By boris04
Date 28.05.2010 [19:49]
Edited 28.05.2010 [19:51]
Жизнь, отданная музыке
Самое изысканное из искусств
Заслуженный артист России Гаррий Минеевич Оганезов без всяких условностей и натяжек на любых своих гастролях, где бы ни бывал, мог бы сказать о себе с гордостью, что он представляет город Липецк и родной липецкий симфонический оркестр. Именно так его и объявляли, как липецкого дирижера – в Вене, в Берлине, в Москве. И он мог бы рассказать, что Липецк – красивый город. Красивый, не только своими улицами, но и людьми, и еще – музыкой. Не зря говорят, что любовь к классической музыке – удел немногих счастливцев. Жителям Липецка в этом смысле повезло. Но еще говорят, что гармония и красота классической музыки не всегда совпадают с нашими реалиями. Это, к сожалению, правда…
Вершиной творчества и музыкальной деятельности Оганезова был Липецкий симфонический. Он его создал, это было его детище. И жители рабочего города тоже с гордостью могут сказать о земляке, что родившийся в украинском Житомире армянин Оганезов их исконный, липецкий.
С этим городом у Оганезова связана, можно сказать, вся жизнь. Более 50 лет посвятил он творческой деятельности. В течение последних 14 лет Гаррий Минеевич работал с Липецким симфоническим оркестром. За большой вклад в развитие культуры и искусства города награжден знаком «За заслуги перед Липецком».
Липецк известен как город музыкальный, во многом благодаря Оганезову. В Липецке сформировались интересные музыкальные коллективы: камерный хор и оркестры — джазовый, народных инструментов, симфонический. Для города, в котором нет своей консерватории, эти коллективы — немалое достижение, признак начавшейся кристаллизации культурного центра.
Самое изысканное из искусств — симфоническая музыка — оказалось самым демократичным по аудитории и месторасположению концертного зала в областном центре. У липецких музыкантов, к счастью, есть преданные слушатели, которые через весь город едут слушать музыку на окраину, где стоит отнюдь не самый лучший в городе недорогой рояль. Бетховен, Бах и Чайковский звучат в зале, где потолок в разводах от протёкшей воды, а оформление сцены — скромнее, чем в сельском клубе.
Перед началом своего последнего концертного сезона Гаррий Оганезов дал интервью местной газете «АиФ-Липецк», которое сегодня воспринимается как творческое завещание. Тогда маэстро с воодушевлением планировал программу и откровенно рассказывал о неразрешённых проблемах симфонического оркестра в городе с тонкой культурной прослойкой.
…Липецкий симфонический играл для своего художественного руководителя Гаррия Оганезова в последний раз. Бессменный руководитель оркестра скончался 5 февраля 2010 года на работе. Ему было 72 года. Его оркестранты, которые, как мужчины, плакать бы не должны, плакали и… играли.
"Музыка осталась с нами!"
С такими заголовками вышли липецкие газеты, когда не стало Оганезова. Знал бы он, ему было бы лестно. Ведь именно для этого прибыл он однажды в этот город, чтобы подарить ему музыку.
"Жизнь, отданная музыке", - так писали о нем. Немного банально, но, по сути, очень верно.
Гаррий Оганезов родился в Житомире, учился в Свердловске, работал в Томске и Одессе. Преподавал в Воронеже. Но главное дело своей жизни сделал в Липецке.
За 14 лет он совершил переворот, коллектив под его руководством много гастролировал по стране и за рубежом, становился лауреатом конкурсов и фестивалей.
«Понимание музыки при нем стало совсем другим. Он за это не просто болел, он жил этим. Он считал, что лучше этой профессии не может быть, и ни на какую бы ее не променял. И он, конечно, сгорел оттого, что в нем горел этот внутренний огонь» - так о нем писали. Первым среди муниципальных коллективов липецкий симфонический всегда открывал концертный сезон. Оркестр привез награды Бетховенского фестиваля, успешно выступив в Австрии. По приглашению австрийской стороны симфонический оркестр дал три концерта. На каждом из концертов зрителям предлагалась новая программа.
Еще в 1990 году липецкий оркестр дирижера Оганезова стал Дипломантом Всероссийского фестиваля в Новосибирске, в 2006 году — он дипломант Международного фестиваля в Германии. Оркестром были осуществлены концертные постановки опер Перголези «Служанка-госпожа», Рахманинова «Алеко», Верди «Аида», Глинки «Руслан и Людмила».
…В кабинете маэстро все очень аккуратно. На стенах минимум грамот — только с международных фестивалей. Из Германии, Австрии. Триумфом завершилась первая же зарубежная поездка коллектива. Из немецкого города Кобленца музыканты Оганезова вернулись с почетным кубком и дипломом лауреата фестиваля «Культурные встречи: Германия — Россия».
Идеи Гаррия Минеевича понимали не все. Но он крутил у виска и говорил про себя: «Я человек творчества». Сергей Гузеев, корреспондент: «Вроде совсем недавно по городу висели афиши, которые приглашали всех на концерт симфонического оркестра с участием выдающегося российского пианиста Юрия Розума. Дирижировал Гаррий Оганезов. Это выступление собрало полный зал. Такое в Липецке бывает не часто».
В программу того блестящего выступления включены были шедевры мировой музыки – «Концерт для фортепиано с оркестром №1» Петра Чайковского, «Этюд - картина», «Рапсодия на тему Паганини» и прелюдии Сергея Рахманинова. Исполнение таких сложных вещей по плечу только музыкантам самых выдающихся оркестров.
Оганезов жил музыкой. Даже три инфаркта и кардиостимулятор не заставили его уйти со сцены. Даже и в ту злополучную пятницу, когда начал задыхаться, всё надеялся провести репетицию.
"Нами подготовлено много музыки"
Каждый новый концертный сезон в Липецке — новая серьёзная программа.
— Наш симфонический оркестр действует таким образом, что не повторяет свои концерты, — повествовал Гаррий Оганезов. — У оркестра каждый сезон — новая серьёзная программа. Но это до некоторой степени и печально: нами подготовлено много музыки, которая достойна слушателя в любом концертном зале любого города мира и которую хорошо было бы повторить на гастролях и в следующем сезоне. Наш оркестр имеет опыт успешных гастролей за рубежом и по области. Нас «на ура» принимали в Германии, зал долго аплодировал. Такой известный артист, как Ренат Ибрагимов, остался доволен своим выступлением с нашим оркестром.
В Липецком симфоническом оркестре играют не звёзды мирового уровня, но добросовестное, трепетное отношение музыкантов к искусству и к своему труду приводит к тому, что они очень тщательно и эмоционально ярко готовятся к каждому выступлению. Оркестр не заражён «бациллой» снобизма, а работает в поте лица.
Вновь слово Оганезову.
— Порой артисты стонут: мы работаем за такие мизерные деньги. Я им отвечаю: в России всего пять оркестров, которые много зарабатывают, остальные находятся на таком же финансовом уровне, как у нас. Нам нужен и свой большой автобус, чтобы мы могли поехать на гастроли в соседние области и районы. За заказ одной поездки надо платить минимум десять тысяч рублей, деньги для нас огромные. В мире самые востребованные музыканты — российские. С нашим оркестром выступает тенор, который является украшением любой сцены, артистичный и красивый. Оркестр не может оплатить выступления приглашённых солистов, но благодаря добрым отношениям они рады выступить у нас, потому что им интересно играть с нашими музыкантами.
……………………………………….
.
Оганезов родился в моем родном городе Житомире. Учился в нашем житомирском музыкальном училище имени В.С.Косенко сразу на двух отделениях. По классу кларнета и скрипки, что затем положительно повлияло на все аспекты дирижерского искусства. Ему повезло с преподавателем. Это был выдающийся педагог Зерльман Зусиевич Ройтфарб. Прекрасный педагог-дирижер и организатор.
Будучи фронтовиком, прошел всю войну до последнего дня, мужественно перенес все её тяготы. Студенты очень любили его, всегда с трепетом ждали его оценки и высоко ценили его мнение. Авторитет этого универсального музыканта среди преподавателей был исключительно высок. Блестящий скрипач и преподаватель игры на этом инструменте, он вёл занятия и на всех духовых инструментах. А его постановка оперы С.Рахманинова "Алеко" в июне 1955 года навсегда вошла в историю культурных событий Житомира. В то время Зельман Зусиевич дирижировал симфоническим оркестром училища и, по воспоминаниям местных музыкантов, это был поистине расцвет профессионального уровня коллектива и всего училища в целом.
Затем Гаррий Оганезов сам работал преподавателем училища, вел симфонический оркестр училища. (Будучи студентом этого училища, я играл в этом симфоническом оркестре, а также часто был приглашенным кларнетистов в оркестре Житомирского театра, где была основная работа Гаррия Минеевича) Не отсюда ли столь глубокое понимание им народности самого изысканного из искусств, как называют симфоническую музыку.
Уральская консерватория. Класс кларнета у И.М.Нестерова. Обучаясь на духовом отделе, он уже мечтает о профессии дирижера, посещает факультативно уроки дирижирования. Было это в теперь уже далеких и столь романтичных шестидесятых годах физиков и лириков.
А в 70-е была учеба в аспирантуре у известнейшего педагога, профессора Марка Павермана. Это были прекрасные и незабываемые его годы.
Мы с Оганезовым нашли друг друга с помощью Интернета, через много-много лет. К сожалению, я не все успел спросить у Гаррика, как его называли друзья. Хотелось расспросить его о том, как он из «самодеятельного состояния» вывел свой оркестр на союзный и международный уровень. С ним играли выдающиеся исполнители, сотрудничали известные композиторы. Оганезов был в своем оркестре непререкаемый авторитет. Хотя и в тот десятилетний период, когда он был вторым дирижером Одесского симфонического оркестра, тоже оставил неизгладимый след и в его жизни, и в музыкальной жизни Одессы.
В беседах с ним мне всегда приятно было слышать, с какой любовью отзывался он о своем коллективе. Оркестр был высокопрофессиональным, жизнь его была насыщенной гастролями. В Одессу любили приезжать знаменитые дирижеры, композиторы и ведущие солисты СССР и других стран. До сегодняшнего дня с большой теплотой вспоминают Гаррия Оганезова в Одесских музыкальных кругах. Кстати и тут, как и в случае с Житомирским музыкальным училищем, будучи студентом Одесской консерватории, мне пришлось играть в оркестре Одесского симфонического оркестра ряд программ, подготовленных Гаррием Минеевичем. Для меня это было незабываемо! С таким известным коллективом и плюс ко всему под управлением талантливого дирижера и близкого мне человека-Оганезовым.
А уехал он из Одессы не по своей воле. Когда началась перестройка и пошли волны вседозволенности под прикрытием слов о демократии, когда коллектив мог выбирать дирижера, кучка бунтовщиков (все как в 1932-м году) такого одаренного дирижера… забраковала! В это трудно поверить! Подорвав устои, бунтовщики исчезли из коллектива, как бабочки-однодневки, но дело было сделано. Оганезов переезжает в Воронеж и там сразу получает свой первый сердечный приступ, который его уже держал потом клещами на протяжении многих лет.
Оганезов, как дирижер, был внешне очень сдержанным в дирижировании, но с большой внутренней энергией, поэтому его учителя Марка Павермана и его самого в Германии назвали продолжателем Артура Никиша – видного венгерского дирижера прошлых лет.
Дирижер, заведующий музыкальной частью Житомирского музыкально-драматического театра, дирижер Свердловского театра музыкальной комедии, художественный руководитель Томской филармонии, дирижер симфонического оркестра Одесской филармонии, профессор Воронежской государственной академии искусств – вот далеко не полный перечень этапов творческого пути Оганезова.
Под его руководством липецкий коллектив достиг высокопрофессионального уровня, стал лауреатом международных фестивалей и конкурсов, с успехом гастролировал в городах страны и за рубежом. С оркестром выступали народные артисты России и СССР. Свои авторские программы в Липецке показывали композиторы с мировым именем – Родион Щедрин, Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Владислав Казенин. Последний концерт Липецкого симфонического оркестра с участием выдающегося российского пианиста, народного артиста РФ Юрия Розума состоялся 3 февраля, практически в канун смерти Оганезова.... У него было много планов, идей, замыслов, но не выдержало сердце…
Гаррий Оганезов был человеком отзывчивым и главное – отзывчивым творчески. Узнав о смерти своего близкого друга по училищу, талантливого украинского композитора, заслуженного деятеля искусств Украины Александра Стецюка Оганезов сразу проявил желание провести в Липецке концерт "Памяти друга" из произведений Александра Михайловича Стецюка. Это произведения для симфонического оркестра, инструментальная музыка, песни и романсы. Мы с друзьями уже начали поиск нот. Увы... Не суждено было...
Человек, с душою нараспашку
— Гаррий Минеевич был удивительным человеком, ярким и сложным, как все талантливые люди, — вспоминает друг и соратник Оганезова Вера Ерохина. — Он буквально изнурял творчеством и себя, и окружающих. По его мнению, талант — далеко не все, что делает артиста. Главное — непрерывная кропотливая работа над собой, над совершенствованием мастерства. У него не было такого: эту музыку я не люблю, и играть не буду. В творчестве каждого композитора он умел находить прекрасное. При этом русская классика всегда оставалась его самой большой любовью. Оганезов умел находить талантливых детей и открывать перед ними путь в искусство. В рамках абонемента «С оркестром играют дети» с его коллективом выступали обычные ребята из простых музыкальных школ, вдохновляясь энергией маэстро и его любовью к музыке. Очень приятно, что такие известные молодые музыканты, как Артем Пилоян, Алексей Сычев, Сергей Басукинский, Давид Махмудов, начинали с Липецким симфоническим оркестром. В жизни Гаррий Минеевич был человеком с душой нараспашку. К нему тянулись даже выдающиеся мастера мировой музыкальной сцены. Уникальный случай: с провинциальным оркестром выступали знаменитые Александр Князев, Ирина Бочкова, Юрий Розум и многие, многие другие. Он привык жить по максимуму, полностью отдаваясь творчеству.
Музыка – вечна!
Традиционным стал в Липецке Международный конкурс-фестиваль юных пианистов, главной задачей которого стала активизация музыкально-образовательной и музыкально-просветительской деятельности через возрождение, сохранение и развитие лучших страниц истории культуры России.
Его организаторы ставили своей задачей пропаганду высших достижений национальной пианистической школы, выявление и поддержку юных дарований, обмен педагогическим опытом.
Конкурс проводится в память о великом русском пианисте и педагоге Константине Николаевиче Игумнове, одном из основоположников национальной пианистической школы, уроженце Липецкой области.
Учредителем принято называть Управление культуры и искусства Липецкой области. А организаторами – областной учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусства, Липецкий областной колледж искусств имени К.Н. Игумнова. Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
А идея принадлежала маэстро Оганезову.
В последний раз в оргкомитет конкурса поступило 113 заявок из 57 городов России, Украины, Беларуси, Грузии, Израиля, Казахстана, Кореи, Италии, Коста-Рики.
А это значит… А это значит, что надо ждать вскоре новых выдающихся имен в музыке. Потому что жизнь наша суетна и все приходяще. Все приходяще, а музыка – вечна!
Борис Турчинский.
Май 2010 год.Израиль