|
|
Мастера минувшей эпохиГарри Орёл — кларнетист, дирижер, педагог«Самый чудесный город это тот, где человек счастлив», — сказал известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Эта мысль как никакая другая подходит к герою моего очерка, замечательному музыканту, педагогу и дирижеру Гарри Исааковичу Орлу, родившемуся в Одессе и любившему этот город всей душой. Он был там счастлив! Перелистывая в памяти страницы давно прошедших времен, я, вероятно, как и многие другие, вспоминаю и свою прекрасную пору — студенческие годы и молодость, проведенную в Одессе. Вспоминаются и годы службы в прекрасном военном коллективе Одесского высшего командно-инженерного училища ПВО под управлением замечательного человека и дирижера Александра Яковлевича Салика. Именно он и познакомил меня с героем сегодняшнего очерка, Гарри Исааковичем Орлом. Не могу сказать, что мы были друзьями — разница в годах была значительная. Но мне посчастливилось множество раз слушать прекрасную игру Гарри Исааковича в оркестре Одесского академического театра оперы и балета. Я был ею восхищен! Орёл был дружен с моим преподавателем в Одесской консерватории, профессором К. Э. Мюльбергом. Не раз я слушал и выступления учеников Г. Орла из музыкальной школы-интерната им. П. С. Столярского. Запомнилось надолго!Одна из встреч с Гарри Исааковичем запомнилась мне особенно. Весна 1976 года, концерт оркестра военного училища, где я работал, в окружном Доме офицеров. Концерт был перед военной аудиторией, но для коллектива и, в особенности, для дирижера оркестра А. Я. Салика это было очень ответственное выступление. На концерте присутствовал гость из Москвы, профессор кафедры военных дирижеров и педагог Александра Яковлевича, известный дирижер и преподаватель кларнета, профессор Диков Борис Александрович. По сути говоря, это был экзамен для нашего дирижера. И, конечно, для оркестра. Учитывая важность выступления, дирижер организовал репетицию в обеденные часы — еще раз порепетировать, проверить акустику, настроить микрофоны и т.д. На репетицию пришли известные в Одессе музыканты, среди них — композитор, дирижер и давний друг оркестра Михаил Аронович Сафьян и солист оркестра Одесского театра оперы и балета кларнетист Гарри Исаакович Орёл. Их целью было послушать и оценить нашу игру, а заодно что-то подсказать и поддержать нас перед важным выступлением. Мы, музыканты, сидящие в оркестре, хорошо знали Михаила Ароновича и Гарри Исааковича как превосходных музыкантов. Многие из нас занимались или уже окончили Одесскую консерваторию, поэтому могли правильно, профессионально воспринимать их разбор наших «полетов». На разборе, конечно, были замечания, которые пошли нам на пользу. Это касалось музыкально-выразительной стороны исполняемых произведений, некоторых технических и интонационных погрешностей. Это было важно, так как через короткое время должен был состояться окружной конкурс оркестров (забегая вперед: на нем мы заняли первое место). А пока до этого, сегодняшнего вечернего концерта еще оставалось время. Гарри Исаакович в перерыве нашей репетиции выразил желание поговорить со мной. Так получилось, что в исполняемом оркестром репертуаре было много сольных эпизодов для кларнета — особенно в концерте для квинтета духовых инструментов с оркестром композитора А. Арутюняна и в только что написанном произведении Е. Светланова «Калина Красная» (аранжировка для духового оркестра С. Рахштейна) по мотивам одноименного кинофильма. Солировал в этих эпизодах я. Помню я нашу беседу, или, вернее сказать, тот урок и сегодня. Да, урок! Тихо, с уважительной интонацией и очень грамотно с музыкальной точки зрения, Гарри Исаакович рассказал, как содержательней исполнить мои сольные места. Не могу сейчас с точностью воспроизвести его слова, ведь прошло более 40 лет — но я как-то вдруг по-другому взглянул на то, что было обозначено в нотах. Ноты вдруг «ожили» и стали настоящей музыкой. Концерт прошел на отличном уровне. Б. А. Диков дал высокую оценку нашему исполнению, сказав, что таких оркестров в вооруженных силах немного, и он передаст начальству в Москве свои впечатления. Михаил Аронович и Гарри Исаакович, спасибо вам. В этом была и ваша заслуга! Совместный оркестр Дворца пионеров и музыкальной школы-интерната им. П. С. СтолярскогоПришлось мне как-то слушать игру духового оркестра музыкальной школы-интерната им. П. С. Столярского и оркестра Дворца пионеров под руководством Гарри Исааковича. Замечательный детский коллектив! Интересный репертуар, интонационная чистота исполнения произведений. После одного из выступлений Гарри Исаакович пригласил меня и преподавателя кларнета Одесского музыкального училища Станислава Александровича Воронкина послушать его учеников в школе. Не думаю, чтобы для этого были выставлены его лучшие ученики. Скорее всего, это были ученики, которые были в расписании занятий в тот день, но нас они приятно удивили. Это была хорошая работа. Все было на месте — и музыкальная фраза, и красивый звук, правильно поставленное дыхание... А главное — мы увидели, как дети любили своего педагога. Это был их кумир, и это чувствовалось во всем. Год 2019. На юбилее одесситаК написанию этого очерка меня подтолкнула встреча одесситов на 85-летнем юбилее композитора Марка Штейнберга, где мы вспоминали многих одесских музыкантов, среди них — и Гарри Исааковича. Мне захотелось рассказать об этом человеке, его таланте исполнителя, дирижера и педагога. Многие из его учеников стали мастерами в профессии, они живут и здравствуют, радуют зрителя и слушателя своим мастерством, передают азбуку музыки молодому поколению. СправкаОрёл Гарри Исаакович (1932–2017) — кларнетист, дирижер, педагог. В 1943 окончил Иркутскую музыкальную школу (класс П. Гоголева), в 1951 — Одесское музыкальное училище (класс В. Рыкова), в 1956 — Одесскую консерваторию (класс В. Базилевич). В 1953–1960 гг. — артист оркестра Одесского академического театра оперы и балета; в 1960–1964 гг. — солист оркестра Воронежского музыкально-драматического театра; 1964–1981 — солист оркестра, концертмейстер группы кларнетов Одесского академического театра оперы и балеты; с 1964 по 2013 — преподаватель Одесской специальной музыкальной школы-интерната им. П. С. Столярского. ИркутскМатериалы интернета. Школа военно-музыкантских воспитанников Красной Армии была сформирована в Иркутске в феврале 1943 г. Принимали в школу сначала только мальчиков, родители которых погибли, сражаясь в рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны.О выпускниках Иркутской школыВоенный дирижер Борис Журавлев окончил факультет военных дирижеров при Московской консерватории. Ю. Акимкин окончил Ленинградскую консерваторию, работает в Санкт-Петербургском симфоническом оркестре под управлением Юрия Темирканова. Выпускник В. Баяндаев — флейтист, долгое время служил в Москве в 1-м отдельном показательном оркестре Министерства обороны РФ. С. Зарубин окончил Ленинградскую консерваторию, работал в Колумбийском симфоническом оркестре, сейчас вернулся в Иркутск и пришел передать свое профессиональное мастерство детям родной школы. Гарри Орёл окончил Одесскую государственную консерваторию имени А. В. Неждановой, солист оркестра Одесского академического театра оперы и балета, преподаватель и дирижер духового оркестра Дворца пионеров и Одесской музыкальной специализированной школы-интерната им. П. С. Столярского. Все воспитанники занимались общей подготовкой и получали музыкальное образование. Для преподавания музыкальных предметов были приглашены лучшие педагоги из Иркутской области, Свердловска, Москвы. Особое внимание в учебном процессе уделялось игре на духовых инструментах. Свой первый выпуск школа сделала в 1946 году. Школа просуществовала до 1956 года, выпустив из своих стен более 200 талантливых ребят, большинство из которых стали музыкантами-профессионалами. С 1956 года учреждение перевели в ведение Главного управления образования Иркутской области, и наряду с мальчиками в школу стали принимать девочек. Рассказывает дочь Гарри Исааковича Татьяна ОрёлГарри Орёл родился 19 августа 1932 года в Одессе. Родители его никакого отношения к музыке не имели. Мама — Надежда (Нухим-Неха) Горинштейн, папа — Исаак (поменял потом себе имя на Александр) Орёл. В семье была еще старшая сестра Гарика — Зина и бабушка (папина мама). Жили бедно, но дружно, в коммунальной квартире на улице Воровского (М. Арнаутская), где занимали 2 комнаты. Соседи по коммуналке, пара пожилых врачей, очень любили Зину и Гарика и, за неимением собственных детей, задаривали их подарками и сладостями. Как-то раз подарили детям маленькие настоящие скрипочки, и если у Зины это вызвало живой интерес, она с удовольствием пыталась научиться и впоследствии играла на гитаре и даже неплохо пела, то Гарик остался абсолютно равнодушным к скрипке и вскоре ее забросил. Первая встреча с музыкойПервая встреча с музыкой будущего музыканта не очень впечатлила. Перед самой войной отца Гарика перевели на Западную Украину, которую после подписания Пакта Риббентропа — Молотова присоединили к СССР и, в которой стали в срочном порядке устанавливать Советскую власть. Уехав туда, он поначалу помогал семье — высылал деньги, вещи, — но вскоре создал другую семью. Иногда поддерживал связь с детьми, но увиделся с ними, когда они были уже абсолютно взрослыми людьми.
Когда началась война, папе было 9 лет. Я как-то спросила его: ЭвакуацияОставаться в Одессе было небезопасно, нужно было эвакуироваться. Мама Гарри могла получить талон на эвакуацию как работница табачной фабрики, но ведь были же еще дети и бабушка! Тут на подмогу пришел отец и по своим каналам достал всем эвакуационные билеты. К слову сказать, тетя Гарика и Зины, оставшаяся в Одессе, была убита вместе с детьми (по возрасту они близки отцу и его сестре) в гетто, куда их забрали сразу после того, как в Одессу вошли фашисты. Итак, имея на руках билеты, семья погрузилась в порту на небольшой теплоход типа «река — море» и отправилась в Херсон, где, пересев в поезд, направилась на Урал. Гарри Исаакович впоследствии рассказывал, что те, кому посчастливилось получить эвакуационные билеты, были очень рады, поскольку это был шанс на спасение, как они думали. Но когда пароход отошел от причала, начался просто ад... Их постоянно обстреливали с воздуха, а самолеты летали так низко, что могли вести прицельный обстрел. Пароходы были переполнены людьми, поэтому пассажиры располагались прямо на открытых палубах. Многие так и остались в море, хоть и получили от судьбы, как они считали, шанс спастись. По прибытии на место — а это был какой-то маленький городок под Челябинском — их, как и всех, подселили к кому-то из местных жителей, и началась бедная, голодная жизнь. Мама работала, сестра училась, бабушка вела домашнее хозяйство и как могла присматривала за детьми. Но присматривать за Гариком было все сложнее. Он стал хулиганить, связался с плохой компанией, катался, цепляясь за трамваи, не хотел учиться. Мама написала письмо своему брату, который служил в Иркутской школе военно-музыкальных воспитанников, с просьбой забрать племянника к себе. Так и сделали. Иркутск и встреча с музыкой«В 11 лет на меня надели военную форму и дали в руки кларнет», — вспоминал Гарри. Эта была его вторая встреча с музыкой, которая стала делом всей его жизни! В школе началась военная муштра, занятия музыкой и становление личности. Мальчишки, прознав, что новенький — племянник замполита школы, стали устраивать ему всякие «проверки», чтобы узнать, будет он жаловаться дяде или станет своим в их мальчишеском коллективе. Мужественно пережив не одну «темную», Гарик «влился» в эту не по-детски сложную военную жизнь и приобрел в школе не только замечательных друзей, с которыми всю жизнь поддерживал связь, но и, как выяснилось позже, профессию музыканта! Школа им. П. С. СтолярскогоВ 1933 году на основе частной школы имени Петра Столярского была создана первая в Советском Союзе специальная музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Ей было присвоено имя Столярского. По образцу Одесской музыкальной десятилетки позже создавались аналогичные учебные заведения в Москве, Ленинграде, Свердловске. В школе обучают игре на многих музыкальных инструментах — клавишных, струнных, духовых и так далее. Самыми востребованными в школе являются скрипичный и фортепианный отделы. Также в школе преподаются вокал и дирижирование. Учениками школы в свое время были Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Борис Гольдштейн, Елизавета Гилельс, Марк Горенштейн и, конечно же, Давид Ойстрах. Справка. Учитель по кларнету в Одесском музыкальном училище, Рыков Валентин Дмитриевич. В 1940 окончил Одесское музыкальное училище (класс Н. Чернятинского), в 1953 — Одесскую консерваторию (класс В. Базилевич), в 1947–1983 был преподавателем Одесского музыкального училища. Об учениках Веры Петровны БазилевичГарри Орёл и его учитель по училищу В.И. Рыков заканчивали консерваторию у одного и того же преподавателя, Веры Петровны Базилевич. Отсюда и идентичность взглядов на многие вопросы музыкальной эстетики и методических воззрений на вопросы преподавания. Как и его учитель, Гарри Исаакович Орёл находил подход к каждому ученику, к его индивидуальным способностям. Как губка, впитал он основной принцип своего учителя Веры Петровны: дать в руки ученику метод, с помощью которого он сможет познать собственные способности и возможности, поймет, что надо делать, чтобы добиться высочайшей результативности в игре на инструменте.
Гарри Исаакович рассказывал о Вере Петровне:
Марк Штейнберг — композитор, исполнитель, дирижер:
Учился в Одесском музыкальном училище, в классе замечательного кларнетиста и педагога В. Д. Рыкова. Был на одном курсе со Славой Тихоновым, будущим профессором Киевской консерватории, и Сашей Мордасовым, выпускником Одесской школы музыкантских воспитанников, далее — солистом оркестра оперы и балета во Львове. Затем — консерватория в классе без преувеличения блестящего педагога Веры Петровны Базилевич. Гарри во время учебы играл в духовом оркестре парка им. Т. Г. Шевченко под управлением дирижера Неолова. Помню, что многие военные дирижеры: Зайцев, Гуменник, Казарян, Беседин, Пиджаренко и другие — обращались к Неолову за репертуаром и советом. Это было в 50–60 гг., я тогда был еще малолеткой и только начинал играть на кларнете. Обучаясь в консерватории, Гарри работал регулятором в оркестре оперного театра. Там и остался работать после выпуска. Был солистом оркестра, и его исполнением в различных операх и балетах можно было заслушаться. Это было на самом высоком профессиональном уровне. В оркестре театра подружился с Калио Мюльбергом, будущим профессором Одесской консерватории, Лауреатом Международного конкурса...
От автора.
От себя могу добавить свои впечатления, которые я пронес через многие годы. Исполнение сольных эпизодов Гарри Исааковичем в балете «Жизель», опере «Евгений Онегин» было впечатляющим. На памяти — шикарное соло кларнета в балете «Щелкунчик» (Вальс цветов).
Марк Петрович продолжает:
Жена Гарри, Галина Михайловна Орёл (Шматкова), работала директором Дворца пионеров, и по линии отдела просвещения они создали совместный духовой оркестр (школы-десятилетки и Дворца Пионеров). Очень хороший оркестр, который я с удовольствием слушал и не раз. Между детскими оркестрами в Одессе были конкурсы, и он часто выходил победителем. Был еще один оркестр, который необходимо вспомнить. Это коллектив музыкальной школы № 4, где дирижером был талантливый музыкант Михаил Сафьян. Они были равными конкурентами, а в жизни дружили. У Гарри в школе были хорошо обученные ученики, которые с успехом окончили музыкальные училища и консерватории. Работали в различных оркестрах Одессы и других городов. Гарри делал много переложений для оркестра, кларнета и ансамблей. Много и ненавязчиво помогал молодым педагогам и исполнителям. В сердце у меня остались самые светлые воспоминания о нем как о добром человеке и прекрасном музыканте.
Тему наших воспоминаний продолжит Анатолий Жульев — композитор, преподаватель Запорожского музыкального училища, выпускник Одесской консерватории (по классу дирижирования В. П. Базилевич):
Гарри играл превосходно. Он не просто исполнял — он своей игрой передавал свое глубокое отношение к исполняемому произведению. Отмечу, что игра всегда отличалась академизмом в лучшем смысле этого слова. Я вкладываю в эти слова красоту звука, фразировку и бережное отношение к тексту автора. Гарри как никто другой чувствовал душу музыки. Более того — он умел завораживать слушателя. Согласитесь, что это не всем исполнителям удается. Вспомнил, что нередко Гарри участвовал в ансамблях на бас-кларнете. Тут тоже он был мастер. Волнующие встречи...
Выпускник Одесской музыкальной школы-десятилетки им. П. С. Столярского, Александр Ошмянский — преподаватель, дирижер духового оркестра консерватории Петах-Тиква:
Ярким был для меня 1969 год... Мы участвовали в фестивале детских духовых оркестров Украины. Горжусь, что я играл соло с оркестром в дуэте с Василием Себовым («Полька» композитора Б. Рунова). Заняли мы второе место (1-е место получил Севастопольский оркестр музыкантских воспитанников). Не знаю почему, но именно нам предоставили честь представлять Украину уже на союзном фестивале в Москве. А проводилось это на ВДНХ. Представляете, какую гордость и радость испытывали мы, одесские мальчишки! Все это благодаря таланту и блестящей работе Гарри Исааковича. Прошли годы. Я переехал на постоянное место жительства в Израиль. Год 2008. В то время я трудился на дипломатической работе — был директором израильского культурного центра «Натив» в Одессе и Кишиневе. По случаю 60-й годовщины образования государства Израиль нами проводились торжественные мероприятия. Для участия в них я пригласил замечательный коллектив, муниципальный духовой оркестр Одессы под руководством Михаила Дзевика. В день концерта не устоял от соблазна — посетил свою «Альма матер», школу — с желанием увидеть Гарри Исааковича и пригласить его на торжественный вечер... Захожу — и слышу до боли родной голос Гарри Исааковича, который что-то объясняет своему ученику: «Держи инструмент выше, тут ля-бемоль, сколько мы с тобой говорим о дыхании...» Как будто и не было этих 36 лет, и через полчаса репетиция школьного оркестра, а потом — прогулка с друзьями по любимой Одессе... Вечером Гарри Исаакович с женой и внучкой пришел на концерт, который состоялся в Еврейском Доме. Для меня это была большая радость. Мой дорогой учитель с семьей присутствует на моем выступлении! Думаю, и для Гарри Исааковича это был волнующий момент. В заключение концерта исполнялся Гимн Израиля, и я, дирижируя, украдкой заметил выступившую на его лице слезу.
Алекс Чечельницкий — преподаватель консерватории Петах-Тиква, выпускник Одесской музыкальной школы-десятилетки им. П. С. Столярского:
Как дирижер был абсолютно ко всем глубоко доброжелателен и с большим желанием всегда был готов помочь каждому. На репетициях оркестра было всегда интересно. Мы не замечали течения времени. Много и охотно выступали. Оркестр нашей школы и Дворца пионеров — это был один коллектив. Оркестр объединял ребят. Мы и сейчас дружим. Часто вспоминаем Гарри Исааковича. Великий был человек, на него хотим походить во всем! ⁂Наш очерк подошел к концу. За помощь в работе над рассказом о насыщенной множеством событий и успехов творческой жизни Гарри Исааковича Орла я очень благодарен Анатолию Черных — автору книги «Советское духовое инструментальное искусство», композитору Марку Штейнбергу, преподавателям консерватории г. Петах-Тиква Алексу Чечельницкому и Александру Ошмянскому, администратору сайта музыкальной школы-интерната им. П. С. Столярского Наталье Мазепе. И, конечно, самая большая благодарность — дочери нашего героя, Татьяне Орёл. Борис Турчинский, февраль 2020
|
|
|
|
|
|