Partita.Ru

Вадим Штанько: «Вечно в музыке то, что оставляет след!»

Сегодня уже не так, как в былые времена: звонит телефон — и ты бежишь через всю квартиру, чтобы взять трубку и узнать что-то новое для себя. Может, кто-то спешит сообщить тебе радостную весть, а может, и...

Сегодня мир изменился в корне. Интернет поменял многие привычные нам вещи, ты находишь в нем почти всю информацию, которая тебе необходима. Начиная с новостей и заканчивая чтением художественной литературы и просмотром кинофильмов.

Мой новый друг (и, как оказалось, соученик по Одесской консерватории) Борис Турчинский предложил вместе с ним написать очерк о моем отце. Наделенный даром музыкального публициста, он написал множество очерков, издает книги о нас, музыкантах-духовиках. Конечно, я согласился, потому что такой шанс предоставляется однажды. Ну что ж, Борис, я начинаю рассказ о своем отце.

Б.Т.

«С твоего разрешения, Александр, дополню „продукт“ нашей совместной и, на мой взгляд, замечательной идеи.

Работая над очерком о духовиках Крыма, я обратил внимание на несколько выдающихся музыкантов вашего края, которые внесли неоценимую лепту в становление и развитие духовой музыки Крымского полуострова. Среди них и твой отец, Вадим Иосифович Штанько. Педагог, дирижер, композитор, поэт, а еще — общественный деятель.

Я с удовольствием прочитал его стихи. Он был влюблен в поэзию Пушкина и, кроме того, был настоящим пушкинистом. Мне понравились и его статьи в вашей местной газете, глубокие и содержательные рецензии на выступления коллективов различных жанров — от хоров и самодеятельных оркестров до коллективов оперетты и оперы, которые в разное время гастролировали в Крыму.

И, конечно же, исключительно важной была роль Вадима Иосифовича в организации грандиозных городских мероприятий, парадов духовой музыки края, конкурсов самодеятельных духовых оркестров».

Родители Иосиф и Полина

Справка. Вадим Штанько родился 7 марта 1932 года на Украине, в городе Полтава, в семье военнослужащего. Его отец, Иосиф Аверкович — фронтовик, воевал на полях Великой Отечественной войны в звании майора Советской армии. Кстати, об этом я узнал недавно на сайте «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.» Вот фрагмент из документа: «Майор Штанько И. А., не имея достаточного военного опыта, своим старанием, добросовестным отношением к делу, честностью, добился освоения военной дисциплины в кратчайший срок. Как результат его работы: его подчиненные при проверках получали хорошие оценки по тактике». Его мать, моя бабушка Полина Ивановна занималась хозяйством и растила двух сыновей и дочку. Вадим был средним ребенком в семье. К сожалению, мне больше ничего не известно в этой части своей родословной. В Полтаве, откуда тянутся корни моего отца, я был несколько раз и то — в раннем детстве. Интерес к истории своего рода был тогда невелик. Сейчас, когда он проявился в полной мере,увы, пока ничего найти не удалось.

Киевская школа военно-музыкантских воспитанников

Разбирая архивы фотографий, я обнаружил фото, подтверждающие, что в 1946–1949 годах мой отец был воспитанником военной музыкальной школы города Киева. На одной из найденных мною фотографии так и написано: «Третий выпуск Киевской школы военно-музыкантских воспитанников 1946–1949 гг.»

Б.Т.

«Историческая фотография! Думаю, наши читатели увидят ее впервые. Может, кто-то узнает себя или своих близких. Присмотритесь внимательней!

Вадим Иосифович Штанько Почти все герои моих очерков в той или иной мере проходили через военно-оркестровую службу. В основном, это были дети-сироты.

Изначально это были школы музыкантских воспитанников, затем, после их расформирования, многие ребята из школьных и оркестров Дворцов Пионеров становились воспитанниками военных оркестров».

Окончание консерватории, начало работы в музыкальном училище

При подготовке концерта, посвященного памяти моих родителей, в марте 2000 года, большую активность проявили коллеги-педагоги, которые работали вместе с отцом. Они внесли свои воспоминания в сценарий концерта. Вот некоторые строчки из него: «Жизнь педагога тем и прекрасна, что она непосредственно связана с будущим, с передачей опыта и знаний новым поколениям молодежи. Особенно, если это жизнь творческой личности, любящей свое дело».

Таким человеком и был Вадим Иосифович Штанько, отдавший честной работе практически всю свою недолгую жизнь. Жизнь каждого человека измеряется не количеством приобретенных им благ, а тем добром, которое он сделал другим людям, той пользой, которую смог принести своей Родине, его вкладом в будущее, то есть тем, что он отдал«.

В 1956 году В. Штанько окончил Киевскую государственную консерваторию по классу валторны у педагога Михаила Павловича Станкевича (позже он посвятит своему педагогу пьесу для валторны «Элегия», лирическая тема которой очень напоминает напевные украинские мелодии). Распределение получил в Симферопольское музучилище. Вот как о тогдашнем училище вспоминают преподаватели: «В то время оно находилось на ул. К. Маркса, 34. Это маленькое одноэтажное здание, с большим двором и множеством деревьев и кустов, из которых выглядывали медные трубы, тонкие смычки струнных и доносились звуки народных инструментов».

В те годы педагогов и студентов было мало, а коллективы для концертной жизни города были нужны. И вот молодой энергичный педагог Вадим Штанько первым делом создает, такой нужный городу, духовой оркестр. Первые выступления которого уже начались в 1957 году. Сохранились архивные фото.

Позже стараниями отца был создан симфонический оркестр, которому суждено было заниматься огромной концертной деятельностью.

Концертная жизнь — это неотъемлемая часть жизни Вадима Штанько

Вадим Иосифович Штанько Обилие праздничных городских мероприятий, поездки по городам Украины с концертными программами требовали большой выдержки и энергии руководителя коллектива. Кроме того, не хватало оркестрового репертуара для вокалистов, поэтому приходилось делать оркестровки для того состава оркестра, которым мог располагать учебный симфонический оркестр. Наверное, именно в это время у Вадима Штанько одновременно с работой над оркестровками появилось желание писать свою музыку.

Классическая музыка была основой концертных программ. Под руководством Вадима Штанько симфонический оркестр училища сыграл более 150 произведений. В исполнении оркестра звучали произведения Гайдна, Бетховена, Глинки, Чайковского, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, сочинения украинских композиторов: Шамо, Драго, Гомоляки, крымских композиторов: Перевеслова, Успенского.

На протяжении многих лет отец был руководителем духового и симфонического оркестра, а также заведующим отделом духовых и ударных инструментов училища.

Б.Т.

«Вернемся к литературному наследию Штанько, а если конкретней, рецензионной его работе. Из множества его заметок я отметил для себя две — хотя по сути своей они все важны и на то время были актуальны. Газета „Крымская Правда“:

После концерта (фрагмент)

Выступление в Симферополе Отдельного показательного оркестра министерства военно-морского флота СССР. Дирижеры Г. П. Алявдин и Б. Е. Левин.

Музыкальная жизнь нашего города насыщена и интересна. Это и понятно, у музыки много друзей. Одни любят симфоническую музыку, другие эстрадную, третьи — камерную. На днях повезло любителям духовой музыки. В гарнизонном доме офицеров выступал отдельный показательный духовой оркестр военно-морского флота СССР, возглавляемый заслуженным артистом РСФСР Г. Алявдиным и дирижером Б. Левиным.

Этот коллектив завоевал признание не только у своих слушателей, моряков, но и у „гражданских“ любителей музыки. Искусство оркестра знакомо и за рубежом — Швеции и Эфиопии.

Можно много говорить о достоинствах оркестра, о его безграничных исполнительских возможностях, мягкости и певучести звучания, разнообразном репертуаре, обо всем том, что принято называть высокой исполнительской культурой оркестра, о его безграничных исполнительских возможностях.

Слушатели были восхищены голосом солиста ансамбля песни и пляски им. Александрова, заслуженным артистом России Вадимом Руслановым.

Никого не оставила равнодушным блестящая игра оркестра: увертюра „Руслан и Людмила“ М. Глинки, „Сицилийская вечерня“ композитора Д. Верди, произведения А. Гаврилова, А. Петрова и др.»

Далее Вадим Иосифович пишет о безразличии местных органов культуры, телевидения и радио в освещении таких концертов. Упрекает в безразличии к духовой музыке и т.д.

Этот коллектив мне приходилось слышать не раз. Последний раз — сравнительно недавно, на международном фестивале «Спасская Башня» в Москве (август 2016). В его программе, несомненно, это был один из лучших оркестров! Но я возвращаюсь в дни своей молодости, когда учился и работал в Одессе и к нам приезжал с концертами этот прославленный коллектив. Это была середина 70-х годов.

Добавлю, что сегодня оркестр называется Центральный образцовый оркестр ВМФ России им. Н. А. Римского-Корсакова.

***

Вторая заметка, на которую я обратил внимание — о коллеге Вадима Иосифовича по музыкальному училищу известного крымского скрипача Павла Шольца. С кем бы из крымчан мне не приходилось общаться, мне обязательно говорили: «А знаешь, Борис, у нас еще преподавал скрипку великий педагог Шольц!»

В. Штанько

Учитель музыки

«Крымская правда», 1966

Выше скрипку, играй выразительней. Плотнее смычком, не теряй темп. Ученик, выслушав наставления учителя, начинает играть, но учитель недоволен.

— Слушай партию фортепиано. Играй ритмичнее.

Ученик снова и снова повторяет, учитель останавливает и вновь терпеливо объясняет. При этом увлекается, отсчитывает ритм, играет сам, надо исполнить это фразу. Творческое состояние учителя передается ученику и наконец, получается. Оба устали, но довольны. Получив задание, ученик уходит. Урок закончен.

А сколько их было на более чем 30-летний период работы у педагога Симферопольского музыкального училища П. Я. Шольца. Пожалуй, тысячи. За это время пятьдесят учеников окончили музыкальное училище по классу скрипки и альта у Павла Яковлевича. Ведь это полная скрипичная группа большого симфонического оркестра.

Человека тем более молодого можно научить хорошо, играть. Но как воспитать в нем целеустремленность, любовь к искусству и людям. На редкость скромный и отзывчивый Павел Яковлевич отличается удивительной работоспособностью, одержимостью к работе. Опытный педагог и методист, он щедро делится своими знаниями со всеми, то к нему обращается. Им создан в училище ансамбль скрипачей. Музыкальное издательство Киева часто печатает переложения для скрипки П. Я. Шольца.

Ученики искренне любят своего учителя. Их часто можно видеть в классе Павла Яковлевича. Одни из них уже бывшие, сегодня студенты консерваторий, другие — педагоги музыкальных школ Крыма, третьи артисты симфонического оркестра Ялты. Всех их объединяет уважение к учителю, стремление поделиться удачами, получить совет, моральную поддержку. Но далеко не всем им известна творческая биография учителя. Об одном из волнующих ее страниц я хочу рассказать.

Шли первые дни Великой Отечественной войны. Враг упорно рвался к Москве. В числе педагогов и студентов Московской консерватории Павел Шольц вступил в ряды добровольного ополчения. Началась трудная фронтовая жизнь. В одном из боев рядовой Шольц был ранен. После выздоровления стал в строй, но уже в качестве руководителя ансамбля 6-го гвардейского кавалерийского корпуса. С этим ансамблем П. Шольц прошел по дорогам Польши, Румынии и Чехословакии. Жители с восторгом встречали освободителей и всюду на концертах просили спеть «Катюшу». Ансамбль под управлением Шольца исполнял песни, в которых звучало предчувствие Победы. И она пришла. Павел Яковлевич вернулся к мирной жизни и любимой профессии.

Ноябрь 1966 года. Музыкальная общественность города отмечает 60-летний юбилей, а также 30-летие педагогической деятельности Павла Яковлевича Шольца. Было много цветов, музыки, пожеланий, улыбок и теплых и искренних слов. А потом снова труд — упорный, кропотливый, благородный. По-прежнему в классе слышно тихое, но настойчивое:

— Выше скрипку. Играй выразительнее«.

Справка. В послевоенные годы большую роль в становлении скрипичного отдела Симферопольского музыкального училища сыграли выпускники Московской консерватории Н. В. Михайлова (класс скрипки, с 1948 года — директор училища) и П. Я. Шольц (в 50-е годы был завучем училища) — оба ученики К. Мостраса, учились вместе с Д. Ойстрахом. В 1964 г. был организован струнный квартет педагогов — Л. Н. Леви, В. А. Хейфец, П. Я. Шольц, А. С. Налбандов, которые стали визитной карточкой струнного отдела училища.

Путевка в жизнь. Выпускники

За многолетнюю работу Вадим Штанько выпустил и дал путевку в жизнь около сорока студентов различных специальностей: валторна, труба, тромбон, ударные инструменты. Его выпускники работают по всему бывшему Советскому Союзу и за рубежом. Этот список далеко не полный, вот еще некоторые из выпускников:

Виктор Готчев — доцент Одесской консерватории, выпускник 1959 г. Симферопольского музыкального училища (класса В. Штанько). Его имя вошло в книгу «Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах» (изд. «Музыка», Ленинград 1969 г.) В 1960–1967 гг. солист оркестра Одесского театра оперы и балета, с 1968 года солист симфонического оркестра филармонии.

Трубачи: Владимир Ножов, Владимир Свириденко, Валерий Морозов, тромбонисты: Давид Лебединский, Владимир Фандралюк, валторнисты: Владимир Грицак, Александр Штанько.

Б.Т.

«Список выпускников Вадима Штанько огромен. Но две фамилии в нем задели меня за живое.

Виктор Готчев преподавал у нас в консерватории, когда я там учился. Это был прекрасный музыкант. На программы симфонического оркестра, где тромбону уделялась важная роль и были сольные места, обязательно ходили все «медяшки» города и не только. Отзывы об игре Готчева были самые восторженные. Это была игра мастера!

Мне с Готчевым довелось работать в Одесском муниципальном городском духовом оркестре, и я отлично помню как звучал его тромбон. А с Владимиром Фандралюком мы служили в военном оркестре Одесского военного училища ПВО страны. Дружили семьями. Кроме того, Владимир работал в оркестре Одесского оперного театра. Это был замечательный музыкант и добрый человек. Сколько опер и балетов я пересмотрел благодаря ему!»

Кропотливые репетиции, яркая концертная жизнь

Увлеченный педагог, талантливый музыкант и дирижер, мой отец был активным организатором многих городских концертов. Кроме того, в то время были традиционными концерты, посвященные 8 марта, майским и ноябрьским праздникам. А так как в Симферополе не было профессионального оркестра, все праздничные мероприятия держались на ученическом симфоническом оркестре, которым руководил В. Штанько. Я помню слова отца: «Репетиции были „кровавые“, на пирожках и нервах».

В. Штанько был инициатором традиционных марш-парадов духовых оркестров, посвященных Дню Победы. Как правило, эти парады объединяли оркестры Симферополя, Алушты, Евпатории. Большое торжественное шествие музыкантов проходило на главной площади города. Интересно заметить то, что парад начинался в 15:00, а на протяжении многих лет в это время начинался ливень. Именно ливень, а не дождь. Позже начало парада было перенесено на 12 часов дня, а знатоки помнили, что скоро пойдет ливень. И быть посему!..

Однако не всегда такая активная деятельность вызывала понимание тогдашней администрации музыкального училища и даже некоторых его коллег. Зависть — худшее из человеческих качеств.

Будучи человеком твердого, волевого характера, он принимал все близко к сердцу, держа в себе необоснованные обвинения в свой адрес. Горечь накапливалась, и 3 января 1982 года, не дожив до пятидесятилетия полтора месяца —...

Б.Т.

Оркестровки и композиции

Особое место в жизни Вадима Иосифовича Штанько занимало сочинение музыки. Будучи прекрасным оркестровщиком, сейчас бы назывался аранжировщиком, он, естественно, знал специфику симфонического оркестра. В 1976 году он сочиняет произведение, в основе которого чисто украинская тема. Но это его тема, навеянная воспоминаниями о родных местах. И это естественно, ведь его родина — Полтава. Широка и протяжна «Элегия» — именно так называется пьеса для валторны с камерным оркестром. Впервые она прозвучала в марте 1992 года в исполнении симфонического оркестра Крымской госфилармонии под управлением народного артиста Украины Алексея Гуляницкого. Оркестровка и соло — Александр Штанько.

С многолетним дирижером филармонического симфонического оркестра Алексеем Гуляницким Вадима Иосифовича связывала не только дружба и учеба в Киевской консерватории. Оба были серьезными и высокопрофессиональными музыкантами, понимали друг друга с полуслова.

«Элегия» для валторны посвящена педагогу по специальности в Киевской консерватории Михаилу Павловичу Станкевичу. «Сумнийспів» для трубы отец написал в память о своем первом выпускнике Анатолии Матковском, трубаче, выпускнике 1958 года, закончившем Горьковскую консерваторию и трагически погибшем в 1966 году.

Нужно отметить, что пьесы «Сумнийспів» и «Элегия» были написаны в сопровождении фортепиано. Позже они оркестрованы Александром Штанько и звучали в концертных программах уже в сопровождении симфонического оркестра.

Неудивительно, что будучи валторнистом, Вадим Штанько неоднократно обращается к своему любимому инструменту. В 70-х годах делает переложение для валторны ряда произведений. Это «Веселый дуэт» для двух валторн с оркестровкой, переложение сюит из опер Лысенко «Наталка Полтавка» и С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» для валторны с фортепитано, этюды-вариации, основанные на мелодиях украинских песен, служат для развития технических и мелодических навыков начинающих валторнистов.

Всю свою жизнь, работая со студенческим коллективом музучилища, он делал оркестровки произведений, которые успешно исполнялись в концертных программах Крыма.

В 70-е годы на экраны вышел кинофильм «Неуловимые мстители», один из первых советских боевиков. На материале музыки к этому кинофильму В. Штанько создает оркестровку и обработку и называет ее музыкальной картинкой «Красные дьяволята». Позже с самодеятельным коллективом ансамбля танца Крымского мединститута под руководством Луизы Ильиничны Маринавы эта композиция прогремела на всю Украину. Крымская правда от 16 сентября 1979 г. писала: «Под аккомпанемент нашего духового оркестра он с блеском исполнил хореографическую картинку „Красные Дьяволята“. Дирижировал оркестром В. И. Штанько — преподаватель музучилища, который вложил много труда в подготовку конкурсной программы коллектива». Это произведение было издано издательством «Музична Україна», Київ — 1974 г.

О музыке и музыкантах — публицистика, статьи, очерки...

Обладая разносторонним творческим даром, Вадим Штанько часто печатался в республиканских газетах и журналах — таких, как «Крымская правда», «Крымский комсомолец», «Советский Крым» и других. Он пишет очерки о ведущих исполнителях-инструменталистах и вокалистах, о творческих коллективах Крыма, об истории музыки.

Вот некоторые названия статей:

  • «Старейший композитор Украины» — к 75-летию Л. Н. Ревуцкого, Советский Крым, 21 февраля 1964 года;
  • «Перед финалом»: на смотре народных талантов, Советский Крым, 20 марта 1964 года;
  • «Жорж Бизе» Рубрика «Наш календарь», Советский Крым, 25 сентября 1963 года;
  • «Учитель музыки» — о старейшем педагоге по классу скрипки — Павле Шольце, Крымская правда, 10 декабря 1968 года;
  • «Звучит музыка Моцарта», Крымская правда, 12 сентября 1968 года.

В. И. Штанько часто приглашали быть членом жюри на конкурсах. Иногда это членство воплощалось в статье под псевдонимом В. Дымов.

Ему принадлежат методические разработки, связанные с любимым инструментом — валторной. «Звук при игре на валторне» (1981 г.), «Л. В. Бетховен. Соната № 8, часть вторая (о переложении и исполнении)» (1976 г.), «Работа над концертом В. А. Моцарта № 3 для валторны с оркестром в музыкальном училище» (1979 г.)

«Мне Пушкин дорог с юных лет...»

В нашем разговоре, Борис, вас заинтересовало поэтическое творчество Вадима Штанько. С удовольствием расскажу об этом...

Всю свою жизнь В. Штанько собирал материалы об Александре Сергеевиче Пушкине. «Мне Пушкин дорог с юных лет, я и сегодня с ним в дороге, он часто мне дает совет на трудном жизненном пороге», — этими строчками начинаются этюды в стихах «Пушкин в Крыму», написанные в 1978–1979 гг. Отрывок из этих этюдов, «Бахчисарай», был опубликован в газете «Таврические ведомости» в июне 1992 года, к 60-летию со дня рождения автора.

Большой трактат под названием «Пушкин и Воронцов. По страницам Пушкинианы» охватывает период пребывания А. Пушкина в Крыму и взаимоотношения Пушкина и семьи Воронцовых.

В конце 70-х годов вышла в свет партитура Георгия Васильевича Свиридова — музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». Музыка настолько проста и гениальна, что привлекла внимание многих дирижеров. Вадим Штанько, будучи поклонником творчества Пушкина, был одним из первых, кто сделал музыкально-литературную композицию по этому произведению.

Кроме того Вадим Штанько собрал много газетных и журнальных статей, связанных с биографией поэта. Они были объединены в более чем десять папок по разным направлениям. Эти бесценные материалы переданы в библиотеку музея А. П. Чехова города Ялты.

В 2009 году была издана книга Вадима и Александра Штанько «Избранное в образах и лицах». В книгу вошло все литературное наследие отца до последних записей и черновиков.

Стенгазеты. Новогодняя знаменитая «Квазимода»

Литературная деятельность Вадима Штанько ярко выражалась в газетах, которые выпускались им в училище вместе с его коллегой Евгением Евпаком. Это прежде всего была замечательная «Квазимода» — газета, выпускаемая на Новый год, полная юмора, острой сатиры, пользующая любовью учащихся и педагогов. Это была и газета, посвященная Одессе, она так и называлась «Одесса есть Одесса», где карикатуры не уступали ярким заметкам с одесскими оборотами... Обязательными были стенгазеты на первое апреля. В них с юмором отображалась жизнь училища, высмеивались наиболее интересные случаи.

Впоследствии я продолжил дело отца, выпуская юмористическую стенгазету «Квазимода». Одна из последних была под названием «Моцаркин и Сальеркин», которая вышла перед годом Моцарта.

Б.Т.

«...Мы идем по жизни вместе...»,— так сказал бы Вадим Иосифович о любимой супруге Наталии

Вадим Иосифович Штанько Наталья Штанько. В 1957 году окончила Киевскую консерваторию по классу фортепиано и получила распределение к мужу в Симферопольское музыкальное училище.

«Педагог по фортепиано, вложивший весть свой жизненный опыт, знания, энергию в воспитание новых поколений музыкантов. Два человека, всю жизнь прожившие вместе и творившие вместе. Рука об руку они шли, учась в Киевской консерватории. Рука об руку они шли, работая в Симферопольском музыкальном училище, выпуская замечательных музыкантов, которые в дальнейшем продолжали традиции своих любимых педагогов», — говорили о них коллеги.

Наталья Максимовна, человек с огромной жизненной энергией, требовательный к себе и ученикам, — она была помощником для Вадима Иосифовича во всех его делах и бесконечных творческих идеях.

Сейчас мы подходим к самому трогательному этапу очерка. Поэтический талант Вадима Штанько. Хочется привести цитату из стихов, посвященных его жене Наталье Максимовне.

Какая ты красивая,
какая ты счастливая,
какая ты веселая,
мне радостно с тобой...

В поэтическом творчестве отец также был многогранен. Ему были подвластны такие жанры как стихи, басни, эпиграммы. В последний год жизни он пишет поэму в стихах «Завещание матери» (1981 г.) о жизни простой украинской женщины Евдокии Гайдук, потерявшей сыновей во время войны.

Эта поэма меня вдохновила на написание музыки. Весной 2007 года была сочинена партитура для хора, солистов, чтеца и симфонического оркестра. Премьера состоялась 21 марта 2008 года в концертном зале Симферопольского музыкального училища. Крымский камерный хор, руководитель Игорь Михайлевский. Солисты: Людмила Румянцева (сопрано), Михаил Сорокин (тенор),текст читала музыковед Алла Сергаева.

Для себя я твердо определил, что к двум отцовским поэмам я должен написать музыку. Одна из них выше упомянута — «Завещание матери», вторая, любимое детище отца — конечно же, поэма «Пушкин в Крыму». Кстати, отец назвал ее этюдами в стихах: музыкальная тема отражена и здесь...

В августе–декабре 2006 года партитура была окончена и марте 2007 года состоялась премьера в том же концертном зале Симферопольского музыкального училища. Солисты: Людмила Румянцева (сопрано), Олег Яровой (тенор), Владимир Козин (баритон); текст читала на тот момент выпускница училища Мария Волкова.

В продолжение нашего диалога скажу, что мною написана музыкальная баллада к стихотворению «Женщина у моря».

Я видел женщину у моря.
Она смотрела молча вдаль.
Седая, старая, от горя,
в глазах заплаканных печаль.
Лицо когда-то молодое,
с ума сводившее мужчин,
теперь увядшее, худое,
покрылось нитями морщин.
Какие боли, муки, беды
ее состарить так могли?
Какие силы в день Победы
больную к морю привели?
Собрались тучи. Солнце скрылось.
Поднялся ветер. Шторм крепчал.
Внезапно ливнем все умылось,
мгновенно опустел причал.
И только женщина стояла,
надев платок на седину.
Под шум прибоя вспоминала
дочь, сына, мужа и войну.

Б.Т. Cправка. Александр Штанько. С честью и достоинством продолжает дело отца сын Вадима Иосифовича, Александр. Дирижер и преподаватель класса валторны. В настоящее время работает в университете культуры и искусства г. Симферополя, занимается композицией. Передо мной афиша концерта «Мелодии, рожденные Крымом», где прозвучали произведения А. Штанько в исполнении симфонического оркестра государственного академического музыкального театра под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Крым Александра Коваленко. Среди них симфонические эскизы: «Звездное мерцание», «Неразрешенный вопрос», «В классическом стиле». Преподавая в музыкальном училище, воспитал целую плеяду молодых исполнителей, которые безмерно ему благодарны и помнят его с большой теплотой. Музыкальное образование получил в музыкальном училище г. Симферополя (1975–1979 гг.) по классу валторны, педагог В. И. Штанько. После службы в рядах Советской армии в 1982 году поступил в Харьковский государственный институт культуры. Позже был переведен в Одесскую государственную консерваторию им. А. В. Неждановой, которую закончил в 1989 году по классу валторны у педагога А. А. Осипенко. С 1986 по 2014 годы работал в Симферопольском музыкальном училище преподавателем в классе валторны и концертмейстером. С 2015 года по настоящее время работает преподавателем на кафедре музыкального искусства в КУКИиТ г. Симферополя.

***

Ну вот, Борис, на этом я хочу закончить рассказ о своем отце. Все, что удалось вспомнить, — малая часть недолгого, но насыщенного пути. Таким был выдающийся музыкант-духовик Крыма, дирижер, композитор, поэт, музыкальный критик, новатор и первопроходец, принимавший на своем пути сложные творческие решения и с успехом выполнявший их.

«Ничто не вечно в этом мире, лишь вечно то, что оставляет след». Имя Вадима Штанько помнят его коллеги, ученики — люди, с которыми он общался и работал. Дай Бог в наше время не пасть духом, сохранять традиции и продолжать дело, начатое Вадимом Иосифовичем Штанько...

Борис Турчинский, А. Штанько, май 2017
Партита.РФ 
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first sheet music library for wind band in Russian web
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru  Windorchestra.Ru  Brassband.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
eXTReMe Tracker
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play