|
|
Сафьян Михаил Аронович: композитор, дирижер, педагог
Ты в сердце моем. Ты всюду со мной — Одесса, мой город родной!
Поэма для духового оркестра «Одесса — город–герой». Эту партитуру, подаренную мне в конце 70-х известным одесским композитором Михаилом Ароновичем Сафьян, я храню особенно бережно. «Борису Турчинскому, чудесному кларнетисту и человеку! М. Сафьян». Не мог не привести дарственные слова, этого уважаемого мною человека. Они мне дороги и по день. Год 1979, ОдессаТак уж случилось в моей жизни, что я уезжал из своего любимого города, в котором прожил шесть счастливых лет. Не очень этого я хотел, но, увы, таковы были обстоятельства. Впрочем, может это судьба. Потом я долго размышлял, был ли это правильный шаг, но что сейчас об этом говорить. Меня ждала новая и интересная работа в моем родном городе Житомире, в новой для меня ипостаси, дирижера городского духового оркестра. В прошлом осталась большая и шумная Одесса, со своими неповторимыми улицами, каштанами и пляжами, учеба в одесской консерватории, в классе прекрасного педагога, профессора К. Э. Мюльберга, работа в оркестре военного училища под руководством талантливого дирижера А. Я. Салика. В последний день работы, собрались музыканты оркестра меня проводить. Не было только дирижера Александра Яковлевича. За месяц до этого он уехал на повышение, начальником военно-оркестровой службы Северной группы войск (Польша). Наш начальник строевого отдела училища Г.Залойло принес от него письмо. «Борис, — писал он в письме, — спасибо за службу, за отличную кларнетовую игру, за дружбу!» Самым большим сожалением на тот момент был тот факт, что не мог я поехать с ним работать в Польшу. Пресловутая 5 графа. Позорное пятно в истории самой «демократической» стране в мире. Стране равных прав и возможностей. Все это было только на словах, а на деле... Те, кто постарше знают, о чем я говорю. Когда я уже собрался уходить, в студию зашел Михаил Аронович Сафьян. Это был большой друг оркестра и лично нашего дирижера. Сейчас трудно сказать, сообщил ему кто-то о мероприятии прощания со мной, или он зашел по другим делам. В руках у него была партитура своей поэмы, которую он на месте подписал. Будучи дирижером в Житомире мы ее с оркестром не раз исполняли. Уверен-это самое значительнее произведение, написанное кем-либо из композиторов для духового оркестра, посвященное героической Одессе. В каждой ноте — верность и любовьНа всех окружных конкурсах военных оркестров одесского военного округа, коллектив оркестра Одесского военного командо-инженерного училища ПВО занимал первые места. Конечно, это большой успех всего коллектива и дирижера. Но большая заслуга в этом принадлежала и Михаилу Ароновичу Сафьяну. Довольно часто он приходил к нам на репетиции, делал это совсем безвозмездно. Вспоминаю к конкурсу 1976 года мы начали работу над пьесой известного армянского композитора А. Арутюняна «Концерт для квинтета духовых инструментов с оркестром». Очень интересная, по-восточному колоритная музыка. Построена на отдельных развернутых сольных эпизодах: гобой, флейта, кларнет, труба, валторна. В заключении все солисты соединяются в «тути» с оркестром. Музыка солирующих инструментов изумительна. Недаром, что она известного композитора, коим является Арутюнян. Вспомним хотя бы его концерт для трубы?! Но качество инструментовки?! Какое-то тяжелое сопровождение, много диссонансов, звучание общее как бы в стороне от солистов. Саша, обратился Михаил Аронович к дирижеру, так не пойдет. Хорошая, добротная музыка, но... Мой совет, либо снимай с программы, либо... Вот так, категорично. Но они были друзьями, и Александр Яковлевич был только благодарен за совет. А впрочем, дай мне партитуру на пару днейНаверное, не трудно читателю предугадать, что было дальше. После выходных сели мы за пульты, где перед нами красовалась новая версия оркестровки. Нет, я бы сказал более современным языком, аранжировки из под пера Михаила Сафьяна. Уже после первого прочтения мы бросились поздравлять Маэстро. Вот такой был случай, а их было много. Скажу что даже некоторые уже печатаные издания, которые мы исполняли, попадали ему на доработку, не буду называть авторов, и только выигрывали от этого. Поразительный гармонический слух и мастерство инструментовки, абсолютное знание возможностей всех инструментов. А говоря о нем как о человеке, Михаил Аронович был необычайно дружелюбным и гибким во всем. Поэтому его так любили одесские музыканты и восторгались его талантом. Воспоминания меня не отпускают...Не помню, какой год, скорее всего 1976, из Москвы с инспекторской проверкой приехал новый начальник военно-оркестровой службы вооруженных сил Союза, полковник, Н. М. Михайлов. На сдаче строевого репертуар мы сыграли марш Сафьяна. Хороший марш сказал Михайлов, Салик, скопируй мне его, пожалуйста. Дальнейшую судьбу этого произведения я не знаю. В Москве много своих композиторов... Я беседую с дочерью Михаила Ароновича, НателойПапа родился 21 Октября 1920 года в городке Янов Винницкой области. В семье было 4 мальчика. Отца своего он не помнил т. к. его убили петлюровцы на глазах у жены, которая держала маленького Мишу на руках. Мать Дора его боготворила. Это была маленькая женщина с железным характером и большой силой воли. В такие трудные и голодные годы сумела воспитать четырех сыновей и дать им всем высшее образование. У нее самой впоследствии, была трагическая судьба. Война застала ее на оккупированной территории, и она погибла в одесском гетто. Очевидно в декабре–феврале 1942 года. Гетто находилось в Слободке — отдаленном пригороде Одессы. Большинство жертв были расстреляны и сожжены заживо членами айнзацгруппен, румынскими солдатами, украинскими полицейскими и немцами-колонистами. Мой отец помогал матери с самого детства. Учился в еврейской школе и подрабатывал трубочистом (не путать трубачом), т. к. был маленьким, юрким и мог пролезть в трубу. Профессия трубочиста, очень стара и в то время была актуальна, давала некоторый заработок. Нет, конечно, мой папа, наверное, не был похож на трубочиста из сказки Андерсена. В цилиндре, «черном фраке» и с тройкой (шар, веревка, ерш). Наверное, это был несколько другой образ. Впрочем, те годы он вспоминал всегда с юмором. Годы войныМихаил Аронович учится на факультете военных дирижеров. Как преданный коммунист рвется на фронт, и даже уговоры преподавателя института полковника Ивана Васильевича Петрова остаться в Москве, не могли его остановить. Прямо с лекции отправился на фронт. Служил разведчиком на Карельском фронте. За проявленную храбрость был награжден двумя орденами и многочисленными медалями. В одном из боев был тяжело контужен и направлен на лечение в Саратов. Предстояла тяжела операция на голове (после черепно-мозговой травмы). После госпитали снова направляется в Карелию, но уже дирижером оркестра (это был 1946 год) в небольшой городок Лахденпохья, затем Медвежьегорск. Одесса, 1960 годБольшой радостью для Михаила Ароновича было назначение военным дирижером в Одессу, оркестр Пехотного училища на Большом Фонтане. Это была его мечта. Любил он этот город всеми фибрами души. Кажется, было все! Прекрасная и такая родная Одесса, замечательные музыканты. Живи и радуйся, но... В 1964 году главой государства Н. С. Хрущевым было инициировано большое сокращение в армии: 1 миллион 200 тысяч человек. Попал и под эти жернова еще молодой, — а ему было только 44 года, — Михаил Аронович. Кстати, тогда убирали из армии не тех, кого надо было и большинство молодых. Не нравился, по каким — то критериям начальству — «в расход». Для Сафьяна и его любовью, к работе это был шок. Почему меня, говорил он в семье и друзьям. Он считал себя ценным специалистом, честным коммунистом и это было правдой. Преподавательская работаУстроился преподавать в музыкальную школу № 4 на Слободке. «И снова в бой». Ученики по тромбону и баритону, а главная его гордость детский симфонический оркестр, которого не было в других школах. Старые одесские музыканты вспоминают: «Удивительный оркестр, закрываешь глаза, и слышишь музыку слаженного и далеко не детского звучания». «Когда оркестр исполнял 5 симфонию Л. В. Бетховена (1 часть), и на подиум вихрем взлетал маленький человек, Михаил Аронович, было ощущение что это — мираж, а на сцене — дирижер–великан», — вспоминает кларнетист Марк Аврутин. Марк Аврутин продолжает«У каждого в жизни был такой человек, после встречи, с которым ты меняешься» Борис, я прочитал черновик очерка, который ты мне выслал. Сказано хорошо и уважительно. Если честно, то в развернутом виде я вижу книгу об этом удивительно интересном человеке. Умница, бескорыстный и честный человек. Добавлю, еще и одержимый во всем. Михаил Аронович считал, что поступки человека говорят больше, чем слова. Мой отец Виктор Аркадьевич подружился с ним на фронте. В Карелии в Медвежьегорске, незадолго до конца войны он служил под его руководством Сафьяна. Играл в оркестре на баритоне. Дружбу два фронтовика и музыканта пронесли через лета. У каждого в жизни был такой человек, после которого ты меняешься. Таким человеком для моего отца и меня был Сафьян. «Сынок, езжай в Одессу, — сказал мне отец, — поближе к моему другу, Михаилу». Так безгранично он ему доверял. Доверил меня и мою дальнейшую судьбу. Знал, что старый друг всегда подставит плечо. Таким образом, я очутился в Одессе и стал воспитанником оркестра, где дирижером был Леонид Салик. Ходил на частные уроки к прекрасному преподавателю из консерватории, Повзуну Василию Петровичу. Часто бывал в доме Сафьяна. Подружился с его дочкой Нателой. Жена Полина принимала меня как родного. Очень была дружная семья и все единомышленники, конкретнее музыканты. Полина была концертмейстером оркестра оперетты, дочь впоследствии окончила консерваторию. Дополню, что в доме всегда были рады друзьям и гостям. Всегда было о чем поговорить. Гостеприимство в этом доме у всех было в крови. Жена Полина прекрасно готовила, чего стоит в ее готовке ставрида и кефаль. Никогда не отпускала меня, не накормив. Но это уже другая история... 1967 год. Шестидневная война в ИзраилеПроходя мимо одесского лектории «Знания», — был такой, чтобы прочищать нам мозги, — Михаил Аронович, на свою беду, увидел афишу с очередной лекцией «Израиль агрессор» или что-то в этом роде. Противно даже вспоминать. И вот Сафьян — на этой лекции. Любопытно ведь, как маленькая страна одержала блестящую победу над арабскими странами с населением 100 миллионов, а сам Израиль — маленькая точка на карте. А где наше лучшее оружие в мире, где сотни, если не тысячи наших советников? Офицеры из арабских стран, которые учились в военных училищах СССР, в том числе и в Одессе? Вопросы, вопросы, вопросы. Что это такое, не позор ли? Нет, он не был приверженцем «израильской военщины, вооруженной до зубов милитаристической Америкой». Все эти вопросы он начал задавать лектору. Люди в зале оживились, проснулись уснувшие. Начался спор... Через некоторое время Сафьяна вызвали в КГБ и приказали: партийный билет — на стол. Для Михаила Ароновича это была трагедия. Как он сможет жить без звания коммуниста. Ведь он столько много сделал для страны, с мыслями о Родине шел в бой. Но Сафьян был человек отчаянный и так быстро не сдавался. Хотя впоследствии от волнения у него начала прогрессировать язвенная болезнь. Пошли письма в горком, обком. Дошел до Политбюро страны и там его восстановили в партии. (Прим. автора: а надо ли было все это?) Михаил Сафьян — человек–энциклопедияПосле смерти Михаила Ароновича в 2009 году его дети начали разбирать его архивы. И даже они (у него было два сына от первого брака и дочь от второго) были удивлены увиденным. Масса писем и заметок. Не счесть количества книг. Причем не только о музыке, что само собой. Тут и шахматы, философия, география, математика и физика... Причем на всех книгах пометки, выдержки на краях. Все это его интересовало. Такой уникальный был человек. Живя в Америке, пошел учиться в колледж, осваивать язык и не только. Что-то даже защитил. Стал убежденным республиканцем и оставался им до последних дней. Писал письма поддержки президенту Америки Бушу-старшему. Скажите, не интересная судьба?! Друзья по жизниУ моего отца было много друзей, и без них он жить не мог, — продолжает дочь Натела. Отец был всеядный к учебе и поступил на 4 курс хорового отделения одесской консерватории, заочно. Там он подружился с интересными людьми, прекрасными музыкантами. Кстати, я сама позже тоже окончила эту консерватория как теоретик. Среди них хочу выделить: Веру Петровну Базилевич, чей талант дирижера, органистки, кларнетистки и педагога был выше всяких похвал. Калио Эвальдович Мюльберг, лауреат международного конкурса; Василий Петровича Повзун, профессор консерватории; Иван Оленчик, кларнетист, впоследствии лауреат международного конкурса и профессор Российской академии музыки им. Гнесиных приходил на прослушивание к отцу и очень считался с его мнением; Гарри Исаакович Орел и Ефим Владимирович Карасик кларнетисты оркестра одесского оперного театра; Леонид Салик военный дирижер, заслуженный артист Украины и многие другие... А еще, когда папа окончил консерваторию, многие преподаватели перекрестились. Уж больно он им надоел, со своими вопросами и теми знаниями, которыми обладал. Мы о друзьях, да? Считал своим близким другом Бориса Григорьевича Манна, фронтовика и дирижера, тоже служившего в Карелии. В Одессе он руководил духовым оркестром Железной дороги. Это был прекрасный человек и музыкант. Но особенно хочу выделить Александра Яковлевича Салика, главного военного дирижера одесского округа. Сейчас мне трудно вспомнить, когда эта дружба началась. Может когда молодой Салик приехал на должность дирижера военного училища на 6 станцию Большого Фонтана, может папа знал еще его отца, тоже военного дирижера, Якова Салика. Сколько себя помню, вижу Салика рядом с отцом. В 1979 году Александр Салик уехал служить в Польшу, но они постоянно переписывались, а летом встречались и подолгу общались. На всеармейском конкурсе военных оркестров в Москве (1988), Александр Яковлевич с коллективом оркестра штаба занимает 1 место. Неслыханная победа в масштабах Союза. Салик всегда после этого говорил: «Без Сафьяна — не видать нам первого места». Так он оценивал музыкальный и не только, вклад моего отца в потрясающем успехе коллектива орхестра штаба. Я тоже этим горжусь! Еще один немаловажный эпизод этой дружбы, который говорит о многом. После Москвы и шумной победы на конкурсе, министерством обороны СССР оркестр штаба был удостоен поездкой с концертами в Нидерланды. Салик внес в списки и моего отца и вдруг отказ. А почему спрашивает он? Так еврей без обиняков и обходов хорошего тона отвечают ему в органах, называемых в армии особым отделом. Шок продолжался недолго. Салик пишет рапорт на имя-не знаю кого, где четко обозначил свою позицию. Не едет Сафьян, не еду я. Мужественный шаг на который не каждый, даже в конце 80-х со всей этой перестройкой и социализмом с человеческим лицом, мог пойти. Органы сдались, понимая дальнейшие последствия этого бунта заслуженного офицера и руководителя лучшего армейского оркестра страны. Вспоминает музыкант оркестра штаба Александр ДудникВсеармейский конкурс военных оркестров ВС СССР. Москва 1988 год. Оркестр штаба Одесского военного округа — I место. Репертуар:
Часть строевого репертуара дирижировал Владимир Федорович Деркач и справился с этим на самом высоком уровне. Дефиле оркестра было построено на музыке Михаила Сафьяна «Одесса — город–герой». Михаил Аронович Сафьян уникальная, яркая личность в музыке. Композитор, аранжировщик, дирижер. Кстати, дефиле нашего оркестра можно посмотреть в интернете. Выступление коллектива в городе Бреда (Нидерланды, 1990 г.) Михаил Аронович Сафьян принимал активное участие в подготовке нашего оркестра к конкурсу. Верными и умными советами дирижерам и музыкантам в отношении концертных произведений, и строевого репертуара заслужил большую благодарность. Уверен, что и Владимир Федорович Деркач, впоследствии заметная личность. Начальник военно-оркестровой службы Украины, народный артист Украины, профессор, генерал-майор, поддержит меня. Тему продолжает Владимир Федорович ДеркачСправедливости ради надо сказать, что жюри конкурса определило два первых места. Кроме нас, первое место присудили и оркестру штаба Ленинградского военного округа (начальник военно-оркестровой службы округа, заслуженный артист РФ Б. И. Павлов и дирижер Н. Ф. Ущаповский). Но по количеству специальных призов мы их опередили. Нам не было равных! Михаил Аронович одаренный композитор, дирижер, педагог. В 14 лет был солистом духового оркестра (баритон) городского парка. Ветеран Великой Отечественной войны, воевал в разведке. С отличием окончил институт военных дирижеров. В середине 60 годов возглавлял оркестр одесского пехотного училища и по воспоминаниям музыкантов, это был очень хороший коллектив. Будучи дирижером этого оркестра, убедил начальство проявить милосердие, взять в оркестр 20 детей-сирот. Это в два раза больше положенного по штату. Многие из них стали профессиональными музыкантами. Преподавал в музыкальной школе на Слободке, где неимоверными усилиями создал детский симфонический оркестр. Кстати, единственный детский коллектив в городе. Я прибыл в оркестр штаба одесского военного округа в 1986 году. Как раз начался первый тур всеармейского конкурса военных оркестров. Сразу же и состоялось мое знакомство с Михаилом Ароновичем. Основное внимание нашего сотрудничества было сосредоточено на оркестровках тех произведений, которые мы готовили на конкурс. Я за это отвечал, а Михаил Аронович принимал активное участие в этом процессе. С ним было очень интересно. Он был музыкант, я бы сказал точнее, музыкант-педагог с глубокими знаниями во многих отраслях. Общаясь с ним тогда, и удивляясь его энциклопедическим знаниям, я невольно ловил себя на мысли. Вот кому надо преподавать в консерватории или на нашем факультете военных дирижеров. А в науке инструментовки это был «доктор», не ниже. Очень порядочный человек, человек слова. Если он пообещал, то непременно исполнял. Жаль, что времени на более близкие отношения с ним у меня было мало. Репетиции с утра до ночи, ну и все прочее. После конкурса Михаил Аронович уехал в США, наши связи, к сожалению, прекратились. А поучиться у этого прекрасного человека и музыканта было чему. ПослесловиеМихаил Аронович Сафьян, человек уникальной судьбы и необычайного таланта, в своей жизни повидавший много. География мест, где он жил и созидал, растянулась на многие тысячи километров. От Украины до далекой Карелии, от Одессы до Нью-Йорка. Не везде приходилось легко, но он был человеком стойким и целеустремленным, всегда верил в успех того, чем занимался. Будь то учеба в институте, преподавание, руководство коллективами или сочинение прекрасных произведений, вышедших из-под его пера. Спасибо Вам дорогой Маэстро от всех нас, ваших коллег, друзей, учеников и близких за большой вклад в нашу общую музыкальную культуру! Спасибо что были с нами и этим украшали нашу жизнь! Борис Турчинский, август 2019
|
|
|
|
|
|