Форум Духовой оркестр - Not logged in
Выдержка из письма:
"...как сейчас в духовом оркестре правильно записывать нотный текст и правильно оформлять оркестровую партитуру с точки зрения нотоиздательских норм, а также правильно оформлять оркестровые партии? На сайте появляются новые и новые партитуры, созданные в различных нотных редакторах, но наблюдается резкий разнобой в их графическом оформлении. Встречаются как мастерски оформленные работы, принадлежащие классным нотоводам (бывает, с мелкими недоделками-недогляделками), так и ученические,- с явными промахами. Надо бы подвести всё под один знаменатель - создать для разных нотных редакторов единый шаблон-партитуру большого духового оркестра, где будет всё правильно выверено и выстроено с точки зрения традиций нашего российского (а не американского) нотоиздания. Далее создать шаблоны для более мелких составов исполнителей. Таких готовых, "заводских" шаблонов в нотаторах не было и нет. Но эту тему надо поднять отдельно."
Позвольте сказать, что мне стало бросаться в глаза . Многие партитуры в редакторах ,ручаюсь за свои слова, просто не являются ручной работой . Это переконвертированные и подправленные миди-партитуры. (Что говорит о людях делавших ЭТО , как понимающих толк в редакторах). Оттуда и эти немыслимые составы оркестров ,с тремя флейтами,гобоями ,фаготами и еще много чего,что стандартному российскому оркестру из глубинки и не снилось. :))) Но принтер все стерпит :)
Но есть и другие партитуры ,например господина Бажова (и он не единственный) - просто любо смотреть. И грамотно, и правильно с точки зрения редактора. Ну а про инструментовку я вообще молчу -профи ,он и в редакторе профи :))))). А то что на большой состав -ну так это он скорее всего делал для кого-то и поделился с сайтом. Но ведь его инструментовки РУЧНОЙ работы - и это главное!
Поддерживаю мысль о некоем шаблоне партитуры для духового оркестра ,и который только в таком виде и должнен приниматься к публикации.
Это то как раз и ручная работа. Вы когда -нибудь лично "подправляли" после "переконвертации" миди-файл? Очень неприятная, скажу Вам, работёнка - проще, иногда, вообще всё перепечатать "с нуля". Что касается форматирования - так это вообще отдельная песня. В миди редакторах форматирования нет, а в нотаторах - самое оно. Партитуры отформатированы и это ручная работа. В автоматическом режиме так не сделаешь - видно будет за километр. Такого рода партитура для духового квинтета была снята с сайта.
Что касается состава оркестра - ориентироваться надо прежде всего на лучшее.
Жаль что это у нас не в глубинке (ау, г-н Абрамович).
А в жизни - совсем недавно Губернатор московской области т.Громов Б.В. своим распоряжением создал Губернаторский духовой оркестр. На 70 персон! между прочим. Вот где 3 флейты, и 8 валторн - если хотите.
mikhail.timbre:
> Это то как раз и ручная работа. Вы когда -нибудь
> лично "подправляли" после "переконвертации"
> миди-файл?
Нет и не хочу этим заниматься. Но люди набившие руку и без меня с этим неплохо справляются :)))
> Очень неприятная, скажу Вам, работёнка -
Еще бы , а что ж приятного в том ,чтобы чужие навароты и эксперементы напичканные не в тему (такое чаще всего в миди) разгребать> проще, иногда, вообще всё перепечатать "с нуля".
Это вопрос профессиональной чистоплотности и этики.
Что касается форматирования - так это вообще
> отдельная песня. В миди редакторах форматирования
> нет, а в нотаторах - самое оно. Партитуры
> отформатированы и это ручная работа.
Михаил,а никто про форматирование здесь ничего и не говорил > В автоматическом режиме так не сделаешь - видно будет
> за километр. Такого рода партитура для духового
> квинтета была снята с сайта.
> Что касается состава оркестра - ориентироваться
> надо прежде всего на лучшее.
Вот за это и выпьем! :)))) Ориентироваться надо только на лучшее,и в первую очередь на качество самой инструментовки ,а уж потом на техническую сторону работы с редактором. Если инструментовка грамотная ,то некоторые "блямсы" в ее графическом оформлении не вызывают особого разочарования.> Жаль что это у нас не в глубинке (ау, г-н Абрамович).
> А в жизни - совсем недавно Губернатор московской
> области т.Громов Б.В. своим распоряжением создал
> Губернаторский духовой оркестр. На 70 персон! между
> прочим. Вот где 3 флейты, и 8 валторн - если хотите.
Я против 3 флейт ,3 гобоев и тд . ничего не имею. Я уверен что Губернаторскому оркестру, для такого вот состава, будут писать немного другой репертуар , а не те вещи , которые мне приходилось видеть здесь.
Может быть имелся ввиду А.Баженов из Киева? Если да - см. Модена Марш (Джаз)
Все названия инструментов по английски - не наше это. Любое издательство завернёт - с какой стати? Да и места занимает уйму - отступ слева просто гигантский. Обозначение 1,2,3. партий кларнета, валторн и.т.д. арабскими цифрами - тю, должны быть римские. На титульной странице сверху еле влезло название марша, а внизу - хоть ещё инструмент прибавляй. На второй странице этого уже нет! Зато номер страницы посередине???
Корнет сидит выше тромбона.??
Про партии отдельных инструментов вообще молчу - там просто туши свет - судя по первой же партии - как-будто разные люди делали.
А вот для сравнения - чуть выше - Воронеж - Как много девушек.. Попурри на темы Кириллова С.В. Тут то всё по-русски и цифры - как надо - римские. Только они не выровнены между собой и по центру.
И вертикальные "саксофоны"!!!! Попробуй повтори так! (В нотаторах вертикальное изложение буквенного текста не предусмотрено) Вот она, ручная работа.
Но тут свои недоделки - мелковато название и про начальника - уж слишком длинно.
Такого рода информацию можно поместить в другое место файла. Обрамляющая фигура цифры 1 - не квадрат. А с ним проще - цифры то растут и 10 сюда уже не влезет. Саму единицу надо бы на один такт правее. "Как много девушек хо..." это затакт, хоть и длинный. а затакт рекомендуется собственно в цифру не вставлять.
Зато партии - сразу видно, что автор тот же. Но.. не используются аббревиатуры.
Тогда весь текст, первой же партии, возможно, уместится и вообще на одной странице. Экономия бумаги налицо.
Берегите лес! Лес - наше богатство!
Михаил , по всему видно что техническая сторона - это Ваш конек. Но.... Баженовские партитуры - это партитуры ,реальные ,с реальными партиями написанные знающим музыкантом (с которым я лично не знаком,но прочитав его партитуры именно к этому выводу и пришел ). Написаны по всем ,нам инструментовщикам известным канонам. Ну а если есть огрехи редактирования,то.... Слушайте ,а не взять ли Вам вот такую общественную нагрузку ,и доводить визуальную обработку партитур в редакторах ДО УМА ? Что скажете?
Поддерживаю предложение.
Михаил, пришлите, пожалуйста, образец партитуры, выполненный по всем правилам нотации, или - свой вариант одной из выложенных на сайте партитур.
В Финале - запросто. Нужен исходник. Не вбивать же по новой, а из Сиба конвертировать в Финал затруднительно. Кстати о "блямсах" - инструментовщик классный, так это же здорово! Однако приготовил "омары в шампанском" - уместно и подать на классной посуде - на алюминиевой то смотреться не будет, да и есть - не очень приятно.
Ещё один аспект - партитур сколько, а сколько ещё будет? И исправлять по-аналогии
можно научиться и другим. А с шаблоном - ещё проще. А совсем просто - ошибок не делать и всё будет тип-топ.
> В Финале - запросто. Нужен исходник.
Исходник выслан Вам по почте: "Очи черные".
Исходник 372 кб. Очи чёрные получил. ОК.
Это точно правильный исходник? Как будем правильно переводить на русский названия ниже литавр? Подскажите.
1.В данном исходнике (партитуре) есть ряд аббревиатур. Такт такой-то повторить столько-то раз. Применение такого рода аббревиатур, столь желанное и приветствуемое в партиях отдельных инструментов, возможно в черновых рукописях партитур, но "совершенно недопустимо" в печатных партитурах.
"Проявившиеся" такты требуют коррекции.
2.Вместе с тем партия ударных (маракасы) выписана без аббревиатур, а вот тут они (инструмент без определённой высоты) очень даже желательны - в том числе и в партитурах. Вместо шестнадцатых, занимающих изрядное пространство уместно выписать восьмушки или даже четверти (с двумя чёрточками на штиле).
Снятие аббревиатур в партитуре показывает, что такты на странице 3 слишком сжаты и всё просится вправо. Требуется смещать такты на следующий лист. А это уже перевёрстка.
3.Партия вокала записана с перекладинами-вязками у восьмых. Такого рода группировка у вокала возможна только при "опевании" какого-либо слога. При этом опевании крайние ноты группы слиговываются между собой. В остальных случаях (1 слог = 1 ноте) ноты выписываются без перекладин - только с флажками.
4.Двойная тактовая черта под цифрой 1 является совершенно излишней и не несёт никакой информации.
В первом такте у труб присутствует нота соль-диез. Через тактовую черту - сразу неальтерированная соль. Может уместно поставить предупреждающий бекар?
Вот если бы ля-бемоль вместо соль-диез, тогда визуально всё вроде бы логичнее
(не утверждаю - только интересуюсь иными мнениями).
mikhail.timbre:
> В первом такте у труб присутствует нота соль-диез.
> Через тактовую черту - сразу неальтерированная
> соль. Может уместно поставить предупреждающий бекар?
С практической точки зрения именно так и следует поступить.
Партитура визуально выстроена и будет выслана назад в ближайшее время. Идёт вторичная визуальная проверка.
Будет также выслана партитура-исходник со знаками вопросов в тех места, которые вызвали сомнения. (идёт работа над ней).
В задачу входила визуальная корректировка - миди информация оставлялась без изменений. (запись партий ударных сохранена в оригинале)
Автор текста будет выставлен в окончательном варианте.
Смена знаков (не по-русски) - без изменений (отдельная тема для обсуждения)
Нумерация страниц оставлена без изменений, как "индивидуальный почерк" автора.
mikhail.timbre:
> В Финале - запросто. Нужен исходник. Не вбивать же
> по новой, а из Сиба конвертировать в Финал
> затруднительно.
То есть, этим самым Вы подчеркиваете что именно Финал Ваш "конек"! > Кстати о "блямсах" - инструментовщик классный, так это же здорово!
> Однако приготовил "омары в шампанском" - уместно и
> подать на классной посуде - на алюминиевой то
> смотреться не будет, да и есть - не очень приятно.
Лично меня вполне устраивает ,что господин Баженов прислал классные инструментовки и меньше тронули казусы редактора.
( К слову говоря,господин Баженов не единственный ,кто снабжает сайт хорошими инструментовками - вас здесь МНОГО таких, господа.!!!), Но мы сейчас не о иструментовках говорим,а о их оформлении. И это также искусство,признаю. > Ещё один аспект - партитур сколько, а сколько ещё
> будет? И исправлять по-аналогии
> можно научиться и другим. А с шаблоном - ещё проще.
> А совсем просто - ошибок не делать и всё будет
> тип-топ.
Согласен!!!!
Есть хорошая книжка "Руководство по графическому оформлению нотного текста" Карцева, Оленева, Павчинского.
Переиздана в 2007 году. К сожалению тираж 300 экземпляров.
Но в интернете есть раннее издание.
По-моему есть даже приложение на Play Market'е.
Есть ещё книга "Нотная графика" Нюрнберга.
Но она издавалась давно. В интернете тоже её можно встретить.