Partita.Ru

Владимир Шиш: «Профессия должна быть любима — это главное!»

Интервью с Владимиром Шишом

Владимир Степанович Шиш Владимир Степанович Шиш является одним из ведущих музыкантов среди исполнителей на валторне и высокопрофессиональным, опытным педагогом, достойным последователем корифеев валторнового жанра. Все накопленные знания и навыки, а также собственные концепции педагогической работы он реализует в своих учениках. За годы преподавательской деятельности он воспитал много прекрасных исполнителей, лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов, которые работают в лучших оркестрах Москвы и России.

Мой давний друг и коллега

Я хочу рассказать об удивительном человеке, который сочетает в себе высокий профессионализм, душевное тепло и самые лучшие человеческие качества, какие только могут быть у человека и настоящего Маэстро с большой буквы. Владимир Шиш — заслуженный артист России, профессор кафедры и заведующий кафедрой медных духовых инструментов Московской Академии музыки имени П. И. Чайковского, Академии музыки имени Гнесиных и классической Академии музыки имени Маймонида. Вернее, даже и не я расскажу о нем, а он сам расскажет о себе в ответах на вопросы нашего интервью. С Владимиром Шишом я знаком очень давно, но увидевшись с ним сравнительно недавно, я встретил такого же обаятельного и внимательного друга, которого ни время, ни слава не изменили. Он остался таким же, каким я его помнил многие годы...

В 1972–1974 годах Владимир Шиш был солистом оркестра Ростовского театра музыкальной комедии. Затем, вплоть до 1991 года — он солист и концертмейстер группы валторн симфонического оркестра Ростовской филармонии. Позже — солист и концертмейстер группы валторн симфонического оркестра под управлением В. Б. Дударовой. Следующая ступенька творческого подъема — солист симфонического оркестра «Русская филармония». Профессор, преподаватель.

Концерты, мастер-классы. Награды и звания

Помимо работы в оркестрах, Владимир Шиш всегда много занимался сольным и камерным музицированием. С большим успехом исполнил «Серенады» Бриттена для валторны и голоса в сопровождении Корейского национального симфонического оркестра в Сеуле. Свои мастер-классы маэстро проводил во многих городах России (Йошкар-Ола, Сызрань, Минеральные Воды, Коломна), а также в Тбилиси, Сяньмине (Китай), в столице Турции Анкаре. Он постоянный член жюри международных и всероссийских конкурсов.

Вот послужной список и награды Владимира Шиша. Заслуженный артист Российской Федерации. Звание присвоено в 1993 году. Почетная грамота министерства культуры Российской Федерации. Грамота Комитета по культуре города Москвы. Диплом Ассоциации «Классическое наследие». На протяжении 35 лет В. С. Шиш является солистом и концертмейстером ряда оркестров, с которыми выступал во многих странах мира, а также в лучших концертных залах Москвы. Его исполнительская деятельность чрезвычайно насыщена. Кроме работы в оркестрах, Шиш занимается сольным и камерным музицированием. С большим успехом исполнил «Серенады» Бриттена для валторны и голоса в сопровождении Корейского национального симфонического оркестра в городе Сеуле. Участник Российского «Брасс-квинтета» под управлением В. М. Прокопова, с ним он гастролировал в Польше, Испании, Японии и других странах мира.

Наша встреча: задушевный разговор

При нашей встрече я задал своему давнему товарищу и коллеге ряд вопросов, ответы на которые были интересны мне и будут небезынтересны также и музыкальной общественности.

— Володя, возвратимся мысленно к истокам, к началу-начал. Насколько я знаю и помню, ты приехал учиться в Житомирское музыкальное училище из других краев. Как получилось, что ты оказался у нас в Житомире?

— Я из небольшого городка Пирятин Полтавской области. Играл в детском духовом оркестре. Мама заметила мою тягу к музыке и говорит: «А давай попробуем в музыкальное училище!». Решили поехать в Житомир, где мне сразу предложили валторну. Наверное, Михаил Семенович Лукашенко, мой будущий педагог, увидел во мне валторниста, поэтому и решил взять к себе в класс. А он был в то время еще и завучем училища. Так что вопрос решился очень быстро и как-то сам собою.

— Кто твои первые авторитеты в музыке? Наверное, преподаватели музыкального училища? Какими они тебе помнятся?

— Борис, я читал в журнале «Оркестр» твой очерк «Мечты сбываются» о нашем общем друге — прекрасном кларнетисте и дирижере из Новосибирска Владике Янковском, ты там все очень полно и очень правильно написал о наших общих педагогах, которые были для нас всех кумирами, поэтому мне, в общем-то, и нет смысла что-то добавлять, чтобы не было банального повторения. Много замечательных преподавателей было в нашем училище, они дали мне основательные знания в области музыки и не только в музыке. Но особенно, я хочу вспомнить своего главного учителя по специальности Михаила Семеновича Лукашенко, чья жизнь оборвалась внезапно, когда я был в начале 4-го курса. Выпускник военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории, он был в высшей степени интеллигентным и эрудированным человеком, прекрасным дирижером и педагогом. Именно ему я обязан тем, что он привил мне любовь к музыке, и к моему инструменту, к валторне в частности. Живя в Москве, я иногда встречаюсь с друзьями Лукашенко по суворовскому музыкальному училищу, сегодня — кадетскому, и по военно-дирижерскому факультету. Все они так тепло о нем отзываются. Я горжусь, что был его учеником.

— В училищные годы меня очень удивило известие о том, что ты поехал учиться в относительно периферийный Ростовский музыкально-педагогический институт, хотя я уверен — ты легко поступил бы в столичные Киевскую или Московскую консерватории. Что повлияло на такое твое решение?

— Решение поступать в Ростовский музыкально-педагогический институт пришло неожиданно, я бы сказал спонтанно. Несколько ребят из нашего училища поехали туда, тем самым «накатав дорожку». По училищу пошли слухи, что там хорошо: есть работа для духовиков и т.д. Я дружил с флейтистом с нашего курса Лешей Матвиенко. Вот мы и решили вместе поехать в Ростов. Я очень многим обязан этому прекрасному городу. Атмосфера в институте была творческая. Заниматься было интересно. На кафедре работали талантливые педагоги, все играющие, что очень важно! Ю. В. Шишкин — заведующий кафедрой и одновременно — солист-флейтист симфонического оркестра. И. Л. Артемьев, мой преподаватель, отличный валторнист, прекрасный ансамблист. Владимир Лавриков — отличный кларнетист, также совмещал преподавательскую работу с игрой в симфоническом оркестре, был концертмейстером группы кларнетов. Композитор Л. И. Изральевич, который написал много произведений различной формы для многих духовых инструментов.

Из антологии современной истории музыки. Среди выпускников ростовского музыкально-педагогического институты — лауреаты и дипломанты международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, профессоры и доценты, заведующие кафедрами вузов, обладатели почетных званий Российской Федерации, республик бывшего СССР, кандидаты искусствоведения, стипендиаты правительства Российской Федерации, фондов М.Л.Ростроповича и «Русское исполнительское искусство», победители общероссийских конкурсов «Молодые дарования России», «Река талантов», «Новые имена». Выпускники кафедры работают во многих творческих коллективах, учреждениях и учебных заведениях культуры и искусства Южного Федерального округа, в других регионах России, за рубежом. Так, А. Э. Арустамян (кларнет) — солист камерного оркестра Барселоны; Г. А. Гречухин (тромбон) — заслуженный артист Белоруссии; А. И. Кротов (ударные инструменты) — профессор академии имени Рахманинова, концертмейстер группы ударных инструментов; А. А. Пивоваров (флейта) — заслуженный артист России, концертмейстер группы флейт Воронежского симфонического оркестра; М. О. Радинский (труба) — доцент, директор детской музыкальной школы; А. А. Рало (ударные инструменты) — кандидат искусствоведения, доцент Астраханской консерватории; А. Г. Решетников (труба) — заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, солист Симфонического оркестра Московской филармонии; И. И. Середенко (труба) — доцент Дальневосточной государственной академии музыки и театра; Б. В. Синкин (ударные инструменты) — заслуженный деятель искусств России, заведующий музчастью театра имени А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге; А. В. Шахбазов (кларнет) — лауреат международного конкурса в Афинах в 2004 году, солист симфонического оркестра города Салоники. Немало выпускников кафедры работают в оркестрах Германии, Греции, Израиля, Испании, США, Канады, Израиля.

— Мы прервались, Владимир, извини. Но это было необходимо сделать для того, чтобы узнать и понять, в каком замечательном месте тебе довелось учиться и потом трудиться. Продолжай, пожалуйста.

— Очень скоро меня взяли в оркестр музыкальной комедии. А с 1974 года я начал работать в симфоническом оркестре филармонии и сразу концертмейстером группы валторн. Было это, когда я учился на 5 курсе института. Довелось работать с выдающимися солистами-инструменталистами из всего СССР, дирижеры тоже любили приезжать и выступать с нашим коллективом. Меня заметили в Москве именно во время гастролей нашего оркестра. Пригласила меня временно поиграть в своем Московском симфоническом оркестре Вероника Борисовна Дударова. Прекрасный дирижер, чуткий и внимательный человек. Она благоволила молодым исполнителям и неважно было для нее, из какой они глубинки. Согласись, кроме хорошей игры, иногда нужна и моральная поддержка, и я от нее ее получил. Дударова помогла мне осваиваться в Москве. Дала возможность заявить о себе в полный голос. Вероника Борисовна не просто дирижер уникального природного дарования, но и интереснейшая художественная личность, в которой счастливо совмещен целый ряд исключительно ценных музыкантских, человеческих, артистических качеств, что позволяет ей постигать и трактовать партитуры любой смысловой и стилевой трудности. Я многому у нее научился.

Из антологии современной истории музыки: Вероника Дударова — один из прославленных дирижеров XX века. В музыкальном мире, в большой слушательской массе людей, артистическое имя Вероники Дударовой, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии России, академика Международной академии творчества, широко известно, как у нас в стране, так и в целом ряде зарубежных стран. Человек многогранного дарования и широкой эрудиции, она обладает яркой творческой индивидуальностью, высоким профессиональным мастерством. Вероника Борисовна — постоянно гастролирующий дирижер. Она с огромным успехом совершает поездки в качестве дирижера во многие страны мира. С блеском, с большим резонансом в прессе, она гастролировала в Чехословакии, Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Японии, Иране, Турции, Испании, Швеции, Норвегии, Мексике, Венесуэле, Панаме, Колумбии, Перу, на Кубе. Музыкальные критики повсеместно отмечают исключительное, чисто женское обаяние, которое придает любому исполняемому произведению редкую чистоту и искренность. Эти качества удивительно органично сочетаются с необычайно мощным и властным волевым посылом, объединяющим многоликий коллектив в единый, подчиненный ей, исполнительский организм. Музыкальный критик белградской газеты «Политика-экспресс» писал: «Вероника Дударова является тем исключительным, богом данным дирижером, одинаково владеющим силой, смысловым и звуковым содержанием произведения, бескомпромиссным в своих требованиях и упорным в осуществлении своего видения произведения. Она сочетает в своем лице наилучшие черты артиста, музыканта, дирижера и режиссера звуков». Критик датской газеты отметил: «Дударова, со своей способностью передавать психологические состояния в музыке, сделала голос оркестра почти зримым. Если смотреть на фигуру Дударовой во время дирижирования, напрашивается мысль, что этот замечательный музыкант имеет некоторую балетную подготовку — столько в ее жесте выразительной драматичности, порою мягкости». Музыкальный критик Барселоны: «Концерт достиг своего несомненного блеска не только своей выразительностью и напряженностью, но прежде всего потому, что сумел создать тот магический, завораживающий климат, который был символом блестящего исполнения, гармонии и красоты». Мексиканская газета писала восторженно: «Мы восхищаемся этим необыкновенным дирижером, отличающимся интенсивной, огненной и одновременно интеллигентной интерпретацией музыки. Вероника в совершенстве владеет оркестром и умеет передать каждому оркестранту свои сокровенные замыслы». Репертуар Вероники Дударовой огромен. Он охватывает практически все стили и направления музыкальной литературы. Она является блестящим интерпретатором, как классической музыки прошлого, так и музыки двадцатого века. Еще одной особенностью Вероники Дударовой и ее оркестра является внимание к молодым, непременно талантливым исполнителям — солистам, дирижерам, выступающим в совместных концертах с оркестром. Коллектив оркестра состоит преимущественно из молодых музыкантов, и дирижер не избегает молодых, порой еще неопытных оркестрантов, а, наоборот, дает им подлинную школу оркестровой игры.

Тяжелые для России 90-е годы

— Как тебе, творческому человеку, жилось тогда? Знаю не понаслышке, что ты получал приглашения из многих симфонических оркестров за рубежом. Где тебе давали приличный оклад и другие социальные блага. И все-таки ты предпочел остаться в России. Что это? Патриотизм?

— Да уж. Что и говорить. И в ужасном сне не хотел бы вернуться в те годы...

Нелирическое отступление. В трудные 90-е годы маэстро собрал команду мастеровых ребят и не только «дирижировал» ими с помощью молотка и пилы, но и сам лично строил с ними вместе коровники в селах и другие сельскохозяйственные подсобные помещения. Таких людей называли тогда «шабашниками». А что было делать? Надо же было как-то выживать, кормить свои семьи. В то время валторной семью свою Владимир, конечно бы не прокормил...

— Я уже и в самом деле готовился уезжать поработать за границу, собирал чемоданы в дорогу, когда меня вдруг пригласили на кафедру духовых инструментов института им. Гнесиных, уговаривали. Оклады были мизерные, положение экономическое в стране, не тебе рассказывать. Убедительней всех был заведующий кафедрой профессор Иван Федорович Пушечников. «Володя, со временем все в стране уладится, история тебе не простит, что ты упустил этот шанс — работать в одном из лучших вузов Союза!», — говорил он. «Работать с таким материалом, который к нам поступает, это же такое поле творческой деятельности! Ты потом будешь жалеть...». Пришел я домой, думал... и к утру решил: будь, что будет, я остаюсь!

— Пушечников «сыграл» на твоем патриотизме! Он верил, что ты патриот! Я знаю, он говорил тебе: служение своей стране в тяжелые времена — это долг настоящего гражданина, а ты именно такой, настоящий во всем! Вот, если бы каждый на своем месте был бы таким же, как ты, и сделал бы то же самое, то давным давно не было бы никаких кризисов в стране, все цвело бы вокруг! Такой специалист, как ты, в Европе был бы, как говорится, «в золоте» и «в шоколаде». Но ты остался со своей страной делить ее судьбу. И теперь тебе воздалось за это сторицей, ты сделал блестящую карьеру в России. Однако, расскажи, пожалуйста, как тебя встретил музыкальный мир столицы?

— Борис, а что ты надеешься услышать? Если я отвечу что, непросто встретила меня Москва, это будет мало сказано. После Ростова, я бы сказал, — камерного города, в смысле музыки, Москва — это Мегаполис во всем, также и в области музыки. Тысячи музыкантов, среди которых много высокопрофессиональных мастеров! Не было блюдца с голубой каемочко+й! Это точно.

— Перелистывая страницы Интернета, я обнаружил еще один интересный коллектив, в котором тебе приходилось участвовать. «Брасс-квинтет» солистов Большого театра оперы и балета, под управлением В. Прокопова, с которым ты гастролировал в Польше, Испании, Японии и многих других странах мира.

— Очень интересно было в этом коллективе играть. К сожалению, в 2003 году ансамбль прекратил свое существование. Но надо заметить, что существование этого ансамбля помогло поднять уровень ансамблевого исполнительства в России, и дало толчок возникновению многих коллективов подобного направления. В России до сих пор многие ансамбли используют нотный материал из репертуара «Брасс—квинтета Большого театра», а студенты слушают и смотрят наши записи, и на этих записях, я надеюсь, учатся.

— На протяжении многих лет кроме исполнительской игры ты преподаешь в различных музыкальных учебных заведениях Москвы. Как ты все успеваешь?

— С трудом, но успеваю. Мне все это интересно. С удовольствием работаю и с ансамблями валторн. Иногда бывает, что в тот же день работаю с детьми в музыкальной школе, где соответственный репертуар, а затем мчусь в академию, где меня ждут произведения совсем другого уровня. График моего дня очень загружен. К тому же я стараюсь всегда быть в исполнительской форме. Считаю обязательным уметь преподавателю проиллюстрировать ученику исполняемое им произведение на уровне, неважно какой оно сложности. Времени свободного почти нет. Хотя люблю свою дачу, люблю покопаться в земле, построил там многое своими руками. Люблю строить.

— Володя, я хочу немного осветить твою концертную деятельность, как солиста инструменталиста. Не секрет что многие российские композиторы доверяют тебе первое исполнение своих произведений, написанные для валторны.

— Я уже говорил, что стараюсь быть в игровой форме. Выступаю с сольными произведениями для валторны и фортепиано в ЦДРИ, в Большом театре, в зале имени Чайковского, в Музыкальной гостиной Дома Шуваловых, в Большом зале Российской Академии музыки имени Гнесиных, выступаю с симфоническим оркестром Ростовской филармонии, с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии, с симфоническим оркестром «Русская филармония» под управлением А. А. Ведерникова, с оркестром министерства обороны (концерт Р. Глиера, дирижер Владимир Лебусов). Горжусь, что организовал почти ежегодные концерты, памяти выдающегося валторниста и педагога Бориса Афанасьева.

Интересный штрих к портрету. Я спросил у Володи, на каком инструменте он играет. Конечно, валторна фирменная. А вот мундштук? Его ответ меня потряс. Владимир достает из кармана старенький мундштучок и говорит: «Это мундштук мастера Федора Степановича Федыка из Житомира, который я купил у него в конце 60-х годов, и мундштуку этому нет равных, даже среди самых, как сейчас говорят, „навороченных“. Мундштуки Федыка — это была чисто ручная работа. Не обладая большими токарными знаниями, Федык обладал отличной интуицией, как должен быть скроен мундштук, внутренне и внешне. Работал он в основном обычным шабером (трехгранный бархатный напильник). Большую помощь в изготовлении мундштуков ему оказывал его коллега по цеху и хороший трубач Леонид Сталинский, который на месте мог проверить звучание мундштука и оценить его достоинства.

— Конечно, я помнил этого мастера, который искусно изготавливал мундштуки, и они стояли в инструментах многих, в том числе очень хороших музыкантов — валторнистов, трубачей и тромбонистов. Приезжали заказывать из многих городов Украины, Белоруссии, России. Этот человек делал большое дело, и я рад, что мы его можем вспомнить и выразить ему благодарность за его мастерство, пусть даже через много-много лет.

Из материалов Интернета. «У Владимира Степановича имеются даже именные мундштуки „Shish“! История их создания случайна: еще в Житомирском музыкальном училище для 15-летнего Володи мастер сделал мундштук по особой технологии, который служит ему до сих пор. Позже, когда Владимир Степанович уже начал преподавать, он давал ученикам поиграть на своем мундштуке, а они изъявляли желание иметь такой же. Тогда Владимир Степанович заказал своему другу-мастеру в Москве несколько мундштуков для учеников, которым не подходили фирменные мундштуки, и его друг выгравировал фамилию Владимира Степановича на них. Так имя „Шиш“ превратилось в лейбл. А эти мундштуки работы мастера и правда заключают в себе нечто такое, о чем молодой Шиш и не догадывался: они совмещают в себе части из мундштуков разных фирм и серебряное кольцо на полях мундштука». (В. Неваляная. Информационный портал «Мир вокруг нас», сентябрь 2012 г.)

— Володя, за годы педагогической деятельности, ты воспитал целую плеяду прекрасных исполнителей и педагогов, среди которых лауреаты международных конкурсов, солисты лучших оркестров России.

Ученики Владимира Степановича играют и учатся за рубежом (Норвежская музыкальная Академия в г.Осло), работают в лучших коллективах нашей страны (в Большом театре, БСО , Симфоническом оркестре п/у П.Когана и других коллективах страны).

— Да, Борис, но это не только индивидуальная педагогическая работа. Я постоянно провожу мастер-классы во многих городах, оказываю большую методическую помощь творческим коллективам средних специальных учебных заведений. Неоднократно участвовал в международных и всероссийских конкурсах в качестве члена жюри (Тбилиси), в отборочном туре конкурса «Концертино» (Прага), в открытом Международном конкурсе «Учитель и ученик».

Из материалов Интернета. «Работает Владимир Степанович Шиш по своей собственной методической системе, по его словам, — близкой к европейской. Его преподавательская позиция звучит так: „Из десяти учеников, восемь должны быть играющими, хорошими профессионалами, и только два могут быть лодырями“. Как тонкий психолог, Владимир Степанович дает своим ученикам ощущение творческой свободы, но при этом всегда чутко следит за процессом становления молодого исполнителя, прислушивается к интересам и стремлениям студентов...». «...Он старается заинтересовать и объяснить студенту не технические трудности, а музыкальный образ и форму произведения. А главным для себя считает воспитать грамотного музыканта, понимающего смысл исполняемой им музыки. Шиш твердо уверен: „копирование“, „передирание“ чужого исполнения — это непонимание. Нужно раскрыть, поискать и понять, почему композитор написал именно такую тему и сделать так, чтобы она зазвучала, потому что нет плохих композиторов, но есть плохие исполнители... Выучить — это несложно, это может любой, а вот понять замысел произведения и передать его — это дано не каждому».

— В прошлом году у тебя состоялся юбилейный концерт, о котором мне рассказали: это было на таком уровне, что трудно передать словами!

— Начиналось выступление с «гимна валторнистов» — второй части пятой симфонии П. Чайковского. В концертной программе участвовали студенты класса из разных учебных заведений. Были представлены как сольные, так и ансамблевые номера — октет валторн. Самому младшему участнику Саше Труфанову было всего 13 лет. Он лауреат (Гран-при) Второго конкурса юных исполнителей на духовых инструментах имени В. М. Блажевича. Старшее поколение учеников было представлено артистами оркестра Большого театра.

— Поздравляю с еще одним званием, которым тебя наградили: Заслуженный деятель московского музыкального общества! Мне из Москвы друзья переслали послание, которое тебе было зачитано на юбилейном концерте, состоявшимся в Большом зале колледжа имени Гнесиных. И я не могу его не поместить в своем очерке:

Уважаемый Владимир Степанович! Вы великолепный музыкант и педагог, настоящий профессионал своего дела, Ваш творческий и педагогический путь необычайно ярок и неповторим! Говоря о Вашем исполнительском мастерстве, хотелось бы особо отметить, что Вас знают во всех уголках нашей страны и за рубежом как прекрасного оркестранта и сольного исполнителя. Популяризируя валторну, Вы проводите множество сольных концертов и мастер-классов. И всегда, слушая «золотой ход валторны», мы вспоминаем о Вас, ведь Вы и валторна неразделимы! Мы ценим, что Вы многие годы работаете в Колледже имени Гнесиных на отделении «Духовые и ударные инструменты» и передаете свой богатый опыт молодежи, открывая им волшебный мир искусства и музыки. У Вас множество учеников, которые показывают прекрасные результаты, поступают в престижные высшие музыкальные учебные заведения страны, многие из них играют в лучших оркестрах России и за рубежом. Дорогой Владимир Степанович! В этот торжественный день от всего сердца поздравляем Вас с юбилеем, желаем творческого долголетия и покорения новых вершин!

— Володя, наше интервью подошло к концу. Спасибо тебе за исчерпывающие ответы, которые помогли нам лучше узнать тебя, раскрыли некоторые «секреты» твоего мастерства. Что бы ты на прощание пожелал читателям?

— Дорогие мои коллеги! Неважно, какого вы возраста: только ли вы начинаете свою жизнь в искусстве или уже прошли значительные вехи нелегкого пути нашей профессии, для музыканта это не имеет значения. Главное — будьте всегда терпеливы и настойчивы! Помните, что путь к мастерству лежит через упорный труд и через любовь к этому труду!

Борис Турчинский, сентябрь 2012
Партита.РФ 
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first sheet music library for wind band in Russian web
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru  Windorchestra.Ru  Brassband.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
eXTReMe Tracker
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play