|
|
Владимир Скороходов: «Вдохновенье приходит к тем, кто трудится!»«Уважаемому Борису Турчинскому, с робкой надеждой, что эта книга будет ему полезна. В. Скороходов». С такой дарственной надписью книга «Мастерство кларнетиста. Советы учителя» оказалась у меня в руках. Автор, глубокоуважаемый мною Владимир Павлович Скороходов, явно поскромничал: его книга просто великолепна в своем предназначении! И это отметили абсолютно все в нашем мире музыки, кому повезло с этой книгой познакомиться. Уже с первых страниц я почувствовал, насколько издание будет полезно кларнетистам, а впрочем, и не только им. Взять хотя бы такой раздел, который называется «Если ученик талантлив». Для учителя всегда большая радость, когда у него в классе появляется талантливый ученик! Но вместе с тем, это и большая ответственность... Ведь для особого таланта нужны совсем другие подходы, чем к другим учащимся. Какие именно? Своим богатым опытом щедро делится автор. Несомненный интерес (и не просто интерес — необходимость!) для кларнетистов представляет приведенный в книге анализ одиннадцати шедевров для кларнета, написанных великими композиторами прошлого. Среди них постоянно исполняемые произведения К. М. Вебера, И. Брамса, В. Моцарта, С. Танеева, И. Стравинского и П. Хиндемита. Помимо анализа музыкальной формы, интересна справка об истории возникновения каждого произведения: кто был его первым исполнителем, заметки об особенностях стилистики, многое другое. «Советы мои воспринимайте с хорошей долей полемики,— пишет Владимир Павлович. — Я не претендую на абсолютную истину, некий стандарт, так как эти понятия не совместимы с музыкой. Я хочу лишь довести до сведения моих учеников то, что признаю правильным на основании своего многолетнего опыта». С большой теплотой писал о Владимире Павловиче его ученик, Александр Пилипович, ныне директор Новополоцкого музыкального училища, в главе «Ученик о своем учителе». К сожалению, многие молодые музыканты довольно скептически относятся порой к книгам, посвященным их профессиональной деятельности. В этой связи нелишне заметить: современная наука считает доказанным, что человек использует в своей повседневной деятельности, в том числе и творческой, около 20–25 процентов возможностей своего мозга. Между тем, изучая важнейшие научно-теоретические, психолого-педагогические, учебно-методические работы, можно существенно повысить коэффициент своего интеллекта, интенсифицировать свои творческие способности. И, чем вы будете более любознательны, тем больше преуспеете в этом занятии. Так советует молодым коллегам профессор Скороходов. Рассчитывать на успех может тот специалист, который отвечает современным требованиям не только в рамках своей прямой и непосредственной профессии, но и тот, кто открыт многообразным знаниям, готов идти вперед, откликаясь по мере необходимости на запросы современной жизни. Читайте больше! Если эта книга по счастливой случайности (или закономерности!) окажется у вас, загляните в нее и ознакомьтесь с другими ее разделами: «О важности игры в ансамблях», «И снова о тростях», «О штрихах при игре на кларнете», других... В вашей повседневной профессиональной практике эти знания наверняка займут свое незаменимое место. И все же не забывайте важное наставление мастера: «Мои советы принимайте полемически». Владимир Павлович Скороходов — кларнетист, преподаватель, общественный деятель. Заслуженный деятель искусств республики Беларусь, кандидат философских наук, доктор культурологии. В 1958 году он окончил могилевское музыкальное училище имени Римского-Корсакова у преподавателя И. П. Лущикова. Затем — Белорусскую государственную консерваторию, в которой учился с 1958 по 1963 год у профессора И. И. Бакуна. Он также выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского, учился в классе профессора С. В. Розанова. Солировал в симфоническом оркестре Национального театра оперы и балета Беларуси, затем был заместителем директора, директором минского музыкального училища. В 1998–2001 годах В. П. Скороходов заместитель министра культуры республики Беларусь, советник белорусского посольства в Литве, ректор Белорусского государственного института проблем культуры. Владимир Павлович Скороходов — профессор Белорусской государственной академии музыки. Сфера его научных исследований — художественная культура и государство, эстетическое образование, методика обучения игре на деревянных духовых инструментах (его авторству принадлежат более 70 научных работ и 3 монографии). Среди них: «Советы моим ученикам», «Художественная культура современной Беларуси». Профессор Скороходов — член жюри многих международных конкурсов, неоднократно проводил мастер-классы в Беларуси, Польше, России, Франции, Голландии, США, Литве, Украине, Израиле. В числе учеников В. П. Скороходова 15 лауреатов международных и национальных конкурсов, солисты ведущих творческих коллективов Беларуси и других стран. Евгений Овсянников — артист симфонического оркестра города Гринбей (США). Алексей Вакуленко — концертмейстер группы кларнетов Национального Большого театра оперы и балета республики Беларусь. Евгений Шиманович — солист Президентского духового оркестра Беларуси, Игорь Дуцкий — лауреат международных конкурсов, солист симфонического оркестра Национального Большого театра оперы и балета Беларуси. — Моя книга — это попытка поделиться с музыкальной общественностью, с музыкальной молодежью, лишь некоторыми секретами, наблюдениями, мыслями, которых накопилось достаточно, более чем за 50 лет жизни в музыке,— говорит Скороходов. — Читатель не найдет в ней логической последовательности подачи материала, общепринятых методик, и все же я очень надеюсь, что она будет полезна. Иногда бывает важно получить дружеский совет или даже просто услышать сформулированную кем-то нужную мысль, которая еще не успела оформиться, согласиться с предложением или поспорить с ним. Поэтому в книге много советов методических и организационных, но, кроме этого, я счел возможным предложить читателю мою трактовку одиннадцати шедевров мирового музыкального искусства для кларнета. Эти произведения исполняет каждый, кто осваивает игру на кларнете, существуют десятки их трактовок. Но шедевры «звучат», раскрывают свой глубокий смысл лишь тогда, когда исполнитель глубоко постигает замысел автора, осознает и эмоционально осмысленно доносит содержание каждой звучащей ноты. Мои заметки об этих произведениях также основаны на практическом опыте, на каждодневном осмысленном труде совместно с моими учениками. Я не претендую на истину в последней инстанции, но все же очень надеюсь, что книга будет востребована. Делая успехи и ошибаясь, падая и поднимаясь, побеждая себя и обстоятельства, мои ученики писали эту книгу вместе со мной. На празднике мастерстваОдна из сторон многогранной деятельности Владимира Павловича — это мастер-классы, проводимые не только в своей республике, как было уже написано, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Учащиеся и преподаватели израильских консерваторий получили в этом году тоже получили профессиональный подарок: в консерватории города Петах-Тиквы состоялся мастер-класс с участием профессора Белорусской государственной академии музыки Владимира Павловича Скороходова. Проведение мастер-классов в Израиле давно стало хорошей и полезной традицией, однако до сих пор все специалисты, которые их проводили приглашались в основном из стран Европы и США. Так у нас прошел мастер-класс в Раанане, его провел Сергей Накаряков, блестящий молодой трубач, который в настоящее время живет во Франции и гастролирует по всему миру. Кстати, родители Сергея живут в Израиле, да и сам он некоторое время жил здесь. И вот произошел некоторый «прорыв», перелом в этом устоявшемся почти что «правиле». В событии очень посодействовал «Institute of Art Development» и его генеральный директор Эли Райхлин, за это им отдельное спасибо. Ни для кого не секрет, что большинство преподавателей-духовиков, которые сегодня работают в консерваториях нашей страны или играют в различных оркестрах Израиля, — это выходцы из бывшего Советского Союза. Богатые знания и навыки, полученные в СССР, они передают молодому поколению, и по всем имеющимся оценкам — делают это очень успешно. Встреча с профессором из Беларуси прошла в очень теплой обстановке. С приветственным словом выступил директор консерватории Петах-Тиквы Эли Алон. Он пожелал кларнетистам воспринять от мастера знания, напитаться дополнительной творческой энергией, а также пожелал присутствующим творческих успехов и коротко рассказал о духовом отделении Петах-Тиквской консерватории, где учатся более 200 детей, и среди них 40 кларнетистов — музыкантов как раз именно того профиля, по какому был заявлен мастер-класс профессора Скороходова, также кларнетиста. Преподают на отделении педагоги с большим стажем работы и прекрасным умением работать с детьми. Подавляющее большинство преподавателей — это люди из бывшего СССР, благодаря своему владению методиками обучения игре на духовых инструментах, они смогли сформировать высокий уровень исполнительского мастерства учеников. Нашлись у нас и ученики Владимира Павловича. Так бывший студент минского музыкального училища Александр Фиалко — сегодня дирижер духового оркестра в израильском городе Нес-Циона. Его оркестр — один из ведущих в стране. Однако, вернемся в зал консерватории Петах-Тиквы, где проходит мастер-класс профессора Скороходова. Прозвучавшие тут оригинальные произведения, а также переложения для кларнета были, в основном, хорошо знакомы аудитории, тем интереснее было наблюдать в трактовке В. П. Скороходова свежий, нестандартный подход к ним. Музыка звучала в исполнении учащихся разных лет обучения. «Концертино» Г. Г. Рейсигера исполнил Николай Гельфанд (преподаватель Мира Меерович), «Конкурсное Соло» А. Мессаже — Гиль Пелек (преподаватель Амии Файнштейн), «Сонату» К. Сен-Санса — Йотан Хемо, он учился у преподавателя Г. Горлицкого. Мне было приятно, что участвовал и мой ученик: «Адажио» И. Х. Баха исполнил Шай Слуцкий из класса, которым руковожу я. Все исполнители продемонстрировали хорошую музыкальную подготовку и хорошее владение инструментом. Владимир Павлович с каждым в отдельности поработал над исполняемым произведением, добавив свои существенные замечания. Рассказал он также о произведениях, написанных для кларнета белорусскими (и не только) композиторами — нашими современниками. Современные авторы предлагают в своих пьесах новые, доселе не применявшиеся виды исполнительского и технического выражения, которые требуют от исполнителя поиска нового звучания, новых возможностей, а значит, и новых приемов в игре. Некоторые современные кларнетисты, к примеру, достигли успехов, применяя в исполнении перманентное дыхание. Профессор показал некоторые новые приемы исполнения штрихов, акцентов, атаки звука. Такой новый вид исполнительства позволяет, погружаясь и в пласты других эпох, открывать для себя совершенно неожиданные звуковые миры. Несколько часов мастер-класса пролетели незаметно, мгновенно, а воспоминания об этой незабываемой встрече остались на всю жизнь. Наши студенты говорили на прощание: спасибо вам, маэстро, за любовь к кларнету, за желание поделиться со всеми нами теми ценными знаниями, которые вы приобрели за свою долгую и плодотворную профессиональную жизнь. Спасибо за вашу щедрую любовь к людям! Скороходова не случайно считают ни много ни мало — создателем белорусской школы игры на кларнете, и вот почему. Важной особенностью уроков мастера является индивидуальный психологический подход к каждому ученику: все, кто учился у Скороходова или работал с ним, считают его очень тонким психологом. «Не советую покупать знаменитую Кембриджскую энциклопедию, там не перечисляется и десятой доли того, чем отличителен Владимир Павлович»,— эта остроумная, меткая фраза бывшего ректора Белорусской государственной академии музыки А. Ф. Ращупкина в полной мере характеризует неуемную, яркую личность учителя. Интересно, что ряд произведений для кларнета в качестве важного и необходимого учебного материала разнообразных концертных и конкурсных программ был создан белорусскими композиторами в сотрудничестве с В. П. Скороходовым. ...В честь выдающихся людей принято называть малые планеты солнечной системы. У музыкантов существует другая традиция, более приземленная, но не менее возвышенная: посвящать новые музыкальные произведения. В. П. Скороходову посвящены соната для кларнета и фортепиано Л. Абелиовича и соната-поэма К. Тесакова, вошедшие в золотой фонд белорусской музыки. ***Из книги В. С. Скороходова «Советы моим ученикам»: «Как сделать, чтобы каждое соприкосновение с музыкальным инструментом, в том числе и с кларнетом, было максимально результативным? Как научиться строить свою работу по развитию исполнительской техники и стабильной памяти? Как раскрыть художественный замысел в масштабах всего произведения? Как нужно работать, чтобы не только полюбить музыку, но еще и знать ее, знать профессионально, во всех проявлениях, элементах, деталях? Главное — научиться правильно применять полученную в процессе учебы информацию. Помните всегда: никакие способности не помогут, если вы не организуете систематических, серьезных, прилежных и умных занятий. Только они сделают вас музыкантами-профессионалами. Не ждите прилива творческих сил и возможностей, называемых вдохновением. Они не ощущаются каждодневно, учитесь управлять процессом ежедневных занятий на инструменте и заставьте себя работать даже тогда, когда не испытываете к этому особого расположения. Как точно выразил подобное отношение к труду П. И. Чайковский в своем письме к баронессе Н. Ф. фон Мекк: Нет никакого сомнения, что даже величайшие музыкальные гении работали иногда, не согретые вдохновением. Вдохновение — это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и честный настоящий артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение... Иногда вдохновение ускользает, не дается. Но я считаю, долгом для артиста никогда не поддаваться, либо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее». Прислушайтесь к этим мудрым словам, сказанным музыкальным гением. Пусть они станут путеводными в вашем творчестве. Борис Турчинский, июль 2012
|
|
|
|
|
|