|
|
В каждом звуке — целая эпоха
В каждом звуке — целая эпоха,
В каждой ноте — верность и любовь. Даже если на душе и плохо, Звук трубы поднимет настроенье вновь! Эдуард Муллер С именем профессионального музыканта Бориса Григорьевича Манна связано начало формирования и пропаганды в Салехарде и на Обском Севере музыкальной культуры; создание духового оркестра. Справка. Родился Борис Манн в 1910 году в Одессе, В годы Гражданской стал беспризорником. После окончания войны он с такими же мальчишками, беспризорниками добрался до Москвы, где его приняли в детский дом. Там он получил образование и пристрастился к музыке. Затем призвали в Красную армию, где служил в музыкальном взводе. После демобилизации поступил в Московский музыкальный техникум им. М.М.Ипполитова-Иванова по классу кларнета и окончил его в 1934 году. И так совпало время, в тот год ЦК ВЛКСМ и объявил набор добровольцев на Север. Борис подал заявление, прошел медицинский отбор и был признан годным для Арктики. Государственный архив Ямало-Ненецкого автономного округа в преддверии 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов представляет вниманию посетителей сайта выставку архивных документов о деятельности духового оркестра города Салехарда и его руководителе, участнике парада Победы в городе Москве — 24 июня 1945 года — Манн Борисе Григорьевиче. После войны, прослужив еще некоторое время в рядах Советской Армии, Борис Манн вернулся в родную Одессу. «ЦК ВЛКСМ направляет Вас на работу в Арктику»В его долгосрочной командировке значилось: «ЦК ВЛКСМ направляет Вас на работу в Арктику». Так называли тогда далекий северный Ямал. По призыву партии и комсомола ехала сюда молодежь за романтикой. Молодой музыкант решил посвятить свой труд именно Крайнему Северу, скорейшему приближению коммунистического завтра. Он не испугался салехардского необустроенного быта. Молодой, энергичный, беззаветно любящий свое дело Борис сразу же приступил к набору людей в свой духовой оркестр. Вначале это были взрослые мужчины, потом он полностью омолодил оркестр в основном за счет мальчишек из старших и младших классов салехардской средней школы № 1. Были в нем и три девочки: девятиклассницы Анна Стукалова, Муза Мочалова и семиклассница Анна Лапина. Борис Григорьевич собрал в оркестр самых разношерстных ребят, среди которых были хулиганы с улицы и дети из неблагополучных семей. Не мог он забыть свое недавнее беспризорное детство. Года не прошло, как мальчики из его оркестра изменились до неузнаваемости. Они стали ребятами воспитанными, увлеченными музыкой и в школе повысилась их успеваемость. (Выдержки из общественно-политической газеты «Красный Север» от 1997 года № 33 архивного фонда «Коллекция документов краеведов Ямало-Ненецкого автономного округа» — документы Пушниковой Анны Михайловны). Музыка зазвучала в АрктикеБорис Григорьевич был автором музыки к спектаклю И. Ф. Ного «Ваули Ненянг» — драматического действия в трех действиях и пяти картинах, которое было поставлено в Салехардском Доме ненца и прошел с большим успехом. Для Бориса Манна как композитора это была первая «проба пера» в серьезном направлении. Его захватил исторический сюжет, рассказывающий о мятеже Ваули, о Восстании в ямальской тундре 1825–1841 годов. Вооруженное сопротивление коренных народов ямальской тундры (ненцев) деятельности русских колонистов. Духовой оркестр Манна давал концерты в трех отделениях. Исполнялись песни советских композиторов (некоторые из них в обработке Б.Манна), затем было сольное исполнение на кларнете произведений Моцарта, Вебера, Брамса, Шуберта. Запоминающимся было и первое выступление перед жителями тундры. Из воспоминаний современников: «Ненцы убежали в тундру, испугавшись оркестра. Собаки надрывались от воя, и долго пришлось убеждать поселян, что это музыка, а не святой дух. Вечером, когда собрались все жители, Борис Григорьевич убедил их, что играть могут и они, и в качестве доказательства представил ненца-музыканта Алексея Ямзина, который на ненецком языке им все объяснил. А когда через несколько дней, настало время уезжать, оркестрантов уже не хотели отпускать». Из письма Уполномоченного Народного Комиссариата заготовок СССР Омской области по Ямало-Ненецкому округу от 14 июня 1941 годаНаправляя отзывы, вырезки из центральной областной и местной печати и персональные характеристики на участников духового оркестра Ямало-Ненецкого Окружного Дома Народов севера, способствовавших выполнению заготовок пушнины в округе, просим возбудить ходатайство перед Народным Комиссаром заготовок о награждении нагрудными знаками «Отличник заготовок» руководителя оркестра т. Манна Бориса Григорьевича, музыкантов Рочева Николая Антоновича, Стуканова Константина Тихоновича, Литвинова Евгения Романовича, Оболонского Иосифа Михайловича и Маркова Вениамина Григорьевича. Отметить отличием поименованных в записке руководителя оркестра: тт. Нагумнова, Садыкова, Ярина, Кугаевскую, Кожарновича, Трофимова, Промоторова, Алабьева, Мамаева и Ямзина, как особо проявивших себя в обслуживании населения и факторий. А также в целом коллектив духового оркестра как организацию (состав оркестра — 29 человек)... Коллектив оркестра под руководством т. Манна, наряду с художественным обслуживанием, проводил культмассовую работу с коренным национальным населением... Действенно оказывал помощь колхозам Севера в выполнении плана по охотпромыслу, способствовал укреплению дисциплины среди колхозников-охотников. Помогал заготовительной работе факторий, а также изживанию недостатков... Коллектив по собственной инициативе, начиная с 1934 года по настоящее время, обслуживает охотников тундры округа, совершая лыжные переходы в ближайшие и отдаленные населенные пункты и фактории; несмотря на трудные северные условия, осуществляет поставленные перед собой задачи без какой-либо затраты средств... Проводимая оркестром работа способствовала проведению новых видов заготовок в округе — пушнины, повышению качества сдаваемой пушнины, особенно по песцу, лисице, горностаю, белке... Мы со своей стороны полагаем, что руководитель т. Манн и другие, а также в целом коллектив оркестра заслуживают награждения. Награждение послужит в дальнейшем еще лучшей работе этого важнейшего органа в развитии культуры среди местного охотопромыслового национального населения и, следовательно, большим возможностям в обеспечении выполнения планов по заготовкам пушнины. Духовой оркестр обрел огромную популярность. С его участием проводились все торжества, увеселительные программы, танцы, постановки музыкальные и сценические. И грянула войнаБоевой путь дивизии окончен в 1945 году в Карелии, где Борис Манн встретил День Победы. А лучшие ее бойцы и участники фронтового дивизионного оркестра вместе с Борисом Манном участвовали в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. На Красной площади Москвы марши Победы исполнял сводный военный оркестр из 1400 музыкантов, а в его составе — житель Салехарда военный музыкант Борис Манн. Справка. 368 стрелковая дивизия cформирована в период с 4 сентября по 25 ноября 1941 года на основании приказа Военного Совета Сибирского Военного Округа № 0051 от 26 августа 1941 года в Тюмени из призывников современных Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей в Сибирском военном округе 3-й очередью, в основном из контингента 2-го разряда, имевшего ранее отсрочки призыва. Принимала участие в боях в районе Петрозаводска. После освобождения Вознесенья и форсирования с боем реки Свирь устремилась на Петрозаводск. Президиумом Верховного Совета СССР за форсирование реки Свирь, бои в Карелии и освобождение Петрозаводска она была награждена орденом Красного Знамени. В дивизионной песне, которую сочинил композитор и дирижер дивизионного оркестра Борис Манн, пелось: «Мы Родину грудью должны отстоять. С сибирских просторов, с Оби и Ишима пришли мы в Карельский урман воевать...» После войны Борис Манн на некоторое время остался служить в армии, а после демобилизации уехал в родную Одессу. Здесь ему предложили возглавить сводный духовой оркестр Одесской железной дороги, который многие годы был не только визитной карточкой Одессы и всей Украины. Скончался Борис Манн в 1988 году. От автораС Борисом Григорьевичем я пересекался не раз. Часто слушал его оркестр ЖД на концертах и демонстрациях. Несколько раз мы одновременно участвовали в программах фестивалей в Киеве. Нередким гостем он был и на концертах нашего оркестра военного училища. Дружил с нашим дирижером А. Я. Саликом и моим преподавателем в консерватории профессором К. Э. Мюльбергом. Но близко знакомы мы не были. Вдруг однажды на концерте камерной музыки в консерватории — а он проходил в небольшом зале — я увидел среди слушателей Бориса Григорьевича. Я спросил своего педагога по камерному классу Анну Захаровну Май, не она ли его пригласила. Нет, оказывается, проходя мимо консерватории, он увидел афишу концерта, где, кроме всего, значились моя фамилия и исполняемая мною Соната для кларнета и фортепиано Ф. Пуленка. Борис Григорьевич, по его словам, не мог пройти мимо. Мне было приятно. Было это на 4 курсе консерватории. После выступления мы долго беседовали, и я узнал много интересного из его жизни — в частности, что он тоже начинал с кларнета и окончил музыкальное училище в Москве, а в Арктике стал настоящим первопроходцем (и даже давал там кларнетовые концерты). По произведениям, которые Борис Григорьевич включал в свои программы, я понял, что он был серьезным кларнетистом. Сонаты Брамса и Сен-Санса, концерты Вебера... «Будет госэкзамен — пригласи меня», — попросил он в конце встречи. В апреле 1978 Манн был приглашен в актовый зал музыкального училища, где мы, духовики, играли свой последний и самый важный экзамен в жизни. Тогда я познакомил Бориса Григорьевича с моим отцом Романом Иосифовичем, который не мог не приехать на это торжество. Оба — фронтовики и ветераны военно-оркестровой службы: им было о чем поговорить и что вспомнить. Житомир, 1980 годВ то время я работал дирижером Житомирского городского духового оркестра. Неожиданно получаю звонок из Одессы от нашего с отцом хорошего друга, фаготиста Саши Орлова: «Борис, завтра у тебя найдется для меня и Бориса Манна немного времени? Мы приезжаем в Житомир». Ну как не найти время для таких гостей! Борис Григорьевич приехал в Житомир по печальным делам. У него умерла жена и, зная, что в Житомирской области добывают гранит и на месте изготавливают памятники, он решил этим воспользоваться. Тяжелый случай. Я знал, что у него долго болела супруга — долгих 17 лет была прикована к постели. Борис Григорьевич прямо с поезда приехал ко мне на репетицию оркестра. Я его представил коллективу, и он попросил что-то исполнить. Как раз мы готовили вечер И. Дунаевского. Музыка яркая и прекрасная. Оркестр был в хорошей форме и явно гостю понравился. Я передал Борису Григорьевичу дирижерскую палочку. Получился, как сейчас называют, мастер-класс. Нет, он не стал делать разбор «полетов». «Ребята, — обратился он к музыкантам, — я хочу подарить вам два своих марша». И зазвучала прекрасная музыка. Потом мы часто использовали его марши в своих выступлениях. Спасибо Вам, композитор Борис Григорьевич Манн. Одесса, наши дниВетераны любят вспоминать молодые годы. На их встречах обязательно заходит речь о духовом оркестре, созданном в конце 50-х годов прошлого века работниками Одесского железнодорожного вокзала, пассажирского вагонного депо Одесса-Главная, резерва проводников. Слава о нем многие годы гремела по всей Одесской железной дороге и не только. С начала 60-х ветеран Вооруженных Сил майор в отставке Б. Г. Манн, кавалер ордена Красной Звезды и обладатель многих медалей, с увлеченностью и энергией нес культуру в массы — руководил родным коллективом одесских железнодорожников, численностью 45 человек. Среди музыкантов — Николай Слободяник, Геннадий Попов, Михаил Молчан, Семен Гальперин, Михаил Рыбченко, Виктор Блажевский, Владимир Слабинский, Аркадий Леонов, Михаил Данишевский, Николай Агеев, Михаил Грунт, Анатолий Лисовецкий, Ефим Бейдер, Владимир Хазин, Анатолий Сорочан. В 1957 г. оркестр состоял из 7 участников, затем в него стали приходить музыканты из разных военных оркестров. Анатолий Александрович Сарачан, игравший на валторне, привел в коллектив аж 12 своих коллег. Борис Манн вкладывал все силы и душу в свой коллектив, который стал, практически, одной семьей. Без участия оркестра не обходилось ни одно торжество — ни День Победы, ни День железнодорожника — и для каждого праздника был свой, тщательно подобранный репертуар. Выступали музыканты и перед трудовыми коллективами структурных подразделений дороги, а также на разных мероприятиях во Дворце культуры железнодорожников, в Оперном и Зеленом театрах, на других сценах и площадках. В середине 60+х оркестр стал поистине народным, причем этого звания он удостаивался дважды — в Болгарии, на Международном конкурсе духовых оркестров железных дорог Европы, и в столице Украины. Неизменно оркестр открывал свою концертную программу поэмой известного одесского композитора, друга Бориса Манна, бывшего военного дирижера Михаила Ароновича Сафьяна «Одесса-город Герой». К сожалению, в 90-е самодеятельные духовые оркестры, практически, перестали существовать, не минула чаша сия и оркестр Одесской железной дороги. Фрагмент статьи Оксаны КрижановскойА вот что вспоминает бывшая работница железнодорожных касс Одессы, работавшая в те годы, и большая поклонница духового оркестра Виктория Маслюк. «Я часто бывала на концертах нашего оркестра. Он нередко выступал, и я, по возможности, не упускала случая его послушать. В основном, это были концерты по разным знаменательным датам, как было принято то время. Меня зачаровывали не только звуки оркестра — великолепен был сам дирижер. Такой импозантный, и как он красиво дирижировал! Казалось, даже прекрати оркестр играть, музыка бы сама звучала. Это я в шутку. Конечно же, наш духовой оркестр было всегда интересно слушать. А как он на перроне играл „Прощание Славянки“... Дух захватывало. И не ошибусь, если скажу, что многие на ЖД с нетерпением ждали этих выступлений. В нашем ЖД станции почти все знали друг друга. Смотришь, а твой сослуживец играет в оркестре. Правда, интересно?! Это был слаженный коллектив под руководством опытного маэстро. Не знаю почему, но в моей памяти всплыло, как они прекрасно играли вальс из кинофильма „Маскарад“ (я так люблю его, что прослезилась — значит, исполнение было превосходным), а затем без перерыва перешли на „Танец с саблями“ из балета „Гаянэ“ Хачатуряна. Ну, просто было здорово!» Рассказывает журналист из Салехарда Юрий МорозовВ наши годы энтузиасты-музыканты сохранили в Салехарде, в Центре детского творчества «Надежда», искусство духовой музыки, начало которому положил в 30 годы прошлого века Борис Григорьевич Манн. Переломным для оркестра стал 2000 год, когда прошли успешные выступления в Муравленко. Затем были Москва, Великий Новгород, Прага, Киев, Сочи, Санкт-Петербург и другие города и страны, где духовики Салехарда занимали призовые места. Оркестр, как и в былые времена, востребован на окружных и городских мероприятиях. А люди, которые любят духовую музыку, тепло воспринимают их выступления. У духового оркестра большой репертуар, в нем есть пьесы Зиновия Бинкина и Семена Няруя. Оркестранты исполняют джазовую музыку, патриотическую и маршевую. Студию духовой музыки в «Надежде» посещают около шестидесяти человек. Сегодня занятия в студии идут по программе семилетней школы. Преподается игра на инструментах, теория музыки, сольфеджио и музыкальная грамота. Состав преподавателей стабильный — четыре педагога духовика и пианистка Елена Адолина. Кстати, отделение духовой музыки есть и в школе искусств, в многопрофильном колледже. Музыкальная культура, начавшись в Салехарде тридцатых годов, шагнула в города и села Ямала, а школьники — выпускники духового оркестра города — поступают в музыкальные училища и консерватории, затем возвращаются в Салехард. ПослесловиеЭтим очерком воспоминаний людей, знавших его при жизни и помнящих сегодня, хочется выразить огромное признание и отдать низкий поклон Борису Григорьевичу Манну. Композитору, кларнетисту, дирижеру и музыкальному педагогу. Человеку с большой буквы! Борис Турчинский, август 2019
|
|
|
|
|
|