Partita.Ru

«Шехерезада» Владимира Томащука

Музыкант и педагог Владимир Иванович Томащук

Владимир Иванович Томащук 10 лет прошло, с тел пор, как нет с нами замечательного человека и музыканта, прекрасного кларнетиста Владимира Томащука. А напомнил мне об этой печальной дате, один из моих друзей, прислав небольшую статью жены Владимира, Татьяны Аванесьянц-Томащук. Время бежит быстро. Десять лет много или мало, скорее меньше чем миг между... как в известной песне.

Он был замечательным музыкантом и настоящим мужчиной

Будучи уже безнадежно больным, когда боли стали постоянными, легкие работали плохо. Рука не двигалась. С онемевшими губами, и с постоянной аритмией сердца, Владимир играл солирующую партию в симфонической поэме Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада» как всегда замечательно, и когда дирижер Хобарт Эрл поднял его на поклон, неистовствовал в восторге и зал, и оркестр. Вспоминает жена Татьяна. Это было 23 ноября 2008 года. О его нестерпимой боли знали только самые близкие... Ровно через три месяца, 23 февраля 2009 года, Владимира Томащука не стало.

Махачкала, 1985

Читателю будет странно, но мои воспоминания о Владимире переносят меня не в Одессу. Хотя именно в Одессе мы познакомились и встречались, иногда сотрудничали. Но об этом позже...

Август месяц, по тогдашним своим жизненным обстоятельствам я проводил в Махачкале. Гуляя в парке возле музыкального театра, заметил выходящих после утренней репетиции музыкантов оркестра и вдруг увидел знакомое лицо. Томащук? Да не может быть, наверное обознался. Какое отношение имеет он к гастролирующему здесь музыкальному театру из Грозного. Любопытство взяло верх, и я подошел. Представляете и его удивление, увидев меня, и где?! Оказывается, у Владимира в одесском симфоническом оркестре был отпуск, и он его использовал, таким образом, приняв приглашение из Грозного, поработать с ними.

Это было наше самое плотное общение за все годы знакомства. Я хорошо знал Махачкалу и с удовольствием показывал ему город, пару раз ходили на море. Много ему рассказывал об этом удивительном географическом и интернациональном крае. Володя был прекрасным слушателем и его все интересовало.

Конечно, мы обсуждали и вопросы методики обучения игры на кларнете, репертуар. Володя рассказал мне о своем детстве, много о музыкальном училище в Виннице, учебе в классе профессора одесской консерватории Василия Петровича Повзуна, которого боготворил и многим был ему обязан.

Оказавшись как-то возле музыкального магазина, мы не могли в него не зайти. На удивление там оказалось больше литературы для кларнета, чем в Одессе. Один из сборников Владимир купил в двух экземплярах и один подписал мне на память. Очень дорожу этим подарком: «Борису Турчинскому на память о неожиданной и прекрасной встрече в Дагестане».

Владимир познакомил меня с музыкантами грозненского оркестра, которые оказались прекрасными и душевными людьми. Любили посидеть за рюмкой отличного дагестанского вина.

За этот гастрольный месяц Володя организовал из музыкантов оркестра несколько ансамблей камерной музыки и дали концерт, который был записан на дагестанском радио. Он состоял из квартетов Моцарта, «Патетическое трио» М. И. Глинки. Твой он был неугомонный и вечно ищущий человек.

Свой очерк продолжу фрагментами, воспоминаний, самого близкого человека Владимиру, жены Татьяны Аванесьянц-Томащук

Родился Владимир Томащук 1 апреля 1944 года в небольшом городке Винницкой области под названием Бар в семье музыканта. Отец, Иван Афанасьевич, учитель музыки и пения, заметив замечательные способности и любовь к музыке у ребенка, начал самостоятельно обучать его игре на скрипке в шестилетнем возрасте. Но познаний отца оказалось недостаточно, а педагога по классу скрипки в городе не было, и Володя начал заниматься в классе духовых инструментов игрой на кларнете.

Окончив в 1958 году семилетнюю общеобразовательную школу, Владимир поступил в Винницкое музыкальное училище, открывшееся в этом же году. Его педагогом по специальности кларнет был Д. Ф. Дудкевич.

Окончив музыкальное училище с отличием в 1962 году, Владимир Томащук поступил в Одесскую государственную консерваторию по классу кларнета, где его педагогом стал известный профессор, В. П. Повзун.

Справка. Повзун Василий Петрович — украинский кларнетист и музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств Украины, почетный доктор Молдавской Академии музыки и искусства. Учился в Одесском музыкальном училище (1935–1938) и в Одесской консерватории (1938–1941) у Алоизия Моравика. С четвертого курса консерватории ушел на фронт, был откомандирован в оркестр штаба Сталинградского, затем 4-го Украинского фронта. После демобилизации окончил Кишиневскую консерваторию (1946), где учился, в частности, у Григория Гершфельда. В 1946–1951 гг. солист Симфонического оркестра Молдавской филармонии. С 1951 г. проректор, в 1953–1960, гг. ректор Кишиневской консерватории. В 1962–1968 гг. ректор Одесской консерватории; в этот период в консерватории были построены дополнительный учебный корпус, новое студенческое общежитие, в концертном зале установлен орган, открылись отделения композиции, кафедра народных инструментов и кафедра камерного ансамбля. Выйдя в отставку с должности ректора, Василий Петрович возглавил класс камерного ансамбля. Среди учеников В. П. Повзуна, в частности, народный артист Республики Молдова, профессор Молдавской академии музыки — Евгений Вербецкий, заслуженный артист Украины Владимир Томащук (солист Одесского Национального симфонического оркестра).

Татьяна продолжает. В 1964 году Владимир был призван в ряды Советской Армии и, отслужив, в 1967 году продолжил обучение в консерватории, стал лауреатом республиканского конкурса. В 1969 году, по окончании учебы, был принят на работу в Одесский Театр оперы и балета, где в течение семи лет переиграл обширный репертуар. Часто исполнял сольные партии, обращая на себя внимание дирижеров, солистов и танцоров, и навсегда полюбил оперную и балетную музыку, к которой возвращался всю свою жизнь, периодически исполняя партию первого кларнета в оперных и балетных спектаклях.

33 года служения музе

Филармонический оркестр одесской филармонии, в нем Владимир проработал тридцать три года, где особенно раскрылись его творческие возможности, настоящий талант оркестранта и солиста.

Работая с замечательными дирижерами, такими как Турчак, Симович, Мансуров, Луцив, Сиренко, Пономарчук, Шаврук, Дедюра и другими, выступал в качестве солиста с оркестром. Исполнил много замечательной музыки, как классической: В. А. Моцарт, К. Вебер, Л. Шпор, Дж. Верди, Й. Брамс, П. И. Чайковский, С. Рахманинов, так и современных композиторов. Играя в ансамбле «Старинной музыки», современной музыки, с квартетом «Гармония мира’ под руководством С. Шольца, в сольных концертах с фортепиано — аккомпаниаторы А. Май, Н. Бузанова, Т. Шевченко — как в Одессе и других городах Украины, так и в Армении, Грузии, Молдавии, Австрии, Швейцарии.

Неоднократно принимал участие в фестивале современной авангардной музыки «Два дня и две ночи», где исполнял произведения украинских и зарубежных авторов.

Благодарность за заслуги

Творческая деятельность Владимира не раз высоко отмечалась многими дирижерами, коллегами и рецензентами. За значительный вклад в развитие и пропаганду украинского искусства в 1994 году Томащук был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Украины».

Города мира

В составе симфонического оркестра под управлением главного дирижера Хобарта Эрла Владимир Томащук выступал в лучших залах Европы и мира, таких как Карнеги-Холл (Нью-Йорк), Мюзик-Феррайн (Вена), Мессик-Холл (Торонто, Канада), Барби-Холл (Лондон) и многих других, где всегда исполнял свои партии на высочайшем профессиональном уровне. Его соло в произведениях П. И. Чайковского, С. Рахманинова, В. Моцарта навсегда запомнились слушателям проникновенным бархатным звучанием и совершенством техники.

«Шехерезада» Владимира Томащука

На гастролях оркестра в США в 1992 году, когда 12 раз была исполнена симфония № 2 С. Рахманинова, группа слушателей переезжала из штата в штат, чтобы еще и еще раз насладиться чарующим звучанием волшебного кларнета В. Томащука в Solo III части.

Педагогическая деятельность

Томащук много лет посвятил и педагогической работе: в ДМШ № 2 им. А. К. Глазунова, затем в школе им. П. С. Столярского и в Одесской музыкальной академии им. А. В. Неждановой, где работал до последних своих дней. Он любил учеников, как родных детей, любил людей, любил музыку, жил этой любовью.

Воспоминания кларнетиста Ивана Пинти

Прощальная «Шехерезада». История полная печали. Я со своим другом Владимиром Гитиным были на его последнем концерте, где исполнялась «Шехерезада». Это было блестяще, Владимир Томащук в своем соло превзошел себя. Мы с нему подошли и если честно, нам стало не по себе от его вида. Мы не понимали, как можно на таком высоком уровне это сыграть и в таком состоянии? У него был рак в последней стадии. На прощание он нам пожелал удачи, и добавил: «Борюсь за жизнь, ребята». Через некоторое время его не стало. Очень тяжело мы пережили его кончину. Перед этим я мечтал быстрее перейти на 3-й курс, чтобы учиться в его классе, камерного ансамбля, но увы, этому не суждено было сбыться...

Все кларнетисты хорошо знают Концерт американского композитора Арнольда Копленда. Смею утверждать, что исполнение этого произведения Владимиром Ивановичем лучшее из всех, что мне приходилось слышать. Концерт прошел в 2008 году с камерным оркестром Игоря Шаврука. Бесподобно, уверен, что и сам композитор, услышав, сказал бы: «Браво, Томащук!»

От автора

«Почувствовать атмосферу тебя окружающую»

Мы познакомились с Володей прямо на репетиции симфонического оркестра. Это был 1977 или 1978 год. Было очень забавно. Меня пригласил на репетицию и несколько выступлений дирижер оркестра Гарри Минеевич Оганезов, который в свое время был дирижером Житомирского музыкально-драматического театра, где я, будучи студентом музыкального училища работал.

Итак, прихожу весь замыленный, вернее прибегаю, так как жил в Одессе далеко от филармонии и своего транспорта тогда у меня не было. Сажусь рядом, мне сказали, что я буду играть партию второго кларнета. Дирижер взмахнул палочкой, и полилась музыка. В перерыве познакомились, желательно приходить за полчаса, мягко сказал мне Владимир: «Разыграться, настроится, почувствовать атмосферу тебя окружающую».

Почему-то я это запомнил надолго. Меня еще несколько раз приглашали поиграть в этом чудесном коллективе, где в группе кларнетов было еще два прекрасных музыканта, Николай Шевчук и бас кларнетист Григорий Симоненко.

Как-то раз мне Владимир говорит: «Может, сбросишь погоны?» Я тогда служил в оркестре военного училища и несмотря на то, что это была армейская служба, мне там было комфортно. Был профессиональный коллектив с прекрасным дирижером Александром Саликом, впоследствии народным артистом Украины. А главное, я получил там квартиру и мне за нее надо было отработать шесть лет.

Второе приглашение я получил после моего удачного выступления на госэкзамене в консерватории, на котором присутствовал Томащук со своим помощником Колей Шевчуком. Они пришли не только послушать мою игру, а и встретится с председателем госкомиссии давним хорошим знакомым, главным дирижером симфонического оркестра Молдавской филармонии, народным артистом СССР Тимофеем Гуртовым. Мне хорошо запомнил этот эпизод в своей жизни, когда меня поздравили. Такие Люди!

Я беседую с Николаем Шевчуком, кларнетистом и большим другом Владимира Томащука

— Коля ты много лет поработал в симфоническом оркестре с Владимиром. Расскажи об истоках этой многолетней дружбы?

— С Володей, как ни странно, я познакомился уже в одесской консерватории. Хотя учились у одного учителя в винницком музыкальном училище. Но в разное время. Володя был старше меня и окончил училище до моего поступления. Но слухи о нем, как о прекрасном кларнетисте еще долго жили в памяти студентов и преподавателей. На протяжении четырех лет, что я учился, мне мой педагог рассказывал, вот Томащук это играл... Вот на кого надо всем равняться. В одесскую консерваторию я поступил в 1969 году и опять, как в случае в Виннице, попал в класс преподавателя, который обучал и Володю. Профессора — В. П. Повзуна. Вот судьба! Как раз в том году Володя окончил консерваторию. Но я еще лично с ним не был знаком.

— Ну, когда вы, наконец, встретились?

— Однажды в подвале консерватории, где занимались духовики, кстати, занимаются и сейчас. Думаю, Борис, ты помнишь это место?! Зашел молодой, красивый парень и спросил: «Кто тут из Винницы?» Вот так и состоялось наше знакомство.

На протяжении всей моей учебы в консерватории мы встречались, но, к сожалению эпизодически. Володя тогда работал в оркестре оперного театра. В 1973 году меня пригласили в симфонический оркестр одесской филармонии. А буквально через короткое время и Володя перешел из оперного театра в наш оркестр. Дирижером был Игорь Симович.

— Отсюда и началась ваша крепкая дружба на многие года.

— В 1976 году к нам в группу взяли еще одного прекрасного кларнетиста Григория Семененко. В советские времена мы много играли музыки одесских композиторов, современной музыки. Не говоря уже о классике. Наша группа, во главе с Володей была на высоте. Я часто вспоминаю те времена с теплотой и гордостью.

В 1980 году к нам в группу влился еще один перспективный кларнетист, Игорь Юзвак и у Володи родилась идея организовать квартет кларнетов. Надо сказать, что Володя обожал камерную музыку.

— Николай, дополни свой рассказ о Владимире, как о кларнетисте.

Борис, я думаю, в этом очерке многие выскажутся об этом, но я выскажу и свое мнение. Вроде и музыка знакомая и соло кларнета много раз прослушанное, но после Володиного исполнения оставалось чувство, что это звучало как-то особенно. Володя часто выступал с оркестром как солист. Концерты Вебера, Копленда и др. Незабываемо было исполнение фантазии на тему «Риголетто», композитора Верди-Басси. Не помню чтобы его не вызывали на бис.

Я с Володей проработал в оркестре 24 года. Годы полные творчества и теплой дружбы. Светлая память тебе дорогой друг!

Профессор Петрозаводской государственной консерватории Виталий Петрович Фартушный

В 1964 году, когда я поступил в Винницкое музыкальное училище, класс гобоя там вел Дмитрий Федорович Дудкевич. По основной специальности это был отставной военный дирижер и, как говорят те, кто его хорошо знал, — кларнетист. Добрейший человек по натуре, он всеми силами старался создавать во вверенном ему классе обстановку благополучия. Например, в отсутствие хорошего гобоя, одолжил его, под свою ответственность, в духовом оркестре агрегатного завода, да еще и поставил добрым людям «могарыч», — за свой счет.

С 1958 года Дмитрий Федорович являлся педагогом по классу кларнета. И хотя это продолжалось недолго, он успел выпустить очень способного ученика — Владимира Томащука. Томащук без проблем поступил в Одесскую консерваторию, — и это обстоятельство служило в те годы важнейшим аргументом в оценке состоятельности педагога и формировании положительного имиджа духового отделения молодого Винницкого училища (основано в 1958 году).

Педагог очень гордился своим выпускником, и в своих наставлениях мне, начинающему гобоисту, всякий раз приводил в пример его старательность, неуемную тягу к обучению, способность моментально схватывать методические и художественные задачи. Часто говорилось и о его красивом звуке. Причем, Дмитрий Федорович столь высоко характеризовал своего ученика не только в тот короткий промежуток времени, когда он преподавал гобой, но и позднее, когда вел дирижирование, духовой оркестр, ударные инструменты и т.д. Порой складывалось впечатление, что ему вменяли в обязанность вести все то, к чему не притрагивался никто другой.

К сожалению, мне не пришлось услышать этого замечательного ученика Дмитрия Федоровича, ни в Виннице, где я учился с 1964 по 1968 гг., ни в Одессе, куда приезжал один раз на консультацию к Н. К. Генари, и несколько раз — к двоюродным сестрам и брату, проживающим там по сей день. Остались приятные воспоминания от общения не только с родственниками, но и с коллегами-гобоистами: Н. К. Генари, Н. Кононовым, Н. Десновым, Н. Николайчуком и др. Вопреки стереотипам о южном менталитете — они оказались на редкость коммуникабельными и отзывчивыми людьми.

Симфонический оркестр

Солистом оркестра тогда был Иван Оленчик, который уехал в Москву, поступив в аспирантуру Академии музыки им. Гнесиных. Володя перешел с бас кларнета на первый кларнет и до последнего дня был концертмейстером группы кларнетов.

Аня Голубятникова: «До сих пор ком в горле, когда играем третью часть, Второй симфонии Рахманинова, всегда вспоминаю Владимира Ивановича, божественное соло...»

Лидия Телешова: «Помню Володю и по совместной учебе в консерватории, и по его исполнительскому творчеству, по работе в оркестрах Одессы, концертах, как солиста. Огромной потерей музыкальной Одессы был его преждевременный уход. Остается жить в памяти благодарных друзей, учеников, близких, всех, кто его знал и помнит...»

Через два года после Махачкалы, мы встретились в одесской консерватории, на концерте в честь юбилея моего учителя, профессора Калио Эвальдовича Мюльберга. Это был февраль 1987 года. Много пообщаться не получилось, было много приглашенных музыкантов, которых я не видел много лет. В то время я преподавал в Ровенском институте культуры, и приезжать в Одессу получалось не часто. Вспоминаю Володю в эти годы — цветущим и полным жизни, молодым человеком. А небольшая седина добавляло ему только шарм.

Володя знал, что я уехал из Одессы, но думал, что я по-прежнему работаю дирижером муниципального духового оркестра в Житомире. В Ровно кроме преподавания, я дирижировал студенческим духовым оркестром.

У Владимира сохранились оркестровки пьес, для кларнета с духовым оркестром, сохраненные им с армейской службы. На этой творческой ноте и договоренности, что он их мне вышлет, мы расстались на время, а получилось навсегда. Через несколько лет я уехал на постоянное место жительство в Израиль...

Владимир Бондарчук, профессор, народный артист Украины

Він розумів і поважав хороших музикантів... ми памятаємо його чудові оркестрові та сольні виступи... дуже шкода, що так рано покинув нас... вірю, що нині він в раю...

Хочу закончить этот очерк, повторив слова его друзей: «Он остается жить в памяти благодарных друзей, учеников, близких, всех, кто его знал и помнит...» А еще, думаю, все понимают украинский язык: «Вірю, що нині він в раю...» И мы в это-Верим!

Борис Турчинский, декабрь 2019
Первая в российской сети библиотека нот для духового оркестра
Сайт работает с 1 ноября 2005 года
The first in the Russian network sheet music library for brass band
The site was founded in November 1, 2005
Windmusic.Ru  Sheetmusic.Ru
Ноты для некоммерческого использования
Открытая библиотека — качай, печатай и играй
Free sheet music for non-profit use
Open library — download, print and play