|
|
Владислав Янковский: «Мечты сбываются!»К 60-летию известного российского кларнетиста и дирижера, заслуженного артиста Российской Федерации Янковского Владислава ЯновичаПредысторияНаша дружба с Владиславом, а для меня он просто Владик, началась во время учебы в житомирском музыкальном училище, где мы волею судьбы оказались на одном курсе. Оба кларнетисты, поэтому круг наших музыкальных интересов был одинаков. Взаимную симпатию мы почувствовали сразу — и вот, дружим на протяжении многих и многих лет, теперь уже издалека, через расстояния. В своем интервью с Владиславом я задал ему немало вопросов, которые не только коснулись подробностей его пути в музыке, но и, надеюсь, помогли открыть секреты его мастерства и успешной карьеры кларнетиста и дирижера. Интервью — ниже, а прежде, как принято по законам гармонии, сделаем музыкально-текстовый «предыкт». На страницах данного журнала не раз писалось о нашем учебном заведении — Житомирском музыкальном училище. Хочу без преувеличения сказать, не умаляя достоинств других подобных учреждений: для этого есть основания. Можно назвать многие имена известных сегодня исполнителей, дирижеров, преподавателей-духовиков, наших выпускников: тромбонист Григорий Ройтфарб — профессор, народный артист Татарской АССР, Гаррий Оганезов — профессор, главный дирижер Липецкого симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств России, Владимир Шиш — профессор института имени Гнесиных и Московской академии музыки, заслуженный артист Российской Федерации, Василий Матвейчук — кандидат искусствоведения, профессор Московского государственного гуманитарного университета, Леонид Джурмий — дирижер Харьковского театра оперы и балета, заслуженный артист Украины, Александр Стецюк — композитор, заслуженный деятель искусств Украины и много, много других. В их числе — Владислав Янковский, концертмейстер группы кларнетов новосибирского симфонического оркестра — одного из лучших оркестров России — а также основатель и дирижер Юношеского симфонического оркестра «Юные дарования Сибири». Много лет руководителем Новосибирского академического симфонического оркестра был замечательный дирижер народный артист СССР Арнольд Кац, с которым Владислава связывали не только творческие, но и дружеские узы. Двое сыновей Владислава пошли по пути отца и стали прекрасными исполнителями-кларнетистами. Станислав играет в оркестре вместе с отцом, Данила работает в Иркутске, солистом Губернского симфонического оркестра, он закончил Академию музыки у выдающегося педагога-кларнетистки Сабины Майер из Любека (Германия). Разносторонни творческие интересы и деятельность Владислава Янковского, но основой его творческого вдохновения сегодня является его детище — Юношеский оркестр, которым он руководит уже 15 лет. Янковский был и его основателем. Помимо исполнительской и дирижерской практики, Владислав преподает в специализированной музыкальной школе-десятилетке при новосибирской академии музыки имени М. И. Глинки. С 1996 года он художественный руководитель и главный дирижер новосибирского юношеского симфонического оркестра фонда «Юные дарования Сибири». За плодотворную работу этот коллектив награжден премией «Золотой ключ» новосибирской филармонии. Заслуги перед отечествомЮношеский симфонический оркестр — лауреат премии «Дети и город» мэрии Новосибирска, а его руководитель В. Янковский удостоен звания кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Он также поощрен грамотами и благодарностями министерства культуры России, губернатора Новосибирской области, областного департамента культуры, мэрии Новосибирска. Владислав Янковский ведет активную концертную работу, выступая с сольными программами и как участник инструментальных ансамблей. Неоднократно играл с симфоническими оркестрами Новосибирской, Омской, Томской, Барнаульской и Свердловской филармоний под управлением знаменитых в мире музыке дирижеров: А. Каца, Е. Шестакова, П. Ядых, с оркестром оперной студии санкт-петербургской государственной консерватории под управлением В. Гергиева, М. Янсонса и А. Янсонса, с санкт-петербургским оркестром старинной и современной музыки. В качестве участника камерных ансамблей выступал с З. Броном, М. Лебензон, Н. Ли, Л. Гросс-Марич, Г. Фрейдиным, А. Лапкиным, А. Гурьяновым, М. Косицыным и многими другими выдающимися музыкантами. Владислав проводит большую методическую работу, воспитывает творческую молодежь, и все это тоже его заслуги перед Отечеством. Перелистнем назад страницы его деловых ежегодников. 1999, 2002, 2005, 2008 годы — мастер-классы в рамках Всероссийских фестивалей-конкурсов «Сибирские музыкальные ассамблеи» у себя дома, в Новосибирске. Здесь он постоянный член жюри. 2006 год — выступление Янковского на Всероссийской конференции «Исполнительство на духовых инструментах, проблемы и перспективы развития». 2008 год — методические чтения в Специальной музыкальной школе челябинского государственного института музыки им. П. И. Чайковского: лекции, мастер-классы, круглый стол. Мастер-классы в 2007 году в году в Кемерово. За участие в межрегиональной творческой школе искусств «Зима в Великом Устюге» и проведение там мастер-классов маэстро награжден Дипломом министерства культуры России. Его выдающиеся выпускникиПросто назовем хотя бы некоторых из них. Это С. Шестаков, солист симфонического оркестра кемеровской государственной филармонии, Ю. Гуковский, солист оркестра Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, В. Азанов, директор детской музыкальной школы города Ялуторовска Свердловской области, Ю. Жуков, концертмейстер группы кларнетов симфонического оркестра кемеровской государственной филармонии, И. Гурьянов, солист новосибирского академического симфонического оркестра, С.Одинцов, солист симфонического оркестра кемеровской государственной филармонии, С. Муртазаев, солист оркестра Новосибирского государственногоакадемического театра оперы и балета, педагог НГК им. М. И. Глинки, И. Буреев, солист-регулятор группы кларнетов новосибирского академического симфонического оркестра, В. Сидоров, солист этого же коллектива, М. Волгин, выпускник Высшей школы музыки города Любека (Германия). И еще два воспитанника — по фамилии Янковские. Не однофамильцы — сыновья: Стас Янковский, солист Новосибирского академического симфонического оркестра, педагог, заслуженный артист России и Данила Янковский, отличный музыкант, педагог. О маэстро Арнольде Каце и об оркестрантахНовосибирский академический симфонический оркестр давно приобрел известность за пределами Сибири, стал культурным достоянием не только города Новосибирска и сибирского региона, но и всей России. Оркестр прошел большой творческий путь и, по многочисленным отзывам выдающихся музыкантов, критиков и публики, как в стране, так и за рубежом, сумел завоевать лидирующее место в иерархии российских симфонических оркестров. Коллектив, созданный в 1956 году народным артистом СССР, профессором Арнольдом Кацем и руководимый им до кончины в январе 2007 года, побывал в больших и малых городах СНГ, неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях, таких, как московский «Русская зима», «Белые ночи» в Ленинграде, «Рождественские вечера» — это фестиваль русской музыки в Вене, «Мартовские дни» (Болгария), фестиваль музыки Бернстайна (Новосибирск, Ленинград, Москва), фестиваль слушания «Ухо» (Эрланген, Германия), фестиваль классической музыки (Канны, Франция), Дрезденский музыкальный фестиваль, Дни Иберийской музыки (Испания), Фестиваль фортепианного искусства (Франция), Фестиваль В.Спивакова (Кольмар) и многих других. В январе 2002 года оркестр был приглашен сыграть концерт в зале имени П. И. Чайковского по случаю 80-летия московской государственной академической филармонии, а в ноябре того же года по приглашению санкт-петербургского отделения Союза концертных деятелей России в честь 300-летия Санкт-Петербурга в проекте «Наследники традиций. Музыкальное приношение великому городу» оркестром был сыгран концерт в Большом зале санкт-петербургской филармонии. В 2004 году новосибирский симфонический принял участие в фестивале «Музыкальное обозрение-2004» и исполнил мировую премьеру сочинения «10 взглядов на 10 заповедей», написанного по заказу газеты «Музыкальное обозрение» и посвященного ей же. 8 июня 2006 года состоялось событие, которое стало апофеозом юбилейного года оркестра и которое с полным основанием можно считать одним из самых важных в истории коллектива: новосибирский симфонический был удостоен чести принять участие в I Фестивале симфонических оркестров мира, посвященном государственному празднику — Дню России. В уникальной акции, проводимой впервые и организованной Ассоциацией симфонических и камерных оркестров России, в Колонном зале Дома союзов, новосибирский симфонический оркестр под управлением А. М. Каца выступал наряду с израильским филармоническим оркестром под управлением прославленного дирижера Зубина Меты, с симфоническим оркестром Тосканини (дирижер Л. Маазель), «Академией св. Мартина в полях» (дирижер К. П. Флор), Филармоническим оркестром радио Франции (дирижер М. В. Чунг). Были исполнены «Кармен-сюита» Бизе–Щедрина и Пятая симфония Чайковского. На концерте присутствовал Президент России В. В. Путин. Новосибирский симфонический оркестр выступал в таких знаменитых концертных залах, как Большой зал московской консерватории, концертный зал имени Чайковского, Большой зал государственной академической филармонии имени Шостаковича, зал «Верди» в Милане, зал «Плейель» в Париже, прославленные оперные залы Канн, Штутгарта, Берлина, Валенсии, Лиссабона, Глазго, Токио — всех не перечесть! Оркестром сыграны тысячи концертов, в которых звучала такая разная музыка — от Баха и даже добаховской эпохи до наших дней. С Новосибирским оркестром выступали и выступают прославленные дирижеры: В. Гергиев, М. Горенштейн, А. Дмитриев, М. Иноуе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, А. Лазарев, Д. Лисс, В. Нельсон, К. Пендерецкий, В. Спиваков, Г. Рождественский, М. Янсонс; солисты: Б. Андрианов, А. Баева, А. Бараховский, Д. Башкиров, Ю. Башмет, М. Биешу, П. Бурчуладзе, М. Венгеров, Э. Вирсаладзе, Э. Гилельс, А. Гиндин, Н. Гутман, Б. Давидович, М. Дробинский, Л. Исакадзе, О. Каган, А. Князев, Л. Коган, В. Лаврик, П., Р., К. Лисициан, Н. Луганский, М. Майский, Д. Мацуев, Е. Мечетина, Л. Мясникова, Е. Нестеренко, Д. Ойстрах, М. Овруцкий, А. Палей, Н. Петров, М. Плетнев, В. Репин, С. Рихтер, М. Ростропович, Ю. Ситковецкий, В. Спиваков, Г. Соколов, А. Соловьяненко, З. Соткилава, Л. Тимофеева, В. Третьяков, Ю. Фишер, Д. Хворостовский, Д. Шаповалов, Д. Шварцберг и многие другие выдающиеся музыканты. Впечатляет? Сегодня в оркестре один народный артист Российской Федерации, 15 заслуженных артистов Росии, один заслуженный деятель искусств РФ, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. С 1983 года в течение вот уже почти тридцати лет оркестр ежегодно проводил в своем городе полюбившийся новосибирцам фестиваль «Классика и современность». Два интервьюИнтервью с Владиславом мы начали по телефону в день его рождения, и первый вопрос, который я задал юбиляру после поздравления, был традиционным: — Влад, 60 лет — это много или?.. — Много только с виду, если судить по свечам на праздничном торте! А так еще ряд не крайний, все в порядке, много проектов у меня... Хотя незаметно годков прибавилось... Праздную это торжество вместе с еще одним важным для меня событием — 15-летием коллектива, в который я вкладываю много жизненной энергии и любви. Это мой любимый Юношеский симфонический оркестр «Юные дарования Сибири». — Влад, оглядываясь назад, анализируя прожитое, скажи, кому ты в жизни благодарен — кроме родителей, конечно (о них мы поговорим позже)? — Благодарен педагогам: Ивану Максимовичу Мостовому из нашего Житомирского музыкального, профессору Павлу Николаевичу Суханову, концертмейстеру Нине Петровне Жуковой, кларнетистам А. Степанову и Г. Волобуеву (Ленинградская консерватория). Главному моему музыкальному наставнику на протяжении многих лет народному артисту СССР, главному дирижеру новосибирского академического симфонического оркестра Арнольду Кацу. Также выдающимся профессорам новосибирской академии музыки Матвею Либерману (класс скрипки), Мери Либензон (класс фортепиано). Самая большая благодарность моей супруге Елене, которая на протяжении всей нашей совместной жизни создавала комфорт, уют и тепло для моей профессиональной концертной деятельности. — Я часто вспоминаю город, курс, преподавателей, однокурсников, с которыми нам вместе пришлось взрослеть... А ты? — Я постоянно вспоминаю своих друзей-однокашников. Ну, а как жеиначе? Ведь это были годы моего становления как музыканта, взросления как человека. Я рад за многих из них. Творческие успехи наших ребят впечатляют. Володя Шиш и Вася Матвейчук — профессора в Москве. Миша Войналович и Борис Моисеенко — солисты симфонического оркестра в Киеве. Саша Кравчук — солист Президентского оркестра в Киеве. Ты, Борис, прекрасный педагог, дирижер оркестра. К слову, прочитал некоторые твои очерки: ты хорошо пишешь, и это интересно читать. Да и для истории музыкальной жизни — все это очень важно. Конечно, пользуясь, случаем, не могу не вспомнить прекрасных преподавателей нашего музыкального училища: Ивана Максимовича Мостового — моего преподавателя по классу кларнета, твоего преподавателя — Валерия Ивановича Зайца. Теоретиков Александра Аврамовича Ланиса и Валентину Васильевну Оробинскую. Дирижеров Михаила Семеновича Лукашенко, Гари Минеевича Оганезова, Рафаила Моисеевича Манжуха, у которого я затем служил срочную службу в военном оркестре житомирского училища ПВО. Об этом человеке и возглавляемом им коллективе можно написать отдельный очерк. Это было почти три удивительно интересных года в моей жизни, несмотря на то, что это армия, со всеми ее особенными правилами. Меня окружали теплые люди,хорошие специалисты-духовики. Владимир Васильевич Фесюк (ветеран оркестра), Евстафий Павлович Левицкий, Юзик Портнов, твой отец, который относился ко мне, как к родному сыну,— Роман Иосифович Турчинский и многие другие. — Полистав страницы Интернета, я прочел на сайте твоего родного города Бердичева информацию, что ты очень уважаемый там человек! На родине гордятся тобою и твоими творческими достижениями! Что тебя связывает с этим городом сейчас? — Прежде всего, там живут мои родные — отец, сестра и множество родственников. Меня радует то обстоятельство, что и в музыкальных кругах города знают о моих скромных достижениях. Каждый раз, когда я посещаю Бердичев, меня как бы переносит во время моего детства. Может, это возрастное, но я очень в этот момент становлюсь сентиментальным! — Очень хорошо помню твоего отца и твою маму — это были замечательные люди! Какую роль они сыграли в твоей привязанности к музыке? — Определяющим моментом моего выбора профессии были родители, хотя они не были музыкантами. Никакого силового давления со стороны родителей не было, они просто очень любили музыку и всячески меня поддерживали все годы моего восхождения на музыкальный олимп. — А теперь о твоей учебе в Ленинградской консерватории. Поделись воспоминаниями. Что это были за годы? Ты много мне рассказывал о своем преподавателе, профессоре П. Н. Суханове, у которого впоследствии ты окончил и аспирантуру. Очень хочется узнать, как сложились твои жизненные обстоятельства в Питере и кто еще помогал тебе там стать тем, кем ты сегодня являешься. — Студенческие годы в Питере — это лучшие годы в моей жизни, они открыли мне дорогу в большое искусство. Благодаря профессорам, выдающимся преподавателям ленинградской консерватории П. Н. Суханову, В. Н. Красавину, В. М. Буяновскому, В. П. Безрученко, П. К. Орехову и многим другим. — А Новосибирск музыкальный — как он встретил тебя? — Новосибирск меня встретил очень дружелюбно, радушно и я бы даже сказал, ласково. — Влад, ты много лет служишь в очень солидном коллективе, одном из лучших в России. Ты — концертмейстер группы кларнетов, на своем веку играл со многими выдающимися дирижерами и музыкантами. Расскажи нам хотя бы о некоторых из них. И не упусти, пожалуйста, твоих творческих и дружеских отношений с Арнольдом Кацем, который много лет возглавлял новосибирский академический симфонический оркестр. — Трудно перечислить всех дирижеров и музыкантов, с кем мне пришлось сотрудничать за время моей работы в новосибирском академическом симфоническом оркестре. Это дирижеры А. Янсонс и М. Янсонс, К. Кондрашин, Д. Ойстрах, Д. Китаенко, Д. Кохидзе, Г. Рождественский, В. Гергиев, А. Ведерников. Моим музыкальным и оркестровым отцом был А. М. Кац, впрочем, как и для всех музыкантов оркестра. Музыканты C. Рихтер, М. Ростропович, Н. Петров. Н. Гутман, О. Каган, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе, В. Спиваков, М. Венгеров, В. Репин, многие другие. Слышишь, сколько выдающихся имен? — Владик, просматривая страницы интернета о вашем филармоническом симфоническом оркестре, я нашел интересную фразу музыкального критика о концертах в Санкт-Петербурге (2004 г.), где вы исполняли, в числе других произведений, 5-ю и 6-ю симфонии П. И. Чайковского. Это все равно, что ездить в Тулу со своим самоваром«, — написал он. Мне кажется, что вся Россия для произведений П. И. Чайковского «одна огромная Тула»! Так что ж, теперь не играть его на Родине?!! И, тем не менее, насколько ответственно выступать в Питере? — Хороший вопрос! Пожалуй, из всех наших гастрольных поездок, а это география многих городов и стран мира, именно выступления в Санкт-Петербурге всегда были для нашего коллектива экзаменом на зрелость. А для меня вдвойне: ведь это город, где я учился, и меня помнят мои учителя и коллеги. Поверь, это непросто... В столице русской культуры, где незабываемо звучали партии кларнета корифеев-знатоков Чайковского, таких как В. Генслер, В. Красавин, В. Безрученко, трудно отличиться, а уж заслужить похвалу и признание изысканной и требовательной публики — вообще мечта недосягаемая! И все же, судя по оценкам музыкальных критиков, слушателей, а также нашего Маэстро Арнольда Каца, наш коллектив и я, в том числе, с этой задачей справились успешно! — На протяжении многих лет все знают тебя как замечательного российского кларнетиста и уже 15 лет ты успешно занимаешься дирижерской деятельностью. Что сегодня тебе ближе: кларнет или дирижерский подиум? — Затрудняюсь сказать... Одно и другое очень важно в моей жизни. — Вспоминается такой случай. Я учился в Одесской консерватории у замечательного преподавателя профессора Калио Эвальдовича Мюльберга. Как-то я пришел на урок и увидел, что он чем-то опечален. Оказывается, дома произошел такой инцидент: его сын, Сергей, учился в Консерватории — тоже на кларнете, но у другого преподавателя. Дома, играя какой-то пассаж из произведения, юноша ошибался, на что ему указал отец. «Ты ничего не понимаешь!» — отреагировал Сергей. «Хорошо, что я не взял его к себе в класс»,— сказал Калио Эвальдович. Недавно я нашел в паутине Интернета интервью с твоим младшим сыном Данилой. Меня поразило, что он учился у тебя и заходя в класс, умудрялся забывать о том, что ты отец его родной, превращался в послушного ученика и даже не мог сказать тебе «ты»!!! Я знаю много случаев, когда родители-музыканты не брали на себя ответственность и отдавали своих детей в другие руки. Как тебе удается быть авторитетным и папой, и педагогом, и музыкантом? — И младший, Данила, и старший, Станислав, — кларнетисты. Станислав в настоящее время — солист нашего оркестра, заслуженный артист Российской Федерации. Я очень горжусь своими сыновьями, они сами выбрали себе инструмент, поэтому отношения в классе сохранялись не родственные, а на уровне ученик — учитель. Единственное могу сказать, что им было труднее, чем другим ученикам, потому что требования к ним были более строгие. Результат — налицо! — Влад, у тебя семья самая что ни на есть музыкальная! Супруга училась вместе с тобой в Питере. Сегодня Елена Прокопьевна профессор новосибирской академии музыки. Оба сына кларнетисты. Я слушал записи Станислава и был в восторге от его игры. Данила сейчас уже солист иркутского Губернского симфонического оркестра. И Стас, и Данила часто выступают как солисты-инструменталисты в составе различных ансамблей. Продолжи тему... — Сыновья очень часто выступают как солисты с оркестрами, так и в камерных составах по городам России, США, Европы и Азии. Они были участниками таких фестивалей, как «Фестиваль Иоганна Брамса» в Германии, российского "Друзья музыки«,российско-американского «Оркестр», оба они — концертмейстеры группы кларнетов. Оба лауреаты всесоюзных и международных конкурсов исполнителей. — Что еще, кроме музыки, тебя интересует? Чем увлекаешься? — Самое любимое мое занятие — это дача. Также коллекционирую палочки выдающихся дирижеров. В моей коллекции палочки Арнольда Каца, Игоря Стравинского, Р. Глиэра, К. Кондрашина, А. Янсонса, Д. Кахидзе, Сэра С. Ратла, Клаудио Аббадо, Д. Китаенко, М. Янсонса, Р. Кофмана, В. Федосеева, Валерия Гергиева. Д. Лиса, Т. Зандерлинга, С. Скрипки, других. Впечатляет? О каждой из этих палолчек и о каждом из этих знаменитостей, которые держали их в руках, можно рассказывать часами, так же, как и о том, как эти палочки попали ко мне. — Юношеский симфонический оркестр. Как все начиналось? Расскажи об этом подробней. — Началось все совершенно случайно, 1996 году был организован летний музыкальный лагерь, где были собраны дети, играющие на инструментах симфонического оркестра. Нужно было к завершению лагерного сезона подготовить заключительный концерт, в связи с этим мне пришлось встать за пульт и подготовить программу, вот с этого и начался мой «кошмар» (смеется), который продолжается по сей день. — Вот уже много лет ты преподаешь в специализированной музыкальной школе-десятилетке при новосибирской академии музыки им. М. И. Глинки. В чем специфика этой работы? Кто из твоих учеников, кроме сыновей, продолжают нести искусство маленьким и взрослым? — Очень многие продолжают трудиться на ниве исполнительского искусства и занимаются преподавательской деятельностью. Я внимательно слежу за их успехами. Радуюсь вместе с ними, а если надо, то что-то и подсказываю. — Влад, если мы вернемся назад, лет так на 35–40... Сбылось ли все, о чем ты тогда мечтал? — Ты знаешь, Борис, давай возьмем за точку отсчета несколько ее составляющих! Прежде всего, это те моменты, когда я закончил консерваторию и получил направление в Новосибирск, а также женитьба на моей супруге Елене. Тогда жизнь только начиналась, и мечталось о многом! Успехи в творчестве, музыкальная карьера.Хорошая, дружная семья. И чтобы дети, если это будут мальчишки, игралина кларнете. Стать хорошим педагогом. Как видишь, если очень захотеть и приложить терпение, труд и талант —все мечты сбываются... — В начале нашей беседы ты сказал, что полон творческих планов. Поделись ими, пожалуйста, насколько это возможно, с нашими читателями. Я думаю, им, как и мне, будет очень интересно узнать, что и в 60 лет жизнь нова и интересна! Наш журнал «Оркестр» читают многие музыканты, и не только в России. Что бы ты пожелал читателям журнала? У тебя есть возможность это сделать для широкой аудитории! — Скажу так: планы у меня грандиозные! И далее — без комментариев. Мои же пожелания читателям научно-популярного журнала «Оркестр» будут простыми: Творите, дерзайте, трудитесь, трудитесь! В музыке — интерес к жизниВ своем интервью корреспонденту престижного издания "Конкурент«сын Владислава Янковского, Данила сказал замечательную фразу: «Чем больше я на себя беру, тем больше у меня появляется интереса к жизни». Всем сразу стало ясно, что это у него от отца. Вот некоторые наиболее интересные выдержки из того интервью. — Данила, понятно, что ребенок, родившийся в такой семье, кроме как музыкантом, больше стать никем и не мог. Таким образом, вы реализовали родительские мечты? — Да, других вариантов у меня и не было. (Улыбается.) Думаю, что моя судьба в этом смысле была предначертана еще до моего рождения. Хотя, конечно, мне, как любому мальчишке, в детстве хотелось мяч погонять во дворе. Меня вообще тянуло в спорт. Я даже три года профессионально занимался хоккеем, три раза в неделю ходил на тренировки. В какой-то момент мама даже согласилась с моим выбором, сказала: «Занимайся тем, что нравится. Это даже хорошо». Но хоккей стал отдалять меня от семьи. Вот представьте, к нам приходят гости — сплошь музыканты. А я хоккеист. Мне стало некомфортно — разговоры-то совсем не про хоккей. Мама это вовремя разглядела и направила меня в музыку. — Как проходило становление в ней? — Поначалу я, как и все, начал заниматься на фортепиано. Ужасно мне это не нравилось. Занимался неохотно, родители постоянно заманивали конфетками и жвачками, чтобы я лишних полчасика за инструментом провел. Во дворе ровесники в прятки и футбол играют, а я на фортепиано дома... Понимание того, что музыка — это труд, причем очень непростой, пришло значительно позже. Но чтобы из музыканта что-то получилось, начинать нужно именно с самых ранних лет. В этом смысле детство мое было непростым. А потом для меня примером стал старший брат. У нас с ним разница в восемь лет, и я с детства ходил на его концерты, слушал, как он дома занимался. К тому же, когда я видел его на сцене, четко понимал: хочу, чтобы у меня было так же, как у него — зрители, сцена, овации. И мне стала еще больше интересна музыка. Вот так детские амбиции сыграли свою роль. — А как кларнет попал в руки? — Фортепиано я начал заниматься в семь лет — это очень рано, и дополнительно заниматься таким серьезным инструментом, как кларнет, не было возможности — организм еще не вырос, маленькие легкие, дыхание не развилось. Зато я овладел нотной грамотой. В 13 лет я взял в руки кларнет и взял первые уроки у своего отца. Так и пошло. — То есть ваш отец для вас и родитель, и учитель? — Да. Но с самого первого урока и по сей день есть четкие грани, где папа — это папа, а педагог — это педагог. Даже если я захожу к нему в класс, у меня язык не повернется сказать: «Папа, пошли домой». Нет. Только на «вы» и только по имени-отчеству. У меня не было никаких поблажек, я никогда не мог сказать в свое оправдание: «Папа, ну ты же знаешь, вчера были на даче, я устал и не выучил». Зато дома отец никогда не контролировал то, как я репетирую. — Есть те, на кого вы сегодня равняетесь в профессии? — Если объединить жизнь и музыку, то это мой отец. Это тот эталон, кем я хочу стать через двадцать, тридцать, сорок лет. Если говорить о музыкантах, то их много. Есть такое словечко — «фирмач». Так вот эталон такого «фирмача-кларнетиста» Мартин Фрост. Сейчас у него отличная сольная карьера, он, пожалуй, один из самых популярных музыкантов в мире. Он дает 92 концерта с оркестром в год! Это человек номер один для меня. Та же Сабина Мейер, о которой я уже говорил. Она на протяжении двадцати пяти лет продержалась как сольный музыкант — это дорогого стоит. И до сих пор она востребована. Объявление черным по беломуИ, как в песне поется: «мимо него не пройти». «18 марта, в 18–30 в Камерном зале филармонии (Красный проспект, 32) состоится юбилейный концерт новосибирского юношеского симфонического оркестра, в связи с его 15-летием. Главный дирижер — заслуженный артист России Владислав Янковский.» Новосибирцы мимо таких объявлений не проходят... Теперь немного о подрастающей смене музыкантов. Новосибирский юношеский симфонический оркестр фонда «Юные дарования Сибири» был создан и начал свою деятельность в 1996 году. За эти годы коллективом проделана огромная работа, и он по праву занял свое достойное место среди профессиональных музыкальных коллективов Новосибирска. Более 250 участников Юношеского симфонического оркестра разных лет пополнили музыкальные коллективы Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, ряда зарубежных стран. Оркестр объединяет около 80 юных музыкантов в возрасте от 12 до 20 лет. Основу оркестра составляют учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа). И все эти годы оркестр возглавляет заслуженный артист России Владислав Янковский. Его увлеченность, талант и высочайший профессионализм необычайно притягательны для юных музыкантов и являются основой результативной творческой деятельности коллектива. В репертуар оркестра входят произведения российских и зарубежных композиторов в оригинальных аранжировках. Очень много серьезной музыки: Бах И. С. Концерт для двух скрипок с оркестром No. 26 d-moll BWV 1043, Вивальди А. Концерт для фагота с оркестром No. 7 a-moll RV 497, Стамиц И. Концерт для виоль д’амур с оркестром, Гайдн Й. Концерт для трубы с оркестром, симфонии Моцарта, концерты и симфонии Бетховена, Россини, Мендельсон, Брамс, Дворжак, Чайковский, Глазунов, Шостакович, Хачатурян... Его золотые словаЯ много лет поддерживаю связь с музыкантами из Житомира и Львова. И мы часто вспоминаем такой эпизод из творческой жизни Влада Янковского. В далеком 1971 году, во Львове, а это был Прикарпатский военный округ, объявили конкурс среди военных оркестров округа (на то время их было более сорока). Особенность этого конкурса состояла в том, что это не был конкурс оркестров, а конкурс музыкантов-исполнителей. Как мы уже вспоминали, Владислав проходил службу (и даже некоторое время числился воспитанником оркестра) в Житомирском военном училище ПВО, где в то время был замечательный военный дирижер — Рафаил Манжух... Манжух организовал конкурс именно таким образом, чтобы легче, без армейской бюрократии, затем оставить солдата в оркестре на срочную службу. На заключительном туре конкурса Янковский исполнил концерт для кларнета И. Манна. Играл блестяще, другого слова я подыскать не могу. По праву завоевал первое место, обойдя многих профессиональных музыкантов с опытом и достаточно высокой музыкальной подготовкой. Общее мнение после завершения конкурса было таково, что это была игра зрелого музыканта, хотя ему было только 18 лет! Мнение о творческой взрослости юного исполнителя высказал на вручении наград не кто-нибудь, а сам председатель жюри конкурса — заведующий кафедрой львовской государственной консерватории профессор В. Цайтц. Так начинались музыкальное мастерство и профессионализм. Но они пришли не сами по себе. Чтобы понять «секрет успеха», которого, в общем, и нет, вернемся к пожеланию Владислава Янковского молодым исполнителям и вспомним его золотые слова: «Творите, дерзайте. Трудитесь, трудитесь!». Борис Турчинский, март 2012
|
|
|
|
|
|