Старинный марш (Пятилетка)
Комментарий
С этим маршем я познакомился более 50 лет назад. Оба его названия — «Старинный марш» или марш «Пятилетка» — встречаются в различных рукописных вариантах нот. Инструментовка с добавленными мною партиями саксофонов, почерпнута из архива Василия Марковича Татаринцева. Марш написан в мажорной тональности по стандартной трехчастной схеме, как и большинство подобных маршей («Егерский», «Привет музыкантам», «Тоска по родине», «Мечта поэта», «Триумф победителей» и пр.). Судя по второму названию, он был сочинен в конце 20-х или начале 30-х годов ХХ века.
Очевидно, что автором пьесы был военный музыкант, поскольку во вступлении звучит гармонизованный военный сигнал «Попади!», на ритмике которого построена почти вся первая часть марша, лишь в ее концовке проходят фанфарообразные пассажи, очень любимые военными трубачами и корнетистами. Оригинальная и бравурная вторая часть (басовое соло) написана с использованием трелей у деревянных инструментов, что также указывает на использование автором приемов инструментовки, применяемых обычно в военных полковых оркестрах с составом в 15-20 человек. Третья часть, или трио, как многие военные марши, изложена в тональности субдоминанты и построена на теме трио немецкого марша «Старые друзья» («Alte Kameraden»). Однако, надо сказать, чистое цитирование длится лишь первые 12 тактов, а затем наблюдается вариационная разработка исходной мелодии с уходом в самостоятельную оригинальную мелодию.
Такое цитирование чужих тем, по-видимому, в маршах вполне допустимо, поскольку даже такие корифеи в области военных маршей как С. А. Чернецкий позволяли себе свободное использование чужих мелодий во вновь сочиненных произведениях. К примеру, в третьей части своего «Старинного марша», партитура которого представлена на «Партите», C. А. Чернецкий цитирует мелодию, которая звучит в первой части широко известного «Русского марша», автором которого является В. П. Вишневецкий.
Некоторые заметят: «Это еще неизвестно, кто кого цитирует!» Действительно, мы не знаем точной даты публикации нот того или иного марша, но известна запись «Русского марша», датированная 1940 годом. Однако, изучая партитуру знаменитого «Марша танкистов», написанного в 1944 году, находим в ней в третьей части произведения мелодию, которая в «Русском марше» В. П. Вишневецкого звучит в басовом соло. Аранжировщики этот прием называют «коллаж» или «монтаж» и не считают за плагиат. С. А. Чернецкий был непревзойденным мастером такого монтажа. Марш «ГТО» — это самое простое из того, что вышло из под его пера. Поэтому и мы не будем винить нашего безымянного автора за вплетение в свой прекрасный марш немецкой мелодии, которая, кстати, долгие годы была практически неизвестна русской публике.
А. Грустнев
|