|
|
Борис Турчинский: «Славная десятка»К 45-летию нашего выпуска (отдел духовых инструментов)
Посвящается сокурснику, прекрасному человеку
и музыканту Владиславу Янковскому
Если б книгу судеб нашей жизни земной
Написал бы я сам своевластной рукой, Я изгнал бы печали из этого мира И, ликуя, до неба достал головой. Омар Хайям. «Рубаи» Перелистывая в памяти страницы давно прошедших времен, я, вероятно, как и многие другие, вспоминаю прекрасную пору — юность, а вместе с ней — родное Житомирское музыкальное училище, которому в 2015 году исполнилось 110 лет. Первоначально именно юбилей училища подтолкнул меня к замыслу очерка о духовиках-сокурсниках, о десяти наиболее заметных в музыке судьбах моих друзей. Хотелось рассказать о том, что многие из них стали мастерами в профессии, они живут и здравствуют, радуют зрителя и слушателя своим мастерством, передают азбуку музыки молодому поколению. Но жизнь неожиданно вносит свои, иногда безжалостные, коррективы... 8 июня 2016 года не стало нашего дорогого друга из «десятки» (нас было десять на курсе), Владислава Янковского. Три года назад я написал о нем очерк «Мечты сбываются». Мы планировали встретиться у меня в Израиле — и вот... Со дня нашего выпуска прошло сорок пять лет. Это и пугающе много, и очень, очень мало... Во всяком случае, в искусстве — это время подведения главных итогов. Вот я и хочу сделать попытку, рассказав понемногу о каждом из нашей славной «десятки» — кто чего добился, кто кем стал. Житомирское музыкальное училищеНаше училище ведет свою историю от 1905 года, когда при Житомирском отделении Императорского Русского музыкального общества были открыты музыкальные классы — первое специальное музыкальное заведение на Волыни. В 1911 году музыкальные классы преобразовали в училище. Среди выпускников училища — лауреаты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты Украины, профессоры ведущих учебных заведений Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Это дирижеры, исполнители-инструменталисты, выдающиеся певцы, педагоги, композиторы: Михаил Скорульский, Александр Билаш, Александр Стецюк, Александр Ческис, Анатолий Белошицкий, Сергей Жуков, братья Станислав и Владислав Ольшевские. Дирижеры: Вадим Гнедаш, Леонид Джурмий, Гарри Оганезов, Владимир Детистов, Василий Матвейчук, Вячеслав Старченко, Владислав Янковский, Григорий Ройтфарб, Шамиль Низамутдинов, Владимир Шиш, Павел Герасимчук, Дмитрий Вакс, Морис Чернорудский. Певицы Зоя Гайдай, Ольга Микитенко, поэт член Союза писателей Украины Иван Редчиц, многие другие. Да не покажется это нескромным, упомяну среди добрых дел однокашников и свою сегодняшнюю роль педагога и музыкального публициста — пусть это будет творческим отчетом родному училищу о моей жизни в музыке. С большим успехом выступают сегодня коллективы училища на лучших сценах Украины. Многочисленные награды международных конкурсов завоеваны участниками известного трио баянистов. Лауреатом всеукраинских конкурсов является духовой оркестр училища. В разные годы оркестром руководили И. А. Древецкий, М. С. Лукашенко, Р. М. Манжух, В. И. Заяц, Б. М. Фишерман — музыканты, которым выпускники духового отдела во многом обязаны и любовью к своему делу, и своей «включенностью» в профессию, и профессиональным уровнем, которого они достигли. Наша «десятка»Очень непросто учиться в группе, где каждый ученик стремится стать личностью! А мы все хотели быть лучшими и стали ими! Помню всех своих однокашников поименно: Войналович Михаил, Уницкий Виктор, Моисеенко Борис, Кравчук Александр, Розензафт Генадий, Бойко Семен, Матвейчук Василий, Вольфман Ицхак, Янковский Владислав и я, Турчинский Борис. Одним из самых заметных выпускников училища был Владислав Янковский. После окончания Ленинградской консерватории он уехал в Сибирь, где работал концертмейстером группы кларнетов Новосибирского симфонического оркестра — одного из лучших оркестров России. Янковский был также основателем и дирижером юношеского симфонического оркестра «Юные дарования Сибири», которым он руководил на протяжении почти 20 лет. За плодотворную работу этот коллектив награжден премией «Золотой ключ» Новосибирской филармонии. Об оркестре и его других заслугах расскажем позже. Помимо исполнительской и дирижерской практики, Владислав преподавал в специализированной музыкальной школе-десятилетке при Новосибирской академии музыки имени М. И. Глинки. Коротко о насЕсли вспоминать самые яркие страницы творческой жизни Михаила Войналовича, то, несомненно, к ним относится работа в Каирском оперном театре и преподавание в Каирской академии музыки, где он успел воспитать ряд отличных специалистов-инструменталистов. Сегодня уже его последователи обучают других искусству исполнительства. А после Египта — вновь важная веха: работа в оркестре Национального ансамбля танца Украины им. П. Вирского. Как рассказывал мне Михаил, где они только не выступали — всех стран не перечесть! Работа в ансамбле такого уровня требует постоянно находиться в отличной исполнительской форме, постоянно совершенствоваться. Сегодня Михаил на пенсии, но он не сидит сложа руки! Он суперпрофессиональный музыкальный мастер по ремонту флейт, а это дело очень тонкое, непростое. Все флейты разные — чешские и французские, даже японские, у каждой — свой характер и звучание, некоторые стоят десятки тысяч долларов. Тут нужны и мастерство, и ответственность! Гордостью моего сокурсника и друга Виктора Уницкого стал его сын Александр, известный в Украине не только как прекрасный саксофонист, но и как композитор и аранжировщик. Не зря говорят, что мы продолжаем себя в детях! Будучи профессионалом, отец сумел передать по наследству навыки, вложенные ему когда-то в нашем училище. И сегодня Уницкий-младший вместе со своими талантливыми коллегами записал ряд альбомов, которые очень популярны в Украине. Его композиции часто можно услышать по Национальному украинскому радио. Борис Моисеенко — тубист, был старше многих из нас, так как уже успел отслужить в армии. Ему иногда давали дирижировать ученическим оркестром — на субботниках и других мероприятиях. Занимался на тубе он много, и не удивительно, что добивался высоких результатов. К тому же туба — редкий инструмент, тубистов немного. Если тубист — отличный исполнитель, то он нарасхват! Не понаслышке знаю, что Бориса ценили многие дирижеры. Среди них выдающийся дирижер Константин Симеонов. Одна лишь только эта фамилия говорит знатокам музыки о многом. Это был выдающийся дирижер, и оркестры, руководимые им, были на высокой отметке исполнительского мастерства. С Сашей Кравчуком нас связала жизнь не только в училище, но и после его окончания, уже в армии! Саша окончил школу-десятилетку при Киевской консерватории. Несмотря на полученное в школе хорошее образование, аттестат десятилетки не давал права работать, а ему хотелось учить, преподавать. За год занятий в училище он много занимался и вырос еще больше как кларнетист. Этому способствовала общая атмосфера на духовом отделе, при которой не заниматься было нельзя. Все или почти все были заражены духом соперничества в хорошем смысле этого слова. Благодаря своей коммуникабельности Саша очень быстро влился в наш коллектив и стал своим. После училища ни ему, ни мне не дали возможность поступать в консерваторию. Армия наложила на нас свою «лапу»! Приказ министра обороны предписывал «максимально использовать солдат по их профессиональной подготовке, если есть таковая». Но нас это почему-то не коснулось! Мы оказались в полку связи, который дислоцировался в Житомире. Это означало два года не заниматься музыкой! Последствия могли быть непредсказуемы! В дело вмешался мой отец — Турчинский Роман Иосифович, валторнист, военный музыкант, участник ВОВ. Он написал содержательное письмо на имя командующего Прикарпатским военным округом. К письму фронтовика не могли не прислушаться, и уже через месяц пришел приказ о переводе меня и Саши Кравчука в штатный оркестр города Львова. Когда сегодня я бываю в Киеве, мы с Сашей иногда встречаемся. Он — солист — кларнетист Национального Президентского оркестра Украины, преподает в музыкальной школе. Я рад, что он в хорошей исполнительской форме. Желаю ему носить погоны до 120 лет! Гена Розензафт, как и Боря Моисеенко, был старше нас и уже успел отслужить в рядах СА. Видимо, с «высоты своего возраста» любил нас поучать. Мы не обижались и что-то пропускали мимо ушей, а иногда было в его поучениях и нечто ценное для жизни. Из всей группы только мы с Геной были житомирянами, и естественно, что встречались мы с ним чаще, чем с другими. Играли в городском биг-бенде под управлением Михаила Некрича и очень гордились этим: Некрич в Житомире был авторитетом в жанре джазовой и эстрадной музыки. И еще две вещи связывали нас: желание продолжить учебу в одной консерватории и... пресловутая пятая графа! Ах, эта пятая графа! Скольким молодым и талантливым людям она не давала пробиться! Но несмотря на эти — еще царские, а потом и сталинские — 3-процентные нормы, лица еврейской национальности пробивали своим талантом и незаурядностью установленные квоты. Впервые хочу поделиться со своими читателями печальными воспоминаниями из советской реальности, в которой нам приходилось жить и выживать, и с которой не всякий сталкивался! Поначалу я один поехал на прослушивание в Киевскую консерваторию, и хотя сыграл там очень хорошо, шансы на успех были минимальные. Педагог, который прослушивал, пожалел меня и передал через концертмейстера: «Скажи на ухо этому юноше, что он хорош, но, увы, его пятая графа?! Жаль: потеряет год. Пусть рванет куда-нибудь в Россию. Там не так строго с этим, наверняка поступит». Приехав домой, в Житомир, я рассказал это Гене Розензафту. По совету наших друзей мы с ним отправились завоевывать Казань. Там в разное время занималось много ребят из Житомира. Многие из них сделали успешную карьеру: Григорий Ройтфарб народный артист Татарстана, Давид Шапиро — солист симфонического оркестра в Казани, Михаил Паршин — педагог житомирского музыкального училища, дирижер и педагог Борис Фишерман — заслуженный работник культуры Украины, композитор Александр Шиндель — заслуженный деятель Украины и др. И вот, мы с Геной в Казани. Год 1973. Нелишне будет вспомнить, какие политические события происходили в то время в мире. В умах арабских политиков и при полной военной поддержке Советского Союза зреет план полного уничтожения Израиля. Четвертая арабо-израильская война — так она вошла в мировую историю. Военный конфликт между рядом арабских стран с одной стороны и Израилем с другой начался в октябре 1973 года. Война тайно готовилась долго и тщательно. Началась с внезапной атаки египетских и сирийских войск во время иудейского праздника Йом-Кипур. Внезапный удар принес свой результат, и первые двое суток успех был на стороне египтян и сирийцев, но во второй фазе войны чаша весов начала склоняться в пользу Израиля — сирийцы были полностью вытеснены с Голанских высот, на Синайском фронте израильтяне ударили в стык двух египетских армий, пересекли Суэцкий канал. Очередное поражение арабов очень расстроило Москву. Но перенесемся в Казань. Кого-то в верхах начало раздражать большое количество еврейских лиц в стенах консерватории. Ректора консерватории Жиганова Назиба Гаязовича — композитора, Героя Социалистического труда, народного артиста СССР, лауреата трех Государственных премий — несмотря на все регалии, вызвали на ковер и дали «строгача». Это не могло не иметь последствий. Нас с Геной вызвал к себе в кабинет проректор консерватории по научной работе, закрыл плотно дверь и сказал открытым текстом: «Не суйтесь!» Гена уехал домой в Житомир. А я для себя решил, что поеду дальше. Пришел я, опечаленный, на вокзал. Стою два часа в очереди и не ведаю, куда еду. Ни странно ли? Возле кассы — карта железных дорог Урала, Сибири... Смотрю на нее и выискиваю города, где есть консерватории. Горький, Саратов, Свердловск, Новосибирск. «Молодой человек, Вам куда билет?» — спросила кассирша. Я оцепенел, так как еще не решил. С тех пор я верю в судьбу! Перечисляю эти города и спрашиваю: «А в какой ближайший поезд?» Представляете глаза кассирши?! «Вы что, серьезно? Через два часа на Свердловск, будете брать? Есть плацкарт». Так я очутился в столице Урала. Поступил без каких-то норм и прочих идиотских ограничений, обусловленных антисемитизмом и дуростью советской системы. Очень благодарен этому городу и его людям, преподавателям и сокурсникам. Через многие годы — низкий поклон! Гена же вернулся домой. Он не решился поступать в украинские консерватории, хотя был подготовлен к поступлению на все сто. Поехал в Харьковский институт культуры, чтобы поступить наверняка. ...А Семен Бойко на много лет исчез для всех нас из поля зрения. Знали, что он поступил в Казанскую консерваторию и несколько лет там проучился. Затем, по известным только ему обстоятельствам, ушел в бизнес. Стал работать на рынке, сначала торговал мясом, что было в те годы прибыльно, затем вырос в должности и стал чуть ли не директором этого рынка. Метаморфозы судьбы!!! Вчерашние профессора консерватории приходили к нему на поклон, чтобы получить по знакомству кусочек пожирней! У Семена прекрасная семья, жизнью доволен. Родители его до недавнего времени жили на юге Израиля, и мы, конечно, не раз собирались пообщаться, вспомнить юность. Дочь Элеонора работает заведующей юридическим отделом Министерства экономики, а также преподает в финансовом институте. На мой вопрос о трубе отвечает «С течением времени из профессионального музыканта я превратился в любителя, но музыка помогла мне в жизни стать человеком». Зовет все время меня в гости — думаю, увидимся! Я рад за него! Молодость, друзья, воспоминания... Житомирское музыкальное училище имени В. С. Косенко, отдел духовых инструментов, 45 лет со дня выпуска... Об однокашниках, коллегах в формате «Википедии»Янковский Владислав Янович (02.03.1952, Бердичев Житомирской области — 08.06.2016, Новосибирск) — кларнетист, педагог, дирижер, заслуженный артист РСФСР (1987). В 1971 году окончил Житомирское государственное музыкальное училище им. В. С. Косенко по классу кларнета (преп. И. М. Мостовой), в 1977 — Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, в 1980-м — ассистентуру-стажировку (преп. П. Н. Суханов). В 1973–1977 гг. — солист оркестра оперной студии Ленинградской консерватории, с 1977-го работал в симфоническом оркестре Новосибирской филармонии под руководством выдающего дирижера современности народного артиста СССР Арнольда Каца, с которым его связывали не только профессиональные, но и теплые дружеские отношения.
Справка. С 1976 года Владислав Янковский — преподаватель Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Вел активную концертную деятельность как солист-кларнетист и участник различных ансамблей. Педагогическая деятельность. Исполнительскую практику Владислав Янковский совмещал с педагогической деятельностью. С 1976 по 1999 г. работал в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, с 1987-го вел класс кларнета и ансамбля в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже). Среди его учеников — лауреаты международных, всероссийских и региональных конкурсов: Д. Акашин, И. Заболоцкий, М. Волгин, Д. Янковский, Д. Краев, С. Янковский, другие. В. Я. Янковский являлся основателем и главным дирижером Новосибирского юношеского симфонического оркестра «Юные дарования Сибири». В 1999 году Владиславу Янковскому присужден специальный приз Международного музыкального фестиваля молодых исполнителей на деревянных инструментах (1999 год, Новосибирск) — за выступление квартета кларнетов. Состав его был таким: В. Черничко, М. Журавлев, Д. Янковский, Д. Четвериков. Один из участников — сын Янковского. Двое сыновей Владислава Яновича пошли по стопам отца и являются его учениками. Старший, Станислав — солист-кларнетист Симфонического оркестра Новосибирской филармонии, младший, Данила, учился в аспирантуре Академии музыки в г. Любек у кларнетистки Сабины Мейер (Германия). В. Янковский награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также удостоен звания Кавалер Золотого Почетного знака «Достояние Сибири». ...Наша дружба с Владиславом — а для меня он был просто Владиком — началась во время учебы в Житомирском музыкальном училище, где мы волею судьбы оказались на одном курсе. Оба кларнетисты, поэтому круг наших музыкальных интересов был одинаков. Взаимную симпатию мы почувствовали сразу — и вот, дружили на протяжении многих и многих лет, впоследствии — издалека, через расстояния. Фрагмент очерка «Мечты сбываются» из книги «Такая музыка звучит у нас в судьбе»
Год 2012 — Много только с виду, если судить по свечам на праздничном торте! А так еще ряд не крайний, все в порядке, много проектов у меня... Хотя незаметно годков прибавилось... Праздную это торжество вместе с еще одним важным для меня событием — 15-летием коллектива, в который я вкладываю много жизненной энергии и любви. Это мой любимый Юношеский симфонический оркестр «Юные дарования Сибири». — Влад, оглядываясь назад, анализируя прожитое, скажи, кому ты в жизни благодарен, кроме родителей, конечно (о них мы поговорим позже)? — Благодарен педагогам: Ивану Максимовичу Мостовому из нашего Житомирского музыкального, профессору Павлу Николаевичу Суханову, концертмейстеру Нине Петровне Жуковой, кларнетистам А. Степанову и Г. Волобуеву (Ленинградская консерватория). Главному моему музыкальному наставнику на протяжении многих лет — народному артисту СССР, главному дирижеру Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольду Кацу. Также выдающимся профессорам Новосибирской академии музыки Матвею Либерману (класс скрипки), Мери Либензон (класс фортепиано). Самая большая благодарность — моей супруге Елене, которая на протяжении всей нашей совместной жизни создавала комфорт, уют и тепло для моей профессиональной концертной деятельности. — Я часто вспоминаю город, курс, преподавателей, однокурсников, с которыми нам вместе пришлось взрослеть... А ты? — Я постоянно вспоминаю своих друзей-однокашников. Ну, а как же иначе? Ведь это были годы моего становления как музыканта, взросления как человека. Я рад за многих из них. Творческие успехи наших ребят впечатляют. Володя Шиш и Вася Матвейчук — профессора в Москве. Миша Войналович и Борис Моисеенко — солисты симфонического оркестра в Киеве. Саша Кравчук — солист Президентского оркестра в Киеве. Ты, Борис, прекрасный педагог, дирижер оркестра. К слову, прочитал некоторые твои очерки: ты хорошо пишешь, и это интересно читать. Продолжай и не останавливайся творить на этом направлении. Для истории музыкальной жизни твои эссе очень важны. Конечно, пользуясь, случаем, не могу не вспомнить прекрасных преподавателей нашего музыкального училища: Ивана Максимовича Мостового — моего преподавателя по классу кларнета, твоего преподавателя — Валерия Ивановича Зайца. Теоретиков Александра Аврамовича Ланиса и Валентину Васильевну Оробинскую. Дирижеров Михаила Семеновича Лукашенко, Гари Минеевича Оганезова, Рафаила Моисеевича Манжуха, у которого я затем служил срочную службу в военном оркестре Житомирского училища ПВО. Об этом человеке и возглавляемом им коллективе можно написать отдельный очерк. Это было почти три удивительно интересных года в моей жизни, несмотря на то, что это армия, со всеми ее особенными правилами. Меня окружали теплые люди, хорошие специалисты-духовики. Владимир Васильевич Фесюк (ветеран оркестра), Евстафий Павлович Левицкий, Юзик Портнов, твой отец, который относился ко мне, как к родному сыну,— Роман Иосифович Турчинский и многие другие... Войналович Михаил Иосифович (05.04.1952, с. Кривотино Емильчинского района Житомирской области). Исполнитель — флейта, педагог. В 1971 году окончил Житомирское государственное музыкальное училище им. В. С. Косенко по классу флейты (преп. В. Краснокутский, И. Мостовой), а в 1978 году — Киевскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс проф. А. Ф. Проценко). С 1974 по 1976 гг. — артист оркестра Киевского театра оперетты. С 1976 по 1978 — артист симфонического оркестра Гостелерадио УССР. С 1978 по 1982 — артист оркестра Государственного театра оперетты (Киев). В составе коллектива театра гастролировал в городе Загребе (СФРЮ). В 1982–1986 гг. — артист государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым гастролировал в городах России, Узбекистана. В 1986—1987—гг. — солист оркестра Украинского народного хора им. Г. Веревки. В 1987–1994 — солист оркестра фольклорно-этнографического ансамбля Киевской государственной филармонии (гастроли: 1988 — Франция, 1989 — Германия, Австрия, Швейцария, 1990 — Китай, 1991 — Северная Корея, 1993 — Испания и Португалия, 1994 — Индонезия). С 1994 солист оркестра Каирского Национального театра оперы и балета (Египет) и преподаватель Национальной консерватории Египта. С 2004 по 2006 — солист Государственного духового оркестра Украины. С 2006 по 2012 — солист оркестра Национального ансамбля танца им. П. Вирского.
Справка: оркестр ансамбля им. П. Вирского. Кравчук Александр Сергеевич (18.10.1952, г. Полонное Хмельницкой области). Исполнитель — кларнет, педагог. В 1971 году окончил Житомирское государственное музыкальное училище им. В. С. Косенко по классу кларнета (преп. И. М. Мостовой). С 1971 по 1973 — музыкант военного оркестра штаба Киевского округа. В 1978 году окончил Киевскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу кларнета (преп. С. В. Рыгин). С 1975 по 1978 — артист симфонического оркестра оперной студии киевской консерватории. С 1978 по 1991 — солист оркестра штаба Краснознаменного Киевского военного округа. В 1989–1990 гг. — солист оркестра южной группы войск в г. Будапеште. С 1991 по 1998 — солист-концертмейстер оркестра министерства обороны Украины. С 1998 — солист Национального Президентского оркестра Украины.
СМИ о Национальном Президентском оркестре Украины. В разные времена с оркестром выступали музыканты и дирижеры мировой исполнительской школы — Маргарита Шапошникова (Россия), Бенгт Еклаунд (Швеция), Уэно Токкаси (Япония), Франсуа Коричневый и Франсуа Буланже (Франция). Розензафт Геннадий Ирмович (01.09.1948, с. Устивица Богачевского района Полтавской области). Исполнить — труба, педагог. Начал играть на трубе в устивицком детском доме. 1960–1961 годах — воспитанник духового оркестра Полтавского военного командного училища связи. В 1954 году окончил житомирскую ДМШ № 1 по классу трубы (преподаватель Я. Рябцун). В 1964—1965—гг. учился в Тульском музыкальном училище. Играл в Биг-бенде оружейного завода. 1965–1967 годах — студент Житомирского музыкального училища им. В. С. Косенко. 1967 — музыкант духового оркестра танковой дивизии в Бресте. В 1971 году окончил Житомирское музучилище (преп. Г. 0. Белинский). Одновременно работал преподавателем по классу трубы в черняховской ДМШ. Играл в житомирском Биг-бенде (рук. М. Некрич). В 1971–1972 гг. — артист оркестра Житомирского областного музыкально-драматического театра. С 1972-го — преподаватель по классу трубы и дирижирования Житомирского училища культуры. В 1978 году окончил Харьковский государственный институт культуры по классу трубы (преподаватель Н.Дудников). 1990 — преподаватель консерватории по классу трубы в Араде (Израиль). Солист Биг-Бенда города Бер-Шевы (Израиль). Лучшие ученики преподавателя Розензафта: Н. Марпенюк — преподаватель класса трубы Житомирского колледжа культуры и искусств им. И. Огиенко, В. Сагадин — дирижер духового оркестра УМВД в Житомире. Матвейчук Василий Петрович (21.07.1953, с. Улашановка Новоград-Волынского района Житомирской области). Валторнист, дирижер, педагог, заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза композиторов РФ. В 1971 году окончил Житомирское государственное музыкальное училище имени В. С. Косенко по классу валторны (преп. Д. И. Цыбенко). В 1977 году окончил с отличием Институт военных дирижеров при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 1977 года — дирижер военного оркестра в г. Борисове (Белоруссия). В 1979 году — дирижер оркестра крейсера «Пожарский» и оркестра морской пехоты Тихоокеанского флота. Затем — начальник военно-оркестровой службы округа. В 1985 году окончил Дальневосточный государственный педагогический институт искусств (музыкальный факультет). С 1995 по 1999 — заместитель начальника учебной части Московского военного музыкального училища. С 1999 года — доцент, затем — профессор кафедры духовых оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств. В 2003–2004 — заместитель декана дирижерского факультета. С 2004 — проректор по учебной части. На протяжении многих лет В. П. Матвейчук читает курс лекций по методике обучения игре на духовых инструментах, ведет класс валторны, ансамбля и духового оркестра. В. П. Матвейчук автор более 40 научных работ, многих переложений музыкальных произведений для ансамблей и духовых оркестров. Выпускники-валторнисты В. П. Матвейчука работают в оркестре Большого театра, Московского детского оперного театра им. Н. И. Сац, московского музыкального театра «Геликон-Опера», а также во многих ведущих коллективах Москвы и других городов России. В. П. Матвейчук — член редакционного совета научно-популярного журнала «Оркестр», является организатором и членом жюри региональных музыкальных конкурсов и фестивалей России. В своей книге «Такая музыка звучит у нас в судьбе» (март 2013 г.) я написал очерк о моем коллеге и частично хочу его процитировать. Фрагменты очерка «Василию Матвейчуку — 60!»Я задаю себе вопрос: как стал моряком сельский паренек из абсолютно сухопутной Улашановки Новоград-Волынского района Житомирской области? В 1967 году Мы с Василием вместе учились в житомирском музыкальном училище. Василий — по классу валторны, у преподавателя Д. И. Цыбенко. Далее — служба в оркестре военного училища Житомира, где был замечательный военный дирижер, давший путевку в «мир военных дирижеров» многим своим питомцам,— Рафаил Манжух. Затем были для Матвейчука годы обучения в Институте военных дирижеров и служба на Тихоокеанском флоте. Позже он стал дирижером оркестра морской пехоты, начальником оркестра штаба, затем начальником военно-оркестровой службы. Немаловажная деталь в творческой биографии моего друга. В 1980–1985 годах он получил второе высшее образование, успешно окончил Дальневосточный государственный институт искусств по специальности «музыковедение». С 1985 по 1999 г. он — преподаватель и заместитель начальника по учебной части московского военного музыкального училища. С 1999 года — доцент, затем профессор кафедры духовых инструментов Московского государственного университета культуры и искусств, заместитель ректора института. Василий Петрович — автор научных работ, им написано много переложений для духового оркестра и ансамблей различного состава.
Под руководством маэстро Матвейчука. Его ученики, ансамбли и оркестры участвуют в различных семинарах, конкурсах и фестивалях исполнительского искусства, он сам неоднократно входил в состав членов жюри многих российских и международных конкурсов. Мойсеенко Борис Иванович (22.07.1946, с. Барвинки Малинского района Житомирской области). Исполнитель — туба, педагог. В 1965–1968 годах — музыкант военного оркестра танкового полка (г. Овруч Житомирской области). В 1971 году окончил Житомирское государственное музыкальное училище им. В. С. Косенко — класс тубы (преп. В. М. Стрелков). В 1976-м — Киевскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу тубы (преп. В. М. Горань). Параллельно с учебой в консерватории (1973–1975) он — артист оркестра киевского театра оперетты (дир. Е. Дущенко). С 1975 — артист-концертмейстер Государственного симфонического оркестра Гостелерадио Украины (Киев). По совместительству работал преподавателем в киевской музыкальной школе № 35. Лучшие выпускники этой школы продолжили обучение в музыкальных вузах и работают артистами оркестра и педагогами в Украине, Беларуси, Германии, Израиле, США. Во время концертной деятельности Борис Мойсеенко работал в симфоническом оркестре Гостелерадио под управлением таких выдающихся дирижеров как К. Симеонов, С. Турчак, В. Кожухарь. Бойко Семен Петрович (21.11.1951, Винница.) — труба. В 1967–1971 — учился в Житомирском музыкальном училище (преп. Т. С. Чумак). Затем учился в Казанской государственной консерватории. Сегодня — бизнесмен, крупный предприниматель. Уницкий Виктор Филиппович (05.01.1952, с. Луки, Житомирского района Житомирскоq области). Исполнитель — тубист, педагог. В 1967–1971 гг. учился в житомирском музыкальном училище (преп. В. М. Стрелков). В 1972–1976 гг. — в Ровенском государственном институте культуры (класс доцента В. Н. Старченко). С 1975 года преподаватель ДМШ Ивано-Франковска. Вольфман Ицхак (г. Бердичев Житомирской области) — труба. 1967–1971 — учеба в Житомирском музыкальном училище (преп. Т. С. Чумак). Проживает и трудится в США. ***Позволю и себя причислить к этой уважаемой компании, к этой «могучей кучке»! Расскажу о себе — о том, как сложилась и моя творческая судьба. Я тоже выпускник Житомирского музыкального училища — кларнетист, дирижер, педагог. Родился 25 сентября 1952 года в Житомире. С 1961 года начал играть на кларнете в духовом оркестре Житомирского Дворца пионеров (дир. С. Н. Москалев). В 1965–1968 гг. был воспитанником военного духового оркестра в Вильнюсе (дирижер — заслуженный артист Литвы И. М. Манжух). Стал лауреатом республиканского конкурса юных исполнителей на духовых инструментах в г. Укмерге (1968 год, номинация «кларнет»). В 1971 году окончил Житомирское государственное музыкальное училище им. В. С. Косенко по классу кларнета (преп. В. И. Заяц). 1971–1973 гг. — музыкант оркестра штаба Прикарпатского военного округа (Львов). В 1973–1975 учился в Уральской государственной консерватории (класс кларнета доцента И. М. Нестерова). В 1975–1978 гг. учился в Одесской государственной консерватории им. А. В. Неждановой (проф. К. Э. Мюльберг), параллельно работал в оркестре Одесского высшего командно-инженерного училища ПВО (дирижер — заслуженный артист Украины А. Я. Салик). 1979–1983 — художественный руководитель и дирижер муниципального духового оркестра Житомира. С 1986 года — преподаватель кафедры оркестрового дирижирования Ровенского государственного института культуры, одновременно руководил оркестром Ансамбля песни и танца «Горынь» ровенского Дворца культуры «Текстильщик». С этим ансамблем гастролировал в Польше, Чехословакии, западных городах Украины и, конечно, в Киеве. С 1990 года проживаю в Израиле, работаю преподавателем консерватории города Петах-Тиквы. Веду класс кларнета, саксофона, руковожу духовым оркестром. Являюсь собственным корреспондентом московского научно-популярного журнала «Оркестр», печатаюсь в музыкальном журнале «Израиль 21». Издал книги: «Такая музыка звучит у нас в судьбе» (Иерусалим, изд. «Кетер», 2013), двухтомник «Иерусалимский дивертисмент» (Иерусалим, изд. «Клик», 2016). Пишу статьи и очерки о талантливых музыкантах, педагогах, дирижерах, с которыми сводила судьба. ***В журналистике говорят, не спеши ставить точку. Так произошло и на этот раз. Совершенно неожиданно я получил письмо от сына Владислава Янковского — Станислава. В письме была ссылка на полную уважения и печали статью новосибирской журналистки Яны Доли, посвященную памяти отца и последнему, увы, не состоявшемуся с ним интервью. Я позволю себе частично опубликовать этот очерк. Фрагменты очерка «Звенья одной цепи», автор Яна ДоляЭто интервью должен был давать основатель и бессменный руководитель Юношеского симфонического оркестра Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) Владислав Янович Янковский. Он не успел... Владислав Янович откладывал интервью по случаю 20-летнего юбилея оркестра и 20-летия своей творческой деятельности, и в какой-то момент меня охватило нехорошее предчувствие. Так и случилось: 8 июня не только школа-колледж, но и весь культурный Новосибирск потерял замечательного музыканта и педагога, заслуженного артиста России Владислава Янковского. Школа скорбит до сих пор. Директор Александр Марченко с горечью думает о том, что когда-нибудь (а именно с началом школьной поры) придется назначать нового руководителя. — Александр Тихонович, каким был человеком и руководителем Владислав Янович? — Это легендарная личность. Выдающийся исполнитель, один из лидеров академического симфонического оркестра филармонии, который проработал там несколько десятилетий. Это человек, который воспитал, целую плеяду первоклассных музыкантов-кларнетистов. Он перенес ту петербургскую школу, которую в свое время получил, обучаясь в Петербургской консерватории, на сибирскую землю, и это было очень плодотворно: его музыканты, его воспитанники работают во многих оркестрах России и за рубежом. Юношеский оркестр он создал в 1996 году. Родительница нашей скрипачки Ольга Михайловна Базанова решила организовать музыкальный лагерь на базе дома отдыха, куда были приглашены учащиеся нашей школы, учащиеся детских музыкальных школ, некоторые музыканты академического симфонического оркестра, и в том числе Владислав Янович. И он там впервые встал за пульт и продолжал это делать буквально до последних дней своей жизни, потому что не мог без этого существовать. — В чем была его особенность работы именно с молодым поколением, с детьми? — Владислав Янович был человеком абсолютно бескомпромиссным, прежде всего по отношению к себе и в такой же степени по отношению к детям в том, что касается их профессиональной исполнительской деятельности. Он максимально требовал на репетициях профессионального качества и добивался этого, и это большая редкость. Собственно говоря, 20 лет возглавляя оркестр, он каждый год создавал новый оркестр, ведь специфика Юношеского оркестра в том, что каждый год уходят наиболее зрелые музыканты (они заканчивают школу, поступают в консерваторию), а приходят совсем молодые ребята — в возрасте 12–13 лет. — Такой возрастной разрыв — от 12 до 18 лет — не мешает детям взаимодействовать в оркестре? — Общению ничего не мешает. Более того, приходящие в оркестр молодые ребята подтягиваются к профессиональному уровню тех, кто в оркестре уже год—два—три. И в этом заслуга Янковского. — То есть получается, что уровень исполнения у этих 12-летних ребятишек такой же, как и у старших? — Это так, и это не только мое мнение — об этом говорят все, кто имел возможность слушать наш симфонический оркестр. Когда мы делали записи компакт-дисков, то зрелые, серьезные музыканты слушали и говорили: «Это кто играет?» Мы отвечали: «Дети». Они: «Не может быть». Потом мы стали делать уже записи на DVD. Тогда они убедились, что это именно дети достигают такого профессионального уровня. Причем Владислав Янович очень серьезно подходил к репертуару — он не делал никаких скидок на возраст. И в техническом отношении, и во всех художественных смыслах он брал очень серьезные сочинения. Кроме этого, свыше 70 воспитанников нашей школы имели удовольствие и счастье работать с ним, играя в качестве солистов. — Есть ли какое-то произведение, которое нравится в большей или меньшей степени оркестрантам, и это замечает дирижер? — Юным музыкантам нравятся в большей степени яркие, открытые и эмоциональные сочинения, где они могут себя выплеснуть и показать. Но Владислав Янович принципиально каждую программу начинал с сочинений венских классиков. Это Гайдн, Моцарт и Бетховен — та основа, которая дает возможность формирования серьезного профессионализма. А дальше шли сочинения романтической направленности. Музыкантам, может быть, в большей степени интересна яркая, эмоциональная музыка (они в ней себя хорошо проявляют и ощущают), но без этой классической основы воспитать настоящего оркестранта очень сложно. — Какой концерт был наиболее ярким и памятным для Юношеского симфонического оркестра за всю историю существования? — Помню концерт, которым дирижировал Арнольд Михайлович Кац. Когда Владислав Янович решил исполнить «Реквием» Моцарта и сказал об этом Арнольду Михайловичу, тот выразил сомнение: возможно ли это делать с нашим оркестром. Но когда оркестр под руководством Владислава Яновича разучил эту серьезнейшую партитуру совместно с солистами-вокалистами и Камерным хором филармонии, то Арнольд Михайлович был просто поражен тем уровнем мастерства музыкантов и той отдачей, с которой они исполнили гениальное сочинение Моцарта. ***По ходатайству коллектива Новосибирской специализированной музыкальной школы-десятилетки, Министерством культуры Новосибирской области принято решение о присвоении симфоническому оркестру «Юные дарования Сибири» имени Владислава Янковского. ***...Мой очерк об однокурсниках превратился в рассказ, посвященный памяти нашего, так рано ушедшего, товарища и коллеги. Дорогие мои однокурсники! Я вас люблю и помню, и пусть жизнь разбросала нас по странам и континентам — все вы мне дороги, а когда нас становится все меньше — особенно! Давайте будем помнить друг друга и гордиться тем, что мы в жизни сделали! Борис Турчинский, июль 2016
|
|
|
|
|
|