Partita.Ru

Анатолий Кузьмeнко: «Линия жизни»

Анатолий Исакович Кузьмeнко Линии судьбы у всех разные. Говорят, многое можно узнать по рисунку руки: у одних линии на ладони прямые, у других извилистые... И все-таки кто или что видимо меняет нашу жизнь, направляя в ту или иную сторону? Может, сами люди?.. Какая-то необъяснимая цепочка случайностей? Или не случайностей?!. Бывает ведь так: встретил человека, поговорил с ним, услышал совет, прислушался — и у тебя резко меняется направление не только мыслей, но и самой действительности.

Так было с героем моего нового очерка Анатолием Исаковичем Кузьменко — ветераном военно-оркестровой службы, ныне профессором Национального педагогического университета им.  М. П. Драгоманова в Киеве.

А путевку в жизнь своим своевременным и дельным советом дал ему в конце 50-х годов не кто иной, как мой отец, Роман Иосифович Турчинский.

С Анатолием, тогда еще молодым парнишкой, студентом Житомирского музыкального училища, они вместе работали в местном музыкально-драматическом театре.

«Чем ты намерен заниматься в жизни дальше?» — как-то спросил его отец. «Да точно еще не знаю, — ответил Анатолий, — может, попытаюсь поступить в какую-нибудь консерваторию». На это Роман Иосифович сказал: «Вот смотрю я на тебя, Толя: ты стройный и красивый парень, хорошо играешь на валторне, музыкальностью тебя бог не обделил. Вижу тебя военным дирижером. Как тебе такая перспектива?»

Приблизительно такой разговор состоялся между этими людьми двух поколений. Ну, а дальше — все по порядку.

Справка. Кузьменко Анатолий Исакович (21.09.1937, село Ковшеватая Таращанского района Киевской области) — валторнист, дирижер, педагог. Заслуженный артист Украины (1985). В 1959 году окончил Житомирское государственное музыкальное училище имени В. С. Косенко по классу валторны и дирижирования (преподаватель Д. И. Цыбенко), теории и гармонии (преподаватель В. В. Закусило (Оробинская). В 1963 году окончил военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Преподаватели: класс дирижирования — профессор Ю. М. Тимофеев, класс валторны — В. И. Станкевич, класс инструментовки — композитор, профессор Н. П. Иванов-Радкевич. В 1963 году А. И. Кузьменко — дирижер оркестра Уральского военного округа. В 1964–1970 годах — дирижер военного оркестра Группы советских войск в Германии. В 1970–1977 — дирижер оркестров Закавказского военного округа (г. Кировабад). 1977–1980 — начальник оркестра штаба Бакинского военного круга ПВО. В 1980–1988 — начальник оркестра штаба Киевского военного округа. С 1989 — преподаватель института искусств Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова. С 1990 по 1995-й — заведующий кафедрой игры на музыкальных инструментах. Анатолий Исакович Кузьменко — дирижер камерного оркестра института искусств, активный участник многочисленных концертов и общественных мероприятий в Киеве. Составитель сборников концертных пьес для духового оркестра.

Оркестр штаба Киевского военного округа

Расскажем немного об этом высокопрофессиональном коллективе — он достоин этого. В своих очерках я эпизодически не раз писал об этом удивительном оркестре, флагмане военно-оркестровой службы бывшего Союза. Один из моих рассказов напрямую относится к этой теме — это очерк «Папа Маркус», посвященный 105-й годовщине со дня рождения художественного руководителя и начальника военно-оркестровой службы КВО Эмиля Иосифовича Маркуса, опубликованный в российском научно-популярном журнале «Оркестр» и в первой книге моего двухтомника «Иерусалимский дивертисмент».

Материалы интернета

Заслуженный академический оркестр Украины Образцово-показательный оркестр Вооруженных Сил Украины — ведущий творческий коллектив страны, музыкальный символ ее Вооруженных Сил. Творческий путь коллектива начался с создания в декабре 1945 года оркестра штаба Киевского военного округа — на основании приказа Народного Комиссара Обороны № 071 1944 года, Постановления Военного Совета КВО № 040 от 14 мая 1945 года и директивы ОРГ 1/87839 от 31 октября 1945 года. Основателем и первым начальником оркестра был майор Демьян Литновский.

Золотая эра военно-оркестровой службы

Так называют тот выдающийся, незабываемый период. В разные годы (1945–1991) начальниками военно-оркестровой службы были: Владимир Гурфинкель, Стефан Творун, Эдуард Парсаданян, Иван Ладановский, Эмиль Маркус, Александр Данилов, Александр Веревкин, Валерий Богданов, Геннадий Григорьев. Начальники оркестра штаба Краснознаменного Киевского военного округа: Демьян Литновский, Эмиль Маркус, Василий Рязанцев, вновь Маркус, Глеб Кузнецов, Василий Охрименко (и.о.), Петр Мирошниченко, Анатолий Кузьменко, Алексей Баженов, Валерий Винников.

Настоящий успех к коллективу пришел в шестидесятых годах.

Выступая с концертами перед военнослужащими и гражданским населением, коллектив оркестра тем самым делал очень многое для развития военно-музыкального искусства. Популярность коллектива обеспечили высокое профессиональное мастерство и разнообразная концертная деятельность: выступления на Украинском радио и телевидении, в концертных залах, озвучивание документальных и художественных фильмов, записи грампластинок, постоянное участие в военных парадах, правительственных концертах. С оркестром выступали выдающиеся дирижеры и музыканты — С. Чернецкий, Н. Назаров, Н. Рахлин, С. Турчак, Е. Чавдар, Б. Руденко, Д. Гнатюк, К. Огневой, Н. Кондратюк и другие.

В 1965 году за заслуги в развитии музыкального искусства оркестру было присвоено звание «Заслуженный оркестр Украинской ССР».

Оркестр штаба КВО неоднократно завоевывал призовые места на общеармейских конкурсах штатных военных оркестров Советской Армии и Военно-Морского Флота, получил «Гран-при» на международном фестивале духовой музыки в Югославии (г. Сараево, 1972 год). В мае 1992 года он был переименован в Отдельный показательный оркестр Министерства обороны Украины.

Слово начальнику военно-музыкального Управления, главному дирижеру Вооруженных сил Украины (1992–2011) народному артисту Украины, профессору, генерал-майору Владимиру Деркачу.

— Уважаемый Борис, рад принять участие в создании вашего очерка и добавить от себя несколько теплых слов о моем наставнике, а сейчас уже коллеге и друге Анатолии Исаковиче Кузьменко.

Память переносит меня в уже далекий 1980-й год. В оркестре штаба Киевского военного округа появился новый начальник оркестра, который нам, музыкантам оркестра, сразу понравился. Что-то было в новом начальнике такое, что притягивало людей. Потом я понял: к нам приехал профессионал, опытный командир и чуткий человек. Словом, харизматичная личность, каких я встречал не слишком много на своем пути.

В 1981 году с легкой руки Анатолия Исаковича и по его рекомендации я поступил на факультет военных дирижеров при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Восемь лет Кузьменко достойно возглавлял один из лучших оркестров СССР. В дальнейшем наши пути были всегда рядом, и я нередко обращался к нему за советом.

Последние шесть лет мы плодотворно работаем на факультете искусств НПУ им. М. П. Драгоманова, на кафедре дирижирования, где авторитет мастера музыки — на самом высоком уровне среди студентов и преподавателей. Заслуженный артист Украины, полковник в отставке достоин многих слов благодарности и уважения. Лично для меня он всегда был и остается величайшим примером отношения к работе и людям!

В. Ф. Деркач.
Киев, 14.02.2017

От автора. С Владимиром Деркачом мы познакомились, когда он был начальником оркестра штаба Одесского военного округа в 1988 году.

Праздновался юбилей моего учителя, профессора Одесской консерватории Калио Эвальдовича Мюльберга. На это памятное событие собралось много учеников профессора — конечно же, были и военные музыканты. Присутствовал военный дирижер народный артист Украины Александр Салик, которому я многим обязан в жизни и в становлении как музыканта. Там и состоялось мое знакомство с Владимиром Федоровичем. После концерта, на другой день, оба дирижера пригласили меня посетить оркестр штаба и послушать репетицию. В то время коллектив готовился к Всеармейскому конкурсу военных оркестров, который проходил раз в восемь лет.

Я был восхищен звучанием! Это был коллектив высокого исполнительского мастерства. И таким его сделали его руководители — дирижеры Салик и Деркач. Неудивительно, что на конкурсе оркестр занял первое место среди множества коллективов Союза. Это был последний конкурс в истории военно-духовой музыки СССР.

Еще добавлю, что Владимир Деркач — один из основателей международного фестиваля военных оркестров «Сурмы Конституции» («Трубы Конституции») в Сумах в 2001 году; он — автор серьезной исследовательской статьи «Военная музыка из глубины истории».

Сначала было ремесленное

— Анатолий Исакович, расскажите, как вы пришли в музыку. Кто или что на это оказали влияние. Кто были ваши первые учителя до поступления в музыкальное училище?

— Не сразу я пришел в музыку, путь был извилистым. В музыкальное училище я поступил, не зная даже нот. В те послевоенные времена это было возможно. Часто были недоборы. Я умел подбирать на слух на баяне и гармошке венского строя простенькие мелодии. В школе у нас был оркестр, которым руководил Данило Исакович (фамилии не помню). Это был оркестр струнных инструментов. Я играл на том, в чем была необходимость. Это были балалайка, гитара, мандолина.

Выступали на смотрах и, конечно, в школе. Но сначала я о музыке серьезно не думал.

Сначала поступил в ремесленное училище в Белой Церкви Киевской области. Там, как и в других подобных учебных заведениях, был духовой оркестр, где и я освоил корнет.

На работу меня отправили в пос. Бучманы Житомирской области. Строил торфо-брикетный завод, был слесарем. По вечерам «играл танцы» на баяне — в общем, «первый парень на деревне».

После первого года у меня нашелся покровитель, начальник лаборатории Александр Андреевич Закусило, который мне очень симпатизировал. Он быстрее всех понял, что у меня другое призвание в жизни и обратился к директору завода, чтобы меня освободили от обязательной отработки (а это целых три года).

Директор пошел на нарушение закона и отпустил меня, в связи с поступлением на учебу.

Далее — Житомирское музучилище им. В. С. Косенко

Затем Александр Андреевич повез меня в Житомирское музыкальное училище, пошел к директору Куцыку. Проверив мои музыкальные данные, учителя-экзаменаторы решили меня зачислить. А на какой инструмент? — В дело вмешался преподаватель валторны Демид Иванович Цыбенко, и меня зачислили в класс валторны.

Наше училище в то время было экспериментальным на Украине. Еще не было культпросветучилища, и была нехватка клубных работников. Кроме музыкального направления, нам добавили еще пять дисциплин, что в дальнейшем мне очень помогло в жизни. Это были основы режиссуры, основы хореографии, техника речи, изобразительное искусство и клубное дело.

С большой теплотой я вспоминаю учителей и друзей того времени — хоть времена были для меня тяжелые, и, честно говоря, бедные. Иногда не хватало денег на еду. Буфетчица Людмила Петровна подкармливала меня и моего друга Витю Антонюка, но по воскресеньям она не работала. Бывало такое, что в субботу в три часа дня мы поедим, а завтракаем затем только в понедельник утром.

На четвертом курсе мне повезло: меня взяли в оркестр театра. Теперь я начал получать небольшие деньги — хотя бы на пропитание уже хватало. А еще мне повезло, что я сидел в оркестре с опытным валторнистом и душой-человеком — Романом Турчинским. Он был мудрым в жизни человеком, фронтовиком. Конечно, и валторнист в то время он был не чета мне, так что было мне чему у него поучиться.

В училище в то время появились новые, опытные преподаватели. Трубач Вячеслав Валентинович Паржицкий, теоретик Валентина Васильевна Закусило. Валентину Васильевну я боготворил! Она была теоретик и пианист высокого уровня. Уроки по теоретическим предметам у нее проходили на одном дыхании. Мы старались не пропускать их. Но так как я пел в хоре (это было обязательно), а уроки Валентины Васильевны были в то же время, я очень много упустил и только с третьего курса начал посещать ее уроки. В группе уже писали трехголосные диктанты, а я еще сидел на одноголосных. Спасибо Закусило, она мне помогла и я смог потом догнать своих сокурсников. Приходили мы разыгрываться в училище в половине шестого утра. Опоздаешь — и у тебя нет места, где заниматься.

От автора. Добавлю несколько строк о Валентине Васильевне. Я тоже ее ученик. Кроме всего, Валентина Васильевна была прекрасной пианисткой. А о человеческих качествах ее я и не говорю. На четвертом курсе училища мой педагог Валерий Иванович Заяц дал мне на выпускной экзамен новый тогда и довольно сложный концерт. Начал с интересом разбирать нотный текст произведения. Подошло время попробовать его сыграть с аккомпанементом — и тут появились непредвиденные обстоятельства. Партия фортепиано была довольно сложная, и мой концертмейстер попросту отказался ее играть. Закусило — тогда у нее уже была новая фамилия по мужу — Оробинская, была еще и завучем в училище, и Валерий Иванович обратился к ней: что будем делать? Менять произведение только потому, что оно не по зубам концертмейстеру? Нелепо!

Валентина Васильевна была удивлена и попросила принести ей ноты. В итоге она сама взялась мне аккомпанировать, хотя была занята работой завуча и преподавателя теоретических дисциплин, а тут надо было входить в форму, попросту заниматься на фортепиано. Что ее подвигнуло к этому, не знаю, но справилась она с этой задачей блестяще.

На госэкзамене я получил оценку отлично, в чем и ее большая заслуга. Председателем госкомиссии был известный украинский дирижер, профессор Киевской консерватории, основатель Национального симфонического оркестра Украины М. М. Канерштейн. После экзамена он подошел к нам и сказал теплые слова благодарности Валентине Васильевне: «Я смотрю, Валя, ты в отличной исполнительской форме, похвально! И вы, молодой человек, молодцом. Приезжайте поступать в Киевскую консерваторию!»

Дирижер Древецкий

Дирижером оркестра у нас был Иосиф Антонович Древецкий. Конечно, это был мастер. Замечательный дирижер, опытный и думающий воспитатель. Умел добиваться от оркестра отличного звучания. Был требовательным, но в то же время внимательным к студентам. А еще был человеком с хорошим чувством юмора. Думаю, что мы, его выпускники, во многом в дальнейшей творческой жизни ему подражали. Однако мало кто из нас знал, что он был человеком трагической судьбы. Вот что говорит о нем Книга памяти жертв коммунистического террора (есть такая книга).

«Древецкий Иосиф Антонович, 1902 года рождения. Место рождения: Украинская ССР, р-н Житомир. Должность: музыкант. Место проживания: Кзыл-Ординская обл., Кзыл-Орда. Арест: 17.10.1938. Кзыл-Ординское УНКВД. Осужд. 16.02.1939. Кзыл-Ординское УНКВД. Приговор: дело прекращено. Реабилитация 11.01.1998. Кзыл-Ординская облпрокуратура, основание: Закон РК от 14.04.1993. Источник: Сведения ДКНБ РК по Кзыл-Ординской обл.

Моим другом, как я уже говорил, был Виктор Антонюк, спали в одной комнате. Делились последним куском хлеба. Тубист он был от Бога.

Дирижер государственного симфонического оркестра Украины Стефан Турчак, послушав его, без конкурса зачислил в оркестр. Это говорит о многом. Кого хочу еще вспомнить?! Кларнетиста и скрипача Гаррия Оганезова (впоследствии — профессор Воронежского института искусств, дирижер Липецкого симфонического оркестра, заслуженный артист Российской Федерации). Тромбониста и скрипача Григория Ройтфарба (ныне народный артист Татарстана, профессор Иерусалимской академии музыки Рубина). Кларнетиста Бориса Михайловича Фишермана (преподаватель, дирижер оркестра, заслуженный работник культуры Украины). Это я вспоминаю наиболее одаренных и трудолюбивых студентов — конечно же, они состоялись как профессиональные музыканты.

Череда военных округов

Удивительных историй у Анатолия Исаковича немало. Большая часть из них случалась в бытность службы на должности военного дирижера. Не одно место службы поменял. Иногда согласно приказам из Москвы, а иногда... Впрочем, ему самому слово.

— Как и любой офицер Советской Армии, я сменил не одно место службы. После выпуска из института военных дирижеров был направлен в Уральский военный округ. Шесть лет прослужил в группе советских войск в Германии. Семь лет, перед тем как попасть на Украину, был дирижером Закавказского военного округа. Вот там и разворачивались, можно сказать, основные события, после которых меня направили в Киев.

16 лет я был в звании майора — по сути, это самое высокое звание для многих дирижеров. Не слукавлю, если скажу что все годы моего военного творчества, моей службы в войсках начальство относилось ко мне с симпатией. Я хорошо знал свое дело, ответственно подходил к решению всех поручений. Возглавляемые мною оркестры всегда были отмечены как коллективы высокого профессионального уровня.

Когда мой оркестр в Кировабаде проходил торжественным маршем, командир дивизии говорил: «Вот так нужно ходить строевым шагом, берите пример!»

Как-то, когда мы были в Азербайджане в составе тбилисского сводного оркестра, на плацу выстроились все приехавшие оркестры для участия в параде — сдавали репертуар. Начальником военно-оркестровой службы был заслуженный артист ГССР подполковник Константин Степанович Федулов. «Кузьменко, — обратился он ко мне, — пройдите перед оркестрами торжественным маршем!»

«Вот вам образец настоящего оркестрового строевого шага, — сказал он потом всем военным музыкантам после нашего прохождения. — Никак иначе!»

Вскоре меня перевели в Баку, где я был начальником 30-го военного оркестра округа ПВО страны, а также гарнизонным дирижером.

Начальник военно-оркестровой службы СССР генерал-майор Николай Михайлович Михайлов привез с концертными выступлениями Первый отдельный показательный оркестр министерства обороны СССР (так он назывался раньше), и я, конечно, активно подключился к организации встречи этого известного большого коллектива.

Дело было непростое. Транспорт, гостиница, аудитории для выступлений и т.д. А еще надо было позаботиться о рекламе. С оркестром министерства обороны СССР мне приходилось встречаться не раз. Это оркестр самого высокого калибра исполнительского искусства. Начиная с курсантских лет и после окончания института, я много лет с удовольствием наблюдал его творческую жизнь и активность. При всех начальниках и дирижерах оркестр оставался неизменно лучшим военным духовым оркестром СССР. Так было и в бытность начальником военно-оркестровой службы страны Н. М. Назарова, и начальника оркестра Н. П. Сергеева, так было и сейчас, когда оркестр приехал к нам в Баку с новым руководством: начальником оркестра был народный артист России Анатолий Мальцев.

Справка

Центральный военный оркестр министерства обороны России. Оркестр был создан в 1927 году и сразу оказался в главном русле музыкально-исторического процесса. Именно он впервые исполнил ныне широко известные произведения служебно-строевого и концертного репертуара, поднял уровень оркестрового исполнительства до высот академической культуры, стал своеобразной творческой лабораторией для композиторов и молодых дирижеров. С исполнительским искусством его талантливых музыкантов и дирижеров за многие годы познакомились почитатели духовой музыки в России и за рубежом. Оркестр продолжает развивать исторические традиции русской военной музыки, основы которой заложил в 1711 году Петр Первый. В оркестре действуют единственный в России музей военной музыки и центр по созданию служебно-строевого и концертного репертуара для военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации. Репертуарная палитра коллектива необычайно широка — от произведений русской и зарубежной классики до музыки современных композиторов. Особенно ярко оркестр исполняет произведения военной тематики русских композиторов. Оркестр участвует в основных общественно-политических и культурных мероприятиях — начиная от государственных протокольных мероприятий самого высокого уровня, ежегодного участия в парадах войск на Красной площади и заканчивая мероприятиями в регионах страны и за ее рубежами. Сегодня традиции высокой исполнительской культуры с успехом и высокой профессиональностью продолжает новое поколение военных дирижеров: начальник оркестра Сергей Дурыгин, дирижеры Константин Петрович и Андрей Нисенбаум.

Анатолий Исакович продолжает

— Мы много общались с Михайловым, беседовали. Он похвалил меня за прекрасную организацию встречи коллектива минобороны, сказал, что слышал много хорошего от военного и гражданского начальства про мою активную и плодотворную творческую деятельность.

И получилось у нас как в той русской сказке: «Чего тебе надобно?» — спрашивает золотая рыбка. Шутка, конечно, в армии говорят по-другому... Но я прямо сказал Николаю Михайловичу, что хочу в Киев. «В любой оркестр, Николай Михайлович, хоть дворником! — в шутку сказал я. — Только бы в мой любимый Киев!»

«Поедешь в оркестр штаба Киевского военного округа!». Так закончилась наша беседа. Однако этого перевода мне пришлось ждать еще целых девять месяцев.

Приближалась юбилейная дата для Азербайджана: 28 апреля 1976 года — 60-летие республики. И первый секретарь ЦК компартии республики Гейдар Алиев распорядился меня задержать. Ну как же — сам Леонид Ильич Брежнев со своей свитой приезжает отметить эту знаменательную дату. Нельзя ударить в грязь лицом. В Москву полетела телеграмма соответствующего содержания: «В связи с празднованием юбилея республики и участием военных оркестров в параде, в возложении венков и торжественном концерте, дирижера Анатолия Кузьменко временно задержать».

Ничего себе — девять месяцев, временно... Это время для меня было очень тяжелое. Разные мысли были в голове. А вдруг Михайлов передумает или местное начальство захочет продлить со мной «дружбу»...

Вспоминаю Николая Михайловича Михайлова добрым словом, и не только потому, что он пошел мне навстречу и отправил служить туда, куда я хотел. Это был в высшей степени образованный и культурный человек. Я видел, как он обращался с дирижерами и музыкантами. Не было и намека на ханжество или подчеркивание своего положения, что часто случалось в армии.

Тон его всегда был уважительный и взвешенный. И для военно-оркестровой службы он делал много. Появилось много новых сборников с маршами и другими произведениями, необходимыми для пополнения концертного репертуара оркестров. Его «Школа коллективной игры для духового оркестра» была составлена грамотно и явилась хорошим методическим материалом. По ней занимались все оркестры Советской Армии. А сколько их было в то время, военных оркестров!.. Но вернемся в Баку 1976 года.

Все торжества прошли на высоком уровне, я, как многие участвующие в этих мероприятиях, получил благодарность лично от Л. И. Брежнева и руководства республики.

Азербайджан: Кировабад и Баку

— Десять лет я служил, творил, работал — как хотите назовите — в этом чудесном крае!

Этот период можно разделить на две части. Семь лет в Кировабаде и три года в Баку. В Кировабаде мне приходилось проводить массовые мероприятия с участием хоров и оркестров на ежегодных праздниках песни.

А опыт я привез из Германии, где прослужил около шести лет. Там, в городе Плауэн, — а этот город известен тем, что он экспортировал в 80 стран кружева удивительной красоты — каждый июнь был праздник этих кружев. И я провел там семь праздников песни.

Оттуда меня направили в Кировабад. В Кировабаде было четыре военных оркестра, и я был гарнизонным дирижером. В то время секретарем райкома был Тофик Кязимов — он любил большие празднества.

С 1 января во всех школах города раздавались тексты и ноты 23-х песен для школьных хоров. Возглавлял всю эту творческую деятельность композитор Муса Мирзоев. Это было грандиозно: половина стадиона поет, а другая половина стадиона — зрители, жители города. Ну, конечно, бывали и гости — из Баку и из Москвы.

Еще в Германии мне пригодилось изучение в музыкальном училище такой дисциплины, как основы режиссуры, а особенно понадобилось это в Азербайджане. С моим оркестром выступали ведущие солисты-вокалисты республики Мурсал Багиров, Иван Сазанов — солисты Бакинского театра оперы и балета.

Через неделю после последнего такого праздника, прошедшего очень эффектно, меня забрали в Баку. Раздался звонок от порученца командующего Бакинским округом ПВО генерал-полковника Константинова Анатолия Устиновича, и этого было достаточно. Хоть меня намеревались перевести в другое место, но просьбе командующего никто не мог отказать.

Надо сказать, что вопросам культуры в Азербайджане уделяли большое внимание. За десять лет работы там я понял это отчетливо. А первую скрипку в этом играл Гейдар Алиев. На период правления Гейдара Алиева пришелся наибольший культурный расцвет Азербайджана.

Музыка выпрямляет души

«Еще в юности я ощутил, какая мощь заключена в музыке. Без нее люди бедны. Музыка безмерно обогащает, выпрямляет души, придает им необыкновенную силу. Если жизнь человека озарена музыкой, он оживает, как сухая земля, на которую пролился благодатный дождь...» Так говорил Гейдар Алиев.

Годы его руководства Азербайджаном еще в бытность Советского Союза вошли в историю страны как период скачка в развитии всех сфер, в том числе возрождения национальной культуры. Г. Алиев говорил: «Мы обладаем прекрасным искусством, культурой, изумительной народной музыкой и выросшей на ее почве современной профессиональной музыкой».

По личной инициативе Алиева в Баку были построены замечательные дворцы «Республика» (сегодня этот дворец носит имя Алиева), «Гюлистан», концертно-выставочные, спортивные комплексы, Оперная студия, хореографическое училище, были реконструированы здания театра оперы и балета, театра песни имени Рашида Бейбутова, заново отстроен старейший театр музыкальной комедии.

Гейдар Алиев был также инициатором открытия домов-музеев выдающегося азербайджанского драматурга Джафара Джаббарлы, композитора, основоположника азербайджанской оперы Узеира Гаджибекова, поэта и драматурга Гусейна Джавида и других. В годы руководства Алиева были возведены памятники многим видным деятелям науки и культуры Азербайджана.

Сегодня всему миру известна дружба Гейдара Алиева с Мстиславом Ростроповичем и отцовская опека им Муслима Магомаева. Алиев не побоялся продолжить дружеские связи с Ростроповичем даже тогда, когда тот был в опале из-за дружбы с А. Солженицыным.

Мне пишет Анатолий Борисович Мухамеджан,

начальник отдельного показательного оркестра министерства обороны СССР (1984–1994), заслуженный деятель искусств России, профессор.

Здравствуй, Борис!
Очень приятно получить привет из той эпохи, из моей юности. С Анатолием Исаковичем Кузьменко мы встречались не раз — на конкурсах военных оркестров и на сборах дирижеров. Много хорошего слышал о нем из уст начальника военно-оркестровой службы Советской Армии генерал-майора Н. М. Михайлова — после его поездки в Баку в 1979 году, где Анатолий Исакович Кузьменко возглавлял оркестр штаба Бакинского военного округа ПВО. Неудивительно, что в 1980 году он получает назначение управлять лучшим на то время оркестром штаба Киевского военного округа. Коллективом, заслуженным по всем параметрам! Бесспорно, А. И. Кузьменко — легенда военно-оркестровой службы бывшего Союза. Великолепный музыкант, блестящий дирижер. Крепкого ему здоровья, Маэстро Кузьменко!

«Дирижер, воспитатель и мудрый человек»

Рассказывает Евгений Чернопятенко, в прошлом солист военного оркестра в Кировабаде.

— Мне интересно вспомнить и рассказать о своем военном дирижере из Кировабада, у которого я начинал воспитанником в свои 13 лет и дорос до солиста оркестра. Анатолий Исакович Кузьменко был для меня всем, но прежде всего — воспитателем, думающим педагогом. Именно при нем я состоялся как человек и как музыкант, за что ему большое спасибо. Я уверен, к моим словам присоединятся еще многие музыканты нашего оркестра.

Мы гордились, что служили под командованием Анатолия Исаковича. Нас все знали и уважали, оркестр в городе был как бы составной частью общегородской музыкальной культуры. Сколько было выступлений на различных мероприятиях! Ежегодное участие в праздниках песни, в демонстрациях трудящихся... Концерты... Сколько их было!

Когда мне было 15 лет, дирижер доверил мне исполнить с оркестром Концерт австрийского композитора Ханса Еленека. Как сейчас помню, это было в День Советской Армии в Доме офицеров. Выступление было очень успешное, и об этом даже написали в окружной газете. По настоянию Анатолия Исаковича, я поступил в музыкальное училище.

Работа была насыщенная, интересная!..

Евгений Чернопятенко продолжает

В городе было четыре оркестра, и все хорошие, но когда узнавали, что ты из оркестра Кузьменко, это была уже как бы визитная карточка высокого музыкального уровня. А еще он был очень чутким и отзывчивым человеком, наш Анатолий Исакович, всегда приходил на помощь любому из музыкантов, кто в этом нуждался. Он понимал всех нас, создавал все условия для учебы в музыкальном училище, разрешал работать в других местах. При всем этом оставался принципиальным командиром.

Его уважали все — и военные, и гражданские. Неудивительно, что сейчас у него так много друзей и просто людей, благодарных ему за все хорошее, что он сделал для них. Я в их числе.

Многие его музыканты поступали в Бакинскую консерваторию. Я рад, что Анатолий Исакович в здравии. Желаю ему здоровья и еще долгих лет продуктивной творческой деятельности.

Еще немного — с твоего разрешения, Борис. В 1973 году меня «украли», а точнее — уговорили бросить службу и переехать в Ярославль, где предложили работу в оркестре госцирка. Мне было совестно бросать моего уважаемого дирижера, которому я многим обвязан. Но жизнь есть жизнь, она поворачивается к нам иногда неожиданными сторонами...

Что интересно, благодаря твоему очерку, Борис, и заглянув в твою биографию, я неожиданно обнаружил, что твоя юность прошла в Вильнюсе, куда после Ярославля я приехал на постоянное место жительство, и все твои друзья позже стали и моими друзьями. Город небольшой и, конечно, музыканты-духовики хорошо знали друг друга.

Эту тему мы с тобой продолжим вне очерка. Хорошо? А еще, я играл в оркестре твоего бывшего военного дирижера засл.артиста Литвы Иосифа Манжуха — с его братом Рафаилом, который был военным дирижером в твоем родном городе Житомире, с их племянником Ильей. Это был оркестр завода ВЗРИП.

Считаю, что все это — потрясающе! И этот нужный очерк о таком замечательном человеке — Анатолии Кузьменко, и наши пути в жизни, которые таким удивительным образом пересеклись.

Впереди — Киев!

— Когда Николай Михайлович Михайлов сказал мне, что я поеду в Киев, радости моей не было конца! — рассказывает Анатолий Исакович Кузьменко.

Конечно, мне было немного боязно — я знал, какой там уровень музыкантов. Приехал к своему другу по училищу Вите Антонюку — сидим, разговариваем... И тут я слышу во дворе похоронный марш, а баритон так играет, что я еще такого полетного звука не слышал... А уровень звуковедения какой!

Оказывается, это музыканты оркестра штаба переоделись и играют халтуру. Ну, что делать, дело житейское. Надо семью кормить, где-то подрабатывать.

«А хорошо так играет Давид Кофман, солист твоего будущего оркестра», — сообщил мне Виктор. Тут я понял, с каким уровнем музыкантов меня ожидает встреча и работа!

Моим заместителем был Алексей Баженов, замечательный человек и дирижер. Думаю, у нас с ним состоялся настоящий творческий тандем. Был такой случай. Приезжает В. В. Щербицкий из Тбилиси и привозит с собой ноты произведения «Памяти героев» композитора К. А. Гарбаря. Это произведение очень понравилось Владимиру Васильевичу — так, что он у дирижера в Тбилиси попросил партитуру (произведение предназначалось для возложения венков).

Наутро нам надо было это исполнять. Помню, что на церемонии присутствовал второй секретарь ЦК Украины Юрий Никифорович Ельченко. После последних аккордов он подбежал ко мне и взволнованным голосом говорит: «Кузьменко, а не можешь ты это играть немного проще и спокойнее, а то всю душу выворачиваешь!»

Выдающийся оркестр КВО

— Оркестр штаба Киевского военного округа. Это последнее место вашей службы, Анатолий Исакович. Нет необходимости повторять, какой это был известный коллектив. Работать в нем, дирижировать такими музыкантами — большая честь и ответственность!

— Замечательными музыкантами были артисты оркестра. Все люди опытные, с высоким уровнем музыкальной подготовки, с высшим и средним музыкальным образованием. Многие после консерваторий, а это уже говорит само за себя.

Они были помощниками и первыми советчиками в практическом воплощении любого замысла. А еще — сейчас, через много лет, особенно остро видится, что оркестр был одной семьей!

Оркестр уважали, и это было заслуженно. Служить в таком оркестре было почетно, но это ко многому и обязывало. Нам присвоили звание лауреата премии имени Николая Островского — очень престижной в то время премии комсомола. На праздновании мы впервые, наверное, в Советской Армии, выступили на стадионе с дефиле. До этого никто такого не делал и не видел, и наше выступление вызвало восторг. Ну а на центральной трибуне стояли представители советских и партийных органов Украины.

То время вообще ознаменовалось важными событиями республиканского и союзного значения. В ЦК компартии Украины масштабным мероприятиям уделяли очень большое внимание. Особенно любил и всячески поддерживал подобные начинания первый секретарь Центрального комитета коммунистической партии Украины Владимир Васильевич Щербицкий, к его личности я еще вернусь в своих воспоминаниях.

1500-летие Киева. Олимпиада 1980 года. Были большие массовые празднования. Режиссировал их Борис Григорьевич Шарварко, талантливый организатор масштабных театрально-зрелищных мероприятий.

Наш оркестр часто выступал с известным в стране Константином Огневым. Украинский оперный и эстрадный певец (лирический тенор), народный артист Украинской ССР. Мы с ним подружились, и эта дружба продолжалась многие годы. Затем мы вместе работали, Константин исполнял с нами песни военных лет. Как он душевно пел! Люди плакали, говорю это как очевидец.

Поворачиваюсь в зал после последнего аккорда песни — и вижу слезы на лицах людей. Вот это талант — так донести песню к сердцам слушателей!

Григорий Гаркуша — народный артист Украинской ССР, превосходный баритон. Пел с нами украинские народные песни, произведения композиторов П. Майбороды, И. Шамо, А. Билаша, И. Поклада. Часто с нами выступал прекрасный вокалист Александр Кальницкий, солист ансамбля песни и пляски Киевского военного округа.

Вы, Борис, меня спрашивали насчет гастролей оркестра — ведь нам было что показать. Но с гастролями дело обстояло сложнее. И не только в смысле техники передвижения такого большого коллектива. Дело в том, что мы еще были привязаны к роте почетного караула, и это осложняло наши выезды из города.

Мы были всегда готовы встретить какого-то важного гостя или иностранную делегацию. Телефонный звонок — и мы в течение короткого времени в аэропорту или на вокзале.

Кроме обслуживания различных мероприятий городского и республиканского значения, оркестр выступал с концертами перед воинами Советской Армии и жителями города. Были многочисленные совместные концерты с другими известными коллективами Украины.

Снова концерты и концерты... Победы на всеармейских конкурсах духовых оркестров СССР. Жизнь интересная и насыщенная событиями. Все это — благодаря исключительно высокому профессиональному уровню всех музыкантов оркестра.

В 1977 году я принял этот спаянный коллектив с его давними устоявшимися традициями и старался поддерживать их как мог. Эдик Кулик, Семен Дудкин, Анатолий Матвеев, Вячеслав Сикирявый, Яша Шехтман, Эдуард Венгеров, Николай Драган, старшины оркестра: Володя Потапенко, Станислав Глушковский, Владимир Богун... По-доброму вспоминаю всех!

Многие музыканты параллельно играли в оркестрах оперы, в оперетте, в театре музыкальной драмы. И хотя по закону военнослужащие не имели права подрабатывать в других местах, мы, дирижеры, закрывали на это глаза. Зарплаты были небольшие, как я уже говорил, содержать семью было трудно. Эти музыканты были профессионалами высокого уровня и были везде востребованы.

В основном, это были солдаты срочной службы-выпускники Киевской консерватории, отличные исполнители.

Ну, конечно, под особой заботой всего коллектива были воспитанники оркестра. Это были, в основном, дети из малоимущих семей, но брали мы детей только одаренных.

Молодежь, будущее музыки

Сейчас в оркестрах нет воспитанников — а жаль. Многие известные музыканты-исполнители, дирижеры, вышли из этой прослойки. Натан Рахлин, Михаил Табаков, Сергей Еремин, Владислав Блажевич, Тимофей Докшицер, Эдуард Казачков, Олег Лебединский, Александр и Леонид Салики... Многие, очень многие известные военные музыканты, дирижеры были когда-то воспитанниками оркестров.

Щербицкий был любителем и ценителем духовой музыки. Не было случая, чтобы после выступления нашего оркестра на параде или на другом мероприятии он не подошел к коллективу и не пожал мне руку, не поблагодарил музыкантов оркестра за усердие и высокий исполнительский уровень.

Как я уже говорил, он любил массовые мероприятия с участием сотен людей. Памятен такой случай. 40-летие Победы в Великой Отечественной войне, год 1985-й. Празднования проходили на стадионе — конечно же, с тем же известным режиссером Борисом Шарварко (кстати, могу добавить, что Борис Георгиевич — мой земляк, начинал свою режиссерскую карьеру с работы в Житомирском музыкально-драматическом театре и постановки зрелищных мероприятий в городе, где его и приметили деятели культуры из Киева — Б.Т.)

Так вот, В. В. Щербицкий с подачи Шарварко решил на этом мероприятии задействовать все военные оркестры города да еще и из каждой области вызвать по оркестру в тридцать музыкантов из системы профтехобразования. Представляете, какая масса людей на поле стадиона!

В те времена в каждом училище профтехобразования имелся духовой оркестр — и неплохого качества. В самой этой системе проводились смотры и конкурсы, что давало импульс к совершенствованию мастерства. Это была своего рода мини-оркестровая служба юных музыкантов-«ремесленников». Меня назначили главным дирижером всего этого сводного оркестра в 1500 детей, привезенных на пять дней со всей Украины. Знаменательно, что именно меня назначили руководить этим большим детским коллективом: ведь я сам в юности закончил подобное учебное заведение в Белой Церкви.

Построил я этих детей на стадионе. Играют не очень, а ходить и вовсе не умеют. А у меня на все про все только пять дней. Играли все вместе «Марш коммунистических бригад» композитора А. Новикова. Надо было сделать также еще и дефиле во время игры. А на трибунах хоры профтехобразования исполняли припев.

Получилось грандиозно. Но чего это стоило, сколько пришлось потрудиться! Дети уставали, да и мне было непросто. Вслед за нашим номером выступала София Ротару, и надо было мгновенно освободить поле, это тоже была задача с двумя уравнениями. В общем, справились...

Через некоторое время после празднеств мне присвоили звание заслуженного артиста Украины, хотя собирались дать «Заслуженного деятеля искусств», что по статусу выше. Но тогда произошла бы некоторая нестыковка... Начальник военно-оркестровой службы округа А. В. Веревкин — заслуженный артист, а его подчиненный, получается, — деятель...

Немного таланта и много труда

Пишет мне Борис Фишерман. Преподаватель, дирижер, заслуженный работник культуры Украины.

— Борис, своими вопросами ты возвращаешь меня в мои молодые годы. Наверное, это хорошо, потому как есть что и кого вспомнить. Вот и сейчас — очерк об Анатолии Кузьменко. Он мой однокашник по музыкальному училищу.

Я был по курсам старше, но с моей привычкой к наблюдательности такой ученик не мог пройти мимо моего внимания: сразу видно было, что это парень незаурядный.

Пришел «хлопчик из села» с большим желанием добиться чего-то в жизни. А для этого нужно немного таланта и много труда и амбиций — в хорошем смысле этого слова. Все это у Анатолия было. Ведь взяли его «с гармошки» и дали сложнейший инструмент — валторну. И у него получилось.

Был трудолюбив. Не помню, чтобы утром, ни свет ни заря, он не занимался бы перед началом учебных занятий.

Я внимательно следил за его карьерой и, надо сказать, она была внушительной. Возглавить такой известный, ведущий духовой оркестр Украины, как оркестр штаба Киевского военного округа — это большая честь! И он с честью оправдал это высокое назначение. Этим самым он вошел в историю нашего училища, как и другие выдающиеся личности. И оставил большой творческий след в развитии духовой музыки СССР — великой страны, пусть и бывшей.

Анатолий Кузьменко об Эмиле Маркусе

— В оркестре штаба Киевского военного округа были прекрасные руководители коллектива, дирижеры — и они в нашем очерке уже названы. Но стоит остановиться на личности поистине легендарной и неповторимой в своем роде. Это Эмиль Иосифович Маркус.

Вы уже писали о нем, Борис, и назвали тот очерк правильно и точно: «Папа Маркус». Для всех музыкантов он был как отец. Решал все вопросы и каждому старался помочь. Кому-то давал разрешение на параллельную работу, кому-то помогал получить квартиру, кого-то отпускал по семейным делам и многое прочее, прочее...

Он был строг, но относился ко всем по-отечески. Администратор был он непревзойденный. Не существовало задач, которые были бы ему не по плечу.

Мне не довелось с ним служить, его самого я уже я не застал, но оставался в коллективе «шлейф» «папы Маркуса», я хорошо знал, чувствовал, что по-прежнему он пользуется уважением коллектива. Уже не говоря о командовании округа и членах правительства Украины.

В. В. Щербицкий относился к Маркусу как к родному человеку. Общее настроение музыкантов по отношению к своему прежнему дирижеру как бы перешло и ко мне.

Мы с Эмилем Иосифовичем встречались и подолгу беседовали. Уже будучи больным, в госпитале, он меня наставлял. Последний раз я его посетил за несколько дней до его смерти. Он был бодр и сказал: «Скоро меня выпишут, хорошо побреюсь (а был он щеголь!), и мы еще, Анатолий, погуляем по Крещатику! ...Но я знаю, что ты с оркестром рано или поздно будешь меня хоронить. Прошу тебя, не играй траурных мелодий, а играй марши, которые я люблю!»

И что вы думаете? Я потом исполнил волю Маркуса. На прощании с ним мы играли его любимые марши: «Гвардейцев-минометчиков», «Вступление Красной армии в Будапешт» Семена Чернецкого, «Прощание Славянки» В. Агапкина — но только намного, намного медленнее, играли мы... Адажио вместо аллегро. Сколько народу пришло проводить его в последний путь, не счесть!

Он был и остается человеком-легендой и в истории оркестровой службы и в истории Киева.

Надо работать!

— С 1989 года и до сегодняшнего дня вы — преподаватель факультета искусств Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова. Спектр вашей сегодняшней деятельности поражает. Это преподавание, дирижирование камерным оркестром института, научно-методическая работа... Что еще? Чем еще сегодня живет известный ветеран духовой музыки Анатолий Кузьменко?

— В 50 лет я вышел на пенсию. Еще молодой человек. Ну, не сидеть же дома. Не привык я к этому. Надо работать, надо двигаться. Правду говорят, движение — жизнь.

Как-то встречаю в городе Анатолия Тимофеевича Авдиевского, художественного руководителя и главного дирижера Украинского народного хора имени Г.Веревки, с которым был хорошо знаком, с которым не раз приходилось участвовать в совместных концертах.

«Чем занимаешься, Анатолий Исакович? — спрашивает он. «Да вот, ничем... размышляю, что делать молодому пенсионеру...»

Авдиевский был заведующим кафедрой в пединституте (тогда он назывался педагогическим институтом имени М. Горького). Он предложил мне возглавить кафедру игры на музыкальных инструментах музыкально-педагогического факультета этого института. И пять лет я был заведующим кафедрой.

Справка. Анатолий Тимофеевич Авдиевский — выдающийся украинский хоровой дирижер, композитор, педагог. Народный артист СССР (1983). Герой Украины (2003). Лауреат Государственной премии СССР.

В 1980-м, «олимпийском» году

Рассказывает Алексей Баженов — заслуженный артист Украины, дирижер Национального академического духового оркестра Украины.

— В оркестр штаба Киевского военного округа мы с Анатолием Исаковичем Кузьменко получили назначение одновременно, в 1980-м, «олимпийском» году. В то время это был один из лучших оркестров в стране, занявший недавно, при начальнике службы Эмиле Маркусе и начальнике оркестра Глебе Кузнецове, первое место среди штабных оркестров Вооруженных Сил.

Я прибыл из Москвы, молодым лейтенантом, выпускником военно-дирижерского факультета, а А. И. Кузьменко был переведен в Киев после расформирования Бакинского округа ПВО.

Это был замечательный коллектив с выдающимися музыкантами. Оркестр работал очень интенсивно — как в концертном плане, так и в служебном. В то время в Украине еще не было отдельного оркестра почетного караула, и оркестр штаба КВО постоянно выполнял его функции.

Практически, еженедельно приходилось учить на память новый гимн для встречи глав государств или для возложения венков какой-нибудь правительственной делегацией. Помимо этого, было постоянное участие во всех правительственных мероприятиях, а также велась активная концертная деятельность, были записи на радио и телевидении. Ну, и, само собою, как было принято в то время, — два раза в году парады и демонстрации. Вот в таком ритме мы проработали 16 лет, до ухода Кузьменко на пенсию и моего увольнения из армии в 1996 году.

Среди ярких событий — Олимпиада-80, празднование 40-летия Победы, открытие музея Великой Отечественной войны и приезд на это событие Л. И. Брежнева, чернобыльские события... Все это мы с Анатолием Кузьменко проходили в наших творческих и армейских буднях.

Вспоминаю наши концерты с такими известными музыкантами, как дирижер народный артист СССР С.Турчак, вокалисты народные артисты СССР Д. Гнатюк, Н. Кондратюк, К. Огневой, А. Кочерга, Ю. Богатиков и многие другие.

Запоминающейся для меня чертой Анатолия Исаковича как начальника и руководителя коллектива была удивительная способность вникать не только в служебную деятельность оркестра, но и знать ближайших родственников всех музыкантов чуть ли не до третьего колена! Шучу, конечно. Но он всегда интересовался у музыкантов, как дела, как там Маша, Валя, Петя? Он помнил имена всех жен, детей, внуков! Удивительная способность и внимательность к людям и их семьям! Особенно, если учесть, что в оркестре было более 60-ти музыкантов, не считая воспитанников.

Также и с воспитанниками он всегда был внимателен, интересовался их успехами в школе и контактировал с родителями. Это по-настоящему отеческое отношение к каждому музыканту меня всегда восхищало и удивляло. В наше суетливое время такое — огромная редкость.

Наш оркестр участвовал практически во всех правительственных концертах во Дворце «Украина». Как уже было сказано, в то время главным режиссером большинства массовых мероприятий был режиссер Б. Г. Шарварко. Каждый его концерт был в стиле «советского официоза» того времени. Очень ярко, красочно и массово. По сцене разве что только самолеты не летали — а так было все, вплоть до фейерверков. Ну и, конечно же, каждый концерт оставался в памяти как нечто грандиозное — включая и длительные изнуряющие репетиции, и суточные томления артистов во дворце. Все рождалось на месте в достаточно импровизационной манере. Сгонялись во дворец все ведущие коллективы Украины, и под чутким руководством Бориса Георгиевича тасовались номера — благо, тогда было из чего выбрать. Теперь это все история...

Справка. Баженов Алексей Владимирович — дирижер Национального академического духового оркестра Украины. Окончил военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (1980). В 1980–1987 годах — дирижер оркестра штаба Киевского военного округа, 1987–1991 — начальник оркестра штаба Киевского военного округа. В 1991–2000 — преподаватель кафедры духовых и ударных инструментов Киевского государственного музыкального училища им. Р. Глиэра и Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Вместе с известным дирижером народным артистом Украины Василием Охрименко принимал участие в создании Киевского муниципального духового оркестра, где занимал должность дирижера до 1999 года. С февраля 2008 — дирижер Национального академического духового оркестра Украины. Имеет много записей в фондах Национального радио и телевидения. Является автором первой печатной редакции Гимна Украины. С 2012 также дирижер Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества.

Анатолий Кузьменко о своей сегодняшней работе

— Все мои сегодняшние занятия взаимосвязаны: преподаватель, дирижер — все это относится к воспитанию. В институте военных дирижеров мы, его слушатели, по многу часов стояли перед зеркалом, занимаясь техникой мануального дирижирования — учились выглядеть красиво. Это тоже необходимо, но только само по себе это мало чего стоит.

Профессия дирижера — особенная и сложная. Она требует взаимосвязи музыкальности, интеллекта, терпения, таланта организатора и воспитателя. Этими принципами я пользуюсь в своей работе всю свою творческую жизнь — и сегодня тоже. Так было в работе с военными музыкантами. И сегодня в работе со студентами института это также необходимо.

Преподавание таких предметов, как игра на музыкальных инструментах, — дело сложное и трудоемкое. Не будем вести полемику, благодарное это дело или нет. В наше экономически и политически непростое время нельзя опускать руки и давать студентам даже маленький повод думать, что это никому не надо. Нужно смотреть в будущее с надеждой. Традиции, которые у нас накоплены годами, должны оставаться и развиваться.

***

Мне пришли письма из Украины от коллег А. И. Кузьменко — людей, которые знают его очень хорошо. Письма эти написаны на певучем и прекрасном украинском. Я перевел их.

Василий Ильич Федоришин — декан, доктор педагогических наук, заслуженный деятель искусств Украины, профессор кафедры инструментального и оркестрового исполнительства факультета искусств Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова.

«Анатолий Исакович Кузьменко — это наш Падре

В 1990 году музыкально-педагогический факультет пединститута имени Горького пригласил Кузьменко на работу и доверил кафедру игры на музыкальных инструментах.

Его большой опыт работы на должности главного дирижера Киевского военного округа привнес новое видение в развитие кафедры. Только такая личность могла за короткий срок влиться в педагогический коллектив факультета, где соединились высокое профессиональное исполнительское мастерство с педагогической практикой профессорско-преподавательского состава.

На кафедре начал свой творческий путь камерный оркестр факультета искусств, малый симфонический оркестр, и мне выпала большая удача быть причастным к этому творческому процессу.

Ныне Анатолий Исакович продолжает работать со студенческой молодежью, передавая свой многогранный исполнительский и управленческий опыт молодому поколению.

Что касается камерного оркестра, то он превратился из учебной единицы в творческую, концертную (более ста концертов в год!) Индивидуальность Анатолия Исаковича добавляет в интерпретации коллектива новизны и необычности.

Его внимательное и доброе сердце исполнено любви к музыке, к студентам, к слушателю, и делает его своим, желанным в любом коллективе, в любом обществе. Мы очень рады, что много лет можем общаться с этим необыкновенным человеком!»

А вот выдержка из письма, которое я получил от Аллы Козырь, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой дирижирования этого же вуза: «...Кузьменко постоянно демонстрирует мастерство в преподавании дирижерско-хоровых дисциплин. Он автор научно-методических работ по теории и методике подготовки будущих учителей музыки. Анатолий Исакович постоянный участник творческих проектов — таких, как „Чернобыль — молодежь будет помнить“, „Украинская музыка и мир“ и других. Своим собственным примером он воспитывает у будущих преподавателей дисциплин искусства тягу к концертно-исполнительской деятельности, дисциплинированность, развивает музыкально-эстетический вкус, закладывает профессиональные основы руководства художественным коллективом исполнителей. Он активный пропагандист национального искусства, принимает участие в различных международных и всеукраинских конференциях, в таких, как: „Художественное образование в измерениях современности“ (Київ, 2014), „Гуманистические ориентиры художественного образования“ (Київ, 2013, 2015); „Художественное образование в Украине: проблемы теории и практики“ (Київ, 2014); „Современные проблемы исполнительской подготовки преподавателей дисциплин искусства“ (Херсон, 2016), также и в ежегодных отчетных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава вуза. Активная научно-педагогическая деятельность помогает Анатолию Исаковичу плодотворно работать в жюри исполнительских конкурсов и фестивалей, которые проводятся в Украине и за ее пределами. Деятельность Кузьменко как профессора факультета искусств нашего университета вызывает глубокое уважение коллег-преподавателей и студентов факультета искусств».

***

— Анатолий Исакович, а есть ли у вас в жизни хобби?

— Мое хобби — мастерить. Вы не ослышались, я профессиональный слесарь, наладчик станков, умею многое другое. Поэтому я могу все, за что ни возьмусь. Дома все сам делаю. Столярные, слесарные работы — все делаю с любовью и желанием. Моя семья не знает, что такое пригласить домой ремонтника, и неважно, что именно испортилось или поломалось. Однажды теща порвала дорогое платье — сидит и плачет. Говорю: давайте, я вам все сделаю. Так заштопал, что ее удивлению не было предела!

— Было бы несправедливо с моей стороны не спросить вас о близких вам людях. Не скрою от читателей, что нашему интервью и началу нашей дружбы способствовала ваша дочь Оксана. Человек энергичный, образованный и вдобавок ко всему красавица.

— Моя жена была завучем в школе в Азербайджане. Здесь, в Киеве, она работала преподавателем в школе. Ее любили и любят ученики.

У нас в институте преподает вокал Ярослава Побережная. Идем как-то по институту. «А кто ваша жена?» — вдруг спрашивает она. Мой ответ ее так взволновал! «Анатолий Исакович, я ее выпускница! Какая умница ваша жена Светлана Александровна! Она у нас вела русский язык и литературу, я ей так обязана. Все мои знания от нее!»

Моя дочь Оксана, которую вы, Борис, упомянули, очень способный человек и в музыке, и в жизни. Живет в Германии. У нее прекрасный голос и отличная музыкальная память. Как-то выучила итальянскую песню, и кода ее исполнила, ее спрашивали, откуда у нее такой хороший итальянский.

К сожалению, жизнь за границей полностью перепрофилировала ее специальность. Еще одна моя дочь живет со своей семьей в Краснодаре. У меня двое прекрасных внуков. Как говорится, в жизни полный семейный комплект...

***

С разных ракурсов пытался я посмотреть на рождение этого очерка... И, как ни посмотри, так или иначе, все связано... с моим отцом. Был он человеком с большим сердцем и открытой душой для всех, кто ему встречался на пути. Поэтому многие люди его и помнят по-доброму. В их числе и герой нашего очерка Анатолий Исакович Кузьменко.

Многие музыканты определили свою жизненную позицию в этом непростом мире благодаря наставничеству моего отца. Он помог состояться многим, это очевидно.

Когда я начинал свое интервью с Анатолием Исаковичем, то первым делом, конечно, представился и коротко рассказал о себе. «Как, вы сказали, ваша фамилия?» — переспросил Кузьменко. И после некоторого молчания (наверное, от неожиданности) осторожно спросил: «А Роман Турчинский — ваш папа?». И снова пауза... Все остальное вы уже знаете.

Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play