|
|
С юбилеем, маэстро!Свой 70-летний юбилей отмечает заслуженный деятель искусств России, профессор Военного института военных дирижеров, художественный руководитель и главный дирижер Московского духового оркестра имени Н. М. Михайлова, в недавнем прошлом — начальник и главный дирижер Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР (1985–1994) Анатолий Борисович Мухамеджан. Юбилей признанного мэтра духовой музыки — не просто факт биографии. Речь идет о яркой, всеми признанной одаренной и целеустремленной личности. Вся жизнь — в музыке!Анатолий Борисович Мухамеджан родился 26 января 1946 года в городе Черемхово Иркутской области. В этом же году семья переехала в Москву. В 1957 году поступил в Московское военно-музыкальное суворовское училище. В 1964 году окончил училище по классу баритон-тромбон. С 1965 по 1969 учился на военно-дирижерском факультете Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе дирижирования народного артиста России, кандидата искусствоведения, профессора Бориса Александровича Диева. После окончания был направлен для продолжения службы в должности военного дирижера в город Славуту (Украина). Через три месяца прошел по конкурсу на должность дирижера оркестра штаба Прикарпатского военного округа. В 1970 году возглавлял этот коллектив на Всеармейском конкурсе штабных оркестров Вооруженных сил СССР (штат 56 человек). С 1976 по 1981 годы Мухамеджан — начальник оркестра штаба Южной группы войск (Венгрия, Будапешт). С 1981 года — преподаватель военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 1985 г. прошел по конкурсу на должность начальника Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР (сегодня — Центральный военный оркестр Министерства обороны России). В 1994 году уволен в запас. С 1996 по 2002 год он — художественный руководитель и главный дирижер оркестра Нового Измайловского центра (оркестр князя Корниенко). С 2005 года является дирижером Московского концертного духового оркестра (коллектив носит имя Н. М. Михайлова). В составе оркестра педагоги отдела духовых и ударных инструментов Московской детской музыкальной школы имени Гнесиных. В 1987 году удостоен звания заслуженного деятеля искусств России. Профессор военно-дирижерской кафедры Института военных дирижеров. В течение 30 лет гастролировал по СССР, в странах Европы, Азии, Африки, в США. Сотрудничал с выдающимися российскими музыкантами, среди которых Артур Эйзен, Владимир Маторин, Зураб Соткилава, Александр Ворошило, Любовь Казарновская, Ирина Рубцова, Тимофей Докшицер, Маргарита Шапошникова, Иван Оленчик, а таже мастера эстрады Иосиф Кобзон, Евгений Мартынов, Александр Малинин, Владислав Коннов и другие. Имеет множество записей на Центральном радио и телевидении, более 20 альбомов (LP и CD). Пиком карьеры стали служба в Первом Образцово-показательном оркестре Министерства обороны СССР (1985–1994) в должности начальника оркестра, в звании полковника. Конечно же, первое поздравление юбиляру пришло сегодня из самого центра военной музыки России, от коллег-музыкантов министерства обороны Российской Федерации. Уважаемый Анатолий Борисович! Сердечно поздравляю Вас от имени коллектива Центрального военного оркестра министерства обороны Российской Федерации со знаменательной датой — 70-летием со дня рождения! Вами пройден большой и яркий служебный творческий путь от воспитанника Московского суворовского военно-музыкального училища, от курсанта Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, от юного лейтенанта — военного дирижера до полковника, заслуженного деятеля искусств РСФСР, опытнейшего руководителя и дирижера, начальника ведущего военного оркестра Вооруженных Сил — Первого Отдельного показательного оркестра министерства обороны СССР, которым Вы успешно руководили в течение десяти лет и внесли значительный вклад в повышение его исполнительского уровня. И сегодня Вы успешно продолжаете творческое содружество с нашим коллективом. На всех занимаемых должностях Вы всегда были примером образцового отношения к выполнению своего служебного долга. Ваша увлеченность военной музыкой и творческий энтузиазм, доброжелательность и отзывчивость достойны глубокого уважения и подражания. Мы высоко ценим Ваше дирижерское мастерство, организаторские способности и исключительное трудолюбие. В канун Вашего 70-летия от всей души желаем Вам крепкого здоровья, оптимизма, благополучия в жизни и дальнейших творческих успехов!
Начальник Центрального военного оркестра министерства обороны Российской Федерации,
заслуженный артист России полковник С. Дурыгин. Интервью в канун юбилея— Анатолий Борисович, начнем мы с вами наше интервью, пожалуй, издалека. Вы родились в непростое время: год как кончилась война, было не до музыкального образования. Поэтому любопытна история вашего прихода в музыку. Кто были ваши родители и ваш первый учитель? Чем он вам запомнился? — Стал музыкантом я совершенно случайно. Мои родители к миру музыки никакого отношения не имели. Отец вернулся с фронта без ноги, 50-е годы были тяжелыми, и решено было отдать меня, как сына инвалида, в Суворовское училище. В военкомате нам сказали, что мы опоздали, набор в общевойсковые суворовские училища закончен, но в Московском суворовском военно-музыкальном училище экзамены только начинаются, и отправили нас туда. На удивление, у меня оказался приличный слух, и я был принят. Так распорядилась судьба, которая вела и до сих пор ведет меня по жизни, помогая и оберегая. Семь лет, проведенные в училище, стали настоящей школой жизни, где я и мои товарищи получили блестящее музыкальное, и не только музыкальное, образование. Не забуду своего первого наставника Бориса Григорьевича Миллера, наших преподавателей — Колесниченко, Стучевского, Кудряшова, Юрьева. Большая им благодарность за все. — После Суворовского училища вы поступаете на факультет военных-дирижеров при Московской государственной консерватории имени Чайковского. Как красиво это звучит, по-моему, не в обиду будет сказано, но лучше, чем нынешнее несколько тавтологичное название «Военный институт военных дирижеров». Уж не обессудьте... Расскажите нам об этом времени, о друзьях, вас окружавших, и где они сейчас. Какие у вас были прекрасные преподаватели, значимые и выдающиеся в области духовой музыки! — Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени Чайковского отшлифовал полученные в Суворовском училище знания. И здесь опять мне крупно повезло с педагогами. Прежде всего — это мой главный преподаватель на факультете по классу дирижирования Борис Александрович Диев, научивший меня читать партитуру, понимать закодированную в нотах музыку. Очень остроумно сказал Бернард Шоу: «Существует 50 способов сказать слова „да“ и „нет“, но записать их можно лишь одним способом». Так и с нотами. Ноты, как и буквы,— это только графика, а оживить эти формальные, бездушные знаки необходимо в самом себе, в своем отношении к музыкальной ткани. И еще мы прошли в классе множество музыкального материала, неизмеримо больше, чем предполагала программа обучения. Очень много дал нам педагог по специнструменту известный преподаватель по тромбону АзатМкртычевичСедракян, научивший понимать и правильно исполнять все многообразие штрихов, нюансов. Сергей Петрович Горчаков (известный переложением фортепианного цикла М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» на симфонический оркестр), научивший понимать и полюбить инструментовку, как очень важный для дирижера предмет. Полученные знания позволили мне уже через три месяца после выпуска выиграть свой первый конкурс на должность дирижера в оркестр штаба Прикарпатского военного округа и через полгода, в 1970 году, возглавлять этот коллектив на конкурсе штабных оркестров ВС СССР. — В советское время существовало много наших военных духовых оркестров за границей, там, где дислоцировались советские войска. В Польше, Германии, Венгрии, Чехословакии. С распадом Варшавского договора и выводом советских войск из этих стран исчезли и оркестры, а что самое печальное — и память о них. А ведь среди этих музыкальных коллективов были прекрасные, очень творческие. Вот, например, взять оркестр Южной группы войск (Будапешт), который вы возглавляли шесть лет. — С 1976 по 1981 год я проходил службу в должности начальника оркестра штаба ЮГВ (Венгрия, Будапешт), где мне удалось собрать великолепный по своему составу оркестр. Это были лучшие исполнители на духовых инструментах Киева, Еревана, Львова. Запомнились многочисленные записи на венгерском радио, участие в международных фестивалях, гастрольные поездки по Венгрии и Европе и, конечно, дружба и совместные концерты с замечательным коллективом — Центральным оркестром Министерства обороны Венгрии. Вспоминаю трогательное прощание, когда я покидал эту прекрасную страну. Венгерский оркестр в полном составе, с музыкой провожал меня на вокзале. Совсем недавно, 9 мая 2015 года, Московский духовой концертный оркестр имени Н. М. Михайлова давал концерты в Будапеште. Для меня это были волнительные события, собрались ветераны-музыканты и дирижеры страны, с теплотой вспоминали наше общение и совместную работу. — Пик, кульминация вашей карьеры — это Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР. Его называют эмблемой военно-оркестровой службы СССР, а сейчас России. — Перед работой в оркестре Министерства обороны, с 1981 года, я преподавал на военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории имени Чайковского на дирижерской кафедре, а позже на кафедре военно-оркестровой службы. И вышло так, что я работал преподавателем рядом со своими бывшими учителями. А учить других рядом с теми, кто учил тебя,— это огромная честь и ответственность! Тут нужно, как говорится, не ударить лицом в грязь, не подвести своих наставников, это очень ответственно, ведь они всегда рядом и смотрят на тебя, следят за твоей работой, мысленно дают оценку не только новым ученикам, но и тебе самому, тому, как ты их учишь. И снова, его величество Случай. Или Судьба. В 1985 году начальник оркестра Министерства обороны СССР Анатолий Васильевич Мальцев был переведен в Краснознаменный ансамбль имени Александрова. Был объявлен всесоюзный конкурс на замещение освободившейся должности. Это был мой шанс, и я им успешно воспользовался. В первый же день моего назначения, на вопрос, куда прибыть, был ответ — на вокзал. Сразу гастроли — 46 концертов! Так началась моя десятилетняя работа в этом коллективе. За это время мы объездили с гастролями весь Советский Союз, Европу, США. В перерывах между поездками были записи на радио и телевидении, правительственные концерты, парады на Красной площади. Поездки в горячие точки: Чернобыль, Афганистан. Трагический и в тоже время счастливый случай у меня получился с поездкой на концерты в Афганистан. Дело было перед самым новым годом, естественно, чтобы отметить новогодний праздник, запаслись спиртным. В Ташкенте в аэропорту погрузили в самолет аппаратуру, инструменты (летели небольшим ансамблем), а спиртное запрещают провозить. Пока я ругался с начальником таможни, наш багаж выгрузили, и самолет улетел без нас. Полетели через 20 минут следующим рейсом (все-таки со спиртным). Каково было удивление, когда нас встретили в Кабуле со слезами. Оказывается, самолет, на котором мы должны были лететь, сбили, и об этом уже доложено было в Москву... Страшно стало... Но и поняли мы, что был у нас все-таки, наверное, свой ангел-хранитель, который от беды уберег. А вообще, эти десять лет были самыми творчески насыщенными в моей жизни. Великолепный оркестр, невероятное множество исполненной нами музыки, высочайший авторитет коллектива. Конечно, в этом большая заслуга начальника военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР генерал-майора Николая Михайловича Михайлова. Это был блестящий музыкант, прекрасный руководитель и организатор. С ним было легко и комфортно работать. Он очень много сделал для военно-оркестровой службы СССР и, конечно, для нашего оркестра. Добился в генеральном штабе, а это было непросто, увеличения штата, с тем, чтобы мы могли создать наряду с духовым и эстрадно-симфонический оркестр. Премьера этого нового коллектива состоялась в 1990 году. И снова гастроли, уже с этим новым оркестром по Европе и далее по миру. — Не могу не спросить о ваших творческих планах. С какими коллективами или солистами вы предполагаете в ближайшее время выступить? Знаю, что как дирижер, вы человек очень востребованный. — Говоря о своих планах, я расскажу вначале о том, как мои прежние планы на каком-то этапе оказались невостребованными, но это лишь помогло накопиться потенциалу. Думаю, что дирижер становится «Дирижером» где-то к пятидесяти годам. Именно к этому времени он набирается того опыта, тех навыков и знаний, когда количество переходит в качество. Так и со мной было. Но, к сожалению, в это время мне пришлось уйти из оркестра. Я уволился из армии, остались невостребованными планы, нерастраченными силы. И снова мне повезло. Меценат и большой любитель музыки Сергей Васильевич Корниенко предложил мне создать духовой оркестр в принадлежащем ему «Новом Измайловском центре», назвав его «оркестром князя Корниенко». Оркестр моментально стал популярен и востребован, давая концерты не только в Москве, но гастролируя по России и за рубежом. Нами были записаны пять дисков. К сожалению, С. В. Корниенко был вынужден перевести свой бизнес из Москвы, и оркестр распался... Было досадно, но сегодня мир изменился, и везде нужны деньги. И это иногда оказывается важнее, чем подлинное искусство. Приглашение на новое место работы пришло неожиданно. Директор старейшей детской музыкальной школы имени Гнесиных (в этом году школе исполнилось 120 лет!) Андрей Петрович Подгорный и работавший там в то время мой бывший, как сейчас модно говорить,— шеф Н. М. Михайлов предложили создать при школе оркестр из преподавателей отдела духовых и ударных инструментов. Так в 2005 году был создан Московский концертный духовой оркестр, после смерти Н. М. Михайлова носящий его имя. Оркестр с успехом выступает на московских концертных площадках, был на гастролях в Болгарии, Венгрии, записал компакт-диск. И все теперешние планы у меня связаны, конечно, в первую очередь с этим коллективом. Также я преподаю на кафедре дирижирования военного института военных дирижеров, и весь накопленный опыт передаю своим ученикам-курсантам. Надо сказать, что среди них есть довольно много талантливых ребят. И это не может не радовать. Нам, ветеранам военно-оркестровой службы, надо серьезно думать о будущем нового поколения музыкантов, о нашей смене, чтобы она была по-настоящему профессиональной, достойной! О Центральном военном оркестре Министерства обороны РоссииОркестр создан 1 октября 1927 года в соответствии с приказом Революционного Военного Совета СССР № 516 от 27 сентября 1927 г. как Образцовый оркестр Народного Комиссариата по военным и морским делам СССР. Однако, теперь есть и новые сведения — оркестр ведет свое начало от 5 февраля 1921 года, когда приказом РВС Республики от 28 февраля за № 491 был создан Ударный образцовый оркестр при Отдельном батальоне охраны РВСР и Штаба РККА. Первым художественным руководителем оркестра был замечательный композитор и музыкант генерал-майор С. А. Чернецкий. Преемники С. А. Чернецкого: генерал-майор И. В. Петров (1950–1958), генерал-майор Н. М. Назаров (1958–1976), генерал-майор Н. М. Михайлов (1976–1993), генерал-лейтенант В. В. Афанасьев (1993–2002). С 2002 года начальником Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации — главным военным дирижером является народный артист России генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов. Начальниками оркестра в разные годы были Л. А. Бураковский (1925–1927), П. Д. Леонтьев (1927–1930), Б. Г. Ривчун (1930–1935), А. И. Чижов (1935–1937), П. И. Забежанский (1938–1942), И. Г. Миронович (1942–1944, 1949–1952), В. Н. Матухненко (1945–1946), Н. М. Назаров (1946–1949), Н. П. Сергеев (1952–1976), А. В. Мальцев (1977–1985), А. Б. Мухамеджан (1985–1994), А. С. Пестов (1994–1995), В. В. Русин (1995–2003), А. А. Колотушкин (2003–2010). С 2010 года начальником Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации является заслуженный артист России полковник Сергей Юрьевич Дурыгин. Высокая академическая культура исполнительства, тщательно подобранный репертуар, в котором приоритет отдается русской классической и современной музыке, виртуозность и высокий профессионализм музыкантов стали опознавательными знаками оркестра и расположили к нему слушательскую аудиторию не только нашей страны, но и почти всех континентов планеты. Выступать с таким коллективом считали за честь выдающиеся музыканты: А. Хачатурян, И. Козловский, И. Архипова, Е. Образцова, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Т. Докшицер, В. Пикайзен, И. Кобзон, Х. Каррерас, М. Гулегина. С интересными, яркими концертными программами с оркестром в разные годы выступали замечательные дирижеры: К. Иванов, Н. Рахлин, Е. Светланов. Его имя носит оркестрМосковский духовой оркестр имени Н. М. Михайлова был создан в 2005 году. Коллектив носит имя народного артиста СССР, начальника военно-оркестровой службы Министерства обороны Советского Союза, главного военного дирижера Николая Михайловича Михайлова, с которым коллектив связывала долгая творческая дружба. В состав оркестра вошли педагоги отдела духовых и ударных инструментов Московской детской музыкальной школы имени Гнесиных. Это высокопрофессиональные музыканты, имеющие опыт оркестрового и сольного исполнительства. Многие из них награждены высоким званием «Заслуженный артист России». Большинство являются солистами ведущих оркестров столицы — симфонического оркестра Московской государственной академической филармонии, оркестра Большого театра России, Президентского оркестра и других. Организатором оркестра и его главным дирижером с первых дней и до сегодняшнего времени является заслуженный деятель искусств России Анатолий Борисович Мухамеджан — один из известных мастеров в жанре духовой музыки. За короткий срок оркестром были подготовлены несколько концертных программ, с успехом исполненных на концертных площадках Москвы. Сегодня в репертуар оркестра входят сложнейшие сочинения отечественной и зарубежной классики, традиционный репертуар для духового оркестра, переложения симфонических произведений, обработки эстрадной и народной музыки, джазовые композиции, популярная музыка в оригинальной аранжировке. Значительное место в репертуаре занимает творчество современных композиторов, оригинальные композиции для различных солирующих инструментов с оркестром, произведения с вокалом. Творческое сотрудничество коллектива с известными в Москве солистами-вокалистами и инструменталистами вызвало к жизни немало ярких, полюбившихся публике, концертных номеров. И каждая новая программа, каждый концерт в жизни этого творческого коллектива — ступень восхождения к профессиональному мастерству, к художественному совершенству. В 2007 году оркестр совершил гастрольную поездку в Болгарию, где его выступления пользовались большим успехом, собирали многочисленные аудитории слушателей, отмечавших высокое исполнительское мастерство русских музыкантов. В том же году коллектив выпустил свой первый компакт-диск. В 2015 концерты в Венгрии, посвященные 70-летию победы в Великой отечественной войне. Московский духовой оркестр имени Н. М. Михайлова является уникальным творческим коллективом, сочетающим виртуозность исполнения с тонким музыкальным вкусом. Национальный колорит, неудержимая фантазия создают неповторимый сценический образ и делают коллектив востребованным в России и за рубежом. Оркестр ставит перед собой большие цели на будущее: концерты, записи, сотрудничество с солистами, хорами, музыкальными коллективами и концертными агентствами. Н. М. МихайловНиколай Михайлович Михайлов (15.09.1932, с. Горная Уса, Башк. АССР — 2006 г., Москва) советский дирижер и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978). Генерал-майор (звание присвоено в 1981 г.) В 1954 году окончил Институт военных дирижеров у П. М. Берлинского, в 1972 г. — Педагогический институт имени В. В. Куйбышева. Начальник и главный военный дирижер военно-оркестровой службы Московского военного округа, одновременно — художественный руководитель и дирижер сводного военного оркестра войск Московского гарнизона и Первого Отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР. Заместитель председателя Всероссийского хорового общества (с 1976). С 1970 года — преподаватель по классу дирижирования военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (с 1971 года — начальник военно-дирижерской кафедры, в 1974–76 годах — заместитель начальника военно-дирижерского факультета по научной и учебной работе). Инструментовал для духового оркестра множество произведений различных жанров. Начальник и главный военный дирижер военно-оркестровой службы СССР (1976–1990 гг.) Материалы интернета Анатолий Мухамеджан: «Каждое выступление-праздник!»Для нас, как и для всех музыкантов, преданных своему делу, каждое выступление — это своего рода праздник, ведь для этого и живет артист, посвящающий свою жизнь искусству и слушателям. Тем более, если речь идет о выступлении в таком замечательном и красивейшем зале, как например, дворец музея «Кусково», или в концертном зале «Большой дворец» в музее заповеднике Царицыно, в концертном зале Центра Павла Слободкина где мы часто выступаем. В исполнении оркестра на концертах звучит довольно разноплановая программа. Уделяется внимание и редко звучащим камерным сочинениям для духовых инструментов (Танеев, Римский-Корсаков), и музыке для военного оркестра — Московский духовой оркестр имени Михайлова в выборе репертуара старается совмещать разные стилевые направления. Жанр духового оркестра, как участника преимущественно военного оркестрового музицирования, накладывает определенный отпечаток на репертуар этого направления в целом, и мы, как концертный оркестр, всячески стараемся выйти за рамки этого стереотипа. Большой частью нашей аудитории являются совсем юные слушатели — учащиеся детских музыкальных школ, и мы стараемся подбирать репертуар таким образом, чтобы прививать им любовь к высоким образцам академической музыки и воспитывать их музыкальный вкус. Тем интереснее для нас было исполнение оригинальных сочинений для духового оркестра маститых русских композиторов классиков — Мясковского, Римского-Корсакова, Глиэра, чье виденье оркестровой партитуры во многом отличается от привычного звучания военных маршей, вальсов и других часто исполняемых в наше время сочинений. Имя кларнетиста Николая Агеева достаточно часто появляется на концертных афишах фестиваля. Более того, он принимал участие и в предфестивальной акции «Культурный мост Москва — Санкт-Петербург». Чем привлекает Николая участие в проекте «Русские вечера? Давайте спросим у него самого. Николай Агеев: Мне кажется, что участие в подобных проектах должно быть интересно любому мыслящему музыканту, заинтересованному в сохранении и преумножении традиций великой русской музыкальной культуры. Благодаря фестивалю «Русские вечера», я открыл для себя некоторые ранее неизвестные мне страницы творчества отечественных композиторов не только как слушатель, но и как исполнитель. Вы спросите, насколько сегодня необходимо говорить о русской музыке и исполнять русских авторов? К сожалению, ситуация складывается таким образом, что современная молодежь мало интересуется русской культурой. А ведь наша отечественная культура является одной из самых богатых и разнообразных во всей мировой истории, и ей необходимо уделять намного больше внимания не только в вопросах формирования концертных программ, но и в самом процессе воспитания, обучения и развития нового поколения. В первую очередь к этому поколению, к молодежи, и обращен, направлен фестиваль «Русские вечера». — Анатолий Борисович расскажите нашим читателям об исторических выступлениях оркестра Министерства обороны СССР в Америке? — Америка 1990 год. Вашингтон. Как только мы приземлились, я попросил распорядителя нашей поездки организовать нам место для репетиций. Меня очень волновало, как я считал, что мы недоработали «Озорные частушки» Р. Щедрина. Дают нам громадное помещение, и мы начитаем репетировать. И вдруг спиной чувствую, что в зал заходят. Что делать, продолжаю репетировать. Оказывается это музыканты шести президентских оркестров. В американской армии в каждом роде войск есть свой президентский оркестр. Это очень большие коллективы. Закончил я работать над «Частушками», перешел на «Половецкие пляски» Бородина. Последний аккорд — и тут разразилась буря аплодисментов! Причем все встали. Когда это вспоминаю, мурашки по коже! Таких моментов в жизни было, прямо скажем, немного. Потом на сцену вышли дирижеры этих оркестров и один из них говорит: "Мы знаем эти партитуры, хотели их исполнять, но для нас это высший пилотаж-это очень сложно! Нас зауважали! Ну и, говоря об этих исторических гастролях по Америке, добавлю, что мы показали высокий уровень исполнительской игры, музыкальную культуру, которая американцев удивила. С концертами мы проехали отМайями и до конца Восточного побережья. Мы выступали на многих военных базах, на лучших концертных площадках многих городов, в знаменитом Кеннеди-центре (Вашингтон) и везде был громадный успех и очень радушный прием. А вот еще. На мой день рождения 26 января мы оказались на самом большом на то время авианосце Америки. Громадина в 10-этажный дом! Просто страшное зрелище. Я ничего особенного не предчувствовал, ну еще одно обычное выступление, на этот раз тут. Но смотрю, собралась вся американская команда в праздничной форме, и вытаскивают на палубу громадный торт и начинают меня поздравлять. Это было очень красиво. И так приятно. Молодцы! Подытоживая, скажу, что это были прекрасные и запоминающиеся гастроли. В обмен затем к нам приезжал оркестр морской пехоты США. Очень солидный коллектив. Выступал во многих городах Союза. И с ними я тоже колесил, помогал с концертами. Они выступали в Киеве, Ленинграде, Минске, Риге. За это время я с ними подружился. Политический климат в 90-х годах и отношения с Америкой в то время позволяли это сделать. Музыка вне политики. И вообще, я должен с удовлетворением отметить, что эти десять лет, когда я работал с этим коллективом, были самыми творчески насыщенными в моей жизни. Великолепный был у нас оркестр, невероятное множество исполненной нами музыки, высочайший авторитет коллектива! О предпочтениях в репертуареРепертуар произведений, написанных для духовых инструментов, не так обширен, как, скажем, для струнных или фортепиано. Тем более важно расширять круг исполняемых сочинений и, что более ценно, — открывать малоизвестные редко исполняемые оригинальные произведения, написанные композитором именно для твоего инструмента с учетом его тембровых особенностей и технических возможностей, только ему присущих красок и колорита. Выступления духового оркестра в старинных залах проходят не часто, как это, скажем, бывает в «Кусково» или «Царицыно», но когда выступаешь в подобном историческом месте, испытываешь особые чувства и эмоции, становишься в некотором роде сопричастным этой истории, черпаешь энергетику от предметов и вещей, которые тебя окружают. В связи с этим особых слов благодарности заслуживает руководство музеев, которое находит возможности для регулярного проведения академических концертов на их территории. Отрадно, что происходит сотрудничество оркестра с коллегами, этим он расширяет свои творческие связи. Так Одесский муниципальный театр духовой музыки имени народного артиста Украины А. Я. Салика, которым руководит заслуженный работник культуры Украины Михаил Дзевик, посылает своих солистов для совместной работы с оркестром Мухамеджана. Так солистка театра, лауреат международных конкурсов Анна Степанова выступала в Москве в концертной программе духового оркестра имени Н. Михайлова под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Анатолия Мухамеджана. «Мы благодарны судьбе за встречу с ним!»Так могли бы сказать сегодня многие музыканты, работавшие с Мухамеджаном. Слово известной одесской саксофонистке, выпускнице Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора, лауреата международных конкурсов, Маргариты Константиновны Шапошниковой) Анне Степановой. — Анатолий Борисович Мухамеджан — потрясающий, добрейший человек. Несмотря на свой высокий статус и звание, уже в день нашего знакомства встретил меня радушно, по-семейному. Мне довелось несколько раз участвовать в концертах вместе с ним в качестве солистки духового оркестра. Что интересно, одно из моих выступлений прошло тогда, когда я была на шестом месяце беременности. Это несколько непросто — играть на саксофоне с животиком, но Анатолий Борисович заметил это и помог мне. Спасибо Анатолию Борисовичу за профессионализм, доброту, отзывчивость. Благодарна судьбе за встречу с ним. С юбилеем вас, маэстро! Натан Бирман — солист Хайфского симфонического оркестра (Израиль). — Борис, спасибо, что своим желанием написать очерк к юбилею напомнил мне об этом удивительно добром человеке и прекрасном дирижере Анатолии Борисовиче Мухамеджане. Память возвращает меня в годы моей юности, на западную Украину, в город Львов, и, знаешь, возвращаюсь я туда мысленно с теплыми воспоминаниями. Сначала я служил срочную службу там, а затем и два года сверхсрочной, был солистом прекрасного коллектива, где у меня были великолепные товарищи и руководители, каждый — удачно на своем месте. Говорят, не место красит человека, а человек место. Это в полной мере относится к Анатолию Мухамеджану, который был у меня тогда дирижером. Многих военных дирижеров я повидал на своем веку, но вот сказать, что этот или другой дирижер может смело встать за пульт симфонического оркестра, такого сказать о многих из них не могу. А Мухамеджан — это как раз тот случай, он мог. Талантливый музыкант, пластика рук изумительная. Нюансировки добивался от оркестра такой, что не поверишь, что играет духовой оркестр. Магия была у него какая-то. Поднял руки, посмотрел на нас и... Ты не просто играешь нотные знаки, ты творишь! Ты весь в музыке под гипнозом его рук, глаз, жестов. Мануальная техника дирижирования у него была на высочайшем уровне. В 1990 году, перед отъездом на землю обетованную, я был в Москве и с трудом, но нашел Анатолия Борисовича, и у нас была чудесная встреча. Передо мной был все тот же симпатичный, подтянутый и нетронутый годами Мухамеджан, только уже с погонами полковника. Много лет издалека я наблюдал за его творческим ростом, и когда Анатолий Борисович стал начальником и главным дирижером отдельного показательного оркестра министерства обороны СССР, я сказал себе и тем друзьям, кто его знал, что оркестру повезло, к ним пришел настоящий мастер! Хотя не буду умалять талантов и достоинств других дирижеров, творивших на этом высоком посту. Случайных людей там попросту не бывает. Долгие лета, Анатолий Борисович! Вас также поздравляют мои друзья-сослуживцы: Павел Герасимчук из города Пушкино Московской области, Самуил Шифрин,Михаил Хейбудин, Ефим Горелик — Израиль, Игорь Лемешко, братья Яровые — Львов, Владимир Шоколов шлет вам поздравления из германского Кельна. От автораК моему большому сожалению, мне довелось только около двух месяцев играть под началом А. Б. Мухамеджана в оркестре штаба ПрикВО, но даже и этого хватило, чтобы понять, что он необыкновенный музыкант! Именно благодаря дружелюбному и демократичному отношению к музыкантам, несмотря на то, что это был армейский строгий коллектив, в нем были хорошие творческие тенденции, и это как бы выравнивало непредсказуемость и нервозность, которую вносил в нашу жизнь тогдашний начальник военно-оркестровой службы округа (фамилию опускаю...) Репетиции проходили интересно, и мы не смотрели на часы. На глазах быстро рождались произведения. К сожалению, с уходом Анатолия Борисовича на новое место службы все изменилось. И мы все очень сожалели о его переводе. Так продолжалось, пока к нам не прислали Анатолия Сафатинова, очень толкового дирижера, но он не был главным дирижером оркестра, поэтому ему не всегда удавалось сделать то, на что он был способен. Анатолия Борисовича потом долго по-хорошему вспоминали музыканты оркестра. Часто можно было услышать ностальгическое: «А помнишь, как у Мухамеджана это звучало!» И музыканты вроде те же, и на тех же инструментах играют, а не то... Даже из простого марша ему удавалось сделать картинку, не говоря уже о концертных произведениях. «Для меня он всегда был эталоном военного дирижера»Поздравление от Сергея Остапенко, заслуженного артиста России, преподавателя, дирижера, президента благотворительного фонда «Дети и музыка». Дорогой Анатолий Борисович! Друг и коллега! С юбилеем тебя! Ты прекрасный дирижер, который оставил яркий след в истории военно-оркестровой службы. Удивительно добрый человек. Желаю тебе, кроме, естественно, здоровья многих интересных начинаний в творчестве. Радости в жизни! Вот мои воспоминания о совместной службе, буквально в пару абзацев. Мы вместе служили в московском гарнизоне с 1985 по 1994 год. Я был дирижером оркестра академии Куйбышева, а Анатолий Борисович руководил оркестром министерства обороны. Трудились на ниве музыки плодотворно и много, и так совпало, что даже ушли на пенсию мы в один год. А знакомство наше произошло еще в 1967 году. Анатолий учился на два курса старше меня. С непременным любопытством я следил за его успехами в учебе и дальнейшей его творческой деятельностью. Для меня он был эталоном современного военного дирижера, я у него многому научился. Наши встречи всегда были дружественны, и я никогда не получал отказа в помощи, в советах. Мы и сегодня поддерживаем дружеские отношения. И я очень рад этому! Анатолий Борисович очень скромный и интеллигентный человек. После окончания военной службы он нашел свое место в творческой жизни Москвы. Созданный концертный духовой оркестр имени Михайлова — высокопрофессиональный коллектив, эталонный, я бы сказал, как и сам его дирижер. История одной фотографии— Анатолий Борисович, перелистывая страницы Интернета, я обнаружил интересную, можно сказать, историческую фотографию, на которой запечатлена Александра Пахмутова, вы и Николай Николаевич Михайлов. — Александра Пахмутова была частым гостем нашего оркестра, и мы дома иногда у нее чаевничали. Обсуждались программы концертов и много другое. Благо, что она живет близко от расположения оркестра на Ленинском проспекте, встречались часто. Мы исполняли много ее музыки, конечно, в основном, аккомпанируя певцам. Кстати, она написала довольно симпатичный концерт для трубы с оркестром, и его мы играли. — Оттолкнувшись от истории дружбы с Александрой Пахмутовой, стоит, по-моему, поговорить вообще о творческом сотрудничестве композиторов Москвы и оркестра министерства обороны. — В свое время в Москве весной и осенью были фестивали, где исполнялась музыка московских композиторов, пишущих для духовых оркестров. Мы переиграли все симфонии Д. Салиман-Владимирова, с Геннадием Черновым много сотрудничали, а еще исполняли многие произведения Г. Сальникова, А. Гилева, Б. Диева. Произведения практически всех композиторов, написанные для духового оркестра, прозвучали в нашем исполнении. — С кем еще вам приходилось тесно сотрудничать? — Во время работы в оркестре МО СССР часто общался с Е. Ф. Светлановым, Т. Н. Хренниковым. Со звездами советской сцены И. Кобзоном, Е. Мартыновым, А. Малининым, В. Конновым, А. Эйзеном, В. Моториным, Е. Поликаниным, З. Соткилавой, А. Ворошило, Е. Шапиным, Л. Казарновской, И. Рубцовой. Да почти весь Большой театр с нами выступал в том или ином концерте. Особенно хочется вспомнить 50-летний юбилей Иосифа Кобзона. Концерт состоял из двух отделений, работа была непростая, и мы с ней с честью справились. И Иосиф Давыдович тоже остался очень доволен нами. Саша Малинин. С ним было много концертов под названием «Малининские балы». Задействовались большие творческие силы. На сцене сидел духовой оркестр Министерства обороны, а в яме эстрадно-симфонический оркестр. Два оркестра с численностью где-то 180 человек. Прекрасная и продуманная программа, супер режиссура, публика была в восторге. Все шло на бис. Мы с этой программой выступали и в Питере, и в Москве, на самых престижных площадках. Потом у нас с Сашей появилась идея. Дать эту программу в разных больших городах Советского Союза, но с оркестрами оперных театров на месте. Я приезжаю заранее в определенный город, готовлю с оркестром нашу программу. Приезжает Саша Малинин, несколько репетиций и «продукция» готова. Идеальный план! Но... грянули 90-е, и все пошло в трам-тарарам. А жалко. Жаль и того, что время такое настало и ... Без продолжения и комментариев... Я часто общался с выдающимся дирижером Фуатом Шакировичем Мансуровым, когда он приезжал в Москву. Прекрасный дирижер, очень высокого уровня, его мнение для меня очень весомо. Мансуров приходил к нам на концерты и лестно обо мне отзывался. Для меня его мнение о моей работе было важно. Кроме концертов мы «писались» на радио. Ну и на телевидении, конечно. Солист-инструменталист наш лучший — это, прежде всего, Тимофей Докшицер. До сих пор храню, как дорогую реликвию, его диск с дарственной надписью. Маргарита Шапошникова неоднократно выступала с нами. С ней мы ездили на гастроли по многим городам Союза. Саксофонистка из Одессы Анна Степанова, кларнетист Иван Оленчик. Он был у нас в оркестре концертмейстером группы кларнетов, а эта группа ни много ни мало насчитывала 26 кларнетистов! С Оленчиком была масса выступлений. С радостью узнал от вас, Борис, что вы близкие друзья. — Анатолий Борисович, знаю, что вы прекрасный аранжировщик. Много вы сделали аранжировок для вашего оркестра? — Вначале я сам делал все аранжировки, но затем в оркестр пришли настоящие профессионалы в этой области. Это А. Клещенко, Г. Пучков, С. Финогенов. С двумя последними я до сих пор сотрудничаю. Кстати, с Пучковым мы вместе сидели за одной партой в Суворовском училище, и по жизни дружили, и дружим уже столько лет! А Финогенов вообще в двух ипостасях: мой друг и родственник. Наши теноры и баритоны, трубы, тубы, саксофоны...К общему стройному хору поздравлений к юбилею мастера присоединился со своими воспоминаниями известный российский кларнетист, лауреат всесоюзного конкурса, лауреат международного конкурса «Пражская весна», заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный деятель Московского музыкального общества, профессор Российской академии имени Гнесиных Иван Оленчик, а сегодня он еще и преподаватель Военного института военных дирижеров. Мне особенно приятно дать слово Ивану Оленчику, поскольку мы с Иваном давнейшие друзья и соученики по одесской консерватории, учились у одного учителя, профессора Калио Эвальдовича Мюльберга. Дружим уже много лет. Итак, слово Оленчику. Дорогой Анатолий Борисович! Друг и коллега! От всей души поздравляю вас с юбилеем. И хоть число «70» выглядит внушительно, вы намного моложе своих лет и душой, и телом. С большой теплотой вспоминаю годы нашего творческого сотрудничества с оркестром министерства обороны СССР, где вы были главным руководителем этого замечательного и суперпрофессионального коллектива. Рад, что и сегодня мы продолжаем работать вместе на ниве педагогической деятельности. Не могу не вспомнить необыкновенный армейский коллектив, которым вы не только командовали, а и сумели пронизать его лучами человеческой дружбы. Иначе не смогли бы добиваться таких результатов в профессиональном звучании, под стать лучшим духовым оркестрам мира. Люди вашего оркестра, которым вы руководили, нашего оркестра — большая, развернутая тема не для одного, а для нескольких рассказов. Многие уже ушли из жизни, многие уже не в музыке, на пенсии. Увы, время безжалостно... Но я хочу их назвать, они того заслуживают. Теноры и баритоны М. Милованов, Н. Кочетков, А. Инговатов, Д. Артоболевский, А. Воронцов. Хочется продолжать перечислять их имена. Тубы — Г. Яцук, Е. Иванов. Трубы — Е. Токин, В. Аброскин, Е. Назаренко. Тромбон — В. Лебедев. Саксофоны — Г. Лахманюк, И. Станишевский. Ударные — Л. Жерздев, и корнетист, перед которым я просто снимаю шляпу — Ю. Кузьмин. Флейты — В. Бурдули, С. Лукьянчиков. Гобой — А. Мондзолевский. Кларнеты — А. Овчаров, В. Грицюк, А. Елисеев, В. Писарев, П. Ручкин, М. Молчанов. Бассетгорн — Ю. Веселовский. Фаготы — К. Ли, В. Бабушев. Волторны — Б. Дунаенко, А. Гетц. Все эти люди — слава и гордость оркестра, они служили военной музыке по тридцать и более лет! Начинали еще в 50-60-е годы. Невозможно не вспомнить изумительно способного дирижера и аранжировщика А. Клещенко. Выступая на всевозможных международных фестивалях и конкурсах, наш оркестр всегда был лучшим. Причем это касалось всего — и репертуара, и технических возможностей, интонационной чистоты — буквально всего! Кто жив из наших друзей-коллег, уверен, присоединятся к моим теплым поздравлениям вам, дорогой наш маэстро, а кого уже нет с нами — светлая им память! Мне вспоминается далекий уже 1985 год. Тогда, более чем 30 лет назад, Первый отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР находился в гастрольном турне по Сибири. Мы дали несколько концертов в Тюменской области, а затем переместились в город Сургут. Помню, была очень холодная зима (минус 50!), но мы не мерзли, в коллективе был теплый климат и прекрасные взаимоотношения между музыкантами и командованием оркестра, это делало все трудности незаметными. Коллектив оркестра был в зените своей творческой славы. И вдруг, как гром среди ясного неба: сначала в узком кругу, начальник оркестра, полковник А. В. Мальцев (недавно ушедший от нас...) заявляет, что получил приглашение Главного политуправления Советской Армии возглавить Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени А. В. Александрова. Наступила минутная тишина. Наибольшей неожиданностью это стало для начальника военно-оркестровой службы СССР, генерал-майора Н. М. Михайлова Помню его слова: «Толя, ты что?» Но вопрос (я так понял) был решен и всякие уговоры не помогли. Николай Михайлович Михайлов был очень расстроен, но понимал, что последнее слово за вышестоящими инстанциями, и он в этой ситуации бессилен. «Кого бы ты предложил вместо себя?» — спросил он. «Анатолия Борисовича Мухамеджана»,— без колебаний ответил Мальцев,— Это очень достойный музыкант и человек». «Я полностью поддерживаю эту кандидатуру»,— сказал Михайлов,— Естественно, нам необходимо провести конкурс на это место. Мы пригласим нескольких ведущих военных дирижеров. А музыканты после всего выскажут свое мнение, к которому я прислушаюсь». Время было перестроечное, и генералу хотелось участвовать в демократическом процессе, который охватил страну. Во всяком случае, раньше подобного не было, я имею в виду, что мнение военного коллектива при выборе своего руководителя не учитывалось. Анатолий Борисович Мухамеджан взял оркестр в свои руки при полной поддержке музыкантов и, как я уже отмечал, в зените творческой формы и славы выдающегося коллектива. В оркестре воцарилась атмосфера полного единомыслия и уважения к руководителю. Я работал во многих коллективах страны и могу с уверенностью сказать — так бывает редко. Очень многие музыканты (вне службы) называли Анатолия Борисовича Толей. Он не возражал, и, я бы сказал, приветствовал такое обращение, но только от тех подчиненных, которых считал достойными музыкантами и порядочными людьми. Со своей стороны, музыканты чувствовали эту грань, никогда не переходили ее не злоупотребляли. Что касается творческой работы, то требования к репетиционному процессу стали несколько другими. Большое внимание уделялось групповым занятиям, где оттачивались самые разнообразные исполнительские моменты. Оркестровые репетиции стали более сжатыми, но очень эффективными. Позже, работая солистом Государственного академического симфонического оркестра под управлением Е.Светланова, я ловил себя на мысли, что многое Анатолий Борисович взял у Евгения Федоровича, которого уважал и боготворил, как великого дирижера. Я очень часто выступал, как солист-кларнетист с Первым отдельным показательным оркестром министерства обороны под руководством Мухамеджана в нашей стране и за рубежом — в Венгрии, Франции, Австрии, Норвегии. Вспоминаю концертные выступления в Москве, особенно в октябре 1985 года в зале Союза композиторов СССР, где мы исполнили Первый концерт для кларнета с оркестром Ш. Давидова. Много прошло времени, но навсегда останутся в памяти великолепное совместное музицирование и бурная овация зала. В те годы любые зарубежные гастроли сопровождались (помимо выступлений на концертных площадках) дефиле. Это красочное представление с участием духового оркестра в нашей стране только набирало силу и было сравнительно молодо. Анатолий Борисович привнес новое «дыхание» в искусство игры духового оркестра в разнообразном движении. Под его руководством дефиле превратилось в великолепный спектакль высококлассного исполнения. Свидетельствовали об этом восторженные отзывы в средствах массовой информации стран, где гастролировал Отдельный показательный оркестр. ...Годы проходят. Сейчас оркестр продолжает славные традиции тех лет, показывает высокое исполнительское мастерство, чтит память ушедших от нас дирижеров, музыкантов и дает возможность стать у дирижерского пульта тем выдающимся деятелям военно-оркестровой службы, которые приумножали славу великого коллектива. К ним, безусловно, относится Анатолий Борисович Мухамеджан. От автораДобавлю важную информацию. Иван Федорович Оленчик, как музыкант военного оркестра, впервые в истории военно-оркестровой службы СССР был удостоен почетного звания заслуженного артиста Российской Федерации (1987 год). Подчеркну: это было впервые! Потом их будет немало. В процессе работы над очерком, дорогой Анатолий Борисович, многие ваши коллеги, музыканты и дирижеры, те с кем вы соприкасались на своем творческом пути просили меня передать вам свои наилучшие пожелания. Это и Маргарита Шапошникова, народная артистка России, лауреат международных конкурсов, профессор, это Эдуард Казачков — композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств России и Беларуси. Борис Гофман — композитор и дирижер, лауреат всеармейского конкурса военных оркестров 1970 года в Москве. Гамма Скупински, композитор из Голливуда. Роман Рафальсон, солист Национального симфонического оркестр республики Башкирия (Уфа). Это в полном составе коллектив редакции журнала «Оркестр», а особенно — Анатолий Дудин, шеф-редактор, заслуженный работник культуры России, профессор. Василий Матвейчук, заслуженный работник культуры России, профессор, кандидат искусствоведения. Владимир Лясотa, заслуженный артист Украины, профессор Одесской национальной академии музыки имени А. В. Неждановой, лауреат Первой премии всеармейского конкурса военных оркестров 1988 года в Москве. Владимир Таперечкин — руководитель известного в Союзе вокально-инструментального ансамбля «Смеричка» (1981–1995). Александр Гилев — доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов по композиции (Франция, 1994, Словения, 1999), кандидат искусствоведения. Ну и я, конечно, ваш покорный слуга и коллега, с большим удовольствием работавший над этим очерком к вашему юбилею! Мне работалось легко и приятно, потому что вы и в самом деле человек необыкновенный! Здоровья и творческого вдохновения вам еще на долгие годы, дорогой наш маэстро! При подготовке очерка использованы материалы архива Центрального военного оркестра Министерства обороны России, любезно предоставленные начальником оркестра, заслуженным артистом Российской Федерации полковником Сергеем Юрьевичем Дурыгиным. Особая благодарность за техническую помощь в подготовке очерка летописцу истории военно-оркестровой службы СССР и России Чертоку Михаилу Давидовичу, артисту Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, преподавателю Военного института военных дирижеров. Борис Турчинский, январь 2016
|
|
|
|
|
|