Partita.Ru

Сафатинов Анатолий Петрович

К 75-летию корифея военно-оркестровой службы Сафатинова Анатолия Петровича — дирижера, педагога, почетного работника культуры города Москвы

Бывают в жизни чудеса

Сафатинов Анатолий Петрович Я давно хотел рассказать о моем дирижере в оркестре штаба ПРИКВО, замечательном талантливом человеке Сафатинове Анатолии Петровиче. Неоднократно бывая в Москве, я пытался связаться с ним, но увы... Решил, напишу, что помню. Возьму интервью у его коллег и друзей. Свяжу воедино. Очерк должен получиться!

Теперь я верю: бывают в жизни чудеса. В день, когда черновик очерка об Анатолии Петровиче уже был «сверстан», я решил сделать еще одну попытку. Какую? — Во всех социальных сетях поставил в поисковик — «Сафатинов». Высветилось несколько женщин с фамилией Сафатинова. Я написал каждой из них. Думаете, я верил в свою затею? — Скорее нет, чем да. И вдруг... Эврика!

«Я — Вероника Сафатинова, жена того человека, которого вы разыскиваете». Через короткое время я уже был с Анатолием Петровичем «на проводе». Конечно, внешне мы с ним изменились. Но его голос и после 40 лет остался таким же светлым, деликатным и добрым. Проговорили мы долго, многих вспомнили, и, кстати, всех — добрым словом. Но я не мог не задать свой журналистский вопрос. И, честно говоря, заранее предугадать ответ я тоже не мог.

— Скажите, Анатолий Петрович, какой вид творческой работы оставил в вашей жизни самый глубокий след, и вы считаете его главным в жизни?

— Конечно, Борис, оркестр штаба ПРИКВО. Даже сомнений нет!

Сафатинов Анатолий Петрович

1945 г. — родился в день первого парада Победы. 1957–1960 гг. — Воронежская школа музыкантских воспитанников (класс кларнета, преподавтель И. М. Гаврилова). 1960–1964 гг. — Воронежское музыкальное училище (класс кларнета, преподаватель А. Ф. Семенова). 1964–1968 гг. — Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (преподаватели: дирижирование — Б. А. Диев, кларнет — Б. А. Диков). 1968–1972 гг. — работа в оркестрах частей Группы советских войск в Германии. 1972–1984 гг. — оркестр штаба ПРИКВО: дирижер оркестра, начальник оркестра, начальник военно-оркестровой службы ПРИКВО (1980). 1984–1987 гг. — работа на военно-дирижерском факультете (заместитель начальника военно-оркестровой службы). 1987–1989 гг. — советник Национального оркестра Республики Сейшельские острова. 1989–1990 гг. — преподаватель военно-дирижерского факультета. 1990 г. — уволен в запас. 1993–1996 гг. — преподаватель кларнета и дирижер оркестра консерватории в Республике Сейшельские острова. 1996–2011 гг. — преподаватель класса саксофона в ДМШ им. А. Б. Гольденвейзера (Москва), основатель джаз-ансамбля «Блюзтон» — лауреата международных конкурсов и фестивалей.

Из газеты, издаваемой Союзом композиторов СССР

Хроника военно-оркестровой службы (25.IX.1968)
НАВСТРЕЧУ ЧЕТВЕРТОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ КОМПОЗИТОРОВ.
Фрагмент статьи известного военного дирижера и композитора, заслуженного деятеля Казахской ССР Бориса Рунова «Музыка, зовущая к подвигу».

«Третий московский праздник военно-патриотической музыки, проходивший, по традиции, в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Праздник начался парадом музыкантов столичного гарнизона на Массовом поле ЦПКиО имени Горького. Парад принимал Главный военный дирижер оркестров Советской Армии генерал-майор Н. М. Назаров.

Был представлен и оркестр военно-дирижерского факультета Московской консерватории, который отмечает в этом году свое 40-летие. За пульт поочередно становились лучшие выпускники 1968 года: А. Гандзий, Г. Федоров, О. Лебединский и А. Сафатинов. Слушателями были тепло приняты увертюра Г. Калинковича „Праздник Победы“, получившая первую премию на конкурсе в честь 50-летия Великого Октября, увертюра к опере Т. Хреникова „В бурю“, песни советских композиторов (солисты В. Рыбинский и И. Тишинкова)».

Так в 1968 году, с окончанием Института военных дирижеров на «отлично», ознаменовалось начало творческого пути героя нашего очерка Анатолия Петровича Сафатинова.

По дирижированию Анатолий Петрович занимался в классе профессора Б. А. Диева. На государственном экзамене Сафатинов (впервые в стенах института) представил экзаменационной комиссии такое монументальное произведение, как 27 симфония Н. Я. Мясковского (все части). Это особая гордость Анатолия Петровича, которую он пронес через всю жизнь.

Далее в его жизни будет происходить много интересного, а после многих лет образцовой службы в различных оркестрах Советской Армии, Москва снова откроет ему свои объятия. Но все по порядку.

Это и моя биография...

В 1971–1973 году я проходил службу в оркестре штаба ПРИКВО (г. Львов). Дирижером оркестра был замечательный музыкант и человек Анатолий Петрович Сафатинов, в дальнейшем — начальник военно-оркестровой службы округа.

1972 год. Мысли часто возвращают меня в те времена. Оркестр, о котором я повествую, был высокопрофессиональным коллективом. Музыканты были, в основном, выпускниками Львовской консерватории и львовского музыкального училища. Достаточно назвать таких известных во Львове музыкантов, как трубач Петр Брильман, тромбонист Михаил Хейбудин, заслуженный артист Украины Борис Олейник (ударные инструменты), кларнетист Ефим Горелик.

Как ни странно, долгое время у нас не было ни начальника оркестра, ни даже дирижера. Начальником военно-оркестровой службы округа тогда был М. Н. Кравченко, который долго не мог остановиться ни на одном из претендентов. Помню, на пробы были приглашены дирижеры В. Васильев из 7-го полка Железной дивизии, Р. Манжух из Житомирского военного училища, М. Кравченко из Яворова.

Однажды я был дневальным по оркестру. В проеме двери показалась фигура симпатичного и стройного молодого старшего лейтенанта с лирами на петлицах. Еще не поняв цель его визита, я отдаю честь и жду вопросов. «Дирижер Сафатинов, — представился он, — ваш новый дирижер».

На следующее утро А. П. Сафатинов уже стоял за дирижерским пультом. Представляете наши ощущения: после долгих поисков перед нами стоял новый дирижер. Не скрою, что атмосфера в оркестре была не очень хорошая. Начальник оркестровой службы демократичностью не отличался. Обидеть человека ему ничего не стоило, и извинений не жди. Все с ностальгией вспоминали предыдущего дирижера, Мухамеджана Анатолия Борисовича, умницу, прекрасного человека и блестящего дирижера (неудивительно, что впоследствии он сделал прекрасную карьеру и стал Начальником Отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР).

Нет, на злючку не похож — это мы сразу почувствовали. Может, вздохнем свободнее и больше будем заниматься музыкой?..

«Разрешите представиться и коротко рассказать о себе, — сказал Сафатинов, — Воронежская школа музыкантских-воспитанников. Воронежское музыкальное училище, Институт военных дирижеров». Потом скромно добавил: «С отличием. После института проходил службу в одном из оркестров группы советских войск в Германии. Направлен к вам для прохождения дальнейшей службы. Надеюсь на плодотворное сотрудничество».

А дальше была творческая работа, много новых интересных произведений и концертов.

Анатолий Петрович показал себя как талантливый и грамотный дирижер. Под его управлением оркестр преобразился. Сафатинов имел отличную память и держал в ней большое количество разных музыкальных произведений. После нескольких репетиций ему уже не нужна была партитура. Анатолия Петровича мы — особенно, срочники — ценили как замечательного педагога, никогда не повышавшего голос, всегда помогавшего нам разобраться в сложностях исполняемых произведений.

Мухамеджан, Анатолий Борисович военный дирижер. Начальник и главный дирижер Первого отдельно-показательного оркестра министерства обороны СССР (1985–1994 годы), заслуженный деятель искусств России, профессор.

С Анатолием Сафатиновым я познакомился и подружился на Военно-дирижерском факультете в 1965 году. Судьба периодически сводила и разводила нас, но до сегодняшнего дня мы продолжаем дружить. По окончании факультета Толя уехал в Германию, а я на Украину, в г. Славуту. Через 4 месяца, в декабре 1969, года я выиграл конкурс на замещение вакантной должности дирижера в оркестр штаба ПрикВо. Это был великолепный коллектив, наверное, один из лучших военных оркестров СССР, прекрасно показавший себя на конкурсе штабных оркестров в 1970 году. К сожалению, в 1971 году меня откомандировали в Каменец-Подольский и в 1973 вернули опять во Львов, где начальником оркестра был уже Сафатинов. Здесь судьба свела нас вновь. Я проработал с Анатолием до 1976 года, когда получил назначение на должность Начальника оркестра штаба ЮГВ (г. Будапешт). Наша львовская встреча вылилась в чудесное, вдохновенное творческое содружество, выступления на лучших концертных площадках Украины. Молодые, честолюбивые, полные идей и планов, мы зажигали коллектив, постоянно меняя концертные программы. Подружились семьями. Львов — удивительно музыкальный город, и мы вписались в его культурную жизнь. Анатолий прекрасный дирижер, прекрасный руководитель и настоящий друг. В 1981 году из Будапешта я был переведен преподавателем на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории, куда через 2 года был назначен и Сафатинов. Мы снова вместе, на одной кафедре! Анатолий, с его большим дирижерским опытом, быстро завоевал любовь и уважение курсантов и преподавателей кафедры. Выпустил много прекрасных специалистов-дирижеров в оркестры Советской армии. В 1985 году наши пути опять разошлись, я прошел по конкурсу на место Начальника Первого отдельно-показательного оркестра министерства обороны СССР и ушел с факультета. И позже, уже сняв погоны, мы остались верны своей профессии. Анатолий стал блестящим преподавателем игры на саксофоне, его ученики становились лауреатами различных фестивалей и конкурсов. К сожалению, болезнь остановила его прекрасную творческую и преподавательскую деятельность. Но все мы, его коллеги и, конечно, его ученики, с нетерпением ждем и надеемся на возвращение в строй блестящего дирижера, великолепного педагога и чудесного человека Анатолия Петровича Сафатинова.

Профессор Борис Александрович Диков

Я уже упоминал, что Сафатинов был кларнетистом. На факультете он учился у выдающегося преподавателя кларнета профессора Б. А. Дикова. Спустя многие годы у меня состоялась встреча с Борисом Александровичем в Одессе. Но об этом большом человеке в мире кларнета я хочу рассказать отдельно.

Год 1977-й. Одесса.

Я — студент Одесской консерватории по классу кларнета профессора Калио Эвальдовича Мюльберга. Учебу совмещаю с работой в оркестре Одесского высшего военного командно-инженерного училища ПВО, под руководством дирижера А. Я. Салика.

Летом, перед самым отпуском, Александр Яковлевич объявил нам, что послушать нас приезжает его педагог, сам Борис Александрович Диков — известнейший в стране преподаватель кларнета, профессор Московской консерватории и Института военных дирижеров.

Мы, музыканты оркестра, уже были настроены на отпуск, и тут — на тебе... Опять репетиции... Тем более, прошедший год был напряженным. Множество концертов, окружной конкурс военных оркестров (мы как всегда заняли первое место) — и это еще не все. Совсем недавно с инспекторской проверкой из Москвы приезжал начальник военно-оркестровой службы Советской Армии Н. М. Михайлов. Наш оркестр получил наивысший балл и был назван Михайловым правофланговым оркестром, на который должны равняться все оркестры Советского Союза. Но чего это нам стоило!

... Мы исполнили высокому гостю из Москвы такие интересные произведения, как «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина, симфоническая поэма Е. Светланова «Калина красная» (аранж. С. Д. Райхштейна), несколько сочинений замечательного одесского композитора, бывшего военного дирижера М. Сафьяна, концерт для квинтета духовых с оркестром А. Арутюняна — солировали В. Панченко (флейта), А. Конько (гобой), В. Пономарчук (труба), С. Машкевский (валторна) и автор этих строк (кларнет).

Вечером, после выступления, на дружеской встрече мне довелось пообщаться с Борисом Александровичем. О чем могут говорить два кларнетиста?.. Об инструментах и производящих их фирмах, о коллегах-исполнителях и, конечно же, Диков рассказывал о своих учениках, которых очень любил — как военных, так и гражданских. А затем он изъявил желание познакомиться с моим учителем профессором К.Э. Мюльбергом. И такая встреча вскоре состоялась.

«А ты знаешь, у меня на факультете занимались и занимаются много способных ребят, которые играют на уровне консерваторских»,— сказал Борис Александрович и среди прочих назвал фамилию Анатолия Сафатинова. Меня это очень обрадовало, и я рассказал Дикову о том, что имел честь служить в оркестре штаба во Львове под началом Анатолия Петровича и остался о нем очень хорошего мнения. Рассказал, как Сафатинов иногда занимался со мной — и работал не только над оркестровыми партиями, а и над концертными произведениями для кларнета довольно сложной фактуры (концерт для кларнета С. Василенко, «Конкурсное соло» А. Мессаже). «Да, он такой любознательный, знающий и любит кларнет. Таким я его помню», — подытожил профессор.

С 1979 по 1983 г. я работал дирижером Житомирского городского духового оркестра. Анатолий Петрович часто приезжал к нам в город по служебным делам — ведь тогда Житомир и военные оркестры, находящиеся в городе и области, относились к Прикарпатскому военному округу. А Сафатинов к тому времени уже был начальником военно-оркестровой службы.

Приезжая на кустовой смотр-конкурс в Житомир, приглашал меня в жюри, что мне очень импонировало. Приглашал и еще двух моих коллег, преподавателей музыкального училища: Г. О. Белинского, заведующего духовым отделом, и Б. М. Фишермана — дирижера духового оркестра.

В один из приездов я предложил Анатолию Петровичу принять участие в выступлении нашего оркестра, продирижировать несколько произведений. Мы тогда готовились к отчетному концерту, посвященному какой-то дате. Сафатинов с радостью согласился. В оркестре играли музыканты, хорошо знавшие Анатолия Петровича. Это были бывшие и действующие музыканты военного училища и танкового полка. Много молодых ребят в разное время служили в различных военных оркестрах округа. Для музыкальной культуры города это было бы важное событие. Я быстро подготовил письмо-просьбу от имени отдела культуры Горсовета на имя командующего округом. Определили, какие произведения Анатолий Петрович будет дирижировать. Увертюра И. О. Дунаевского к кинофильму «Светлый путь», «Пассакалия» Г. Ф. Генделя, марш С. А. Чернецкого «Вступление Красной армии в Будапешт» и несколько песен с участием солистки Житомирской филармонии лауреата Всесоюзного конкурса Валентины Грудовой.

Не помню, почему, но приезд гостя из Львова не состоялся — скорее всего, нашлись более важные дела по службе. Это армия, там все сложно... Я всегда сожалею о чем-то несостоявшемся. Уже и афиша концерта была готова и расклеена по городу. Выступление, конечно, состоялось, но без гостя из Львова.

Мир тесен

Летом 1983 года я случайно встретил Анатолия Петровича в одном из львовских кафе в старом городе, где впервые познакомился с его супругой Вероникой. Была приятная встреча, наполненная воспоминаниями и вопросами. Оговорюсь, что я часто приезжал во Львов навещать свою дочку Жанну, которая и поныне там живет. Но вот такая встреча произошла впервые.

Сафатинов сообщил мне по секрету, что ждет решения Москвы о переводе его преподавателем на одну из кафедр Института военных дирижеров. И Вероника была этому рада, так как была москвичкой.

Мы тепло поговорили и распрощались. «Мир тесен, Борис, — сказал мне на прощание Сафатинов, — еще встретимся»! Увы... Трижды после этого я бывал в Москве, но это пророчество Анатолия Петровича пока не сбылось...

Беседую с Михаилом Хейбудиным, музыкантом оркестра штаба ПРИКВО

— Михаил, в своих архивах я нашел афишу нашего оркестра. Ей 57 лет. Ты помнишь этот концерт в зале Львовского театра оперы и балета?

Концерт оркестра штаба Прикарпатского военного округа, посвященный 55-й годовщине Великого Октября (1972)
Художественный руководитель оркестра — Начальник военно-оркестровой службы округа заслуженный деятель искусств УССР подполковник Кравченко М. Н.
Дирижер оркестра ст. лейтенант Сафатинов А. П.

ПРОГРАММА

  • 1. Г. МАРУТЯН. Праздничная увертюра.
  • 2. А. ВИВАЛЬДИ—БАХ. Органный концерт ля-минор, ч. 1.
  • 3. М. КОЛЭН. Два танца из балета «Балерина».
  • 4. А. КОС-АНАТОЛЬСКИЙ. «Ой пiду я межи гори».
  • 5. Д. РОССИНИ. Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник».
  • 6. Б. ДИЕВ. Рапсодия на темы мелодий народов СССР.
  • 7. П. ЧАЙКОВСКИЙ. 5-я симфония, ч. 2.
  • 8. Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Концерт для тромбона.
  • 9. Г. СКУПИНСКИЙ. «Песни Буковины» — фантазия для духового оркестра.
  • 10. Р. ЛЕОНКАВАЛЛО. Пролог из оперы «Паяцы».
  • 11. А. КОС-АНАТОЛЬСКИЙ. «Славься, КПСС».
  • 12. А. РУБИНШТЕЙН. «Русская и трепак».
  • 13. Р. ЩЕДРИН. Фрагменты из оперы «Не только любовь».
  • 14. А. АЛЕКСАНДРОВ. «Да здравствует наша Держава».

СОЛИСТЫ

  • Лауреат Республиканского конкурса им. Н. Лысенко солист Львовского государственного академического театра оперы и балета им. Ивана Франко Владимир Чайка.
  • Дипломант Республиканского конкурса им. Н. Лысенко солист Львовского государственного академического театра оперы и балета им. Ивана. Франко Г. Кузовков.
  • Солист оркестра Михаил Хейбудин.

От автора. В зале присутствовал известный украинский композитор Анатолий Кос-Анатольский. После концерта он поднялся на сцену и поблагодарил коллектив за отличное выступление, сказал много приятных слов в наш адрес. Этим, несомненно, мы были обязаны Анатолию Петровичу Сафатинову, который в короткий срок поднял исполнительский уровень оркестра на более высокий уровень.

«А кто написал Фантазию „Песни Буковины“? — спросил Кос-Анатольский. Михаил Никитович Кравченко объяснил: „Наш солдат, выпускник Казанской консерватории Гамма Скупинский, но в оркестре он не играет, т.к. не духовик“. „Похвально, похвально“, — сказал композитор, — хочу с ним познакомиться!»

Не могу обойти вниманием творческую личность Гаммы. Один из первых наиболее заметных фактов в биографии этого композитора — его работа музыкальным руководителем известных коллективов «Червона рута» и «Смеричка», работа с начинающими Софией Ротару, Василием Зинкевичем, Назарием Яремчуком.

По сути, Гамма Скупинский создал и эти коллективы, и певицу Софию Ротару. Вспомним его лучшие песни: «Дорога», «Ты — сонце в небі», «Тот маленький дом», «Скрипка», обработка украинской народной песни «Ой, чия ж то крайня хатка» и другие. Все это было до службы в нашем оркестре, ведь Гамму призвали уже «в возрасте» — в 27 лет. Тогда это был крайний срок отсрочки призыва.

Дальше в его судьбе был переезд в США, где он нашел себе применение — и не где-нибудь, а в сказочном Голливуде. Там он написал музыку к фильмам с участием легендарного Джеки Чана (всего к 50 фильмам) — к тем самым захватывающим фильмам, которые мы с восторгом смотрели в 90-х на первых своих «видиках».

Михаил Хейбудин продолжает

— Извини, Борис, этого концерта не помню. Таких выступлений было немало. Но спасибо, что сохранил. Приятно вспомнить!

— Анатолий Петрович Сафатинов. Ты с ним много лет прослужил, а еще, в его время тебя уговорили стать старшиной оркестра. Хотя, честно говоря, это совсем не твоя должность. Ты человек добрый и мягкий, прекрасный музыкант. А это должность, извини меня, «собачья».

— Да, были такие обстоятельства, я служил за границей, после пяти лет службы должен был вернуться в Союз — и хотелось бы в свой оркестр. Тут-то меня и подловили. Хочешь вернуться — есть только одна опция: старшина оркестра. Я и сам себя долго не представлял в этой роли.

— Мне рассказывали солдаты-срочники, что они старались тебя не подводить. Мол, совестливый у нас старшина, как его подставить...

— Борис, это только на словах. Разное бывало, и поверь мне, не одной бессонной ночи мне это стоило. А нервы, как ты знаешь...

Анатолий Петрович — эмоциональный дирижер с пластичными и выразительными жестами. Несомненно, он был талантлив, мы восхищались его исключительной памятью и основательным знанием всех инструментов оркестра. Оркестр преображался, когда он становился за дирижерский пульт. Игра коллектива становилась ярче, а звучание — богаче. И это не просто слова. Но служба у нас стала нервная, и не все зависело от Сафатинова. Командующим округа был тогда непростой человек. Своенравный и державший округ в напряжении. От генерала армии В. А. Беликова (1979–1983) доставалось всем. Генералу важнее всего была муштра.

Но иногда нам удавалось заниматься и творчеством. С оркестром выступали ведущие солисты — лауреат Республиканского конкурса им. Н. Лысенко солист Львовского оперного театра Владимир Чайка, солистка Львовской филармонии Клавдия Чернет, наш музыкант, заслуженный артист Украины Борис Олейник, солировал на вибрафоне и ксилофоне.

Анатолий Петрович всегда интересовался новым репертуаром для оркестра. Из Москвы получал от своих друзей и учителей прекрасные аранжировки.

— Михаил, хочу напомнить тебе об одном интересном событии. Это отчетный академический концерт военных музыкантов оркестра штаба ПРИКВО. Среди исполнителей есть и мы с тобой.

Академический Концерт музыкантов оркестра штаба ПРИКВО (1973 г.)
Дирижер старший лейтенант Сафатинов А. П.

ПРОГРАММА

  • 1. М. Глинка. Кадриль. Исполняет на флейте сержант Войналович М. И.
  • 2. И. С. Бах. Адажио. Исполняет на кларнете рядовой Турчинский Б. Р.
  • 3. К. Дебюсси «Прелюдия». Исполняет на фаготе Зихерман Б. М.
  • 4. А. Могилевский «Скерцо». Исполняет на трубе Шадюк Н. Н.
  • 5. Г. Сальников «Ноктюрн». Исполняет на валторне Суржиков П. И.
  • 6. П. Свирский. «Ноктюрн». Исполняет на баритоне сержант Романюк В. П.
  • 7. Ф. Крейслер «3 вальса». Исполняет на ксилофоне рядовой Завинский В. И.
  • 8. Л. Бетховен. 3 пьесы в стиле хорала. Исполняют: старшина Колобов А. В. (баритон), сержант Романюк В. П. (баритон), младший сержант Остапович С. М.
  • 9. Э. Григ. «Шествие гномов». Исполняют: младший сержант Войналович М. И. (флейта), рядовой Турчинский Б. Р. (кларнет 1), рядовой Паделько Л. М. (кларнет 2), ефрейтор Суржиков П. И. (валторна), рядовой Зихерман Б. М. (фагот).
  • 10. В. Оякяэр. Концертная полька для тромбона с оркестром. Исполняет сержант Хейбудин М. А.
  • 11. А. Арутюнян. Скерцо для трубы с оркестром. Исполняет сержант Брильман П. Л.

Фишерман Борис Михайлович- украинский кларнетист, педагог, дирижер. Засл. деятель искусств Украины (Житомир-Нюрнберг)

— Борис Михайлович, я знаю, как дружны вы были с Анатолием Петровичем. Он вам всегда передавал приветы через меня, интересовался вашими делами. Всегда подчеркивал, что ваших учеников принимает в оркестр штаба без прослушиваний. Так он вам доверял и ценил вашу преподавательскую работу.

— Анатолий Петрович уникальный человек. Ты, наверное, спросишь меня, а в чем, собственно, его уникальность.

Мы довольно часто встречались — практически, каждый раз, когда Сафатинов приезжал по служебным делам в Житомир. До музыкального училища я работал в Житомирском культурно-просветительном училище. И без хвастовства скажу, что мои ученики играли не хуже, чем в музыкальном училище. Некоторые из них добились очень больших успехов. И Сафатинов об этом хорошо знал.

Так вот, об уникальности... Ведь не секрет, что на факультете военных дирижеров игра на инструменте — не главный предмет, хотя и уделяют этому много внимания. Есть курсовые оркестры, есть один центральный, но... Сафатинов любил свой кларнет, хорошо разбирался в тонкостях преподавания на этом инструменте, отлично знал кларнетовый репертуар. Слушал моих студентов-кларнетистов и делал ценные замечания. Особенно уделял внимание исполнительскому дыханию, построению музыкальных фраз. Отлично разбирался в интерпретации произведений для кларнета К. М. Вебера.

На своем веку я знал и знаю многих прекрасных военных дирижеров, но Анатолий Петрович выделяется среди них своими знаниями во многих областях музыкального искусства, любовью к своему первому инструменту.

Справка. Среди учеников Б. М. Фишермана много талантливых исполнителей и педагогов — таких, как лауреат Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах С. Свинцицкий (Донецк, 1999 г.), В. Горностай — солист Национального симфонического оркестра Украины, лауреат Республиканского конкурса (Одесса, 1989 г.), П. Виницкий — концертирующий кларнетист, музыкант оркестра театра Митрополитен опера (США) и другие. Духовой оркестр музыкального училища под руководством Б. Фишермана дважды (в 1991 и 1992 гг.) получал высшие призы на конкурсах духовых оркестров в Ровно, а в 1996 году — на Международном конкурсе «Золоті сурми» (Ровно) — стал лауреатом 2-й премии.

Один из моих новых знакомых Андрей Балин — исполнитель, дирижер, аранжировщик — рассказывает

— Сафатинов Анатолий Петрович работал на кафедре военно-оркестровой службы задолго до моего появления. В 1987 году он был переведен на другое место службы. Преподавать в институте он начал с 1984 года.

Знаю, что он очень одаренный музыкант и педагог. Его одинаково любили коллеги и курсанты. Анатолия Петровича отличала и личная скромность.

— Андрей, расскажи нашим читателям о себе и о кафедре военно-оркестровой службы, на которой работали и ты, и Сафатинов — хоть и в разные годы.

— В 1997 г. по рекомендации командования военно-оркестровой службы Забайкальского военного округа меня, старшего лейтенанта, направили на экзамены с целью поступления в адъюнктуру на кафедру военно-оркестровой службы. Моими руководителями были Борис Геннадьевич Гнилов и Аврелий Георгиевич Мигалук.

В 2000 г. по окончании адъюнктуры я, уже будучи в звании капитана, был назначен на должность старшего помощника начальника научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения Московского Института военных дирижеров. Это вкратце...

В 2009 году, после успешной защиты кандидатской диссертации приказом начальника Военного университета я был назначен на должность доцента кафедры, а 2011–2017 г. — начальником кафедры.

Кафедра военно-оркестровой службы

«Дирижер военного оркестра воспитывает не только своих оркестрантов, но и всех слушателей». Это и есть центральная задача всех кафедр нашего института и нашей кафедры военно-оркестровой службы. В Уставе военно-оркестровой службы сказано: «Игра военного оркестр в строю и при прохождении должна вызывать чувство восторга, эмоционально воздействовать на зрителей и воинов, стоящих в строю. Для всего этого нужна упорная и кропотливая работа военного дирижера. Этому всему курсанты обучаются на кафедре военно-оркестровой службы. Эта дисциплина выносится как одна из важных на государственных экзаменах. „Служба военного оркестра в строю“. Это сложная военно-специальная дисциплина, требующая знания всего репертуара маршевой музыки и не только...»

Мой собеседник — композитор, аранжировщик, дирижер, преподаватель, заслуженный артист России Александр Гилев

В 2007 году мой друг, профессор Московского университета культуры и искусств Василий Матвейчук предложил мне послушать диск с произведениями композитора Александра Гилева, преподавателя Института военных дирижеров.

Так я познакомился с музыкой Александра — живой, интересной, написанной необычным музыкальным языком. Об этом языке вот так писала пресса: «Острые, резкие звукокомплексы у Александра Гилева гармонично сочетаются с богатством мелодики и колорита». Одним словом, это музыка, приносящая радость!

— Саша, рад встрече, хоть и заочной. Но и это тоже общение, особенно в трудные времена пандемии. Во время наших встреч в Москве мы вспоминали многих наших общих знакомых — их у нас много. Вспоминали и о твоем коллеге и друге Анатолии Петровиче Сафатинове.

— Да. С Анатолием Петровичем Сафатиновым я встретился в стенах Института военных дирижеров. Сошлись мы легко и сразу, благодаря тому, что Сафатинов обладал широкой душой и был открыт к общению. Профессионал самого высокого уровня, из тех, которые умеют деликатно подсказывать очень тонкие и правильные вещи, при этом не выпячивая свое я — а это действительно большое мастерство. У нас — взрослого полковника и молодого старлея — быстро сложились добрые дружеские отношения.

Опера на Сейшейлах

Хочу рассказать об одной очень интересной истории, главными действущими лицами в которой были мы оба.

Шли годы активной перестройки.Чего только не было в те времена... Все торговали. Вся страна — один большой базар.

У меня возникла идея создать на Сейшельских островах, где ранее Анатолий Петрович был в командировке по линии министерства обороны, — проект, подобный замыслу Р. Глиера, который написал балет «Красный мак» для поднятия национальной культуры народов Средней Азии. И мы решили попробовать. Ведь дело благородное, а еще можно и что-то заработать...

В институте я учился в классе профессора валторны Юрия Иосифовича Гриценко, который обладал удивительным даром созидания и благородной предприимчивости! Во многом именно он сформировал мой профессиональный, творческий и жизненный путь! Это у него я перенял потребность и желание создавать какие-то чудные, необычные проекты.

Мысль о поднятии культуры на Сейшейльских островах родилась мгновенно. В справочнике я нашел телефон министра культуры этих островов, мадам Джексон. И звоню... Обьясняю суть обращения. Мы собираем группу музыкантов с большими именами (многие из Большого театра). Музыканты, хореограф, солисты — вокалисты и инструменталисты. Даже знаменитая российская певица Ирина Архипова дала согласие на участие в этом проекте. Музыка оперы моя, аранжировки мастера высочайшего класса Алексея Клещенко. Команда всего из двадцати человек.

Как мы представляли себе это технически?

Мы им — оперу, а они с нами рассчитываются заморскими фруктами, которых нет в Москве. Бизнес-идея: фрукты мы реализуем и вырученными деньгами расплачиваемся с артистами.

Перешли к активной фазе. Полгода переговоров на моем не совсем хорошем английском.

Но, как сказал наш великий сатирик Михаил Задорнов, мы с ними говорим, а они отвечают. Так вот, со вторым была проблема — понять, что отвечают. В конце концов всей командой напряглись и поняли. Оказалось, им проект наш очень интересен, но бюджет Сейшельских островов не может себе позволить пригласить 20 артистов. Островное государство очень бедное. Вот, пожалуй, одного музыканта для поднятия музыкальной культуры края они могут пригласить. Тут, разводя руками, я говорю Анатолию Петровичу: «Это ваш билет. Вам придется поехать на острова второй раз».

Сейшельские острова

Анатолий Петрович провел на островах два года. Много рассказывал о прелестях и трудностях жизни там. Ему было интересно!

Многих музыкантов он научил играть на разных инструментах. Заложил базовое музыкальное образование по подобию российского. Я считаю, что это подвиг. Подвиг личного участия музыкального педагога, дирижера и человека, оставившего свой след на далеких островах.

«Со скрипом башмаки»

Анатолий Петрович руководил «Народный духовым оркестром» ДК «40-лет Октября» в городе Кимры (ст. Савелово). Город известен своей обувной фабрикой, которую, по легенде, заложил Петр Первый. В основание обуви клали кусок коры, и при ходьбе обувь скрипела. Вот откуда, наверное, пошло выражение «Со скрипом башмаки». Уезжая, Анатолий Петрович оставил мне этот оркестр на попечение. Мне там даже предложили землю под дачу. Но я был молод и не понимал прелести дачной жизни. А зря! Места там восхитительные. Природа шикарная. В тех местах начинается большая Волга...

После выхода на пенсию Анатолий Петрович не переключился на выращивание цветов на даче.

А. П. Сафатинов успешно преподавал класс саксофона в Детской музыкальной школе им. А. Б. Гольденвейзера (Москва). В 2001 года основал Джаз-ансамбль «Блюзтон» и руководил им до 2011 года.

Вот и подошел к концу мой рассказ о замечательном человеке и дирижере, внесшем большую лепту в развитие военной духовой музыки и не только, оставившем след и в моей жизни, о человеке, которого добрым словом вспоминают все, кто его знают. Многое еще осталось в рабочем блокноте. Кое-что подождет своего часа и, возможно, будет опубликовано позже.

Мир тесен, Анатолий Петрович, — еще встретимся!..

Партита.РФ 
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru  Windorchestra.Ru  Brassband.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play