|
|
Мирон Литвак: «В других измерениях»В мире детей и музыки, в котором живет Мирон Литвак — время и общение имеют другое измерениеСегодня имя Мирона Литвака, известного в Пскове музыканта, знакомо каждому псковитянину — и не только в профессиональной среде. Его знают и ценят многочисленные поклонники духовой музыки, уважают родители, дедушки и бабушки тех учащихся музыкальной школы, дарования которых раскрыл и развил этот педагог. Возглавляемая им более двадцати лет детская музыкальная школа № 5 давно стала для жителей Завеличья любимым и активно посещаемым культурно-просветительским центром. Да, я его вспомнилДирижер, преподаватель трубы и талантливый организатор из города Пскова, Мирон Литвак. Это о нем мне рассказывали мои друзья в Москве, а потом и в Израиле. Но вспомнил я его студентом пятого, выпускного курса Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Там меня, первокурсника оркестрового факультета, познакомил с ним мой товарищ Натан Бирман. Представив нас друг другу, Натан добавил: «Наш земляк». Я родом из Житомира, Мирон из Новоград-Волынского, Натан — из Коростеня, и заканчивали мы разные музыкальные училища Украины. Но учитывая географическую удаленность, мы были там, на Урале, земляками. Мирон, как и Натан, занимались у известного в СССР композитора и педагога, профессора класса трубы Вячеслава Щелокова. Год 1974. Свердловск. Совершенно случайно я встретил в фойе консерватории своего педагога по кларнету Нестерова Ивана Михайловича, который на ходу взял меня за руку и повел в концертный зал, где должен был начаться выпускной экзамен (Иван Михайлович был членом комиссии). «Ты должен послушать, как играют наши выпускники, каков их исполнительский уровень», — на ходу выпалил учитель. Так, на государственном экзамене, мне посчастливилось впервые услышать игру Мирона Литвака. — Мирон, я вас представил читателю. А сейчас, как говорит Михаил Жванецкий, попробуем узнать все тщательне́е... Многое о вас я узнал из интернета, но это, конечно, далеко не все. — Вернемся к точкам наших косвенных соприкосновений. Ровно. Мы жили и работали там в разные годы, но общих знакомых в мире музыки у нас с вами много. С 1986 я работал преподавателем Ровенского государственного института культуры, был дирижером студенческого духового оркестра. Также был руководителем оркестровой группы народного ансамбля «Горынь» Дворца культуры «Текстильщик». При этом, естественно, активно участвовал в культурной жизни города. В работе мне часто приходилось встречаться с вашим другом и сокурсником — дирижером духового оркестра музыкального училища Андреем Кибитой. Работал на кафедре в институте с Александром Гайдабурой, руководителем джазового оркестра института. Наверное, таких людей много... — Мирон, поделитесь с нами своими воспоминаниями об этом симпатичном городе в Западной Украине. В Ровенское музыкальное училище я поступил в 1960 году. По специальности я начинал учиться у Бокия, а заканчивал у Владлена Приборы. Помню своих сокурсников Юрия Ильченко и Семена Кека (тромбоны), трубачей Кирилюка, Костецкого, Панчука. Играл в эстрадных оркестрах ДК железнодорожников и ДК строителей. Много времени уделял спорту, любил легкую атлетику, волейбол, бокс, настольный теннис. На четвертом курсе был выдвинут для участия в конкурсе лучших студентов-исполнителей Украины на духовых инструментах во Львове, где занял второе место (концертмейстером была Волкова Лидия Александровна). Помню хороших музыкантов Андрея Кибиту, Толика Гринштата, Александра Гайдабуру. Это были довольно тяжелые, но прекрасные годы. Отец мой к тому времени уже умер, и материальное положение оставляло желать лучшего. Но я был молод, полон энтузиазма и желания учиться. В 1961 году, в училище же, я познакомился с Беллой Койфман, и в 1964 году мы поженились. В 1964 году меня призвали в армию. Я попал служить в г. Баку, в ракетный дивизион, где организовал ансамбль «Октет». Много выступали — даже на азербайджанском телевидении, где я солировал в прямом эфире в «Лезгинке» Тофика Кулиева. Службу я закончил в 1967 году в Волгограде, где и остался работать в гарнизонном Доме офицеров дирижером эстрадного оркестра. Через год, по семейным обстоятельствам, переехали в рабочий поселок Нехаевский, Волгоградской области, где по моей инициативе была открыта музыкальная школа. Шесть лет я возглавлял эту школу, выучил много учеников, которые стали профессиональными музыкантами и по сей день продолжают работать по специальности на просторах нашей огромной страны. — Недавно, беседуя с вашей с женой, я с удивлением узнал, что и она присутствовала у вас на госэкзамене в консерватории, переживала за вас. Мир тесен. Что вы тогда играли? И помните ли вы своих однокурсников? — В консерваторию я поехал поступать из поселка Нехаевского Волгоградской области, благодаря своему брату Михаилу Литваку, тоже трубачу, который тогда уже был студентом третьего курса. Был счастлив учиться у В.И. Щелокова, который для меня был главным композитором-духовиком СССР. Ведь я практически переиграл все его сочинения. Из студентов помню Анатолия Тин Чин Куй, Павла Грубича, Натана Бирмана, помню концертмейстеров Лену Алферову и Эмму Закутинскую. От автора. Эмма была и моим концертмейстером. Что не так — я всегда обращался к ней за советом, и она обязательно помогала. А началось все с моего прослушивания еще до приемных экзаменов. Преподаватель по кларнету (не знаю, почему) на предэкзаменационное прослушивание пригласил нескольких кларнетистов. В частности, среди них был преподаватель музыкального училища, дирижер Свердловского театра оперетты Гарри Оганезов, которому я в немалой степени обязан своим становлением. Конечно, я был несколько скован таким пристальным вниманием ко мне. В тот год был небывалый наплыв кларнетистов, а надо было взять только трех. После прослушивания Эмма вышла и сказала очень тихо, чтобы никто в вестибюле не слышал: «Борис, вы Иван Михайловичу понравились, и у вас большие шансы». Меня это очень обнадежило! Очень скоро мы перешли на ты и, можно сказать, подружились. — Мирон, что вы играли на выпускном экзамене? На выпуске я играл «Анданте и Скерцо» Барра, один из концертов Щелокова. Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, годы учебы.В консерватории я учился заочно, приезжал на месяц, сдавал сессию — и обратно домой, к работе, к семье. Но в это время я уже начал писать детский репертуар для музыкальной школы, т.к. в этой области ощущалась большая нехватка произведений. Показал Щелокову несколько своих опусов, он одобрил мою работу и посоветовал заняться композицией вплотную. Материалы Интернета об учителе Мирона ЛитвакаВыпускник Московской консерватории (класс М. И. Табакова), трубач, педагог, композитор, общественный деятель, просветитель. Имя Вячеслава Ивановича Щелокова тесно связано с развитием духового исполнительства в СССР — а точнее, на Урале. Вся его творческая жизнь прошла в Уральской консерватории, где он вел класс трубы со дня основания этого учебного заведения. Среди его учеников можно назвать таких известных трубачей как Михаил Вагин, Юрий Черепанов, Валентин Ивукин, Виталий Волков, Анатолий Тин, Натан Бирман. В. И. Щелокову выпала историческая миссия первому в советский период создать концерт для трубы и тем самым проложить дорогу развитию этого жанра. В разные годы им было написано десять концертов. Все они имеют непреходящую ценность для исполнителей с разной степенью профессиональной подготовки. В истории создания произведений крупной формы для трубы факт написания такого множества концертов является беспрецедентным — никто из композиторов так плодотворно не сочинял для этого инструмента! Первые шаги на преподавательской работеПо признанию музыканта, в первые годы педагогической деятельности было много трудностей. Он учился наравне с детьми, шаг за шагом постигая суть и открывая в себе склонность к педагогике. Может, поэтому учеников он считает главным достижением своей жизни. На протяжении многих лет он начинает каждый учебный год со знакомства с новыми учениками, с их любопытных взглядов и необходимости пробудить в каждом из них интерес к инструменту. Когда педагогу удается приблизиться к струнам детской души и установить контакт, «настройка» на труд и творчество происходит быстро. Материалы интернетаСвою музыкальную деятельность начинал в качестве педагога, а затем и директора в детской музыкальной школе поселка Нехаево Волгоградской области. Судьбоносным стал разговор со старшим братом Леонидом, аккордеонистом, работавшим в Пскове. В 1974 году, когда Мирон Литвак приехал в Псков по приглашению брата, ему понравился город, природа, добрые и отзывчивые люди, и он решил здесь остаться. В Пскове выросли и сделали свои первые шаги в музыке дочь Стелла и сын Геннадий, здесь появились на свет внуки Мирона Исааковича. Словом, династия «пятых» Литваков (Мирон — пятый в семье) неразрывно связана с Псковской землей. В Пскове в 1974 году Мирон Исаакович стал художественным руководителем Дома Профсоюзов. Потом его пригласили на бывший опытно-экспериментальный механический завод на ул. Киселева, который позже был переименован в научно-производственное объединение «Импульс», где он работал со взрослым оркестром. Однако мечтой было открыть детскую музыкальную школу — школу духовых инструментов. И она осуществилась. С 1990 года по май 2017 года Мирон Литвак возглавлял специализированную детскую музыкальную школу духовой музыки № 5. Таких школ в России три: две в Москве и одна в нашем городе. Концертный зал школы никогда не пустует в дни праздников и знаменательных дат. На этой сцене звучит не только классика, но и музыка современных композиторов, включая сочинения самого Мирона Литвака — автора многочисленных музыкальных произведений для детей и оригинальных аранжировок. Мирон Исаакович Литвак, руководитель современного типа, выбрал путь развития и модернизации вверенного ему образовательного учреждения. Его взвешенная кадровая политика позволила стабилизировать педагогический коллектив, обновить его молодыми кадрами. Мирон Литвак — высококвалифицированный преподаватель. Он свободно владеет методикой обучения, хорошо знает современный уровень исполнительства на духовых инструментах. — Мирон, у вас многочисленная музыкальная семья... — Отец мой был сапожником, но очень любил музыку. К, сожалению, рано ушел из жизни, в 49 лет. Мне было тогда 15 лет. А мама была домохозяйкой, но всю жизнь прекрасно пела. А вот дети, нас в семье было 5 братьев, все стали музыкантами, духовиками. Старший брат Леонид закончил дирижерско-хоровое отделение Псковского муз. училища, второй брат Арон закончил Житомирское культурно-просветительное училище по классу тромбона, мы с Михаилом закончили Уральскую консерваторию, и только брат Наум не получил профессионального музыкального образования, хотя всю жизнь отлично играл на трубе. Жена Белла закончила Ровенское музучилище по классу фортепиано. Дети наши Стелла и Гена тоже получили музыкальное образование. Стелла закончила Псковское музыкальное училище, дирижерско-хоровое отделение, Гена закончил Московское военно-музыкальное училище, поступил в Московский институт им. Гнесиных, на джазовое отделение, потом перевелся в Минскую консерваторию, учился и одновременно играл в Белорусском оркестре под руководством Михаила Финберга. В настоящее время Гена является одним из лучших трубачей Израиля. — Кроме академической музыки, вы всю жизнь увлекаетесь джазом. Как вы к этому пришли? Кто и что вас в этом жанре более всего привлекает? В юности до нас доходило очень мало джазовой музыки, но из того немногого, что я слышал, моими кумирами были Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Диззи Гиллеспи. Учась в училище, мне приходилось много работать на свадьбах, чтобы прокормить себя, а там, как Вы знаете, по нотам не играют. Возможно, тогда я и получил первые навыки импровизации, которые развил в себе, работая уже в более профессиональных условиях. — Ваша педагогическая деятельность. Ваши ученики. Я никогда не предполагал, что буду когда-нибудь преподавателем, видел себя только исполнителем в оркестре. Но в 1968 году мне пришлось возглавить районную музыкальную школу. Пришлось заняться педагогической деятельностью, организацией духового оркестра, пришло понимание нужности педагогической деятельности для возрождения духовой музыки в стране. С тех пор из школ, в которых я работал, вышло много моих учеников-духовиков, многие из которых стали профессиональными исполнителями, преподавателями-духовиками, дирижерами духовых оркестров. Уже живя в Пскове, в 1979 году, на базе второй музыкальной школы было открыто духовое отделение, которое я возглавил. А в 1989 году в Пскове открылась первая в стране специализированная детская музыкальная школа духовых инструментов. Возглавил ее Роор Александр Петрович, и наш духовой отдел влился в эту школу. А в 1990 году я стал директором этой школы, которой проруководил 28 лет. В настоящее время я работаю в школе преподавателем. — Жанр духовой музыки — что это для вас? — С духовой музыкой связана вся моя жизнь. С раннего детства я начал играть в духовом оркестре в доме пионеров моего маленького городка. Потом училище, уже профессиональная подготовка. Консерватория, еще одна ступень и последующие годы работы — все связано с духовой музыкой. Если сказать коротко, духовая музыка — это моя жизнь, это мое творчество, это постоянный поиск новых форм преподавания, это мои ученики. — Расскажите о ваших композиторских наработках. — В процессе преподавательской работы я пришел к выводу, что музыкального материала для работы катастрофически не хватает. Это подтолкнуло меня к мысли, что можно было бы попробовать написать сборник для начальных классов, т.к. опыт преподавания уже был. Щелоков В. И. одобрил мои начинания, можно сказать, дал мне карт-бланш к этому виду творчества. Мною написано 100 этюдов, концерт и ряд пьес для тромбона, 211 этюдов, два концерта и 175 пьес для трубы, а также попурри на темы вальсов, и на темы песен Великой Отечественной войны. Марши, вальсы, танго и оркестровые пьесы для духовых и эстрадных оркестров. Кроме этого, более 300 оркестровок для духового оркестра, на основе популярной музыки. — Каким вам видится развитие духовой музыки в России и, в целом, в мире? Какие тенденции вас радуют? — Начну с грустного. За последние годы духовая музыка пришла в упадок. И только благодаря старшему поколению педагогов и руководителей оркестров, этот жанр еще на плаву. Необходимо восстановить трехступенчатую систему образования, которая существовала в СССР — это школа, училище, консерватория. Во многих музыкальных школах отсутствует обучение на духовых инструментах, и это очень печально. Хотелось бы, чтобы руководство ДМШ обратило на это внимание. А уж о зарплатах в музыкальных школах и говорить не приходится... Радует, что часть учеников все-таки возвращается в свои школы и продолжает дело своих учителей. — Мирон, к счастью, природа не отдохнула в вашей династии. Ваш сын Геннадий — продолжатель традиций семьи... — Да, сын с раннего детства проявлял музыкальные способности — поэтому не было никаких сомнений насчет того, какое образование он получит. Гена закончил музыкальную школу в Пскове по специальности трубач (был моим учеником и солистом оркестра «Зарница», которым я руководил) и поступил в Московский музыкально-педагогический институт. Проучившись там год, перевелся в Минскую консерваторию, т.к. его пригласили работать в Государственный концертный оркестр Республики Беларусь под управлением М. Я. Финберга. Оттуда он через несколько лет уехал в Израиль. На сегодняшний день Гена — один из лучших трубачей Израиля, принимает участие в джазовых фестивалях в стране и за рубежом. Играет с такими известными музыкантами, как В. Ганелин, Л. Пташко, Д. Шурин и др. — Что бы вы хотели сказать молодому поколению, что пожелать? В чем залог успеха в профессиональном становлении музыканта-духовика? — Молодому поколению хочется порекомендовать трудолюбия и упорства в достижении поставленных задач, даже если бог наградил хорошими музыкальными данными. Чем чаще молодежь будет слушать духовую музыку, тем больше желающих будет привлечено к нашему жанру. И еще очень хотелось бы, чтобы в каждом городе возродилась традиция выступления духового оркестра по выходным дням. — Напоследок я задаю вопрос супруге: Белла, какой вам видится карьера вашего мужа, чем вы гордитесь более всего? Мой муж сам всего добился, своим трудом и энергией, как говорят, сам себя построил как профессионал. Он всю жизнь честно трудился и никогда не изменял своему любимому делу, даже в самые тяжелые годы. Все его награды заслужены честным и добросовестным трудом. Он заслуженный работник культуры РФ, а в 2017 ему присвоили звание «Почетный гражданин города Псков». Я горжусь своим мужем. Борис Турчинский, сентябрь 2019
|
|
|
|
|
|