Partita.Ru

Сергей Остапенко: «Такая музыка звучит у нас в судьбе!»

Педагогам и соратникам посвящается

С душой открытой людям

Сергей Николаевичм Остапенко При упоминании фамилии Остапенко приходит на ум образ героя войны, парламентера, капитана Остапенко, храбро вышедшего на рисковую встречу с фашистами. Но у меня лично ассоциация есть своя, когда слышу эту фамилию.

Всю жизнь я горжусь дружбой с Остапенко другим, с Сергеем Николаевичем Остапенко. Тоже, своего рода «параламентером» — человеком, осуществляющим от имени высокого искусства связь между людьми и тем прекрасным, что их окружает, а потому — тоже посланцем мира, ведь мир спасет красота, как известно. С музыкой и с открытой душой всю свою жизнь он идет к нам, к людям.

Когда-то мы служили в Одесском военном округе. Служили музыке. Сергей потом добился высот и в военной карьере и в служении нашей музе.

Когда прочитываешь интервью Сергея Остапенко, его воспоминания о службе, мысли о творчестве, обращаешь внимание на то, что он постоянно упоминает много фамилий. Имена своих учителей, товарищей по учебе и работе, выдающихся личностей, с которыми встречался. Всех тех, кому он благодарен, а теперь уже и учеников своих, он помнит, знает, никогда не забывает. Поражаешься памяти этого человека! Он так много говорит о других и при этом так мало — о себе! Сколько имен отличных музыкантов с его помощью навсегда останется в антологии музыки!

Лица друзей

В 1994 году подполковник, военный дирижер Сергей Остапенко вышел в отставку. Стал работать музыкальным консультантом и начал заниматься педагогической деятельностью, взялся за преподавание в детской музыкальной школе. Тогда же создал в московском концертном объединении «Садко» камерный оркестр и до настоящего времени является его художественным руководителем. Он организатор хорошо известного в России фестиваля детского и юношеского творчества «Дети и музыка». В августе 2000 года удостоен звания заслуженного артиста РФ, В 2005 году создал и возглавил Международный благотворительный фонд с тем же названием — «Дети и музыка» и был избран его президентом. С этого же года начал работать в Московском колледже музыкально-театрального искусства. Преподаватель высшей квалификационной категории.

О нем и его работе пишут так: «Исполнение руководимыми Остапенко коллективами носит ярко выраженный эмоциональный характер, отличается широким объемом используемых методов и приемов обучения, и, как результат, выработкой своего осознанного взгляда и отношения к исполняемому материалу».

Сух и высокопарен академичный язык. Но по сути все верно. На протяжении многих лет ученики Остапенко занимают призовые места, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Евгений Наумов — лауреат второй премии конкурса имени Тимофея Докшицера в 1996 году, Константин Овчинников — лауреат (третья премия) конкурса имени М. Табакова в 2000 году и лауреат фестиваля «Новые имена» 2001 года. Юрий Воробьев — лауреат Второго конкурса имени М. Табакова и лауреат фестиваля «Новые имена». Владимир Пинялов завоевал первую премию на Третьем конкурсе имени М. Табакова в 2007 году и стал лауреатом фестиваля «Новые имена» 2005 года. Евгений Ременев также лауреат конкурса имени М. Табакова. Ученики Остапенко продолжают дальнейшее музыкальное образование, обучаясь в средних и высших музыкальных учебных заведениях. За весь период творческой деятельности Сергея Остапенко коллективы, руководимые им, также и камерный оркестр «Садко», отличались высоким исполнительским профессионализмом.

«Стань человеком состоявшимся»

Немного истории... Дед Сергея был начальником пожарной охраны города Киева. Огнеборец! Погиб в 1943 году в боях под Сталинградом, как всегда борясь с огнем, на этот раз — со всемирным пожаром, который разожгли фашисты. Родители познакомились в военном госпитале, где отец лежал после ранения, ему довелось быть водителем танка у самого прославленного генерала Рыбалко! Мама была медсестрой медсанбата, кстати, дошла со своим санитарным батальоном до Берлина! На фронте в медсанбате родители и познакомились.

— Сергей Николаевич, ты из семьи заслуженной, но не музыкальной. Родителям выпало слышать в жизни не музыку, а канонаду. Кто же привил тебе любовь к изящным звукам?

— В моей жизни были люди, которые определили мое будущее. Это народные артисты СССР Ольга Кусенко, Юрий Тимошенко и Лариса Остапенко. Они во многом повлияли на выбор пути в мир музыки. Родители хотели меня увидеть настоящим, состоявшимся человеком, не важно, в какой отрасли.

Братцы мои музыкальные

— Сергей, расскажи о себе, о своем пути в музыку.

— Я учился в обычной киевской школе. В нашем классе была Надя Надирадзе, мама которой была артисткой балета Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Помню, она поставила в нашем классе полонез из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». И мы, мальчишки, танцевали на сцене оперного театра, как победители смотра детской художественной самодеятельности. Мои друзья Виктор Литвинов и Виктор Гулак затем поступили в Киевское хореографическое училище. Виктор Литвинов окончил это учебное заведение, стал солистом балета Киевского театра оперы и балета, получил почетное звание Заслуженного артиста Украины. Он участвовал в различных конкурсах артистов балета, неоднократно завоевывал звание лауреата этих конкурсов, выступал на различных сценах мира. Неоднократно танцевал с Майей Плисецкой в балете Родиона Щедрина «Кармен-сюита», исполняя партию Тореодора. Виктор Литвинов затем был главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета, а сейчас — он главный балетмейстер Киевского детского музыкального театра.

— Но пришел, наконец, и твой звездный час? Расскажи и о себе!

— Когда я учился в четвертом классе, руководитель хора нашей школы доверила мне дирижировать песню И. Дунаевского «Летите, голуби» на смотре детской хоровой художественной самодеятельности. Наверное, это был какой-то хитрый ее ход для того, чтобы привить мальчику чувство самостоятельности и уверенности в себе. И снова я выступал на сцене театра оперы и балета, но уже в качестве дирижера сводного хора нашей школы. В годы учебы в школе я стал посещать студию духового оркестра Дома пионеров Ленинского района Киева. Руководителем оркестра был у нас Леонид Сергеевич Сивохин. Там я познакомился с заслуженными артистами Украины, солистом оркестра штаба Киевского военного округа Сергеем Сивохиным и концертмейстером Семеном Бальдерманом, которые помогли мне выбрать инструмент. И это была — труба.

— Заметим: музыканты это были военные! И это они посоветовали тебе поступить в музыкальную школу?

— Да. Именно так. Многие ребята, посещавшие занятия в детском духовом оркестре, стали профессиональными музыкантами. Это Владимир Комаров, Игорь Журавлев, братья Александр, Еагений и Григорий Постой-Волгин, Михаил Радинский, Виталий Голубев, Виктор Лоос, Александр Старожук, Александр Ильенко и другие. Я учился в детской музыкальной школе у превосходного преподавателя — Виктора Васильевича Шевцова, который окончил Киевскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу трубы у профессора Вильгельма Марьяновича Яблонского. Виктор Васильевич Шевцов окончил Киевское музыкальное у Николая Владимировича Бердыева, который также окончил киевскую консерваторию у Вильгельма Яблонского. Когда Шевцов по каким-то причинам не мог проводить уроки, его замещал Владимир Кожухарь, также ученик Яблонского — в настоящее время — главный дирижер Киевского театра оперы и балета. Очень жаль, что Виктор Васильевич Шевцов рано ушел из жизни.

Училище и педагоги

— В 1963 году после окончания восьми классов ты поступил в Киевское музыкальное училище им. Р. М. Глиэра, в класс лауреата Всемирного фестиваля молодежи в Берлине, заслуженного артиста Украины, солиста оркестра киевского театра оперы и балета Николая Владимировича Бердыева.

— В то время Бердыев занимался концертной деятельностью, играл в оркестре театра оперы и балета и преподавал в киевском музыкальном училище. В моем становлении, как оркестрового музыканта, и в дальнейшем дирижера оркестра, большую роль сыграли мои учителя в период занятий в киевском музыкальном училище. Это, в первую очередь, Николай Владимирович Бердыев, а также Исаак Маркович Кобец — ассистент Николая Владимировича, Жанна Андреевна Литвиненко, преподаватель по музыкальной литературе, Петр Андрианович Поляков — композитор, дирижер и прекрасный педагог, друг выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского. Преподаватель по дирижированию Алексей Григорьевич Зубенко, преподаватель по инструментовке и чтению партитур композитор Александр Канерштейн и преподаватель по теоретическим дисциплинам композитор Леонид Хейфец-Подельский. Я думаю, что благодаря такому звездному составу моих преподавателей в музыкальном училище, из меня и вышел хороший музыкант, дирижер и аранжировщик. Мою дальнейшую судьбу помогли решить также начальники военно-оркестровой службы Киевского военного округа Э.Парсаданян и А.Ладановский, профессор Х. Хаханян и дирижер Ю. Мельничук.

— В своем рассказе ты называешь много имен. Разумеется, память переполняют чувства признательности и благодарности! Раз уж так повелось у тебя, продолжай, пожалуйста, никого не забудь!

— На моем курсе занимались такие замечательные музыканты, как Валерий Павлов, Владимир Штепа, Иван Дорошенко (в дальнейшем создатель и директор Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества), Владимир Колобродов — ныне директор Национального симфонического оркестра Украины. Вячеслав Басов, солист Национального симфонического оркестра Украины, Евгений Виксаман, Владимир Правдивец и многие другие. Еще в музыкальной школе я участвовал в различных конкурсах трубачей. Моими соперниками и друзьями были Валерий Пасвалюк, Владимир Штепа, Андрей Гандзий, Петр Веденяпин, Федор Рыгин, Владимир Олейников, Александр Чуприна, Михаил Радинский, Эдуард Калантырский, Григорий Постой, Александр Ильенко и другие. Занимаясь в музыкальном училище, я в разное время работал в оркестрах Киевского ТЮЗа, театра имени Ивана Франко, в сценическом оркестре театра оперы и балета и прошел по конкурсу в симфонический оркестр оперного театра. Приходилось иногда подрабатывать и в ресторанах , и в цирке, и в эстрадной группе «Граймо». Так что, опыт у меня большой и самый разнообразный.

Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

— Мало кто из нас, музыкантов, избежал «воспитонской» участи. Многие в юности были воспитанниками военных оркестров. В 1965–66 годах и я тоже был воспитанником военного оркестра училища связи (дирижер А. Г. Зубенко) и оркестра штаба Киевского округа (начальник оркестра Э. О. Маркус). Желание стать дирижером имелось большее, чем быть оркестрантом, и в 1967 году после окончания музыкального училища с отличием, я поступил в Московскую государственную консерваторию на военно-дирижерский факультет.

Я до сих пор задаюсь вопросом: Кто и Что повлияло на мое решение поступать на военно-дирижерский факультет? Наверное, окружавшие меня военные музыканты и дирижеры. И я ни в коем случае не жалею, что я связал свою судьбу с военной музыкой! «Такая музыка звучит у нас в судьбе», — как поется в песне о военном полковом оркестре. Мне повезло учиться у замечательных преподавателей. По дирижированию — у А. П. Долинского, Х. М. Хаханяна, Б. А. Диева и В. А. Жарова. По инструментовке — у Л. Ф. Дунаева и Д. А. Браславского. По классу трубы — у П. А. Волоцкого и К. Я. Серастанова. Большую поддержку я ощущал от композитора и дирижера Петра Андриановича Полякова, который в свое время познакомил меня с Борисом Лятошинским. По совету Петра Андриановича моей дипломной работой по инструментовке и дирижированию была поэма «Воссоединение» Бориса Лятошинского, которую я исполнял с оркестром Бронетанковой Академии (начальник оркестра Гектор Восгенович Канаян).

Выдающийся курс

— У нас был очень сильный курс. Пять человек окончили факультет с отличием. Со мной учились выдающиеся в будущем военные музыканты: от генерал-лейтенанта Виктора Афанасьева (впоследствии он занимал пост начальника военно-оркестровой службы вооруженных сил России), до генерал-лейтенанта композитора Валерия Халилова, который занимает сейчас пост начальника военно-оркестровой службы вооруженных сил России.

Мои однокашники: Геннадий Афонин был начальником военно-музыкального училища, сейчас он доцент Университета культуры по классу трубы, Михаил Берсан был начальником военно-оркестровой службы Белорусского военного округа, сейчас — профессор Академии музыки республики Беларусь. Вячеслав Полушин был начальником кафедры дирижирования на факультете. Сейчас ведет класс оркестра в детской музыкальной школе и преподает на факультете военного института. Владимир Емельянов — преподаватель инструментовки на нашем факультете. Владимир Еждик — создатель духового филармонического оркестра в Ростове-на-Дону. Ныне этот оркестр носит его имя. Валерий Ермошкин — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, главный дирижер Северского музыкального театра в Красноярске. Владимир Лясота ныне профессор Одесской консерватории. Владимр Южаков — бывший начальник оркестра бронетанковой академии, заслуженный артист Российской Федерации. В общем, о нашем курсе можно написать отдельную статью, а еще лучше — книгу! Просто выдающийся курс!

Необычна и профессиональна была атмосфера и самого факультета! Организовывались встречи с музыкантами мировой известности, дирижерами и преподавателями, такими знаменитостями, как Ю. Саульский, В. Людвиковский, Л. Утесов, Э. Рознер, Б. Ривчун и многие другие.

«Я в Одесском служу, Приграничном!»

— Помнишь, песня такая была про наш Одесский военный округ: «Я в Одесском служу, Приграничном, ну, а это — великая честь!»

— После окончания факультета в июне 1971 года я был направлен для прохождения службы в войсковую часть Одесского военного округа. Часть располагалась, что называется, в степях Украины, в ста километрах от Одессы, недалеко от поселка Рауховка Березовского района области. И, что знаменательно, именно об этих местах было написано в пьесе А. Корнейчука «В степях Украины», о двух соревнующихся председателях колхозов Часныке и Галушке (колхозах «Посмитного» и «Ведуты»), которые находились в этом районе. В пьесе, а затем и в фильме-спектакле, играла моя родственница по бабушкиной линии Ольга Яковлевна Кусенко. Вот судьба! Она там играла, а меня в эти края направили служить! Правда, там я прослужил всего лишь год, организовал оркестр. Вот тогда я и познакомился с этими местами, колхозами, в которых были замечательные самодеятельные оркестры. Представляете — кладезь музыкальных кадров... в селе!

Пришлось приглашать в оркестр самых лучших самодеятельных музыкантов из близлежащих сел. Пробивать для них жилье в военном городке, просить в военном округе молодое пополнение из тех, кто призывался на срочную военную службу и имел среднее музыкальное образование. А одаренных солдат, которые хотели профессионально посвятить себя службе в армии, готовить для поступления на военно-дирижерские факультеты. И такой был один очень талантливый у меня солдат, из приглашенных мною в оркестр войсковой части. Из него вышел большой толк! Сегодня он в звании подполковника возглавляет оркестр космодрома «Плисецк». Это Александр Чикин.

Много я занимался в части самодеятельностью подразделений, организовал хор, и на конкурсе самодеятельности округа мы заняли второе место. В дальнейшем оркестр хорошо проявил себя в различных окружных мероприятиях и мне было предложено в октябре 1972 года занять должность военного дирижера оркестра штаба Одесского военного округа.

Оркестр штаба Одесского военного округа

— В оркестр штаба ты пришел служить в октябре 1972 года. Знаю, что это был для тебя непростой период.

— Начальник оркестра майор Алексей Степанович Банокин уходил на повышение — начальником службы Северной группы советских войск, в Польше. И мне, лейтенанту, пришлось принять очень известный и прославленный тогда в Вооруженных силах СССР коллектив со своими устоями, с традициями и спецификой. Только лишь в январе 1973 года из Группы советских войск в Германии был переведен и назначен начальником оркестра майор Владимир Сергеевич Стоянов.

За годы службы в оркестре со мной служили будущие заслуженные артисты Украины Станислав Петрович Волынов, Анатолий Федорович Уманец и заслуженный артист России Валерий Александрович Богданов. С оркестром выступали солисты оперных театров Одессы, Киева, Кишинева и Москвы, прославленный трубач, народный артист РФ Тимофей Докщицер. Оркестр гастролировал в Румынии, Болгарии, Молдавии. Были поездки по Южному берегу Крыма и по западным областям Украины. Мы выступали на всех концертных площадках Одессы. Были частые выступления по городскому телевидению, а также по телевидению украинскому, молдавскому и даже Центральному!

— Помню, оркестр украшал своей музыкой всевозможные общественно-политические и праздничные мероприятия, принимал участие в различных музыкальных фестивалях.

— Да, таких известных и популярных тогда, как «Дунайская весна», «Крымские зори», «Белая акация». Многие музыканты после службы в оркестре стали известными в Украине, Молдавии, в России. Это Василий Гойя, Василий Мустя (ректор Академии музыки Молдовы, народный артист Молдовы), Петр Грушовенко (ныне солист Киевского оперного театра), Николай Баланко (преподаватель Киевской государственной консерватории), Иван Оленчик (заслуженный артист России), и многие другие.

В оркестре штаба Одесского военного округа я прослужил до октября 1980 года. В Одессе родились мои дети — дочь Ирина и сын Александр, крестник Александра Яковлевича Салика, моего друга и наставника. После моего отъезда в Москву, Александр Яковлевич возглавил военно-оркестровую службу Одесского округа. Оркестр штаба при нем займет первое место на последнем конкурсе военных оркестров СССР в 1980 году. Позже Салик получил звание полковника и также стал народным артистом Украины. Годы, проведенные в Одессе, и сейчас в моем сердце. Одесса — моя любовь на всю жизнь!

— Ты знаешь, и моя тоже!.. Сергей, я знаю, что тебе довелось быть начальником оркестра старейшей военно-инженерной академии России!

— С 1980 года по 1985 год я служил в Московском военно-музыкальном училище. Вместе со мной в то время работали в училище А. В. Поляков, Г. А. Афонин, И. Г. Зубарев и еще многие офицеры-выпускники нашего военно-дирижерского факультета разных лет. Начальниками училища были В. И. Детистов и К. И. Романченко. Оригинальна судьба моего воспитанника Дмитрия Кадеева. После окончания факультета он служил, так же, как и я когда-то, в Рауховке, затем в оркестре штаба Одесского округа, а позже в Москве на военно-дирижерском факультете. По сути, он повторил мой путь!

Девять лет, с 1985 по 1994 год я был руководителем оркестра старейшей российской академии — военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. Под моим руководством коллектив три раза занимал призовые места на военных музыкальных конкурсах. Оркестр много выступал на различных площадках Москвы. С нами выступали известные солисты-инструменталисты и вокалисты: народная артистка СССР Нинель Ткаченко, с которой я был знаком еще по Одессе, народный артист СССР Александр Ворошило, заслуженные артисты России Эдуард Лобковский и Владислав Кононов, заслуженный артист России Иван Оленчик и многие другие.

Муза без погон

— В 1994 году ты вышел в отставку в звании подполковника. И как сложилась твоя творческая судьба дальше?

— С 1994 по 2000 год я работал в оркестре академии в качестве консультанта и начал заниматься педагогической деятельностью, работая преподавателем в детской музыкальной школе. В августе 2000 года удостоен звания заслуженного артиста России. В 2000 году я создал в московском концертном объединении «Садко» камерный оркестр и по сей день являюсь его художественным руководителем.

— В музыкальных кругах всем хорошо известно, что ты являешься организатором фестиваля детского и юношеского творчества «Дети и музыка». Просто поражаешься твоей активности!

— Приятно, что на протяжении многих лет мои ученики занимают призовые места, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Выступаем с концертными программами в Москве и области, за рубежом. На протяжении последних семи лет у нас прошел ряд благотворительных концертов в детских домах, в военных госпиталях и в госпитале для ветеранов, а в городе Североморске — для моряков-подводников. Традиционными стали выступления оркестра в Оперном доме музея-заповедника «Царицыно»: концерты старинной музыки, вечера русского романса, музыкальные фестивали «Осень в Царицыно».

— Есть и международные проекты?

— Разумеется. Совместные международные театрально-музыкальные постановки в «Deutcshеschule» при посольстве Германии. Кроме этого, цикл концертов «Народная филармония» в Северном Чертанове, участие во Втором открытом московском конкурсе кларнетистов, в праздничных концертах ряда детских музыкальных школ. Оркестр выступает в абонементных концертах Московской государственной академической филармонии «Путешествие в страну музыки», «Музыка на все времена», «Семейство Штраусов». В качестве солистов выступили с нашим оркестром выдающиеся музыканты нашего времени — народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор консерватории, «Золотая флейта России» Александр Корнеев, народный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор Алексей Наседкин, а также лауреат международных конкурсов, солист оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лунгин.

В июле 2001года с оркестром выступал профессор из Южной Кореи Джо Джанг Хви — флейта. В октябре 2001года прошел творческий вечер композитора Вячеслава Ветрова, в котором приняли участие народный артист Советского Союза Борис Штоколов, народная артистка России Валентина Толкунова, заслуженная артистка России Галина Ненашева, народный артист России Эдуард Лабковский и другие. По итогам городского конкурса на лучшую песню о Москве, песня «Московский говорок» композитора В. Ветрова на стихи В. Семернина в сопровождении нашего оркестра заняла третье место. С ноября 2003 по май 2004 года проходил Третий фестиваль детского творчества "Дети и музыка",— мое детище, который за два последних года получил самые высокие оценки ведущих педагогов России и других стран. Он всегда ждет всех желающих, талантливых детей для участия в творческом конкурсе. Фестиваль расширяет свои границы и приглашает юных музыкантов из Австрии, Испании, Украины, Белоруссии. Проведено 8 конкурсных концертов по семи номинациям: вокал, народные, духовые, струнные инструменты, фортепиано, юные художники.

Отчитываясь творчески

— Как много достиг ты за эти годы в организации и проведении детского фестиваля!!! Расскажи нам, пожалуйста, «отчитайся» по годам!

— Январь-май 2005 года — время проведения нашего Четвертого фестиваля. Лауреаты фестиваля получили в качестве призов дипломы, ценные подарки. Лучшим исполнителям вручено самое дорогое, что только может порадовать сердце музыканта — инструменты: флейта, скрипка и кларнет. 22 февраля 2006 года, к Дню защитника Отечества, состоялся Пятый открытый московский фестиваль. Конкурсные концерты проходили в марте, в дни школьных каникул. Заявки на участие в конкурсе прислали более трехсот юных музыкантов и художников Москвы и области, республики Чувашия, Татарии, Марий-Эл, Украины, Белоруси, Германии, Тюмени, Вологды, Кисловодска — такова обширная география нашего фестиваля. Наградой лауреатам была поездка по Дунаю и выступления с оркестрами разных стран. Шестой фестиваль начал свою работу в январе 2007 года и был посвящен году ребенка. Конкурсная программа в этот раз была сложнее, как отметили члены жюри. Порадовали слушателей конкурсанты из Германии. Немецкой стороной было предложено провести выездной тур фестиваля в Германии. 2 февраля 2008 года на торжественном открытии Седьмого фестиваля Российским императорским обществом организаторам этого творческого конкурса был вручен «Орден Николая II» второй степени.

— Как происходит отбор талантливых ребят для участия в фестивалях?

— Юные музыканты-участники фестиваля проходят первый отборочный тур по аудио-видео записям. На втором туре исполняют конкурсную программу с оркестром «Садко». Наряду с известными оригинальными произведениями с оркестром, в процессе работы оркеструются и получают новое звучание многие сочинения для юных музыкантов. Тем самым во многом расширятся не только педагогический репертуар детских музыкальных школ, но и репертуар музыкантов профессионалов. Для участников фестиваля создается уникальная возможность почувствовать себя солистами оркестра, они получают незабываемое общение с ведущими деятелями искусств. 2 декабря 2010 года состоялось торжественное открытие Х фестиваля «Дети и музыка» в Атриуме Хлебного дома музея-заповедника «Царицыно».

— Как я понимаю, вся организация и проведение фестивалей полностью лежит на тебе?

— Это моя «сладкая каторга», мой любимый труд, мое вдохновение! И сегодня я полностью поглощен фестивалем очередным, следующим, фестивалем 2012 года!

— Сергей Николаевич, что бы ты хотел пожелать с высоты своего музыкального опыта читателям журнала «Оркестр»? Ведь журнал читают музыканты, дирижеры, любители духовой музыки не только в России, но и во всем мире. И опытные, и совсем молодые. Есть у тебя такое пожелание, чтобы одно для всех и сразу!

— Я человек в прошлом военный, поэтому скажу по-военному коротко и четко: служите музыке! Служите, коллеги самоотверженно и честно! Она наш командир, а мы все ее рядовые!

Так пожелаем же заслуженному артисту России, президенту Международного благотворительного фонда «Дети и музыка», дирижеру, педагогу и просто замечательному человеку Сергею Николаевичу Остапенко не оглядываться на возраст, нести музыку детям и взрослым, достигать новых вершин и продолжать лучшие традиции своего творческого окружения, которое он помнит и чтит с удивительным трепетом!

Партита.РФ 
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first sheet music library for wind band in Russian web
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru  Windorchestra.Ru  Brassband.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
eXTReMe Tracker
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play