|
|
Мы его помнимЛукашенко Михаил Семенович — валторнист, преподаватель, дирижерЕсть люди, о которых ничего не найдешь — ни в интернете, ни в книгах. О ком-то из-за его скромности, о ком-то — из-за 100%-ой погруженности в работу... Время поглощает таких людей, оставляя только крохи воспоминаний тех, кто их еще помнит. Он был прекрасным музыкантом и педагогом, но жизнь отпустила ему немного времени для воплощений задуманного. Михаил Семенович Лукашенко ушел из жизни рано и внезапно, в самом расцвете сил. Пусть этот небольшой очерк будет ему символическим памятником. Лукашенко Михаил Семенович родился в 1939 году в г. Коростышев (Житомирская обл.) 1951–1955 гг. — Киевская школа военно-музыкантских воспитанников. 1955–1958 гг. — Московская школа музыкантских воспитанников (преп. валторны А. А. Янкелевич). В 1958–1963 годы — Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории (класс дирижирования — Б. Диев, класс валторны — В. Н. Солодуев, И. В. Станкевич). С 1962 по 1966 гг. Михаил Лукашенко — дирижер одного из оркестров Черноморского военно-морского флота СССР. С весны 1966 по осень 1970 года работал заведующим дневным отделом Житомирского музыкального училища, вел класс валторны, руководил симфоническим и духовым оркестрами. Среди выпускников — известный валторнист-виртуоз Шиш Владимир Степанович, профессор, заведующий кафедрой медных духовых инструментов Московской государственной консерватории, заслуженный артист России. Уволившись из рядов Советской Армии по состоянию здоровья, М. С. Лукашенко начал работать в Житомирском музыкальном училище. Почему он выбрал Житомир?.. Скорее всего, по двум причинам. Под Житомиром, в городе Коростышеве, жила его мама, и в нашем училище не хватало преподавателей-духовиков — тем более, с таким образованием. От автораМое первое знакомство с Михаилом Семеновичем произошло случайно. Я был воспитанником военного оркестра в Вильнюсе и приехал в отпуск к родителям в Житомир. Это было лето 1968 года.Мы с отцом отправились в военкомат — встать на военный учет. Выходя из военкомата, мой отец замахал незнакомому мне человеку. Это и был Михаил Семенович Лукашенко. Мы долго разговаривали: моего нового знакомого интересовало буквально все. Он хорошо знал моего дирижера, заслуженного артиста Литвы И. М. Манжуха, был дружен с его братом Рафаилом, дирижером Житомирского военного училища. Я ему рассказал, что только поступил в Вильнюсское музыкальное училище. На том и расстались. Кто мог знать тогда, что через год я окажусь в Житомирском училище и причиной всему будут советско-китайские отношения. Полуостров Даманский... Мою дивизию вместе с оркестром перебазировали на Дальний Восток, в Благовещенск. Воспитанникам там делать было нечего. Воспоминания мои о Михаиле Семеновиче — самые теплые. В конце второго курса он обратился ко мне с неожиданным предложением: «Борис, ты не хочешь поехать с оркестром нашего театра на гастроли?» Я был очень удивлен этим предложением, т.к. знал, что в театре работает мой друг, Владик Янковский. К тому же Владик — звезда училища, лучше него то время (и позже) на кларнете никто не играл. Не скрою, мне польстило это предложение, и, переговорив с Владиком, я согласился. Так началось мое сотрудничество с театрами. Несомненно, это было также приобретением оркестрового опыта. Кроме того, мне просто было необычайно интересно. Гастроли — Минск, Курск, Калининград. Чем не подарок судьбы для юноши в 17 лет?.. Тогда я не знал, что между Янковским и Лукашенко возник небольшой конфликт — впрочем, конфликт имел воспитательный характер и в будущем не испортил их отношений. Я же с Владиком (светлая ему память) дружил до последних дней его жизни и продолжаю поддерживать отношения с его двумя сыновьями — Стасом, который заменил отца и стал концертмейстером группы кларнетов Новосибирского симфонического оркестра, заслуженный артист России, и Даниилом — солистом симфонического оркестра Иркутской филармонии. Михаил Лукашенко — воспитанник Киевской, затем Московской школы военно-музыкантских воспитанников. Справка. 1 августа 1937 года по инициативе инспектора военных оркестров Советской Армии Семена Чернецкого была образованы школы военно-музыкантских воспитанников Красной Армии, их насчитывалось 13! Воспитанники проходили семилетний курс обучения с получением диплома о среднем специальном образовании. В честь Великого Октября по инициативе Лукашенко силами музыкального училища готовился концерт, в котором участвовал и симфонический оркестр. Помню программу, над которой мы тогда работали: А. Хачатурян «Лезгинка» из балета «Гаянэ», П. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (первая часть), солист — преподаватель Владимир Белкин, Б. Анисимов «Концертный Этюд», солист — студент Николай Рекрутчук (труба). Увы, концерту не суждено было состояться: неожиданно, в расцвете сил оборвалась жизнь Михаила Семеновича... Было это ранней осенью... Я разговариваю с профессором, заведующим кафедрой медных духовых инструментов Московской консерватории им. П. И. Чайковского, заслуженным артистом России Владимиром Степановичем Шишом— Владимир, кто твои главные авторитеты на пути в профессию? — Я бы начал с Житомирского музыкального училища. Много замечательных преподавателей было в нашем училище, они дали мне основательные знания в области музыки, и не только в ней. Но особенно я хочу вспомнить своего главного учителя по специальности, Михаила Семеновича Лукашенко, чья жизнь оборвалась внезапно, когда я был на 4 курсе. Он был в высшей степени интеллигентным и эрудированным человеком, прекрасным дирижером и педагогом. Именно ему я обязан тем, что он привил мне любовь к музыке вообще и к моему инструменту, валторне, — в частности. Живя в Москве, я иногда встречаюсь с друзьями М. С. Лукашенко по суворовскому военно-музыкальному училищу и по военно-дирижерскому факультету. Все они очень тепло о нем отзываются. Я горжусь, что был его учеником. Хорошо помню рассказы Михаила Семеновича о годах учебы в Киеве и Москве. На военном факультете преподавали мастера своего дела. Это ученые-музыковеды, дирижеры с мировым именем, композиторы, первые инструменталисты СССР — и Михаил Семенович лучшим образом усвоил, а главное — передал нам, своим ученикам, всю глубину полученных знаний... С какой теплотой и благодарностью он вспоминал своего учителя на военно-дирижерском факультете, известного советского композитора и валторниста Василия Никаноровича Солодуева... Справка. Солодуев Василий Никанорович — валторнист, педагог, композитор. Заслуженный артист РСФСР. В 1904 окончил Московскую консерваторию. Участвовал в концертах оркестра РМО, гастролях русского балета в Париже (1907), играл в концертах под управлением С. В. Рахманинова, А. Никиша, В. И. Сука, С. Н. Василенко, Н. С. Голованова и др. В 1903–47 гг. — солист оркестра Большого театра, в 1922–32 — одновременно артист Персимфанса. Один из основоположников советской школы игры на валторне. Преподаватель на военном факультете Московской консерватории (с 1944 профессор). Переложил для валторны ряд произведений различных композиторов. Автор «Практического пособия по изучению гамм, интервалов и арпеджий для валторны». Белинский Григорий Онуфриевич — преподаватель трубы, зав. духовым отделом музыкального училища (1975-2005 гг.), заслуженный работник культуры Украины— Вспоминается поездка с Михаилом Семеновичем в Москву, на курсы повышения квалификации. Это был сентябрь 1969 года. Из Житомирского музыкального училища поехала небольшая делегация преподавателей. З. А. Янулис (директор), Д. И. Бараш, Ю. В. Воеводин, И. Ф. Очеретяная, М. А. Енин и мы оба, представители духового отдела. Каждый из нас сам выбирал, у кого из ведущих преподавателей Московской консерватории или Музыкально-педагогического института им. Гнесиных он хочет поучиться, послушать уроки и игру учеников. Я выбрал известного трубача, солиста оркестра Большого театра СССР, профессора Т. А. Докшицера, а также присутствовал на различных лекциях. Михаил Семенович познакомил меня с преподавателями института военных дирижеров. Это было очень интересное общение. Неожиданная и приятная встреча в институте произошла тогда у нас с нашим выпускником, Анатолием Бажалкиным. Интересно, что он был выпускником народного отдела, играл на баяне. На четвертом курсе Бажалкин обратился ко мне с просьбой дать ему несколько уроков на трубе: «Хочу поступать на факультет военных дирижеров в Москве и просто обязан владеть духовым инструментом». Занимался почти полгода, параллельно изучал другие духовые инструменты. Впоследствии Анатолий сделал блестящую карьеру военного дирижера, стал народным артистом России, художественным руководителем Ансамбля песни и пляски «Красная Звезда» (ПВО страны). Справка. Бажалкин Анатолий Николаевич. Окончил Житомирское музыкальное училище им. В. С. Косенко (1968). Окончил Военно-дирижерский факультет при Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского (1973). С 1983 начальник — художественный руководитель Ансамбля песни и пляски «Красная Звезда». Григорий Онуфриевич продолжает: — Четыре года мы проработали заведующими отделами: он дневного отделения, а я заочного. Часто возникали ситуации, решение которых требовало тесного взаимодействия. Не помню, чтобы мы не находили консенсус. Конечно, хорошо помню его ученика Володю Шиша, сегодня известного валторниста, профессора Московской консерватории, зав кафедрой медных духовых инструментов. Мы в училище гордимся нашим выпускником, который сделал такую блестящую карьеру. Хорошую оркестровую школу под руководством Михаила Семеновича прошли также впоследствии заявившие о себе музыканты: В. Янковский, П. Герасимчук, братья Глузман, М. Войналович, С. Голоскевич, Ю. Фещук, А. Кравчук, Г. Розензафт, В. Матвейчук, А. Матвиенко, Б. Моисеенко, братья Гаркуша, В. Манахов, В. Уницкий, М. Севрук, В. Шмидт, Ю. Лобода, Е. Вайнбрант, Б. Барухович, Л. Горцбейн, ты, Борис, и другие. Надо сказать, что Михаил Лукашенко был хорошим и опытным дирижером. Знал, как должен звучать духовой оркестр, стремился к мягкости звучания, хорошо знал репертуар. Произведения, взятые им в работу, всегда звучали свежо и колоритно. Не хочу заканчивать свои короткие воспоминания в миноре, но увы... Жизнь его была слишком коротка, он мог бы еще многое сделать на благо училища, учеников и музыкальной культуры города. Валерий Монахов, выпускник Житомирского музыкального училища (1963–1967), музыкант оркестра базы Северного ВМФ РоссииВесной 1966 года во дворе музыкального училища появился молодой симпатичный человек и спросил нас, гревшихся на солнышке студентов, где размещается кабинет директора. «А ты кто такой?» — поинтересовались мы. Ответ нас немного сконфузил. «Я ваш новый педагог, Лукашенко Михаил Семенович», — представился он. Так Михаил Семенович вошел в нашу жизнь. С нового учебного года Лукашенко начал преподавать класс валторны, дирижирование, оркестровку, чтение партитур. А главное, он стал руководить духовым и симфоническим оркестрами. Вскоре он возглавил и духовой отдел. Студенты, быстро оценили его как отличного специалиста, прекрасного дирижера. Он был несколько строговат, но учтив в общении. Никогда не переходил на «ты». Все это нам импонировало. И еще одна важная деталь для нас, студентов-духовиков: он старался нам во всем помочь — касалось ли это общежития или получения стипендии. Главным критерием для него было — насколько и как мы продвигались в игре на своем инструменте. Еще он организовал симфоджаз, и мы там исполняли интересную музыку. Я учился у Михаила Семеновича по классу дирижирования. Уроки проходили интересно и непринужденно. С появлением в училище Лукашенко мы стали много выступать — и не только внутри учебного заведения, а и для жителей города, военнослужащих. Анатолий Кузьменко — выпускник Житомирского музыкального училища, заслуженный артист Украины, профессор института искусств Национального педагогического университета имени М. П. ДрагомановаМихаил Лукашенко учился со мной на факультете военных дирижеров, но на курс ниже. Знаю, что Михаил поступил на факультет после суворовского училища. Хорошо помню его зрительно: небольшого роста, худощавый, спортивного сложения. Встречались с ним, в основном, на оркестровых репетициях и выступлениях — в концертах и на парадах. Михаил, как я, играл на валторне. Хорошо помню курс Лукашенко. На нем учились мои коллеги — ныне профессор института искусств Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, народный артист Украины М. П. Прудченко и главный дирижер Национального Президентского оркестра Украины, народный артист Украины профессор А. М. Молотай. Спустя годы, уже работая начальником оркестра штаба Киевского военного округа, я узнал, что Михаил стал работать в Житомирском музыкальном училище. Но повидаться с ним не пришлось. Светлая память! Матвейчук Василий Петрович — профессор Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведенияВ отличие от сокурсников, часть которых окончили музыкальную школу, я поступал в Житомирское музыкальное училище, не имея никакой музыкальной подготовки. Михаил Семенович Лукашенко для меня, деревенского паренька, был особым человеком, образцом, к которому надо было стремиться. В то время он был заведующим духовым отделом и руководил духовым и симфоническим оркестрами. И я играл в обоих этих оркестрах. Для меня все было открытием. Как он работал с нами, какие у него были обширные знания, как и в какой форме он нам их передавал. Его ученик, Владимир Шиш — сегодня известный исполнитель и педагог, профессор и зав. кафедрой медных духовых инструментов Московской государственной консерватории, учился уже на втором курсе и был в училище авторитетом, играл на всех училищных концертах. И как играл... Я занимался у другого преподавателя, Д. И. Цыбенко, хорошего педагога, — но все-таки мы завидовали ученикам Михаила Семеновича. Вспоминается эпизод, когда после окончания первого курса и последовавших затем каникул я возвратился в музыкальное училище для продолжения учебы и первым, кого я там увидел, был Михаил Семенович в парадной морской форме капитан-лейтенанта и с настоящим кортиком. К его авторитету в моих глазах добавилось еще что-то необъяснимое, необыкновенное. Таким он у меня навсегда остался в памяти. Может, тогда у меня впервые мелькнула мысль: вот, кем бы я хотел стать. Но на то время это была мечта — и только. В моей жизни был еще один человек, подтолкнувший меня к воплощению этой мечты — прекрасный дирижер Рафаил Моисеевич Манжух, руководивший оркестром Житомирского военного училища, где я проходил срочную службу. И тогда я уже окончательно понял: буду военным дирижером. После поступления на факультет военных дирижеров я с радостью узнал, что мой преподаватель по инструментовке Л. Ф. Дунаев был однокурсником М. С. Лукашенко. Тепло о нем отзывался. Л. Ф. Дунаев — доктор искусствоведения, профессор, замечательный оркестровщик. Именно в его оркестровке сегодня звучит Гимн России. Когда я начал работать в Московском государственном институте культуры, оказалось, что тут преподают два товарища Михаила Семеновича по учебе на факультете: А. А. Крючков — составитель и редактор многих сборников для духового оркестра, и А. В. Черных — автор известной монографии «Советское духовое инструментальное искусство», оба — профессора. От них я тоже услышал много теплых слов и воспоминаний о Лукашенко, какой он был талантливый музыкант, серьезный и дисциплинированный человек. Хороший товарищ. Он у меня в памяти. Навсегда! Друзья Михаила Семеновича (институт военных дирижеров)Дунаев Леонтий Федорович — дирижер, педагог. Кандидат искусствоведения (1977)В 1962 г. окончил Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории по классу дирижирования И. Г. Мироновича, по классу инструментовки Б. Т. Кожевникова, по классу кларнета Б. А. Дикова. В 1970 г. окончил адъюнктуру Военно-дирижерского факультета при Московской консерватории (научный рук. по инструментовке Г. А. Сальников). В 1962–1967 гг. дирижер Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР. С 1970 г. — преподаватель кафедры инструментовки и чтения партитур Военно-дирижерского факультета при Московской консерватории. Автор обработок и инструментовок, в числе которых — инструментовка для духового оркестра Государственного гимна СССР (новая редакция в 1977 г.), марша В. И. Агапкина «Прощание славянки», старинных вальсов. Черных Анатолий Васильевич — дирижер, педагог1964 году окончил Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории по классу дирижирования Ю. М. Тимофеева, по классу инструментовки Н. П. Иванова-Радкевича и В. И. Николаева, по классу валторны И. В. Станкевича. В разные годы работал звукорежиссером Центрального телевидения СССР, Большого театра СССР и Кремлевского Дворца съездов, Государственного Центрального концертного зала «Россия». С 1966 года — преподаватель кафедры оркестрового дирижирования Московского института культуры. Автор озвученных учебных пособий по технике дирижирования и по курсу инструментовки для духового оркестра (оба — совм. с Ю. А. Лагутиным. —М.: Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия», 1979). Автор справочника «Советское духовое инструментальное искусство». Молотай Анатолий Михайлович — дирижер, народный артист УкраиныВ 1964 году окончил Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории по классу дирижирования И. Ф. Лысенко, по классу инструментовки — В. И. Николаева. С 1964 г. — дирижер военных оркестров, с 1977 г. — начальник оркестровой службы при Управлении внутренних войск МВД СССР. С 1991 года — начальник оркестровой службы Национальной гвардии Украины. С 2000 года — главный дирижер Национального Президентского оркестра Украины. Прудченко Михаил Петрович — дирижер, народный артист УкраиныВ 1963 году окончил Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории по классу дирижирования Ю. М. Тимофеева, в 1971 — Киевскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования, класс профессора В. М. Кожухаря. 1983 г. — дирижер Государственного духового оркестра УССР. С 1991 года — профессор института искусств Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (Киев). Крючков Анатолий Александрович — дирижер, аранжировщик, педагог. Профессор, заслуженный работник культуры РоссииВ 1962 г. окончил Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории по классу дирижирования А. А. Зыкова и И. Ф. Лысенко, по классу инструментовки — Н. П. Иванова-Радкевича. В 1962–1967 — дирижер военных оркестров в Хабаровске и на Чукотке. Анатолий Александрович стоял у истоков кафедры духовых оркестров и ансамблей Московского гуманитарного университета культуры и искусства, был заведующим кафедрой. Автор учебных программ и методических разработок для музыкальных вузов и училищ. Воспоминаниями о Михаиле Семеновиче делится Анатолий Александрович Крючков— Михаил Лукашенко был интересной личностью, он сразу, уже при первом знакомстве, привлек мое внимание. Было это в 1955 году, сразу после перевода Михаила из киевской суворовской школы в московскую. Четыре года в Киеве отличались, в частности, доступностью посещения лучших театров и концертных залов города, начальство училища и Киевского военного округа всерьез заботилось не только о быте суворовцев, но и об их культурном кругозоре. Он хорошо играл на валторне и делал успехи на поприще начинающего дирижера. Был любознателен, начитан и любил спорт. Словом, был хорош собой и умел дружить. Не это ли главное в юношеские годы... Оговорюсь, Михаил не был «белым и пушистым» и не всех подпускал к себе в равной степени. Мы дружили троицей: я, Михаил и Анатолий Владимиренко, впоследствии военный дирижер в Киеве. Вспоминается ужасное сокращение армии в 1960 году. Эта реформа многим запомнилась, прежде всего, масштабными сокращениями личного состава в армии и на флоте: было уволено до 1 миллиона 200 тысяч солдат и офицеров — это почти треть от общей численности всех военнослужащих в СССР к тому времени. Мы уже учились на старшем курсе факультета. Нас было 60 курсантов, и половина была уволена. Так как мы, три друга, хорошо учились, нам объявили первыми, что мы остаемся в кадрах вооруженных сил. Кстати, о том времени... Сокращались не только военно-учебные заведения, различные ремонтные, промышленные предприятия, но и самые настоящие развернутые боевые части и боевые корабли. Вал сплошной демобилизации породил недовольство среди самой преданной и сознательной категории советских граждан, в офицерском корпусе. Зачастую многих офицеров увольняли даже без пенсий; были и те, кто, пройдя всю войну, трудоустроиться самостоятельно так и не смогли. После окончания факультета наши пути разошлись. Михаила отправили на Черноморский военно-морской флот, а меня в Хабаровск. С большим интересом я услышал рассказ моего коллеги Василия Петровича Матвейчука о дальнейшей судьбе моего старого и доброго друга. Жаль, что волею судьбы он рано ушел из жизни. Но даже за это короткое время он успел зарекомендовать себя прекрасным дирижером и талантливым педагогом. ...Ищу выпускную фотографию нашего курса и уверен, что она информативно и исторически могла бы дополнить этот очерк, который бесспорно вызвал у меня добрые воспоминания. ⁂Мы, студенты, коллеги и друзья того времени, хорошо знавшие Михаила Семеновича, навсегда запомнили его молодым, красивым, целеустремленным. Он так много не успел в этой жизни... Но успел сделать неоценимый подарок всем, — показал пример преданности делу, которому служил, — Музыке! Борис Турчинский, ноябрь 2020
|
|
|
|
|
|