|
|
Петров Иван ВасильевичСудьба этого ставшего впоследствии знаменитым генералом музыканта и капельмейстера изложена во всех энциклопедиях и справочниках. Вот что говорит, к примеру, музыкальная энциклопедия Келдыша: «Петров Иван Васильевич родился 13 июня 1906 г. в селе Абрамовка Новохоперского уезда Воронежской губернии. В 1936 г. окончил военно-дирижерский факультет Московской консерватории, проходил службу военным дирижером оркестра Особой кавалерийской бригады (1936–1941), оркестра Военно-политической академии им. В. И. Ленина (1941–1944), начальником Высшего училища военных капельмейстеров (дирижеров) (1944–1950). В должности главного дирижера Советской Армии — начальника военно-оркестровой службы СССР с 1950 по 1958 год проявил себя как талантливый руководитель и опытный музыкант. В 1958 году получил звание „Заслуженного деятеля искусств РСФСР“. С 1957 г. профессор, в 1958–1963 начальник оркестровой службы Одесского военного округа и преподаватель Одесской консерватории. По возвращении в Москву с 1963 по 1969 г. был преподавателем военно-дирижерского факультета Московской консерватории. В 1970–1974 гг. главный дирижер Государственного духового оркестра РСФСР». Несколько поправок позволим себе внести, пользуясь данными УПК из Подольского архива. В июне 1936 г. назначен капельмейстером в отдельный кавалерийский дивизион НКО СССР, а в октябре того же года он и был переформирован в особый кавалерийский полк НКО. В декабре 1939 г. этот полк вновь преобразован уже в особую кавалерийскую бригаду МВО. Инспектором военных оркестров Одесского военного округа Петров был вплоть до мая 1963 г., позже назначен инспектором военных оркестров Северной группы войск. В сентябре 1964 г. вернулся в Москву старшим преподавателем военно-дирижерской кафедры Военно-дирижерского факультета при МГК им. П. И. Чайковского, где прослужил вплоть до увольнения на заслуженный отдых в июле 1968 г. Из автобиографии Петрова: Ввиду плохого материального положения родителей учебу в школе пришлось чередовать с работой в сельском хозяйстве, а с 1916 по 1918 год работать чернорабочим. В 1924 году окончил школу второй ступени, где научился играть на духовом инструменте (корнет), и так полюбил духовой оркестр, что затем, где бы ни работал, всегда находил время для участия в оркестрах. В 1924 году комсомольская организация послала меня работать секретарем сельской ячейки, а позже меня избирают освобожденным членом бюро райкома (завполитпросвета). Желание стать профессиональным музыкантом привело к тому, что я переехал в Воронеж, где, трудясь на производстве в качестве рабочего, а потом помощника машиниста на паровозе, имел возможность играть в оркестрах, а также учиться музыкально-теоретическим дисциплинам. В конце 1926 года комсомольская организация выбирает меня в члены бюро первого райкома ВЛКСМ Воронежа, что в какой-то мере осложнило занятия музыкой, но все же я продолжал работать и в этой области. В 1928 году неожиданно для меня партийная организация посылает меня на учебу в техникум путей сообщения; там я организовал духовой оркестр и им руководил, а с 1929 года стал учиться и в музыкальном техникуме вначале на вечернем отделении, а позже на дневном. В 1931 году по окончании техникума путей сообщения меня направили работать на Воронежский паровозоремонтный завод им. Дзержинского, где я организовал профессиональный духовой оркестр. Именно Петров во время подготовки и проведения ноябрьского парада 1948 года впервые встал к сводному оркестру на Красной площади лицом, а спиной к Мавзолею. По этому поводу С. А. Чернецкий в письме на имя Мехлиса от 4 ноября 1948 г. написал: «Считаю своим долгом службы доложить и обратить Ваше внимание на то, что дирижер сводного оркестра Московского гарнизона полковник тов. Петров в присутствии Высшего командования и принимающего парад дирижирует оркестром, стоя спиной к принимающему парад. Это является грубым нарушением уставов. Недопустимо, чтобы на Красной площади во время парада дирижер стоял спиной к Мавзолею, к Правительству». Это письмо вызвало страшное недовольство со стороны руководства и комендатуры Москвы, но Петров сумел убедить, что качество звучания и слаженность оркестра важнее политических амбиций. Также он отказался от дирижеров-дублеров, а левый и правый фланги сводного оркестра повернул к себе вполоборота, при этом ударные инструменты поставил в задние шеренги, а корнеты и трубы — в передние. Это позволило значительно сократить время на репетицию, сконцентрировать внимание на одном руководителе и улучшить качество звучания всего оркестра. Неизмеримо теснее, крепче стал творческий контакт между оркестром и дирижером, улучшился ансамбль, значительно повысилось качество игры сводного оркестра. После увольнения в запас в 1970 г. организовал и возглавил (воссоздал оркестр В. Блажевича, личный состав которого почти полностью погиб в 1941 году в боях под Москвой) Государственный духовой оркестр РСФСР. Заслуженный деятель искусств России. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, многочисленными медалями. Сочинения и труды И. В. Петрова:
Марши:
Музыканты Парада Победы. М. Д. Черток. 2015.
Опубликовано с разрешения автора. |
|
|
|
|
|