. Вот выдержка из письма его бывшего студента. Оно говорит о многом. «Дорогой и уважаемый Александр Вадимович! Здоровья вам и счастья! От всего сердца благодарю вас, своего преподавателя по классу валторны, за приобретенные мною знания, которые вы так искусно донесли до меня. Благодарен судьбе, что именно вы были моим педагогом. Вы тот человек в моей жизни, на кого я хочу равняться! Уверен, что выражаю мнение всех ваших питомцев, прошлых и настоящих. Иван Баранов». Зам по залу... Но и не только!Хочу познакомить читателя с еще одним почтенным представителем духовой школы Крыма. Пухленко Виталий Васильевич — преподаватель класса кларнета и хорового дирижирования. Заслуженный работник культуры Республики Крым, заместитель директора по концертному залу музыкального училища и творческой работе. Рассказывая о Виталии Васильевиче, не могу не привести слова нашего общего педагога по кларнету, профессора Одесской академии музыки, заслуженного деятеля искусств Украины Калио Эвальдовича Мюльберга о своем бывшем студенте. «Виталий Пухленко в свои студенческие годы отличался серьезным отношением к учебе. По всему виделось, что он стремится стать настоящим мастером своей выбранной профессии музыканта и в будущем педагога. На старших курсах Виталий все больше и продуманней стал вносить в исполнение произведений и свое видение произведения. И меня как педагога это радовало! Виталий обладал красивым, выразительным и в интонационном отношении чистым звуком, а также отличной исполнительской техникой, что позволяло ему играть довольно сложные произведения. С чем он превосходно справлялся». Виталий Васильевич неоднократно участвовал в жюри различных конкурсов исполнительского мастерства. Он член жюри XIV Международного музыкального конкурса «Синяя птица» в 2013 году. Среди его учеников можно назвать таких состоявшихся и известных музыкантов как О. Лебединский, Л. Каймовский, о которых мы здесь подробно рассказываем. Вопрос Дмитрию КучмиюКучмий Дмитрий Константинович — заслуженный артист Республики Крым, преподаватель трубы Симферопольского музыкального училища. — Дмитрий, вы много лет работаете преподавателем трубы в училище. Расскажите нам, о ваших учителях, о вашей преподавательской и исполнительской деятельности. — Моим первым педагогом по трубе был прославленный Давид Осипович Лебединский. Нет человека, которому я был бы более благодарен в жизни. Преподаватель, которому не было равных в Крыму! Какую плеяду музыкантов он воспитал! К сожалению, его давно уже нет с нами, но память о нем, о его педагогическом таланте, живет в нас, его учениках. Его сын, замечательный военный дирижер Олег Лебединский сейчас живет и работает в Москве, профессор военного университета, института военных дирижеров. В 1973 году он пригласил меня в Ташкент, в оркестр штаба Туркестанского военного округа, где он был начальником оркестра. Там я не только служил в оркестре, но и закончил консерваторию у талантливого педагога, профессора Пулатова Василия Федоровича. Среди его выдающихся учеников — Л. Артамонов, В. Веригин, Р. Гехт, В. Кучеров, Д. Кучмий, М. Мухитдинов, Ю. Парфенов, Л. Ройблат, А. Селянин, В. Соболевский, Г. Терзян, Б. Матниязов. Видите, Борис, люди с какими именами у него учились! Я с гордостью к ним себя причисляю. Затем я служил в Отдельном показательном оркестре министерства обороны СССР — солистом, а затем и концертмейстером группы корнетов. Работал в Государственном духовом оркестре РСФСР, в оркестре госансамбля «Таврия» в Симферополе. С 1989 и по настоящее время веду класс трубы в Симферопольском музыкальном училище. После многих лет педагогической деятельности имею много выпускников, которые сейчас преподают в разных музыкальных учебных заведениях бывшего Союза, являются солистами симфонических и духовых оркестров. «Родился я в Симферополе...»Картину духовой музыки Крыма дополняет преподаватель класса трубы заслуженный артист Республики Крым Дмитрий Княжицкий. «Родился я в Симферополе. Мой первый инструмент была скрипка, на которой я начал учиться в шесть лет у Раи Манто, прекрасной и вдумчивой преподавательницы. Ее сын, Славик, был моим другом — приходя к нему домой, я часто слышал, как он занимался на трубе. Мой отец знал трубача Михаила Львовича Зельдина, и я уговорил его познакомить меня с ним, чтобы Зельдин начал со мной заниматься. Так, с 11 лет я начал осваивать новый, но сразу захвативший меня инструмент. Через год Зельдин уехал из Симферополя и рекомендовал меня своему учителю Давиду Лебединскому, педагогу-легенде! Об этом человеке можно рассказывать много, и он достоин того! Еще я у него играл в его школьном оркестре. Как мы его любили! Приходили к нему на репетиции как на праздник! Музыкальное училище я окончил в Симферополе и учился у ученика Давида Лебединского Дмитрия Кучмия. Далее, Борис, у нас с вами много общего! Одесская консерватория (класс трубы И. М. Боруха, выпускника профессора Владимира Николаевича Луба). Работал я в Одесском филармоническом симфоническом оркестре под управлением Хобарта Эрла. Также играл в муниципальном духовом оркестре под управлением народного артиста Украины, профессора Александра Яковлевича Салика, вашего бывшего военного дирижера. После консерватории вернулся в Симферополь и 16 лет преподавал в Симферопольском музыкальном училище, параллельно работая в разных коллективах города: в цирке, в театре музыкальной комедии, в городском духовом оркестре и в концертном оркестре МВД Крыма. На моем творческом пути мне довелось музицировать с очень многими прекрасными музыкантами! Я добился успехов. Мне присвоено звание «Заслуженный артист Республики Крым». Но любимой моей работой было преподавание в музыкальном училище. И моя настоящая и искренняя гордость — это достижения моих учеников, которые участвовали во всех украинских конкурсах, и многие из них стали лауреатами. Также есть победа на Международном конкурсе трубачей имени Мирона Старовецкого, Гран-При. Я окончил ассистентуру, прошел стажировку в Донецкой музыкальной академии у преподавателя В. В. Подольчука, выпускника профессора Одесской консерватории В. Н. Луба. Один из талантливых и первых моих учеников — Дилявер Османов. После окончания Донецкой музыкальной академии по классу трубы, он продолжил обучение в Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования. Еще один мой ученик, Эльвис Князев — лауреат всеукраинских и международных конкурсов музыкального исполнительства. Много моих выпускников работает в различных оркестрах Крыма. Кроме работы в музыкальном училище, я также преподавал в филиале Донецкой музыкальной академии, который был открыт на базе Симферопольского музыкального училища. В данное время я нахожусь в свободном плавании. В прямом и переносном смысле. Играю в музыкальном ансамбле на круизном лайнере. И вместе с тем обдумываю, не вернуться ли мне к преподавательской работе..."
От автораМои друзья и читатели часто меня упрекают, что в своих опусах я нередко допускаю «отклонения», а иногда и «модуляции», тем самым отвлекая читателя от главной темы. Что ответить... иногда грешу этим... И сейчас, представляя Анатолия Шапиро, согрешу в очередной раз. Но это нужно, поверьте! В 1978 году Анатолий Шапиро проходил службу в оркестре штаба Северной группы войск (Польша), был концертмейстером группы кларнетов. Летом того же года к ним на повышение прибыл заслуженный артист Украины Александр Яковлевич Салик из Одессы. Между ними почти сразу же состоялся такой разговор: «Анатолий, я вызываю из моего бывшего оркестра несколько музыкантов, в их числе и Бориса Турчинского...» Увы, тогда подружиться не получилось... Я чем-то не понравился органам. Наше знакомство с Анатолием Шапиро состоялось лишь в 1988 году. Анатолий — преподаватель Симферопольского музыкального училища, и я — преподаватель Ровенского института культуры, встретились на юбилее Калио Мюльберга в Одесской консерватории. Воспоминаниями делится Анатолий ШапироНыне — преподаватель консерватории в Тель-Авиве, композитор. Среди его произведений — пьесы для кларнета, саксофона и различных ансамблей. Музыка интересная и содержательная, а главное — очень востребованная! Многие его ученики отмечены премиями, некоторые продолжают свое образование в музыкальных академиях Израиля. «В Симферопольском музыкальном училище я проработал не один год. Среди учеников: лауреат республиканского конкурса исполнителей на духовых инструментах Эдуард Волков — сегодня дирижер эстрадно-духового оркестра, Аркадий Певцов, который долгое время был главным дирижером Одесского театра музыкальной комедии (заслуженный артист Республики Крым, ныне проживает в Германии), Игорь Житомирский, Олег Якушев и многие другие. О коллегах. Все были прекрасные специалисты. Семен Бигуняк — преподаватель тромбона, Кучмий — по классу трубы, Николай Тертус по классу валторны, Геннадий Ретинский — дирижер. На особом месте стоит Виталий Пухленко. Одесскую консерваторию он окончил по двум специальностям — как кларнетист и как хормейстер. Евгений Ефремов преподавал ударные инструменты, был заведующим отделением духовых инструментов и дирижером духового оркестра. Хочу вспомнить Евгения Мальгинова. Прекрасный музыкант, владеющий хорошей джазовой манерой исполнения, чудесный импровизатор. Мы с ним много работали в Симферополе, довелось музицировать и в Израиле. Сам я закончил Бакинскую консерваторию, был солистом симфонического оркестра Гостелерадио, преподавал в консерватории на кафедре камерного ансамбля, был иллюстратором на кафедре композиции, играл в оркестре оперной студии. В Симферополе я в составе камерных ансамблей играл с бывшим директором училища, замечательным пианистом Александром Яцковым. Множество концертов по всему Крыму! Это было очень плодотворное время, и я с интересом его воспоминаю. Также все эти годы я преподавал в Первой музыкальной школе, застал великого педагога Давида Осиповича Лебединского! Продолжатель крымской музыкальной династии Оксана СоколикОб этом человеке и об этой династии я писал не раз — сейчас же просто хочу вспомнить одну из наших бесед с Оксаной. — Оксана, ваша семья — музыкальная династия. Много сделала для популяризации духовой музыки в Крыму! — Мой дед Исидор Пинчук играл на флейте и пел в хоре. Мама — Ирина Пинчук — пианистка, педагог, многие ее ученики продолжили музыкальное обучение и сейчас работают в Украине и за рубежом. Мой отец — Василий Соколик, заслуженный артист Украины, тромбонист, основатель духового оркестра «Ялта», которым руководил 42 года! Педагог, всю свою жизнь посвятил музыке. За создание ряда концертных программ удостоен государственной премии. Им была написана масса оркестровок, которые существенно оживили репертуар оркестра. До сих пор духовой оркестр «Ялта» исполняет эти произведения. Отец не боялся брать в работу большие полотна, такие, как антракты из опер и оперетт, увертюры и фантазии, исполнение которых требовали высокого мастерства дирижера и музыкантов. По сути своей многих музыкантов для духового оркестра он воспитывал так же, как дирижер ялтинского оркестра Алексей Гуляницкий взращивал их в симфоническом. Начальник военно-оркестровой службы Украины, народный артист Украины, генерал-майор Владимир Федорович Деркач был приятно удивлен, что в маленькой Ялте есть такой мощный духовой оркестр. Это было во время его визита на празднике духовой музыки. Прямо со сцены главный дирижер страны заявил, что не каждый оркестр Киева сможет осилить такую программу, что по силам ялтинскому оркестру духовой музыки! В Ялте есть гора Магаби, где на огромной лужайке собираются все творческие коллективы Ялты на Праздник песни. Участвовать в празднике и симфонический, и духовой оркестры, и хоры. Это мероприятие собирает огромную массу людей. Известный советский дирижер народный артист СССР Натан Григорьевич Рахлин, приехав к нам в гости, продирижировал несколько произведений с симфоническим оркестром, а когда концертную площадку уступили духовому оркестру, Натан Рахлин, который, как известно, играл на многих оркестровых инструментах, забрал у отца баритон, сел на его место и говорит: «Вася, теперь вы дирижируйте, а я поиграю!» Когда Рахлин создал и возглавил казанский симфонический оркестр, он несколько раз звал Василия Соколика в Казань, но отец остался верен своему родному городу и краю, где его так хорошо знали и любили, и который он тоже так любил! Отец обожал музыку и своих музыкантов и нередко говорил им: «Ребятки, любите музыку. Музыка — это все! Она нас объединяет!» Настоящее сохранять и приумножать!Сегодня Симферопольское музыкальное училище — одно из самых известных учебных заведений в Крыму. Секрет этой популярности у молодежи, ищущей свою дорогу в жизни, прост: используя современные методики преподавания, здесь, тем не менее, остаются верны разработанной еще в советское время многоступенчатой системе подготовки исполнителей «музыкальная школа-музыкальное училище-консерватория». Ведь никакой хваленой Болонской системе не под силу воспитать исполнителя-виртуоза! Кстати, именно эту, советскую, систему давно взяли на вооружение в Китае и Японии — в странах, традиционно славящихся своими музыкантами. «Сохранять эти традиции очень важно, — считает талантливый пианист, бывший директор Симферопольского музыкального училища заслуженный деятель искусств Республики Крым Александр Васильевич Яцков, — в деле подготовки исполнителей мы были и остаемся конкурентоспособными на самом высоком уровне!» Я бы заострил внимание на ключевых словах: «Мы были и остаемся»! Борис Турчинский, апрель 2014
|
|
|
|
|
|