Partita.Ru

Таким мы его и запомнили...

Памяти Семена Мильштейна

Семен Петрович Мильштейн Семен Мильштейн — известный российский трубач, концертмейстер Отдельного показательного оркестра Министерства обороны России, руководитель эстрадного оркестра «Данс-ленд», заслуженный артист Российской Федерации.

К сожалению, сегодня этого человека я могу только вспоминать. 28 июля 2018 года его не стало...

Несостоявшаяся встреча

Наш общий друг и бывший начальник Семена по оркестру министерства обороны Анатолий Борисович Мухамеджан много мне о нем рассказывал (происходило это за три или четыре месяца до кончины Семена Петровича). Я сразу написал Мильштейну, что скоро буду в Москве и хотел бы взять у него интервью. Почти сразу Семен мне позвонил. Разговор сразу зашел об Одессе, где и я, и он учились. Говорили о его педагоге по классу трубы и о самой Одессе, которую Семен очень любил и сожалел, что после 2014 года и известных событий не может приехать в любимый город.

Наш разговор продлился довольно долго. Оказалось, что у нас масса общих знакомых — в Одессе, в Москве...

В 1978 году я окончил консерваторию, а Мильштейн — десятилетку. Весной того года по предложению моего педагога Калио Эвальдовича Мюльберга (которого Семен, кстати, прекрасно помнил) я сыграл в десятилетке на концерте его класса несколько произведений из моей выпускной программы. Слышал ли меня Семен, я не успел спросить. А вот я его игру помню! Как-то мы с Мюльбергом зашли в класс Рудольфа Александровича Свирского (педагога по трубе и довольно хорошего композитора — в репертуаре трубачей есть немало известных и рекомендуемых его произведений) — а у него как раз был урок с Семеном: я успел схватить пару фраз, а про себя отметил, что таких трубачей у нас в консерватории не много.

Рассказывает Владимир Мильштейн, старший брат, скрипач, доктор музыкологии в университете Гвадалахара (Мексика)

О детстве и родителях

Наш отец Петр Вольфович — врач. В возрасте 18 лет приехал в Одессу — учиться в медицинском институте. Участник Великой Отечественной войны, участник обороны Одессы и Севастополя. В 1943 году был ранен и попал в немецкий плен, был участником сопротивления в концлагере Бухенвальд. В лагере находился под фамилией Мильошин и не числился евреем — поэтому и выжил. Отец был очень музыкальным человеком, любил оперу и оперетту. Хорошо играл на мандолине. Всячески поощрял наши желания оказаться в мире музыки.

Мама, Зинаида Моисеевна, — инженер, окончила Одесский мукомольный институт. С пеленок нас воспитывала и бабушка, Блюма Нусимовна. Дома говорили, в основном, на идиш, и я хорошо (лучше, чем Семен) понимал этот язык. Правда, Сеня хорошо «схватил» английский — но это было уже потом. Мама очень любила петь еврейские песни, и мы ее с удовольствием слушали.

С 1952 года наша семья жила в г. Бельцы, где и родился Семен. Прожили мы в этом городе 15 лет. Там я окончил музыкальную школу, после чего меня приняли в школу-десятилетку им. Столярского в Одессе. Это побудило и всю семью в 1969 году переехать в Одессу.

Как Семен Мильштейн стал трубачом

Я учился в школе им. Столярского, затем — в Одесской консерватории у профессора В. З. Мордковича — очень известной личности в мире музыки. Однажды он спросил у нашего отца, чем занимается младший сын. И оказалось, что у Семена прекрасные музыкальные данные! Заведующий отделом духовых инструментов Р. А. Свирский предложил ему выбрать инструмент — и Сеня немного растерялся. Пришлось взять тайм-аут. И тут произошло первое мистическое событие в профессиональной жизни моего брата...

В какой-то программе по телевидению Семен увидел выступление Тимофея Докшицера — звучал «Танец с саблями» А. Хачатуряна. Вопрос был решен мгновенно: мой брат будет учиться играть на трубе. А еще у него родилась мечта — он захотел стать учеником великого маэстро. Мечта брата осуществилась: после окончания десятилетки он поступил в институт им. Гнесиных, в класс Т. Докшицера, и сделал под его руководством поразительные успехи. И не только в музыке, а и в целом в жизни.

Мы с Сеней были похожи — и внутренне, и внешне. Один из моих учеников, рассматривая наш семейный альбом, с удивлением посмотрел на меня и сказал: «Не знал, Владимир Петрович, что в молодости вы играли на трубе».

Семен обладал невероятной любознательностью и целеустремленностью — и в учебе, и вообще в жизни — например, легко и быстро осваивал новые технические изобретения, с легкостью играл и классику, и народную музыку, и джаз«.

Снова мистика

Уже будучи студентом класса Т. А. Докшицера, Семен попросил учителя посоветовать подходящий к его амбушюру мундштук. Через некоторое время Тимофей Александрович принес мундштук, подаренный ему мастером труб и мундштуков фирмы «Vincent Bach», когда он был у него в гостях (кстати, денег у учеников за мундштуки и масло Докшицер не брал никогда, категорически). На мундштуке мастер написал «Т. А. Д.» и поставил дату: 19 января 1960 года. Это дата рождения Семена Мильштейна.

Военно-оркестровая служба

Срочником Семен служил в оркестре штаба Московского военного округа. Тогда же стал думать, как остаться жить в Москве. Нужна была московская прописка, и он с этим намаялся... Его брали в аспирантуру, но без прописки — увы! Даже всемогущий Геннадий Рождественский не мог взять без прописки к себе в оркестр. Та же история и с Питером, в оркестр Юрия Темирканова без прописки попасть было невозможно. Еврейский вопрос тоже мешал.

Из интервью композитору и журналисту Гарику Канаеву

Печальная 5 графа, или «синагога» Мильштейна

Начальник оркестра попросил меня подыскать на срочную службу духовиков из института. Я набрал хороших ребят, профи в своем деле, и принес ему список. И... нечаянно подслушал разговор начальника военно-оркестровой службы Московского округа, некоего Понамарева, где он громко, почти крича отчитывал начальника оркестра: «Твой Мильштейн набрал «синагогу», во главе с собой. Что я буду говорить начальнику штаба округа, ведь одни евреи в списке, из двадцати восемнадцать — лица еврейской национальности». «Так это лучшие музыканты Москвы», — пролепетал дирижер в ответ. В результате всех их отправили в Алабино (деревня в Московской области, где был военный оркестр). К счастью, потом, не знаю какими путями, они все были устроены в других оркестрах Москвы.

Что касается моей судьбы, то в военно-воздушной Академии им. Гагарина дирижер нашел возможность взять меня на службу, с предоставлением однокомнатной квартиры. А далее — еще один счастливый случай. В декабре 1984 года мы хоронили маршала Д. Ф. Устинова, и на обслуживание этого мероприятия приехали все московские военные оркестры. Холодина была страшная, до сих пор помню это: сильный мороз и пронизывающий ветер — просто жуть... Мимо меня проходил начальник военно-оркестровой службы Советской армии Н. М. Михайлов, который хорошо знал меня по различным выступлениям. Увидев меня, очень удивился и подошел. Спросил: «Вы что делаете в этом оркестре?» Я коротко объяснил ситуацию. «Пишите рапорт в оркестр Министерства обороны»,— отчеканил он. Так я оказался в лучшем оркестре Советской армии.

Военная музыка — важный пласт музыкальной культуры

Что касается военной музыки — это целый пласт культуры, как и любой другой жанр, необходимый людям. Оркестр Министерства обороны всегда был эталоном настоящего профессионального исполнения. Слушая достойную игру духового оркестра, можно получить невероятные эмоции — не меньше, чем от симфонического или эстрадного оркестра. Поэтому я всем рекомендую ходить на концерты духовой музыки — но только в хорошем исполнении.

В оркестре меня назначили концертмейстером группы труб. Было много концертов. Был еще у нас и симфонический оркестр, где я тоже играл и солировал. На базе оркестра я создал джазовый коллектив, который в короткий срок завоевал популярность у музыкантов и слушателей.

Нас стали приглашать на разные концерты и особенно — на облуживание балов. Бальный оркестр — это ответственная работа. Мы стали непременными участниками всех чемпионатов мира по бальным танцам. Были главными участниками многолетнего проекта «Венский бал в Москве».

Уволившись из армии, я организовал джазовый оркестр на штатной основе, который перенял эстафету армейского коллектива и впоследствии стал называться «Данс-ленд». «Тема „Данс-ленд“ продолжается»,— заключил тогда Семен Мильштейн.

Отрывок из интервью 2014 года (к сожалению, автор неизвестен)

— Как заработали свою первую зарплату?

— В Одесском театре я пел в хоре мальчиков. За каждое выступление нам платили рубль. На скопленные деньги купил себе наручные часы «Полет». Не знаю, зачем купил (на самом деле часы не очень люблю). «Полет» до сих пор где-то дома у меня лежит — как память.

— К слову, о вокале. Вы прекрасно поете. Однако, что вам ближе: играть на трубе или открывать возможности собственного голоса?

— Петь меня никто не учил, я самоучка. Другое дело, инструмент. В общем, пою я, как многие, а вот на трубе играю лучше многих. Хотя и то, и другое мне доставляет удовольствие. Трудно что-то выбрать.

— Что для вас было главным в 15 лет, в 30 и сейчас?

— В 15 хотел в совершенстве овладеть трубой, в 30 желал славы, а теперь хочу только одного — не терять связи с близкими людьми.

— У вас есть дети?

— Да, у меня дочь Мария, она дизайнер, живет в Лондоне. Правда, видимся не так часто, как хотелось бы. Еще любимая мама, она в Лос-Анджелесе.

— Место на Земле, куда хочется возвращаться снова и снова?

— Их много. Вообще, я везде себя прекрасно чувствую. В любом месте и в любую погоду. Главное — это люди, которые тебя окружают. После затяжной болезни, подкравшейся ко мне в 2009 году и отступившей не так давно, понял, что нужно жить только сегодняшним днем. Радоваться всему, что раньше показалось бы мелочью.

Рассказывает актер и шоумен Александр Олешко

Ушел из жизни Семен Мильштейн... Прекрасный музыкант. Харизматичный человек. Мы все знали, как мужественно он борется со своей болезнью. Мы необыкновенно радовались, когда он работал. Благодаря этому человеку я получил дополнительные возможности петь с живым оркестром, учиться этому. Благодаря Семену и артисты, и зрители были благодарны музыкальным программам и вечерам, которые он придумывал и создавал, очень часто принимая в этом участие бесплатно...

В последний раз мы оказались на одной сцене в арт-кафе театра им. Е. Б. Вахтангова 13 декабря 2017 года. Почему-то именно на этот вечер пришел мой товарищ, замечательный фотограф Саша Иванов и попросил разрешения поснимать происходящее... Царствие тебе небесное, Семен. Спасибо тебе за все хорошее, что ты для нас сделал.

19 января 2020 года исполнилось бы 60 лет заслуженному артисту Российской Федерации, «золотой трубе России» Семену Мильштейну. Яркий и самобытный музыкант, он одинаково блестяще проявил свой талант в классической, джазовой и эстрадной музыке.

В знак уважения и любви к Семену Мильштейну его коллеги и друзья — музыканты, артисты театра и кино — собрались в этот вечер на уникальном концерте-приношении «Трибьют Трубачу». Среди участников программы — знаменитый саксофонист Владимир Пресняков-старший, известные трубачи Вадим Эйленкриг, Кирилл Солдатов, Владислав Лаврик, Леонид Гурьев, популярные артисты Сергей Волчков, Александр Олешко, Юлия Рутберг, оркестры «Русская филармония», «Данс-ленд» и другие.

Сегодня прошло три года, как нет с нами Семена Мильштейна, но музыкальная Москва хорошо помнит этого прекрасного, светлого человека и музыканта. О Семене Мильштейне звучат воспоминания, в его честь исполняются мелодии из его репертуара. Его называли «Золотой трубой» — он же в ответ только отшучивался... Таким мы его и запомнили.

Борис Турчинский, октябрь 2021
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play