|
|
Сергей Остапенко: «Такая музыка звучит у нас в судьбе!»
Педагогам и соратникам посвящается
С душой открытой людямПри упоминании фамилии Остапенко приходит на ум образ героя войны, парламентера, капитана Остапенко, храбро вышедшего на рисковую встречу с фашистами. Но у меня лично ассоциация есть своя, когда слышу эту фамилию. Всю жизнь я горжусь дружбой с Остапенко другим, с Сергеем Николаевичем Остапенко. Тоже, своего рода «параламентером» — человеком, осуществляющим от имени высокого искусства связь между людьми и тем прекрасным, что их окружает, а потому — тоже посланцем мира, ведь мир спасет красота, как известно. С музыкой и с открытой душой всю свою жизнь он идет к нам, к людям. Когда-то мы служили в Одесском военном округе. Служили музыке. Сергей потом добился высот и в военной карьере и в служении нашей музе. Когда прочитываешь интервью Сергея Остапенко, его воспоминания о службе, мысли о творчестве, обращаешь внимание на то, что он постоянно упоминает много фамилий. Имена своих учителей, товарищей по учебе и работе, выдающихся личностей, с которыми встречался. Всех тех, кому он благодарен, а теперь уже и учеников своих, он помнит, знает, никогда не забывает. Поражаешься памяти этого человека! Он так много говорит о других и при этом так мало — о себе! Сколько имен отличных музыкантов с его помощью навсегда останется в антологии музыки! Лица друзейВ 1994 году подполковник, военный дирижер Сергей Остапенко вышел в отставку. Стал работать музыкальным консультантом и начал заниматься педагогической деятельностью, взялся за преподавание в детской музыкальной школе. Тогда же создал в московском концертном объединении «Садко» камерный оркестр и до настоящего времени является его художественным руководителем. Он организатор хорошо известного в России фестиваля детского и юношеского творчества «Дети и музыка». В августе 2000 года удостоен звания заслуженного артиста РФ, В 2005 году создал и возглавил Международный благотворительный фонд с тем же названием — «Дети и музыка» и был избран его президентом. С этого же года начал работать в Московском колледже музыкально-театрального искусства. Преподаватель высшей квалификационной категории. О нем и его работе пишут так: «Исполнение руководимыми Остапенко коллективами носит ярко выраженный эмоциональный характер, отличается широким объемом используемых методов и приемов обучения, и, как результат, выработкой своего осознанного взгляда и отношения к исполняемому материалу». Сух и высокопарен академичный язык. Но по сути все верно. На протяжении многих лет ученики Остапенко занимают призовые места, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Евгений Наумов — лауреат второй премии конкурса имени Тимофея Докшицера в 1996 году, Константин Овчинников — лауреат (третья премия) конкурса имени М. Табакова в 2000 году и лауреат фестиваля «Новые имена» 2001 года. Юрий Воробьев — лауреат Второго конкурса имени М. Табакова и лауреат фестиваля «Новые имена». Владимир Пинялов завоевал первую премию на Третьем конкурсе имени М. Табакова в 2007 году и стал лауреатом фестиваля «Новые имена» 2005 года. Евгений Ременев также лауреат конкурса имени М. Табакова. Ученики Остапенко продолжают дальнейшее музыкальное образование, обучаясь в средних и высших музыкальных учебных заведениях. За весь период творческой деятельности Сергея Остапенко коллективы, руководимые им, также и камерный оркестр «Садко», отличались высоким исполнительским профессионализмом. «Стань человеком состоявшимся»Немного истории... Дед Сергея был начальником пожарной охраны города Киева. Огнеборец! Погиб в 1943 году в боях под Сталинградом, как всегда борясь с огнем, на этот раз — со всемирным пожаром, который разожгли фашисты. Родители познакомились в военном госпитале, где отец лежал после ранения, ему довелось быть водителем танка у самого прославленного генерала Рыбалко! Мама была медсестрой медсанбата, кстати, дошла со своим санитарным батальоном до Берлина! На фронте в медсанбате родители и познакомились. — Сергей Николаевич, ты из семьи заслуженной, но не музыкальной. Родителям выпало слышать в жизни не музыку, а канонаду. Кто же привил тебе любовь к изящным звукам? — В моей жизни были люди, которые определили мое будущее. Это народные артисты СССР Ольга Кусенко, Юрий Тимошенко и Лариса Остапенко. Они во многом повлияли на выбор пути в мир музыки. Родители хотели меня увидеть настоящим, состоявшимся человеком, не важно, в какой отрасли. Братцы мои музыкальные— Сергей, расскажи о себе, о своем пути в музыку. — Я учился в обычной киевской школе. В нашем классе была Надя Надирадзе, мама которой была артисткой балета Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Помню, она поставила в нашем классе полонез из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». И мы, мальчишки, танцевали на сцене оперного театра, как победители смотра детской художественной самодеятельности. Мои друзья Виктор Литвинов и Виктор Гулак затем поступили в Киевское хореографическое училище. Виктор Литвинов окончил это учебное заведение, стал солистом балета Киевского театра оперы и балета, получил почетное звание Заслуженного артиста Украины. Он участвовал в различных конкурсах артистов балета, неоднократно завоевывал звание лауреата этих конкурсов, выступал на различных сценах мира. Неоднократно танцевал с Майей Плисецкой в балете Родиона Щедрина «Кармен-сюита», исполняя партию Тореодора. Виктор Литвинов затем был главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета, а сейчас — он главный балетмейстер Киевского детского музыкального театра. — Но пришел, наконец, и твой звездный час? Расскажи и о себе! — Когда я учился в четвертом классе, руководитель хора нашей школы доверила мне дирижировать песню И. Дунаевского «Летите, голуби» на смотре детской хоровой художественной самодеятельности. Наверное, это был какой-то хитрый ее ход для того, чтобы привить мальчику чувство самостоятельности и уверенности в себе. И снова я выступал на сцене театра оперы и балета, но уже в качестве дирижера сводного хора нашей школы. В годы учебы в школе я стал посещать студию духового оркестра Дома пионеров Ленинского района Киева. Руководителем оркестра был у нас Леонид Сергеевич Сивохин. Там я познакомился с заслуженными артистами Украины, солистом оркестра штаба Киевского военного округа Сергеем Сивохиным и концертмейстером Семеном Бальдерманом, которые помогли мне выбрать инструмент. И это была — труба. — Заметим: музыканты это были военные! И это они посоветовали тебе поступить в музыкальную школу? — Да. Именно так. Многие ребята, посещавшие занятия в детском духовом оркестре, стали профессиональными музыкантами. Это Владимир Комаров, Игорь Журавлев, братья Александр, Еагений и Григорий Постой-Волгин, Михаил Радинский, Виталий Голубев, Виктор Лоос, Александр Старожук, Александр Ильенко и другие. Я учился в детской музыкальной школе у превосходного преподавателя — Виктора Васильевича Шевцова, который окончил Киевскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу трубы у профессора Вильгельма Марьяновича Яблонского. Виктор Васильевич Шевцов окончил Киевское музыкальное у Николая Владимировича Бердыева, который также окончил киевскую консерваторию у Вильгельма Яблонского. Когда Шевцов по каким-то причинам не мог проводить уроки, его замещал Владимир Кожухарь, также ученик Яблонского — в настоящее время — главный дирижер Киевского театра оперы и балета. Очень жаль, что Виктор Васильевич Шевцов рано ушел из жизни. Училище и педагоги— В 1963 году после окончания восьми классов ты поступил в Киевское музыкальное училище им. Р. М. Глиэра, в класс лауреата Всемирного фестиваля молодежи в Берлине, заслуженного артиста Украины, солиста оркестра киевского театра оперы и балета Николая Владимировича Бердыева. — В то время Бердыев занимался концертной деятельностью, играл в оркестре театра оперы и балета и преподавал в киевском музыкальном училище. В моем становлении, как оркестрового музыканта, и в дальнейшем дирижера оркестра, большую роль сыграли мои учителя в период занятий в киевском музыкальном училище. Это, в первую очередь, Николай Владимирович Бердыев, а также Исаак Маркович Кобец — ассистент Николая Владимировича, Жанна Андреевна Литвиненко, преподаватель по музыкальной литературе, Петр Андрианович Поляков — композитор, дирижер и прекрасный педагог, друг выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского. Преподаватель по дирижированию Алексей Григорьевич Зубенко, преподаватель по инструментовке и чтению партитур композитор Александр Канерштейн и преподаватель по теоретическим дисциплинам композитор Леонид Хейфец-Подельский. Я думаю, что благодаря такому звездному составу моих преподавателей в музыкальном училище, из меня и вышел хороший музыкант, дирижер и аранжировщик. Мою дальнейшую судьбу помогли решить также начальники военно-оркестровой службы Киевского военного округа Э.Парсаданян и А.Ладановский, профессор Х. Хаханян и дирижер Ю. Мельничук. — В своем рассказе ты называешь много имен. Разумеется, память переполняют чувства признательности и благодарности! Раз уж так повелось у тебя, продолжай, пожалуйста, никого не забудь! — На моем курсе занимались такие замечательные музыканты, как Валерий Павлов, Владимир Штепа, Иван Дорошенко (в дальнейшем создатель и директор Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества), Владимир Колобродов — ныне директор Национального симфонического оркестра Украины. Вячеслав Басов, солист Национального симфонического оркестра Украины, Евгений Виксаман, Владимир Правдивец и многие другие. Еще в музыкальной школе я участвовал в различных конкурсах трубачей. Моими соперниками и друзьями были Валерий Пасвалюк, Владимир Штепа, Андрей Гандзий, Петр Веденяпин, Федор Рыгин, Владимир Олейников, Александр Чуприна, Михаил Радинский, Эдуард Калантырский, Григорий Постой, Александр Ильенко и другие. Занимаясь в музыкальном училище, я в разное время работал в оркестрах Киевского ТЮЗа, театра имени Ивана Франко, в сценическом оркестре театра оперы и балета и прошел по конкурсу в симфонический оркестр оперного театра. Приходилось иногда подрабатывать и в ресторанах , и в цирке, и в эстрадной группе «Граймо». Так что, опыт у меня большой и самый разнообразный. Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.— Мало кто из нас, музыкантов, избежал «воспитонской» участи. Многие в юности были воспитанниками военных оркестров. В 1965–66 годах и я тоже был воспитанником военного оркестра училища связи (дирижер А. Г. Зубенко) и оркестра штаба Киевского округа (начальник оркестра Э. О. Маркус). Желание стать дирижером имелось большее, чем быть оркестрантом, и в 1967 году после окончания музыкального училища с отличием, я поступил в Московскую государственную консерваторию на военно-дирижерский факультет. Я до сих пор задаюсь вопросом: Кто и Что повлияло на мое решение поступать на военно-дирижерский факультет? Наверное, окружавшие меня военные музыканты и дирижеры. И я ни в коем случае не жалею, что я связал свою судьбу с военной музыкой! «Такая музыка звучит у нас в судьбе», — как поется в песне о военном полковом оркестре. Мне повезло учиться у замечательных преподавателей. По дирижированию — у А. П. Долинского, Х. М. Хаханяна, Б. А. Диева и В. А. Жарова. По инструментовке — у Л. Ф. Дунаева и Д. А. Браславского. По классу трубы — у П. А. Волоцкого и К. Я. Серастанова. Большую поддержку я ощущал от композитора и дирижера Петра Андриановича Полякова, который в свое время познакомил меня с Борисом Лятошинским. По совету Петра Андриановича моей дипломной работой по инструментовке и дирижированию была поэма «Воссоединение» Бориса Лятошинского, которую я исполнял с оркестром Бронетанковой Академии (начальник оркестра Гектор Восгенович Канаян). Выдающийся курс— У нас был очень сильный курс. Пять человек окончили факультет с отличием. Со мной учились выдающиеся в будущем военные музыканты: от генерал-лейтенанта Виктора Афанасьева (впоследствии он занимал пост начальника военно-оркестровой службы вооруженных сил России), до генерал-лейтенанта композитора Валерия Халилова, который занимает сейчас пост начальника военно-оркестровой службы вооруженных сил России. Мои однокашники: Геннадий Афонин был начальником военно-музыкального училища, сейчас он доцент Университета культуры по классу трубы, Михаил Берсан был начальником военно-оркестровой службы Белорусского военного округа, сейчас — профессор Академии музыки республики Беларусь. Вячеслав Полушин был начальником кафедры дирижирования на факультете. Сейчас ведет класс оркестра в детской музыкальной школе и преподает на факультете военного института. Владимир Емельянов — преподаватель инструментовки на нашем факультете. Владимир Еждик — создатель духового филармонического оркестра в Ростове-на-Дону. Ныне этот оркестр носит его имя. Валерий Ермошкин — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, главный дирижер Северского музыкального театра Томской области. Владимир Лясота ныне профессор Одесской консерватории. Владимр Южаков — бывший начальник оркестра бронетанковой академии, заслуженный артист Российской Федерации. В общем, о нашем курсе можно написать отдельную статью, а еще лучше — книгу! Просто выдающийся курс! Необычна и профессиональна была атмосфера и самого факультета! Организовывались встречи с музыкантами мировой известности, дирижерами и преподавателями, такими знаменитостями, как Ю. Саульский, В. Людвиковский, Л. Утесов, Э. Рознер, Б. Ривчун и многие другие. «Я в Одесском служу, Приграничном!»— Помнишь, песня такая была про наш Одесский военный округ: «Я в Одесском служу, Приграничном, ну, а это — великая честь!» — После окончания факультета в июне 1971 года я был направлен для прохождения службы в войсковую часть Одесского военного округа. Часть располагалась, что называется, в степях Украины, в ста километрах от Одессы, недалеко от поселка Рауховка Березовского района области. И, что знаменательно, именно об этих местах было написано в пьесе А. Корнейчука «В степях Украины», о двух соревнующихся председателях колхозов Часныке и Галушке (колхозах «Посмитного» и «Ведуты»), которые находились в этом районе. В пьесе, а затем и в фильме-спектакле, играла моя родственница по бабушкиной линии Ольга Яковлевна Кусенко. Вот судьба! Она там играла, а меня в эти края направили служить! Правда, там я прослужил всего лишь год, организовал оркестр. Вот тогда я и познакомился с этими местами, колхозами, в которых были замечательные самодеятельные оркестры. Представляете — кладезь музыкальных кадров... в селе! Пришлось приглашать в оркестр самых лучших самодеятельных музыкантов из близлежащих сел. Пробивать для них жилье в военном городке, просить в военном округе молодое пополнение из тех, кто призывался на срочную военную службу и имел среднее музыкальное образование. А одаренных солдат, которые хотели профессионально посвятить себя службе в армии, готовить для поступления на военно-дирижерские факультеты. И такой был один очень талантливый у меня солдат, из приглашенных мною в оркестр войсковой части. Из него вышел большой толк! Сегодня он в звании подполковника возглавляет оркестр космодрома «Плисецк». Это Александр Чикин. Много я занимался в части самодеятельностью подразделений, организовал хор, и на конкурсе самодеятельности округа мы заняли второе место. В дальнейшем оркестр хорошо проявил себя в различных окружных мероприятиях и мне было предложено в октябре 1972 года занять должность военного дирижера оркестра штаба Одесского военного округа. Оркестр штаба Одесского военного округа— В оркестр штаба ты пришел служить в октябре 1972 года. Знаю, что это был для тебя непростой период. — Начальник оркестра майор Алексей Степанович Банокин уходил на повышение — начальником службы Северной группы советских войск, в Польше. И мне, лейтенанту, пришлось принять очень известный и прославленный тогда в Вооруженных силах СССР коллектив со своими устоями, с традициями и спецификой. Только лишь в январе 1973 года из Группы советских войск в Германии был переведен и назначен начальником оркестра майор Владимир Сергеевич Стоянов. За годы службы в оркестре со мной служили будущие заслуженные артисты Украины Станислав Петрович Волынов, Анатолий Федорович Уманец и заслуженный артист России Валерий Александрович Богданов. С оркестром выступали солисты оперных театров Одессы, Киева, Кишинева и Москвы, прославленный трубач, народный артист РФ Тимофей Докщицер. Оркестр гастролировал в Румынии, Болгарии, Молдавии. Были поездки по Южному берегу Крыма и по западным областям Украины. Мы выступали на всех концертных площадках Одессы. Были частые выступления по городскому телевидению, а также по телевидению украинскому, молдавскому и даже Центральному! — Помню, оркестр украшал своей музыкой всевозможные общественно-политические и праздничные мероприятия, принимал участие в различных музыкальных фестивалях. — Да, таких известных и популярных тогда, как «Дунайская весна», «Крымские зори», «Белая акация». Многие музыканты после службы в оркестре стали известными в Украине, Молдавии, в России. Это Василий Гойя, Василий Мустя (ректор Академии музыки Молдовы, народный артист Молдовы), Петр Грушовенко (ныне солист Киевского оперного театра), Николай Баланко (преподаватель Киевской государственной консерватории), Иван Оленчик (заслуженный артист России), и многие другие. В оркестре штаба Одесского военного округа я прослужил до октября 1980 года. В Одессе родились мои дети — дочь Ирина и сын Александр, крестник Александра Яковлевича Салика, моего друга и наставника. После моего отъезда в Москву, Александр Яковлевич возглавил военно-оркестровую службу Одесского округа. Оркестр штаба при нем займет первое место на последнем конкурсе военных оркестров СССР в 1980 году. Позже Салик получил звание полковника и также стал народным артистом Украины. Годы, проведенные в Одессе, и сейчас в моем сердце. Одесса — моя любовь на всю жизнь! — Ты знаешь, и моя тоже!.. Сергей, я знаю, что тебе довелось быть начальником оркестра старейшей военно-инженерной академии России! — С 1980 года по 1985 год я служил в Московском военно-музыкальном училище. Вместе со мной в то время работали в училище А. В. Поляков, Г. А. Афонин, И. Г. Зубарев и еще многие офицеры-выпускники нашего военно-дирижерского факультета разных лет. Начальниками училища были В. И. Детистов и К. И. Романченко. Оригинальна судьба моего воспитанника Дмитрия Кадеева. После окончания факультета он служил, так же, как и я когда-то, в Рауховке, затем в оркестре штаба Одесского округа, а позже в Москве на военно-дирижерском факультете. По сути, он повторил мой путь! Девять лет, с 1985 по 1994 год я был руководителем оркестра старейшей российской академии — военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. Под моим руководством коллектив три раза занимал призовые места на военных музыкальных конкурсах. Оркестр много выступал на различных площадках Москвы. С нами выступали известные солисты-инструменталисты и вокалисты: народная артистка СССР Нинель Ткаченко, с которой я был знаком еще по Одессе, народный артист СССР Александр Ворошило, заслуженные артисты России Эдуард Лобковский и Владислав Кононов, заслуженный артист России Иван Оленчик и многие другие. Муза без погон— В 1994 году ты вышел в отставку в звании подполковника. И как сложилась твоя творческая судьба дальше? — С 1994 по 2000 год я работал в оркестре академии в качестве консультанта и начал заниматься педагогической деятельностью, работая преподавателем в детской музыкальной школе. В августе 2000 года удостоен звания заслуженного артиста России. В 2000 году я создал в московском концертном объединении «Садко» камерный оркестр и по сей день являюсь его художественным руководителем. — В музыкальных кругах всем хорошо известно, что ты являешься организатором фестиваля детского и юношеского творчества «Дети и музыка». Просто поражаешься твоей активности! — Приятно, что на протяжении многих лет мои ученики занимают призовые места, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Выступаем с концертными программами в Москве и области, за рубежом. На протяжении последних семи лет у нас прошел ряд благотворительных концертов в детских домах, в военных госпиталях и в госпитале для ветеранов, а в городе Североморске — для моряков-подводников. Традиционными стали выступления оркестра в Оперном доме музея-заповедника «Царицыно»: концерты старинной музыки, вечера русского романса, музыкальные фестивали «Осень в Царицыно». — Есть и международные проекты? — Разумеется. Совместные международные театрально-музыкальные постановки в «Deutcshеschule» при посольстве Германии. Кроме этого, цикл концертов «Народная филармония» в Северном Чертанове, участие во Втором открытом московском конкурсе кларнетистов, в праздничных концертах ряда детских музыкальных школ. Оркестр выступает в абонементных концертах Московской государственной академической филармонии «Путешествие в страну музыки», «Музыка на все времена», «Семейство Штраусов». В качестве солистов выступили с нашим оркестром выдающиеся музыканты нашего времени — народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор консерватории, «Золотая флейта России» Александр Корнеев, народный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор Алексей Наседкин, а также лауреат международных конкурсов, солист оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лунгин. В июле 2001года с оркестром выступал профессор из Южной Кореи Джо Джанг Хви — флейта. В октябре 2001года прошел творческий вечер композитора Вячеслава Ветрова, в котором приняли участие народный артист Советского Союза Борис Штоколов, народная артистка России Валентина Толкунова, заслуженная артистка России Галина Ненашева, народный артист России Эдуард Лабковский и другие. По итогам городского конкурса на лучшую песню о Москве, песня «Московский говорок» композитора В. Ветрова на стихи В. Семернина в сопровождении нашего оркестра заняла третье место. С ноября 2003 по май 2004 года проходил Третий фестиваль детского творчества "Дети и музыка",— мое детище, который за два последних года получил самые высокие оценки ведущих педагогов России и других стран. Он всегда ждет всех желающих, талантливых детей для участия в творческом конкурсе. Фестиваль расширяет свои границы и приглашает юных музыкантов из Австрии, Испании, Украины, Белоруссии. Проведено 8 конкурсных концертов по семи номинациям: вокал, народные, духовые, струнные инструменты, фортепиано, юные художники. Отчитываясь творчески— Как много достиг ты за эти годы в организации и проведении детского фестиваля!!! Расскажи нам, пожалуйста, «отчитайся» по годам! — Январь-май 2005 года — время проведения нашего Четвертого фестиваля. Лауреаты фестиваля получили в качестве призов дипломы, ценные подарки. Лучшим исполнителям вручено самое дорогое, что только может порадовать сердце музыканта — инструменты: флейта, скрипка и кларнет. 22 февраля 2006 года, к Дню защитника Отечества, состоялся Пятый открытый московский фестиваль. Конкурсные концерты проходили в марте, в дни школьных каникул. Заявки на участие в конкурсе прислали более трехсот юных музыкантов и художников Москвы и области, республики Чувашия, Татарии, Марий-Эл, Украины, Белоруси, Германии, Тюмени, Вологды, Кисловодска — такова обширная география нашего фестиваля. Наградой лауреатам была поездка по Дунаю и выступления с оркестрами разных стран. Шестой фестиваль начал свою работу в январе 2007 года и был посвящен году ребенка. Конкурсная программа в этот раз была сложнее, как отметили члены жюри. Порадовали слушателей конкурсанты из Германии. Немецкой стороной было предложено провести выездной тур фестиваля в Германии. 2 февраля 2008 года на торжественном открытии Седьмого фестиваля Российским императорским обществом организаторам этого творческого конкурса был вручен «Орден Николая II» второй степени. — Как происходит отбор талантливых ребят для участия в фестивалях? — Юные музыканты-участники фестиваля проходят первый отборочный тур по аудио-видео записям. На втором туре исполняют конкурсную программу с оркестром «Садко». Наряду с известными оригинальными произведениями с оркестром, в процессе работы оркеструются и получают новое звучание многие сочинения для юных музыкантов. Тем самым во многом расширятся не только педагогический репертуар детских музыкальных школ, но и репертуар музыкантов профессионалов. Для участников фестиваля создается уникальная возможность почувствовать себя солистами оркестра, они получают незабываемое общение с ведущими деятелями искусств. 2 декабря 2010 года состоялось торжественное открытие Х фестиваля «Дети и музыка» в Атриуме Хлебного дома музея-заповедника «Царицыно». — Как я понимаю, вся организация и проведение фестивалей полностью лежит на тебе? — Это моя «сладкая каторга», мой любимый труд, мое вдохновение! И сегодня я полностью поглощен фестивалем очередным, следующим, фестивалем 2012 года! — Сергей Николаевич, что бы ты хотел пожелать с высоты своего музыкального опыта читателям журнала «Оркестр»? Ведь журнал читают музыканты, дирижеры, любители духовой музыки не только в России, но и во всем мире. И опытные, и совсем молодые. Есть у тебя такое пожелание, чтобы одно для всех и сразу! — Я человек в прошлом военный, поэтому скажу по-военному коротко и четко: служите музыке! Служите, коллеги самоотверженно и честно! Она наш командир, а мы все ее рядовые! Так пожелаем же заслуженному артисту России, президенту Международного благотворительного фонда «Дети и музыка», дирижеру, педагогу и просто замечательному человеку Сергею Николаевичу Остапенко не оглядываться на возраст, нести музыку детям и взрослым, достигать новых вершин и продолжать лучшие традиции своего творческого окружения, которое он помнит и чтит с удивительным трепетом! Борис Турчинский, июль 2011
|
|
|
|
|
|