|
|
Владимир Шиш: «Профессия должна быть любима — это главное!»Интервью с Владимиром ШишомВладимир Степанович Шиш является одним из ведущих музыкантов среди исполнителей на валторне и высокопрофессиональным, опытным педагогом, достойным последователем корифеев валторнового жанра. Все накопленные знания и навыки, а также собственные концепции педагогической работы он реализует в своих учениках. За годы преподавательской деятельности он воспитал много прекрасных исполнителей, лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов, которые работают в лучших оркестрах Москвы и России. Мой давний друг и коллегаЯ хочу рассказать об удивительном человеке, который сочетает в себе высокий профессионализм, душевное тепло и самые лучшие человеческие качества, какие только могут быть у человека и настоящего Маэстро с большой буквы. Владимир Шиш — заслуженный артист России, профессор кафедры и заведующий кафедрой медных духовых инструментов Московской Академии музыки имени П. И. Чайковского, Академии музыки имени Гнесиных и классической Академии музыки имени Маймонида. Вернее, даже и не я расскажу о нем, а он сам расскажет о себе в ответах на вопросы нашего интервью. С Владимиром Шишом я знаком очень давно, но увидевшись с ним сравнительно недавно, я встретил такого же обаятельного и внимательного друга, которого ни время, ни слава не изменили. Он остался таким же, каким я его помнил многие годы... В 1972–1974 годах Владимир Шиш был солистом оркестра Ростовского театра музыкальной комедии. Затем, вплоть до 1991 года — он солист и концертмейстер группы валторн симфонического оркестра Ростовской филармонии. Позже — солист и концертмейстер группы валторн симфонического оркестра под управлением В. Б. Дударовой. Следующая ступенька творческого подъема — солист симфонического оркестра «Русская филармония». Профессор, преподаватель. Концерты, мастер-классы. Награды и званияПомимо работы в оркестрах, Владимир Шиш всегда много занимался сольным и камерным музицированием. С большим успехом исполнил «Серенады» Бриттена для валторны и голоса в сопровождении Корейского национального симфонического оркестра в Сеуле. Свои мастер-классы маэстро проводил во многих городах России (Йошкар-Ола, Сызрань, Минеральные Воды, Коломна), а также в Тбилиси, Сяньмине (Китай), в столице Турции Анкаре. Он постоянный член жюри международных и всероссийских конкурсов. Вот послужной список и награды Владимира Шиша. Заслуженный артист Российской Федерации. Звание присвоено в 1993 году. Почетная грамота министерства культуры Российской Федерации. Грамота Комитета по культуре города Москвы. Диплом Ассоциации «Классическое наследие». На протяжении 35 лет В. С. Шиш является солистом и концертмейстером ряда оркестров, с которыми выступал во многих странах мира, а также в лучших концертных залах Москвы. Его исполнительская деятельность чрезвычайно насыщена. Кроме работы в оркестрах, Шиш занимается сольным и камерным музицированием. С большим успехом исполнил «Серенады» Бриттена для валторны и голоса в сопровождении Корейского национального симфонического оркестра в городе Сеуле. Участник Российского «Брасс-квинтета» под управлением В. М. Прокопова, с ним он гастролировал в Польше, Испании, Японии и других странах мира. Наша встреча: задушевный разговорПри нашей встрече я задал своему давнему товарищу и коллеге ряд вопросов, ответы на которые были интересны мне и будут небезынтересны также и музыкальной общественности. — Володя, возвратимся мысленно к истокам, к началу-начал. Насколько я знаю и помню, ты приехал учиться в Житомирское музыкальное училище из других краев. Как получилось, что ты оказался у нас в Житомире? — Я из небольшого городка Пирятин Полтавской области. Играл в детском духовом оркестре. Мама заметила мою тягу к музыке и говорит: «А давай попробуем в музыкальное училище!». Решили поехать в Житомир, где мне сразу предложили валторну. Наверное, Михаил Семенович Лукашенко, мой будущий педагог, увидел во мне валторниста, поэтому и решил взять к себе в класс. А он был в то время еще и завучем училища. Так что вопрос решился очень быстро и как-то сам собою. — Кто твои первые авторитеты в музыке? Наверное, преподаватели музыкального училища? Какими они тебе помнятся? — Борис, я читал в журнале «Оркестр» твой очерк «Мечты сбываются» о нашем общем друге — прекрасном кларнетисте и дирижере из Новосибирска Владике Янковском, ты там все очень полно и очень правильно написал о наших общих педагогах, которые были для нас всех кумирами, поэтому мне, в общем-то, и нет смысла что-то добавлять, чтобы не было банального повторения. Много замечательных преподавателей было в нашем училище, они дали мне основательные знания в области музыки и не только в музыке. Но особенно, я хочу вспомнить своего главного учителя по специальности Михаила Семеновича Лукашенко, чья жизнь оборвалась внезапно, когда я был в начале 4-го курса. Выпускник военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории, он был в высшей степени интеллигентным и эрудированным человеком, прекрасным дирижером и педагогом. Именно ему я обязан тем, что он привил мне любовь к музыке, и к моему инструменту, к валторне в частности. Живя в Москве, я иногда встречаюсь с друзьями Лукашенко по суворовскому музыкальному училищу, сегодня — кадетскому, и по военно-дирижерскому факультету. Все они так тепло о нем отзываются. Я горжусь, что был его учеником. — В училищные годы меня очень удивило известие о том, что ты поехал учиться в относительно периферийный Ростовский музыкально-педагогический институт, хотя я уверен — ты легко поступил бы в столичные Киевскую или Московскую консерватории. Что повлияло на такое твое решение? — Решение поступать в Ростовский музыкально-педагогический институт пришло неожиданно, я бы сказал спонтанно. Несколько ребят из нашего училища поехали туда, тем самым «накатав дорожку». По училищу пошли слухи, что там хорошо: есть работа для духовиков и т.д. Я дружил с флейтистом с нашего курса Лешей Матвиенко. Вот мы и решили вместе поехать в Ростов. Я очень многим обязан этому прекрасному городу. Атмосфера в институте была творческая. Заниматься было интересно. На кафедре работали талантливые педагоги, все играющие, что очень важно! Ю. В. Шишкин — заведующий кафедрой и одновременно — солист-флейтист симфонического оркестра. И. Л. Артемьев, мой преподаватель, отличный валторнист, прекрасный ансамблист. Владимир Лавриков — отличный кларнетист, также совмещал преподавательскую работу с игрой в симфоническом оркестре, был концертмейстером группы кларнетов. Композитор Л. И. Изральевич, который написал много произведений различной формы для многих духовых инструментов. Из антологии современной истории музыки. Среди выпускников ростовского музыкально-педагогического институты — лауреаты и дипломанты международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, профессоры и доценты, заведующие кафедрами вузов, обладатели почетных званий Российской Федерации, республик бывшего СССР, кандидаты искусствоведения, стипендиаты правительства Российской Федерации, фондов М.Л.Ростроповича и «Русское исполнительское искусство», победители общероссийских конкурсов «Молодые дарования России», «Река талантов», «Новые имена». Выпускники кафедры работают во многих творческих коллективах, учреждениях и учебных заведениях культуры и искусства Южного Федерального округа, в других регионах России, за рубежом. Так, А. Э. Арустамян (кларнет) — солист камерного оркестра Барселоны; Г. А. Гречухин (тромбон) — заслуженный артист Белоруссии; А. И. Кротов (ударные инструменты) — профессор академии имени Рахманинова, концертмейстер группы ударных инструментов; А. А. Пивоваров (флейта) — заслуженный артист России, концертмейстер группы флейт Воронежского симфонического оркестра; М. О. Радинский (труба) — доцент, директор детской музыкальной школы; А. А. Рало (ударные инструменты) — кандидат искусствоведения, доцент Астраханской консерватории; А. Г. Решетников (труба) — заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, солист Симфонического оркестра Московской филармонии; И. И. Середенко (труба) — доцент Дальневосточной государственной академии музыки и театра; Б. В. Синкин (ударные инструменты) — заслуженный деятель искусств России, заведующий музчастью театра имени А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге; А. В. Шахбазов (кларнет) — лауреат международного конкурса в Афинах в 2004 году, солист симфонического оркестра города Салоники. Немало выпускников кафедры работают в оркестрах Германии, Греции, Израиля, Испании, США, Канады, Израиля. — Мы прервались, Владимир, извини. Но это было необходимо сделать для того, чтобы узнать и понять, в каком замечательном месте тебе довелось учиться и потом трудиться. Продолжай, пожалуйста. — Очень скоро меня взяли в оркестр музыкальной комедии. А с 1974 года я начал работать в симфоническом оркестре филармонии и сразу концертмейстером группы валторн. Было это, когда я учился на 5 курсе института. Довелось работать с выдающимися солистами-инструменталистами из всего СССР, дирижеры тоже любили приезжать и выступать с нашим коллективом. Меня заметили в Москве именно во время гастролей нашего оркестра. Пригласила меня временно поиграть в своем Московском симфоническом оркестре Вероника Борисовна Дударова. Прекрасный дирижер, чуткий и внимательный человек. Она благоволила молодым исполнителям и неважно было для нее, из какой они глубинки. Согласись, кроме хорошей игры, иногда нужна и моральная поддержка, и я от нее ее получил. Дударова помогла мне осваиваться в Москве. Дала возможность заявить о себе в полный голос. Вероника Борисовна не просто дирижер уникального природного дарования, но и интереснейшая художественная личность, в которой счастливо совмещен целый ряд исключительно ценных музыкантских, человеческих, артистических качеств, что позволяет ей постигать и трактовать партитуры любой смысловой и стилевой трудности. Я многому у нее научился. Из антологии современной истории музыки: Вероника Дударова — один из прославленных дирижеров XX века. В музыкальном мире, в большой слушательской массе людей, артистическое имя Вероники Дударовой, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии России, академика Международной академии творчества, широко известно, как у нас в стране, так и в целом ряде зарубежных стран. Человек многогранного дарования и широкой эрудиции, она обладает яркой творческой индивидуальностью, высоким профессиональным мастерством. Вероника Борисовна — постоянно гастролирующий дирижер. Она с огромным успехом совершает поездки в качестве дирижера во многие страны мира. С блеском, с большим резонансом в прессе, она гастролировала в Чехословакии, Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Японии, Иране, Турции, Испании, Швеции, Норвегии, Мексике, Венесуэле, Панаме, Колумбии, Перу, на Кубе. Музыкальные критики повсеместно отмечают исключительное, чисто женское обаяние, которое придает любому исполняемому произведению редкую чистоту и искренность. Эти качества удивительно органично сочетаются с необычайно мощным и властным волевым посылом, объединяющим многоликий коллектив в единый, подчиненный ей, исполнительский организм. Музыкальный критик белградской газеты «Политика-экспресс» писал: «Вероника Дударова является тем исключительным, богом данным дирижером, одинаково владеющим силой, смысловым и звуковым содержанием произведения, бескомпромиссным в своих требованиях и упорным в осуществлении своего видения произведения. Она сочетает в своем лице наилучшие черты артиста, музыканта, дирижера и режиссера звуков». Критик датской газеты отметил: «Дударова, со своей способностью передавать психологические состояния в музыке, сделала голос оркестра почти зримым. Если смотреть на фигуру Дударовой во время дирижирования, напрашивается мысль, что этот замечательный музыкант имеет некоторую балетную подготовку — столько в ее жесте выразительной драматичности, порою мягкости». Музыкальный критик Барселоны: «Концерт достиг своего несомненного блеска не только своей выразительностью и напряженностью, но прежде всего потому, что сумел создать тот магический, завораживающий климат, который был символом блестящего исполнения, гармонии и красоты». Мексиканская газета писала восторженно: «Мы восхищаемся этим необыкновенным дирижером, отличающимся интенсивной, огненной и одновременно интеллигентной интерпретацией музыки. Вероника в совершенстве владеет оркестром и умеет передать каждому оркестранту свои сокровенные замыслы». Репертуар Вероники Дударовой огромен. Он охватывает практически все стили и направления музыкальной литературы. Она является блестящим интерпретатором, как классической музыки прошлого, так и музыки двадцатого века. Еще одной особенностью Вероники Дударовой и ее оркестра является внимание к молодым, непременно талантливым исполнителям — солистам, дирижерам, выступающим в совместных концертах с оркестром. Коллектив оркестра состоит преимущественно из молодых музыкантов, и дирижер не избегает молодых, порой еще неопытных оркестрантов, а, наоборот, дает им подлинную школу оркестровой игры. Тяжелые для России 90-е годы— Как тебе, творческому человеку, жилось тогда? Знаю не понаслышке, что ты получал приглашения из многих симфонических оркестров за рубежом. Где тебе давали приличный оклад и другие социальные блага. И все-таки ты предпочел остаться в России. Что это? Патриотизм? — Да уж. Что и говорить. И в ужасном сне не хотел бы вернуться в те годы... Нелирическое отступление. В трудные 90-е годы маэстро собрал команду мастеровых ребят и не только «дирижировал» ими с помощью молотка и пилы, но и сам лично строил с ними вместе коровники в селах и другие сельскохозяйственные подсобные помещения. Таких людей называли тогда «шабашниками». А что было делать? Надо же было как-то выживать, кормить свои семьи. В то время валторной семью свою Владимир, конечно бы не прокормил... — Я уже и в самом деле готовился уезжать поработать за границу, собирал чемоданы в дорогу, когда меня вдруг пригласили на кафедру духовых инструментов института им. Гнесиных, уговаривали. Оклады были мизерные, положение экономическое в стране, не тебе рассказывать. Убедительней всех был заведующий кафедрой профессор Иван Федорович Пушечников. «Володя, со временем все в стране уладится, история тебе не простит, что ты упустил этот шанс — работать в одном из лучших вузов Союза!», — говорил он. «Работать с таким материалом, который к нам поступает, это же такое поле творческой деятельности! Ты потом будешь жалеть...». Пришел я домой, думал... и к утру решил: будь, что будет, я остаюсь! — Пушечников «сыграл» на твоем патриотизме! Он верил, что ты патриот! Я знаю, он говорил тебе: служение своей стране в тяжелые времена — это долг настоящего гражданина, а ты именно такой, настоящий во всем! Вот, если бы каждый на своем месте был бы таким же, как ты, и сделал бы то же самое, то давным давно не было бы никаких кризисов в стране, все цвело бы вокруг! Такой специалист, как ты, в Европе был бы, как говорится, «в золоте» и «в шоколаде». Но ты остался со своей страной делить ее судьбу. И теперь тебе воздалось за это сторицей, ты сделал блестящую карьеру в России. Однако, расскажи, пожалуйста, как тебя встретил музыкальный мир столицы? — Борис, а что ты надеешься услышать? Если я отвечу что, непросто встретила меня Москва, это будет мало сказано. После Ростова, я бы сказал, — камерного города, в смысле музыки, Москва — это Мегаполис во всем, также и в области музыки. Тысячи музыкантов, среди которых много высокопрофессиональных мастеров! Не было блюдца с голубой каемочко+й! Это точно. — Перелистывая страницы Интернета, я обнаружил еще один интересный коллектив, в котором тебе приходилось участвовать. «Брасс-квинтет» солистов Большого театра оперы и балета, под управлением В. Прокопова, с которым ты гастролировал в Польше, Испании, Японии и многих других странах мира. — Очень интересно было в этом коллективе играть. К сожалению, в 2003 году ансамбль прекратил свое существование. Но надо заметить, что существование этого ансамбля помогло поднять уровень ансамблевого исполнительства в России, и дало толчок возникновению многих коллективов подобного направления. В России до сих пор многие ансамбли используют нотный материал из репертуара «Брасс—квинтета Большого театра», а студенты слушают и смотрят наши записи, и на этих записях, я надеюсь, учатся. — На протяжении многих лет кроме исполнительской игры ты преподаешь в различных музыкальных учебных заведениях Москвы. Как ты все успеваешь? — С трудом, но успеваю. Мне все это интересно. С удовольствием работаю и с ансамблями валторн. Иногда бывает, что в тот же день работаю с детьми в музыкальной школе, где соответственный репертуар, а затем мчусь в академию, где меня ждут произведения совсем другого уровня. График моего дня очень загружен. К тому же я стараюсь всегда быть в исполнительской форме. Считаю обязательным уметь преподавателю проиллюстрировать ученику исполняемое им произведение на уровне, неважно какой оно сложности. Времени свободного почти нет. Хотя люблю свою дачу, люблю покопаться в земле, построил там многое своими руками. Люблю строить. — Володя, я хочу немного осветить твою концертную деятельность, как солиста инструменталиста. Не секрет что многие российские композиторы доверяют тебе первое исполнение своих произведений, написанные для валторны. — Я уже говорил, что стараюсь быть в игровой форме. Выступаю с сольными произведениями для валторны и фортепиано в ЦДРИ, в Большом театре, в зале имени Чайковского, в Музыкальной гостиной Дома Шуваловых, в Большом зале Российской Академии музыки имени Гнесиных, выступаю с симфоническим оркестром Ростовской филармонии, с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии, с симфоническим оркестром «Русская филармония» под управлением А. А. Ведерникова, с оркестром министерства обороны (концерт Р. Глиера, дирижер Владимир Лебусов). Горжусь, что организовал почти ежегодные концерты, памяти выдающегося валторниста и педагога Бориса Афанасьева. Интересный штрих к портрету. Я спросил у Володи, на каком инструменте он играет. Конечно, валторна фирменная. А вот мундштук? Его ответ меня потряс. Владимир достает из кармана старенький мундштучок и говорит: «Это мундштук мастера Федора Степановича Федыка из Житомира, который я купил у него в конце 60-х годов, и мундштуку этому нет равных, даже среди самых, как сейчас говорят, „навороченных“. Мундштуки Федыка — это была чисто ручная работа. Не обладая большими токарными знаниями, Федык обладал отличной интуицией, как должен быть скроен мундштук, внутренне и внешне. Работал он в основном обычным шабером (трехгранный бархатный напильник). Большую помощь в изготовлении мундштуков ему оказывал его коллега по цеху и хороший трубач Леонид Сталинский, который на месте мог проверить звучание мундштука и оценить его достоинства. — Конечно, я помнил этого мастера, который искусно изготавливал мундштуки, и они стояли в инструментах многих, в том числе очень хороших музыкантов — валторнистов, трубачей и тромбонистов. Приезжали заказывать из многих городов Украины, Белоруссии, России. Этот человек делал большое дело, и я рад, что мы его можем вспомнить и выразить ему благодарность за его мастерство, пусть даже через много-много лет. Из материалов Интернета. «У Владимира Степановича имеются даже именные мундштуки „Shish“! История их создания случайна: еще в Житомирском музыкальном училище для 15-летнего Володи мастер сделал мундштук по особой технологии, который служит ему до сих пор. Позже, когда Владимир Степанович уже начал преподавать, он давал ученикам поиграть на своем мундштуке, а они изъявляли желание иметь такой же. Тогда Владимир Степанович заказал своему другу-мастеру в Москве несколько мундштуков для учеников, которым не подходили фирменные мундштуки, и его друг выгравировал фамилию Владимира Степановича на них. Так имя „Шиш“ превратилось в лейбл. А эти мундштуки работы мастера и правда заключают в себе нечто такое, о чем молодой Шиш и не догадывался: они совмещают в себе части из мундштуков разных фирм и серебряное кольцо на полях мундштука». (В. Неваляная. Информационный портал «Мир вокруг нас», сентябрь 2012 г.) — Володя, за годы педагогической деятельности, ты воспитал целую плеяду прекрасных исполнителей и педагогов, среди которых лауреаты международных конкурсов, солисты лучших оркестров России. Ученики Владимира Степановича играют и учатся за рубежом (Норвежская музыкальная Академия в г.Осло), работают в лучших коллективах нашей страны (в Большом театре, БСО , Симфоническом оркестре п/у П.Когана и других коллективах страны). — Да, Борис, но это не только индивидуальная педагогическая работа. Я постоянно провожу мастер-классы во многих городах, оказываю большую методическую помощь творческим коллективам средних специальных учебных заведений. Неоднократно участвовал в международных и всероссийских конкурсах в качестве члена жюри (Тбилиси), в отборочном туре конкурса «Концертино» (Прага), в открытом Международном конкурсе «Учитель и ученик». Из материалов Интернета. «Работает Владимир Степанович Шиш по своей собственной методической системе, по его словам, — близкой к европейской. Его преподавательская позиция звучит так: „Из десяти учеников, восемь должны быть играющими, хорошими профессионалами, и только два могут быть лодырями“. Как тонкий психолог, Владимир Степанович дает своим ученикам ощущение творческой свободы, но при этом всегда чутко следит за процессом становления молодого исполнителя, прислушивается к интересам и стремлениям студентов...». «...Он старается заинтересовать и объяснить студенту не технические трудности, а музыкальный образ и форму произведения. А главным для себя считает воспитать грамотного музыканта, понимающего смысл исполняемой им музыки. Шиш твердо уверен: „копирование“, „передирание“ чужого исполнения — это непонимание. Нужно раскрыть, поискать и понять, почему композитор написал именно такую тему и сделать так, чтобы она зазвучала, потому что нет плохих композиторов, но есть плохие исполнители... Выучить — это несложно, это может любой, а вот понять замысел произведения и передать его — это дано не каждому». — В прошлом году у тебя состоялся юбилейный концерт, о котором мне рассказали: это было на таком уровне, что трудно передать словами! — Начиналось выступление с «гимна валторнистов» — второй части пятой симфонии П. Чайковского. В концертной программе участвовали студенты класса из разных учебных заведений. Были представлены как сольные, так и ансамблевые номера — октет валторн. Самому младшему участнику Саше Труфанову было всего 13 лет. Он лауреат (Гран-при) Второго конкурса юных исполнителей на духовых инструментах имени В. М. Блажевича. Старшее поколение учеников было представлено артистами оркестра Большого театра. — Поздравляю с еще одним званием, которым тебя наградили: Заслуженный деятель московского музыкального общества! Мне из Москвы друзья переслали послание, которое тебе было зачитано на юбилейном концерте, состоявшимся в Большом зале колледжа имени Гнесиных. И я не могу его не поместить в своем очерке: Уважаемый Владимир Степанович! Вы великолепный музыкант и педагог, настоящий профессионал своего дела, Ваш творческий и педагогический путь необычайно ярок и неповторим! Говоря о Вашем исполнительском мастерстве, хотелось бы особо отметить, что Вас знают во всех уголках нашей страны и за рубежом как прекрасного оркестранта и сольного исполнителя. Популяризируя валторну, Вы проводите множество сольных концертов и мастер-классов. И всегда, слушая «золотой ход валторны», мы вспоминаем о Вас, ведь Вы и валторна неразделимы! Мы ценим, что Вы многие годы работаете в Колледже имени Гнесиных на отделении «Духовые и ударные инструменты» и передаете свой богатый опыт молодежи, открывая им волшебный мир искусства и музыки. У Вас множество учеников, которые показывают прекрасные результаты, поступают в престижные высшие музыкальные учебные заведения страны, многие из них играют в лучших оркестрах России и за рубежом. Дорогой Владимир Степанович! В этот торжественный день от всего сердца поздравляем Вас с юбилеем, желаем творческого долголетия и покорения новых вершин! — Володя, наше интервью подошло к концу. Спасибо тебе за исчерпывающие ответы, которые помогли нам лучше узнать тебя, раскрыли некоторые «секреты» твоего мастерства. Что бы ты на прощание пожелал читателям? — Дорогие мои коллеги! Неважно, какого вы возраста: только ли вы начинаете свою жизнь в искусстве или уже прошли значительные вехи нелегкого пути нашей профессии, для музыканта это не имеет значения. Главное — будьте всегда терпеливы и настойчивы! Помните, что путь к мастерству лежит через упорный труд и через любовь к этому труду! Борис Турчинский, сентябрь 2012
|
|
|
|
|
|