Partita.Ru

Михаил Некрич: «Музыка для родных и любимых детей»

Интервью с Михаилом Некричем

Михаил Григорьевич Некрич «...наградить орденом „За заслуги” III-й степени... Некрича Михаила Григорьевича, художественного руководителя образцовой шоу-группы „Мастерок” городского коммунального учреждения культуры „Днепропетровская детская музыкальная школа номер 7”» (из Указа Президента Украины В. Ф. Януковича, март 2011 г.)

Заслуженный деятель искусств Украины Михаил Некрич: «Все, что нами делается, — делается для родных, любимых детей!»

Некрич Михаил Григорьевич. Композитор, педагог, аранжировщик, Заслуженный деятель искусств Украины. Родился 1 декабря 1940 года в Житомире. С 1960 по 1968 гг. — руководитель эстрадных коллективов Ровенской и Кировоградской филармоний. В 1968–1971 годах — руководитель Житомирского «Биг-бенда» и ансамбля «Юность» при Житомирском городском Доме культуры, лауреата многих республиканских и всесоюзных конкурсов. В 1970–1975 годы — руководитель знаменитого эстрадного оркестра «Зеленый огонек», город Черкассы. С 1975 года — музыкальный руководитель эстрадного отдела днепропетровской филармонии. В 1975 году основал и с тех пор является бессменным руководителем лауреата международных конкурсов образцового детского ансамбля «Мастерок», г. Днепропетровск. У ансамбля сотни концертов в год, записи на радио и телевидении. Коллектив в разные годы записал пять пластинок на всесоюзной студии «Мелодия», восемь компакт-дисков различной музыки: эстрадной, джазовой, фольклорной, а также альбом-диск «Святкови Колядки» (Ганновер, 1999 г.).

Сегодня все реже нас радует детское искусство. Более того, возникают сомнения: живет ли оно вообще? Как, оказалось, живет и развивается. Причем, не только в глубинке, где современный ритм спокойнее, но и в «сумасшедших» мегаполисах. Благо, есть люди, которые, невзирая на трудности, способствуют развитию юных талантов. Реалии нашего времени не влияют на тех, кто способен посвятить себя самому светлому, чистому и святому — Богу и детям. С одним из интереснейших людей, хорошо известных в Украине и за ее пределами, заслуженным деятелем искусств Украины Михаилом Григорьевичем Некричем я беседую за месяц до юбилея «Мастерка» — 35 летия со дня создания.

Итак, все началось с трубы?!

— Дорогой Михаил Григорьевич, давай начнем наши воспоминания с далеких 60-х годов. Насколько я знаю, ты сделал первые шаги в Житомирском Дворце пионеров. Кто привел тебя в духовой оркестр Дворца? С большой теплотой вспоминаю руководителя этого коллектива. Это был замечательный человек и настоящий наставник Семен Николаевич Москалев. Скольким мальчишкам он помог в жизни стать людьми! Немало выбрали музыку своей профессией. Значит, у тебя все началось с трубы?

— Не совсем так. Свое знакомство с миром музыки я начал в житомирском Дворце пионеров и школьников, но не в духовом оркестре, а в оркестре народных инструментов, где в 1951 году обучался игре на домбре. Долго я там не продержался, уж и не помню, по какой причине, наверное, не полюбился мне этот инструмент. А вот долгой и интересной судьбой в мире духовых инструментов я обвязан замечательному человеку и педагогу, которому обязаны и многие мальчишки города. И те, кто продолжил музыкальную карьеру, и те, кто не пошел дальше. Это, как уже сказано, Семен Николаевич Москалев, красивый и умный человек, которому можно было подражать во всем. Интеллигент высшей пробы, всегда аккуратно одет, с чистой русской речью и очень теплым отношением к нам, ребятам. Кажется, это было в сентябре 1952 года. Он пришел к нам в школу с трубой, зашел в класс, и начал рассказывать о духовом оркестре. Говорил очень увлеченно и убедительно. Многие мальчишки сразу согласились пройти музыкальную проверку. Мне он дал попробовать трубу, и у меня сходу получилось извлечь несколько звуков. Некоторое время я выполнял самую ответственную работу, — носил на голове большой барабан, когда оркестр куда-нибудь отправлялся на игру. Потом я пробовал все инструменты от баса до трубы, на чем конкретно и остановился. Если бы не глубочайшая любовь и уважение к С. Н. Москалеву, я и здесь не задержался бы. Он был удивительный человек, пацаны его боготворили. Он резко отличался от многих руководителей, своим теплым отношением к нам, не говоря уже о том, какой он был музыкант. Умел играть и показать на всех инструментах. Не надо забывать, что это были не самые лучшие годы СССР. Еще ощущались последствия войны, мы не всегда были сыты и нормально одеты. Не покривлю душой, если скажу от имени всех его многочисленных воспитанников, и неважно, состоялась ли их музыкальная карьера, мы ему многим обязаны. Несмотря на то, что я много лет занимаюсь другими вещами, труба — моя любовь на всю жизнь...

«С тех пор я — трубач!»

— Для каждого мальчишки у Москалева всегда было свое ласковое слово. Насколько я знаю, ты у него был «мамочка», а вот я был «солнышко» из-за обилия веснушек.

— Кстати, а, сколько мальчишек из этого оркестра нашли свое место в музыкальном мире и достигли больших высот!?

— В мои годы — это ныне народной артист Татарии тромбонист-виртуоз Григорий Ройтфарб, заслуженный деятель искусств главный дирижер Липецкого симфонического оркестра Гаррий Оганезов. Начинал со мной в оркестре на кларнете Борис Фишерман, сегодня — заслуженный деятель искусств Украины.

— Как складывалась твоя творческая судьба далее?

— Затем я был воспитанником военного духового оркестра в Бердичеве. Многие музыканты моего поколения прошли школу воспитонской службы в военных оркестрах. У меня на памяти десятки имен, а вообще их, наверное, сотни, тех, которые впоследствии стали известными музыкантами. Трубачи М. Табаков, С. Еремин, Т. Докшицер. Дирижеры Н. Рахлин, В. Агапкин, М. Финберг, В. Халилов и многие, многие другие. Этот список можно долго продолжать. Не избежал этой участи и я. Два года: с 1955 по 1957 — в шинели, в сапогах. Играл в оркестре партию 2-й трубы. Справлялся хорошо. Но в дальнейшем судьба дала новый поворот моему росту в музыке, это произошло после знакомства с Борисом Векслером, прекрасным аккордеонистом—виртуозом. В мои 15 лет состоялась историческая встреча с человеком, который по сути и определил мое будущее как музыканта, пригласив играть в оркестре небольшого кинотеатра имени Франко в Житомире. Об этом человеке, музыканте-легенде, я хотел рассказать чуть подробнее. Те, кто из читателей журнала постарше помнят гремевшее на весь мир Трио Векслера. Это был коллектив, который с одинаковой легкостью и на высоком уровне играл различную музыку. От барокко и до современного джаза. При первой встрече, он мне сказал: «Сыграйте мне, пожалуйста, что-нибудь джазовое». И я сыграл «Неаполитанскую песню» П. И. Чайковского. И только благодаря моему красивому звуку Векслер меня взял в оркестр кинотеатра Франко. Ну, а дальше он дал мне настоящую школу мужества. Научил быть аккуратным, никогда не опаздывать, заниматься на инструменте, учиться все время и так далее. Он по-настоящему открыл для меня мир музыки как классической, так и народной и эстрадной. И вот с 15 лет я стал зарабатывать деньги музыкой.

«Пишу и переделываю»

— Всю свою творческую жизнь я учусь. Сейчас, когда не имею возможности писать «на живые команды» — оркестры, приходится сочинять и аранжировать на компьютере. С другой стороны, это дает мне возможность анализировать свое творчество. И, как правило, спустя некоторое время мне сделанное не нравится. Я опять переделываю, даже, если это уже и не нужно... Но вернемся к главной теме. В 1961 году меня пригласили в Житомир возглавить биг-бенд. Это было поистине счастливое время моего растущего творчества. За сезон (6 месяцев) я сделал 120 аранжировок! Вот это была для меня творческая лаборатория! С тех пор для меня мой любимый инструмент, труба, потихоньку стал уступать место руководителю и аранжировщику во мне. В ту пору было, у кого учиться: К. Бэйси, Д. Элингтон, Ч. Паркер, О. Лундстрем, А. Кролл. Тогда все было в живом исполнении. Нет, я не ностальгирую. Но мне смешно, когда висят афиши, например: «Грузинский ансамбль танца» и сообщается, что будет «живой звук». Или концерт симфонического оркестра, и в углу афиши приписка: «Живой звук». Это все равно, как на этикетках минеральной воды, пишут: «Без ГМО».

«Я слышал, как должен звучать оркестр»

— Год 1968-й. Ты вернулся домой, в Житомир, и занялся созданием настоящего джазового оркестра, биг-бенда. Я был польщен, когда ты меня, юношу, студента второго курса музыкального училища, взял к себе. Мой авторитет тогда сильно вырос среди однокурсников и вообще — среди музыкантов города. Несмотря на то, что я не стал джазовым музыкантом, я многому у тебя научился. А главное, наверное, как я понимаю сейчас, по прошествии многих лет, научился многим вещам, необходимых руководителю коллектива.

— Приятно это слышать от тебя. И спасибо за комплимент. Мне в жизни повезло. Как это ни банально звучит, но не обделил меня Бог хорошими, умными, высокоинтеллектуальными друзьями. Особую роль я отвожу своему другу и наставнику, человеку, который влиял на мою жизнь — Григорий Шию. Я рос без отца, и он мне его заменял в воспитании и в оценке моих поступков. Многое связано с ним, в том числе мое становление, как профессионального музыканта. Он всегда мог меня подвергнуть жесточайшей критике за ту или иную аранжировку, музыку. Я вообще был парнишкой вспыльчивым, но всегда знал, чего хочу, ибо слышал, как должен звучать оркестр. Возвращаюсь к тому оркестру, вспоминаю, какой это был замечательный профессиональный коллектив. Если я не ошибаюсь, он просуществовал только два года, а потом... Директор Дома культуры был направлен на другое место работы, и все быстро развалилось.

— Уместно вспомнить человека, который помог тебе организовать этот коллектив. Захар Давыдович Гурвич, человек огромного организаторского таланта. В его послужном списке была такая самодеятельность в Доме офицеров, где он был начальником в чине подполковника, которая не уступала в профессионализме коллективам местной филармонии.

— После его ухода все быстро заглохло. На новом месте в городском доме культуры он произвел «революцию», сделал капитальный ремонт здания, которое не ремонтировалось десятки лет. А какие творческие коллективы возникли при нем! И опять, как на предыдущем месте, после его ухода — одни воспоминания. Он же создал музей космонавтики им. С. П. Королева, который и сегодня считается одним из лучших в Украине.

— Затем его сильно обидели в Житомире, на открытии музея даже цветочка не подарили. И он уехал в Днепропетровск, строить и затем открывать Оперный театр. Там ваши пути пересекались?

— Да, в 1975 году. Я получил приглашение в Днепропетровскую филармонию музыкальным руководителем. Там я проработал десять лет. Работая в филармонии, одновременно я создал детский ансамбль «Мастерок». Вместе с моими коллегами Натальей Некрич и Георгием Некричем мы учили детей играть на музыкальных инструментах, учили их сценическому мастерству, вокалу. В 2011 году ансамблю исполняется 35 лет. «Мастерок» много гастролирует.

«Есть трудности — а мы поем!»

— Михаил, у тебя большой жизненный опыт. Работал руководителем эстрадных и джазовых оркестров, оркестра «Зеленый огонек» в городе Черкассы, писал много аранжировок. Был в тесном творческом союзе с Юрием Силантьевым. Был музыкальным руководителем днепропетровской филармонии и в это же время — руководителем городского эстрадно-симфонического оркестра, который состоял из студентов музыкального училища и педагогов музыкальных школ. Какие воспоминания остались о том времени?

— В 1981 году в Днепропетровске проводился Первый Всесоюзный фестиваль советской песни под руководством народного артиста СССР Юрия Силантьева. После проведения фестиваля, подводя итоги, первый секретарь днепропетровского обкома КПСС Е. Качаловский говорит Силантьеву: «Какой у вас замечательный оркестр, вот бы нам такой!». В ответ на это Силантьев взял меня за руку, подвел к Качаловскому и говорит: «Так вот, Некрич сделает не хуже! Вы только помогите в организации». Это было, как снег на голову. Не скрою, я был польщен. Ну и началось. Продолжалось это до мая 1986 года. Как водится, потом это никому не стало нужным и оркестр почил в бесславии... Но лично я не печалюсь и благодарю Бога за все, что есть сегодня. Есть трудности — а мы поем, есть революции — а мы все равно играем.

— Важной вехой на твоем творческом пути был оркестр «Зеленый огонек» в Черкассах. Расскажи, пожалуйста, об этом.

— В 1970 году меня пригласили руководителем биг-бэнда «Зеленый огонек» в Черкассы. Надо сказать это был оркестр из высокопрофессиональных музыкантов. Создателем оркестра был фронтовик Михаил Ильич Бинусов. Настоящий папа. Для музыкантов и исполнителей он выбивал квартиры, оплату, оборудование, лучшие музыкальные инструменты. Мне было лестно, что меня пригласили на работу, но и в тоже время очень ответственно это было. Ведь до меня руководили оркестром известные в СССР музыканты В. Коржаневский, Р. Вершков, Е. Дергунов. Но, думаю, я справился с этой задачей. Проработал я до 1975 года.

— С какими известными композиторами и музыкантами тебе приходилось сотрудничать?

— Их было не так уж много, но некоторых я хотел бы назвать, потому что мы поддерживаем добрые и дружеские отношения по сей день. Это Евгений Крылатов, Владимир Шаинский, Ирина Кирилина, Александр Злотник, Эдуард Ханок и другие.

Человек тогда счастлив, когда он востребован!

— Ансамблем «Мастерок» записан в Ганновере CD альбом «Святкови колядки». Расскажи об этом.

— Это было в 1999 году. Сами понимаете, что колядки — песнопения не только народные, но и часть церковного пения. Поэтому более десяти лет, мы тесно сотрудничаем с Центром Православной Культуры «Лествица» и Днепропетровской епархией Украинской православной церкви. Записали мы два компакта с рождественскими колядками. Первый — в Ганновере, автором проекта является мой друг батюшка Игорь Собко, он же руководитель Центра «Лествица». А второй — на фирме грамзаписи «Алантик-сити» в Киеве.

— А многочисленные твои питомцы, где они, кто они сегодня, чем занимаются?

— По-разному сложились их судьбы. Кто-то посвятил жизнь искусству и музыке, а кто-то — просто добрый семьянин. Марина Кулеба — журналист на телеканале НТВ в программе «Детали», Армен Костандян — солист украинского государственного оркестра «Радио-бенд» под управлением Александра Фокина. Творчески оформлял Виктора Шпортько, сегодня это профессор Национального Университета культуры и искусств, народный артист Украины. Орест Северин солист (флейтист) камерного оркестра «Эрмитаж» под управлением Сандецкиса в Санкт — Петербурге. Дима Болотов, гитарист, аранжировщик, работает в Москве со звездами российской эстрады и так далее. А я, слава Богу, остался Мишей Некричем.

И слава его нашла

— Михаил, какими государственными наградами ты награжден?

— Страна именует меня «Заслуженный деятель искусств Украины», но этим деятелем хочется не только именоваться, но чувствовать реальную заботу, внимание и уважение. Я не против и достойной пенсии, не сомневаюсь, в этом поддержат меня многие другие заслуженные деятели и не только. Кстати, ансамблю присвоено звание «Лауреат международных конкурсов детский образцовый ансамбль «Мастерок». По-моему, это звучит!

— Мы знаем, есть у тебя и церковные награды.

— В юбилей 30-летия «Мастерка» Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины наградил меня медалью святого равноапостольного князя Владимира. Труды мои и ансамбля «Мастерок» отмечены правящим архиереем митрополитом Иринеем благословенными грамотами, а эта награда для меня очень дорога, потому что вручил ее Предстоятель Украинской Православной Церкви. И наградил он не только меня, но и всех детей, которые прошли школу творческих талантов на протяжении всех этих долгих уже 35 лет.

Богатство Украины

Наша справка. Ансамбль «Мастерок» начал свое существование в октябре 1975 года. Возраст его участников — от 7 до 13 лет. Основатель и художественный руководитель ансамбля — заслуженный деятель искусств Украины, композитор Михаил Некрич. Преподаватели-репетиторы — Наталья и Георгий Некрич. Звукорежиссер — Борис Капцелович. Слушая «Мастерок», не возникает мысли относительно некоего несовершенства, мол, это ведь совсем маленькие музыканты. Отнюдь. Эти дети — талантливые жемчужины украинской земли, в которых живет генетическая предрасположенность к пению, музыкальному самовыражению, к тому же воплощенному с большим воодушевлением и ответственностью. Концертная программа ансамбля — насыщенное музыкальное сопровождение, активные сценические действия, многоголосое пение. А если к этому прибавить разнообразные костюмы и высококачественное звуковое оборудование, то вы понимаете, что юные музыканты «Мастерка» — это действительно богатство Украины.

— Скажи, когда работалось легче и приятнее, в то, советское, время или сегодня?

— Вопрос очень объемный и большой, но я постараюсь ответить лаконично. Не стоит скорбеть за тем, чего уже нет, да и, слава Богу, быть не может. Но должен отметить: много было того хорошего, что позволяло не только творить, но и спать спокойнее. Во-первых, это внимание к детскому творчеству и воспитанию молодежи, во-вторых, приятно ощущать свое достоинство как руководителя, музыканта и композитора, а в третьих, — была государственная идеология к творчеству. Творчество поощрялось и приветствовалось, создавались условия для работы и отдыха детей, детское творчество всячески популяризировалось. Это сотни концертов в год, выступления на телевидении и радио. Сегодня, к сожалению, этим мы похвастаться не можем. Как говорил один из президентов Украины: «Имеем то, что имеем». Но лично я не печалюсь и благодарю Бога за все, что есть сегодня. Детские светлые песни ведь у детей отнять невозможно. И сегодня все чаще находятся люди, которые в частном порядке, понимая важность воспитания культурного человека, стремятся помочь нам. Вот так живем, так вот и трудимся все эти годы.

Михаил Григорьевич, за годы творчества ансамбль «Мастерок» радовал не только слушателей Киева и Москвы, как часто с нашей культурой приходилось знакомить зрителя и за рубежом?

— Что касается гастрольной деятельности ансамбля «Мастерок», то с 1975 года он пролегал приблизительно следующим маршрутом: Польша, Болгария, Румыния, Венгрия, Испания, Италия, Швеция, Германия, Китай Финляндия. Извиняюсь за нескромность, но мне придется доставать карту мира. Эти маленькие ангелочки, которым от 4 до 14 лет, смогли порадовать многих зрителей из разных стран и приобщить их к нашей культуре, познакомить с традициями нашей страны. Мне вспоминаются рождественские колядки, которые мы исполняли в Ганновере для немецких детей. Какие у них были лица и проникновенные глаза! Конечно, они не понимали всех слов, но музыка язык интернациональный.

Как живется, так и творится

— Как говорится, какие наши годы... А хватает ли времени заниматься собой и своей семьей?

— Я в среднем возрасте нельзя сказать, что в расцвете, но и не в увядании. В декабре, мне исполнилось — 71. У меня — спортивная зависимость, так как люблю бег, зарядку, езду на велосипеде. С благоверной супругой, сподвижницей по творчеству, педагогом-репетитором «Мастерка» Натальей Юрьевной Владимировой мы всегда вместе, как дома, так и на работе. Знаете, каждый человек желает ласки и тепла, вот я ей за все это благодарен. Поэтому и творится хорошо, и живется... И это не просто работа, а жизнь в творчестве. Когда ты радуешься за тех детей, которых тебе вверил Бог, всегда видя светлые улыбки, то хочется сказать, что 30 лет — как один день. Но в этом одном дне более 500 детей, которые были рядом со мной, а я всегда с ними. И, слава Богу, что они не забывают добрые традиции нашего ансамбля и, что особенно приятно, помнят меня и тех людей, которые трудились для их радости и счастья. Нас приглашали участвовать в культурной программе чемпионата мира 2006 года по футболу в Германии. Ян Табачник звал нас в гости в Киев на съемки передачи «Честь имею пригласить». Плодотворным было творческое сотрудничество с Центром православной культуры «Лествица», так как они владеют огромным музыкальным архивом, а на сегодняшний день — это бесценное сокровище! Всегда прилагаем все свои усилия, старания и умения. Все, что нами делается, — делается для родных, любимых детей!

Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play